Перейти на главную страницу
Закрепление знаний о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, обобщение и систематизация знаний в подготовленных сообщениях, выработка способности видеть гармонию, умение применять обобщенные знания и умения, формирование знаний и традиционных видах декоративно-прикладного искусства, русских пряниках и пряничных досках, формирование знаний и умений в приготовлении их.
Развитие понимания эстетической ценности художественных изделий, развитие эстетического вкуса и интереса к народному творчеству, развитие умения обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для развития творческой деятельности, творческого воображения и системы образного мышления.
Воспитание интереса и любви к искусству, воспитание нравственных качеств личности школьника, обеспечивающих успех познания материальных и духовных ценностей, способность развивать и сохранять народные традиции в культуре и искусстве своей Родины, тем самым развивая духовную культуру учащихся, воспитание любви и уважения к коллективному, художественному, общественно полезному труду, приобщение к творческой деятельности через искусство.
Оргмомент. Анализ знаний учащихся по теме «символика народного искусства».
Усвоение нового материала. Подготовка к тематическому проекту. Сообщение основных позиций и этапов работы над проектом.
1.Подготовка учащихся к работе на уроке.
2.Приветствие.
3.Определение присутствующих.
4.Проверка готовности учащихся к уроку: наличие конспектов, необходимые принадлежности для практической деятельности.
5.Раскрытие общей цели урока: обобщение и закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков для комплексного применения их в самостоятельной творческой деятельности.
Сегодня наш урок - обобщающий, на тему «Символика в народном искусстве», его мы посвятим повторению основ понимания образного языка и символов, местных и национальных традиций народных промыслов. Если обозначить географию русских народных художественных промыслов XIX – XX веков, перед нами развернется большая карта.
По всей огромной территории России, на Севере, в Поволжье – в средней ее полосе, разбросаны десятки крупных и мелких центров производства народных ремесел. И каждый из них – это новая интересная страница в истории русского народного искусства.
Вопрос: Давайте вспомним и назовем известные, вам
центры народных художественных промыслов.
Роспись по дереву: росписи Русского Севера ( Мезень, Северная Двина, Ракулка ), Хохлома , Городец, Полховский-Майдан.
Роспись по металлу: Жостово.
Роспись по керамике: Гжель.
Роспись по эмали: Ростов Великий.
Роспись по ткани: Павлово-Посад.
Роспись по лакам: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра.
Резьба по дереву: Хотьково (Абрамцево), Богородское.
Русская глиняная игрушка: Вятка (Дымково), Филимоново, Каргополь, Скопин, Абашево.
Русская матрешка: Сергиев-Посад (Загорск), Вятка, Семеново, Полховский-Майдан.
Здесь прослеживается определенная закономерность, большинство названных нами центров лежит вдоль рек и речушек, и это не случайно т.к. водные артерии издревле были основными торговыми, караванными путями, что существенно, облегчало сбыт производимой народными мастерами продукции и все они располагались около ресурсных центров Гжель – глина, Хохлома – лес…
В каждом очаге культуры, возникнув однажды, постепенно складывалась школа мастерства и опыта, вырабатывался свой стиль. У народных мастеров разных промыслов были свои секреты художественного ремесла, определенные способы и приемы технического, и художественного исполнения изделий, свои традиции местной культуры.
Однако нельзя понимать традиции местной культуры как нечто неизменное, раз созданное и передававшееся из века в век. Традиция нечто иное,
Но наряду с тем, что каждый промысел имел свою неповторимую индивидуальность, их объединяла одна особенность, связанная с укладом жизни мастеров того времени.
Вопрос: Какая особенность объединяла народных мастеров?
Объединял их всех подход к собственному делу, в основе которого лежал принцип «польза и красота», который в последствии стал девизом народного искусства. Следовательно, говоря современным языком, оптимальное соотношение цены изделия, его качества и востребованность в быту отражалось на рукотворных изделиях народного мастера и объединяло их
Многовековая история народного искусства, отражалась в характере народа, в его доме, в предметах, которые его окружали.
Сегодня мы вспомним и поговорим о важнейшем разделе в русском народном искусстве о символике, потому что, именно она лежит в основе художественных образов, создаваемых народными мастерами. Проследим за тем, в каких символах нашло отражение, в народном творчестве, восприятие мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом.
Прялка – это предмет быта, используемый крестьянами при прядении нити. Прялка с древнейших времен была необходимым орудием производства, без которого нельзя было ни сплести сеть на рыбу, ни изготовить силки на дичь.
Система символов в дохристианский период складывалась у наших предков в результате поклонения силам и явлениям природы, которые отожествлялись с божествами. Прялка в целом знаками своей орнаментики выражала идею дня и ночи - круговорота суток. Вся система вырезанных из одного куска дерева кружков, обрамляющих лопаску снизу и сверху, предстаёт перед нами как изображение непрерывного, дневного и ночного пути солнца.
Одна из «серег» отмечает восходящее солнце, верхние «башенки», «главки» – дневной его путь, вторая «серьга» – закатное солнце, средний круг на ножке или серия кругов – ночное подземное солнце.
Демонстрация слайда из презентации. Какие образы - символы чаще всего встречаются в работах народных мастеров?
Сказочная птица. Конь. Диковинное дерево. Женская фигура. Солнце. А теперь давайте попытаемся раскрыть значение каждого из них.
Культ женщины занимал большое место в жизни и верованиях славян. Женская фигура – это божество связанное с символами плодородия земли и всего живого, это божество выражало представления древних о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.
Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна - колоса. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека и иногда напоминало дерево.
Делаем вывод из всего увиденного и вышесказанного, возникнув в бронзовом веке, мир образов и символики продолжают жить в народном сознании еще тысячи лет, они существуют в средневековом крестьянском миропонимании и могут быть прослежены в этнографическом материале вплоть до конца 19 века. Произведения искусства рожденные в крестьянской среде связаны с истоками народного образного языка. Мы узнали что выражают древние образы и символы и это поможет нам понять и полюбить искусство нашей Родины.
II Подготовка к усвоению нового учебного материала
Не забывайте, что Человек познает не только умом, но и руками, и главное сердцем! В искусстве другого познания нет. Вы это еще раз подтвердили своим выводом. Мы всегда должны помнить, что в основе народного искусства лежит принцип: «польза и красота», когда-то подсознательно, интуитивно угаданная мастером. Изделия народного мастера, излучают добро, тепло, свет создают настроение.
И говорю я это, потому что верю и знаю, что и вы будете мастерами, и будете вкладывать всю свою душу, и знания в то, чем вы занимаетесь.
Мы подошли к заключительному этапу нашей работы, к выполнению творческого проекта и вам предстоит проявить себя в предстоящей творческой работе, и показать себя зрелыми мастерами, которые понимают и ценят народное искусство.
Конечным результатом вашей деятельности станет творческий проект «Русский пряник», состоящий из:
Проект - это самостоятельная, творческая, завершенная итоговая работа , выполненная под руководством учителя. Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве практической части нашего проекта является- изготовление изделия, а в качестве теоретической - пояснительная записка.
Под композицией здесь понимается состав и расположение основных, частей проектной работы.
Не существует жесткого стандарта по выбору композиции пояснительной записки, однако сложилась определенная, устойчивая традиция формирования структуры подобных работ, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие разделы:
Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
На страницах пояснительной записки можно отразить сюжеты или фрагмент композиционного решения избранной вами темы в той художественной технике, в которой выполнялась ваша работа.
Введение. Здесь обычно отображаются следующие моменты:
- исходная проблема, требующая решения,
- идея (цель) проекта и ее обоснование,
В поисковом разделе необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом провести их сравнение по определенным критериям.
Как правило, здесь требуется выполнить эскизы своих идей (изделий) и сделать к ним краткие пояснения, касающихся отдельных сторон, например: формы, цвета, используемых материалов, применяемых методов и т.п. Эскизы следует выполнять быстро, не увлекаясь прорисовкой, но аккуратно.
Технологический раздел подразумевает описание всей практической работы от идеи до получения конечного результата. Оформление готового изделия и другие подразделы.
В эколого-экономическом разделе рассматриваются экономические и экологические аспекты проекта. В экономической части проекта представляется полный расчет затрат на «изготовление проектируемого изделия». Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование.
Особое внимание, при необходимости, следует уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой негативных изменений в окружающей среде.
Пояснительная записка завершается заключением. В нем важно указать,
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.
IV Формирование новых знаний и умений
Выполнение практической работы: «Декоративное обобщение форм животного и растительного мира в эскизе пряника».
Одним из самых любимых лакомств на Руси издавна были пряники. С ними связаны многочисленные обряды, истоки которых в глубокой древности. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. Ими было принято одаривать близких людей. Их подавали как к царскому столу, так и крестьянскому. Пряники — так назвали их за пряный вкус и аромат — имеют чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них и коврижек добавляют самые разнообразные пряности — корицу, душистый перец, гвоздику, кардамон, мускатный орех, бадьян, имбирь, эфирное мятное масло, ароматические эссенции, а также орехи, изюм, цукаты и другие добавки. На современном праздничном застолье не часто встретишь эти чудесные изделия. А ведь они не так сложны в приготовлении и не требуют больших затрат времени.
Пряничные доски, формы. о способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные. Печатный — самый распространённый, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы. Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической формы; самый простой и эффективный способ приготовления. Лепить пряники — самый древний способ; особенно распространён был на Севере. Особой региональной разновидностью русских пряников являются «козули». Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. По способу изготовления козули, по крайней мере современные, можно отнести к вырезным пряникам. Рецепты теста для козуль разнообразны и зачастую хранятся в семьях десятилетиями. Характерным компонентом такого теста является «жжёнка» — карамелизованный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп. Почти всегда козули богато декорированы — расписаны взбитой белковой массой с добавлением разных красителей.
Выполняемое вами задание будет являться домашним, если не успеете завершить его в классе.
Самоконтроль (С) Контроль(К) |
С |
С |
К |
К |
К |
Критерии |
Выполнение эскиза |
Нанесение цветового пятна пряника на эскиз |
Роспись силуэта пряника |
Проявление эстетического вкуса |
Соблюдение правил ТБ |
Оценка |
|
|
|
|
|
Баллы |
0.5 |
0.5 |
1 |
2 |
1 |
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Научились ли вы чему-нибудь новому на уроке?
- Понятна ли вам технология выполнения ручных швов?
- Возникали у вас какие-нибудь затруднения при выполнении практической работы?
- Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?
- Мне захотелось…
Домашнее задание. Завершить практическую работу. Подготовить материалы к выполнению пояснительной записки. Найти рецепты приготовления пряника. Вопросы по домашнему заданию.
VII Подведение итогов
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Выставление оценок на основании карточки контроля.
Уборка рабочих мест.
Учитель технологии ГБОУ ЦО №1048 Е.Е Литвинова
Место урока в теме: 55-56 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»
06 10 2014
1 стр.
С февраля по апрель 2011 года в нашем городе проходил городской заочный конкурс декоративно-прикладного творчества «Новгородские традиции»
12 10 2014
2 стр.
Тема: Традиционные виды декоративно –прикладного творчества и народных промыслов России
16 12 2014
1 стр.
В целях выявления и поддержки одаренных детей и ярких самобытных педагогов области изобразительного и декоративно-прикладного творчества; популяризации различных направлений и жанр
10 10 2014
1 стр.
Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера,
01 10 2014
1 стр.
Участники: Педагоги и воспитанники отдела декоративно – прикладного искусства Центра развития творчества детей и юношества
17 12 2014
1 стр.
Соломенцева Дарья, «Удачливый грибник», мбоу гимназия №19,пед. Кудашева Людмила Ивановна
16 12 2014
1 стр.
Ежегодно в культурно-досуговом центре проходит итоговая выставка работ кружков декоративно-прикладного творчества сельских учреждений культуры, где представляются работы, сделанные
12 10 2014
1 стр.