Перейти на главную страницу
5.1. При проведении работ по техническому диагностированию Подрядчик обязан:
-обеспечить организацию прибытия персонала при наличии письменного распоряжения на проведение работ;
-обеспечить прохождение всех видов инструктажей по технике безопасности и пожарной безопасности и выполнение мероприятий по безопасной организации работ;
-получить «Акт-допуск сторонних организаций для производства работ на территории объектов» в эксплуатирующей организации ОАО «Газпром» и обеспечить выполнение и соблюдение его требований;
-при выполнении работ на объектах эксплуатирующей организации ОАО «Газпром» руководствоваться правилами безопасности, утвержденными федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (в соответствии с номенклатурой опасных производственных объектов);
-выполнять требования инструкций охране труда и технике безопасности эксплуатирующей организации;
-при выполнении работ пользоваться средствами индивидуальной защиты и спецодеждой;
-обеспечить проведение работ только в дневное время;
-немедленно прекратить работы:
- при появлении признаков отравления, ухудшения собственного самочувствия или обнаружения недомогания участников работ;
- при указании представителя работников эксплуатирующей организации, в других случаях, предусмотренных инструкцией или нарядом-допуском эксплуатирующей организации.
5.2. Требования промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды при выполнении работ по техническому диагностированию систем вентиляции и кондиционирования устанавливаются в соответствии с нормативной документацией.
6. Нормативная документация
Работы по техническому диагностированию систем вентиляции и кондиционирования выполняются в соответствии с:
-Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
-ПБ 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
-ПБ 08-624-03 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности»;
-ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»;
-ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля»;
-ПБ 03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля»;
- СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
-РД 03-298-99 «Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности»,
-РД 03-19-2007 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37;
- СТО Газпром 079-2010 «Положение о системе технического диагностирования оборудования и сооружений энергохозяйства»;
- СТО Газпром 2-1.9-309-2009 «Методика проведения экспертизы промышленной безопасности систем вентиляции и кондиционирования на объектах ОАО «Газпром»»;
-СТО Газпром 2-3.5-032-2005 «Положение по организации и проведению контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и обеспечением работоспособности объектов Единой системы газоснабжения ОАО «Газпром»»;
-СТО Газпром 2-3.5-046-2006 «Порядок экспертизы технических условий на оборудование и материалы, аттестации технологий и оценки готовности организаций к выполнению работ по диагностике и ремонту объектов ОАО «Газпром».
Проведение работ по диагностическому обследованию
дизель-электрических станций
1. Цель работ
Определение технического состояния каждой единицы оборудования дизель-электрической станции с выдачей рекомендации по дальнейшей эксплуатации.
3.1. Диагностическое обследование дизель-электрической станции (далее по тексту – техническое диагностирование дизель-электрической станции) должно выполняться в соответствии с требованиями действующей в ОАО «Газпром» нормативной документацией.
3.2. При выполнении работ по техническому диагностированию дизель-электрической станции (далее по тексту-ДЭС) необходимо соблюдать требования и указания, изложенные в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Руководящем документе Минэнерго России РД 153-34.0-03.150-00, Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001, Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), 7-е издание, дополненное с исправлениями, ГОСТ 12.2.007.2.
3.3. На основе действующих нормативных документов, документов согласованных к применению с ООО «Газпром центрремонт» (с Управлением по диагностическому обслуживанию объектов ЕСГ) и настоящего Технического задания Подрядчик обязан разработать и согласовать с дочерним эксплуатирующим обществом «Программу технического диагностирования дизель-электрической станции (ДЭС)».
3.4. Объектами технического диагностирования являются дизель-электрические станции энергохозяйства.
3.5. Техническое диагностирование ДЭС в соответствии с СТО Газпром 2-6.2-087-2006 состоит из четырех этапов выполнения:
1. Подготовительные работы.
2. Техническое диагностирование работающей аварийной ДЭС.
3. Техническое диагностирование неработающей аварийной ДЭС.
4. Обработка и оформление результатов диагностирования.
3.5.1. Подготовительные работы включают в себя:
- анализ технической документации на аварийную ДЭС;
- ознакомление с условиями эксплуатации и технической документацией аварийной ДЭС;
- составление программы работ, проведение инструктажей, оформление допуска к
работе;
- подготовку диагностического оборудования для проведения обследования и измерений;
3.5.1.1. Анализ технической документации аварийной ДЭС выполняется с целью:
- ввода в паспорт технического состояния информации, содержащей технические
характеристики и эксплуатационные сведения на этапе базовой паспортизации или уточнение этих сведений при периодическом контроле в соответствии с СТО Газпром РД 39-1.10-083;
- установления соответствия фактических условий эксплуатации обследуемого оборудования паспортным требованиям;
- определения динамики изменения технического состояния обследуемого оборудования;
- получения базовой информации для составления прогноза технического состояния,
рекомендаций по эксплуатации и проведению ремонта.
3.5.1.2. При анализе необходимо изучить следующую техническую документацию:
- документацию завода-изготовителя;
- схему электроснабжения объекта;
- журнал или ведомость дефектов;
- протоколы штатных измерений и испытаний;
- паспорт технического состояния.
3.5.1.3. Особое внимание необходимо уделять анализу сведений о повреждениях и неисправностях аварийной ДЭС.
3.5.1.4. Сведения о дате ввода в эксплуатацию, проводившихся испытаниях проводившихся ремонтных работах должны быть отражены в Формулярах паспорта технического состояния.
3.5.1.5. После проведения анализа технической документации необходимо составить программу работ по техническому диагностированию аварийной ДЭС. Программа должна составляться с учетом параметров диагностирования, необходимых для определения технического состояния обследуемых объектов, а также индивидуальной специфики аварийной ДЭС. Перечень работ по техническому диагностированию аварийной ДЭС приведен в приложении А СТО Газпром 2-6.2-087-2006.
3.5.1.6. Подготовка диагностического оборудования к проведению обследования и измерений возлагается на специалистов Подрядчика. Перед проведением работ необходимо провести внешний осмотр агрегатов и систем аварийной ДЭС, оценить комплектность аварийной ДЭС, наличие видимых дефектов (протечек, трещин и т.п.), проверить уровень топлива, масла, охлаждающей жидкости.
3.5.2. Техническое диагностирование работающей аварийной ДЭС включает в себя:
- стетоскопическое обследование;
- вибрационное обследование;
- измерение дымности отработавших газов;
- тепловизионное обследование;
- индицирование рабочего процесса дизельного двигателя;
- контроль рабочих параметров ДЭС.
3.5.2.1. Стетоскопическое обследование дизельного двигателя аварийной ДЭС и подшипников генератора следует проводить промышленным стетоскопом при работающем непрогретом двигателе. Необходимо обращать внимание на посторонние шумы в работе механизмов, систем и агрегатов двигателя и подшипников генератора.
Стуки механизмов следует прослушивать непосредственно в зоне их действия.
Результаты визуального и стетоскопического обследований заносятся в Формуляры 4,5 паспорта технического состояния (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006).
3.5.2.2. Оценка состояния подшипников качения и качества смазки в процессе эксплуатации проводится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по измерению ударных импульсов подшипников качения.
3.5.2.3. Вибрационное обследование необходимо производить на работающем дизель-генераторе при работе двигателя в установившемся режиме. Виброметр должен удовлетворять общим техническим требованиям к аппаратуре для измерения параметров вибрации по ГОСТ 30296.
При определении допустимых норм вибрации и точек замера вибрации двигателя необходимо руководствоваться нормами завода-изготовителя или нормами, указанными в ИСО 10816-6, РД 34.45-51.300-97.
3.5.2.4. Вибрацию на подшипниках генератора и возбудителя следует измерять на верхней крышке подшипника в вертикальном направлении и у разъема в осевом и поперечном направлениях.
Допустимые значения вибрации на подшипниках генератора необходимо выбирать в соответствии с требованиями завода-изготовителя. При отсутствии заводских норм вибрация не должна превышать норм, указанных в РД 34.45-51.300-97. Результаты вибрационного обследования заносятся в Формуляр 9 паспорта технического состояния (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006).
3.5.2.5. Измерение дымности отработавших газов проводится для оценки регулировки и работы топливной системы двигателя. Оценка дымности проводится на дизельных двигателях по ГОСТ Р 51250 и в соответствии с требованиями технических условий на двигатели конкретного типа. Измеритель дымности должен иметь диапазон измерения 0–0 м,1 (в единицах коэффициента ослабления 0–100 %).
3.5.2.6. Тепловизионное обследование дизельного двигателя проводится тепловизором и (или) пирометром при работающем двигателе. Тепловизор следует применять с разрешающей способностью не более 0,1 °С, со спектральным диапазоном 8–12 μм.
Работа терморегулятора проверяется на непрогретом двигателе.
Работа теплообменников (холодильников) воды и масла проверяется по мере нагрева двигателя.
Замер температуры выхлопных газов по цилиндрам, поиск местных нагревов моноблоков, оценка состояния изоляции выхлопных труб проводятся при работе двигателя на номинальной нагрузке.
Замер температуры охлаждающей жидкости до и после холодильника (радиатора) и термостата проводится при работе двигателя на номинальной нагрузке.
3.5.2.7. Тепловизионное обследование генератора проводится на работающем генераторе под нагрузкой. Величина нагрузки должна быть не менее 30 %. Тепловизором необходимо обследовать клеммник подключения силовых кабелей и блок возбуждения.
Анализ термограмм, полученных при обследовании, позволяет оценить качество контактных соединений в соответствии с РД 34.45-51.300-97.
3.5.2.8. При тепловизионном обследовании системы возбуждения измеряется температура выпрямителей, шин и других ее элементов. Температура нагрева элементов не должна превышать допустимые значения, установленные заводом-изготовителем.
Измеренные значения температур нагрева тиристоров и диодов не должны отличаться между собой более чем на 30 %. Необходимо обратить внимание на равномерность нагрева тиристоров и диодов параллельных ветвей.
3.5.2.9. При тепловизионном обследовании электросиловой части следует оценить контактные соединения силовых кабелей в шкафу генератора, проверить тепловое состояние рубильника в шкафу генератора. Полученные результаты оцениваются в соответствии с РД 34.45-51.300-97.
3.5.2.10. При тепловизионном обследовании электродвигателей необходимо оценить состояние подшипников по температуре их нагрева (наибольшее допустимое значение 80 °С –для подшипников скольжения, 100 °С –качения), проходимость вентиляционных каналов и отсутствие витковых замыканий в обмотках –по локальным нагревам на поверхности корпуса электродвигателя.
Результаты тепловизионного обследования заносятся в Формуляр 11 паспорта технического состояния (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006).
3.5.2.11. Индицирование рабочего процесса дизельного двигателя необходимо производить на работающем двигателе специализированным комплексом, позволяющим оценить следующие параметры и показатели работы двигателя:
- давление в цилиндрах двигателя (индикаторная диаграмма);
- угол поворота коленчатого вала;
- давление наддува.
Необходимо записать индикаторные диаграммы по всем цилиндрам двигателя, работающего в установившемся режиме под нагрузкой, составляющей не менее 30 % от номинальной мощности.
На основании оцениваемых параметров определяют:
- максимальное давление сгорания;
- давление конца сжатия;
- частоту вращения коленчатого вала;
- среднее индикаторное давление в цилиндре;
- индикаторную мощность цилиндра;
- угол опережения подачи топлива.
По полученным индикаторным диаграммам необходимо оценить состояние ЦПГ, механизма газораспределения, состояние топливной аппаратуры и ее регулировки. Измеренные по всем цилиндрам параметры необходимо сохранить в базе данных и занести в Формуляры 6, 7 паспорта технического состояния (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006).
3.5.2.12. В установившемся режиме работы дизельного двигателя по показаниям штатных приборов необходимо произвести контроль рабочих параметров дизельного двигателя:
- давления и температуры масла;
- температуры охлаждающей жидкости.
Данные параметры должны удовлетворять нормам завода-изготовителя.
3.5.2.13. Измерение напряжения генератора следует проводить в шкафу генератора на работающей аварийной ДЭС (при напряжении до 1 кВ) цифровым мультиметром. Напряжение генератора свыше 1 кВ фиксируется по показаниям штатных приборов и цифровым мультиметром на вторичных цепях измерительных трансформаторов.
Линейные и фазные напряжения генератора необходимо измерять на холостом ходу и под нагрузкой. Отклонение напряжения следует оценивать по ГОСТ 13109.
Класс точности мультиметра должен удовлетворять требованиям ГОСТ 11828.
3.5.2.14. Измерение частоты напряжения вырабатываемого тока генератора следует проводить в шкафу генератора на работающей аварийной ДЭС (при напряжении до 1 кВ) цифровым мультиметром. Частота тока генератора напряжением свыше 1 кВ фиксируется по показаниям штатных приборов.
Частота напряжения вырабатываемого тока генератора должна измеряться на холостом ходу и под нагрузкой. Отклонение частоты следует оценивать по ГОСТ 13109.
3.5.2.15. Измерение нагрузочной характеристики производится ступенчато, с повышением электрической нагрузки на генераторе, по показаниям штатных приборов контролируются обороты двигателя и мощность нагрузки. Измерение нагрузочной характеристики проводится при условии предоставления эксплуатирующей организацией возможности ступенчатой подачи нагрузки на аварийную ДЭС.
3.5.2.16. Снятие характеристики холостого хода генератора производится по необходимости и при условии возможности плавной регулировки тока возбуждения. Характеристика снимается при убывающем токе возбуждения, начиная с наибольшего, соответствующего напряжению 1,3 номинального. При проведении измерения фиксируются ток возбуждения и напряжение на выходе генератора, полученные значения сравниваются с заводскими.
3.5.2.17. Проверка работы автоматики аварийной ДЭС на работающей электростанции проводится путем проверки работы программ «Пуск», «Останов», «Аварийный останов» и проверки запуска аварийной ДЭС при потере основного питания с фиксацией времени выполнения программы по секундомеру. Оценку времени выполнения программ следует оценивать согласно инструкции завода-изготовителя.
3.5.2.18. Оценка технического состояния компрессора пускового воздуха ДЭС и опробование запуска аварийной ДЭС при различных остаточных давлениях воздуха в баллоне проводятся согласно инструкции завода-изготовителя. При этом определяется запас пускового воздуха в баллоне по количеству пусков.
3.5.3. Техническое диагностирование неработающей аварийной ДЭС включает в себя:
- обследование топливной системы;
- обследование механизма газораспределения;
- обследование ЦПГ;
- проверку центровки двигателя с генератором;
- проверку момента затяжки фундаментных болтов;
- отбор проб масла;
- диагностирование генератора;
- диагностирование системы возбуждения;
- диагностирование системы автоматики;
- диагностирование вспомогательного электрооборудования.
3.5.3.1. Обследование топливной системы включает следующие виды работ:
- определение давления подъема иглы форсунок;
- оценку гидроплотности распылителя форсунок;
- определение давления начала впрыскивания топлива;
- оценку гидроплотности нагнетательных клапанов ТНВД;
- оценку гидроплотности плунжерных пар ТНВД;
- определение угла опережения подачи топлива.
Оценка работы топливной системы аварийной ДЭС с насос-форсунками производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Определение давления подъема иглы форсунок выполняется механотестером без снятия форсунок с двигателя. Механотестер топливной аппаратуры должен создавать давление в топливной системе двигателя (10–0 МПа), необходимое для оценки работы форсунок, гидроплотности распылителей, нагнетательных клапанов и плунжерных пар ТНВД.
Перед проверкой необходимо отсоединить топливопровод высокого давления от штуцера форсунки и подсоединить механотестер к форсунке напрямую или через удлинитель.
Для проверки качества распыливания топлива необходимо произвести несколько плавных возвратно-поступательных движений рукоятки, обеспечив в полости нагнетания давление 8–0 МПа, и резко переместить рукоятку до момента начала впрыскивания топлива форсункой.
Оценку давления подъема иглы форсунки следует производить в соответствии с нормами завода-изготовителя.
Результаты обследования заносятся в Формуляр 8 паспорта технического состояния (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006).
Оценка гидроплотности распылителя форсунок выполняется механотестером без снятия форсунок с двигателя.
Перед проверкой необходимо отсоединить топливопровод высокого давления от штуцера форсунки и подсоединить механотестер к форсунке напрямую или через удлинитель.
Выполнить несколько плавных возвратно-поступательных движений рукоятки механотестера, обеспечив в полости нагнетания давление 25 МПа. Продолжительность снижения давления топлива в интервале от 20 до 18 МПа должна быть не менее 10 с.
Определение давления начала впрыскивания топлива выполняется механотестером без снятия форсунок с двигателя.
Перед проверкой необходимо отсоединить топливопровод высокого давления от штуцера форсунки и подсоединить механотестер к форсунке напрямую или через удлинитель.
Выполнить рукояткой механотестера несколько возвратно-поступательных перемещений и, наблюдая за стрелкой манометра, зафиксировать момент ее максимального отклонения. Этот момент соответствует значению давления начала впрыскивания топлива форсункой.
Оценку давления начала впрыскивания топлива следует производить в соответствии с нормами завода-изготовителя.
Для оценки гидроплотности нагнетательных клапанов ТНВД необходимо отсоединить топливопровод высокого давления от штуцера топливного насоса и присоединить к нему механотестер. Перевести рычаг управления топливного насоса в положение, соответствующее выключенной подаче топлива. Выполнить рукояткой несколько плавных рабочих движений, обеспечив в полости нагнетания давление 18–0 МПа. Продолжительность снижения давления топлива в интервале от 15 до 10 МПа должна быть не менее 10 с.
Для оценки гидроплотности плунжерных пар ТНВД необходимо отсоединить топливопровод высокого давления от штуцера топливного насоса. Удалить воздух из системы топливоподачи низкого давления с помощью насоса ручной подкачки. Установить рычаг управления регулятором топливного насоса в положение включенной подачи топлива. Прокручивая коленчатый вал вручную, установить проверяемую плунжерную пару в положение, соответствующее середине пути нагнетания топлива (определяют по началу подъема уровня топлива в конусном канале штуцера и дополнительному повороту кулачкового вала топливного насоса на одно деление угловой отметки на лимбе регулятора). Подсоединить механотестер к штуцеру топливного насоса высокого давления. Выполнить рукояткой механотестера несколько плавных рабочих движений, обеспечив в полости нагнетания давление 25 МПа. Продолжительность снижения давления топлива в надплунжерном пространстве в интервале от 20 до 15 МПа должна быть не менее 15 с.
Угол опережения подачи топлива определяется моментоскопом (мениском) индивидуально для каждого типа двигателя согласно инструкции завода-изготовителя.
3.5.3.2. Обследование механизма газораспределения заключается в измерении тепловых зазоров впускных и выпускных клапанов.
Замер осуществляется при помощи набора щупов. Необходимо снять клапанные крышки и, проворачивая двигатель вручную, промерять зазоры по порядку работы цилиндров двигателя в тот момент, когда оба клапана закрыты.
Величина тепловых зазоров индивидуально для каждого типа двигателя указана в руководстве по эксплуатации.
3.5.3.3. Обследование ЦПГ на неработающем двигателе проводится анализатором герметичности цилиндров на двигателях с электростартерным пуском. Состояние ЦПГ двигателей с воздушным пуском оценивается по результатам индицирования рабочего процесса. Также проводится анализ масла на содержание ферромагнитных частиц.
Обследование заключается в определении давления сжатия (Рс) (компрессии), состояния впускных и выпускных клапанов, поршня, компрессионных колец, зеркала втулки цилиндра.
Определение давления сжатия производится индикатором пневмоплотности цилиндров (компрессометром). Для определения давления сжатия необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, снять с двигателя форсунки, очистить форсуночные отверстия, вставить и закрепить компрессометр в форсуночное отверстие одного из цилиндров. Прокрутить двигатель стартером до тех пор, пока показания манометра не прекратят расти.
Повторить эту операцию на других цилиндрах двигателя. Разница в показаниях индикатора не должна превышать 0,15 МПа. Оценить состояние ЦПГ с учетом полученных результатов измерения. Значения давления сжатия указаны индивидуально на каждый тип двигателя в руководстве по эксплуатации.
Для оценки состояния ЦПГ определяют давление разряжения в цилиндрах с выпуском воздуха в атмосферу (Р1) и давление разряжения в цилиндрах с изоляцией от атмосферы надпоршневых пространств (Р2).
Если значение Р1 одного цилиндра превышает среднее значение остальных цилиндров более чем на 0,005 МПа, то это свидетельствует о наличии в одном из цилиндров избыточного количества масла или непрогоревшего топлива.
Трибологический контроль проводится путем отбора и анализа проб масла на концентрацию ферромагнитных продуктов износа. Присутствие продуктов износа фиксируется переносной индикаторной лабораторией масла. Концентрация продуктов износа оценивается согласно ISO 14830.
3.5.3.4. Центровка двигателя с генератором проверяется, если при проведении диагностики вибрационным методом определены высокие уровни вибрации, особенно в районе фланца отбора мощности в подшипниках генератора.
Смещение и излом валов дизеля и генератора в горизонтальной и вертикальной плоскостях не должны превышать величин, указанных в формуляре двигателя или инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.
3.5.3.5. Проверка момента затяжки фундаментных болтов на неработающем двигателе проводится при помощи динамометрического ключа (с диапазоном измерения 50–00) в том случае, если значения вибрации при вибрационном обследовании выше нормы.
Настраивая динамометрический ключ на то значение усилия, которое указано в документации по монтажу станции, производят обтяжку всех болтов крепления, определяя при этом ослабшие. Результаты обследования заносятся в Формуляр 10 паспорта технического состояния (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006).
3.5.3.6. Для оценки качества масла пробы отбирают из системы смазки двигателя. Определяют следующие параметры рабочего масла: вязкость, содержание воды, щелочное и кислотное число, плотность, загрязненность, окисление и диспергирующую способность, наличие в масле металлической стружки.
Отбор проб масла из системы смазки двигателя производится при работающем двигателе, рабочей температуре масла и рабочем уровне масла в картере и циркуляционной цистерне:
- перед отбором из пробоотборного крана необходимо слить 0,2–,3 л масла;
- масло наливается в чистую сухую бутылку емкостью не менее 0,5 л на три четверти объема.
3.5.3.7. При диагностировании генератора неработающей ДЭС выполняются следующие виды работ:
- измерение сопротивления изоляции обмоток статора и ротора;
- измерение сопротивления обмоток статора и ротора постоянному току;
- эндоскопическое обследование;
- измерение воздушного зазора.
Сопротивление изоляции обмоток статора генератора измеряется: мегаомметром на напряжение 500 В при номинальном напряжении обмотки до 0,5 кВ включительно; мегаомметром на напряжение 1000 В при номинальном напряжении обмотки свыше 0,5 кВ до 1 кВ; мегаомметром на напряжение 2500 В при номинальном напряжении выше 1 кВ.
Класс подаваемого напряжения мегаомметра должен быть 500/1000/2500 В, диапазон измерения от 50 кОм до 100 ГОм. Класс точности мегаомметра должен быть не ниже 0,5 и обеспечивать замер сопротивлений в диапазоне до 1 Ом включительно.
Измерения сопротивлений изоляции обмоток испытуемого генератора необходимо выполнять в практически холодном состоянии.
Допустимые значения сопротивлений изоляции:
а) обмотки статора относительно корпуса и между фазами не менее 10 МОм на 1 кВ номинального линейного напряжения или в соответствии с требованиями завода-изготовителя. Значение коэффициента абсорбции Кабс = R60/R15 должно быть не менее 1,3 при температуре от 10 до 30 град С. В случае, если значение коэффициента абсорбции ниже нормы, обмоткинеобходимо просушить;
б) обмотки ротора не менее 0,5 МОм;
в) цепи возбуждения генератора и коллекторного возбудителя со всей присоединенной аппаратурой (без обмоток ротора и возбудителя) не менее 1,0 МОм.
Измерения сопротивлений постоянному току обмоток статора, ротора и возбудителя следует производить микроомметром или мостом (с классом точности согласно ГОСТ 11828, диапазоном измерения от 1ЃE10,3 до 1 Ом включительно) с фиксированием значений температуры обмоток.
При сравнении значения сопротивлений должны быть приведены к одной температуре (20 град С).
Измеренные значения сопротивлений каждой фазы обмотки статора не должны отличаться одно от другого более чем на 2 %.
Измеренные значения сопротивлений одних и тех же фаз обмотки статора не должны отличаться от исходных данных (если такие имеются в наличии) более чем на 2 %.
Измеренные значения сопротивлений обмоток ротора и возбуждения коллекторного возбудителя не должны отличаться от исходных данных более чем на 2 %.
Измеренные значения сопротивления обмотки якоря возбудителя (между коллекторными пластинами) не должны отличаться одно от другого более чем на 10 %, за исключением случаев, когда это обусловлено схемой соединения.
Визуальное обследование генератора необходимо выполнять гибким техническим эндоскопом в соответствии с РД 03-606-2003.
Оценка технического состояния статора:
а) при осмотре лобовых частей обмоток вблизи выхода секций из пазов следует оценивать:
- зазоры между лобовыми частями верхней и нижней полусекции одного паза и наличие истирания изоляции в случае закрытия зазоров;
- выдвижение межслоевой прокладки из паза;
- чистоту зазоров между лобовыми частями стержней соседних пазов;
- степень разрушения и старения изоляции;
- состояние распорок лобовых частей;
- искривление стержней на выходе из паза;
б) при осмотре лобовых частей обмоток на эвольвентных участках следует оценивать:
- наличие или отсутствие зазоров между соседними лобовыми частями;
- наличие и глубину истирания изоляции дистанционными прокладками;
- степень загрязнения лобовых частей;
- признаки перегрева изоляции (изменение цвета);
в) при осмотре торцевой части сердечника следует оценивать:
- нажимные пальцы и приклепанные к ним сегменты крайних пакетов активной стали;
- загрязнение на коронках зубцов и вдоль нажимных пальцев;
- деформацию сегментов активной стали в каналах крайних пакетов;
- распушение и выкрашивание сегментов зубцов;
г) при осмотре расточки статора следует оценивать:
- смещение концевых клиньев;
- характер ослабления пазовых клиньев;
д) при осмотре соединительных шин следует оценивать:
- наличие прокладок и колодок;
- разрывы шнуровых вязок;
- ослабление креплений и наличие признаков истирания изоляции соединительных шин.
Оценка технического состояния ротора:
а) при осмотре полюсов следует оценивать:
- внешнее состояние изоляции полюсов;
- признаки подвижности полюсов на роторе;
- наличие местных подплавлений клиньев демпферной обмотки;
б) при осмотре обмотки возбуждения следует оценивать:
- степень загрязнения секций обмотки;
- целостность витковой изоляции.
3.5.3.8. Оценка технического состояния системы возбуждения:
а) при осмотре щеточно,контактного аппарата генератора оцениваются:
- состояние поверхности контактных колец;
- контакт щеток с контактными кольцами;
- состояние щеток, траверс и токоподводов;
б) при осмотре электромашинного возбудителя следует оценивать:
- наличие признаков повреждения изоляции обмоток;
- состояние коллектора;
- качество контактных соединений.
Результаты обследования заносят в Формуляр 5 паспорта технического состояния (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006).
Измерение воздушного зазора производят у генераторов, конструктивное исполнение которых позволяет выполнить данный замер.
Воздушные зазоры между статором и ротором генератора в диаметрально противоположных точках не должны отличаться одни от других более чем на 10 % среднего значения, равного их полусумме, если заводскими инструкциями не предусмотрены более жесткие нормы.
При диагностировании системы возбуждения производят внешний осмотр элементов системы, проверку выпрямителей, генератора начального возбуждения.
Измерение сопротивления изоляции силовых кабелей производят мегаомметром на напряжение 2500 В. Значение сопротивления изоляции кабелей должно быть не ниже 0,5 МОм.
Проверка соединений заземляемых элементов аварийной ДЭС с контуром заземления производится путем простукивания мест соединений молотком и осмотра для выявления обрывов и других дефектов. Измеряются значения переходных сопротивлений (при исправном состоянии контактного соединения сопротивление не превышает 0,05 Ом).
Проверка цепи фаза-нуль производится путем измерения полного сопротивления петли фаза-нуль с последующим вычислением тока однофазного замыкания.
Кратность тока однофазного замыкания на землю по отношению к номинальному току плавкой вставки или расцепителя автоматического выключателя должна быть не менее значения, указанного в ПУЭ.
3.5.3.9. При диагностике вспомогательного электрооборудования производится измерение вибрации компрессора, топливо, и маслоподкачивающих насосов; проводится тепловизионное обследование; мегаомметром на напряжении 1000 В замеряется сопротивление изоляции электродвигателей.
Допустимое значение сопротивления изоляции должно быть не ниже 1,0 МОм при температуре 10–0 град С.
При проверке сухих АБ аварийной ДЭС с воздушной системой запуска необходимо:
- провести внешний осмотр батареи, обратить внимание на отсутствие вмятин и повреждений;
- измерить напряжение АБ;
- измерить ток подзаряда АБ;
- измерить сопротивление изоляции батареи мегаомметром на 100 или 500 В, присоединив один вывод мегаомметра к одной из клемм батареи, другой –к корпусу батареи. Измеренное значение сопротивления изоляции АБ оценить в соответствии с требованиями завода-изготовителя. Результаты обследования заносятся в Формуляры 12, 13, 14 паспорта технического состояния (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006).
При проверке кислотных АБ аварийной ДЭС с электростартерной системой запуска необходимо:
- провести внешний осмотр батареи, обратить внимание при этом на отсутствие загрязнения и повреждений;
- измерить напряжение батареи в режиме холостого хода;
- измерить напряжение батареи нагрузочной вилкой;
- измерить напряжение на батарее в режиме заряда;
- проверить уровень и измерить плотность электролита;
- измерить ток подзаряда АБ.
Контролируемые параметры АБ должны соответствовать требованиям завода-изготовителя.
3.5.3.10. Проверка работы защиты генератора, реле и автоматики при диагностировании КИПиА аварийной дизель-электрической станции проводится согласно инструкции завода-изготовителя.
3.5.4. Оценка технического состояния аварийной дизель-электрической станции проводится на основе анализа информации, полученной при техническом диагностировании, состоящей из диагностических параметров и требований нормативной и эксплуатационной документации.
3.5.4.1. Для оценки технического состояния двигателя необходимо определить следующие параметры:
- по топливной системе: состояние регулировки, давление подъема иглы форсунки (давление распыла), угол опережения подачи топлива, гидроплотность плунжерных пар и клапанов ТНВД, дымность отработавших газов;
- по системе смазки: давление масла, перепад давления до и после фильтров, вязкость, плотность, кислотность, щелочность, диспергирующую способность, наличие в масле воды, металлической стружки;
- по системе охлаждения: давление охлаждающей жидкости, температуру до и после холодильника (радиатора) и термостата;
- по системе газораспределения: тепловые зазоры впускных и выпускных клапанов, температуру выхлопных газов по цилиндрам и на входе в турбокомпрессор, давление наддува.
3.5.4.2. Состояние крепления двигателя к фундаментной раме оценивается по значениям вибрации и значениям момента затяжки фундаментных болтов.
3.5.4.3. Центровка двигателя с генератором оценивается по значениям вибрации и результатам измерения смещения и излома валов.
3.5.4.4. Для определения технического состояния электрической части аварийной ДЭС необходимо проанализировать результаты тепловизионного, визуального, эндоскопического, стетоскопического, вибрационного обследования, состояние силовых выпрямителей, генератора начального возбуждения, определить следующие параметры (их перечень может уточняться в соответствии с составом и типом оборудования, входящего в состав станции):
- по генератору: сопротивление изоляции обмоток статора и ротора, коэффициент абсорбции изоляции обмоток статора, сопротивление обмоток статора и ротора, значения воздушного зазора, значения вибрации опорных подшипников, характеристики холостого хода;
- по электросиловой части: сопротивление изоляции силовых кабелей, сопротивление петли фаза-нуль;
- по системе автоматики: уставки реле, время срабатывания реле;
- по вспомогательному электрооборудованию: сопротивление изоляции электродвигателей, тепловизионное обследование, величину ударных импульсов.
3.5.4.5. При соответствии параметров, полученных при диагностировании, требованиям завода-изготовителя и нормативной документации техническое состояние аварийной ДЭС оценивается как исправное.
Срок продления эксплуатации определяется до первой полной переборки дизеля, в соответствии с указаниями завода-изготовителя.
3.5.4.6. При несоответствии параметров, полученных при диагностировании, требованиям завода-изготовителя и нормативной документации, но при отсутствии аварийных дефектов, при которых эксплуатация аварийной ДЭС не допускается, техническое состояние аварийной ДЭС оценивается как неисправное работоспособное.
Разрабатываются рекомендации по проведению ремонтных мероприятий и дальнейшей эксплуатации аварийной ДЭС.
Срок продления эксплуатации определяется до первой полной переборки дизеля, в соответствии с указаниями завода-изготовителя, после устранения выявленных неисправностей.
3.5.4.7. При наличии дефектов, не совместимых с эксплуатацией аварийной ДЭС, техническое состояние ДЭС оценивается как неработоспособное.
При нахождении аварийной ДЭС в неработоспособном техническом состоянии необходимо оценить целесообразность проведения восстановительного ремонта. В случае нецелесообразности восстановления работоспособного технического состояния принимается решение о невозможности продления срока эксплуатации аварийной ДЭС.
3.5.5. Обработка, оформление результатов ТД и выдача заключения.
3.5.4.1. По результатам диагностического обследования необходимо провести анализ данных, полученных при обследовании ДЭС, и на их основе составить предварительное заключение, включающее в себя следующие сведения:
- состав бригады специалистов, проводившей обследование;
- перечень приборов и оборудования, используемых при обследовании, с указанием даты следующей поверки средств измерений;
- результаты измерений, предварительные выводы, рекомендации по ремонту и дальнейшей эксплуатации;
- заключение о техническом состоянии аварийной ДЭС;
- срок следующего технического диагностирования аварийной ДЭС.
Предварительное заключение диагностического обследования должно представляться представителю эксплуатирующей организации в виде «Предварительного информационно-технического отчета о состоянии ДЭС» с указанием опасных участков и/или обнаруженных дефектов на бумажном носителе в 1 экземпляре
3.5.4.2. После окончательного анализа и обработки полученных результатов исполнитель оформляет паспорт технического состояния ДЭС (приложение Б СТО Газпром 2-6.2-087-2006). Паспорт технического состояния ДЭС должен представляться эксплуатирующей организации на бумажном носителе и в цифровом (электронном) виде в 3-х экземплярах на объект обследования.
3.5.4.3 Информация, полученная в ходе проведения технического диагностирования, заносится в отраслевую диагностическую базу данных энергетического оборудования ОАО «Газпром» в соответствии с СТО РД Газпром 39-1.10-083.
3.6. Окончательный объем обследования определяется программой работ по техническому диагностированию дизель-электрической станции, которая разрабатывается перед проведением работ и учитывает специфику и особенность выполнения работ на конкретном объекте.
Настоящее техническое задание разработано на основе технических заданий по диагностике энергетического оборудования, утвержденных С. В. Алимовым Первым заместителем начальника Депа
08 10 2014
14 стр.
Предмет закупки – выбор компании на выполнение работ по текущему ремонту оргтехники в соответствии с прилагаемой спецификацией
01 10 2014
1 стр.
16 12 2014
32 стр.
Восстановление радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях цвд, цсд, цнд
08 10 2014
1 стр.
Требования к распространению типовых программных решений и исходным программным кодам 4
10 10 2014
1 стр.
Астраханская область, Красноярский район, мо "Степновский сельсовет" территория агкм и территория агпз
25 12 2014
1 стр.
Краснодарский край, Тихорецкий район, пос. Парковый, промзона, пнб «Тихорецкая»
16 12 2014
1 стр.
Предметом настоящего запроса котировок является право заключения договора на выполнение работ по модернизации опорно-транзитной телефонной станции
11 10 2014
1 стр.