Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



Театр марионеток

Т Е А Т Р М А Р И О Н Е Т О К Введение «Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей». (Советский Энциклопедический Словарь) С древнейших времен в языках многих народов мира существовалосравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Театркукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ,и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишкомочевиден был пример – управляющий и управляемый. Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и,наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением,постоянны не только в античной, но и в средневековой философии. Рядом счеловеком всегда существовал предмет, который он наделял особымотношением: был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайнуприроды, или просто изображал человека. Издавна замечена способность человека к фантазии, возбуждаемойпоразительным свойством театра кукол – чудом оживающего прямо на глазахзрителя мертвого предмета. Наверное, именно поэтому на смену неподвижнымизображениям богов (которые были в древние времена в каждом доме) пришлидвижущиеся фигурки, которые человек наделял особым отношением. Это-то истало началом театра кукол. Свое название марионетки получили в средние века от наименованияфигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в видемаленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения. I. Возникновение театра марионеток Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами вЕгипте. Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, неслив руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их вдвижение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и вСирии, и на территории государств Латинской Америки). Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте надвижущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, икаждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице(этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театреи получил название «педжент»). Роли богов в таком театре исполнялись толькос помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками.Исполнение роли бога человек взять на себя не мог. В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дереваделали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились вдвижение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Этиавтоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элементтеатрализации в этих представлениях все-таки существовал. Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в ДревнемРиме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурныемеханические изображения потешали толпу или наводили на нее страх. Кроме того, в каждом доме – и в Древней Греции, и в античном Риме –обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли частьубранства комнат или украшения стола. На территории Древней Греции возникло искусство, которое принятоназывать вифлеемским ящиом. Этот «театр» впервые и очень своеобразнопопытался рассказать о мироздании – в том виде, как это представлялосьдревним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нетпередней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизупоселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. Стержнями,продетыми в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять – такродилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы – и получилсятеатр. Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались внаследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне:румынский вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка. Самой «кукольной» страной Европы считается Италия. Историяитальянских кукольных представлений более-менее отчетливо вырисовывается сXVI века. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения «бель канто»,балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторскойдраматургии и заученных репликах. Марионетки копировали представленияоперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. К XVII векумарионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились своималенькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитыхтеатров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетаяих по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинныепятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не былобольшого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловодыдостигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста. Среди свидетельств, относящихся к XVII веку, встречаются лишьназвания опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Болееконкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историкавенецианского театра Гроппо «Общие сведения о театрах Венеции», изданной в1766 году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году впавильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик,воспроизводивший в миниатюре прославленный в Европе венецианский театр Сен-Джованни Грисостомо. Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собираявсю знать Венеции. Великолепное описание марионеточных театров Италии составил Стендаль.В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневники и, вернувшись,опубликовал их под названием «Рим. Неаполь. Флоренция». В каждом из этихгородов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали унего восхищение. На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатииитальянской публики. В печати постоянно мелькали слова восторга,высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток«Филандо». Зрители поражались способности кукольных балерин выполнять всефиоритуры танцовщиц знаменитого театра Ла Скала. Описания XIX века обнаруживают характерную черту итальянскогомарионеточного театра: хотя марионетки и копировали спектакли оперных идраматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления – в виде«своих» марионеточных пьес со «своими» героями. И еще одна особенность театра итальянских (и европейских вообще)марионеток: в их спектаклях существовало обязательное разделение наактеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Этачерта сохранилась до наших дней, современные спектакли идут под записьмузыки и актерских голосов. Театры марионеток Франции мало отличались от итальянских. Они такжебыли очень популярны и даже соперничали в XVII-XVIII веках с театрами живыхактеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Крометого, народные кукольники-профессионалы давали спектакли во французскихаристократических гостиницах. Но в XIX веке кукольный театр входит в домашнюю жизнь французскойгородской семьи, спектакли начинают показывать любители. Театр марионеток получил большое распространение во многихевропейских странах, в Бельгии, Англии, Чехии, Германии, а благодаряанглийским кукольникам – и в Новом Свете. В Чехии, кстати, существует дотысячи постоянных кукольных театров, не считая театров при школах икочующих. В России первое знакомство с марионеточными театрами относится кначалу царствования Анны Иоанновны (1730-1740), когда немецкие«показыватели» неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этихкукол называли «выпускными». Но во второй половине XVIII века в русскийязык окончательно входит слово «марионетка». Однако, до середины XIX века марионеточные спектакли дают толькоиностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший вXVIII веке, в основном, из разговорных пьес. Они снимают для своихвыступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построенспециальный «комедиантский амбар» для марионеточных представлений. Однако,существовало одно неудобство: далеко не вся публика понимала иностранныеязыки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах.Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимическихномеров - трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых можнолегко обойтись без текста. Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работынескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно,поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя имвторостепенные роли и обучая кукловождению. Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра,научившись управлять маленькими артистами с помощью нитей, расставались сосвоими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно. К концу XIX века представления марионеточного театра можно былоувидеть уже на народных гуляньях, на любой ярмарке не только в Москве иПетербурге, но и в других больших городах России. Разговорные пьесы практически полностью исчезли из репертуара русскихмарионеток. Но, постоянно выступая, народные кукольники великолепноовладели сложной техникой марионеточного театра. Постоянных помещений у нихне было, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временныйпарусиновый балаган. Такие сооружения можно было застать еще в начале 20-х годов в московских садах и парках. Кроме того, в России, как и зарубежом, большое распространениеполучили домашние кукольные театры. Именно из них в начале XX века сталиодна за другой появляться любительские студии. Однако, довести работу доконца, показать спектакль широкой публике долгое время никому неудавалось. Ближе всех к созданию профессионального театра кукол подошлиЮ.Слонимская и Ефимовы. Премьера их спектакля состоялась в феврале 1916года. Однако, жизнь театра оказалась недолгой: Ю.Слонимская и некоторыестудийцы эмигрировали из России, и театр распался. После революции марионетки почти совсем ушли из практики русскихкукольников – они предпочитали играть с перчаточными и тростевыми куклами.Однако, теперь интерес к марионетке вновь возрождается, наши кукольникиснова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такойчудесной куклой. II. Строение кукол Куклы марионеточного театра делаются из дерева с подвижнымиконечностями, к которым привязаны нитки, сходящиеся в особом коромысле,так называемой ваге. Вага состоит из стержня, подвижного коромысла,прикрепленного к стержню на оси в определенной точке, и неподвижной планки.Колебания коромысла натягивают нити, прикрепленные к краям коромысла -на кукле они соответствуют коленным нитям. Поднимание одной из сторонкоромысла соответствует подниманию ноги куклы. Основными нитями являютсятакже височные, спинная, ручные. Эти нити в состоянии приводить куклутолько в самую элементарную подвижность. Она может ходить, становиться наколено, поднимать ту или иную руку, поворачивать голову, наклоняться. Еслиже кукле нужно сделать какое-либо специальное движение, то для каждоготакого движения необходимо подвязать специальные нити. Их может быть додвадцати и даже больше. Основной недостаток, свойственный марионетке, - ощущение плоскостипола. Марионеточник (невроспаст) нередко теряет это ощущение, особенноесли марионетка массивная. Актер наблюдает куклу в очень неудобныхракурсах, поэтому научиться вот этому ощущению плоскости пола – задачадовольно трудная. И поначалу он либо сажает ее на согнутые ноги, либоподнимает слишком высоко, и тогда кукла просто повисает в воздухе. Законы движения марионетки: 1. Движение должны быть точны, определенны и ритмически увязаны с произносимым за нее текстом. 2. Движения эти должны быть схематичны, образны и не должны 3. копировать движений живых существ, а лишь синтезировать их. 4. Движения куклы должны чередоваться с покойным ее состоянием. 5. Движения должны быть скупы, но предельно насыщены. Следует избегать приводить в одновременное движение все сочленения куклы. 6. Невроспаст должен развить в себе чувство «глубины», постоянно ощущая прикосновение куклы к сценической площадке. 7. Марионетка должна быть тщательно выверена в техническом отношении и изучена со стороны выразительных возможностей, присущих именно данной кукле. III. Основные сюжеты и герои Театр кукол выжил и оказался бессмертным. И это обусловлено не тольколюбовью к нему зрителей. Дело в том, что кукольники придумали таких героев, которые стали – как пословица или поговорка – всенародно нарицательными.Их самих, а также их шутки, колкие словечки знали и любили все. В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типическиеобразы, которые жили столетиями. Наряду с героями басен и легенд,персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные«популярные фигуры», «портретные» куклы. Во время раскопок в средние века ученые часто находили фигурку: сголовой неправильной формы, крючковатым носом, горбом на спине и огромнымживотом. Это был древнеримский персонаж, кукольный герой народной античнойкомедии Маккус. Именно с него итальянцы в начале XVI века «срисовали» своегонародного героя – Пульчинеллу. Этот «петушок» так понравился зрителям, чтоскоро он стал участником всех народных празднеств, карнавалов ибалаганов. А когда появился знаменитый итальянский театр масок Комедиядель арте, среди прочих героев туда попал и Пульчинелла. Комедия дель арте стал одним из прародителей профессиональногодраматического европейского театра. Отсюда же на марионеточную сцену вышлии многие известные герои: глупый жадный купец Панталоне, болтун Доктор,слуги Бригелла, Арлекин, Коломбина, назойливый Тарталья и другие. Оникочевали из спектакля в спектакль, независимо от исполняемой пьесы, и дажеесли это была очень известная пьеса, они находили себе место в еедействии. Кукольники любили путешествовать. Они бродили со своимипредставлениями по разным деревням, городам и странам. И Пульчинелла современем так полюбился самым разным народам, что спустя несколькопоколений во многих странах уже были свои всенародные любимцы – братьяитальянского героя. Во Франции это Полишинель, в Англии – Панч, в России - всем нам знакомый с детства Петрушка (или Петр Петрович Уксусов). Еще один знаменитый французский кукольный герой – Ляфлер. А такжеего младший брат Гиньоль. В память о нем любое представление с куклами вэтой стране до сих пор называется «Гиньолем». В Германии тоже был свой образ национального кукольного героя. Егозвали по-разному: Касперле, Гансвурстом, Пиккельхерингом. У кукольниковГермании, так же, как и у всех их собратьев по ремеслу, был определенныйтекст одной или нескольких пьес, сцен, которые они играли по выбору, взависимости от обстоятельств. Чешский брат Гиньоля и Касперле – Кашпарек. В Праге даже естьпамятник из белого мрамора ему и его создателю Матею Капецкому. Не менеепопулярны в Чехословакии еще два персонажа: недалекий мещанин и занудапапаша Спейбл и его сынок – веселый, жизнерадостный Гурвинек. Их создательЙосеф Скупа ставил со своими любимыми куклами большие спектакли, и театр«Спейбл и Гурвинек» стал одним из самых популярных в мире. Счастье придумать всенародно любимого героя выпало и на долюанглийских кукольников – Энн Хоггарт и Джона Басла. Это ослик Маффин.Вскоре у Маффина появилось много друзей (Страус, Жираф, Пес, Пингвин) – онивместе совершали всякие путешествия. И стали любимцами не толькоанглийских детей. Надо сказать, что некоторые из вышеназванных кукол считаютсятрадиционно перчаточными, но все же и они, как правило, побывалимарионетками. Что же касается репертуара марионеточного театра, то с древних временон весьма разнообразен. Ученные Италии, Румынии, Германии доказали, чтосюжеты произведений «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Фауст», как имногие другие, ставшие гордостью мировой литературы, были известны задолгодо Шекспира и Гете не только в устном творчестве, но и в представленияхкукольников. Считается, что решающее впечатление от легенды о «Фаусте»произвел на Гете именно спектакль марионеток. Конечно, в разные времена, в разных странах кукольниками обыгрывалисьсюжеты из древнегреческой мифологии, сказок, басен, литературныхпроизведений самых серьезных писателей. Это «Красная шапочка», «Красавица ичудовище», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Конек-горбунок», «Кукольныйгород», «Гулливер в стране лилипутов», «Петя и волк», «Маленький принц»,«Коломбина», «Русалочка» и даже «Граф Монте-Кристо», «Двадцать тысяч льепод водой» и много, многое другое. Но самые известные, самые любимые зрелища – это, наверное, те, вкоторых участвуют потомки Маккуса – четыре братца: Пульчинелла, Полишинель,Панч, Петрушка. Они – народные герои, и веселые, бесшабашные, находчивые ивсегда побеждают, оставляя всех в дураках. Известно множество сцен сучастием Петрушки. В одних он встречается с невестой, в других – покупаетлошадь, обучается солдатскому делу, сражается с Чертом и даже дает пинкаСмерти. Триста с лишним лет существует комедия о Петрушке без сколько -нибудь значительных изменений. Артисты из народа нашли реальный способдоказать: идея борьбы за справедливость – бессмертна, она сильнее, выше,могущественнее самой смерти. И Петрушка, как и его кукольные собратья, издругих стран, олицетворяет именно эту идею. Литература 1. Н.И.Смирнова «И… оживают куклы», издательство «Детская литература», Москва, 1982 год. 2. И.Н.Соломоник «Куклы выходят на сцену», издательство «Просвещение», Москва, 1993 год. 3. Е.С.Деммени «Призвание – кукольник», издательство «Искусство», Ленинград, 1986 год. 4. С.В.Образцов «Моя профессия», Москва, 1981 год. 5. Н.Я. Симонович – Ефимова «Записки петрушечника и статьи о театре кукол», Ленинград, 1980 год.

Театр марионеток театрмарионеток введение «Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей»
109.38kb.

25 09 2014
1 стр.


Театр греков введение

Театр греков — древнейший на территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в до н э

220.71kb.

01 10 2014
1 стр.


Инновационные техники

Омоложение лица и коррекция скуловой проекции при помощи нитей с рассасывающимися конусами: хирургическая техника и анализ клинических случаев

135.03kb.

11 10 2014
1 стр.


Древнегреческий театрпла н I. Введение. II. Древнегреческий театр

Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в до н э

344.34kb.

01 10 2014
1 стр.


Михаил Салтан, Глеб Щербатов Тайны зиккурата и терафима на Красной площади

«конституция» – филькина грамота, которую росчерком пера может отформатировать любая из сидящих наверху марионеток; армии у русских нет; единой национальной организации

199.85kb.

14 12 2014
1 стр.


Пропуск экзона в гене миостатина при помощи антисмысловых олигонуклеатидов приводит к гипертрофии мышц у мышей после лечения октагуанидином морфолино олигомерами
109.62kb.

11 10 2014
1 стр.


Правк а по итогам проверки деятельности ау «Театр Олонхо»

В целях контроля над соблюдением трудового законодательства и усовершенствования кадровой работы, а также оказания практической и методической помощи 12 мая с г проведена проверка

11.38kb.

15 09 2014
1 стр.


Изготовление куклы-перчатки петрушечного типа с объемной головой из чулка и ваты

Сделать объемную голову для куклы-перчатки можно очень многими способами. Этот мастер-класс расскажет вам, как своими руками из ваты и старых рваных колготок или чулок сделать удоб

57.67kb.

16 12 2014
1 стр.