Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Предмет: Материальные технологии

Тема: «Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Творческий проект»

Тема урока: «Символика в народном искусстве»

Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний»

Школа: ГБОУ Центр образования №1048 ВОУО ДО Г Москвы

Уровень учащихся: 5 А класс

Место урока в теме: 55-56 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»

Учитель технологии: Литвинова Елена Евгеньевна
Задачи урока:

Образовательная

Закрепление знаний о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, обобщение и систематизация знаний в подготовленных сообщениях, выработка способности видеть гармонию, умение применять обобщенные знания и умения, формирование знаний и традиционных видах декоративно-прикладного искусства, русских пряниках и пряничных досках, формирование знаний и умений в приготовлении их.



Развивающая

Развитие понимания эстетической ценности художественных изделий, развитие эстетического вкуса и интереса к народному творчеству, развитие умения обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для развития творческой деятельности, творческого воображения и системы образного мышления.



Воспитательная

Воспитание интереса и любви к искусству, воспитание нравственных качеств личности школьника, обеспечивающих успех познания материальных и духовных ценностей, способность развивать и сохранять народные традиции в культуре и искусстве своей Родины, тем самым развивая духовную культуру учащихся, воспитание любви и уважения к коллективному, художественному, общественно полезному труду, приобщение к творческой деятельности через искусство.



Средства обучения: учебные - рабочая программа, методические разработки (рекомендации) по выполнению практической работы, учебники и учебные пособия, учебные компьютерные программы по теме урока, презентация «Символика в народном искусстве», фильм «Народное искусство»; наглядные - демонстрационные материалы и литература по народному и декоративно-прикладному искусству; раздаточный материал – шаблоны пряников; СМИ - буклеты, плакаты «Народные промыслы России», журналы; ТСО - проектор, компьютер.

Цель урока: систематизация знаний о традициях в народном искусстве; развитие опыта творческой деятельности в создании эскиза пряника, развитие творческих способностей, логического мышления, пространственного воображения, приобщение к наследию народного искусства, формирование эстетического отношения к действительности, через творческий проект «Русский пряник».

Этапы урока:

Оргмомент. Анализ знаний учащихся по теме «символика народного искусства».


Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков. Определение уровня теоретических знаний учащихся, направленных на обобщающую творческую деятельность и основанных на ранее изученном материале.

Усвоение нового материала. Подготовка к тематическому проекту. Сообщение основных позиций и этапов работы над проектом.


Практическая работа, направленная на закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Информация о домашнем задании, обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка записей в тетради.
Подведение итогов урока.

Использование современных образовательных технологий: информационно-коммуникационные технологии: презентации «Символика в народном искусстве», электронные учебники по народному искусству: «Книги по народному искусству, ремеслу и культуре» (печатается по решению Ученого совета Государственного Русского музея), метод проектов – этапы).
Тема: «Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Творческий проект»

Тема урока: «Символика в народном искусстве»




Ход урока:

Оргмомент

1.Подготовка учащихся к работе на уроке.

2.Приветствие.

3.Определение присутствующих.

4.Проверка готовности учащихся к уроку: наличие конспектов, необходимые принадлежности для практической деятельности.

5.Раскрытие общей цели урока: обобщение и закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков для комплексного применения их в самостоятельной творческой деятельности.


I Актуализация знаний

Обобщающая беседа, включающая контрольные вопросы:

Обобщающая беседа сопровождается сменой слайдов в заготовленной к уроку презентации «Символика в народном искусстве».

Сегодня наш урок - обобщающий, на тему «Символика в народном искусстве», его мы посвятим повторению основ понимания образного языка и символов, местных и национальных традиций народных промыслов. Если обозначить географию русских народных художественных промыслов XIX – XX веков, перед нами развернется большая карта.

По всей огромной территории России, на Севере, в Поволжье – в средней ее полосе, разбросаны десятки крупных и мелких центров производства народных ремесел. И каждый из них – это новая интересная страница в истории русского народного искусства.

Вопрос: Давайте вспомним и назовем известные, вам

центры народных художественных промыслов.

Роспись по дереву: росписи Русского Севера ( Мезень, Северная Двина, Ракулка ), Хохлома , Городец, Полховский-Майдан.

Роспись по металлу: Жостово.

Роспись по керамике: Гжель.

Роспись по эмали: Ростов Великий.

Роспись по ткани: Павлово-Посад.

Роспись по лакам: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра.

Резьба по дереву: Хотьково (Абрамцево), Богородское.

Русская глиняная игрушка: Вятка (Дымково), Филимоново, Каргополь, Скопин, Абашево.

Русская матрешка: Сергиев-Посад (Загорск), Вятка, Семеново, Полховский-Майдан.



Вопрос: Какую вы видите закономерность в территориальном положении известных вам центров народных ремесел

Здесь прослеживается определенная закономерность, большинство названных нами центров лежит вдоль рек и речушек, и это не случайно т.к. водные артерии издревле были основными торговыми, караванными путями, что существенно, облегчало сбыт производимой народными мастерами продукции и все они располагались около ресурсных центров Гжель – глина, Хохлома – лес…

В каждом очаге культуры, возникнув однажды, постепенно складывалась школа мастерства и опыта, вырабатывался свой стиль. У народных мастеров разных промыслов были свои секреты художественного ремесла, определенные способы и приемы технического, и художественного исполнения изделий, свои традиции местной культуры.

Однако нельзя понимать традиции местной культуры как нечто неизменное, раз созданное и передававшееся из века в век. Традиция нечто иное,


Вопрос: А что мы имеем в виду под понятием «традиция» в народном искусстве?


Народное искусство это – искусство многих поколений безымянных художников из народа, их мастерство, проходило долгий путь проб и ошибок. Все хорошее не забывалось а передавалось от отцов к сыновьям сохраняя те характерные черты, выработанные отличиями в условиях жизни, которые составляли его основу: особенности колорита, рисунок орнамента, композицию, сюжеты. Эта повторяемость основных элементов в искусстве передаваемая из поколения в поколение снова и снова проверенная опытом, стала традицией.

Кстати, мы часто повторяем «народные промыслы», «заниматься промыслами», давайте

Вопрос: Вспомним, откуда произошло понятие «промысел»?


Слово промысел произошло от слова «промыслить», то есть подумать, как добыть средства для жизни. Живя на земле тяжёлым трудом хлебопашца, жизнь крестьянина, была подчинена сельскохозяйственному календарю и зависела от природных условий. Пять месяцев в году суровый климат, низкая плодородность почв и малоземелье вынуждали население края, в дополнение к земледелию, искать приработок, то есть заниматься промыслами, промышлять.

Но наряду с тем, что каждый промысел имел свою неповторимую индивидуальность, их объединяла одна особенность, связанная с укладом жизни мастеров того времени.

Вопрос: Какая особенность объединяла народных мастеров?

Объединял их всех подход к собственному делу, в основе которого лежал принцип «польза и красота», который в последствии стал девизом народного искусства. Следовательно, говоря современным языком, оптимальное соотношение цены изделия, его качества и востребованность в быту отражалось на рукотворных изделиях народного мастера и объединяло их

Многовековая история народного искусства, отражалась в характере народа, в его доме, в предметах, которые его окружали.

Сегодня мы вспомним и поговорим о важнейшем разделе в русском народном искусстве о символике, потому что, именно она лежит в основе художественных образов, создаваемых народными мастерами. Проследим за тем, в каких символах нашло отражение, в народном творчестве, восприятие мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом.


Обобщающая беседа сопровождается сменой слайдов в заготовленной к уроку презентации «Символика в народном искусстве»
Демонстрация слайда из презентации. Какой предмет, используемый в быту крестьян, того времени, своей формой и росписью олицетворял строение мира?

Прялка – это предмет быта, используемый крестьянами при прядении нити. Прялка с древнейших времен была необходимым орудием производства, без которого нельзя было ни сплести сеть на рыбу, ни изготовить силки на дичь.



Демонстрация слайда из презентации. Что же в целом выражала прялка знаками своей орнаментики?

Система символов в дохристианский период складывалась у наших предков в результате поклонения силам и явлениям природы, которые отожествлялись с божествами. Прялка в целом знаками своей орнаментики выражала идею дня и ночи - круговорота суток. Вся система вырезанных из одного куска дерева кружков, обрамляющих лопаску снизу и сверху, предстаёт перед нами как изображение непрерывного, дневного и ночного пути солнца.

Одна из «серег» отмечает восходящее солнце, верхние «башенки», «главки» – дневной его путь, вторая «серьга» – закатное солнце, средний круг на ножке или серия кругов – ночное подземное солнце.

Демонстрация слайда из презентации. Какие образы - символы чаще всего встречаются в работах народных мастеров?

Сказочная птица. Конь. Диковинное дерево. Женская фигура. Солнце. А теперь давайте попытаемся раскрыть значение каждого из них.



Солнце было главным божеством у древних людей. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит , а небо», - говорит русская пословица. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней и птиц можно найти в разных видах народного творчества. Празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными знаками: кругами, крестами как оказалось - символами солнца.

Демонстрация слайда из презентации.

Образ птицы впитал в себя очень много значений. В первую очередь он связан с приходом весны – считалось, что птица приносит весну, тепло и жизнь на землю. А приход весны ознаменован – солнцем, сгоняющим снега и первыми всходами на полях земледельца. Поэтому со временем птица стала и олицетворением солнца.

Демонстрация слайда из презентации. Раз уж птица – это солнце, это весна, значит она символизирует и цветение тоже. Поэтому закономерно, что изображение птицы сопровождается изображением трав, цветов, деревьев. Но ведь и они в свою очередь символичны: и прорастающая трава, и расцветающее дерево – это символы жизни. И здесь небо и земля смыкаются в едином образе птицы – символе неба – жительнице земли. Она вьет гнездо и выкармливает птенцов на дереве. Дерево шумит своей кроной в синеве неба и уходит корнями глубоко в землю соединяя собой небо и землю. В представлениях многих народов мира – это Мировое дерево жизни, «Древо жизни», как говорили Руси, - в нем заключен образ мира в целом: мир – дерево. Эта тема так же используется в орнаментации прялок и является одним из любимых сюжетов: мировое древо поднимается до самого солнца. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы.

Демонстрация слайда из презентации. Русский крестьянин особое внимание уделял символам живой природы. Землю и ее плодородие он связывал с образом женщины.

Культ женщины занимал большое место в жизни и верованиях славян. Женская фигура – это божество связанное с символами плодородия земли и всего живого, это божество выражало представления древних о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.

Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна - колоса. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека и иногда напоминало дерево.
Делаем вывод из всего увиденного и вышесказанного, возникнув в бронзовом веке, мир образов и символики продолжают жить в народном сознании еще тысячи лет, они существуют в средневековом крестьянском миропонимании и могут быть прослежены в этнографическом материале вплоть до конца 19 века. Произведения искусства рожденные в крестьянской среде связаны с истоками народного образного языка. Мы узнали что выражают древние образы и символы и это поможет нам понять и полюбить искусство нашей Родины.
II Подготовка к усвоению нового учебного материала

Не забывайте, что Человек познает не только умом, но и руками, и главное сердцем! В искусстве другого познания нет. Вы это еще раз подтвердили своим выводом. Мы всегда должны помнить, что в основе народного искусства лежит принцип: «польза и красота», когда-то подсознательно, интуитивно угаданная мастером. Изделия народного мастера, излучают добро, тепло, свет создают настроение.

И говорю я это, потому что верю и знаю, что и вы будете мастерами, и будете вкладывать всю свою душу, и знания в то, чем вы занимаетесь.

Мы подошли к заключительному этапу нашей работы, к выполнению творческого проекта и вам предстоит проявить себя в предстоящей творческой работе, и показать себя зрелыми мастерами, которые понимают и ценят народное искусство.

Конечным результатом вашей деятельности станет творческий проект «Русский пряник», состоящий из:


  • Практической части, выполнение эскиза силуэтного пряника.

  • Теоретической части, состоящей из пояснительной записки к проекту «Русский пряник», этапы выполнения которого сегодня нам предстоит разобрать на уроке.

На последующих уроках вам предстоит выполнить пояснительную записку к творческому проекту, используя различные источники информации, ориентируясь на самостоятельную поисковую деятельность, и конспекты ваших уроков, а сегодня Практическая работа нашего урока будет посвящена созданию эскиза силуэтного пряника.
III Формирование новых понятий и способов действий

Сообщение основных этапов работы над пояснительной запиской к проекту.

Проект - это самостоятельная, творческая, завершенная итоговая работа , выполненная под руководством учителя. Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве практической части нашего проекта является- изготовление изделия, а в качестве теоретической - пояснительная записка.

Под композицией здесь понимается состав и расположение основных, частей проектной работы.

Не существует жесткого стандарта по выбору композиции пояснительной записки, однако сложилась определенная, устойчивая традиция формирования структуры подобных работ, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие разделы:



  1. Титульный лист

  2. Содержание

  3. Введение

  4. Основная часть

  5. Заключение

  6. Библиографический список

  7. Приложения

Наш проект начинается с титульного лица – это лицо Вашей работы, поэтому к оформлению титульного листа надо подойти особенно тщательно. можно отразить на нем сюжеты или фрагмент композиционного решения избранной вами темы.

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и оформляется по определенным правилам.

Содержание помещается после титульного листа. В нем приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

На страницах пояснительной записки можно отразить сюжеты или фрагмент композиционного решения избранной вами темы в той художественной технике, в которой выполнялась ваша работа.

Введение. Здесь обычно отображаются следующие моменты:

- исходная проблема, требующая решения,

- идея (цель) проекта и ее обоснование,


  • содержание конкретных задач,

  • планируемый результат,

  • межпредметные связи,

  • в чем состоит новизна проекта и его актуальность.

Основная часть проекта состоит из отдельных глав, имеющих свои индивидуальные названия, и может включать следующие разделы:

  • Теоретический,

  • Поисковый,

  • Технологический,

  • Эколого-экономический.

В теоретическом разделе необходимо провести обзор литературы по теме проекта. Обзор литературы содержит краткую историческую справку, т.е. историю развития изучаемого явления, изделия или проблемы и должен показать основательное ваше знакомство с историческими вопросами, ваше умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное, определять главное в современном состоянии изучаемой темы.

В поисковом разделе необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом провести их сравнение по определенным критериям.

Как правило, здесь требуется выполнить эскизы своих идей (изделий) и сделать к ним краткие пояснения, касающихся отдельных сторон, например: формы, цвета, используемых материалов, применяемых методов и т.п. Эскизы следует выполнять быстро, не увлекаясь прорисовкой, но аккуратно.

Технологический раздел подразумевает описание всей практической работы от идеи до получения конечного результата. Оформление готового изделия и другие подразделы.

В эколого-экономическом разделе рассматриваются экономические и экологические аспекты проекта. В экономической части проекта представляется полный расчет затрат на «изготовление проектируемого изделия». Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование.

Особое внимание, при необходимости, следует уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой негативных изменений в окружающей среде.

Пояснительная записка завершается заключением. В нем важно указать,


  • в чем заключается главный смысл работы,

  • какие результаты получены,

  • какие удалось решить проблемы (социальные, экологические,
    экономические технологические и т.п.),

  • какие новые знания получены.

Здесь же, как правило, присутствует самооценка проделанной вами работы.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.
IV Формирование новых знаний и умений

Выполнение практической работы: «Декоративное обобщение форм животного и растительного мира в эскизе пряника».

Одним из самых любимых лакомств на Руси издавна были пряники. С ними связаны многочисленные обряды, истоки которых в глубокой древности. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. Ими было принято одаривать близких людей. Их подавали как к царскому столу, так и крестьянскому. Пряники — так назвали их за пряный вкус и аромат — имеют чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них и коврижек добавляют самые разнообразные пряности — корицу, душистый перец, гвоздику, кардамон, мускатный орех, бадьян, имбирь, эфирное мятное масло, ароматические эссенции, а также орехи, изюм, цукаты и другие добавки. На современном праздничном застолье не часто встретишь эти чудесные изделия. А ведь они не так сложны в приготовлении и не требуют больших затрат времени.


Охрана труда во время выполнения практической работы.

Правила ТБ и СГТ при работе с художественными материалами (с кистями и красками).
V Продолжение формирования знаний и умений

Применение знаний и умений в создании эскиза силуэтного пряника

Физкультминутка в перерыве

Технологический процесс создания пряника.

Пряничные доски, формы. о способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные. Печатный — самый распространённый, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы. Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической формы; самый простой и эффективный способ приготовления. Лепить пряники — самый древний способ; особенно распространён был на Севере. Особой региональной разновидностью русских пряников являются «козули». Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. По способу изготовления козули, по крайней мере современные, можно отнести к вырезным пряникам. Рецепты теста для козуль разнообразны и зачастую хранятся в семьях десятилетиями. Характерным компонентом такого теста является «жжёнка» — карамелизованный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп. Почти всегда козули богато декорированы — расписаны взбитой белковой массой с добавлением разных красителей.


Переходим к следующему этапу нашей работы. На сегодняшнем уроке вам необходимо выполнить эскиз силуэтного пряника, который вы хотели бы приготовить по выбранному рецепту. Это может быть условное сказочное изображение представителей животного или растительного мира. Первый этап вашей работы будет заключаться в выполнении силуэта задуманного изображения. Второй этап – роспись, разработка силуэта белой или разбеленой краской, показывая все мелкие элементы вашего изображения.

Выполняемое вами задание будет являться домашним, если не успеете завершить его в классе.



Самоконтроль и контроль осуществляется в ходе практической работы. В конце практической работы заполняется «Карточка контроля»:

Самоконтроль (С)

Контроль(К)

С

С

К

К

К

Критерии

Выполнение эскиза

Нанесение цветового пятна пряника на эскиз

Роспись силуэта пряника

Проявление эстетического вкуса

Соблюдение правил ТБ

Оценка
















Баллы

0.5

0.5

1

2

1

Физкультминутка в промежутке практической части урока

VI Заключительная часть урока
Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Научились ли вы чему-нибудь новому на уроке?

- Понятна ли вам технология выполнения ручных швов?

- Возникали у вас какие-нибудь затруднения при выполнении практической работы?

- Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?

- Мне захотелось…
Домашнее задание. Завершить практическую работу. Подготовить материалы к выполнению пояснительной записки. Найти рецепты приготовления пряника. Вопросы по домашнему заданию.
VII Подведение итогов

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Выставление оценок на основании карточки контроля.


Сегодняшний урок подошел к концу, я считаю, что цель урока достигнута, мы поработали очень продуктивно, я довольна тем, что вы неплохо усвоили теоретический материал и что ваши познания в важнейшем разделе русского народного искусства сложились в определенную систему которая, несомненно, поможет вам в подготовке к оформлению пояснительной записки творческого проекта на последующих уроках. Спасибо, за работу на уроке.

Уборка рабочих мест.


Литература к уроку:


  1. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»., 5класс, общеобразовательных учреждений / Н.А.. Горяева, О.В. Островская.

  2. https://www.hnh.ru/символ/

  3. https://www.slavyanskaya-kultura.ru/

Директор ГБОУ ЦО № 1048 С.С. Буробина

Учитель технологии ГБОУ ЦО №1048 Е.Е Литвинова




© к.п.н. Литвинова Елена Евгеньевна


«Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Творческий проект»

Место урока в теме: 55-56 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»

169.49kb.

06 10 2014
1 стр.


Конкурса декоративно-прикладного творчества «Новгородские традиции»

С февраля по апрель 2011 года в нашем городе проходил городской заочный конкурс декоративно-прикладного творчества «Новгородские традиции»

426.17kb.

12 10 2014
2 стр.


Традиционные виды декоративно -прикладного творчества и народных промыслов России

Тема: Традиционные виды декоративно –прикладного творчества и народных промыслов России

74.86kb.

16 12 2014
1 стр.


Конкурс по изобразительному и декоративно-прикладному искусству «Татарстан мой край родной»

В целях выявления и поддержки одаренных детей и ярких самобытных педагогов области изобразительного и декоративно-прикладного творчества; популяризации различных направлений и жанр

235.4kb.

10 10 2014
1 стр.


Макашова Инна Михайловна, учитель географии, идентификатор: 218-109-465 Краткое описание некоторых видов декоративно-прикладного творчества Батик

Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера,

331.14kb.

01 10 2014
1 стр.


Сценарий празднично игровой программы «Распахни Россия ширь души»

Участники: Педагоги и воспитанники отдела декоративно – прикладного искусства Центра развития творчества детей и юношества

45.85kb.

17 12 2014
1 стр.


Результаты городского конкурса декоративно-прикладного творчества «Аленький цветочек» Гран-при – Специальный приз «Аленький цветочек»

Соломенцева Дарья, «Удачливый грибник», мбоу гимназия №19,пед. Кудашева Людмила Ивановна

173.3kb.

16 12 2014
1 стр.


Информация о культурно-досуговых мероприятиях

Ежегодно в культурно-досуговом центре проходит итоговая выставка работ кружков декоративно-прикладного творчества сельских учреждений культуры, где представляются работы, сделанные

38.24kb.

12 10 2014
1 стр.