Перейти на главную страницу
Милых Александр Юрьевич
М О С К В А - 2010
Работа выполнена на кафедре «Политология и социальные технологии» Московского государственного университета
путей сообщения (МИИТа)
руководитель: Некрасова Алефтина Николаевна
оппоненты: Залысин Игорь Юрьевич
доктор социологических наук, профессор
Шаленко Валентин Николаевич
организация: государственный университет (МПГУ)
С диссертацией можно ознакомиться в научно – технической библиотеке Московского Государственного Технического Университета им. Н.Э. Баумана.
диссертационного совета
кандидат философских наук, доцент Власов С.А.
Кроме этого, актуальность темы исследования определяет необходимость создания теоретических предпосылок для преодоления стереотипных оценок технократизма, которые формируются в сознании российских граждан СМИ.
Так, технократизм обвиняют в претензии его носителей – научно-технической элиты – на то, что техническая компетентность дает им право претендовать на власть, проявлять опасное высокомерие, что они не способны демократически воспринимать критику и извлекать уроки из ошибок. Кроме того, методы организации контроля, которые были освоены технократами, могут быть легко использованы для подавления.
СМИ представляют технократов как сторонников конформизма. Они стремятся лишь к тому, чтобы общество функционировало без потрясений и было источником их благополучия, а потому постулируют уважение к порядку, считая его абсолютно справедливым.
Таким образом, перед лицом демонизации технократизма, к чему стремятся некоторые либеральные российские СМИ, возникает актуальная политологическая проблема его объективного исследования. Это создает условия для того, чтобы полнее использовать механизмы взаимосвязи политики, науки и техники, необходимые для продвижения по пути инновационного развития современной России.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Систематическое изучение технократизма начинается западными исследователями в начале ХХ века. В 1919 г. в ж. «Industrial Management» публикуется серия статей американского исследователя В. Смита, где впервые применяется термин «технократия».
В дальнейшем, в середине 20 века концепции технократизма формируются представителями западной гуманитарной науки в таких областях как: философия техники, социальная философия, политология и др. При этом технократизм рассматривается не как утопический проект устройства общества, а как реальность экономической, политической и духовной жизни зрелого индустриального общества.
В числе наиболее известных и развитых научных работ этого этапа можно назвать концепции «стадий роста» У. Ростоу, «зрелого индустриального общества» Р. Арона, технотронного общества З. Бжезинского, «нового индустриально общества» Дж. К. Гэлбрейта1. Одновременно растет понимание возможных опасностей технократизма и поднимается волна критики радикально техницизма. В частности, большая заслуга в этом принадлежит представителям франкфуртской школы социологии: Г. Маркузе, Ю. Хабермасу, Х. Шельски.2
Политологическое исследование технократизма в середине XX века осуществляется французскими учеными: Р. Ж. Шварценбергом, М. Дюверже, Э. Фором, в поле зрения которых находятся такие явления как «технобюрократия», «политико-административная техноструктура»3.
90 годы ХХ века и начало ХХI века в научном исследовании технократизма на Западе отмечены появлением ряда социально-философских концепций. Существенный вклад в их разработку внесли Д. Белл, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс.4
Западные политологи конца ХХ - начала ХХI в.в. значительное внимание уделяют роли технократизма, выражающейся в информатизации политики. Р. Даль обосновывает точку зрения, что телекоммуникационные технологии играют ключевую роль в создании предпосылок «передового демократического общества …», в котором «… политические решения опираются на мнения и суждения народа».5 А. Этциони формулирует концепцию «теледемократии» в качестве пути достижения общественного блага с помощью коммуникативных технологий.6 Л. Гроссман считает, что с развитием новых коммуникативных технологий наступает время третьей великой эпохи демократии, которая приходит на смену первым опытам прямой демократии в античном мире и представительной демократии ХVII-XX в.в..7 Х. Рейнгольд и др. обосновывают идею, что «виртуальные общины», сетевые организации, формирующиеся в Интернет-пространстве в перспективе способны вытеснить традиционные институты гражданского общества.
Уделяется также внимание в современной западной политологии такому аспекту технократизма как участие представителей научной и технической элиты в экспертизе принимаемых политических решений. При этом отмечаются, наряду с позитивными, также негативные последствия широкого распространения в политических кругах научной экспертизы. Во-первых, она подрывает демократию в той мере, в какой оттесняет население от политического участия, лишая смысла инициативу снизу. Во-вторых, она приводит к концентрации власти в руках элиты знания, которая обладает возможностью манипулировать общественным сознанием.8
Отечественная научная мысль приступает к систематическому изучению технократизма в 70-80 годы прошлого века. В условиях господства марксистско-ленинской методологии технократизм трактовался нашими обществоведами как форма буржуазной идеологии, которая используется в идейной борьбе социализма и капитализма в условиях научно-технической революции.9
В конце ХХ – начале XXI в.в. в нашей стране расширяются рамки исследования технократизма, раскрывающего его многогранную природу и сущность. Этому способствует преодоление монополизма марксистко-ленинской методологии в изучении социума, внедрение в российскую гуманитарную науку достижений западных ученых и прежде всего разрабатывающих постиндустриальную парадигму.
На современном этапе можно выделить следующие направления изучения технократизма в российском обществознании:
Соответственно цели диссертационного исследования были определены следующие исследовательские задачи:
Особенности объекта исследования обусловили применение комплексной методологии, вобравшей принципы и подходы социальных наук. Определяющими в анализе технократизма и его политической роли стали, помимо диалектического метода, системный, структурно-функциональный, цивилизационный методы. Решение предметных задач исследования стало возможным благодаря применению сравнительно-политологического анализа.
Результаты исследования отражены в 5 научных работах соискателя, две из которых опубликованы в журналах ВАК.
В первой главе – «Теоретико-методологические основы политологического анализа технократизма» - выделяются основные аспекты политологического подхода в исследовании технократизма, раскрывающие его место и роль в политическом процессе.
В первом параграфе первой главы – «Технократизм как способ научно-технической детерминации процессов в политической системе техногенного общества» - автор работы, опираясь на идеи современных зарубежных и отечественных философов и политологов, таких как О.Тоффлер, В.Пугачев, И.Мелюхин и др., рассматривает технократизм как способ научно-технической детерминации политического процесса, представляющего преобразования форм власти и институциональные трансформации на индустриальной стадии развития общества и при его переходе к постиндустриальной стадии. При этом под воздействием рационализации, технологизации и информатизации политики и экономики как проявлений технократизма осуществляется формирование ряда качественных особенностей политической системы техногенного общества.
В данной системе происходит метаморфоза власти, природу которой характеризуют взаимоотношения насилия, богатства и знания. Эта метаморфоза, во-первых, заключается в том, что власть знания или информационная власть превращается в самостоятельную высококачественную форму власти в обществе, наряду с насильственной и экономической властью. Основная форма существования информационной власти – это влияние представителей научно-технической элиты, т.е. технократов и в целом интеллектуальных сил на информационные процессы функционирующей политической системы, которое имеет два вида: открытое и скрытое.
Открытое влияние реализуется с помощью таких способов как: участие в обсуждении перспективных и текущих вопросов внутренней и внешней политики в представительных органах государственной власти (обсуждение и принятие федеральных и местных бюджетов, внесение законопроектов, их экспертиза и т.д.); формирование интеллектуального климата в стране, общественного мнения электората, которое становится профессией и индустрией этого влияния, происходящего в форме публикаций, выступлений и лекций, комментариев в СМИ и пр.
К скрытому виду можно отнести влияние организаций научного сообщества на политический процесс, которое заключается в сообщении определенной информации адресату, в формировании его убеждений при помощи рациональных аргументов и побуждения на этой основе к соответствующим действиям.
Во-вторых, метаморфоза власти в политической системе техногенного общества заключается в том, что под влиянием научного знания и технических изобретений происходит изменение формы экономической власти. В этих условиях становится возможным, что в реализации экономической власти, наряду с владельцами транснациональных банков, активную роль начинают играть представители такой группы технократов, как менеджеры и инженеры высшего и среднего звена крупных промышленных концернов.
Во втором параграфе первой главы – «Технократизм как элемент духовной подсистемы и общественно-политическое движение в политической системе техногенного социума» - раскрывается влияние на функционирование и развитие политической системы техногенного общества технократической идеологии и форм политического участия, базирующихся на ее основе.
Автор диссертации отмечает, что технократическая идеология отражает интересы интеллектуальных слоев общества, а также обосновывает правомерность их притязаний на реализацию политической власти. При этом содержание технократических доктрин Х1Х – первой половины ХХ в.в. существенно отличается от доктрин второй половины ХХ – начала ХХ1 в.в..
В первый обозначенный период развитие технократической идеологии происходит в условиях безраздельного господства капитала, подчинения его власти не только области производства, но и духовной сферы. Это не соответствует интересам научно-технических кадров, которые стремятся к тому, чтобы достижения науки и техники служили всему обществу, а не владельцам частной собственности. Разрешение противоречия представители технократических доктрин видели или в установлении ведущей роли научно-технической элиты в обществе, или в разделении духовной и экономической власти в обществе между интеллектуальной элитой и представителями капитала. Первый проект устройства политической системы общества намечен в технократической утопии Т. Веблена, второй – в утопиях А. Сен-Симона и О. Конта.
Начиная со второй половины ХХ века, в странах западной цивилизации разрабатываются технократические доктрины, в которых больше не обосновываются задачи установления диктатуры инженеров или менеджеров. Наоборот, в этих доктринах реализуются задачи апологетики, оправдания существующих социально-экономических и политических порядков. Причиной этого является создание основ политической системы информационного типа, в рамках которой технократическая элита принимает участие в реализации экономической и информационной власти. В первую очередь это касается доктрин, разработанных Д. Беллом, Дж. Гэлбрейтом, Э.Тоффлером, П. Дракером, М. Кастельсом.
При анализе технократических форм политического участия в диссертации поднимается такой важный вопрос как их классификация. При этом отмечается, что в отечественной научной литературе предпринимаются попытки изучения данного вопроса и выделяются, с одной стороны, просветительские организации технократов, с другой – технократические партии.13 С точки зрения автора диссертации, данную классификацию следует дополнить таким видом технократических движений, как защитные организации. При этом подходе классификация является более детальной и точной.
Технократические защитные движения выступают партнерами государства при решении его органами задач социальной защиты научно-технических кадров, специфика которых состоит в следующем:
во-первых, правовое и организационное обеспечение экономической независимости специалиста, включая защиту интеллектуальной собственности, представляющей научные открытия и технические изобретения;
во-вторых, облегчение для научно-технических работников бремени безработицы, неизбежной спутницы рыночной экономики;
в-третьих, создание условий для сокращения сроков разработки и внедрения инноваций, поощрение экономического риска, который всегда существует при этом.
Реализация данных задач создает необходимые гарантии свободы личности научно-технического работника, ее всестороннего развития.
Технократические организации, участвуя в реализации задач социальной защиты научно-технических кадров, могут выступать не только партнерами государственных органов, но и их оппонентами, критиками. Такая ситуация создается, когда возникает необходимость защиты научно-технического творчества от бюрократического давления, некомпетентного вмешательства чиновников в процесс научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Технократические движения, имеющие характер политико-просветительских организаций, относятся к группам влияния, которые могут ставить актуальные социально-политические проблемы, инициировать новые вопросы, предлагать их технические решения, но они не обладают властью. Также они занимаются популяризацией технократического мировоззрения и ценностей.
Технократические партии – это политические организации, стремящаяся облегчить вхождение социума в свою техногенную стадию. При этом на практике осуществляется переход от просветительской работы к политической деятельности. В программах данных партий зафиксированы политические идеалы научно-технических кадров, среди которых одним из главных является установление технократического государства.
Во второй главе «Влияние технократизма на политический процесс в России на основных этапах формирования и развития в нашей стране техногенного общества» - проведен анализ роли технократизма в отечественном политическом процессе XVIII – начала XXI в.в., который представляет политическую модернизацию нашей страны и характеризуется как переход от политической системы аграрного типа к политической системе техногенного общества.
В первом параграфе второй главы – «Технократизм как механизм политической модернизации в царской и советской России» - автор работы отмечает, что формирование технократизма в нашей стране происходит в условиях ее модернизации в XVIII-XX в.в., которая осуществлялась путём заимствования и внедрения западного опыта общественного развития, включая технократические ценности. Отсюда их неорганичность в российской политической культуре вплоть до середины XX века, инструментальная и служебная роль.
Служебная роль технократизма в процессе политической модернизации в России заключается в том, что его социальная база – слой научно-технических кадров, используется высшей политической властью для формирования технобюрократии, деятельность которой направляется и контролируется этой властью. Другое проявление данной роли – корпоративистский технократизм, выступающий как форма объединения экономических, политических и интеллектуальных ресурсов государственных органов и групп, представляющих интересы научно-технических кадров с целью повышения эффективности выработки научно-технической политики и ее реализации. Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд признаков, присущих корпоративистскому технократизму, существовавшему в российском обществе в царский и советский периоды:
1. Деятельности групп интересов, объединяющих ученых, инженеров и более широкие интеллектуальные слои;
2. Участие политико-административных органов в образовании данных групп, контроль за их деятельностью;
3. Привлечение политико-административными органами данных групп к выработке государственных мер, направленных на развитие науки и техники; при этом создаются общественные комитеты, советы, в рамках которых силами групп интересов осуществляется информационное, методологическое и методическое обеспечение принимаемых решений, организационная и кадровая поддержка их реализации.
4. Группами интересов осуществляется информирование органов, принимающих политические и административные решения по вопросам развития науки и техники.
Корпоративистский технократизм - это ассоциативная форма артикуляции интересов научно-технических кадров в авторитарной или тоталитарной политической среде. Такая форма является открытой и осуществляется с помощью профессионального специализированного персонала, деятельность которого признаётся в обществе легитимной.
Кроме того, с помощью корпоративистского технократизма осуществляется агрегация разнообразных групп интересов научно-технических кадров. Агрегация интересов включает согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии, во-первых, внутри каждой группы научно-технических кадров, а во-вторых, между различными группами перед лицом государства. Обработанные интересы сводятся к нескольким, самым коллективным целям. Конфликтующие интересы могут уравновешиваться и сдерживаться друг с другом и даже сниматься с повестки дня в процессе их обсуждения. Таким образом, государственные органы власти избавляются от необходимости иметь дело с х уставе РТО было записано вестмножеством разнонаправленных интересов.
Корпоративистский технократизм в российском обществе получил воплощение в деятельности двух видов организаций. С одной стороны – это элитарные организации, с другой – массовые. В качестве первого вида организаций в диссертации рассматривается Российская Академия Наук, в качестве второго вида – Российское техническое общество (1866-1929 г.г.), профсоюзы инженерных работников, научно-технические общества советского периода.
Во втором параграфе второй главы – «Роль технократизма в демократизации современной российской политической системы» - автор осуществляет исследование влияния технократизма на российский политический процесс в начале XXI века. Это влияние характеризует то, что оно происходит в условиях новой волны модернизации, включающей демократизацию политической системы, демонтаж ее тоталитарных элементов. При этом в диссертации выделяется роль технократизма, заключающаяся в информатизации органов российского государства и его избирательной системы.
Особенности информатизации органов современного российского государства заключается в использовании интернет-технологий для следующих целей:
- расширение диалога граждан, общественно-политических организаций с государственными органами;
- повышение эффективности обратной связи между гражданами и государственными органами.
Осуществление данных целей происходит путем разработки и реализации ряда целевых федеральных и региональных программ («Электронная Россия», «Электронная Москва» и др.), что создает основы правового государства в нашей стране. В диалоге проявляется участие население в выработке государственных решений, в оценке деятельности чиновников и тем самым в контрольной функции власти.
Информатизация избирательной системы современного государства, которая также ведёт к укреплению его правовых основ, имеет следующие аспекты:
- широкое привлечение ученых, инженеров, юристов, журналистов и других творцов информации для подготовки и проведения избирательных кампаний;
- разработка и применение избирательных технологий;
- использование электронных СМИ и Интернета в борьбе за голоса избирателей;
- применение электронных средств в ходе проведения голосования, при подведении итогов выборов.
Данный процесс имеет противоречивый характер, который выражается в использовании кандидатами и партиями в ходе выборов методов ненадлежащей рекламы и административного ресурса. Перспективы разрешения этого противоречия необходимо искать как в области политико-коммуникативного воспитания граждан, так и профессиональной деятельности специалистов, привлекаемых к организации и проведению рекламных политических кампаний во время выборов.
Так, успех в борьбе с ненадлежащей рекламой, во многом, зависит от того, в какой мере специалисты в области политических коммуникаций придерживаются общемировых этических норм и принципов профессионального поведения, как активно российское сообщество политтехнологов и имиджмейкеров контролирует и стимулирует данный процесс.
В третьем параграфе второй главы – «Формирование технократического сегмента гражданского общества в постсоветской России» - автор диссертации отмечает, что роль технократизма в демократизации политической системы современного российского общества не ограничивается лишь созданием информационных предпосылок формирования правовых основ государства. Эта роль также заключается в формировании технократического сектора гражданского общества, который составляют партии и общественно-политические организации, объединяющие сторонников ускоренного движения нашей страны к постиндустриальному обществу, пропагандирующих и защищающих его ценности.
В данном процессе в диссертации выделяются и анализируются следующие тенденции:
- доминирование в технократическом секторе групп влияния, использующих в своей деятельности методы лоббирования;
- незначительное влияние на представителей научно-технических кадров и сторонников научно-технического прогресса технократических партий, которые характеризует незначительность состава и политического авторитета;
- рост технократических ассоциаций, имеющих форму интернет-сообществ, осуществляющих свою основную деятельность в интрнет-пространстве;
- отсутствие сплоченности и консолидации в технократическом секторе российского гражданского общества, конфликты и столкновения составляющих его групп интересов.
В ходе анализа тенденций развития технократического сегмента современного российского гражданского общества в диссертации особо отмечено доминирование в нем защитных организаций, среди которых значительной активностью выделяются структуры Российской Академии Наук (в лице её Президиума, научных советов и комиссий, наиболее авторитетных членов этой организации) а также Российский Союз общественных академий наук (РОСАН).
В качестве причин этой тенденции автором определены следующие.
Во-первых, в течение последних двадцати лет наука и техника в нашей стране развиваются в неблагоприятных экономических условиях: сокращается объем бюджетного финансирования гражданского сектора, уменьшается интерес предприятий к внедрению достижений НТП из-за длительного срока окупаемости связанных с этим процессом мероприятий.
Во-вторых, растет религиозная экспансия в политической и культурной сферах российского общества, не смотря на конституционное закрепление принципов светского образования, отделения церкви от государства. В частности, данный процесс отмечается в деятельности Русской православной церкви, который особенно усилился в последние годы.
Третья причина – это усиление процесса дискредитации института науки, её методов точного и доказательного исследования со стороны «лженауки», представители которой получили образное название «ученые» с большой дороги.14 В последние годы в России сложилась острая необходимость борьбы с этим явлением. СМИ, в том числе и правительственные, ведут активную пропаганду «результатов лженауки». Поддержка «ученым» с большой дороги неоднократно оказывалась даже со стороны органов высшей государственной власти РФ.
В заключении диссертации автором изложены общие выводы, в которых с одной стороны, сформулированы основные аспекты политологического исследования технократизма, с другой – результаты анализа его роли в российском политическом процессе XVIII – начала XXI в.в.. Указаны основные проблемы влияния технократизма на электоральный процесс в постсоветской России, снижающие авторитет института демократических выборов в нашей стране и вызывающие негативную оценку технократизма в глазах общественного мнения. Разработаны предложения с целью ограничить негативные проявления технократизма в современной российской политике. Намечены перспективы дальнейшего политологического исследования этого явления.
Диссертацию завершает список использованной литературы, который далеко не исчерпывает все работы по теме настоящего исследования.
1. Милых А.Ю. Техократизм в российской политике//Социальная политика и социология. М., 2009 – №3. 0,8 п.л.
2. Милых А.Ю. Эволюция технократизма//Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. М., 2009. №142. 0,3 п.л.
3. Милых А.Ю. Многогранность феномена технократизм в историко-философском контексте//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2009. №9. 0,5 п.л.
4. Милых А.Ю. Место технократизма в политической системе российского общества//Современные гуманитарные исследования. М., 2009. №3. 0,4 п.л.
5. Милых А.Ю. Проблемы технократии и технократов: тезисы//Научно – практическая конференция Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа) «Неделя науки». М., 2009. 0.3 п.л.
Работа выполнена на кафедре «Политология и социальные технологии» Московского государственного университета
13 10 2014
1 стр.
Отечества в современных условиях, когда господствуют новейшие информационные технологии, технократизм, что проявляется даже в приоритетных направлениях исследовательской практики.
28 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
В модернизации современного российского общества
18 12 2014
1 стр.
Завальный Павел Николаевич Председатель Экспертного совета Российского газового общества
14 12 2014
1 стр.
Демократия как форма и способ управления содержит в себе средства консолидации общества и власти. Поиск гражданского единения, выходящий за рамки частных корпоративных интересов, с
13 10 2014
1 стр.
Должна ли политика оставаться культурно нейтральной? Возможен ли равноправный диалог между культурными обществами, и каково будущее этих обществ в текущем процессе универсализации?
17 12 2014
1 стр.