Перейти на главную страницу
© Галкин С.И.., 2009
© Вейценфельд А.И., 2009
Виды печати (высокая, плоская, глубокая и трафаретная) и области их применения. Каждый из видов печати определяется характером расположения на печатной форме печатающих элементов, с которых изображение переносится на бумагу, и непечатающих элементов, образующих пробельные места между изображениями.
Офсетная печать – неконтактный, косвенный способ печатания изданий.
Основные полиграфические процессы: допечатные, формные, печатные и послепечатные. Материалы для печатания. Типографская система мер. Техническая оснащенность типографий, выпускающих различную полиграфическую продукцию. Организация работы газетно-журнальной типографии и книжного издательства.
Виды издательских текстовых оригиналов.
Обработка текста: прямой ввод и настольно-издательские системы.
Набор текста: текстовые процессоры, набор без оператора.
Редактирование и правка текста. Правила набора текста. Форматирование.
Тема 3. Подготовка к печати изобразительных материалов
Техника воспроизведения изобразительных оригиналов. Виды издательских изобразительных оригиналов. Воспроизведение штриховых оригиналов, тоновых черно-белых и многоцветных оригиналов.
Различные виды сканирующих устройств: планшетные, барабанные и проекционные сканеры, особенности их применения. Разрешающая способность различных сканирующих устройств.
Растр. Линиатура растра – в высокой, плоской и глубокой печати.
Сравнительный анализ современных настольно-издательских систем. Интегрированные системы для обработки текстовой информации и изобразительных материалов.
Применение локальных и внешних сетей в современном издательстве (архитектура, вычислительные сети, файловый сервер, антивирусная защита, система архивирования, коммуникационный сервер).
Верстка полос на компьютере. Программное обеспечение процесса верстки.
История возникновения и развития высокой печати.
Ручной набор. Механизированный набор. Автоматизация набора.
Верстка полос при «горячем» наборе в классической высокой печати.
Матрицирование и стереотипирование.
Печатные машины высокой печати.
Флексография и области ее применения.
Тема 6. Плоская печать и офсетный способ плоской печати
Возникновение плоской печати: литография, офсет.
Фотонаборные автоматы. Специфика их применения. Проявочные процессоры. «Сухие» фотовыводные устройства. Возможности получения офсетных печатных форм в фотонаборном автомате.
Листовые офсетные печатные машины. Сферы их применения. Рулонная офсетная печать. Автоматическая замена печатной формы.
Производительность печатных машин офсетной печати.
Цифровая печать и области ее применения.
Офорт, акватинта – предвестники глубокой печати.
Особенности растрирования печатных форм глубокой печати. Изготовление формного цилиндра путем гравировки или травления. Печатные машины глубокой печати.
Трафаретная печать. Особенности изготовления печатных форм в трафаретной печати. Виды печатных машин.
Области применения глубокой и трафаретной печати.
Тема 8. Современные технологии изготовления печатных форм
и специальные виды печати
Современные технологии изготовления печатных форм: СtP-технология. Формы флексографской печати.
Специальные виды печати: электростатические способы печати, ферромагнитная печать.
Цифровая печать: сущность формирования изображения на формном цилиндре. Области применения цифровой печати. Новейшие разработки в области цифровой печати.
Основные понятия об устройствах печатных машин.
Бумагопитающее устройство. Печатное устройство. Красочный аппарат. Приемно-выводное устройство.
Тема 10. Классификация печатных машин
Тигельные, плоскопечатные и ротационные машины. Листовые и рулонные (ролевые) печатные машины. Машины высокой, плоской, глубокой и трафаретной печати. Универсальные и специализированные печатные машины.
Односторонние, двусторонние и комбинированные печатные машины.
Тема 11. Печатные материалы
Бумага, ее состав. Форматы бумаги, ее плотность. Механические и печатно-технические свойства. Оптические свойства.
Печатные краски. Состав красок и их основные свойства. Виды печатных красок.
Тема 12. Послепечатные процессы и распространение печатной продукции
Брошюровочные процессы, сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка. Оборудование для брошюровочных процессов.
Отделочные процессы: лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание. Оборудование для отделочных процессов.
Организация централизованного печатания газет. Современные способы интеграции печатных процессов.
Децентрализация печати периодических изданий, цель и значение. Современные возможности передачи полос издания по различным каналам связи.
2. Виды печати и области их применения.
3. Полиграфические процессы и организация работы типографии.
4. Воспроизведение текстовой информации.
5. Техника воспроизведения изобразительных оригиналов.
6. Механизированный и автоматизированный набор в высокой печати.
7. Современные настольно-издательские системы.
8. Верстка (монтаж) газетных и журнальных полос.
9. Допечатные процессы.
10. Матрицирование и стереотипирование печатной формы.
11. Печатные машины высокой печати. Флексографская печать.
12. Производство газет офсетным способом.
13. Глубокая печать и области ее применения.
14. Трафаретная печать и области ее применения.
15. Системы мер, применяемые в полиграфии.
16. Типографский шрифт. Литера. Требование к шрифтам.
17. Основные направления научно-технического прогресса в полиграфии.
18. Использование электронной техники в газетно-журнальном производстве.
19. Децентрализация и централизация печатания газеты.
20. Послепечатные процессы.
2. Высокая печать: преимущества и недостатки.
3. Флексографская печать.
4. Плоская печать.
5. Офсетный способ печати и области его применения.
6. Глубокая печать: преимущества и недостатки.
7. CtP-технология и цифровая печать.
8. Тигельные, плоскопечатные и ротационные машины.
9. Офсетные печатные машины.
10. Красочность листовых и рулонных печатных машин.
11. Форматы печатных машин.
12. Ручной и механизированный наборы.
13. Фотонабор и фотонаборные машины.
14. Трафаретная печать.
15. Настольно-издательские системы.
16. Верстка газетных и журнальных полос.
17. Допечатные процессы.
18. Типографский шрифт. Кегль и интерлиньяж.
19. Цифровые шрифты. Трекинг и кернинг.
20. Правила набора. Абзацный отступ.
21. Правила набора. Концевая строка.
22. Правила набора. Междусловные пробелы.
23. Правила набора. Переносы в газетном и журнальном тексте.
24. Правила набора. «Коридоры» и «чужие» буквы.
25. Правила верстки. Приведение строк и «висячие» строки.
26. Растр. Линиатура растра в различных видах печати.
27. Растр в глубокой печати.
28. Растр в высокой и плоской печати.
29. Системы мер, применяемые в полиграфии.
30. Единицы системы Дидо: пункт, цицеро, квадрат.
31. Англо-американская система типографских мер.
32. Децентрализация печати.
33. Послепечатные процессы.
34. Матрицирование и стереотипирование.
35. Литера. Очко. Строчные и прописные буквы.
36. Тенденции развития полиграфии.
37. Централизация печати.
38. Этапы развития полиграфической техники.
39. Специальные виды печати. Возможности использования их в СМИ.
40. Оперативная полиграфия. Выбор оборудования и способа печати.
Набор и верстка книжных, журнальных и газетных изданий с использованием компьютерных технологий: Технологическая инструкция. – М.: ВНИИ полиграфии, 1999.
Стандарты по издательскому делу. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004.
Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт. Методика. Рекомендации / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Мысль, 1988. – С. 448–496.
Стефанов С. И. Путеводитель в мире полиграфии. – М.: Унисерв, 1998.
Энциклопедия книжного дела / Под ред. Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчина и др. – М.: Юристъ, 1998.
Грамотный, выразительный дизайн периодического издания облегчает читателю восприятие публикаций, а в массовых газетах управляет читательским вниманием. Подобное воздействие достигается умелой компоновкой материалов на полосах и в номере, особенностями их подачи.
Профессиональные решения поставленных задач рассматриваются в данной части курса. Ее цель – дать студентам представление о взаимодействии содержания и формы в периодических изданиях, об основных факторах формообразования газет и журналов. В процессе изучения курса студенты приобретают навыки художественно-технического оформления изданий, усваивают опыт их выпуска: особенности выбора и применения шрифтов и других графических элементов, подготовки материалов, макетирования полос и т. д. Таким образом формируется дизайнерский подход к оформлению газеты и журнала.
Взаимосвязь содержания и формы в газете и журнале. Оформление издания как результат воздействия внутренних и внешних формообразующих фактов. Взаимосвязь типологии издания и его дизайна. Структурные, композиционные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Образ газеты и журнала и его создание. Современные нормы и правила художественно-технического оформления. Функции ориентации и акцентирования.
Совершенствование оформления изданий в условиях внедрения электроники и настолько-издательских систем в работу редакции.
Общее и особенное в дизайне газет, журналов и еженедельников. Элементы оформления и их комплексы.
Понятие «школа оформления». Национальные стили оформления. Формирование традиций русской газетной и журнальной графики. Зарубежные школы оформления.
Тема 27. Размерные характеристики
Системы мер, применяемые в издательском деле.
Типометрическая система Дидо: пункт (0,376 мм); цицеро (12 пунктов, 4,5 мм); квадрат (48 пунктов, 18 мм).
Англо-американская типометрическая система: пойнт (0,351 мм); пика (12 пойнтов, 4,2 мм); дюйм (72 пойнта, 25,4 мм).
Единицы измерения авторского оригинала в печатной продукции: авторский и учетно-издательский листы. Физический и условный печатные листы. Другие единицы измерения издания: тираж, экземпляр, тетрадь, страница.
Форматы периодических изданий.
Газетные форматы: А2 (большой) – 420х594 мм; А3 (малый) – 297х420 мм; А4 (сверхмалый) – 210х297 мм. Рекомендации по использованию форматов в различных видах газет.
Стандартные журнальные форматы (в долях печатного листа).
Установление форматов полос в газетах и журналах.
Размер, количество текстовых колонок в изданиях разных типов и форматов.
Понятие «элемент оформления» в газетно-журнальном издании.
Виды элементов: шрифтовые, изобразительные, пробельные, декоративные.
Декоративные элементы: линейки, украшения (бордюры), орнаменты, виньетки, политипажи, пиктограммы, инфографика.
Пробельные элементы: межбуквенные, междусловные, междустрочные, межколонные. «Воздух» как дизайнерский термин.
Изобразительные элементы. Общее и особенное в характеристиках иллюстраций и сложных декоративных элементов. Общий, средний и крупный планы в изобразительных материалах. Штриховые и полутоновые иллюстрации. Фотографические, рисованные и комбинированные иллюстрации, их сочетание на полосе, в номере. Жанровые разновидности иллюстраций. Требования к ним как к элементам оформления. Информационная и эстетическая роль иллюстраций.
Шрифт как элемент оформления.
Тема 29. Шрифт в периодических изданиях и классификация шрифтов
Шрифты, используемые для набора текста. Кегль цифровых шрифтов. Интерлиньяж. Трекинг. Кернинг.
Элементы шрифта: основные и соединительные штрихи, засечки, надстрочные и подстрочные элементы. Линия шрифта (базовая). Прописные и строчные буквы.
Классификация шрифтов по размеру. Шрифты текстовые, титульные (заголовочные) и афишные. Акцидентные шрифты.
Классификация шрифтов по начертаниям: по наклону (прямые, курсивные, собственно наклонные), по плотности (узкие, нормальные, широкие), по насыщенности (светлые, полужирные, жирные), по заполненности основных штрихов (нормально заполненные, оттеночные, контурные, штриховые).
Классификация шрифтов по рисунку: рубленые, с едва наметившимися засечками, медиевальные, новые малоконтрастные, брусковые, обыкновенные с повышенной контрастностью. Шрифты, не вошедшие в стандартную классификацию.
Понятие гарнитуры. Шрифты, используемые в периодических изданиях. Требования к шрифтам: удобочитаемость, емкость (экономичность) и др.
Тема 30. Комплексы оформительских элементов
Комплекс оформительских элементов как формально (композиционно) завершенное, но содержательно незаконченное объединение элементов. Комплекс как составная часть материала, подборки, полосы, номера.
Функциональная дифференциация комплексов на основные и вспомогательные (служебные).
Служебные комплексы: титульная часть («фирма»), колонтитул, колонцифра, выходные сведения – и способы их оформления.
Основные комплексы: текстовые, заголовочные, иллюстрационные, поясняющие (врезки).
Тема 31. Основные комплексы элементов
Текстовые комплексы: абзац, колонка, текст. Полоса как один из основных текстовых комплексов в журнале.
Заголовочные комплексы: простой, сложный, составной. Общее и особенное в заголовочных комплексах газет и журналов.
Иллюстрационный комплекс: блочный, с текстовкой и др. Распашка в журнале как иллюстрационный комплекс.
Поясняющие комплексы: вводка, комментарий, эпиграф, посвящение, таблица, сноска, авторская подпись, содержание журнала, анонс и др.
Комплекс элементов – критерий общего и особенного в оформлении газет и журналов.
Основные текстовые шрифты. Гарнитуры, используемые для набора газетного текста. Журнальные шрифты.
Применение различных гарнитур, начертаний и размеров шрифтов для набора публикаций разного размера и жанра. Зависимость размера шрифта от ширины колонки.
Стили шрифтового оформления: одно-, мало- и многогарнитурный. Шрифтовые выделения внутри текста.
Особенности разметки вводок, эпиграфов, сносок, справок, авторских подписей, подписей под иллюстрациями и других поясняющих комплексов.
Тема 33. Оформление заголовочных комплексов
Виды заголовков: заглавие (собственно заголовок), подзаголовок, надзаголовок, рубрика, шапка, анонсы.
Расположение заголовков относительно текста: над текстом, сбоку («боковик»), внутри текста («утопленный»), под текстом.
Верстка заголовка: открытая, вразрез, закрытая, глухая, «форточка».
Выключка заголовка: на формат, влево, вправо, в красную строку (по центру).
Структура заголовка: одно-, двух- и многострочные заголовки.
Композиция заголовка: «ленточка», «пирамида», перевернутая «пирамида», «лесенка», «флаговый заголовок» и др.
Сложные и составные заголовочные комплексы, их структура и композиция.
Шрифтовое оформление заголовков: от газет одного шрифта до многогарнитурных журналов. Шрифтовая гармония и контраст.
Требования к номеру периодического издания. Номер как коллективное произведение, система взаимосвязанных публикаций. Номер как составная часть комплекта издания.
Основы формирования номера: структура и содержание. Роль секретариата редакции, ведущих редакторов в планировании и формировании номера.
Эволюция текстового оригинала: от рукописного текста до цифрового. Редактирование и вычитка выведенного (распечатанного) оригинала. Знаки, применяемые при вычитке выведенного текстового оригинала.
Определение объема текста. Разметка оригинала.
Тема 35. Изобразительные материалы
Функции изобразительных материалов и иллюстраций: ориентирующая, акцентирующая, эстетическая.
Виды иллюстраций: рисунки и фотографии. Жанры рисованных иллюстраций: портрет, карикатура, шарж, диаграмма, схема, карта, чертеж и др. Жанры фотоматериалов: фотозаметка, фоторепортаж, фотозарисовка, фотокорреспонденция, фотоочерк, фотомонтаж и др.
Композиции иллюстраций.
Виды верстки иллюстраций: в обрез, открытая, закрытая, вразрез, глухая, в оборку.
Соотношение текста и иллюстраций в изобразительных материалах.
Приготовление к макетированию.
Виды макетов: по размерам (в натуральную величину, в уменьшении), по характеру изображения (расклейной, графический, компьютерный), по уровню детализации (эскизный, подробный, оригинал-макет) и т. д.
Макетные бланки (листы). Методика изготовления шаблонов (макетных бланков) на компьютере. Условные обозначения на макете: изображение заголовков, знаки, обозначающие текст, иллюстрации, линейки. Пояснения и указания на макете.
Сравнительные размеры публикаций: маленький, средний и крупный материал. Соотношение объемов текстов в газете и журнале.
Варианты разверстки среднего материала на газетной полосе. Минимальное и максимальное число вариантов постановки текста.
Верстка крупных материалов: с переносом на другие страницы, с продолжением (окончанием) в следующем номере; «подвалами» и «чердаками». Другие приемы создания иллюзии уменьшения материала: ломаная верстка; разделение на части при помощи подзаголовков, буквиц и т. п.
Заверстка в текст иллюстраций и др.
Первый этап макетирования подборки – рассмотрение ее как единого материала.
Варианты разверстки заметок: на одну колонку, на два столбца, три и более колонок. Недостатки многоколонной верстки.
Варианты размещения текстов на две-три колонки: симметричная верстка, асимметричная верстка, «внакрут», верстка с подчеркнутой асимметрией, верстка, тяготеющая к симметрии и др.
Разноформатица при постановке заметок одна подле другой в горизонтально смакетированной подборке. Особенности макетирования заметок: ширина колонки, кегль текстового шрифта, относительные размеры заголовочного и текстового комплексов.
Способы объединения материалов в подборку.
План полосы и определение порядка следования всех материалов на странице. Макетирование газетной полосы. Метод «гвоздевой» верстки, планово-композиционный и традиционный приемы макетирования.
Разноформатица. Нахождение переменных (ширины колонки, высоты публикации и т. д.), исходя из формулы: площадь любого материала есть величина постоянная и равна произведению количества (петитных) строк на стандартный формат набора.
Особенности разверстки материалов на полосах с различным количеством колонок и в газетах различных форматов.
Художественное конструирование журнальных разворотов.
Универсальные типовые макеты и их применение при компьютерной верстке изданий.
Виды и жанры рекламы. Структура рекламных объявлений. Комплексы элементов, составляющие рекламное объявление: заголовок, слоган, текстовые комплексы, иллюстрации, логотип, адресный блок.
Композиция и верстка рекламного объявления, имеющего сложную структуру; варианты композиции.
Разметка текста, слогана, заголовка.
Роль иллюстрации в рекламном объявлении. Варианты размещения изобразительных материалов в макете.
«Воздух» в рекламе. Роль декоративных элементов. Цвет и особенности его применения в зависимости от типа издания.
Макетирование рекламной полосы в газете. Особенности оформления рекламных объявлений и рекламных страниц в качественных и массовых газетах. Реклама в журнале.
Реклама и редакционные материалы на полосе и развороте: контраст или гармония. Дизайн периодического рекламного издания. Художественное проектирование как метод создания образа рекламного объекта.
Авторская и издательская (редакционная) корректура.
Корректура на бумажных носителях.
Корректурные знаки уточнения написания букв различных алфавитов, цифр; знаки обозначения начертания шрифтов; знаки расположения элементов текста и иллюстраций; знаки изменения букв, слов (вставка, выкидка, замена) и пробелов; знаки исправления технических дефектов набора; знаки обозначения и исправления макетов и пробных оттисков (иллюстраций).
Правила и техника корректуры. Основные технические правила набора.
Тема 41. График выпуска номера – программа технологического процесса создания газеты и журнала
Основные этапы выпуска номера: набор (ввод) текста, сканирование и обработка иллюстраций, макетирование и верстка газетных полос и журнальных разворотов, корректура и изготовление фотоформ.
Настольно-издательские системы и их роль в допечатных процесса.
Организация работы редакции над выпуском номера. Секретариат. Службы выпуска. Выпускающий (дежурный) редактор.
Структура издания – размещение основных разделов и рубрик в газете или журнале по номерам. Структура издания воплощается в сетевом графике и в перспективном плане издания.
Структура номера как принцип организации всех разделов, подборок и основных материалов по полосам газеты или журнала. План номера – реализация его структуры.
Редакционный план номера как основа его структуры и композиции. Организация материалов в номере. Соотношение площадей, занятых текстами, заголовками и иллюстрациями, редакционными материалами и рекламой. Тематическая и жанровая структура номера и ее влияние на характер оформления.
Структура газетной полосы и организация материалов на странице. Структура журнальной полосы (разворота) – порядок расположения заголовочных, текстовых, иллюстрационных комплексов на странице (распашке).
Тема 43. Композиция газеты и журнала
Композиция – взаиморасположение комплексов оформительских элементов, материалов, подборок на плоскости (на полосе, развороте). Композиция материала как размещение заголовочного и иллюстрированного комплексов относительно текста.
Эскиз макета как реализованная композиционная схема материала, страницы.
Композиционная связь полос. Статичная и динамичные композиции. Значение различных частей полосы.
Универсальные композиционные схемы и алгоритм их построения.
Тема 44. Верстка и виды верстки
Классификация видов верстки материалов и полос.
Виды верстки в зависимости от конфигурации материалов: прямая (прямоугольная, брусковая, простая, постоянная по вертикали) и ломаная («сапожком», уступом, ступенчатая, «флаговая»).
Верстка горизонтальная и вертикальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальная с горизонтальными пересечениями. Ярусная верстка.
Симметрия и асимметрия на полосе. Вертикальная и поворотная симметрии.
Ширина колонки как критерий определения верстки постоянной или переменной по горизонтали.
Виды верстки иллюстраций и заголовочных комплексов: открытая, закрытая, глухая, вразрез, в оборку, под обрез.
Тема 45. Способы акцентирования и ориентации в газете и журнале
Приемы выделения: шрифтовые, пробельные, декоративные, изобразительные, цветовые, типографические.
Выделение и взаимовыделение. Выделение и разделение, Выделение и объединение.
Акцентирование – композиционно-графическое решение проблемы выделения какого-либо объекта.
Ориентация – структурное взаимовыделение материалов, нюансное использование приемов выделения.
Количественная дифференциация понятий «акцентирование» и «ориентация».
Основные эстетические категории и специфика их применения в оформлении газет и журналов.
Пропорции на газетно-журнальной полосе. Отношения сторон полосы и составляющих ее элементов. Соразмерность частей и целого в композиционно-графическом ансамбле полосы, разворота, номера. Использование закона «золотого сечения» при оформлении периодических изданий.
Контрасты. Виды контрастов: цветовые, размерные, вертикально-горизонтальные. Шрифтовые контрасты. Контрасты как эффективное средство яркого выразительного оформления. Акцентирующая функция контрастов.
Равновесие. Уравновешивание частей полосы при помощи симметричных и асимметричных построений. Преимущество диагональных построений. Эстетическое и функциональное значение графического равновесия на полосе.
Ритмика на полосе. Роль колонок, пробелов, линеек в образовании ритмического ряда. Ритмическое чередование элементов газетно-журнальной графики как условие удобочитаемости и гармоничного построения полос.
Восприятие цвета. Яркостная и цветовая адаптации. Цветокоррекция. Цветовые контрасты: одновременный, последовательный, краевой. Максимальный контраст. Гармония цветов.
Выделительное и декоративное использование цвета. Цветовая символика и ее связь с дизайном периодического издания.
Факторы, определяющие выбор цветового решения в журналах: аудитория и технология выпуска. Цветовые модели оформления журналов: традиционные, обновленные, преображенные и т. д.
Тенденция использования цвета в еженедельных и ежедневных изданиях газетного типа.
Тема 48. Утилитарное и эстетическое
в оформлении периодических изданий
Утилитарная и эстетическая функции художественных видов деятельности в изобразительном искусстве, прикладной графике и дизайне.
Дизайн как единство эстетического и утилитарного.
Дизайн как художественное конструирование, художественное проектирование и техническая эстетика.
Макетирование – средство реализации художественного конструирования в газетно-журнальном деле.
Художественное проектирование и модель газеты и журнала.
Модель – зафиксированный свод приемов и правил оформления периодического издания.
Составные части модели: 1) зафиксированная структура издания, 2) размерные стереотипы, 3) типовые макеты, 4) стандартные операции оформления.
Методика фиксации структуры: опись тем, рубрик, разделов; каталог; сетевой график. Описательный вариант фиксации.
Размерные стереотипы. Объем издания. Форматы полос и ширина колонок. Средние размеры материалов, подборок, блоков. Кегли текстовых и заголовочных шрифтов. Величина пробелов. Модульная сетка.
Типовые макеты: блочные макеты-стандарты и эталонные макеты.
Стандартные операции и стили шрифтового оформления. Дизайн как моделируемое оформление.
2. Главные факторы формообразования газеты.
3. Понятие «лицо газеты» и его графическое выражение.
4. Стиль оформления журнала.
5. Средства и способы ориентации и акцентирования в периодических изданиях.
6. Общее и особенное в оформлении газеты, еженедельника, журнала.
7. Оформление подборок и тематических полос в газетах.
8. Обложка журнала и первая страница газеты.
9. Структура периодического издания.
10. Композиция газеты и журнала.
11. Верстка и ее виды.
12. Моделирование периодических изданий.
13. Макетирование и компьютерная верстка.
14. Эстетика оформления. Контрасты и нюансы на полосе.
15. Эстетика оформления. Пропорции и равновесие на полосе.
16. Заголовочный комплекс. Его оформление в газете и журнале.
17. Историческая и современные классификации шрифтов.
18. Стили шрифтового оформления периодических изданий.
19. Иллюстрация в газете и журнале.
20. Реклама в газете и журнале.
21. Анализ шрифтового оформления газеты (журнала).
22. Анализ иллюстрационного оформления газеты (журнала).
23. Анализ оформления газеты (по выбору).
24. Анализ оформления журнала (по выбору).
2. Взаимодействие содержания и формы периодического издания.
3. Структура периодического издания.
4. Композиция периодического издания.
5. Комплексное моделирование газеты.
6. Эстетика полосы. Использование контрастов.
7. Эстетика полосы. Пропорция и равновесие в газете и журнале.
8. Способы и средства акцентирования и ориентации в газете и журнале.
9. Цвет в газете и журнале.
10. Элементы оформления и комплексы элементов.
11. Дизайн газеты и журнала.
12. Системы мер, применяемые в полиграфии.
13. Размерные характеристики периодических изданий.
14. Форматы журналов.
15. Количество и форматы колонок в газете формата А2.
16. Формат полосы в газете формата А2 и размеры полей.
17. Количество и форматы колонок в газете формата А3.
18. Формат полосы в газете формата А3 и размеры полей.
19. Количество и форматы колонок в газете формата А4.
20. Формат полосы в газете формата А4 и размеры полей.
21. Верстка и виды верстки.
22. Титульный комплекс. Колонтитулы. Выходные сведения.
23. Заголовочный комплекс. Виды заголовков и их оформление.
24. Иллюстрация в газете и журнале.
25. Классификация шрифтов по размеру.
26. Классификация шрифтов по начертанию.
27. Классификация шрифтов по рисунку.
28. Группа рубленых шрифтов и шрифтов с едва наметившимися засечками.
29. Группа медиевальных шрифтов.
30. Группа новых малоконтрастных шрифтов.
31. Группа брусковых шрифтов.
32. Группа обыкновенных шрифтов с повышенной контрастностью.
33. Графические признаки шрифтов типа антиква.
34. Графические признаки гротесковых шрифтов.
35. Понятие о гарнитуре. Основные гарнитуры шрифтов, применяемые в газетах и журналах.
36. Стили шрифтового оформления периодических изданий.
37. Корректура в газете. Правила корректуры.
38. Корректурные знаки замены, выкидки, вставки.
39. Корректурные знаки перестановки печатающего материала.
40. Корректурные знаки изменения пробелов.
41. Корректурные знаки исправления технических дефектов и знак отмены сделанного исправления.
42. Корректурные знаки абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменений.
43. Оформительский анализ газеты А2.
44. Оформительский анализ газеты А3.
45. Оформительский анализ газеты А4.
46. Оформительский анализ еженедельника.
47. Оформительский анализ журнала.
48. Выпуск номера. График выпуска.
49. Макетирование полосы и разворота.
Дизайн периодических изданий / Под ред. Э. А. Лазаревич. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики, 2000. – 152 с.
Оформление периодических изданий / Под ред. А. П. Киселева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 160 с.
Рабочая книга редактора районной газеты. Опыт. Методики. Рекомендации / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Мысль, 1988. – С. 357-447.
Оформление газет и журналов за рубежом: Сб. пер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 147 с.
Раздел I. ТЕХНИКА ПЕЧАТИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ 5
1. Основные понятия о полиграфии 5
2. Формные процессы 6
3. Печатные и послепечатные процессы 7
Темы рефератов 8
Вопросы для подготовки к зачету 8
Литература (к разделу I части 1) 10
Раздел II. Техника и технология
радиовещания и телевидения 11
Литература (к разделу II части 1) 13
Часть 2. ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛА 15
Раздел III. ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Раздел IV. МАКЕТИРОВАНИЕ И ВЫПУСК ГАЗЕТНОГО НОМЕРА 19
Раздел V. ДИЗАЙН ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ 22
Темы рефератов 24
Вопросы для подготовки к экзамену 25
Литература (к части 2) 26
С о с т а в и т е л и: канд филол наук, доц. С. И. Галкин
14 12 2014
1 стр.
Ситников Виталий Павлович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры техники газетного дела и средств информации факультета журналистики Московского государст
13 10 2014
1 стр.
П 54 Международное гуманитарное право и средства массовой информации: Учеб пособие. — М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. — 40 с
06 10 2014
3 стр.
Центре международной торговли (Москва, Краснопресненская наб., д. 12) прошел Всероссийский Форум деловых средств массовой информации «Экономическая интеграция: в интересах бизнеса,
15 09 2014
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Социальная реклама». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 12 с
13 10 2014
1 стр.
Нарушения прав журналистов и средств массовой информации
06 10 2014
7 стр.
Аккредитация журналистов средств массовой информации (далее журналисты) при Министерстве по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики (далее – Минспорттуризм ур)
15 10 2014
1 стр.
Демассификация средств массовой информации Склад образов Демассифицированные средства массовой информации Клип-культура
14 10 2014
42 стр.