С.А. Кедина
Курс: Всеобщая история
Тема: Мир пирамид
Тип урока: изучение новой темы
Цель: сформировать у учащихся на примере египетских пирамид представление о достижениях цивилизации Древнего Египта
Задачи:
1) образовательные: изучить как и для чего возводились пирамиды; обозначить значение погребальных обрядов в жизни древних египтян; познакомить учащихся с конкретными памятниками древности – пирамидой Хеопса и сокровищами гробницы Тутанхамона.
2) воспитательные: побуждение к эмоциональному восприятию истории;
3) развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать последовательность; развитие умения работать в группе.
Основные термины и понятия: гробница, саркофаг, мумия
Основные имена: Хеопс, Тутанхамон.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Форма урока: урок-игра с использованием ИКТ.
План урока:
1. Пирамиды – гробницы фараонов
2. Как строились пирамиды?
3. Подготовка фараонов к «вечной жизни».
4. Сокровища из гробницы Тутанхамона – выдающаяся находка археологов.
Этапы урока
|
Содержание этапа
|
Комментарий учителя
|
1.Организационный этап
|
Проверка работы оборудования (ноутбук, проектор). Контроль готовности учащихся к уроку (наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей). Представление жюри, объяснение правил игры.
|
|
2.Этап фронтальной и индивидуальной проверки ранее изученного материала
|
Вопросы по ранее изученным темам по истории Древнего Египта.
|
Конкурс «Разминка» проходит в форме ответов учащихся по типу «верю – не верю». Такая форма повторения ранее изученного материала не только актуализирует уже имеющиеся у учащихся знания, но и позволяет им адаптироваться к условиям урока-игры.
|
3.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала
|
Вступительное слово учителя
|
Актуализация новой темы происходит через активизацию познавательного интереса (пирамиды – загадка истории)
|
4. Этап усвоения новых знаний
|
Согласно плану занятия на данном этапе предусматривается изучение четырёх вопросов:
1. Пирамиды – гробницы фараонов
Изучение данного вопроса осуществляется через рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов.
2. Как строились пирамиды?
Общее представление о процессе сооружения пирамид формируется через просмотр видеоролика.
Более подробное изучение вопроса учащиеся осуществляют посредством работы с учебником и текстом, в котором нужно вставить пропущенные слова.
Параллельно один из участников команд лепит из пластилина модель пирамиды.
3. Подготовка фараонов к «вечной жизни».
Учащиеся работают с учебником и восстанавливают логическую последовательность этапов создания мумии.
После работы с учебником учащимся предлагается создать подобие мумии из бумажных лент.
4. Сокровища из гробницы Тутанхамона – выдающаяся находка археологов.
Просмотр видео о сокровищах Тутанхамона, хранящихся в Каирском музее. Ответы на вопросы учителя.
|
На слайде обязательно фиксируется вывод по рассказу учителя: пирамиды – гробницы фараонов. Таким образом, дается представление о функции пирамид.
Видео и лепка модели дают наглядное представление о строительстве и внешнем облике пирамид.
Работа с текстом развивает аналитические навыки, а пропущенные слова акцентируют внимание учащихся на важных фактах и именах.
Умение выстраивать последовательность событий в их логической взаимосвязи очень важно, формирование этого умения требует длительного времени, поэтому уместно как можно чаще включать в уроки задания на развитие логики.
Конкурс на создание мумии позволяет сделать восприятие новых понятий (мумия, саркофаг) более эмоциональным.
Наглядное представление о предметах быта, искусства и культа, характерных для египетских фараонов. Расширение и конкретизация изучаемого материала.
Форма подачи материала в видео – экскурсия в музей.
|
5. Этап закрепления нового материала.
|
Конкурс «Загадки Сфинкса».
|
Повторение и закрепление изученного материала осуществляется через форму «загадок» и анаграмм. Это позволяет вновь акцентировать внимание учащихся на основных именах и понятиях.
|
6. Этап саморефлексии
|
Учащиеся отвечают на вопросы «Что нового я узнал на уроке? Чему я научился?»
|
Саморефлексия – эффективный и малозатратный с точки зрения урочного времени способ подведения итогов занятия.
|
7. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
|
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание (параграф 12, выучить новые слова).
|
|
Конспект урока «Мир пирамид»
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Во-первых, это урок-игра, а во-вторых, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей, поаплодируем им. Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов, за каждый из которых вы будете получать баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Оценивать конкурсы будет наше уважаемое жюри (представить жюри). Кроме того, жюри выберет пять самых активных игроков и наградит их специальными призами. Напоминаю вам, что за нарушения дисциплины команда будет терять баллы, не подводите своих товарищей!
2. Вступительное слово учителя. Слайд 2.
Итак, сегодня мы отправляемся в Египет, в окрестности города Каир, где находится первое из семи чудес света – великие пирамиды. Всякий раз, когда оказываешься у их подножия, поражаешься грандиозности этих сооружений древности. Но до сих пор пирамиды таят немало загадок для историков. Кто их построил и для чего? Как удалось сложить воедино эти огромные каменные глыбы? Чтобы найти ответы на эти и многие другие вопросы, мы и отправимся в мир пирамид.
3. Что же мы узнаем сегодня на уроке? (озвучить план занятия). Слайд 3.
4. Слайд 4. Конкурс «Разминка».
Но прежде чем мы встретимся у подножия пирамид, давайте вспомним ранее изученный материал по истории Древнего Египта. Я буду называть утверждения, а вы должны определить, верны ли они. Если верны, то капитан команды поднимает красную карточку, если неверны – синюю. На обдумывание и обсуждение ответа у команды 10 секунд.
- Древний Египет располагался в северо-восточной части Африки
- Нил называли «рекой жизни»
- Египтяне не умели рыть каналы, чтобы отводить воду от Нила
- Папирус - это колодец, с помощью которого поливали посевы
- Правителей Египта называли вельможами
- Главным божеством египтян был бог солнца – Амон-Ра.
5. Для чего строились пирамиды? Слайд 5.
Древние египтяне почитали не только богов, но и фараона. Египтяне верили, что от фараона исходит особая жизненная сила, как свет и тепло от солнца. Не случайно многие фараоны Египта носили имя Рамсес, подчеркивая свою связь с богом солнца Ра.
Фараон, по убеждению древних египтян, должен был жить вечно. Чтобы он мог жить вечно, ему нужен был особый дом после смерти - гробница. Фараоны Древнего Египта строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Так для чего строились пирамиды?
6. Как строились пирамиды? Слайд 6.
Посмотрим, как строились пирамиды (видео). В реальной жизни возведение пирамид было очень сложным делом и растягивалось на годы и десятилетия. Попробуем и мы построить свою пирамиду. От каждой команды нужен доброволец (участник получает пластилин и задание вылепить пирамиду).
Пока наши мастера создают пирамиды, мы с вами поработаем с текстом учебника. Каждая команда получает карточку с текстом, в котором пропущены слова. Ваша задача – прочитать материал параграфа на странице ….. и вставить пропущенные слова. Времени вам на это 5 минут.
Величайшими сооружениями являются три пирамиды рядом с современной столицей Египта Каиром. Самая большая из них - пирамида ____________(1), высотой около _____(2) м. Сложена она из _____________________(3) каменных блоков. Каждый блок весил почти ______________. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу без связующего раствора. Мастерство строителей пирамид было столь совершенным, что их творения стоят уже более ____________(4) тысяч лет. Недаром в древности говорили: "Все боится времени, но время боится пирамид". Пирамиды считались первым из семи чудес света. Покой великих пирамид охраняет _________(5).
Жюри оценивает пирамиды и проверяет тексты, а мы переходим к следующему конкурсу.
7. Как египтяне готовили фараонов к загробной жизни?
Мы выяснили, что пирамиды служили гробницами для фараонов, желавших жить вечно. Но построить пирамиду - это была только половина дела. Чтобы обрести вечную жизнь, после смерти нужно было превратить тело умершего фараона в
мумию. Процесс создания мумии был непростым и включал в себя несколько этапов. Их содержание сейчас перед вами на экране
(Слайд 7). Но вот беда – они здесь перепутаны. Давайте восстановим правильный порядок. Воспользуйтесь материалом параграфа на странице …… и составьте из ваших карточек правильную последовательность этапов создания мумии. У вас 3 минуты.
Правильный ответ: (проверяем по слайду 8)
1. помещение тела в специальный раствор
2. бальзамирование
3. обматывание льняными бинтами
4. создание маски для лица
5. укладывание в саркофаг - гроб, сделанный в виде человеческого тела
6. захоронение в гробнице
Теперь мы точно знаем, что из себя представляли египетские мумии. Повторить рецепт египтян мы не рискнем, но создать свою мумию попробуем. Нужны по два участника от каждой команды. Задача – соорудить мумию из своего товарища с помощью сноровки и рулона бумаги.
8. Слайд 9. Пока жюри подсчитывает баллы, мы отправимся в Каирский музей, где хранятся сокровища из знаменитой гробницы фараона Тутанхамона. Обратите внимание на вопросы, которые перед вами на доске. Ответы на вопросы вы найдете в видеоролике, поэтому слушайте внимательно.
В чем уникальность найденной гробницы Тутанхамона? (не разграблена, дала много артефактов)
О чем нам могут рассказать вещи из гробницы? (о внешности фараона, его вещах, быте и жизни, о религии египтян и др.).
Правильный ответ – 1 балл.
9. Итак, наша игра подходит к концу. Давайте проверим, как хорошо мы запомнили всё, о чем говорили на уроке. Проверить ваши знания хочет Сфинкс – мифическое существо, которое очень любило загадки.
На экране сейчас будут появляться загадки. Кто быстрее отгадает – та команда и получает балл. С места не кричать, ответ принимается только по поднятой руке. Жюри будет следить, кто первым поднял руку.
Загадки: Слайды 10-12.
Владыка жизней и людей,
На голове его корона.
По праву пребывает он на троне,
Зовут «живого бога» … (ФАРАОНОМ)
Не один год, не один раб
Её строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (ПИРАМИДА)
Зверь-защитник, ни на кого непохожий,
Любит спрашивать прохожих,
Обо всём на свете.
Сможешь ли ты ему сейчас ответить? (СФИНКС)
Анаграммы: Слайды 13-14.
г а р ф о к с а – саркофаг
ц о р б г и н а – гробница
с е п о х – Хеопс
у и м м я – мумия
т т о н а а х м у н - Тутанхамон
10. Саморефлексия. Итак, жюри подводит итоги игры, а мы пока ответим себе на вопросы: «Что нового мы узнали на уроке? Чему научились?»
11. Награждение победителей.
Класс – грамота.
Приз жюри – 5 лучших игроков.
Наконец, команда-победитель.