Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок 35
Н. А. Некрасов. Стихотворение
«Размышление у парадного подъезда»


Цели:

1. Актуализировать знания о творчестве Н. Некрасова.

2. Закреплять умение выразительно читать лирические произведения.

3. Формировать умение определять основную мысль произведения, его художественные особенности.

Оформление: портрет Н. А. Некрасова.

Ход урока

I. Литературоведческая разминка.

1. Соедини имя и фамилию писателя.

Задание: назовите имя, отчество и фамилию русского писателя.


 Василий Андреевич

 Константин Георгиевич

 Александр Николаевич

 Иван Андреевич

 Иван Сергеевич

 Михаил Юрьевич

 Николай Васильевич

 Николай Алексеевич

 Антон Павлович


 Гоголь

 Некрасов

 Чехов

 Тургенев



 Лермонтов

 Паустовский

 Жуковский

 Островский

 Крылов


2. Соедини писателя и географическое понятие (место, с ним связанное)

 Михайловское

 Спасское-Лутовиново

 Сорочинцы

 Замоскворечье

 Тарханы (или Валерик)


 Островский

 Лермонтов

 Пушкин

 Гоголь


 Тургенев

Вопрос: С каким местом мы связываем имя Н. Некрасова?

II. Объявление темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о Николае Алексеевиче Некрасове, о его произведениях.



III. Работа со статьей учебника.

Задание: прочитайте статью, сформулируйте опорные слова для рассказа о жизни и творчестве поэта.

Например,

Волга.

Семейное «дворянское гнездо».

«Современник».

«Я лиру посвятил народу своему».

«Мороз, Красный нос».

Комментарий учителя: Эпиграфом к рассказу о жизни Н. Некрасова можно было бы взять русскую пословицу «Воля и труд человека дивные дивы творят». Это вы поняли, прочитав статью учебника: наперекор отцу выстроил свою жизнь сам, упорство и трудолюбие принесли ему славу не просто поэта, а защитника простого человека, труженика. В поэме «Кому на Руси жить хорошо…» крестьяне, отправившиеся искать счастливого человека, убедятся, что таким может быть только защитник народа. Некрасов обладал даром большого поэта – он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники (посчитайте, сколько времени прошло с тех пор). Главной темой своего творчества (но не единственной!) он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством, и это вызывало живой отклик в сердцах читателей.



IV. Чтение и анализ стихотворения «Размышление у парадного подъезда».

1. Слово учителя.

Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда». Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений – он доказывал свою правоту неоднократно. Окна квартиры, занимаемой Некрасовым на Литейном проспекте Петербурга, смотрели на подъезд министра государственных имуществ М. Н. Муравьева, и поэт, видимо, не раз наблюдал сцены, описанные в этом стихотворении. Панаева, гражданская жена Н. Некрасова, вспоминала об одном случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всей вероятности, крестьяне желали подать какое-то прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала об увиденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». Прочитаем его и мы с вами.

2. Выразительное чтение стихотворения по частям.

1) Чтение первой строфы.

Вопросы на восприятие:

– Как поняли?

– Какая картина возникла в воображении при чтении?

– Как бы вы назвали эту часть произведения? (Заветные двери и посетители «парадного подъезда.)

– Зачем приезжают туда просители?

– Кто живет за «заветными дверями»?

– На какие детали обратили внимание?

– На какие эпитеты? (Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.)

2) Чтение второй и третьей строф про себя, затем выразительно вслух.

Устно нарисуйте словесную картину, описанную поэтом. Озаглавьте эту часть.

3) Чтение третьей и четвертой строф про себя.

Задание: устный портрет «владельца роскошных палат» с цитатами.

4) Чтение последней части учителем, затем 2–3 учениками.

Вопрос: чем отличается эта часть от предыдущих? (От описания поэт переходит к обобщению и призыву, последние строчки звучат как ораторская речь трибуна, защитника народного.)

5) Задание: найдите слова, в которых вы видите отношение автора к тому, что он описывает.

6) Определение многоголосия стихотворения. Итак, мы увидели основные образы этого стихотворения: коллективный образ народа, образ вельможи, образ автора.

Задание: найдите в тексте места, где речь идет об авторе, где он выступает как очевидец событий.



Вот парадный подъезд…

Раз я видел сюда мужики подошли…

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

– А кто видит этот момент? Перечитайте начало произведения. (Всё это видел автор: он видел крестьян, видел швейцара, слышал обращение крестьян к швейцару: «Допусти!».)

– Кто видит следующую картину:

... Некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых...

– Кто это видит? Обращаем внимание на слова: «Он гостей оглядел...» (Эти слова показывают, что на крестьян смотрит и видит их швейцар. Он слуга в богатом барском доме и привык судить о посетителях («гостях») по их облику, внешнему виду, одежде.)

– Что же он видит в крестьянах? (Армячишка худой, самодельные лапти, загорелые лица и руки, кровь на ногах.)

– Почему так пристально, так тщательно разглядывает крестьян швейцар? (Он раздумывает, «допустить» ли ходоков к «владельцу роскошных палат» – и колеблется.)

– Как же относится швейцар к «гостям»? Зачитаем следующие строчки:

Знать брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний...

– Да, действительно, в этих словах сочувствие.

Вопрос. Мы узнали о том, какими видит крестьян швейцар, узнали о его сочувственном отношении к ходокам; откуда мы узнали о мыслях швейцара, ведь в стихотворении нет прямой речи, которая передавала бы слова или мысли швейцара, и все-таки мы узнаем о том, что и как он думает, каким образом? (Это автор представил себе, как может думать швейцар, и рассказывает нам. Автор как бы встал рядом со швейцаром или за ним – и посмотрел на крестьян так, как мог бы посмотреть на них швейцар, представил себе его чувства и мысли – и в своем рассказе передает их.)



Зачитывается следующий отрывок:

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!

Наш не любит оборванной черни!»

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

– Кто видит этот момент – швейцар или автор? (Это видит автор, он не рядом со швейцаром, как в предыдущем отрывке, а как бы со стороны видит и слышит все, что описано. В предыдущем отрывке заметно было сочувственное отношение к крестьянам, а здесь мы видим в швейцаре верного холопа, исполнительного слугу.)

В стихотворении есть образ вельможи, «владельца роскошных палат».

Задание: найдите в рассказе автора о вельможе слова, обороты, выражения, которые были бы свойственны речи самого вельможи:

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало... да он же привык!

Это слова, передающие отношение вельможи к страданиям народа.

Таким образом, мы увидели особенность этого стихотворения – поэтическое многоголосие, которое характерно и для других произведений поэта.



3. Письменное задание. Определите тему и основную мысль стихотворения. Какими художественными приемами пользуется автор для раскрытия основной мысли?

Домашнее задание. Задания, с. 253. Прочитать «Железную дорогу», принести текст с собой на урок. Наизусть отрывок из «Размышлений у парадного подъезда» или «Железной дороги».

Урок 35 Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда»

Формировать умение определять основную мысль произведения, его художественные особенности

68.8kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» Цели урока: а. Закрепить знания учащихся о жизни и творчестве

Н. А. Некрасова, ознакомить с содержанием стихотворения «Размыш ления у парадного подъезда» ипроанализировать его, обратить

61.71kb.

12 10 2014
1 стр.


Размышления у парадного подъезда
34.99kb.

11 10 2014
1 стр.


Судьба народа русского (по стихотворению Н. А. Некрасова Размышления у парадного подъезда)
57.88kb.

09 09 2014
1 стр.


Некрасов н а. Поэтическое новаторство н а. некрасова

Н. А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа. А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими “гражданами”, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов

55.17kb.

14 12 2014
1 стр.


-

У подъезда дома номер шесть в Сигнальном переулке неподалеку от станции метро Петровско-Разумовская. На дверях подъезда кодовый замок. У ступеней встречаются Сергей и Марина

218.72kb.

12 09 2014
1 стр.


Интегрированный урок-размышление «История загубленной жизни»

Цель урока: доказать необратимость перерождения организма после первой инъекции наркотика

61.92kb.

03 09 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.