Перейти на главную страницу
Искушения, искушения, искушения — как их много! Какие они разные! Какие они изощренные! Они окружают нас, они теснят нас. Искушения подстерегают нас не только дома, но часто и в храме. Кажется, невозможно от них никуда спрятаться, скрыться: в самых святых местах можно встретить искушение. Во время праздников, во время паломнических поездок мы чувствуем, как искушения настигают нас.
Когда я прибыл на Святую Землю, то гид, который принимал нас — представитель паломнической службы Иерусалимского Патриархата, — прямо в аэропорту сказал: «Вы прилетели на Святую Землю, но знайте: здесь искушений будет больше, чем где-либо еще!». Действительно, это так. Пока человек жив, он чувствует, как диавол крутится вокруг него, по сказанному в Писании, как рыкающий лев, ища поглотить (1 Пет. 5, 8) его. Поэтому-то апостол Иаков и говорит: Блажен человек, который переносит искушение.
Итак, мы с вами выяснили, что спрятаться от искушений никуда нельзя, они случаются везде. Перефразируя слова апостола Павла, можно сказать: где святыня, там и искушение (см.: Рим. 5, 20). Так что никуда от них, искушений, не убежишь, не уедешь...
Недавно одна женщина спрашивала меня по поводу размена квартиры, на который ей пришлось пойти из-за проблем с соседями. Я ответил этой женщине: «От таких искушений далеко вы не уедете. Вместо одних соседей будут другие соседи!». В Священном Писании сказано, что человек постоянно возвращается к разным греховным моментам своей жизни, к тому, что он уже пережил20. Значит, это может повториться.
У русского народа есть такая пословица: «От волка убежишь, на медведя наскочишь». Блажен человек, который переносит искушение... А как переносить искушения? А как мы с вами выживали до сих пор? Как мы с вами до сих пор не отпали от истинной веры? Вы даже не представляете, братия и сестры, как часто лукавый пытался отвести нас от истинной веры! Что мне вам говорить: люди пожилые помнят, как верующих детей силой отгоняли от храма — разве это было не искушение? Как дразнили людей верующих, особенно детей — детям ведь особенно обидно, когда их дразнят. И сейчас много искушений связано с нашей религиозной жизнью.
Итак, опыт каждого из нас показывает, что в той или иной степени мы преодолеваем искушения. Но Господь хочет, чтобы мы отходили от искушений. Не в том смысле, что мы можем избавиться от них, а в том смысле, что мы должны побеждать эти искушения. Своих сил у нас никогда не хватит, но сила Божия — она именно в немощи совершается. Об этом всегда надо помнить.
Блажен человек, — говорит апостол Иаков, — который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Вот какая награда! Какая великая награда тем, которые смогут перенести искушения, одолеть, победить эти искушения — они получат венец жизни, который Господь дает любящим Его. А если человек победится искушением — что он получит?
Возьмем, например, пост: бывает искушение съесть колбасу. Это серьезное искушение, особенно для мужчин, которые трудятся, им нужно больше калорий... И вот, не выдержал, не преодолел это искушение — что он получит? Братия и сестры! В самом грехе заключено и возмездие за него. Вряд ли благословением для человека окажется то, что входит в противоречие с волей Творца. О пище прямо сказано: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13).
Уступка какому бы то ни было искушению никогда не принесет человеку полного удовлетворения: колбасой можно отравиться, через раболепствование страсти блуда (тоже серьезное искушение) многие заболевают венерическими болезнями, смертельной болезнью СПИД. В Писании прямо сказано: а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). Получается, что искушения приносят зло не только душе, но и нашему телу! К тому же, искушение всегда обманчиво, а преодоление искушения — это, как мы читаем, венец жизни от Господа, который будет дан нам навсегда.
Грех никогда не насыщает человека всецело: искусился ты колбасой, а завтра опять захотел... Искусился какой-то красивой женщиной, а завтра появится другая, которая будет еще красивее... Лукавый специально будет выстраивать такие ситуации, что будут появляться искушение за искушением. Но ведь все это временно, все это не вечно. И что потом? А потом — здоровье увядает, уже не до женщин; какая колбаса? — жевать нечем, зубы выпали; куда там пить — сердце уже еле бьется! Диавол уже выжал человека, как лимон, ничего не осталось.
А преодоление искушений дает вечное наслаждение. Наслаждение временное — всегда иллюзорное, ненастоящее. На самом деле, это опасность для каждого из нас, вред нам. А преодоление искушения — венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Поэтому когда искушения появляются, мы как бы оказываемся на ристалище (как апостол Павел говорит о бегунах на ристалище21). И кто же прибежит первым: наше искушение, которое обгонит нас, или, может быть, наша христианская совесть одержит верх? Давайте одержим победу над искушением!
В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13–14).
Да, действительно, братия и сестры, мы очень часто хотим видеть причину искушения вне себя. Мы говорим: «Это такой город, здесь такая жизнь — нельзя без выпивки, не обойтись без беспорядочных знакомств».
Как-то я беседовал с одним мужчиной, который постоянно ругался матом. Через два-три слова у него проскакивал мат. Я спросил его: «Зачем вы это делаете?». Он ответил: «А иначе нельзя, это для связки слов. Иначе меня не поймут!..».
Люди всегда ищут какие-то причины, чтобы в искушениях обвинять не себя, но кого-то другого. Говорят часто: «здесь так принято», «иначе нельзя, не поймут» и так далее. А кто-то сказал мне однажды: «Такая теща — посмотрел бы я на тебя, если бы ты пожил с ней и не искусился: не сказал бы ей все, что ты о ней думаешь в самых резких тонах!».
Мужья обвиняют жен, жены — мужей. Мы часто слышим, как говорят: «Ах, искушение, отойди от меня!», — и машут рукой на ребенка. Но некоторые, как некогда праотец Адам, обвиняют даже Бога. Вспомним, как Адам обвинял Бога, когда отвечал ему: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12).
Некоторые говорят: «Если бы Господь не дал мне такого здоровья, наверное, я не впадал бы в эти грехи», или просто: «такая у меня наследственность».
Один мужчина, который очень плохо постился, пытался так оправдать свое невоздержание: «А кто мне дал такой аппетит? Это, наверное, все промыслительно, это не просто так». И тут же вспоминал, что и отец, и дед его имели такой же аппетит, как и он. Он хотел сказать, что это у него от Бога, никак не иначе. Но слово Господне учит: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого.
Хотя искушения и окружают нас, хотя они постоянно вокруг нас, но опасными они становятся для нас только тогда, когда находят отклик в нашей душе. Об этом и говорится в 14-м стихе: но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью.
Есть такая монашеская шутка. Один монах во время поста решил съесть яичко. Но как его сварить? На кухню пойдешь — братия увидит. Взял он тогда свечку, зажег ее и стал яйцо поджаривать. С одной стороны, с другой... Вдруг открывается дверь (он забыл ее закрыть), входит кто-то из братии и говорит: «Что ты делаешь? Сейчас же пост!». А монах этот отвечает: «Это меня лукавый попутал». Тогда диавол не выдержал, выскочил из-за печи и говорит: «Даже я до такого бы не додумался!».
Действительно, братия и сестры, мы часто бываем искушаемы своей собственной плотью. Своей личной жадностью, своей личной похотливостью, своей личной неуемностью во грехе. Да, искушений много. Но Господь, посылая в мир учеников Своих, говорил: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16).
Истинный христианин должен быть тем светом, который светит во тьме и которого тьма не может объять22. Но если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23) — спрашивает Господь.
Значит, искушение уже проникло в тебя — вот почему ты искушаешься. Ты сроднился с этим искушением, ты сделал его частью своего характера. Это твои привычки, это твой образ жизни. Задайте себе вопрос: самые тяжелые грехи, которые мы имеем, — как давно они появились в нашей жизни? Многие люди говорят: «Я постоянно делаю одни и те же грехи». Действительно, с юных лет и до старости человек страдает одними и теми же дурными наклонностями и привычками. Кто его этому научил? Но сказано: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Собственные мысли губят человека, собственный желудок нарушает целомудрие поста. Человек с поврежденным религиозным сознанием, не понимающий истинных путей Божиих в каждом члене своего тела будет находить повод для искушения.
Итак, похоть. Кто не знает, что такое похоть? Это неуемная страсть, которая подчас всецело овладевает человеком. Например, похоть наркомана... Что такое похоть наркомана? Это страсть, ради которой наркоман входит в конфликт со своей семьей, со своими близкими. Он готов украсть, готов обмануть, готов совершать самые разные преступления, чтобы только удовлетворить свою похоть. Он ночью вскочит и побежит по городу искать наркотики.
Кстати, любая похоть обнаруживает мощный физический потенциал в каждом из нас. Но если мы ради греха можем ночью вскочить и бегать по городу, как хорошо было бы, если бы ради Господа мы вставали ночью: читать Псалтирь, поклоны класть и т.п. В утреннем молитвенном правиле есть такое выражение: …якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему... (Молитва 8-ая, ко Господу нашему Иисусу Христу). Теперь ушло то время, когда мы поднимались по ночам ради блуда, ради пьянства, ради наркотиков! Наипаче, с еще бОльшим усердием надо подниматься на молитву, ставить себя перед Богом.
А получается все наоборот: хотим грешить — у нас энергия появляется, у нас время сразу есть, энтузиазм какой-то нас подогревает откуда-то снизу (прямо из преисподней идет этот «подогрев»). А помолиться надо — немощь какая-то одолевает, зевота. И человек думает: что же это такое? Весь день бегал, кричал, шумел, а только стал на молитву — уже немощь, зевота... Сразу начал о каких-то делах вспоминать. Кончилась молитва — опять часа три сидит на кухне, разговаривает; и энергия появляется, и спать расхотелось. Силы есть и телевизор посмотреть, и знакомым позвонить.
Но разве все это не доказывает каждому из нас ту очевидную истину, что духовная борьба — удел каждого человека. Духовная брань — это реальность нашей жизни. Апостол говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12).
И мы снова читаем 15-й стих: ...похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15).
Я думаю, никто из нас не хочет смерти. Но похоть влечет человека ко греху. Похоть тянет наркомана к шприцу, хотя он не хочет умереть от наркотиков! Ни один наркоман не хочет умереть от наркотиков, ни один пьяница не хочет умереть от алкоголя, ни один блудник не хочет умереть от блуда! Но диавол — хитрый обманщик, он внушает наркоману: «Ничего, у этого наркотика правильная доза, у тебя не будет передозировки». Пьянице он нашептывает: «Ничего, ты и раньше выпивал столько же и даже больше! Все будет нормально: пей, веселись, радуйся». «Ничего, — говорит диавол блуднику, — ты и раньше грешил с этой женщиной, чего ты опасаешься? Все нормально, все будет в порядке, ничем ты не заболеешь!»
Но мы постоянно слышим о том, как люди умирают от наркомании, умирают от алкоголизма, умирают от блуда. Поистине, как сказано у святого апостола Павла, любой грех, который мы творим, приносит разрушение именно нам23. Разрушая других, мы разрушаем себя. А про грех блуда в Писании сказано особо: блуд прямо разрушает тело человека, это грех против собственного тела24.
Сейчас, кстати, появилось очень много грехов против собственного тела. И мы должны понять, что эта сладость греха, то, к чему стремится похоть, это только порожек, за которым — смерть. Страшная смерть!
Так как нам в Центре реабилитации приходится работать и с наркоманами, мне очень часто приходится слышать о том, что от передозировки наркотика погибают совсем молодые люди-наркоманы, умирают несовершеннолетние дети-наркоманы. Не так давно, всего два-три месяца назад я встретил женщину. Вся в слезах она пришла ко мне и рассказала: «Один человек (сам он не был наркоманом) посадил «на иглу» моего мужа и его брата. И муж мой умер от передозировки наркотика. Когда он умер, тот человек, который за деньги доставал им наркотики, позвонил мне и сказал: «Если в милицию сообщишь — всю семью вырежу!»».
Они уже совершенно обнаглели — эти люди, которые убивают наших детей, которые уничтожают наши семьи. И мы должны добиваться того, чтобы по отношению к этим людям, которые не живут по законам Нового Завета, действовали законы Завета Ветхого: око за око, зуб за зуб25. По отношению к таким людям, которые являются именно язычниками, этот закон необходим. И во многих религиозных странах за распространение наркотиков существует смертная казнь. Потому что наркомания — это убийство. Убийство настолько замаскированное, что трудно понять, сколько человек погубил тот или иной распространитель наркотиков: десять, двадцать, сто... У нас в стране сейчас несколько миллионов наркоманов, братия и сестры! Наркотики распространяют в школах! Иногда, чтобы ребенка из благополучной, богатой семьи приучить к наркотикам, его силой затаскивают в туалет, делают укол, потом, на другой день — другой... Насильно людей делают наркоманами. Это смерть, и она распространяется повсюду — этот зеленый змий алкоголя, эта белая смерть наркотиков, эти смертельные болезни блудников. Как и написано: а сделанный грех рождает смерть.
Но ужас смерти, о которой здесь говорится, заключается в том, что это не только физическая смерть, рожденная от греха: это, прежде всего, смерть духовная.
Православные христиане, как правило, не боятся физической смерти: мы знаем, что все умрем. Но православные умирают, приготовив свою душу к смерти. Мы постоянно говорим о нашей грядущей смерти в молитвенных текстах богослужения, когда испрашиваем для себя христианской кончины. Но смерть духовная, соединенная со смертью физической, рожденной от греха, — вот то, чего мы все должны бояться. Вот то, против чего мы должны решительно восставать. Но увы, люди устроены так, что они обращают на какую-то проблему внимание только тогда, когда эта проблема касается их самих.
Если человек заболел раком, он начинает интересоваться, что такое рак. Он начинает находить какие-то книги об этой болезни, спрашивать об этом окружающих, тратит большие деньги.
В Библии есть много примеров того, как люди в борьбе с той или иной болезнью теряли все свое имение. Помните женщину, которая была кровоточивой в течение двенадцати лет? Она все свое имение потратила на врачей и разных целителей, но никто ей не помог (см.: Мф. 9, 20–22).
Как нам избавиться от этой смерти, которая рождается содеянным грехом? (Кстати, можно сказать, что любой сделанный грех является смертным, поскольку рождает смерть.)
Что такое грех? Представьте себе корабль, огромный корабль. Он плывет и вдруг получает пробоину: вода начинает поступать в трюм. Если эту пробоину не заделать, то корабль, каким бы мощным он ни был, пойдет ко дну.
Апостол Павел предупреждает верующих, чтобы они опасались именно кораблекрушения в вере26. Когда нераскаянные грехи наполняют нашу душу, смерть затопляет ее. Поэтому единственный выход избавиться от ответственности за грехи (а ответственность за грех одна — смерть) — исповедовать эти грехи перед Господом Иисусом Христом.
Как интересно апостол Иаков беседует с нами чрез это свое Послание! Сначала он говорит о том, что похоть, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. И мы впадаем в уныние от этих слов. Но уныние само по себе — тоже грех. И апостол подает нам надежду в следующих стихах: Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. И ниже читаем: Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
Чтение слова Божия, особенно чтение Евангелия за Божественной литургией, — само звучание слова Божия очищает нашу душу от греха! Вспомните, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Откр. 1, 3).
Поистине, если мы слушаем слово Божие молитвенно, с благоговением срастворяя верой это слово в своем сердце, оно принесет обильный духовный плод. И там, где мы не могли самостоятельно избавиться от грехов и смерти, Господь может спасти нас чрез проповедь Святого Евангелия. Сколько людей утопали в грехах, но Господь Иисус Христос, придя в этот мир, пришел именно к грешным людям. И потому так часто Его можно было видеть среди мытарей и грешников, среди фарисеев и книжников, в самой больной части общества.
Представьте себе, если бы сегодня, скажем, в Москве появился какой-нибудь батюшка, который, будучи движим ревностью о спасении людей, входил с проповедью покаяния в разные варьете, казино, в публичные дома, наконец... Наверняка, нашлись бы люди, которые стали бы осуждать его, говорить, что он поступает неправильно. И вы знаете, что об Иисусе Христе постоянно говорили: Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Мк. 2, 16). О Нем так говорили, потому что не понимали, что Он и пришел в этот мир к грешным людям. Господь пришел спасать не праведных, а именно грешных. Как сказано в Евангелии: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк. 5, 31).
И слава Богу, Церковь сейчас идет к уголовникам: священники в тюрьмах проповедуют Евангелие. Слава Богу, что Церковь сейчас идет к ожесточенным людям: священники направляются в воинские части, где из-за дедовщины отношения между людьми становятся очень тяжелыми. Церковь сейчас идет к падшим, к спившимся, к наркоманам. А некоторые возмущаются: «Ой, да зачем вы всем этим занимаетесь?!». Некоторые люди говорят мне: «Отец Олег, зачем вы этими сектами занимаетесь? Непонятно! Зачем заниматься этими наркоманами, этими пьяницами?».
Но для чего тогда нужна Церковь? Ведь Церковь — это дом Божий, куда должны приходить грешники для того, чтобы услышать слово Божие и начать новую жизнь: во Христе и со Христом.
Каждый человек, переступающий порог дома Божия и слушающий слово Евангелия, срастворяя это слово верой, — он должен стать «некоторым начатком Его создания», как мы прочитали в 18-м стихе.
Смотрите, как говорится: всякий человек да будет скор на слышание. Те люди, которые скоры на слышание, которые спешат слушать слова Божии, — они являются исполнителями воли Бога. Ибо слово Господне учит, что нам надо быть такими людьми: скорыми на слышание. То есть скорыми в деле слышания слова Божия, скорыми к посещению церкви. Как говорил святой царь и псалмопевец Давид: Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» (Пс. 121, 1). То есть, когда дело касается духовной жизни, мы должны быть всегда скорыми, стремительными.
А далее мы читаем, что надо быть медлительными. Когда дело касается греха, мы должны быть очень медлительными! Поэтому апостол Иаков и говорит: да будет медлен на слова... Потому что когда мы говорим много слов, то можем сказать что-то лишнее. Надо быть медленными и на гнев. Если гнев появился — надо его успокоить, не дать ему выйти наружу, надо контролировать его.
Далее мы читаем:
...ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1, 20–21).
Итак, гнев убираем в сторону, убираем остатки злобы (если у нас осталась на кого-то злоба) и слушаем слово Божие, о котором сказано, что оно — могущее спасти ваши души.
Смотрите, как сказано о слове Божием: что оно как бы насаждаемое семя, оно сеется в наши сердца. И там прорастает! А когда прорастет слово Божие внутри нас, меняется и наша жизнь. И люди начинают удивляться: «Как же так, нам раньше трудно было бороться с грехами, а сейчас стало легче, Господь помогает!». Это слово Божие врачует тебя, брат или сестра!
Одна женщина рассказывала мне: «Раньше было так тяжело поститься, а последние сорок лет — нормально». Значит, слово Божие уврачевало эту женщину, которая уже сорок лет с тех пор не знает, что такое искушения во время поста! Теперь ей радостно поститься.
Мужчина лет пятидесяти раньше очень много курил, бросить курить ему было трудно. Он рассказывал мне: «Раньше, когда я ходил в церковь, еще лет десять тому назад, я не мог представить себе, что брошу курить. Но это произошло!». Оказалось, что у него был очень мудрый духовник, который наставлял его так: «Перед Причастием нельзя курить три дня и после причастия — один день». Он привык к этому и стал так причащаться. Потом духовник говорит: «Тебе вообще-то хорошо бы причащаться два раза в неделю». — «А когда же курить?» — «Ну, тут надо выбирать одно из двух!». И человек этот совершенно избавился от курения! А раньше для него это составляло серьезную проблему: он даже пытался лечиться от курения. Но литургическая жизнь помогла ему избавиться от этого ужасного состояния.
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак. 1, 22–25).
Какие возвышенные и в то же время какие понятные слова! Нельзя быть только слушателем Закона Божия, надо быть еще и исполнителем его. Именно поэтому я специально подчеркиваю, что слышание слова Божия может нас спасти, если слова Евангелия мы срастворяем верою в сердцах наших. А вера — это действенная любовь, это действенное исполнение заповедей Божиих. Православие — это, прежде всего, образ жизни: мы услышали, что хочет от нас Господь, и мы хотим жить так, как Он этого хочет.
Современное секуляризированное общество, в котором мы с вами живем, хочет, чтобы Церковь была такой, какой оно, это общество, ее себе представляет. Но мы имеем свой Закон — Закон совершенный. И вникая в этот совершенный Закон свободы, мы будем блаженны в своем действии.
Если мы имеем столь совершенное слово, столь совершенный Закон — нужно ли нам искать другое слово, которое может изменить жизнь наших семей, жизнь нашего народа, жизнь нашего государства? Нужно ли нам искать другой глагол, который может вдохновить всю нашу нацию, все народы, населяющие нашу Землю?
Только слово Божие, слово Евангелия есть для нас высший Закон, единственная Конституция, единственное право, вне которого мы не можем иметь ничего положительного для себя. Как мы только что прочитали, мы не можем иметь иного истинного действия — то есть поступка, — кроме как совершаемого по воле Творца. А воле Творца подчиняется все, только гордые люди и падшие духи тщетно стараются противиться ей.
Звезды — они всегда слушаются Господа. Солнце — оно подчиняется воле Творца. Не надо выносить какое-то парламентское решение: быть дождю или не быть — дождь пойдет тогда, когда этого захочет Господь!
Как-то, говорят, потратили огромную сумму, чтобы к празднику разогнать облака над Москвой. А дождь все равно лил! И чем впустую тратить столько миллионов, лучше пожертвовали бы на церковь и попросили священников помолиться, чтобы была хорошая погода. Господь услышал бы молитву и дождя бы не было! Но, видя людскую гордость, Господь нас смиряет. Потому что есть один совершенный Закон — он Божий, это слово Господне.
Наше уголовное право, наше гражданское право, наша Конституция — это наши церковные уставы, каноны и постановления. А Священное Писание — это слово Божие. И оно учит нас, что пути Господни — это не наши пути27. То есть наши пути — человеческие, несовершенные, а пути Господни — совершенны.
Человеческие законы постоянно меняются, переписываются, переделываются. И только тот Закон, который повесил солнце над землей, который управляет всеми созвездиями во Вселенной, который входит в твою душу и меняет всю твою жизнь — Закон совершенный! Только он заслуживает внимания верующих людей. Это фундаментальная истина нашей веры. Если мы этого не поймем, мы будем заблуждаться, как тот человек, который встал перед зеркалом, посмотрел на себя: вроде все нормально; потом отошел и сразу забыл, как он выглядит.
Священное Писание, конечно, является для нас истинным зеркалом. Апостол Иаков говорит, что Закон — это зеркало. Но только тогда, когда мы постоянно будем наблюдать за собой: в каком мы состоянии, в каком отношении находимся к каждой из заповедей Творца. Это не то зеркало, в которое мы смотримся, чтобы лучше выглядеть перед людьми. Ведь зеркало обычно используют для этого: как я выгляжу, как меня примут дома, на улице... Мы ходим в церковь не для того, чтобы люди нас хвалили. Мы становимся религиозными не для того, чтобы к нам изменилось отношение окружающих. Нет! Мы делаем это ради Бога. И когда мы все станем в день Суда перед Богом, когда воскреснут мертвые и все люди будут стоять перед Богом, мы будем вспоминать эти вожделенные заповеди. Тогда у нас явится величайшее желание исполнить Закон: что-то исправить в нашей прошлой жизни, что-то изменить. Но будет уже поздно!
Мне как-то пришлось беседовать с одним заключенным, он сказал мне: «Почему же я раньше не слушал этих слов? Тогда бы я не оказался здесь!».
Истинный слушатель слов Божиих — это тот человек, который слушает эти слова, исполняет их и совершенно изменяет свою жизнь.
Итак, мы признаем только совершенный Закон. Закон этот показывает нам наше действительное лицо: не для того только, чтобы мы постоянно помнили, что нам надо исправить себя, изменить себя, но и для того, чтобы мы покорились воле Творца нашего.
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1, 26).
Братия и сестры, нам надо контролировать свой язык. Оказывается, если мы не контролируем свой язык, то у нас пустое благочестие. А как обуздать язык? Мы понимаем, как можно обуздать коня: поймал, прыгнул на него, веревку накинул, узду надел... Но как обуздать язык? Что это — конь, мул, осел? Как его обуздать?
В Писании много говорится о том, как мы, братия и сестры, можем обуздать свой язык. Прежде всего, у апостола Павла сказано: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29). Не должно быть у нас слов гнилых, то есть ругательных слов.
Также в Священном Писании говорится о том, что не должно быть и клеветнических слов: когда мы клевещем на людей, позорим их! Не должно быть у нас и поспешных слов — как мы прочитали только что, мы должны быть медленны на слова.
Одна женщина как-то пришла ко мне на духовную беседу. И она так много говорила — это был какой-то каскад слов! Потом она сказала: «Я не могу понять, почему я так грешу: ведь я со всеми поругалась, со всеми поссорилась!». Я сказал этой женщине: «Говорите в четыре раза медленнее, тогда у вас не будет такого количества грехов! Их будет в четыре раза меньше».
Действительно, когда человек говорит медленно, он продумывает каждое слово, он старается сообразовывать все свои слова с волей Божией. А воля эта, по свидетельству Писания, такова: не должно быть лживых слов, ругательных слов, гнилых слов. Тех слов, которые могут унизить людей, расстроить их, вывести из равновесия. Иногда слова могут становиться даже убийственными — когда посредством слов людей доводят до самоубийства!
Был такой случай. Жила молодая семья — муж, жена. Жили нормально, все у них было хорошо. И однажды вечером муж говорит жене, просто так, как бы невзначай: «Какая ты у меня неряха!». Сказал и забыл про это. А женщина забыть не может, это слово крутится у нее в голове: «Неряха, неряха, неряха...». Прошла неделя, но она не может забыть этого: «Какая ты у меня неряха!». Прошел месяц, муж не может понять, что случилось с женой, сама она не рассказывает, но у нее пропал аппетит, похудела. Дома нет любви, возникли равнодушие и апатия. Хорошо, что додумались пригласить духовно опытного человека, который побеседовал по отдельности и с женой и с мужем: тут-то и всплыло это гнилое слово! Слово, в общем-то, не ругательное, но как сильно ранило оно душу молодой женщины!
Поэтому, повторяю, будьте очень внимательны к словам; будьте, как сказано, медленны на слова.
Давайте еще раз прочитаем этот стих: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
Читаем следующий стих:
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1, 27).
Итак, истинное благочестие пред Богом и Отцом — это призирать (по-славянски: помогать, видеть трудности, проблемы) сирот и вдов в их скорбях.
Давайте посмотрим вокруг: сколько людей, которым живется намного труднее, чем нам! Мы носимся по жизни с эгоизмом своей собственной воли, не замечая того, что есть люди, которым в этой жизни гораздо труднее.
По милости Божией, прихожане нашего храма — это люди, которые могут сочувствовать нуждам своих ближних. Недавно у нас в храме был сбор пожертвований для Магаданско-Камчатской епархии. И было собрано более 30 миллионов рублей28 Откуда столько денег? Разве не отсюда, как сказано в этом тексте: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях? Собрано огромное количество книг, так что вся крестильня сейчас завалена этими книгами! И люди еще продолжают нести свои пожертвования. Дай Бог, чтобы мы всегда так отзывались на нужды ближних — даже тех, которые живут от нас очень далеко. Дай Бог, чтобы мы жили так, как и сказано у апостола о Святой Церкви: Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26). Чтобы наше истинное страдание было не эгоизмом собственной воли, не страданием за себя, а сопереживанием нашим ближним.
Апостол Иаков говорит, что мы должны хранить себя неоскверненными от мира. Что это значит?
Прежде всего это означает, что мы не должны принимать ложных учений и ложных учителей! В Писании сказано: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10–11).
Сказано, что кто их приветствует, тот участвует в их злых делах. В Послании апостола Иуды говорится, что надо гнушаться даже одеждой еретиков29. Апостол Павел предупреждает, что с теми, кто совратился с истинного пути, не надо иметь и общей трапезы30.
Каноны церковные запрещают нам молиться с еретиками. Сейчас есть много спекуляций на тему христианской любви. Я как-то встречался с одним экуменистом и спросил его: «Неужели вы не понимаете, что экуменизм — это злейшая ересь?». Он возражал: «Нет, что вы, это — любовь». — «А что такое любовь в вашем понимании?» — «Ну, это когда мы общаемся с братьями других верований, вместе молимся, иногда вместе причащаемся...» Но в Священном Писании показан конкретный путь спасения: это исполнение заповедей Божиих. Если мы общаемся с людьми других религий, мы не нарушаем заповедь: ведь Господь нам заповедал любить даже наших врагов (и религиозных врагов тоже). Но любить религиозного противника по-настоящему — значит помочь ему обратиться в православную веру. А если своим экуменизмом мы будем утверждать его в мысли, что он такой же, как и мы, — то мы ненавидим этого человека, предаем его!
Как народ особый, народ Божий, народ, взятый в удел, мы всегда должны хранить себя от мира. Мы читали у апостола Иакова, что Господь, восхотев, родил нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Начаток — это выделенное сообщество, которое должно будет воцерковить всю оставшуюся часть человечества. И этот начаток надо оберегать!
Да, мы — малое стадо. Сейчас с телеэкрана иногда раздаются крики: «Да какие православные в России, посмотрите — в храмы ходят одни старики, старухи! Церковь на себя слишком много берет!». Да, нас мало. Но этот начаток и есть та соль, которая осоляет всю нашу землю. Этот начаток, эти бабушки, дедушки, дети, которые ходят в православные храмы, — это и есть тот свет миру, который Христос зажег в наших сердцах. И мы должны осолять этот мир, должны нести свет каждому человеку, но при этом быть неоскверненными от мира, не соединенными с заблуждениями этого мира, с ересями этого мира, с законами этого мира; не соединенными с грехами этого мира. Вот в чем нуждается каждый верующий человек! А сейчас именно такая позиция объявляется слишком консервативной, слишком нелиберальной. Но учение Библии — очень консервативно. Учение Библии очень радикально направлено против греха, против заблуждений. Возьмите поучения Иисуса Христа: они по-своему тоже очень и очень радикальные! Они бывали очень резкими, когда Господь обличал книжников, фарисеев, когда желал уврачевать людей, которым надо было сказать, может быть, и очень жесткие слова. Но Он говорил эти слова. А любовь Господня проявлялась в том, что Он спасал людей. У нас же любовь, увы, проявляется в том, что мы губим ближнего. И здесь огромная разница между христианским, православным пониманием любви и мирским его пониманием: в «любви» религиозной — в свальном грехе экуменизма — мы губим души людей; в «любви» плотской — творим грех блуда; в «любви» межнациональной — учиняем геноцид, разрушаем особенности каждого этноса. Нам нужен Закон совершенный, который отрегулирует в нас все чувства! Тогда любовь будет действительно любовью: исполнением заповедей Творца и совокупностью совершенств. Тогда вера будет не просто какой-то абстрактной верой (как сейчас все говорят: «Мы все верим, каждый — по-своему»; но в Писании сказано: имейте веру Божию31), вера тогда будет верой Господней, откровением с Небес. Тогда надежда будет тем деятельным служением, без которого мы не можем называть себя христианами. Ибо христиане есть не только слышатели слова, но и исполнители его.
Исследуя Писание (см.: Ин. 5, 39) и самые разнообразные явления современной жизни, отец Олег приходит к выводу, что «сейчас — время восстанавливаться, восстанавливаться духовно» и
08 10 2014
9 стр.
Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться
09 10 2014
1 стр.
Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным
29 09 2014
1 стр.
Елеосвящении в послании святого апостола Иакова (гл. 5, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Г
13 10 2014
1 стр.
Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей
30 09 2014
1 стр.
Авиаперелет Киев Лиссабон. Встреча паломнической группы в аэропорту. Переезд в отель. Ночлег в Лиссабоне
09 10 2014
1 стр.
Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной
12 10 2014
9 стр.
Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы
30 09 2014
38 стр.