Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Программа Дисциплины

ТЕХНИКА и технология средств МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики
периодической печати


С о с т а в и т е л и: канд. филол. наук, доц. С.И. Галкин (ч. 1, разд. I; ч. 2),

А.И. Вейнценфельд (ч. 1, разд. II).

Программа дисциплины «Техника и технология средств массовой информации» / сост. С.И. Галкин, А.И. Вейнценфельд. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 20 с.

Подготовлена на факультете журналистики.

Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования

© Галкин С.И.., 2009

© Вейценфельд А.И., 2009

Часть 1. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕЧАТИ,
РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ




Раздел I. ТЕХНИКА ПЕЧАТИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

1. Основные понятия о полиграфии


Современное состояние полиграфической техники характеризуется как сохранением традиционных видов печати, так и широким использованием электроники, автоматизации процессов. Новая техника влияет на организацию редакционно-издательской работы, предъявляет более высокие требования к качеству и срокам подготовки журналистских материалов. От состояния технической базы зависит качество оформления периодических изданий.

Цель данного раздела курса – ознакомить студентов с основами допечатных процессов, начиная с обработки текстовой и изобразительной информации и до использования различных настольно-издательских систем; дать студентам представление о полиграфической технике, для того чтобы они могли эффективно работать с типографским оборудованием.

Тема 1. Виды печати и полиграфические процессы

Виды печати (высокая, плоская, глубокая и трафаретная) и области их применения. Каждый из видов печати определяется характером расположения на печатной форме печатающих элементов, с которых изображение переносится на бумагу, и непечатающих элементов, образующих пробельные места между изображениями.

Офсетная печать – неконтактный, косвенный способ печатания изданий.

Основные полиграфические процессы: допечатные, формные, печатные и послепечатные. Материалы для печатания. Типографская система мер. Техническая оснащенность типографий, выпускающих различную полиграфическую продукцию. Организация работы газетно-журнальной типографии и книжного издательства.



Тема 2. Воспроизведение текстовой информации

Виды издательских текстовых оригиналов.

Обработка текста: прямой ввод и настольно-издательские системы.

Набор текста: текстовые процессоры, набор без оператора.

Редактирование и правка текста. Правила набора текста. Форматирование.

Тема 3. Подготовка к печати изобразительных материалов

Техника воспроизведения изобразительных оригиналов. Виды издательских изобразительных оригиналов. Воспроизведение штриховых оригиналов, тоновых черно-белых и многоцветных оригиналов.

Различные виды сканирующих устройств: планшетные, барабанные и проекционные сканеры, особенности их применения. Разрешающая способность различных сканирующих устройств.

Растр. Линиатура растра – в высокой, плоской и глубокой печати.



Тема 4. Современные настольно-издательские системы
и компьютерные центры издательств

Сравнительный анализ современных настольно-издательских систем. Интегрированные системы для обработки текстовой информации и изобразительных материалов.

Применение локальных и внешних сетей в современном издательстве (архитектура, вычислительные сети, файловый сервер, антивирусная защита, система архивирования, коммуникационный сервер).

Верстка полос на компьютере. Программное обеспечение процесса верстки.



2. Формные процессы


Тема 5. Высокая печать

История возникновения и развития высокой печати.

Ручной набор. Механизированный набор. Автоматизация набора.

Верстка полос при «горячем» наборе в классической высокой печати.

Матрицирование и стереотипирование.

Печатные машины высокой печати.

Флексография и области ее применения.

Тема 6. Плоская печать и офсетный способ плоской печати

Возникновение плоской печати: литография, офсет.

Фотонаборные автоматы. Специфика их применения. Проявочные процессоры. «Сухие» фотовыводные устройства. Возможности получения офсетных печатных форм в фотонаборном автомате.

Листовые офсетные печатные машины. Сферы их применения. Рулонная офсетная печать. Автоматическая замена печатной формы.

Производительность печатных машин офсетной печати.

Цифровая печать и области ее применения.



Тема 7. Глубокая и трафаретная печать

Офорт, акватинта – предвестники глубокой печати.

Особенности растрирования печатных форм глубокой печати. Изготовление формного цилиндра путем гравировки или травления. Печатные машины глубокой печати.

Трафаретная печать. Особенности изготовления печатных форм в трафаретной печати. Виды печатных машин.

Области применения глубокой и трафаретной печати.

Тема 8. Современные технологии изготовления печатных форм
и специальные виды печати

Современные технологии изготовления печатных форм: СtP-технология. Формы флексографской печати.

Специальные виды печати: электростатические способы печати, ферромагнитная печать.

Цифровая печать: сущность формирования изображения на формном цилиндре. Области применения цифровой печати. Новейшие разработки в области цифровой печати.



3. Печатные и послепечатные процессы


Тема 9. Печатные машины

Основные понятия об устройствах печатных машин.

Бумагопитающее устройство. Печатное устройство. Красочный аппарат. Приемно-выводное устройство.

Тема 10. Классификация печатных машин

Тигельные, плоскопечатные и ротационные машины. Листовые и рулонные (ролевые) печатные машины. Машины высокой, плоской, глубокой и трафаретной печати. Универсальные и специализированные печатные машины.

Односторонние, двусторонние и комбинированные печатные машины.

Тема 11. Печатные материалы

Бумага, ее состав. Форматы бумаги, ее плотность. Механические и печатно-технические свойства. Оптические свойства.

Печатные краски. Состав красок и их основные свойства. Виды печатных красок.

Тема 12. Послепечатные процессы и распространение печатной продукции

Брошюровочные процессы, сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка. Оборудование для брошюровочных процессов.

Отделочные процессы: лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание. Оборудование для отделочных процессов.

Организация централизованного печатания газет. Современные способы интеграции печатных процессов.

Децентрализация печати периодических изданий, цель и значение. Современные возможности передачи полос издания по различным каналам связи.

Темы рефератов


1. Основные понятия полиграфической техники.

2. Виды печати и области их применения.

3. Полиграфические процессы и организация работы типографии.

4. Воспроизведение текстовой информации.

5. Техника воспроизведения изобразительных оригиналов.

6. Механизированный и автоматизированный набор в высокой печати.

7. Современные настольно-издательские системы.

8. Верстка (монтаж) газетных и журнальных полос.

9. Допечатные процессы.

10. Матрицирование и стереотипирование печатной формы.

11. Печатные машины высокой печати. Флексографская печать.

12. Производство газет офсетным способом.

13. Глубокая печать и области ее применения.

14. Трафаретная печать и области ее применения.

15. Системы мер, применяемые в полиграфии.

16. Типографский шрифт. Литера. Требование к шрифтам.

17. Основные направления научно-технического прогресса в полиграфии.

18. Использование электронной техники в газетно-журнальном производстве.

19. Децентрализация и централизация печатания газеты.

20. Послепечатные процессы.


Вопросы для подготовки к зачету


1. Виды печати и области их применения.

2. Высокая печать: преимущества и недостатки.

3. Флексографская печать.

4. Плоская печать.

5. Офсетный способ печати и области его применения.

6. Глубокая печать: преимущества и недостатки.

7. CtP-технология и цифровая печать.

8. Тигельные, плоскопечатные и ротационные машины.

9. Офсетные печатные машины.

10. Красочность листовых и рулонных печатных машин.

11. Форматы печатных машин.

12. Ручной и механизированный наборы.

13. Фотонабор и фотонаборные машины.

14. Трафаретная печать.

15. Настольно-издательские системы.

16. Верстка газетных и журнальных полос.

17. Допечатные процессы.

18. Типографский шрифт. Кегль и интерлиньяж.

19. Цифровые шрифты. Трекинг и кернинг.

20. Правила набора. Абзацный отступ.

21. Правила набора. Концевая строка.

22. Правила набора. Междусловные пробелы.

23. Правила набора. Переносы в газетном и журнальном тексте.

24. Правила набора. «Коридоры» и «чужие» буквы.

25. Правила верстки. Приведение строк и «висячие» строки.

26. Растр. Линиатура растра в различных видах печати.

27. Растр в глубокой печати.

28. Растр в высокой и плоской печати.

29. Системы мер, применяемые в полиграфии.

30. Единицы системы Дидо: пункт, цицеро, квадрат.

31. Англо-американская система типографских мер.

32. Децентрализация печати.

33. Послепечатные процессы.

34. Матрицирование и стереотипирование.

35. Литера. Очко. Строчные и прописные буквы.

36. Тенденции развития полиграфии.

37. Централизация печати.

38. Этапы развития полиграфической техники.

39. Специальные виды печати. Возможности использования их в СМИ.

40. Оперативная полиграфия. Выбор оборудования и способа печати.


Литература (к разделу I части 1)


Волкова Л. А., Решетникова Е. Р. Технология обработки текстовой информации. Ч. 1: Основы технологии издательских и наборных процессов / Под ред. Л. А. Волковой. – М.: Изд-во МГУП, 1999.

Матвеева Р. В., Трубникова П. Г., Шифрина Д. А. Основы полиграфического производства. – М.: Книга, 1994.

Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юристъ, 1998.

Набор и верстка книжных, журнальных и газетных изданий с использованием компьютерных технологий: Технологическая инструкция. – М.: ВНИИ полиграфии, 1999.



Пикок Дж. Издательское дело. Книга – от замысла до упаковки. – М.: ЭКОМ, 1998.

Полянский Н. Н. Основы полиграфического производства. – 2-е изд., перераб. – М.: Книга, 1991.

Ситников В. П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. – М.: Филологическое общество «СЛОВО» – АСТ, 2002.

Ситников В. П. Техника и технология средств массовой информации: Периодическая печать. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2002.

Стандарты по издательскому делу. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004.

Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт. Методика. Рекомендации / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Мысль, 1988. – С. 448–496.

Стефанов С. И. Путеводитель в мире полиграфии. – М.: Унисерв, 1998.

Энциклопедия книжного дела / Под ред. Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчина и др. – М.: Юристъ, 1998.



Раздел II. Техника и технология
радиовещания и телевидения


Тема 13. Краткая история радио и телевидения

Опыты по беспроводной передаче сигнала. Развитие служебной связи. Появление и развитие радиовещания. Содержание первых радиопередач. Расширение зон приема. Появление коротковолнового вещания. Появление стереофонического ЧМ-вещания. Цифровое радио и интернет-радио.

Развитие телевидения. Телевидение в России. Появление цветного телевидения и различных стандартов передачи цвета. Спутниковое телевещание.

Тема 14. Современные форматы радиовещания

Особенности вещания в разных волновых диапазонах.

Форматы вещания: информационное, музыкально-информационное, музыкальное.

Форматы музыкального вещания.

Тема 15. Функциональная структура радиостанции

Построение и компоненты вещательного тракта: источники, пульт, приборы, обработки, рекордеры, рабочие станции и их типы, вещательный процессор, фидер, передатчик, антенна.

Тема 16. Принцип действия микрофонов

Устройство микрофонов. Типы микрофонов. Параметры и характеристики микрофонов. Типы направленности микрофонов. Виды микрофонов: студийные, ручные, петличные, накамерные и т.д. Особенности использования микрофонов.

Тема 17. Классификация и типы записывающих устройств

Аналоговая и цифровая передача звукового сигнала. Линейные и нелинейные носители. Виды рекордеров: магнитофон, мини-диск, CD-R, харддиск-рекордер и др.

Тема 18. Звуковые рабочие станции

Виды звуковых рабочих станций: монтажная, рабочее место журналиста, вещательная, архивная. Особенности аппаратного и программного обеспечения разных типов станций.

Тема 19. Устройства обработки звука

Типы приборов обработки звука:

  1. динамические (компрессор, лимитер),

  2. частотные (эквалайзер, фильтр присутствия),

  3. пространственные (ревербератор, задержка),

  4. психоакустические (эксайтер).

Тема 20. Форматы записи телевизионного сигнала

Многообразие стандартов и форматов телевизионного сигнала. PAL, SECAM, NTSC. Основные различия и зоны их распространения.

Тема 21. Организация доставки сигналов
национального и регионального телевещания


Доставка сигнала по релейным линиям, по спутниковому каналу, по кабелю и по оптическому проводу.

Различие в форматах и содержании вещания общенациональных и региональных станций.

Тема 22. Функциональная структура телестудии

Структура вещательного тракта телевидения.

Компоненты студии и тракта.

Тема 23. Устройства видеозаписи

Современные видеорекордеры.

Аналоговые и цифровые форматы видеозаписи.

Тема 24. Станции видеомонтажа

Функции станций монтажа.

Технологические приемы монтажа.

Тема 25. Перспективы телевизионных технологий

Цифровое телевидение. Интерактивное телевидение. Глобальное телевидение. Сближение телевидения и Интернета.

Литература (к разделу II части 1)


Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. – М.: Эра, 2000.

Кийт М. Радиостанция. – М.: Мир, 2001.

Радиожурналистика: Учеб. / Под ред. А.А. Шерля. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

Сергеев М.А. Теория и практика стереофонического радиовещания. – М.: 625, 2002.

Телевизионная журналистика: Учеб. – М.: Изд-во МГУ: Высшая школа, 2002.

Локшин Б.А. Цифровое вещание: от студии к телезрителю. – М.: Сайрус, 2001.

Лузин В.И., Никитин Н.П., Шестаков А.А. Основы телевизионной техники. – М.: Сокон-пресс, 2003.


Часть 2. ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛА

Грамотный, выразительный дизайн периодического издания облегчает читателю восприятие публикаций, а в массовых газетах управляет читательским вниманием. Подобное воздействие достигается умелой компоновкой материалов на полосах и в номере, особенностями их подачи.

Профессиональные решения поставленных задач рассматриваются в данной части курса. Ее цель – дать студентам представление о взаимодействии содержания и формы в периодических изданиях, об основных факторах формообразования газет и журналов. В процессе изучения курса студенты приобретают навыки художественно-технического оформления изданий, усваивают опыт их выпуска: особенности выбора и применения шрифтов и других графических элементов, подготовки материалов, макетирования полос и т. д. Таким образом формируется дизайнерский подход к оформлению газеты и журнала.

Раздел III. ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
И КОМЛПЕКСЫ


Тема 26. Основные понятия художественно-технического оформления

Взаимосвязь содержания и формы в газете и журнале. Оформление издания как результат воздействия внутренних и внешних формообразующих фактов. Взаимосвязь типологии издания и его дизайна. Структурные, композиционные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Образ газеты и журнала и его создание. Современные нормы и правила художественно-технического оформления. Функции ориентации и акцентирования.

Совершенствование оформления изданий в условиях внедрения электроники и настолько-издательских систем в работу редакции.

Общее и особенное в дизайне газет, журналов и еженедельников. Элементы оформления и их комплексы.

Понятие «школа оформления». Национальные стили оформления. Формирование традиций русской газетной и журнальной графики. Зарубежные школы оформления.

Тема 27. Размерные характеристики

Системы мер, применяемые в издательском деле.

Типометрическая система Дидо: пункт (0,376 мм); цицеро (12 пунктов, 4,5 мм); квадрат (48 пунктов, 18 мм).

Англо-американская типометрическая система: пойнт (0,351 мм); пика (12 пойнтов, 4,2 мм); дюйм (72 пойнта, 25,4 мм).

Единицы измерения авторского оригинала в печатной продукции: авторский и учетно-издательский листы. Физический и условный печатные листы. Другие единицы измерения издания: тираж, экземпляр, тетрадь, страница.

Форматы периодических изданий.

Газетные форматы: А2 (большой) – 420х594 мм; А3 (малый) – 297х420 мм; А4 (сверхмалый) – 210х297 мм. Рекомендации по использованию форматов в различных видах газет.

Стандартные журнальные форматы (в долях печатного листа).

Установление форматов полос в газетах и журналах.

Размер, количество текстовых колонок в изданиях разных типов и форматов.



Тема 28. Оформительские элементы в газетах и журналах

Понятие «элемент оформления» в газетно-журнальном издании.

Виды элементов: шрифтовые, изобразительные, пробельные, декоративные.

Декоративные элементы: линейки, украшения (бордюры), орнаменты, виньетки, политипажи, пиктограммы, инфографика.

Пробельные элементы: межбуквенные, междусловные, междустрочные, межколонные. «Воздух» как дизайнерский термин.

Изобразительные элементы. Общее и особенное в характеристиках иллюстраций и сложных декоративных элементов. Общий, средний и крупный планы в изобразительных материалах. Штриховые и полутоновые иллюстрации. Фотографические, рисованные и комбинированные иллюстрации, их сочетание на полосе, в номере. Жанровые разновидности иллюстраций. Требования к ним как к элементам оформления. Информационная и эстетическая роль иллюстраций.

Шрифт как элемент оформления.

Тема 29. Шрифт в периодических изданиях и классификация шрифтов

Шрифты, используемые для набора текста. Кегль цифровых шрифтов. Интерлиньяж. Трекинг. Кернинг.

Элементы шрифта: основные и соединительные штрихи, засечки, надстрочные и подстрочные элементы. Линия шрифта (базовая). Прописные и строчные буквы.

Классификация шрифтов по размеру. Шрифты текстовые, титульные (заголовочные) и афишные. Акцидентные шрифты.

Классификация шрифтов по начертаниям: по наклону (прямые, курсивные, собственно наклонные), по плотности (узкие, нормальные, широкие), по насыщенности (светлые, полужирные, жирные), по заполненности основных штрихов (нормально заполненные, оттеночные, контурные, штриховые).

Классификация шрифтов по рисунку: рубленые, с едва наметившимися засечками, медиевальные, новые малоконтрастные, брусковые, обыкновенные с повышенной контрастностью. Шрифты, не вошедшие в стандартную классификацию.

Понятие гарнитуры. Шрифты, используемые в периодических изданиях. Требования к шрифтам: удобочитаемость, емкость (экономичность) и др.

Тема 30. Комплексы оформительских элементов

Комплекс оформительских элементов как формально (композиционно) завершенное, но содержательно незаконченное объединение элементов. Комплекс как составная часть материала, подборки, полосы, номера.

Функциональная дифференциация комплексов на основные и вспомогательные (служебные).

Служебные комплексы: титульная часть («фирма»), колонтитул, колонцифра, выходные сведения – и способы их оформления.

Основные комплексы: текстовые, заголовочные, иллюстрационные, поясняющие (врезки).

Тема 31. Основные комплексы элементов

Текстовые комплексы: абзац, колонка, текст. Полоса как один из основных текстовых комплексов в журнале.

Заголовочные комплексы: простой, сложный, составной. Общее и особенное в заголовочных комплексах газет и журналов.

Иллюстрационный комплекс: блочный, с текстовкой и др. Распашка в журнале как иллюстрационный комплекс.

Поясняющие комплексы: вводка, комментарий, эпиграф, посвящение, таблица, сноска, авторская подпись, содержание журнала, анонс и др.

Комплекс элементов – критерий общего и особенного в оформлении газет и журналов.



Тема 32. Шрифтовое оформление текста

Основные текстовые шрифты. Гарнитуры, используемые для набора газетного текста. Журнальные шрифты.

Применение различных гарнитур, начертаний и размеров шрифтов для набора публикаций разного размера и жанра. Зависимость размера шрифта от ширины колонки.

Стили шрифтового оформления: одно-, мало- и многогарнитурный. Шрифтовые выделения внутри текста.

Особенности разметки вводок, эпиграфов, сносок, справок, авторских подписей, подписей под иллюстрациями и других поясняющих комплексов.

Тема 33. Оформление заголовочных комплексов

Виды заголовков: заглавие (собственно заголовок), подзаголовок, надзаголовок, рубрика, шапка, анонсы.

Расположение заголовков относительно текста: над текстом, сбоку («боковик»), внутри текста («утопленный»), под текстом.

Верстка заголовка: открытая, вразрез, закрытая, глухая, «форточка».

Выключка заголовка: на формат, влево, вправо, в красную строку (по центру).

Структура заголовка: одно-, двух- и многострочные заголовки.

Композиция заголовка: «ленточка», «пирамида», перевернутая «пирамида», «лесенка», «флаговый заголовок» и др.

Сложные и составные заголовочные комплексы, их структура и композиция.

Шрифтовое оформление заголовков: от газет одного шрифта до многогарнитурных журналов. Шрифтовая гармония и контраст.

Раздел IV. МАКЕТИРОВАНИЕ И ВЫПУСК ГАЗЕТНОГО НОМЕРА


Тема 34. Планирование номеров и подготовка текстовых оригиналов

Требования к номеру периодического издания. Номер как коллективное произведение, система взаимосвязанных публикаций. Номер как составная часть комплекта издания.

Основы формирования номера: структура и содержание. Роль секретариата редакции, ведущих редакторов в планировании и формировании номера.

Эволюция текстового оригинала: от рукописного текста до цифрового. Редактирование и вычитка выведенного (распечатанного) оригинала. Знаки, применяемые при вычитке выведенного текстового оригинала.

Определение объема текста. Разметка оригинала.

Тема 35. Изобразительные материалы

Функции изобразительных материалов и иллюстраций: ориентирующая, акцентирующая, эстетическая.

Виды иллюстраций: рисунки и фотографии. Жанры рисованных иллюстраций: портрет, карикатура, шарж, диаграмма, схема, карта, чертеж и др. Жанры фотоматериалов: фотозаметка, фоторепортаж, фотозарисовка, фотокорреспонденция, фотоочерк, фотомонтаж и др.

Композиции иллюстраций.

Виды верстки иллюстраций: в обрез, открытая, закрытая, вразрез, глухая, в оборку.

Соотношение текста и иллюстраций в изобразительных материалах.



Тема 36. Макетирование отдельного материала

Приготовление к макетированию.

Виды макетов: по размерам (в натуральную величину, в уменьшении), по характеру изображения (расклейной, графический, компьютерный), по уровню детализации (эскизный, подробный, оригинал-макет) и т. д.

Макетные бланки (листы). Методика изготовления шаблонов (макетных бланков) на компьютере. Условные обозначения на макете: изображение заголовков, знаки, обозначающие текст, иллюстрации, линейки. Пояснения и указания на макете.

Сравнительные размеры публикаций: маленький, средний и крупный материал. Соотношение объемов текстов в газете и журнале.

Варианты разверстки среднего материала на газетной полосе. Минимальное и максимальное число вариантов постановки текста.

Верстка крупных материалов: с переносом на другие страницы, с продолжением (окончанием) в следующем номере; «подвалами» и «чердаками». Другие приемы создания иллюзии уменьшения материала: ломаная верстка; разделение на части при помощи подзаголовков, буквиц и т. п.

Заверстка в текст иллюстраций и др.



Тема 37. Макетирование подборки

Первый этап макетирования подборки – рассмотрение ее как единого материала.

Варианты разверстки заметок: на одну колонку, на два столбца, три и более колонок. Недостатки многоколонной верстки.

Варианты размещения текстов на две-три колонки: симметричная верстка, асимметричная верстка, «внакрут», верстка с подчеркнутой асимметрией, верстка, тяготеющая к симметрии и др.

Разноформатица при постановке заметок одна подле другой в горизонтально смакетированной подборке. Особенности макетирования заметок: ширина колонки, кегль текстового шрифта, относительные размеры заголовочного и текстового комплексов.

Способы объединения материалов в подборку.



Тема 38. Макетирование полосы и журнального разворота

План полосы и определение порядка следования всех материалов на странице. Макетирование газетной полосы. Метод «гвоздевой» верстки, планово-композиционный и традиционный приемы макетирования.

Разноформатица. Нахождение переменных (ширины колонки, высоты публикации и т. д.), исходя из формулы: площадь любого материала есть величина постоянная и равна произведению количества (петитных) строк на стандартный формат набора.

Особенности разверстки материалов на полосах с различным количеством колонок и в газетах различных форматов.

Художественное конструирование журнальных разворотов.

Универсальные типовые макеты и их применение при компьютерной верстке изданий.



Тема 39. Реклама в газете и журнале

Виды и жанры рекламы. Структура рекламных объявлений. Комплексы элементов, составляющие рекламное объявление: заголовок, слоган, текстовые комплексы, иллюстрации, логотип, адресный блок.

Композиция и верстка рекламного объявления, имеющего сложную структуру; варианты композиции.

Разметка текста, слогана, заголовка.

Роль иллюстрации в рекламном объявлении. Варианты размещения изобразительных материалов в макете.

«Воздух» в рекламе. Роль декоративных элементов. Цвет и особенности его применения в зависимости от типа издания.

Макетирование рекламной полосы в газете. Особенности оформления рекламных объявлений и рекламных страниц в качественных и массовых газетах. Реклама в журнале.

Реклама и редакционные материалы на полосе и развороте: контраст или гармония. Дизайн периодического рекламного издания. Художественное проектирование как метод создания образа рекламного объекта.



Тема 40. Корректура набора и правила корректуры

Авторская и издательская (редакционная) корректура.

Корректура на бумажных носителях.

Корректурные знаки уточнения написания букв различных алфавитов, цифр; знаки обозначения начертания шрифтов; знаки расположения элементов текста и иллюстраций; знаки изменения букв, слов (вставка, выкидка, замена) и пробелов; знаки исправления технических дефектов набора; знаки обозначения и исправления макетов и пробных оттисков (иллюстраций).

Правила и техника корректуры. Основные технические правила набора.

Тема 41. График выпуска номера – программа технологического процесса создания газеты и журнала

Основные этапы выпуска номера: набор (ввод) текста, сканирование и обработка иллюстраций, макетирование и верстка газетных полос и журнальных разворотов, корректура и изготовление фотоформ.

Настольно-издательские системы и их роль в допечатных процесса.

Организация работы редакции над выпуском номера. Секретариат. Службы выпуска. Выпускающий (дежурный) редактор.



Раздел V. ДИЗАЙН ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ


Тема 42. Структура периодического издания

Структура издания – размещение основных разделов и рубрик в газете или журнале по номерам. Структура издания воплощается в сетевом графике и в перспективном плане издания.

Структура номера как принцип организации всех разделов, подборок и основных материалов по полосам газеты или журнала. План номера – реализация его структуры.

Редакционный план номера как основа его структуры и композиции. Организация материалов в номере. Соотношение площадей, занятых текстами, заголовками и иллюстрациями, редакционными материалами и рекламой. Тематическая и жанровая структура номера и ее влияние на характер оформления.

Структура газетной полосы и организация материалов на странице. Структура журнальной полосы (разворота) – порядок расположения заголовочных, текстовых, иллюстрационных комплексов на странице (распашке).

Тема 43. Композиция газеты и журнала

Композиция – взаиморасположение комплексов оформительских элементов, материалов, подборок на плоскости (на полосе, развороте). Композиция материала как размещение заголовочного и иллюстрированного комплексов относительно текста.

Эскиз макета как реализованная композиционная схема материала, страницы.

Композиционная связь полос. Статичная и динамичные композиции. Значение различных частей полосы.

Универсальные композиционные схемы и алгоритм их построения.

Тема 44. Верстка и виды верстки

Классификация видов верстки материалов и полос.

Виды верстки в зависимости от конфигурации материалов: прямая (прямоугольная, брусковая, простая, постоянная по вертикали) и ломаная («сапожком», уступом, ступенчатая, «флаговая»).

Верстка горизонтальная и вертикальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальная с горизонтальными пересечениями. Ярусная верстка.

Симметрия и асимметрия на полосе. Вертикальная и поворотная симметрии.

Ширина колонки как критерий определения верстки постоянной или переменной по горизонтали.

Виды верстки иллюстраций и заголовочных комплексов: открытая, закрытая, глухая, вразрез, в оборку, под обрез.

Тема 45. Способы акцентирования и ориентации в газете и журнале

Приемы выделения: шрифтовые, пробельные, декоративные, изобразительные, цветовые, типографические.

Выделение и взаимовыделение. Выделение и разделение, Выделение и объединение.

Акцентирование – композиционно-графическое решение проблемы выделения какого-либо объекта.

Ориентация – структурное взаимовыделение материалов, нюансное использование приемов выделения.

Количественная дифференциация понятий «акцентирование» и «ориентация».



Тема 46. Эстетика оформления периодического издания

Основные эстетические категории и специфика их применения в оформлении газет и журналов.

Пропорции на газетно-журнальной полосе. Отношения сторон полосы и составляющих ее элементов. Соразмерность частей и целого в композиционно-графическом ансамбле полосы, разворота, номера. Использование закона «золотого сечения» при оформлении периодических изданий.

Контрасты. Виды контрастов: цветовые, размерные, вертикально-горизонтальные. Шрифтовые контрасты. Контрасты как эффективное средство яркого выразительного оформления. Акцентирующая функция контрастов.

Равновесие. Уравновешивание частей полосы при помощи симметричных и асимметричных построений. Преимущество диагональных построений. Эстетическое и функциональное значение графического равновесия на полосе.

Ритмика на полосе. Роль колонок, пробелов, линеек в образовании ритмического ряда. Ритмическое чередование элементов газетно-журнальной графики как условие удобочитаемости и гармоничного построения полос.



Тема 47. Цвет в газете и журнале

Восприятие цвета. Яркостная и цветовая адаптации. Цветокоррекция. Цветовые контрасты: одновременный, последовательный, краевой. Максимальный контраст. Гармония цветов.

Выделительное и декоративное использование цвета. Цветовая символика и ее связь с дизайном периодического издания.

Факторы, определяющие выбор цветового решения в журналах: аудитория и технология выпуска. Цветовые модели оформления журналов: традиционные, обновленные, преображенные и т. д.

Тенденция использования цвета в еженедельных и ежедневных изданиях газетного типа.

Тема 48. Утилитарное и эстетическое
в оформлении периодических изданий

Утилитарная и эстетическая функции художественных видов деятельности в изобразительном искусстве, прикладной графике и дизайне.

Дизайн как единство эстетического и утилитарного.

Дизайн как художественное конструирование, художественное проектирование и техническая эстетика.

Макетирование – средство реализации художественного конструирования в газетно-журнальном деле.

Художественное проектирование и модель газеты и журнала.



Тема 49. Модель периодического издания

Модель – зафиксированный свод приемов и правил оформления периодического издания.

Составные части модели: 1) зафиксированная структура издания, 2) размерные стереотипы, 3) типовые макеты, 4) стандартные операции оформления.

Методика фиксации структуры: опись тем, рубрик, разделов; каталог; сетевой график. Описательный вариант фиксации.

Размерные стереотипы. Объем издания. Форматы полос и ширина колонок. Средние размеры материалов, подборок, блоков. Кегли текстовых и заголовочных шрифтов. Величина пробелов. Модульная сетка.

Типовые макеты: блочные макеты-стандарты и эталонные макеты.

Стандартные операции и стили шрифтового оформления. Дизайн как моделируемое оформление.

Темы рефератов


1. Взаимодействие содержания и формы периодических изданий.

2. Главные факторы формообразования газеты.

3. Понятие «лицо газеты» и его графическое выражение.

4. Стиль оформления журнала.

5. Средства и способы ориентации и акцентирования в периодических изданиях.

6. Общее и особенное в оформлении газеты, еженедельника, журнала.

7. Оформление подборок и тематических полос в газетах.

8. Обложка журнала и первая страница газеты.

9. Структура периодического издания.

10. Композиция газеты и журнала.

11. Верстка и ее виды.

12. Моделирование периодических изданий.

13. Макетирование и компьютерная верстка.

14. Эстетика оформления. Контрасты и нюансы на полосе.

15. Эстетика оформления. Пропорции и равновесие на полосе.

16. Заголовочный комплекс. Его оформление в газете и журнале.

17. Историческая и современные классификации шрифтов.

18. Стили шрифтового оформления периодических изданий.

19. Иллюстрация в газете и журнале.

20. Реклама в газете и журнале.

21. Анализ шрифтового оформления газеты (журнала).

22. Анализ иллюстрационного оформления газеты (журнала).

23. Анализ оформления газеты (по выбору).

24. Анализ оформления журнала (по выбору).


Вопросы для подготовки к экзамену


1. Главные факторы формообразования газеты и журнала.

2. Взаимодействие содержания и формы периодического издания.

3. Структура периодического издания.

4. Композиция периодического издания.

5. Комплексное моделирование газеты.

6. Эстетика полосы. Использование контрастов.

7. Эстетика полосы. Пропорция и равновесие в газете и журнале.

8. Способы и средства акцентирования и ориентации в газете и журнале.

9. Цвет в газете и журнале.

10. Элементы оформления и комплексы элементов.

11. Дизайн газеты и журнала.

12. Системы мер, применяемые в полиграфии.

13. Размерные характеристики периодических изданий.

14. Форматы журналов.

15. Количество и форматы колонок в газете формата А2.

16. Формат полосы в газете формата А2 и размеры полей.

17. Количество и форматы колонок в газете формата А3.

18. Формат полосы в газете формата А3 и размеры полей.

19. Количество и форматы колонок в газете формата А4.

20. Формат полосы в газете формата А4 и размеры полей.

21. Верстка и виды верстки.

22. Титульный комплекс. Колонтитулы. Выходные сведения.

23. Заголовочный комплекс. Виды заголовков и их оформление.

24. Иллюстрация в газете и журнале.

25. Классификация шрифтов по размеру.

26. Классификация шрифтов по начертанию.

27. Классификация шрифтов по рисунку.

28. Группа рубленых шрифтов и шрифтов с едва наметившимися засечками.

29. Группа медиевальных шрифтов.

30. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

31. Группа брусковых шрифтов.

32. Группа обыкновенных шрифтов с повышенной контрастностью.

33. Графические признаки шрифтов типа антиква.

34. Графические признаки гротесковых шрифтов.

35. Понятие о гарнитуре. Основные гарнитуры шрифтов, применяемые в газетах и журналах.

36. Стили шрифтового оформления периодических изданий.

37. Корректура в газете. Правила корректуры.

38. Корректурные знаки замены, выкидки, вставки.

39. Корректурные знаки перестановки печатающего материала.

40. Корректурные знаки изменения пробелов.

41. Корректурные знаки исправления технических дефектов и знак отмены сделанного исправления.

42. Корректурные знаки абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменений.

43. Оформительский анализ газеты А2.

44. Оформительский анализ газеты А3.

45. Оформительский анализ газеты А4.

46. Оформительский анализ еженедельника.

47. Оформительский анализ журнала.

48. Выпуск номера. График выпуска.

49. Макетирование полосы и разворота.

Литература (к части 2)


Основная

Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала: Учеб. пособие. – М., 2003. – 224 с.

Волкова В. В. Дизайн рекламы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 144 с.

Ворон Н. И. Жанры советской журналистики. – М.: Высшая школа, 1991. – 80 с.

Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 152 с.

Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала: Учеб. пособие. – М., 2007. – 214 с.

Дизайн периодических изданий / Под ред. Э. А. Лазаревич. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики, 2000. – 152 с.

Оформление периодических изданий / Под ред. А. П. Киселева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 160 с.

Рабочая книга редактора районной газеты. Опыт. Методики. Рекомендации / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Мысль, 1988. – С. 357-447.



Табашников И. Н. Газета и дизайн. – Тюмень: СофтДизайн, 1994. – 160 с.

Тулупов В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. – Воронеж, 2000. – 336 с.

Тулупов В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология.– Воронеж: Изд-во «Воронежский университет», 1996. – 112 с.

Тулупов В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий: Курс лекций. – Воронеж, 2005. – 202 с.

Фрост К. Дизайн газет и журналов. – М., 2008. – 231 с.

Дополнительная

Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. – М., 2006. – 431 с.

Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. – М., 2005. – 416 с.

Ворон Н. И., Газанджиев С. Г. и др. Местная печать Москвы и Подмосковья. – М., 2005. – 136 с.

Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702–1917 гг.). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 192 с.

Киселев А. П. От содержания – к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. – 48 с.

Кричевский В. Типографика в терминах и образах. – М., 2000.

Кудрявцев А. И. Шрифт. – М., 2003. – 248 с.

Малышкин Е. В., Мильчин А. Э., Павлов А. А., Шадрин А. Е. Настольная книга издателя. – М., 2005. – 811 с.

Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юристъ, 1998. – 472 с.

Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. – М.: Олимп, 1999. – 688 с.

Оформление газет и журналов за рубежом: Сб. пер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 147 с.



Попов В. В., Гуревич С. М. Производство и оформление газеты. Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1977. – 146 с.

Ситников В. П. Издательское дело. – М.: АСТ, 2002. – 224 с.

Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. – СПб., 2004. – 496 с.

Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. – М., 1984. – 707 с.

Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения. – 2-е изд. – М.: Книга, 1985. – 256 с.

Ярмола Ю. А. Компьютерные шрифты. – СПб.: BHV – С.-Петербург, 1994. – 204 с.
Содержание


Часть 1. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕЧАТИ,
РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ 5

Раздел I. ТЕХНИКА ПЕЧАТИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ 5

1. Основные понятия о полиграфии 5

2. Формные процессы 6

3. Печатные и послепечатные процессы 7

Темы рефератов 8

Вопросы для подготовки к зачету 8

Литература (к разделу I части 1) 10

Раздел II. Техника и технология
радиовещания и телевидения 11

Литература (к разделу II части 1) 13

Часть 2. ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛА 15

Раздел III. ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ


И КОМЛПЕКСЫ 15

Раздел IV. МАКЕТИРОВАНИЕ И ВЫПУСК ГАЗЕТНОГО НОМЕРА 19

Раздел V. ДИЗАЙН ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ 22

Темы рефератов 24

Вопросы для подготовки к экзамену 25

Литература (к части 2) 26



Техника и технология средств массовой информации для студентов факультета журналистики Москва

С о с т а в и т е л и: канд филол наук, доц. С. И. Галкин

349.69kb.

14 12 2014
1 стр.


Примерная программа дисциплины техника и технология средств массовой информации

Ситников Виталий Павлович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры техники газетного дела и средств информации факультета журналистики Московского государст

318.55kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва

П 54 Международное гуманитарное право и средства массовой информации: Учеб пособие. — М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. — 40 с

738.43kb.

06 10 2014
3 стр.


Всероссийский Форум деловых средств массовой информации 11. 04. 12

Центре международной торговли (Москва, Краснопресненская наб., д. 12) прошел Всероссийский Форум деловых средств массовой информации «Экономическая интеграция: в интересах бизнеса,

55.94kb.

15 09 2014
1 стр.


Для студентов факультета журналистики Москва

Сборник методических материалов по курсу «Социальная реклама». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 12 с

187.49kb.

13 10 2014
1 стр.


Москва, 2004 год

Нарушения прав журналистов и средств массовой информации

1912.03kb.

06 10 2014
7 стр.


Правила аккредитации журналистов средств массовой информации

Аккредитация журналистов средств массовой информации (далее журналисты) при Министерстве по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики (далее – Минспорттуризм ур)

101.82kb.

15 10 2014
1 стр.


Элвин тоффлер. Третья волна

Демассификация средств массовой информации Склад образов Демассифицированные средства массовой информации Клип-культура

7126.32kb.

14 10 2014
42 стр.