Урок 35
Н. А. Некрасов. Стихотворение
«Размышление у парадного подъезда»
Цели:
1. Актуализировать знания о творчестве Н. Некрасова.
2. Закреплять умение выразительно читать лирические произведения.
3. Формировать умение определять основную мысль произведения, его художественные особенности.
Оформление: портрет Н. А. Некрасова.
Ход урока
I. Литературоведческая разминка.
1. Соедини имя и фамилию писателя.
Задание: назовите имя, отчество и фамилию русского писателя.
Василий Андреевич
Константин Георгиевич
Александр Николаевич
Иван Андреевич
Иван Сергеевич
Михаил Юрьевич
Николай Васильевич
Николай Алексеевич
Антон Павлович
|
Гоголь
Некрасов
Чехов
Тургенев
Лермонтов
Паустовский
Жуковский
Островский
Крылов
|
2. Соедини писателя и географическое понятие (место, с ним связанное)
Михайловское
Спасское-Лутовиново
Сорочинцы
Замоскворечье
Тарханы (или Валерик)
|
Островский
Лермонтов
Пушкин
Гоголь
Тургенев
|
Вопрос: С каким местом мы связываем имя Н. Некрасова?
II. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о Николае Алексеевиче Некрасове, о его произведениях.
III. Работа со статьей учебника.
Задание: прочитайте статью, сформулируйте опорные слова для рассказа о жизни и творчестве поэта.
Например,
Волга.
Семейное «дворянское гнездо».
«Современник».
«Я лиру посвятил народу своему».
«Мороз, Красный нос».
Комментарий учителя: Эпиграфом к рассказу о жизни Н. Некрасова можно было бы взять русскую пословицу «Воля и труд человека дивные дивы творят». Это вы поняли, прочитав статью учебника: наперекор отцу выстроил свою жизнь сам, упорство и трудолюбие принесли ему славу не просто поэта, а защитника простого человека, труженика. В поэме «Кому на Руси жить хорошо…» крестьяне, отправившиеся искать счастливого человека, убедятся, что таким может быть только защитник народа. Некрасов обладал даром большого поэта – он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники (посчитайте, сколько времени прошло с тех пор). Главной темой своего творчества (но не единственной!) он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством, и это вызывало живой отклик в сердцах читателей.
IV. Чтение и анализ стихотворения «Размышление у парадного подъезда».
1. Слово учителя.
Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда». Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений – он доказывал свою правоту неоднократно. Окна квартиры, занимаемой Некрасовым на Литейном проспекте Петербурга, смотрели на подъезд министра государственных имуществ М. Н. Муравьева, и поэт, видимо, не раз наблюдал сцены, описанные в этом стихотворении. Панаева, гражданская жена Н. Некрасова, вспоминала об одном случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всей вероятности, крестьяне желали подать какое-то прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала об увиденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». Прочитаем его и мы с вами.
2. Выразительное чтение стихотворения по частям.
1) Чтение первой строфы.
Вопросы на восприятие:
– Как поняли?
– Какая картина возникла в воображении при чтении?
– Как бы вы назвали эту часть произведения? (Заветные двери и посетители «парадного подъезда.)
– Зачем приезжают туда просители?
– Кто живет за «заветными дверями»?
– На какие детали обратили внимание?
– На какие эпитеты? (Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.)
2) Чтение второй и третьей строф про себя, затем выразительно вслух.
Устно нарисуйте словесную картину, описанную поэтом. Озаглавьте эту часть.
3) Чтение третьей и четвертой строф про себя.
Задание: устный портрет «владельца роскошных палат» с цитатами.
4) Чтение последней части учителем, затем 2–3 учениками.
Вопрос: чем отличается эта часть от предыдущих? (От описания поэт переходит к обобщению и призыву, последние строчки звучат как ораторская речь трибуна, защитника народного.)
5) Задание: найдите слова, в которых вы видите отношение автора к тому, что он описывает.
6) Определение многоголосия стихотворения. Итак, мы увидели основные образы этого стихотворения: коллективный образ народа, образ вельможи, образ автора.
Задание: найдите в тексте места, где речь идет об авторе, где он выступает как очевидец событий.
Вот парадный подъезд…
Раз я видел сюда мужики подошли…
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
– А кто видит этот момент? Перечитайте начало произведения. (Всё это видел автор: он видел крестьян, видел швейцара, слышал обращение крестьян к швейцару: «Допусти!».)
– Кто видит следующую картину:
... Некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых...
– Кто это видит? Обращаем внимание на слова: «Он гостей оглядел...» (Эти слова показывают, что на крестьян смотрит и видит их швейцар. Он слуга в богатом барском доме и привык судить о посетителях («гостях») по их облику, внешнему виду, одежде.)
– Что же он видит в крестьянах? (Армячишка худой, самодельные лапти, загорелые лица и руки, кровь на ногах.)
– Почему так пристально, так тщательно разглядывает крестьян швейцар? (Он раздумывает, «допустить» ли ходоков к «владельцу роскошных палат» – и колеблется.)
– Как же относится швейцар к «гостям»? Зачитаем следующие строчки:
Знать брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний...
– Да, действительно, в этих словах сочувствие.
Вопрос. Мы узнали о том, какими видит крестьян швейцар, узнали о его сочувственном отношении к ходокам; откуда мы узнали о мыслях швейцара, ведь в стихотворении нет прямой речи, которая передавала бы слова или мысли швейцара, и все-таки мы узнаем о том, что и как он думает, каким образом? (Это автор представил себе, как может думать швейцар, и рассказывает нам. Автор как бы встал рядом со швейцаром или за ним – и посмотрел на крестьян так, как мог бы посмотреть на них швейцар, представил себе его чувства и мысли – и в своем рассказе передает их.)
Зачитывается следующий отрывок:
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его Бог!»
– Кто видит этот момент – швейцар или автор? (Это видит автор, он не рядом со швейцаром, как в предыдущем отрывке, а как бы со стороны видит и слышит все, что описано. В предыдущем отрывке заметно было сочувственное отношение к крестьянам, а здесь мы видим в швейцаре верного холопа, исполнительного слугу.)
В стихотворении есть образ вельможи, «владельца роскошных палат».
Задание: найдите в рассказе автора о вельможе слова, обороты, выражения, которые были бы свойственны речи самого вельможи:
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
Это слова, передающие отношение вельможи к страданиям народа.
Таким образом, мы увидели особенность этого стихотворения – поэтическое многоголосие, которое характерно и для других произведений поэта.
3. Письменное задание. Определите тему и основную мысль стихотворения. Какими художественными приемами пользуется автор для раскрытия основной мысли?
Домашнее задание. Задания, с. 253. Прочитать «Железную дорогу», принести текст с собой на урок. Наизусть отрывок из «Размышлений у парадного подъезда» или «Железной дороги».