Перейти на главную страницу
СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ
Многие привыкли считать, что секретарское дело в России традиционно находилось на весьма низком уровне и еще с позапрошлого века отставало от европейского, а позднее и от американского. Это мнение не вполне верно. Действительно, должность секретаря в административном управлении появилась впервые в США в 1789 г. В Англии эта профессия появилась в 1820 г. В России уже в 1840 г. (известна даже точная дата — 23 марта) на Путиловском и Невском машиностроительных заводах
После 1917 г. значение секретарей—помощников руководителей стало постепенно снижаться, и количество их сократилось. Но до середины 1920-х гг. процесс этот шел достаточно медленно, отмечался даже повышенный интерес к вопросам научной организации управленческого труда, а следовательно, и к секретарскому делу. В 1925 г. секретарей официально включили в так называемую канцелярско-техническую группу служащих и фактически уравняли с машинистками, рассыльными, конторщиками.
В 1932 г. секретарей разделили на две группы. В первую, весьма малочисленную, группу вошли помощники и референты, во вторую — машинистки-секретари I и II категории.
© Т. А. Селезнева, 2004
Только в 1980-х гг. в штатные расписания предприятий и организаций стали официально включаться инженеры и инспекторы по контролю исполнения, документоведы. Специалисты, занимавшие эти должности, часто выполняли обязанности секретарей руководителей.
В настоящее время положение кардинальным образом изменилось. Сегодня в организациях и на предприятиях различной организационно-правовой формы существует достаточно много разновидностей секретарской профессии. Круг обязанностей различного секретарского персонала очень разнороден. Оператор на телефоне в крупных организациях принимает все телефонные звонки и соединяет с нужными абонентами. Секретарь на телефоне принимает телефонные заказы и сообщения, дает по телефону необходимые справки о номенклатуре товаров или услуг, предоставляемых фирмой, по поручению руководителя связывается по телефону с собственными сотрудниками и представителями сторонних организаций. Технический секретарь работает с оргтехникой. Секретарь приемной принимает письма, факсы, сообщения по электронной почте, отвечает на телефонные звонки и переадресует их по назначению, принимает посетителей. Секретарь офиса принимает и анализирует корреспонденцию, готовит проекты документов, организует работу с документами, выполняет поручения руководителя и его заместителей, является координатором и диспетчером работы офиса. Офис-менеджер, являясь по существу главным администратором, работает не только и не столько с первым руководителем, сколько с другими сотрудниками и службами фирмы, ему переданы различные административные и хозяйственные функции. Появились новые варианты названия секретарской должности: ассистент, помощник по общим вопросам, представитель дирекции.
Развитие в России новых социально-экономических отношений вызвало стремительный рост различного рода негосударственных предприятий и фирм. Руководитель каждой такой организации имеет секретаря. Секретари работают и у представителей свободных профессий — адвокатов, нотариусов, а также на малых частных предприятиях.
Управленческий персонал негосударственных коммерческих организаций, как правило, весьма невелик. Руководители этих фирм занимаются в основном решением основных производственных вопросов, стратегическими проблемами развития своих предприятий, а значительную часть управленческой (в первую очередь — административной) работы поручают своим секретарям. Секретарь руководителя современной фирмы должен не только быстро печатать и правильно оформлять документы, но и составлять тексты различных документов, редактировать проекты, не только рационально организовать прием посетителей и телефонное обслуживание, но и самостоятельно решать многие вопросы в соответствии с порученными от руководителя указаниями. Эта новая разновидность секретарской профессии получила название секретаря-референта.
Как известно, секретарь и референт — достаточно различные разновидности секретарской профессии. Секретарь руководителя организации — это помощник, который организует деятельность первого руководителя, составляет для него документы, организует совещания, переговоры, командировки, осуществляет телефонное обслуживание. Референт — это специалист не только в области секретарского дела, но и в сфере основной деятельности фирмы; он готовит решения, доклады, отчеты, выступления руководителя, аналитические документы; анализирует ситуацию и принимает участие в разработке стратегии и тактики деятельности фирмы.
Слово «секретарь» происходит от латинского слова secret («секрет, тайна»), а слово «референт» означает «человек, сообщающий что-либо». Происхождение названия «секретарь-референт» отчасти объясняет роль и значение секретаря в структуре управления.
Секретарь-референт — это доверенное лицо руководителя, владеющее определенной информацией и освобождающее своего шефа от текущей работы, чтобы дать ему возможность сосредоточиться на решении основных вопросов деятельности предприятия. Благодаря работе секретаря-референта руководитель может максимально сконцентрироваться на выполнении своих профессиональных задач.
Секретарь-референт — это профессия, которая включает в себя множество функций. Многочисленные и многообразные обязанности современного секретаря-референта можно (с достаточной степенью условности) подразделить на две большие группы:
К функциям секретаря-референта по бездокументному обслуживанию относятся:
Особую группу функций секретаря-референта составляют референтские функции, которые сложно однозначно определить как документные или бездокументные. С некоторой долей условности эти функции иногда определяют как функции по информационному обеспечению деятельности руководителя. К референтской составляющей прежде всего относятся:
В США и ряде стран Западной Европы секретари представляют своих руководителей на юбилейных и траурных церемониях, поздравляют сотрудников от имени фирмы, вручают подарки. Этот зарубежный опыт достаточно активно воспринимается и в российских фирмах, в особенности столичных. Секретарь-референт отвечает (письменно или по телефону) на все приглашения (руководитель отвечает лично только в том случае, если не может присутствовать на мероприятии или церемонии). Секретарь-референт заботится о цветах, подарках, поздравлениях сотрудникам фирмы. А в трагических ситуациях (болезни, автомобильные аварии и т. п.) организует и необходимую помощь (по поручению руководителя, а в его отсутствие — и по собственной инициативе).
Кроме традиционных обязанностей помощника и референта руководителя, сегодня секретарю-референту делегируются разнообразные функции, которые никогда ранее не входили в сферу секретарской деятельности. Круг этих обязанностей достаточно широк и разнообразен в различных фирмах.
Часто секретарю-референту передаются отдельные административные функции, мелкие бухгалтерские операции. В обязанности секретаря-референта входит прием клиентов и гостей фирмы, деятельность в рамках паблик рилэйшнз (связи с общественностью), формирование архивов и т. д. Секретарь-референт просматривает корреспонденцию руководителя, направляя часть документов непосредственно специалистам и менеджерам; он фиксирует и контролирует исполнение всех поручений руководителя, как письменных, так и устных. В его ежедневнике фиксируются все факты, документы, поручения, связанные с деятельностью руководителя.
В небольших коммерческих организациях секретарь-референт, как правило, взаимодействует со службой безопасности, кадровой и хозяйственными службами. При отсутствии должностей руководителей этих служб он иногда непосредственно координирует деятельность этих подразделений. Часто секретарям-референтам передаются отдельные функции сотрудников, занимающихся работой с персоналом (например, документирование трудовых правоотношений). В отдельных малых фирмах обязанности секретаря-референта сближаются с обязанностями заместителя руководителя по общим вопросам.
Часто в подчинении у секретаря-референта находится сотрудник, выполняющий обязанности младшего секретаря.
Любой секретарь-референт должен уметь принимать решения, давать указания и представлять своего руководителя в деловых ситуациях.
Значение секретарей-референтов в структуре управления неуклонно повышается. По данным журнала «Профиль» сегодня секретарь-референт входит в число двадцати самых популярных профессий. Причем по степени престижности и перспективам на ближайшие пять лет эта профессия получила максимальную оценку. Живая и интересная работа, неплохая оплата труда (особенно в крупных городах) делают эту профессию достаточно привлекательной. Спрос на профессиональных секретарей-референтов держится независимо от кризисов, колебаний политического курса и курса валюты.
Формирование новой секретарской профессии в равной степени основано на отечественном и зарубежном опыте организации секретарского обслуживания.
Надо отметить, что в США и странах Западной Европы работа дипломированного секретаря давно считается достаточно уважаемой и соответственно оплачивается. Обучение секретарей производится в специализированных учебных заведениях с высоким уровнем преподавания. Во многих странах введен специальный экзамен на звание профессионального секретаря, без сдачи которого невозможно рассчитывать на высокую секретарскую должность. Только после этого весьма сложного экзамена претендент получает специальный диплом и право ставить буквы DPS после подписи.
Несомненный интерес для становления новой профессии представляет изучение опыта организации секретарского обслуживания в крупных фирмах США и Канады, где в структуре управленческого персонала присутствует должность которая в английском оригинале звучит как executive assistant и не имеет аналогов в русском языке. Обязанности executive assistant существенно отличаются от обязанностей помощника руководителя или его референта в общепринятом понимании. Executive assistant назначается из молодых, энергичных, особо перспективных сотрудников. К нему предъявляют очень высокие требования. Он должен глубоко и всесторонне изучить деятельность всех структурных подразделений фирмы, быть человеком инициативным, энергичным, но в то же время чрезвычайно дипломатичным. Одной из основных его обязанностей является достижение взаимопонимания в случае возникновения разногласий между подразделениями фирмы. При этом executive assistant не должен высказывать собственную точку зрения, а дипломатично, но последовательно проводить линию своего руководителя. При наличии у фирмы территориально удаленных подразделений он должен регулярно посещать эти филиалы и отделения. Во время посещений проводить линию руководства, а по возвращении информировать руководителя о состоянии дел в этих подразделениях. Следует подчеркнуть, что executive assistant не обладает властью, а является лишь проводником политики своего руководителя. Любые переговоры он ведет только от лица руководителя. Попытка «власть употребить», как правило, стоит такому молодому человеку карьеры. Уход такого человека к конкурентам — безусловно тяжелый удар для фирмы, поскольку он в курсе всех дел руководителя, включая наиболее конфиденциальные. На практике такие уходы встречаются редко. Executive assistant дорожит своим местом, т. к. видит достаточно заманчивую перспективу. Впоследствии подобные специалисты занимают значительные административные посты начиная с руководителя крупного отдела, отделения, филиала. В период работы референтом молодой человек проходит своеобразное «натаскивание». Приобретенный опыт оказывает неоценимую услугу в его дальнейшей работе, зачастую давая преимущества перед руководителями других служб и подразделений.
Работа секретаря-референта современной российской фирмы имеет свою специфику:
В связи с изменением места секретаря в структуре управления современной фирмой появились и более высокие требования к уровню образования секретаря-референта, его профессиональной эрудированности, коммуникабельности, способности решать разнообразные деловые задачи. Сегодня профессия секретаря-референта требует от человека высокой подготовленности, целого комплекса личных и деловых качеств, обусловленных спецификой секретарского труда.
Обратимся к многочисленным объявлениям, приглашающим на работу секретарей-референтов. К соискателям этой должности предъявляются следующие требования: знание делопроизводства (подразумевается знание правил составления и оформления основных видов управленческих документов и основные правила организации работы с документами); навыки работы с ПК (подразумевается знание текстового редактора MS Word, системы электронных таблиц MS Excel и общее знакомство с операционной системой Windows); знание в тех или иных пределах иностранного языка, чаще английского, реже немецкого или французского.
В действительности квалификационные и иные требования, предъявляемые к современным секретарям, гораздо обширней. К сожалению, при приеме на работу секретаря руководитель не всегда в состоянии четко эти требования сформулировать. И должностная инструкция, там, где она имеется, не дает полного представления об обязанностях секретаря-референта.
Профессиональный секретарь-референт должен иметь определенные знания и навыки, обладать определенными деловыми и личными качествами. Профессия секретаря-референта предполагает высокий уровень базового образования.
Профессиональные знания и навыки, необходимые современному секретарю-референту, можно условно подразделить на три группы:
1. Знания, необходимые для документационного и информационного обеспечения руководства и фирмы в целом. Секретарь-референт должен знать:
Чтобы стать хорошим секретарем-референтом, одних знаний и умений недостаточно. Необходимо иметь ряд деловых и личных качеств, которые являются неотъемлемой частью профессии.
Это мнение не вполне верно. Действительно, должность секретаря в административном управлении появилась впервые в США в 1789 г. В англии эта профессия появилась в 1820 г. В россии у
07 10 2014
1 стр.
Гостом р 30-2003 «Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов». В программе использованы термины и определения по гост р51141-98
07 10 2014
1 стр.
Секретарь-референт относится к категории специалистов предприятия, принимается и увольняется директором
07 10 2014
1 стр.
Секретарь-референт относится к категории специалистов предприятия, принимается и увольняется директором
07 10 2014
1 стр.
Секретарь-референт назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом Генерального директора организации
07 10 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
Статс-секретарь в Министерстве экономики, инфраструктуры, транспорта и технологий Баварии
14 12 2014
1 стр.
Интернет, изданий. Единственным непериодическим изданием, которое я пользовал, является учебное пособие для 11 класса Г. К. Селезнева “Новейшая история России и Запад” (1998г.)
15 12 2014
2 стр.