Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Алматаев Егор

ГБОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж НАПО-11



Руководитель: Д.В. Иринин – преподаватель информационных дисциплин
Изучение дисциплины «Информатика и ИКТ» должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу образования. Рассмотрим используемые технические средства информатизации (ТСИ), программных средств, их содержательного наполнения.

Первые из них - ТСИ не возникли в одночасье. Появлению средств информатизации, основанных на использовании компьютерной техники, предшествовало бурное развитие различных некомпьютерных устройств, которые принято называть техническими и аудиовизуальными средствами обучения. На протяжении многих лет к техническим средствам обучения (ТСО) относили и саму аппаратуру, такую как различные диапроекторы и фонографы, графопроекторы и электрофоны, кинопроекторы и телевизоры, магнитофоны и CD-плееры, а также специально созданные дидактические материалы и пособия, такие как диафильмы, диапозитивные серии, пластинки, кассеты и компакт диски. Именно эти средства обучения на разных этапах развития являлись основными инструментами повышения эффективности хранения, обработки, передачи и представления учебной информации.

Более ста лет назад, американский изобретатель Т.А. Эдисон, после изобретения первого звукозаписывающего устройства - фонографа, заявил, что с появлением возможностей записи, хранения и воспроизведения звука решены все проблемы образования. Однако сегодня, очевидно, что не все подобные проблемы решены полностью.

В разные годы в образование проникали разнообразные средства, появление которых поднимало на качественно новый уровень информационное обеспечение системы обучения, что всякий раз положительно сказывалось на эффективности подготовки специалистов. В настоящее время в учебных заведениях можно встретить:



  • средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели),

  • системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи),

  • системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели),

  • оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы),

  • полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования),

  • компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители),

  • телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).

Технические средства, используемые в образовании можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности все технические средства могут быть разделены на группы в зависимости от вида информации и принципов, лежащих в основе их функционирования.

Традиционные аналоговые технические средства

Аудиосредства (электрофоны, магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки),

Графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках),

Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки),

Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты). Цифровые технические средства

Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски)

Графические и фотографические средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти)

Проекционная техника (мультимедийные проекторы)

Видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти) Компьютерные средства информатизации

Компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обработки и воспроизведения видео

Телекоммуникационные средства телекоммуникационного общения людей; средства доступа к информационным ресурсам Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность его состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций ТСО.

Корректное определение средств ИКТ и средств информатизации образования представляет собой существенную проблему. На первый взгляд, логичнее было бы к средствам информатизации образования отнести любые средства и инструменты, имеющие отношения к обработке и представлению информации, используемой в образовании. При таком подходе к средствам информатизации образования помимо компьютеров и программного обеспечения будут относиться и обычная книга, и магнитофон, и диапроектор. Такое определение средств информатизации образования имеет полное право на существование.

Универсальность компьютера делает нецелесообразным дальнейшее проникновение всех отмеченных некомпьютерных средств в образование, за исключением книги. Кроме того, большинство перечисленных технических средств информатизации теряют актуальность. Сегодня уже практически невозможно найти современный учебный диафильм или пластинку для электрофона.

Практическое осуществление информатизации образования в этом случае приведет к расширению использования в образовании новейших информационных и коммуникационных технологий. Под средствами информатизации образования понимается компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.

Компьютеры и связанные с ними информационные и коммуникационные технологии являются основой информатизации образования. Поэтому компьютеры и устройства, управляемые ими, обычно называемые аппаратным обеспечением. Особенности устройства и функционирования различных средств аппаратного обеспечения на протяжении последних десятилетий прочно вошли в предметную область информатики.

Несмотря на свою кажущуюся молодость, компьютеры имеют довольно богатую историю. Своими корнями они уходят в средние века, когда впервые была сформулирована идея автоматизации вычислений, что послужило толчком к созданию первых вычислительных устройств. Первую действующую суммирующую машину построил в 1642 году Блез Паскаль - знаменитый французский физик, математик и инженер. Его вычислительная машина сохранилась до наших дней. Несмотря на то, что изначально автоматизация вычислений осуществлялась с помощью механических приборов и инструментов, такие устройства вполне можно рассматривать в качестве средств обработки информации и, следовательно, прародителей современных средств информатизации разных областей деятельности человека.

Еще четыре десятилетия назад активно использовались и механические арифмометры, и электромеханические клавишные вычислительные машины, снабженные электрическим приводом, и полноценные электронные вычислительные машины (ЭВМ). Однако, из-за своей громоздкости, трудности использования, дороговизны, низкой скорости обработки информации и целого ряда других причин ЭВМ не могли найти должного применения в сфере образования. Редким исключением являлись высшие учебные заведения, наличие ЭВМ в которых оправдывалось необходимостью подготовки специалистов по ряду профессий связанных с вычислениями и автоматизацией их обработки. При этом все педагоги и студенты работали, как правило, с одной вычислительной машиной. Именно в этих институтах и университетах зарождался первый опыт информатизации образования.

Широкомасштабное проникновение средств ИКТ во все виды образовательной деятельности разумно связать с появлением в начале 80-х годов прошлого века персональных ЭВМ, отличительными особенностями которых являлись возможность работы ровно с одним человеком, компактность, быстродействие, относительно низкая стоимость, наличие большого количества устройств, расширяющих возможности персональных ЭВМ. Главным направлением развития персональных ЭВМ являлось расширение возможностей по обработке информации разных типов. Постепенно подобные аппаратные средства позволили людям создавать, хранить, обрабатывать и передавать текст, графические изображения, фото и видео-фрагменты, звук. В связи с этим современные персональные ЭВМ не вполне корректно называть вычислительными машинами. За такими устройствами прочно закрепилось название "компьютеры".

Персональные компьютеры (ПК) обладают максимальным количеством преимуществ, значимых с точки зрения информатизации образования. Большинство учителей и учащихся работают именно с ПК, имеющимися практически в каждой образовательном учреждении. Именно с помощью ПК проводятся теоретические уроки и практические занятия, измеряется уровень знаний, и ведутся научные исследования, распределяется учебная нагрузка, и планируются внеучебные мероприятия, выполняются учебные проекты, осуществляется самообразование.

Под компьютерным аппаратным обеспечением, являющимся, по определению, неотъемлемой частью средств ИКТ, используемых в образовании, целесообразно понимать ПК и другие аппаратные устройства, работающие во взаимодействии с ними.

Все ПК, используемые в системе образования, имеют общие фундаментальные особенности, в числе которых:


  1. Работа с одним пользователем, когда в каждый момент времени с компьютером работает только один человек. При этом не исключается одновременное выполнение нескольких операций по обработке информации;

  2. Возможность обработки, хранения, представления и передачи информации разных типов;

  3. Единообразное общение с пользователем на языке, близком к естественному;

  4. Совместная работа с различными аппаратными устройствами, существенно расширяющими возможности ПК по обработке, хранению, представлению и передаче информации разных типов;

  5. Выполнение операций по обработке информации под управлением специально разрабатываемых компьютерных программ, нацеленных как на поддержание работы различных системных функций компьютера, так и на решение прикладных задач, значимых для информатизации деятельности человека. Совокупность подобных системных и прикладных программ составляет программное обеспечение персональных компьютеров.

Способ взаимодействия человека с компьютером и тип требуемого программного обеспечения зависят от так называемой аппаратной платформы компьютера.

ПК обладают всеми возможностями, значимыми для повышения эффективности подготовки учащихся и могут в равной степени использоваться для достижения целей информатизации образования. В то же время ПК, принадлежащие одной аппаратной платформе, могут существенно отличаться друг от друга по целому ряду параметров, учет которых необходим в ходе практической деятельности по внедрению компьютеров в образование.

Одним из важных вопросов, ответ, на который должен быть получен в ходе информатизации образования, является вопрос о достаточности параметров конкретного компьютера для его использования в рамках повышения эффективности образовательной деятельности.

Описание компьютерной техники, применяемой в образовании, не было бы полным без детального рассмотрения видового состава и возможностей аппаратуры, работающей под управлением ПК. По отношению к компьютерам такая аппаратура получила название периферии (периферийных устройств). Появление любого нового периферийного устройства, как правило, предоставляет новые возможности для учителей и учеников. Например, появление компьютерного проектора дает новые возможности представления информации на уроках, делая их более наглядными и занимательными, облегчает подготовку к урокам, увеличивает интенсивность подачи и усвоения учебной информации. Наличие принтеров приводит к возможности создания и оперативного тиражирования учебных материалов, печатаемых на бумаге, существенно повышает уровень обеспечения полиграфической продукцией внеучебных мероприятий, интенсифицирует и облегчает документооборот.

Использование различного аппаратного обеспечения, наряду с положительными аспектами, имеет и ряд негативных последствий, обусловленных, в первую очередь, отрицательным влиянием на здоровье и психологическое состояние.

Появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа, позволяющих хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых школьникам.

Использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучаемыми, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Литература

1 Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2008. – 313 с.

2 Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие/ В.А. Красильникова. - М.: Дом педагогики, 2006. - 231 с.

3 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. –272с.

4. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. – М.: Политическое общество России, – 2002. – 512 с.

5. Красильникова, В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования: монография / В.А. Красильникова. – М.: Дом педагогики, 2009. – 339 с.



6. Красильникова, В.А Становление и развитие компьютерных технологий обучения: монография / В.А. Красильникова. – М.: РАО ИИО, 2002. –168 с.

7. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994. -187 с.

Технические средства информационных и коммуникационных технологий, используемые в образовании

Изучение дисциплины «Информатика и икт» должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу образования. Рассмотрим используемые техничес

96.87kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок алгебры и информационных коммуникационных технологий
39.81kb.

15 09 2014
1 стр.


Использование инновационных технологий в образовании

Шапошникова Е. В., руководитель группы по внедрению новых информационных технологий, к ф м н., доцент

2042.75kb.

01 10 2014
36 стр.


Информационные системы при оценке педагогических технологий обучающимися О. Н. Уткина

И если раньше эти условия базировались на основе жизненного опыта ученых-педагогов, то сегодня считаем возможным алгоритмизировать процедуру формирования оптимальных условий исполь

66.05kb.

01 10 2014
1 стр.


Выпускная работа по «Основам информационных технологий»

Реферат на тему «Применение информационных технологий в исследованиях Дифференциальных уранений и их приложений» 4

325.52kb.

16 12 2014
4 стр.


Информационных компьютерных технологий

Мы познакомились с основными инструментами, позволяющими обрабатывать информацию на компьютере, т е мы осваивали основы информационных компьютерных технологий. Но представленная ка

105.82kb.

13 10 2014
1 стр.


Общие проблемы образования

В законе Республики Казахстан «Об образовании» ставится задача внедрения и эффективного использования новых информационных технологий обучения в учебном процессе [1]

1758.64kb.

25 12 2014
7 стр.


Информационные системы и процессы Формула cпециальности

Методы и модели описания, оценки, оптимизации информационных процессов и информационных ресурсов, а также средства анализа и выявления закономерностей в информационных потоках. Ког

30.65kb.

17 12 2014
1 стр.