Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Во- лосовец, Р.Е.Идес)1.
Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.
I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:
-
Движения и серии движений для рук:
-
бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;
-
руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
-
правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т.д.;
-
держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;
-
поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.
-
Другие движения:
-
прыгать на двух ногах и на каждой;
-
впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;
-
катить обруч, двигаясь рядом с ним.
-
Произвольное управление движениями:
-
остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;
-
изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна — остановка движения).
-
Статическая координация:
-
стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;
-
стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.
-
Динамическая координация:
-
маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;
-
выполнять подряд 3 — 5 приседаний, стоя на пальцах;
-
проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);
-
пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.
-
Пространственная организация движений:
-
ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;
-
пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;
-
повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;
-
последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.
-
Темп выполнения движений:
-
удерживать заданный темп в движениях рук;
-
изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);
-
выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе.
II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включает следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука). 1. Статическая координация движения:
-
распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10—15;
-
распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10—15;
-
выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;
-
выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5—8;
-
положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 — 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5 — 8.
2. Динамическая координация движений:
-
пальцы сжать в кулак, разжать (5 — 8 раз);
-
выполнить пробу: кулак—ребро—ладонь (5 — 8 раз);
-
положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 — 8 раз);
-
одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5 — 8 раз);
-
по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5 — 8 раз);
-
по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;
-
по очереди касаться каждым пальцем стола;
-
по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.
-
Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.
-
Мышцы лба:
-
поднять брови, нахмурить брови;
-
наморщить лоб.
-
Мышцы глаз:
-
легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;
-
закрыть правый глаз, затем левый;
-
подмигнуть.
-
Мышцы щек:
-
надуть левую, затем правую щеку;
-
надуть обе щеки одновременно;
-
перекатывать воздух из одной щеки в другую.
-
Мимика лицевых мышц:
-
изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.
-
Праксис лицевой мускулатуры:
-
символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.
-
Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.
1. Двигательная функция губ:
-
сомкнуть губы;
-
округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;
-
вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;
-
вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;
-
растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;
-
максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;
-
поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;
-
опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;
-
многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).
-
Двигательная функция челюсти:
-
широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;
-
сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.
-
Двигательные функции языка:
-
положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;
-
положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;
-
переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;
-
высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);
-
приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);
-
поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;
-
упереть язык в правую, затем в левую щеку;
-
закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
-
произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.
-
Двигательная функция мягкого нёба:
-
широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);
-
логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;
-
при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.
Рекомендации к анализу результатов обследования моторных
функций.
При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:
-
доступность для ребенка предлагаемого задания;
-
качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);
-
особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;
-
особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;
-
количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;
-
темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;
-
ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;
-
особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.);
-
соответствие двигательной реакции сигналу;
-
наличие сопутствующих, насильственных движений;
-
наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).
V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания.
Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.
Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.