Перейти на главную страницу
С начала развития рыбного промысла в КНР в середине 1980-х годов, Китай стал одной из главных стран, занимающихся выловом рыбных ресурсов. К концу 2008 г. около 1800 китайских рыболовных судов ведут добычу тунца, кальмара, ставриды, придонных видов рыбы в открытых морях Тихого, Атлантического, Индийского океанов и исключительных экономических зонах (ИЭК) более 30 прибрежных стран. Улов составил 1-1.2 т. В связи с сокращением количества рыбных ресурсов в прибрежных водах, Китай крайне заинтересован в ведении рационального рыболовства и рассматривает его в качестве важной составной части стратегии развития морского рыболовства.
Общеизвестно, что основной миссией рыболовства является эффективное и безопасное для окружающей среды использование промысловых рыбных ресурсов, а рациональное использование требует огромного количества профессиональных кадров. Однако в настоящее время в Китае низкий уровень подготовки рыболовов, им тяжело работать с современными рыболовными технологиями, необходимыми для эффективного вылова ресурсов в открытых морях. Поэтому для развития рыбного промысла в Китае нужны профессиональные специалисты и современные технологии, в этой связи учебные заведения, имеющие отношение к рыболовству, столкнутся с определенными задачами.
Общей целью специальностей, связанных с наукой и техникой в сфере рыболовства (MFST), является подготовка высококвалифицированного и грамотного в техническом плане персонала, который разбирается в базовой теории и методологии инженерного дела, в биологических, природоохранных и морских науках и информационных технологиях. Подготовленные кадры должны быть компетентны в области исследования рыбных ресурсов, оценки их запасов и в сфере управления рыбохозяйственной деятельностью, они также должны уметь проводить исследования по технологиям использования рыбных ресурсов, мониторинга окружающей среды и защиты водных акваторий рыболовства, кроме того, должны быть компетентны по вопросам управления рыболовством.
В данной работе сначала рассказывается о развитии специальности, включая историю становления, образовательную модель, реформу в сфере образования, вклад в развитие рыбного промысла в водах КНР, текущий статус и тенденции развития образования, анализ спроса общества и индустрии на специалистов в области рыболовства, планы студентов на трудоустройство после окончания вуза. Также в работе приводятся некоторые размышления на тему развития специальностей MFST в системе образования, включая создание стимулирующих механизмов, внедряя программы для школ и научно-исследовательские суда, принимая систему зачетных единиц, создавая комитет по управлению системой образования, продолжая реформу учебных планов и моделей обучения с позиций рыбного промысла.
Подготовка по специальностям MFST в Китае началась в 1912 г., когда была основана первая китайская рыбохозяйственная школа провинции Цзянсу, в которую были набраны студенты для обучения технологиям рыбной ловли. Главной целью специальности была подготовка капитанов рыболовных судов. Основными предметами курса были: введение в морскую науку, метеорология, рыболовные технологии, навигация, общее введение в рыболовство, введение в судостроение, прикладная механика. Практическая часть обучения, главным образом, состояла в исследовании рыбных ресурсов. В 1935 г. Высшая профессиональная рыбохозяйственная школа провинции Гуандун открыла специальность «Морское рыболовство» и положила начало техническому рыбохозяйственному обучению в средней школе. В 1947 г. Рыбохозяйственная школа провинции Цзянсу изменила свое название на Шанхайскую рыбохозяйственную техническую школу УСун, с этого момента началось обучение по специализации «Морское рыболовство» продолжительностью 5 лет. В 1946 г. в Шаньдунском университете была создана кафедра рыболовства и предложена программа подготовки бакалавров по данному направлению. В 1952 г. на базе Шанхайской рыбохозяйственной технической школы (переименованной из Шанхайской рыбохозяйственной технической школы УСун) был создан Шанхайский рыбохозяйственный колледж и предложена четырехлетняя программа подготовки бакалавров по направлению «Морское рыболовство». В дальнейшем были основаны многие другие рыбохозяйственные школы такие, как Рыбохозяйственный колледж г. Чжоушань (сегодняшний Чжэцзянский океанологический колледж), Даляньский рыбохозяйственный колледж, Чжаньцзянский рыбохозяйственный колледж (сегодняшний Гуандунский океанологический университет) и Сямэньский рыбохозяйственный колледж (Рыбохозяйственный колледж университета Цзимэй), в которых была открыта данная специальность.
За последние 90 лет специальность сменила название от «морского рыболовства» до «промышленного рыболовства», а позже получила сегодняшнее название «Наука и технология морского рыболовства». Модель морского рыболовства в Китае, главным образом, менялась 7 раз: первоначально она испытала влияние японской образовательной модели, затем российской модели 50-60-х гг. прошлого столетия, позже стала меняться, согласно китайской специфике после середины 1980-х гг.
«Спасение страны путем развития крупномасштабной промышленности или бизнеса» считалось главной идеей основателей рыбохозяйственной школы провинции Цзянсу в 1912 г. Под влиянием японских современных технологий морского рыболовства и образовательных моделей были установлены все положения специальности «морское рыболовство», в основе которых лежала японская модель, нацеленная на профессиональное обучение. Главной целью специальности являлась подготовка капитанов рыболовных судов, упор делался на изучение рыболовных орудий, методов рыбной ловли и развитие навыков мореплавания.
В сравнении с предыдущей образовательной программой, новая программа по специальности «Промышленное рыболовство» имела огромное значение для развития образовательной модели морского рыболовства Китая. Даже на сегодняшний день образовательная программа КНР до определенной степени подверглась влиянию этой образовательной модели. Вот ее основные черты: (1) был составлен трехуровневый курс обучения, т.е. базовые курсы, базовые технические курсы и курсы по специальности. Были предусмотрены соответствия и связи между подготовительными и последующими курсами; (2) В учебном плане были усилены базовые курсы (математика, физика, механика и др.) и введены систематические базовые технические курсы и специальные курсы по механическому оборудованию; (3) Были определены учебные планы и соответствующие экспериментальные схемы и инструкции к каждому курсу; (4) учебный план представляет собой комплекс, включающий 3 модели курсов (для вспомогательного машинного оборудования, грузоподъемных механизмов и транспортного оборудования, промышленного рыболовства); (5) Было организовано 3 уровня практики (практическое обучение, практика по рыбной ловле, и практика по окончании обучения) с общими схемами для каждого практического курса и программой составления итогового отчета; (6) Степень подготовки студентов оценивается при помощи тестов и экзаменов, как в устной, так и в письменной форме, уделяется огромное внимание качеству выполнения домашней работы, в конце курса не проводилось письменных экзаменов. В целом, внедрение образовательной программы способствовало созданию полной системы контроля обучения для специальности «Морское рыболовство» благодаря строгим требованиям курса и расширению возможностей прохождения практики, в результате чего значительно возросло качество обучения.
В 1982 г. во время обсуждения и редактирования учебной программы по рыболовству, в соответствии с требованиями Государственной образовательной комиссии, Министерства сельского хозяйства, животноводства и рыболовства, было решено изменить название специальности с «Морского рыболовства» на «Морское рыбное хозяйство» для того, чтобы расширить масштабы специальности и улучшить возможности трудоустройства студентов после окончания обучения. В середине 1980-х годов Китай начал развивать рыболовство в отдаленных водах. Шанхайский рыбохозяйственный университет первым переключил основное внимание с прибрежного рыболовства на рыболовство в отдаленных водах, внеся такие изменения в учебную программу специальности «Морское рыбное хозяйство», как увеличение количества учебных часов по судовождению, внедрение курса иностранных языков (включая английский и испанский) и специальных курсов по оказанию первой помощи, пожарной безопасности и управлению спасательными шлюпками. В конце 1980-х годов Шанхайский рыбохозяйственный университет начал дальнейшее изменение структуры специальности в целях соответствия тенденциям развития морского рыбного хозяйства и соответствующих отраслей промышленности. В 1995 г. китайская государственная комиссия по образованию разработала проект «Реформа неполного высшего образования и ее применение на пороге 21 века». Шанхайский рыбохозяйственный университет разработал суб-проект «изучение курса и специальности «рыбное хозяйство» в системе неполного высшего образования», в результате исследования был сделан вывод о том, что в целях соответствия рыночной экономике и уровню социального развития масштабы специальности должны быть расширены. Тогда при поддержке Комитета по управлению высшим образованием национальных сельскохозяйственных институтов было решено открыть новую специальность – «Наука и технология морского рыбного хозяйства», путем комбинирования основных учебных планов двух специальностей: морское рыбное хозяйство, рыбные ресурсы +руководство и управление в рыбном хозяйстве. Новая специальность включала те же самые базовые профессиональные курсы, как и специальность «Морское рыбное хозяйство» и частично переняла содержание курса «Рыбные ресурсы и управление рыбным хозяйством».
Студентов, окончивших новую специальность, активно приглашают компании, занимающиеся рыболовством в отдаленных водах, так как такие выпускники хорошо адоптируются к условиям работы, обладают всесторонними знаниями о рыбных ресурсах, районах промысла, морской окружающей среде, орудиях и методах лова, законодательстве и управлении в сфере рыбного хозяйства. Результат образовательной реформы были одобрены Министерством образования. Данный проект Шанхайского рыбохозяйственного университета был удостоен государственной награды 1-ой степени за достижения в области обучения в 1997 г. Модель учебного плана и содержание учебной программы были приняты всеми остальными пятью рыбохозяйственными институтами.
За последние десятилетия данная специальность подготовила огромное количество высокопрофессиональных кадров для рыбохозяйственной индустрии, сферы образования и проведения исследований в данной области, управления рыболовством. Они сыграли очень важную роль в развитии морского рыболовства и управления морскими рыбными ресурсами.
В частности с тех пор, как Китай разработал политику реформ и открытости, студенты и преподаватели данной специальности внесли огромный вклад в разработку новых рыбопромысловых участков, добычу новых видов рыбы и развитие новых методов рыболовства, которые ускорили фундаментальные изменения в промышленной структуре морского рыболовства и значительно сократили воздействие рыболовной деятельности на рыбные ресурсы в прибрежных водах и водах, удаленных от берега. В результате были получены значительные экономические, социальные и экологические преимущества. Около 400 преподавателей и студентов из Шанхайского океанологического университета, Циндаоского океанологического университета, Даляньского рыбохозяйственного колледжа и Гуандунского океанологического университета приняли участие в мероприятиях по рыбному промыслу КНР в открытых морях Тихого, Атлантического и Индийского, в прибрежных водах стран западной и восточной Африки, а также стран в зоне Индийского океана. Были проведены исследования районов рыбного промысла, изучены орудия лова, методы рыболовства. В частности, добыча кальмара и чилийской ставриды была совместно изучена преподавателями и студентами Шанхайского океанологического университета, а рыболовные кампании 1989, 1993 и 2000г. соответственно стали базовыми направлениями рыбного промысла КНР.
Кроме того, преподаватели наук и технологий морского рыболовства Шанхайского рыбохозяйственного университета часто приглашались Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) ООН принять участие в заседаниях комитета по рыболовству ФАО, на которых они предоставляли экспертные консультации по устойчивому развитию мирового рыболовства. Они были также назначены правительственными делегатами для участия в переговорах по многосторонним соглашениям в сфере рыбного хозяйства и разработке конвенций по управлению рыболовством, например, по сохранению и управлению запасами минтая в центральной части Берингова моря; сино-японское и сино-корейское соглашения по рыболовству. С 1998 г. группа профессоров Шанхайского рыбохозяйственного университета была назначена центральными органами по рыболовству КНР для участия в целом ряде собраний, организованных региональными организациями по управлению добычей тунца (Международная комиссия по охране атлантического тунца, Комиссия по рыболовству в западной и центральной частях Тихого океана, Межамериканская комиссия по тропическому тунцу, Комиссия по тунцу индийского океана). Они сыграли активную роль в борьбе за права рыбной ловли и интересы КНР.
В настоящее время в семи институтах высшего образования КНР проходит обучение по данной специальности: Шанхайский океанологический университет, Китайский океанологический университет, Даляньский рыбохозяйственный колледж, Чжэцзянский океанологический колледж, Рыбохозяйственный колледж цзимэйского университета, Тяньцзинский сельскохозяйственный колледж и Гуандунский океанологический университет. Подобно Шанхайскому рыбохозяйственному университету, пять упомянутых выше учебных заведений (за исключением Тяньцзинского сельскохозяйственного колледжа) преобразовали специальность MFST. Цели обучения и направления курса подготовки по данной специальности отличаются среди вышеупомянутых учебных заведений в силу различий в этапах становления и истории управления университетами. Например, в Китайском океанологическом университете специальность ориентирована на инженерные технологии, рыбные ресурсы и окружающую среду, в Даляньском рыбохозяйственном колледже на технологию использования рыбных ресурсов, технологии развития рыболовства и аквакультуры, в рыбохозяйственном колледже цзимэйского университета – на мониторинг и защиту морской окружающей среды, использование и охрану морских биологических ресурсов, руководство и управление рыболовством, в Гуандунском океанологическом университете – на торговлю рыбными ресурсами, управление рыболовством, техническое оснащение рыболовства. В Чжэцзянском рыбохозяйственном колледже в данной специальности упор делается на добычу морепродуктов, а в Тяньцзинском сельскохозяйственном колледже – на морские биологические науки и охрану морской окружающей среды. Вышеуказанные учебные заведения ежегодно набирают по 300 человек на данную специальность.
(1) Образовательная модель стала более всеохватывающей; (2) была установлена система профессионального теоретического образования с относительно высокой степенью специализации и сведения в единое целое учебных планов; (3) в связи с появлением современной техники, существует необходимость внедрения новых инженерных технологий в целях развития науки и технологии в области рыбного хозяйства и расширения образовательных программ; (4) концепция устойчивого развития, включающая охрану ресурсов и окружающей среды, а также продовольственную безопасность, была прочно закреплена в памяти во время проведения научных исследований, а также нашла отражение в образовательной системе. Повышается важность теоретического образования и в то же самое время уделяется внимание практическому обучению; (5) обучение находится в тесной связи с развитием общества и потребностями индустрии. Кроме того, через объединение «промышленных предприятий, университетов и исследовательских институтов» или объединение «органов управления, университетов и исследовательских институтов», а также через сочетание «обучения, исследования, технической популяризации и обслуживания» дневное обучение, дополнительное профессиональное обучение и сотрудничество КНР с зарубежными странами осуществляется в учебных заведениях, связанных с рыбным хозяйством.
С 2001 г. Китай начал проводить государственную наблюдательную программу за ярусным и кошельковым ловом тунца, а также крупномасштабным траловым ловом, в соответствии с региональными организациями по управлению добычей тунца. Согласно минимальным требованиям, установленным данными организациями, необходимо ежегодно, по меньшей мере, 20 наблюдателей для выполнения обязательств государств-участников. Опыт показал, что студенты, обучающиеся по специальности «Наука и технология морского рыбного хозяйства» являются отличными кандидатами для научной миссии наблюдателей.
Специальность «Наука и технология морского рыбного хозяйства» представляет собой междисциплинарный целостный комплекс. Основное содержание учебной программы тесно связано с морской окружающей средой, геологией моря, морской биологией, метеорологией, экологией, информатикой, космическими технологиями и др. Сочетание и взаимодействие вышеупомянутых дисциплин будет способствовать расширению и развитию специальности. Таким образом, всеохватывающие и междисциплинарные колледжи и университеты, в которых есть данная специальность, должны предоставлять программы для выпускников и готовить высококвалифицированные кадры для морской индустрии. Правительство должно поддерживать некоторые рыбохозяйственные университеты, которые могут привлечь квалифицированных выпускников для дальнейшего обучения и получения степеней магистра и кандидата наук.
Специальность «Наука и технология морского рыбного хозяйства» является прикладной специальностью. Практическая часть обучения, например, исследование рыбных ресурсов, судоходство и рыболовство должны проводиться в море. Для данной специальности учебные суда являются базовым и необходимым условием, при котором рыбохозяйственный университет может гарантировать качество обучения посредством практики на море. До 1980-х годов, каждый рыбохозяйственный колледж, относящийся к министерству сельского хозяйства, имел от 1 до 2 исследовательских и учебных рыболовецких судна и, таким образом, гарантировались практическое обучение студентов и проведение научных исследований. Однако рыночная экономика существенным образом оказала свое влияние в данном вопросе, так как школы едва могли обновить своими собственными усилиями учебные рыболовные суда. В настоящее время все вышеупомянутые колледжи и университеты, в которых представлена указанная специальность, за исключением Китайского океанологического университета, не имеют исследовательских и учебных судов. Уже прошло более 10 лет с тех пор, как Шанхайский океанологический университет (бывший Шанхайский рыбохозяйственный университет) подал заявление на получение исследовательского судна, но до сих пор нет никакого результата. Нехватка учебных или исследовательских судов стала главным препятствием для гарантии качества обучения специальности «Наука и технология морского рыбного хозяйства».
Развитие специальностей, связанных с наукой и техникой в сфере рыболовства с точки зрения перспектив развития рыбного промысла в вода кнр
16 12 2014
1 стр.
Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством чувством долга. Долг это моральное обязательство
04 09 2014
1 стр.
И цянь (указание на достоинство монеты 1 цянь), монета была отлита отчеканена в пров. Гуандун; Материал бронзалатунь; Диаметр: 2,5 мм; Дл
16 12 2014
1 стр.
Госкомспорте СССР. Вниифк разрешил провести эксперимент по изучению влияния ушу на здоровье занимающихся, и, по предложению Московского городского дворца пионеров и школьников на Л
14 12 2014
1 стр.