Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Во- лосовец, Р.Е.Идес)1.

Данное обследование включает исследование всех сторон мо­торной сферы и является наиболее полным.



I. Обследование состояния общей моторики оценивается с по­мощью следующих тестов:

            1. Движения и серии движений для рук:

  • бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;

  • руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

  • правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т.д.;

  • держа руки над головой, переложить из одной кисти в дру­гую три ленты по очереди;

  • поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, под­няв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.

    1. Другие движения:

  • прыгать на двух ногах и на каждой;

  • впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и вы­прыгнуть из него;

  • катить обруч, двигаясь рядом с ним.

  1. Произвольное управление движениями:

  • остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыж­ков;

  • изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на пол­ной ступне с увеличением громкости ударов, при прекраще­нии звучания бубна — остановка движения).

  1. Статическая координация:

  • стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;

  • стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на од­ной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

  1. Динамическая координация:

  • маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

  • выполнять подряд 3 — 5 приседаний, стоя на пальцах;

  • проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);

  • пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

  1. Пространственная организация движений:

  • ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;

  • пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;

  • повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;

  • последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плос­кости и без опоры на нее.

  1. Темп выполнения движений:

  • удерживать заданный темп в движениях рук;

  • изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);

  • выполнить графическое задание: чертить на бумаге палоч­ки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следую­щих 15 с чертить в первоначальном темпе.

II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включа­ет следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, за­тем обеими руками, уточняется ведущая рука). 1. Статическая координация движения:

  • распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удер­жать кисть в этом положении под счет до 10—15;

  • распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удер­жать кисть в этом положении под счет 10—15;

  • выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;

  • выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5—8;

  • положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 — 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5 — 8.

2. Динамическая координация движений:

  • пальцы сжать в кулак, разжать (5 — 8 раз);

  • выполнить пробу: кулак—ребро—ладонь (5 — 8 раз);

  • положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 — 8 раз);

  • одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5 — 8 раз);

  • по очереди выставить второй и третий пальцы, затем вто­рой и пятый (5 — 8 раз);

  • по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим паль­цем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;

  • по очереди касаться каждым пальцем стола;

  • по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, на­чиная со второго.

  1. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляет­ся в следующем порядке.

    1. Мышцы лба:

  • поднять брови, нахмурить брови;

  • наморщить лоб.

    1. Мышцы глаз:

  • легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;

  • закрыть правый глаз, затем левый;

  • подмигнуть.

  1. Мышцы щек:

  • надуть левую, затем правую щеку;

  • надуть обе щеки одновременно;

  • перекатывать воздух из одной щеки в другую.

  1. Мимика лицевых мышц:

  • изобразить различные эмоциональные состояния: удивле­ние, радость, испуг, грусть, недовольство.

  1. Праксис лицевой мускулатуры:

  • символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

  1. Обследование моторики артикуляционного аппарата про­ходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

  • сомкнуть губы;

  • округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;

  • вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;

  • вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;

  • растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;

  • максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

  • поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

  • опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

  • многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).

    1. Двигательная функция челюсти:

  • широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;

  • сделать движение нижней челюстью вправо, влево, впе­ред.

  1. Двигательные функции языка:

  • положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

  • положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

  • переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

  • высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

  • приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);

  • поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;

  • упереть язык в правую, затем в левую щеку;

  • закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка поло­жить на нижнюю губу;

  • произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

  1. Двигательная функция мягкого нёба:

  • широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);

  • логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;

  • при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Рекомендации к анализу результатов обследования моторных

функций.


При анализе результатов следует обратить внимание на следу­ющие моменты:

  • доступность для ребенка предлагаемого задания;

  • качество выполнения движения (сохранение объема движе­ния, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точ­ность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вя­лость, расторможенность, недифференцированность движений);

  • особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его ско­рость, наличие персевераций, застревание на одной позе;

  • особенности двигательной памяти, внимания, самоконтро­ля;

  • количество попыток при выполнении движений, возможно­сти обучения;

  • темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выпол­нения движений при ускоренном темпе;

  • ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;

  • особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.);

  • соответствие двигательной реакции сигналу;

  • наличие сопутствующих, насильственных движений;

  • наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппа­рата).

V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помо­щью следующего задания.

Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический ри­сунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.



Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохране­ние количества элементов в данном ритмическом рисунке, со­блюдение пауз внутри ритмического рисунка.


1 См.: Бабина Г.В., Гаркуша Ю. Ф, Волосовец Т.В., Идее Р.Е. Программа педа­гогической практики студентов младших курсов отделения логопедии. — М., 1997.

Т. В. Во- лосовец, Р. Е. Идес Данное обследование включает исследование

Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией

66.37kb.

15 10 2014
1 стр.


Акушерское обследование

Внутреннее акушерское исследование включает: осмотр наружных половых органов, исследование шейки матки при помощи зеркал, влагалищное исследование

92.19kb.

30 09 2014
1 стр.


Цены на обследование Урология Полное урологическое обследование включает

А также подробную консультацию врача с постановкой диагноза и назначением курса лечения

15.85kb.

12 10 2014
1 стр.


Гаглоевой Елены Валерьевны «речевая концепция журнала \"forbes\"» Н. рук. Цветова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, доцент Кафедра речевой коммуникации Очная форма обучения Данное исследование

Данное исследование посвящено речевой концепции современного популярного делового издания

21.38kb.

14 12 2014
1 стр.


Комплексное обследование в центре здоровья для взрослого населения (1 раз в год) включает

Комплексное обследование в центре здоровья для взрослого населения (1 раз в год) включает: измерение роста и веса

8.66kb.

11 10 2014
1 стр.


Программа обследования Мужчина Клиническое обследование и консультация с доктором

Кардио-обследование в Vip-check-up может быть заменено на гастроэнтерологическое обследование за туже цену

79.14kb.

11 10 2014
1 стр.


Обследование по программе «Платиновая» Обследование про программе «Золотая» Обследование по программе «Серебряная»

Подробная заключительная беседа по результатам обследования, рекомендации и письменное

21.18kb.

16 12 2014
1 стр.


Исследование мочи имеет большое диагностическое значение не только при заболеваниях почек, но и многих других органов и систем организма

Данное исследование, соответствуют требованиям образовательных стандартов. (2)

609.82kb.

14 12 2014
8 стр.