Работа моя состояла из двух фаз.
1. Для записи на радио уртекста (то есть неоркестрованного клавира) я засел в Ленинградскую публичную библиотеку, взял авторскую рукопись и выверил все заново. Разночтений с вариантом, идущим в наших театрах (Римский-Корсаков) много, но они исключительно касаются гармонии и разных деталей - все, конечно, упрощено, ушли тонкости. Кроме того, дописки, сделанные Кюи, и увертюра, написанная Римским, мной опущены. На мой взгляд, без них не только "аутентичнее", но гораздо лучше и острее! - Запись была мной сделана в конце 1980-х гг.
2. В середине 1990-х гг. я получил из Австрии заказ на оркестровку этого клавира для камерного состава и выполнил ее. Опера была поставлена, я на премьере не был. Дирижером и вообще инициатором проекта был именно Алексей Корниенко.
С партитурой ситуация следующая. Ноты набраны в компьютере. Но нотонаборная программа SCORE тогда не имела кириллицы. Поэтому партитура не только мерзковато выглядит (9-тиигольчатый принтер), но к тому же текст в ней вписан от руки. Этот экземпляр находится в руках Алексея.
Я, конечно, могу привести партитуру в порядок. Но ее совершенно необходимо еще и корректировать - время прошло, и я определенно вижу, что именно надо переделать. С удовольствием этим займусь, но если а) это Вам надо, б) когда освобожусь. Пока что, в ближайшие полтора года, я этого сделать не смогу. Таким образом, партитуру - уж какая пока есть - намного реальнее получить у Алексея, он, думаю, сможет ее расшить и отксерить для Вас. Понятно, что я связан хоть и не контрактом, но некими моральными обязательствами, поэтому действовать без Алексея Корниенко я не могу тут ни в каком случае.
Надеюсь, что без моих последующих поправок партитура не будет никак употребляться, кроме как для общего знакомства.
Чистой музыки там около полутора часов, 4 картины, можно все разделить с антрактом посередине, а можно и не делить. При желании оперу могут спеть четыре певца: именно так ее пели Даргомыжский (все теноровые партии), Мусоргский (все баритоновые), одна из сестер Пургольд (все женские) и генерал Вельяминов (все басовые). У нас с Алексеем была даже мысль устроить "спектакль в спектакле", но в результате от такой идеи отказались. - Но. конечно, при желании можно иметь и отдельного певца на каждую роль, и даже крошечный мужской хор для пары реплик тогда уж нужен.
В оркестре - 14 или 15 человек (всех по одному), хотя усилить струнные было бы неплохо.
Есть важный момент. Опера должна исполняться в совершенно нетрадиционной манере. Это наполовину речь, наполовину пение. Вернее, пение, с элементами декламации. Таков был, как я понимаю, революционный замысел Даргомыжского. Для этого с артистами надо очень серьезно работать. С удовольствием бы и в этом принял участие, хотя бы небольшое, в стадии освоения певцами текста. А иначе будет немножко так, стандартно.
++++++++++
Saturday, March 28, 2009 11:06 PM
1. Про "Каменного гостя" - я исхожу из того, что Вы сами держите контакт с Алексеем Корниенко. Если нет - пожалуйста, дайте мне знать. Мечтал бы поучаствовать как "концертмейстер-постановщик" или назовите как хотите. Опера требует поиска нового отношения к вокалу, который там на грани речи и пения. Иначе легко может получиться ГАБТ.
2. Партитуру "Гостя" мне надо еще подработать, на что уйдет, думаю, месяца два.
+++++++++
|