Перейти на главную страницу
("Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск" Книга 1 Для мотострелковых, танковых, парашютно-десантных и разведывательных подразделений, введенный Приказом ГК СВ от 10 сентября 1983 № 55)
№ норма- тива
|
Наименование норматива |
Условия выполнения норматива |
Марка машины |
Оценка |
|
|
«Отл» |
«Хор» |
«Удовл» | ||||
1 |
Снятие аккумуляторных батарей |
Норматив выполняется командиром машины, водителем. После снятия аккумуляторных батарей поставить их впереди машины |
БТР-70, БТР-60ПБ, БТР-152 БТР-40
БРДМ-2 |
2 мин 45 с 3 мин 10 с 4 мин 10 с
|
3 мин 3мин 30 с 4 мин 30 с
|
3 мин 30 с 4 мин 10 с 5 мин 25 с
|
2 |
Установка аккумуляторных батарей |
Норматив выполняется командиром машины, водителем. Аккумуляторные батареи находятся впереди машины. После установки батарей подать звуковой сигнал. |
БТР-70, БТР-60ПБ, БТР-152
БРДМ-2 БТР-40
|
3 мин 30 с 3 мин 10 с 4 мин 35 с 3 мин 10 с |
4 мин 3 мин 30 с 5 мин 3 мин 30 с |
5 мин 4 мин 10 с 6 мин 4 мин 10 с |
3 |
Проверка заправки систем двигателя топливом, маслом и охлаждающей жидкостью |
Норматив выполняется командиром машины, водителем. При выполнении норматива проверить состояние заправочных горловин (кроме БТР-70). Уровень топлива проверять щупом (стержнем). |
БТР-70, БТР-60ПБ БРДМ-2, БТР-40, БТР-152 |
3 мин 10 с 2 мин 45 с |
3 мин 30 с 3 мин
|
4 мин 10 с 3 мин 30 с |
4 |
Подготовка системы подогрева к разогреву двигателя |
Норматив выполняется водителем. После достижения устойчивой работы подогревателя (лампы, установленной в жаровую трубу) подогреватель выключить (лампу вынуть из жаровой трубы и загасить). |
БТР-70, БТР-60ПБ, БРДМ-2 БТР-40, БТР-152 |
3 мин 3 мин 30 с |
3 мин 15 с 4 мин
|
3 мин 45 с 5 мин
|
5 |
Проверка давления воздуха в шинах |
Норматив выполняется водителем. Проверить давление воздуха в одной из шин. Колесный краник, вентили блока шинных кранов должны быть закрыты |
БТР-70, БТР-60ПБ БРДМ-2, БТР-152 |
1 мин 20 с 1 мин 30 с |
1 мин 30 с 1 мин 40 с |
1 мин 45 с 2 мин
|
6 |
Проверка свободного хода педалей тормоза, сцепления и люфта рулевого колеса |
Норматив выполняется водителем. Свободный ход педалей замерять линейкой |
БТР-70, БТР-60ПБ БРДМ-2, БТР-152, БТР-40 |
1 мин 15 с 1 мин 20 с |
1 мин 20 с 1 мин 30 с |
1 мин 35 с 1 мин 45 с |
7 |
Проверка зазора между контактами прерывателя |
Норматив выполняется водителем. Для проворачивания коленчатого вала двигателя привлекать одного человека. На БТР-60ПБ и БТР-70 проверка проводится на одном двигателе. |
БТР-70, БТР-60ПБ БРДМ-2, БТР-40, БТР-152 |
3 мин 30 с 4 мин 30 с |
4 мин 4 мин 50 с |
5 мин 5 мин 50 с |
8 |
Проверка уровня жидкости в главном тормозном цилиндре |
Норматив выполняется водителем |
БТР-70, БТР-60П |
1 мин 50 с |
2 мин |
2 мин 25 с |
9 |
Установка ночного прибора водителя |
Норматив выполняется водителем. Перед установкой прибора закрыть шторку. После установки прибора на верхнюю призму надеть защитный колпачок, открыть на 1 мм диафрагму, проверить работоспособность прибора. После проверки блок питания выключить, снятый дневной прибор уложить на место |
БТР-70, БТР-60ПБ БРДМ-2, БТР-152 |
3 мин 3 мин 10 с |
3 мин 15 с 3 мин 30 с |
3 мин 45 с 4 мин 10 с |
10 |
Подготовка машины к самовытаскиванию с помощью лебедки и блока |
Норматив отрабатывается двумя человеками (командиром и водителем). При выполнении норматива вручную размотать 20-25 м троса, блок уложить на грунт в 10 м перед машиной, завести трос на блок, крюк троса надеть на буксирный крюк машины. Завести двигатель (двигатели), включить лебедку на наматывание троса, натянуть трос, выключить привод двигателя, заглушить двигатель. |
БТР-70, БТР-60ПБ БРДМ-2, БТР-152, БТР-40 |
2 мин 20 с 3 мин 10 с |
2 мин 30 с 3 мин 30 с |
3 мин 4 мин 10 с |
11 |
Подготовка машины к преодолению водной преграды |
Норматив выполняется двумя человеками (командиром и водителем). Выполнить работы контрольного осмотра перед преодолением водной преграды, кроме измерения давления воздуха в шинах. Крышки смотровых люков закрыть, сиденье водителя установить в верхнее положение |
БТР-70, БТР-60ПБ БРДМ-2
|
3 мин 10 с 4 мин 10 с |
3 мин 30 с 4 мин 30 с |
4 мин 10 с 5 мин 25 с |
№ норма- тива
|
Наименование норматива |
Условия выполнения норматива |
Марка машины |
Оценка |
|
|
«Отл» |
«Хор» |
«Удовл» | ||||
1 |
Контрольный осмотр машины |
Норматив отрабатывается экипажем. Машина не укрыта брезентом, все люки закрыты. При выполнении норматива провести операции контрольного осмотра перед выходом |
БМП-1, БМП-2 |
14 мин |
15 мин |
18 мин |
2 |
Снятие аккумуляторных батарей |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. После снятия аккумуляторных батарей поставить их сзади машины. Крышки и защитные коробки установить на батареи, болты для присоединения проводов закрепить на клеммах проводов. |
БМП-1, БМП-2 |
8 мин 40 с |
9 мин 30 с |
11 мин 30 с |
3 |
Установка аккумуляторных батарей |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. Аккумуляторные батареи находятся сзади машины. После установки батарей подать звуковой сигнал. |
БМП-1, БМП-2 |
11 мин |
12 мин |
14 мин |
4 |
Проверка заправки систем двигателя топливом, маслом и охлаждающей жидкостью |
Норматив отрабатывается каждым членом экипажа. При выполнении норматива проверить состояние сеток заправочных горловин и прокладок под пробками |
БМП-1, БМП-2 |
4 мин 35 с |
5 мин |
6 мин |
5 |
Подготовка к запуску и запуск подогревателя |
Норматив отрабатывается каждым членом экипажа. Перед выполнением норматива проверить выпускной лючок (должен быть закрыт и застопорен). Топливный кран перекрыт. После достижения устойчивой работы подогревателя выключить его, закрыть и застопорить лючок. |
БМП-1, БМП-2 |
3 мин 30 с |
4 мин |
5 мин |
6 |
Проверка работы системы ППО при ручном включении |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. Перед выполнением норматива накидные гайки болтов ППО должны быть расшплинтованы. Проверяется работа системы ППО поочередно от двух кнопок |
БМП-1, БМП-2 |
2 мин 35 с |
2 мин 50 с |
3 мин 25 с |
7 |
Проверка работы системы коллективной защиты |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. При выполнении норматива проверяются: - автоматическая работа системы защиты от «ОВ»; - ручная работа системы при сигнале «Р» или «А» |
БМП-1, БМП-2 |
4 мин 10 с |
4 мин 30 с |
5 мин 25 с |
8 |
Проверка регулировки стояночного тормоза и регулировка остановочных тормозов |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. Зазор 0,3-1 мм между роликом и рычагом переходного валика на переднем наклонном листе только проверяется. Регулируются оба остановочных тормоза |
БМП-1, БМП-2 |
3 мин 30 с |
4 мин |
5 мин |
9 |
Проверка регулировки натяжения тросов клапанов защиты двигателя |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. Пред выполнением норматива крышка люка над двигателем и клапаны защиты двигателя должны быть закрыты |
БМП-1, БМП-2 |
3 мин 10 с |
3 мин 30 с |
4 мин 10 с |
10 |
Разборка и сборка центробежного маслоочистителя |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. После разборки маслоочистителя прочистить сопло медной проволокой. Для удержания ротора при разборке и сборке разрешается привлекать одного обучаемого |
БМП-1, БМП-2 |
7 мин |
8 мин |
10 мин |
11 |
Установка защитного колпака механика-водителя |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. При установке колпака включить обогрев стекла и проверить его исправность. При сборке колпака и его установке разрешается привлекать одного из членов экипажа |
БМП-1, БМП-2 |
4 мин 10 с |
4 мин 30 с |
5 мин 25 с |
12 |
Установка ночного прибора механика-водителя «по-боевому» |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. Перед установкой прибора закрыть шторку. После установки прибора надеть на верхнюю призму защитный колпачок, открыть на 1 мм диафрагму, проверить работоспособность прибора. После проверки выключить блок питания. Снятый дневной прибор уложить на штатное место. |
БМП-1, БМП-2 |
2 мин 20 с |
2 мин 30 с |
3 мин |
13 |
Установка ночного прибора механика-водителя «по-походному» |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. После установки прибора проверить его работу в порядке, указанном в нормативе 12. Сиденье механика-водителя установить в верхнее положение, крышку люка застопорить в открытом положении. |
БМП-1, БМП-2 |
3 мин 10 с |
3 мин 30 с |
4 мин 10 с |
14 |
Замена трака |
Норматив выполняется экипажем. После замены трака отрегулировать натяжение гусеничной ленты |
БМП-1, БМП-2 |
21 мин |
23 мин |
28 мин |
15 |
Укрытие машин брезентом |
Норматив выполняется экипажем. Перед выполнением норматива брезент с уложенными в нем веревкой и ковриками для закрывания воздухопритока и эжектора должен быть закреплен на башне. При выполнении норматива закрыть воздухоприемник и эжектор ковриками |
БМП-1, БМП-2 |
4 мин 10 с |
4 мин 30 с |
5 мин 25 с |
16 |
Свертывание и укладка брезента |
Норматив выполняется экипажем. Перед выполнением нормативы укрыть машину брезентом. При выполнении норматива уложить веревку и коврики для закрывания воздухопритока и эжектора в брезент, свернуть его и закрепить на башне. |
БМП-1, БМП-2 |
4 мин 10 с |
4 мин 30 с |
5 мин 25 с |
17 |
Подготовка машины к преодолению водной преграды вплавь |
Норматив выполняется экипажем. Выполнить работы по подготовке машины к преодолению водной преграды вплавь в дневных условиях |
БМП-1, БМП-2 |
4 мин 10 с |
4 мин 30 с |
5 мин 25 с |
№ норма- тива
|
Наименование норматива |
Условия выполнения норматива |
Номер объекта |
Оценка |
|
|
«Отл» |
«Хор» |
«Удовл» | ||||
1 |
Контрольный осмотр танка |
Норматив выполняется в составе экипажа. Машина не укрыта, все люки закрыты. При выполнении норматива привести операции контрольного осмотра перед выходом. |
219, 434, 447, 166, 137 135, 155, 703 172М 740
272 |
14 мин 20 мин
15 мин 18 мин
23 мин |
15 мин 22 мин
16 мин 20 мин
25 мин |
18 мин 26 мин
19 мин 24 мин
30 мин |
2 |
Снятие аккумуляторных батарей |
Норматив выполняется командирами танков, механиками-водителями. После снятия аккумуляторные батареи поставить перед машиной. Крышки и предохранительные колодки установить на батареи, болты для присоединения проводов закрепить на клеммах проводов. Перед выполнением норматива штатные выстрелы и боеукладка, мешающие работе, снимаются. При снятии утеплительного чехла время на выполнение норматива для плавающего танка увеличивается на 4 мин |
219, 447 155, 166
434, 172М, 137 740
135 272
703 |
14 мин 15 мин
14 мин 6 мин 30 с 17 мин 30 с 12 мин
21 мин |
15 мин 17 мин
15 мин 7 мин
19 мин 13 мин
23 мин |
18 мин 20 мин
18 мин 8 мин 20 с 23 мин 16 мин
28 мин |
3 |
Установка аккумуляторных батарей |
Норматив выполняется командирами танков и механиками-водителями. Аккумуляторные батареи находятся перед машиной, крышки и предохранительные колодки закреплены на батареях. После установки батарей подать звуковой сигнал. При установке утеплительного чехла на аккумуляторные батареи время на выполнение норматива для плавающих танков увеличивается на 8 мин |
219, 447, 166, 434, 172М, 155, 137 272, 135, 703 740
|
23 мин 22 мин 7 мин
|
25 мин 24 мин 8 мин
|
30 мин 29 мин 10 мин
|
4 |
Проверка заправки систем двигателя топливом, маслом и охлаждающей жидкостью |
Норматив выполняется всеми членами экипажа по два человека. Проверить заправку во всех внутренних и наружных баках, дополнительно проверить наличие масла в системе смазки и гидроуправления силовой передачи. На объектах 434 и 172М перед завертыванием пробок проверить состояние прокладок и сетчатых фильтров. Пробки горловин не шплинтовать. |
219 447, 166, 137, 155, 434, 172М 272, 703 740
135 |
3 мин 30 с 4 мин 35 с 7 мин 4 мин 35 с 8 мин
|
4 мин 5 мин
5 мин 9 мин
|
5 мин 6 мин
6 мин 11 мин
|
5 |
Подготовка машины к заправке топливом средствами ЗИП |
Норматив выполняется всеми членами экипажа по два человека. На объектах 137, 155, 166, 172М, 272, 740 открывать заправочные горловины всех топливных баков и дополнительные бочки с топливом. Заправочный насос с одним удлинителем установить в бочку с топливом и включить его. После появления сплошной струи топлива из раздаточного крана насос выключить. При полностью заправленных баках топливо заправляется в ведро. Если дополнительные бочки с топливом включены в систему питания или они на машине не предусмотрены, то емкость, откуда производится заправка, устанавливается рядом с машиной. На объектах 434 и 219 кран на заправочном насосе перед выполнением норматива должен находиться в положении «Вода», наружные баки недозаправлены, топливные краны перекрыты. Инструмент после выполнения норматива уложить у заправочной горловины любого бака. |
219, 447, 166 740, 172М 272, 703, 155, 137 135
434 |
3 мин 20 с 5 мин
6 мин 7 мин
4 мин |
4 мин 5 мин 30 с 6 мин 30 с 8 мин
4 мин 20 с |
5 мин 6 мин 30 с 8 мин 10 мин
5 мин 10 с |
6 |
Укладывание средств заправки в укладку |
Норматив выполняется всеми членами экипажа по два человека. Полностью слить топливо из шланга и заправочного насоса. Перед завертыванием пробок заправочных горловин проверить наличие и состояние прокладок и сетчатых фильтров. Пробки горловин не шплинтовать. |
219, 447, 166, 137, 434, 155 272, 703
172, 740 135
|
3 мин 20 с 7 мин 50 с 5 мин 10 с 8 мин 40 с |
4 мин 8 мин 30 с 5 мин 40 с 9 мин 30 с |
5 мин 10 мин
6 мин 50 с 11 мин 20 с |
7 |
Подготовка к запуску и запуск подогревателя |
Норматив выполняется каждым членом экипажа. Перед выполнением норматива крышка выпускного лючка должна быть закрыта и застопорена, топливные краны перекрыты. После достижения устойчивой работы подогревателя выключить его, включить на 30-40 с с вытяжкой вентилятор, закрыть и застопорить крышку лючка. Рукоятка ручного привода подогревателя (где это предусмотрено) укладывается в ящик ЗИП |
477, 166, 137, 155, 135, 740, 272, 703 172М, 434 |
4 мин 10 с 4 мин |
4 мин 30 с 4 мин 20 с |
5 мин 25 с 5 мин 10 с |
8 |
Проверка регулировки привода управления главным фрикционом (привода сцепления для объектов 172М, 434; привода РСА для объекта 219) |
Норматив выполняется командирами танков, механиками-водителями. При выполнении норматива проверить: На объектах 137, 155, 166, 740, 272: - регулировку сервопружины педали главного фрикциона; - свободный ход продольной тяги (с отсоединением тяги от рычага педали на объектах 137, 155, 166); - ход нажимного диска. На объектах 434, 447: - зазор между рычагом и пальцем рычага правого механизма распределения и совпадение стрелки рычага левого механизма распределения с передней меткой 0 при исходном положении педали; - совпадение стрелки рычага левого механизма распределения с задней меткой 1 при полностью выжатой педали сцепления. На объекте 172М: - совпадение стрелки втулки сцепления левого механизма распределения с нижней кромкой платика на лимбе (цифра 0) в исходном положении педали сцепления; - совпадение стрелки втулки сцепления с верхней кромкой платика на лимбе (цифра 1). На объекте 219: - положение стрелки на лимбе гидромеханизма РСА при исходном и выжатом до упора положении педали РСА; - положение стрелки на лимбе после выбора легкого хода педали горного тормоза (до разделителя) и при отпущенной педали. |
219, 447, 434, 172М 137, 155, 166, 272 135, 703
740 |
1 мин 20 с 4 мин 35 с 4 мин 10 с 3 мин 30 с
|
1 мин 30 с 5 мин
4 мин 30 с 4 мин
|
1 мин 45 с 6 мин
5 мин 25 с 5 мин
|
9 |
Проверка величины момента пробуксовки вентилятора |
Норматив выполняется командирами машины, механиками-водителями. На объектах 137, 155, 166 при выполнении норматива включить IV или V передачу. Произвести не менее трех замеров |
137, 155, 166, 172М |
2 мин 20 с |
2 мин 30 с |
3 мин |
10 |
Разборка и сборка центробежного маслоочистителя |
Норматив выполняется механиком-водителем. После разборки маслоочистителя прочистить сопла медной проволокой. |
155, 166, 172М, 434, 447, 272 |
6 мин 30 с |
7 мин |
8 мин 20 с |
11 |
Установка защитного колпака механика-водителя |
Норматив выполняется механиком-водителем. При установке колпака подключать обогрев стекла колпака, проверить его исправность, установить сиденье механика-водителя в верхнее положение, застопорить крышку люка. |
219 137, 447, 434, 172М 166, 740, 155
|
1 мин 50 с 2 мин 45 с 2 мин 20с
|
2 мин 3 мин
2 мин 30 с |
2 мин 25 с 3 мин 30 с 3 мин
|
12 |
Установка ночного прибора механика-водителя «по-боевому». |
Норматив выполняется командирами машин, механиками-водителями. При выполнении норматива на объектах 137, 155, 166 очиститель дневного прибора снять и уложить в ящик для ТВН, винты крепления ввернуть на место. Перед установкой прибора закрыть шторку. После установки прибора надеть на верхнюю призму защитный колпачок, открыть на 1 мм диафрагму, проверить работу прибора. После проверки выключить блок питания и выключатель «массы». Снятый дневной прибор уложить в ящик для ТВН. |
219, 447, 434, 172М, 740 137, 155, 166 135, 703 272
|
2 мин 45 с 4 мин 10 с 4 мин 35 с 5 мин 30 с |
3 мин 4 мин 50 с 5 мин 6 мин
|
3 мин 30 с 5 мин 25 с 6 мин 7 мин 10 с |
13 |
Установка ночного прибора механика-водителя «по-походному». |
Норматив выполняется командирами танков, механиками-водителями. После установки прибора проверить его работу в порядке, указанном в нормативе 12. Сиденье механика-водителя установить в верхнее положение, крышку люка застопорить в открытом положении. |
219 447, 434, 172М 137, 155, 166, 272, 740
|
1 мин 50 с 2 мин 20 с 3 мин 10 с
|
2 мин 2 мин 30 с 3 мин 30 с
|
2 мин 25 с 3 мин
4 мин 10 с |
14 |
Укрытие танка брезентом |
Норматив выполняется в составе экипажа. Перед выполнением норматива брезент свернуть и закрепить ремнями на машине. |
219, 447, 434, 172М, 137, 155, 166, 272, 740, 135 |
3 мин 30 с |
4 мин |
5 мин |
15 |
Свертывание брезента и укладка его на танк |
Норматив выполняется в составе экипажа. Машина укрыта брезентом. При выполнении норматива брезент свернуть, уложить на штатное место и закрепить ремнями |
219, 447, 434, 172М, 137, 155, 166, 272, 740, 135 |
5 мин 30 с |
6 мин |
7 мин 10 с |
16 |
Подготовка танка к самовытаскиванию с помощью бревна |
Норматив выполняется всеми членами экипажа по два человека. При выполнении норматива бревно устанавливается у направляющего колеса. Перед выполнением норматива гнезда траков для установки приспособления должны быть очищены от грязи |
219, 447, 434, 172М, 137, 155, 166, 703, 135 |
2 мин 45 с |
3 мин |
3 мин 30 с |
25 09 2014
4 стр.
Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск Книга 1 Для мотострелковых, танковых, парашютно-десантных и разведывательных подразделений, введенный Приказом гк св от 10
12 09 2014
3 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Техническая эксплуатация зданий и сооружений»
30 09 2014
3 стр.
Подготовка. Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний — в другую
08 10 2014
1 стр.
В зависимости от назначения техническая кальцинированная сода должна изготовляться марок а и Б. Продукт марки а используется для производства электровакуумного стекла и других целе
08 10 2014
1 стр.
Форма выполнения: самостоятельное изучение литературы, работа в Интернете, подготовка проекта. Подготовка реферата, презентации, проекта, составление задач, тестов, алгоритмов, сце
12 10 2014
1 стр.
Лыжная подготовка: одновременный бесшажный ход; торможение «плугом» и «упором»; повороты переступанием в движении и поворот «упором»;поворот на месте махом; преодоление бугров и вп
08 10 2014
1 стр.
Чувашской Республики, подготовка школ к новому учебному году, подготовка объектов здравоохранения и социального обеспечения, электрификация новых улиц и жилых домов в сельских насе
02 09 2014
1 стр.