Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Три конспекта по конфуцианству




1 Конфуцианство



Конфуций (Кун-цзы, 551- 479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя - вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень - это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством - чувством долга. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде," - учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, "благородный человек"

Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали управлять китайской конфуциальной интерией.

Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу - всегда и во всем существовали строго факсированые и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил - трактат Лицзы, компендиум конфуцианских норм. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка который хотел бы видеть в поднебесной:

"Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником," т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов - тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого намного сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа "стеной иероглифов" - грамотность. Уже в Лицзы было специально оговорено, что церимониалы и обряды не имеют отношения к простотонародью и что грубые телесные наказани не применяются к грамотным.

Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев - управителей он обойтись никак не может: "Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему."

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы "потерять лицо", а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо - всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и - от имени неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора "сына неба" управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника - из центра Мира, Китая.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.
Cписок литературы:
Васильев Л.С. "История религии востока"

Баканурский Г.Л. "История и теория атеизма"

2 Конфуцианство

Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием).


Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих учителей. Эти люди зарабатывали на жизнь преподаванием древних книг, ставших впоследствии частью Тринадцатикнижия: Шицзин, Шуцзин, Лицзи, а также утраченной впоследствии Юэцзин (Книга о музыке).
Первым этапом конфуцианства была деятельность самого Кун-цзы, тоже принадлежавшего к бродячим учителям. В его изложении конфуцианство было этико-политическим учением, в котором центральное место занимали вопросы нравственной природы человека, семьи и управления государством. Исходной для Кун-цзы можно считать концепцию "неба" и "небесного веления", то есть судьбы. Человек, наделенный небом определенными качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом Дао и совершенствовать их при помощи обучения. Цель этого совершенствования - достижение уровня "благородного мужа" (цзюнь-цзы), соблюдающего Ли - этикет.
Центральное место в учении Кун-цзы занимает концепция Жэнь (человечности) - идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Основным принципом этой концепции является: "Чего не желаешь себе, того не делай другим". На этой же базе Кун-цзы развивал свои политические концепции, выступая за четкое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. При этом Кун-цзы отвергал закон.
Характерной чертой учения Кун-цзы является антропоцентризм. Его практически не интересуют проблему космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним.
Особое место у Кун-цзы занимала концепция Сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считалось основой Жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной.
Большое место придавалось Юе - музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а также Ли - этикету, правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в различных жизненных ситуациях.
Всеобщее признание конфуцианство получило только после смерти Кун-цзы.
В отличие от даосизма, конфуцианство поддерживало китайскую государственную иерархическую систему. Одно из главных положений конфуцианства - учение чжэн мин (выправление имен), которое требовало от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе.
После смерти Кун-цзы конфуцианство распалось на школы:

1. Мэн-цзы

2. Сюнь-цзы
Идеи Сюнь-цзы оказали значительное влияние на философов периода Хань (206 год до н.э. - 220 год н.э.), но затем вплоть до XIX века доминировало учение Мэн-цзы.
Конфуцианство имеет пантеон богов, к которым причислен и Кун-цзы. Практикуются жертвоприношения. Значительное место занимает культ предков и вера в духов.
Конфуцианство заняло господствующее положение в Китае при императоре У-ди, когда Дун Чжуншу предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объектом почитания конфуцианство. Дун Чжуншу соединил конфуцианство с учением о космических силах Инь и Янь и пяти первоэлементах У-син. Природу человека он определял как врожденную, полученную от небы.В ней содержится как человечность (Жэнь), так и алчность, отражающая действия в небе сил Инь и Янь. Чувства - источники зла - также часть природы человека; посредством воспитания она становится доброй и завершенной. Воспитывать людей должен правитель, выполняя этим волю неба (в этом моменте Дун Чжуншу противостоит Мэн-цзы). Эта трактовка отношений между правителем и подданными развилась в дальнейшем в концепцию "трех связей": правитель-подданный, отец-сын, муж-жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе Янь и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе Инь.
Философское направление в конфуцианстве в виде натурального дуализма началось лишь с конца XI века н.э.

3 Кун-цзы

Кун-цзы (Кун-фу-цзы, Конфуций, Кун Цю, Кун Чжунни) - китайский философ, основатель конфуцианства. Родился в 551 г. до н.э., умер в 479 г. до н.э. Родился и жил в царстве Лу (современный г.Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. Происхождением из обедневших аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал учить, прославивишись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Кун-цзы преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("Юэцзин").


В 50 лет Кун-цзы начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в Лу. Вскоре после этого ушел со службы вследствие интриг и 13 лет путешествовал по китайским государствам. В 484 году до н.э. вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием, а также собиранием, редактированием и распространением книг Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Юэцзин, Лицзи, Чуньцю.
Учение Кун-цзы основывалось на естественном стремлении человека к счастью и относилось исключительно к вопросам этики и житейского благополучия, совершенно не касаясь духовной области религии. Исконное верование китайцев в загробную жизнь и поклонение предкам были восприняты Кун-цзы лишь ввиду полезности распространения этих идей для всеобщего благополучия. Всеобщее признание идей Кун-цзы получило лишь при его учениках, в чем важную роль сыграл Мэн-цзы.
Кун-цзы похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей. Дом Кун-цзы превращен в конфуцианский храм и стал местом паломничества.

Из числа приписываемых Кун-цзы книг без сомнений принадлежит его перу только Чунь-цю (летопись удела Лу, 722 - 481 год но н.э.).

Кун-цзы приписывается авторство приложений к трактату "И цзин" (Книга перемен).

Идеи Кун-цзы сыграли огромную роль в истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения и религиозного культа.

Главным источником сведений об учении Кун-цзы является Лунь юй (Беседы и суждения) - записи высказываний и суждений Кун-цзы, сделанных его учениками и последователями.

Тринадцатикнижие

Тринадцатикнижие (Ши-сань цзин), тринадцать древне-китайских классических произведений, являющихся каноном конфуцианства. История Тринадцатикнижия восходит к периоду Хань, когда при У-ди (140-87 г. до н.э.) было создано Пятикнижие, в которое вошли:


1. Шицзин (книга песен и гимнов)

2. Шуцзин (Книга истории)

3. Ицзин

4. Ли цзи (Записки об обрядах)

5. Чуньцю (Летопись весны и осени)

При династии Тан (618 - 907 год н.э.) к Пятикнижию были добавлены:


6. Чжоу ли (ритуал династии Чжоу)

7. И ли (Книга об этикете и обрядах)

8. Цзо-чжуань (Хроника господина Цзо Цюмина)

9. Гунъян-чжуань (Хроника господина Гунъян Гао)

10. Гулян-чжуань (Хроника господина Гулян Чи)

При императоре Вэнь-цзуне (827 - 840 год н.э.) тексты канонических книг вырезались на каменных стелах. В это время Тринадцатикнижие было завершеноо еще тремя книгами:


11. Сяо цзин (канон сыновней почтительности)

12. Лунь юй (Беседы и суждения)

13. Эр я (Словарь изысканных синонимов и глосс к каноническим книгам)

Процесс оформления Тринадцатикнижия был завершен в северо-сунское время (960 - 1127 год н.э.) после включения в него трактата Мэн-цзы.


Тринадцатикнижие сыграло исключительную роль в истории Китая, так как оно было основой управления страной, обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетия.

Три конспекта по конфуцианству 1 Конфуцианство

Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством чувством долга. Долг это моральное обязательство

97.53kb.

04 09 2014
1 стр.


Изпълнение на накзанията

Много въпроси от конспекта ще отпаднат. Достатъчна е подготовката от лекции и зин и ппзин. Изпитът е писмен – развиване на въпрос

307.73kb.

01 10 2014
1 стр.


Конфуцианство

Почти одновременно с философскими книгами Лао Цзы и его учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящих к

56.14kb.

04 09 2014
1 стр.


План-конспект урока должен состоять из следующих рубрик

Методические рекомендации к составлению плана-конспекта урока географии с использованием эор

483.98kb.

25 12 2014
3 стр.


Конфуцианство, «Великое Единение» иязык китайских сми

Сми, исходя из цивилизационной системы координат. Применительно к Китаю, данная проблематика начала разрабатываться ещё в 1990-е гг., в западной синологии ей посвящены работы Н. Фа

87.1kb.

11 10 2014
1 стр.


Коваленко Павел Александрович

Что такое цигун. Направления и школы цигун,¨конфуцианство, даосизм, буддизм, лечебная школа цигун, школа боевых искусств. (3 мин)

240.53kb.

17 12 2014
1 стр.


Опорный сигнал это, собственно, элементарная часть опорного конспекта, которая представляет существенный по содержанию и объему фрагмент учебного материала

Это большая ошибка, так как опорные конспекты предназначены в действительности для обеспечения усвоения не только основного, но и всего программного материала

237.73kb.

10 10 2014
1 стр.


Сергей Тимофеевич Аксаков Аленький цветочек сказка

Думали они три дня и три ночи и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь

331.93kb.

10 09 2014
1 стр.