Перейти на главную страницу
2. Развить навыки работы в группе, формировать компетентности в сфере научно-исследовательской работы, активно использовать компьютерные технологии в учебном процессе.
2. Проекционная система.
3. PowerPoint презентация.
Литература: 1. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы/под редакцией Б.Ф. Султанбекова/. – Казань: ТаРИХ.
2. Татарский энциклопедический словарь/под редакцией М.Х. Хасанова/. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – 703 с.
3. Публикации в журналах «Мирас», «Эхо веков – Гасырлар Авазы», «Магариф».
Ход урока:
а) Сафина Гульгина (руководитель группы);
б) Гибадуллина Гузель;
в) Абзалова Эльмира;
г) Рачковский Сергей;
д) Тюканов Денис.
Тема, над которой мы работали, называется: «Ваисовское движение».
Цель нашей исследовательской работы – рассказать об основателях этого движения и рассмотреть суть их учения. В процессе работы над заданной темой нами были использованы материалы, опубликованные в Татарском энциклопедическом словаре, газетные публикации, посвященные основателям ваисовского движения и публикации доктора исторических наук, нашего земляка Валеева Рамзи Калимовича, сосредоточенные в основном в журналах «Мирас» и «Эхо веков – Гасырлар Авазы».
Багаутдин Ваисов
Багаутдин Хамзович Ваисов родился в 1804 году в деревне Мулла иле Свияжского уезда Казанской губернии. Он является основателем и руководителем ваисовского движения. Багаутдин Ваисов получил начальное образование в своей родной деревне, затем учился в медресе. Ваисов писал и издавал книги, рассылал разоблачительные стих губернаторам тех губерний, где имелось татарское население. После убийства Александра второго побывал в Петербурге, надеясь побудить царя обуздать произвол чиновников. В 1862 году Багаутдин Ваисов в Казани открыл молитвенный дом, где учил «истинной вере». Затем организовал «Ваисов божий полк мусульман староверов» с «автономным» духовным управлением, с ведением собственных метрических книг, духовным училищем «Школа воспитания». В 1884 году был арестован за идеи, которые он высказывал. В 1885 году царские власти признали его душевнобольным и поместили в психиатрическую клинику. Основные положения своего учения он изложил в сочинении «Способ доказательства». Умер Багаутдин Ваисов в 1893 году.
Ваисов Гайнанутдин Багаутдинович (Сардар) (1878-1918)
Сын Багаутдина Ваисова. Один из руководителей ваисовского движения. После смерти своего отца возглавил движение. В 1908 году посетил Санкт Петербург, добиваясь признания права ваисовцев на земли бывшего города Болгара. В 1910 году был арестован и сослан в Сибирь, где находился до 1917 года. Выступил против Временного правительства, поддержал Советскую власть. Гайнан Ваисов был убит в дни так называемой «Забулачной республики» в 1918 году. В сочинении «Суть философии дервишей» изложил основные положения учения своего отца.
Учитель:
Итак, мы узнали цели, уточнили литературу, опираясь на которую была проведена эта исследовательская работа и основоположников ваисовского движения. А в чем же суть учения ваисовцев? На этот вопрос постарается дать ответ следующий представитель группы.
Гибадуллина Гузель:
Ваисовское движение
Ваисовцы не одобряли занятий торговлей и промышленностью. Выступали за чистоту ислама, обличали алчное мусульманское духовенство
В 1908 году свыше 15 тысяч ваисовцев проживало в Казанском, Свияжском, Арском уездах Казанской губернии, в Средней Азии. Ваисовцы призывали своих божьих воинов не подчиняться гражданским законам и властям, а руководствоваться предписаниями Корана, шариата, отказываться от службы в армии, от платежей податей, от паспортов. После ареста Багаутдина Ваисова и некоторых других руководителей сторонники ваисовского движения ушли в подполье и продолжали пропагандировать свое учение, за что подвергались политическим преследованиям. Открытое неповиновение ваисовцев властям, вплоть до отказа участвовать в переписи населения 1897 года, привело в конце 19 века к их аресту (всего свыше 100 человек).
Ваисовское движение возобновилось в годы революции 1905-1907 годов, обогатившись идеями исламского социализма. После октябрьской революции 1917 года заявили о поддержке Советской власти. В годы гражданской войны в составе Красной Армии были сформированы ваисовские божьи полки. В 1920 годы ваисовцы основали в Чистопольском кантоне деревню новый Булгар, где в новых условиях попытались развить свое учение. В дальнейшем община ваисовцев распалась, в 1930 годы активисты ваисовского движения были репрессированы.
а) Вологодский Александр (руководитель группы);
б) Сайранов Руслан;
в) Бурганова Эллина;
г) Шакиров Раиль;
д) Зейнетдинов Ильнур.
Тема нашей работы: «Ризаэтдин Фахретдин – идеолог джадидизма».
Исходя из темы нами была поставлена цель – рассмотреть феномен джадидизма и рассказать об одном из величайших представителей этого течения Ризаэтдине Фахретдине.
В ходе работы над заданием нами были использованы материалы Татарского энциклопедического словаря, учебника по истории Татарстана и татарского народа, а также ряд периодических изданий, где содержатся публикации, посвященные как Ризаэтдину Фахретдину так и джадидизму в целом.
Итак, что же это такое джадидизм? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к Татарскому энциклопедическому словарю.
Джадидизм – общественно-политическое движение за обновление различных сторон жизни общества. Формировалось в татарском обществе в течение 19 века и получило распространение среди ряда тюркских народов. Сторонники джадидизма критиковали социально-экономическую отсталость и духовный застой в общественной жизни, отстаивали идею ее обновления, главным образом, в системе народного образования в соответствии с требованиями времени. Джадидизм имел различные течения: в одних больше внимания уделялось идеям религиозного обновления (представителями этого течения были: Баруди, Бигиев, Тарджемани и др.), в других – просветительству (Ризаэтдин Фахретдин, Фатих Карими, Габдулла Буби и др.). В 19-начале 20 веков джадидизм явился важным этапом развития общественной мысли, становления национального самосознания татарского народа.
Начало этому движению было положено в 80 годы 19 века. Как было уже отмечено джадидизм зародился в сфере образования, просвещения. Старая школа была пронизана схоластикой, ориентировалась в основном на достижения средневековой науки, в ней преобладали богословские дисциплины. Между тем нужны были светские образованные кадры, владеющие современными научными знаниями. Джадидисты и взялись за перестройку школьного образования татар, преодолевая сопротивление властей и консервативных кругов татарского общества. К концу 19 века в Казанской губернии было уже несколько десятков новометодных школ. В реформированных школах появились классы, классные доски, парты, столы, географические карты, были предусмотрены экзамены. Учащиеся наряду с основами ислама изучали арифметику, географию, историю, русский, ряд европейских и восточных языков.
В 1882 году Баруди основал в Казани одно из самых знаменитых новометодных школ – медресе «Мухаммадия».
Программа джадидистов предусматривала не только реформу образования, но и включала в себя организацию женского образования, открытие библиотек, клубов, читален, издание газет. Джадидисты выступали за то, чтобы татары посещали театр, носили европейскую одежду. Реформированию подлежал также ислам.
А об одном из выдающихся представителей джадидизма Ризаэтдине Фахретдине расскажет мой коллега – Руслан.
Сайранов Руслан:
Ризаэтдин Фахретдин
Видный общественный и религиозный деятель, писатель, просветитель, журналист Ризаэтдин Фахретдин родился в деревне Кичучат Бугульминского уезда Самарской губернии (современный Альметьевский район РТ). В годы учебы в медресе на него неизгладимое впечатление оказали труды другого видного представителя просвещения Шигабутдина Марджани. После окончания медресе работает учителем, занимается творчеством и наукой.
В 1898 его избирают судьей по религиозным делам Уфимского духовного управления мусульман. Переехав в Уфу, Ризаэтдин Фахретдин работает в архиве уфимского духовного управления. Там он систематизирует рукописи. Результатом его трудов стало многотомное издание «Асарь», где была собрана информация о выдающихся татарских ученых, муллах, писателях и поэтах. Этот фундаментальный труд является богатым источником изучения татарского просветительства, литературы и истории. Заразившись идеями просвещения, Риза Фахретдинов и сам начинает заниматься литературным творчеством. В 1899 году публикуется произведение «Сәлимә яки гыйффәт», в 1903 году роман “Әсма яки гамәл вә җәза”.
В годы первой русской революции он активно начинает заниматься литературным творчеством. Переехав в Оренбург публикуется на страницах газеты “Вакыт”, а в 1908-1918 годы является главным редактором литературно-публицистического журнала “Шура”.
В 1922 году Риза Фахретдинов избирается муфтием. До конца своей жизни он занимается научно-исследовательской работой. Умер Риза Фахретдинов в 1936 году в городе Уфе.
В своих трудах Риза Фахретдинов особое внимание обращает на проблемы образования, нравственного воспитания моего народа. Неслучайно во второй части названия его романа стоит слово“гыйффәт” . Гыйффәт означает честь, духовная чистота, гордость. В этом произведении автор дает информацию о Волжской Булгарии, Казанском ханстве, тюркских народах.
В своих произведениях Риза Фахретдинов призывает наряду со знанием ислама углублять свои представления об окружающем мире, изучать предметы не только на татарском, но и на русском языках. По его мнению, все эти знания в дальнейшем должны использоваться в деле служения своему народу.
а) Нуруллина Гулия (руководитель группы);
б) Садыкова Алия;
в) Зиннатуллин Рафис;
г) Шайхуллин Алмаз;
д) Романов Артур.
Тема, над которой мы работали, называется: «Жизнь и общественно-политическая деятельность Галимзяна Шарафа».
Цель нашей исследовательской работы – рассказать об одном из выдающихся общественных деятелей начала 20 века - Галимзяне Шарафе. В процессе работы над заданной темой нами были использованы материалы, опубликованные в Татарском энциклопедическом словаре, посвященные объекту исследования и труды доктора исторических наук Валеева Рамзи Калимовича «Фаҗига», “Болак арты республикасы”, а также его статьи в журнале «Мирас».
Галимзян Шарафетдинович Шараф родился 29 декабря 1896 года в деревне Аксу Тетюшского уезда Казанской губернии (Современный Буинский район РТ). Детство Галимзяна прошло в родной деревне, где он впервые соприкоснулся с загадочным миром знаний. Когда у мальчика начал зарождаться интерес к более глубоким знаниям, отец отвез его в Казань, в медресе «Мухаммадия», где учились старшие братья. На следующий год Шараф поступил во вторую реальную гимназию Казани. Именно в эти годы он знакомится с Габдуллой Тукаем и работает над подготовкой первой в истории хрестоматией по татарской литературе. Книга была опубликована в 1912 году. Вместе с известным поэтом П. Радимовым участвует в переводе стихов Габдуллы Тукая на русский язык («Шүрәле»). В 1915 году он поступает в Петроградский институт железнодорожных инженеров. В эти годы он пробует себя в качестве историка. Начинает работу над рукописью «Эпоха Чингисхана, история татар и других народов». Тогда же он стал одним из организаторов и руководителей кружка «Татар учагы», где обсуждались злободневные проблемы татарского народа.
Февральская и Октябрьская революции круто изменили жизнь Галимзяна Шарафа. Он вынужден был бросить учебу. В мае 1917 года в Москве проходил первый Всероссийский съезд мусульман. В его работе принял участие и Г. Шараф. По вопросу о форме национально-государственного устройства он выдвинул идею территориальной автономии. С этим согласились не только более опытные представители национального движения, но и сам В.И. Ленин. В итоге съезд принял решение о том, что Россия должна быть федеративной республикой.
В ноябре 1917 года в Уфе начал свою работу Милли меджлис. Этот съезд должен был принять конкретные меры по созданию национальной государственности татарского и башкирского народов. В результате принимается решение о создании такой государственности в виде Урало-Волжского штата. Г. Шараф избирается председателем коллегии по осуществлению Урало-Волжского штата. Но этому проекту не суждено было осуществиться. Шараф не успокаивается на этом. Ведь основная его мечта об обретении государственности татарского народа пока не сбылась. Он участвует в качестве эксперта в разработке проектов Татаро-Башкирской ССР и ТАССР.
С начала 20-х годов Шараф переходит на научную и педагогическую работу. Его научные достижения в области истории, языкознания не остались незамеченными. В 1926 году – он член-корреспондент центрального бюро краеведения СССР, в 1929 году – действительный член Международной ассоциации экспериментальной фонетики. Особенную известность получают его труды по языкознанию, демографии, экономической географии.
Несмотря на все эти достижения Г. Шараф в 30 годы был необоснованно репрессирован и 8 лет отсидел в лагерях. Умер Галимзян Шараф в 1950 году.
В данной исследовательской работе мы отразили лишь некоторые аспекты деятельности Г. Шарафа. Поистине это был выдающийся человек. Не побоюсь назвать его даже татарским Ломоносовым.
а) Шамсутдинов Инсаф (руководитель группы);
б) Латыпов Ильдар;
в) Хайруллина Эльвира;
г) Фаизова Лейсан;
д) Кашапов Ильфат;
е) Гизатуллина Лилия.
Порядок работы:
Выбор этой темы неслучаен. В когорте всех вышеперечисленных представителей общественного движения Рамзи Калимович занимает достойное место. Кроме того, именно благодаря его научным трудам мы узнали о ваисовском движении, о научной и общественной деятельности Галимзяна Шарафа. Рассказывать о нем для меня вдвойне приятно. Потому что он наш земляк. Рамзи Калимович родом из деревни Карашам. Более того, он учился в нашей Нурлатской школе.
После окончания школы и службы в армии Рамзи Калимович поступил в Казанский государственный университет. И вот сейчас уже 42 года своей жизни он отдал служению родному университету. После успешного окончания университета его рекомендовали в аспирантуру. В 1968 году он защитил кандидатскую, а в 1990 году докторскую диссертацию.
Рамзи Калимович любит повторять: «Народ, который не знает своей истории – народ без памяти». Он приложил все усилия для того, чтобы исчезли белые пятна в истории татарского народа. Вышедшая в свет в 1996 году книга «Трагедия», полностью была посвящена роду наиболее образованных представителей татарской интеллигенции начала XX века - Шарафам, которые в суровые 30-е годы были репрессированы. Шарафы – род, который оставил светлые страницы в нашей национальной истории. Представители этого рода Шигап, Шахер, Борхан, Гильметдин и Галимзян Шарафы боролись за свободу и светлое будущее моего народа. В архивах республики до сих пор хранятся великолепные стихи и поэмы Галимзяна Шарафа. Но прочитать их стоит многих трудов, потому что они написаны на арабской графике. Рамзи Калимович в своем произведении обращает внимание и на этот факт. Ведь в 20-30-е годы XX века татарский язык пережил сразу две реформы. Сначала письменность татарского народа была переведена с арабской графики на латиницу, а после на кириллицу. Причем мнения народа при проведении этих реформ не спрашивали. Автор в заключении отмечает: «Проведение этой политики в условиях культа личности для культуры тюркских народов, в том числе и татарского народа явилось настоящей трагедией». Насильственная замена алфавита татарского народа оторвала его от богатого литературного наследия и привела к культурному застою. Люди должны были учиться читать, писать, мыслить по-новому. А для этого, как известно, нужно время.
Сегодня известный ученый работает над новыми темами. Его работа подчинена одной цели – показать всю полноту национально-освободительной борьбы татарского народа. В 1999 году в Татарском книжном издательстве вышла книга «Забулачная республика».
Рамзи Калимович публикуется во многих газетах и журналах. Его ближайшие планы касаются, прежде всего, изучения деятельности Гайнана Ваисова (уроженца деревни Молвино Зеленодольского района РТ), истории родного села Карашам и Нагорной стороны Татарстана в целом.
Обсуждение результатов научно-исследовательской работы.
Анализ собственной научно-исследовательской деятельности.
Учитель: 1. Удалось ли вам добиться поставленных целей?
2. Что полезного для себя вы получили от исследовательской работы?
Оценивание результатов работы групп по «критериям оценивания PowerPoint презентации». (Выполняется учителем на основе таблицы).
Выставление оценок.
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
15 10 2014
1 стр.
Работа выполнена в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
10 10 2014
3 стр.
Мэйдзи (японская буржуазная революция 1868 года) в конце XIX века, бывшие самураи приняли активное участие в модернизации Японии
04 09 2014
1 стр.
Эпиграф: Монголо-татары прошлись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему
11 10 2014
1 стр.
Широко использовалась в xix—xx веках. В настоящее время пишущие машинки по большей части вышли из употребления, их функцию стали выполнять персональные компьютеры, оснащённые принт
14 10 2014
1 стр.
Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века
23 09 2014
15 стр.
К началу XIX в в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориально
11 10 2014
1 стр.
Общественно-политическая жизнь России на рубеже XIX – XX вв., создание рсдрп и партии социалистов-революционеров. Земско-либеральное движение
18 12 2014
1 стр.