Перейти на главную страницу
1. Что сделал Иисус Христос, согласно Новому Завету, во время своего первого пришествия на землю?
2. Чему учат заповеди Иисуса Христа?
3. В чем нравственная сила христианства?
План изучения темы |
Межпредметные связи |
1. Христианство: от религии гонимой — к государственной религии Римской империи
|
≪Окружающий мир≫ Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели
|
2. Христианская Церковь перестает быть единой |
|
Приступая к рассмотрению первого вопроса темы, учитель как минимум имеет два базовых условия. Из предыдущего занятия учащиеся должны были вынести представления: 1) об основных духовно-нравственных ценностях христианства и 2) о преимуществах новой религии, которые ей придали эти ценности.
Но любая религия — это не только вероучение (идеи, догматы, ценности), но и организация, объединения верующих. Что собой представляло в организационном плане христианство в начале своего существования, как малочисленные и разбросанные по огромной территории восточных провинций Римской империи христианские общины стали силой, с которой вынуждены были считаться ее правители, — вот содержание первого вопроса.
Учащиеся помнят, что со своими учениками-апостолами Иисус ходил по Палестине, проповедуя свое учение и творя чудеса. Перед тем как вернуться на небо, он завещал им: ≪Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет≫. Весь мир в данном случае — это прежде всего Римская империя. Учитель кратко характеризует ее территорию и кризисное положение в этой державе. Кризис больнее всего ударил по восточным провинциям и тем самым вызвал надежды на приход Мессии. Разочаровавшись в прежней вере, как нам уже известно, отмечает учитель, люди обращались к христианству, которое было воспринято как религия спасения — спасения от страданий.
Апостолы, переходя от общины к общине, говорили от имени Иисуса, рассказывали о его учении. Всегда находились те, кто готов был слушать их и верить сказанному ими. Ведь проповедники обещали, что скоро вновь придет Мессия, восстановит справедливость, дарует спасение. Потому и возникали, прежде всего в среде бедных людей, новые общины верующих в Христа.
Но у проповедников новой религии, у ее приверженцев, подчеркивает учитель, были и многочисленные противники. Кто мог быть ими? Учащиеся, которые помнят, как с Иисусом Христом поступили иудейские священники, могут предложить один из ответов — служители иудейской религии.
Далее учитель говорит, что в Римской империи главной религией было язычество. Многобожие, на стороне которого были и власти, не хотело уступать свои позиции. Римский император традиционно почитался равным богам, а у христиан был другой Бог, к тому же — единственный. Получалось, что христиане покушались на императорскую власть, а следовательно, и на империю.
Таким образом, и со стороны иудаизма, и со стороны язычества христианство оказалось гонимой религией. Это значит, что гонениям, преследованиям, нередко очень жестоким, подвергались христиане. Так, император Нерон, обвинивший христиан в поджоге Рима, приказал травить их собаками, распинать на крестах, поджигать вместо факелов. Христиане были вынуждены скрываться, собираться ночью или рано утром в укрытых от посторонних глаз местах — загородных домах, сараях, подземных пещерах. Здесь они пели хором гимны в честь Христа, слушали поучения и проповеди, зачитывали повествования о Христе. Заканчивались собрания общей трапезой, которая состояла из белого хлеба и разбавленного водой красного вина. Таким собранием руководил выбранный общиной старшина — пресвитер (священник). В крупных общинах стали появляться особые хозяйственные руководители — епископы. Пресвитеры и епископы относились к числу священнослужителей.
Постепенно такие укромные места собраний превращались в молельные дома. Здесь появились предметы поклонения — изображения Иисуса Христа (то в виде доброго пастыря (пастуха), несущего на плечах заблудшую овцу, то в виде молодого человека со спускающимися на плечи длинными русыми волосами и русой бородкой, одетого в розовую тунику и голубой плащ), Девы Марии и главный символ христианства — крест. Изображения размещались на стенах или на особых досках (иконах), которые украшали живыми цветами. Перед досками ставили зажженные светильники. Так появились церкви. Со временем это уже были не только отдельные молельные дома, зачастую несколько церквей под защитой крепких стен находилось на территории того или иного крупного монастыря.
≪Церковь≫ — новое для учащихся слово, оно потребует объяснения. У этого слова, говорит учитель, два значения. Первое —Божий дом, храм. Второе — объединение людей, разделяющих общую веру в Иисуса Христа, общество христиан, их организация. Наиболее полное определение предназначения Церкви содержится в Первом послании апостола Павла к Тимофею: дом Божий ≪есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины≫.
Создав Церковь, христиане, подчеркивает учитель, получили организацию. Это придало им новые силы в противостоянии со своими противниками. Популярность новой вере придавало и то, что первые христианские общины были организованы на началах равенства и братства. В общины постепенно стали вступать состоятельные и знатные люди. Это значит, что именно поэтому состоятельными становились многие общины.
Рост числа христиан, рост количества и укрепление материального положения христианских общин привели к тому, что новая религия стала мощной общественной силой. На это обратил внимание римский император Константин, который опирался на восточную провинциальную знать. А он очень нуждался в поддержке христианских общин, имевших прочные позиции в восточных провинциях Римской империи.
Константин предоставил христианам свободу вероисповедания, освободил их от обязанности совершать обряд поклонения императору как живому богу. Христианская Церковь теперь могла принимать наследства и дарения, была освобождена от налогов. В дни почитания языческих богов стали устраивать церковные праздники, а 25 декабря — отмечать как день рождения Иисуса Христа. Еще оставаясь язычником, Константин шел в походах и сражался под знаменем с изображением креста. В свою очередь, христиане признали божественность императорской власти, согласились не уклоняться от военной службы. При преемниках Константина христианство стало единственной государственной религией
Рима. Государство и христианская Церковь слились в одно целое. Но впереди ее ждали новые испытания.
Таким образом, обобщает учитель, произошло почти что чудо. Прежде гонимая религия одолела своих противников. Из отдельных христианских общин сформировалась единая и влиятельная христианская Церковь.
2. Христианская Церковь перестает быть единой
Переходя ко второму вопросу урока, учитель отмечает, что христианская Церковь создавалась как единая, вселенская организация. Утверждалось, что она ≪едина, неразлучна и нераздельна≫, учреждена от Бога, вбирает в себя всех христиан. Главой Церкви, которая должна быть ≪свята и непорочна≫, считался ее основатель Иисус Христос.
Составными частями этой единой организации были епархии (небольшие объединения христиан), митрополии (более крупные объединения христиан) и патриархаты (самые крупные объединения христиан). Можно сказать, что Вселенская христианская Церковь строилась по принципу всем известной матрешки. Возглавляли религиозные объединения — от меньшего к большему — епископы, митрополиты и патриархи.
Единой христианская Вселенская Церковь была несколько столетий. Затем произошло ее разделение на Православную и Католическую, или Восточную и Западную. Почему это случилось? Ввиду отсутствия у учащихся 4 класса каких-либо сведений на сей счет, познавательную задачу решает учитель.
Важно иметь в виду несколько причин разделения церквей. Вскоре после превращения христианства в государственную религию Римской империи некогда могущественная держава распалась на две части — западную и восточную. Это привело к углублению различий между ними и в конечном счете к возникновению церковного размежевания. Западную Римскую империю завоевали варвары, и она перестала существовать. Теперь всю державу представляла Восточная Римская империя (Византия) со столицей Константинополем, который был провозглашен Новым Римом. Был создан Константинопольский патриархат, его глава получил титул ≪вселенского патриарха≫, за ним была признана первенствующая роль в христианстве. Между тем на эту роль — и не без оснований — претендовал римский епископ (римский папа). Соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире дополнялось различиями в догматике, обрядах, организации западной и восточной ветвей христианства. Так, на Западе (в Риме) считали, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, что папа римский — видимый глава Церкви, преемник апостола Петра1, истинный наместник Христа на земле. Для западного духовенства обязательным было безбрачие. В таких условиях раскол становился неизбежным. Это событие в конце концов произошло и имело большие последствия2, в том числе для нашей страны, которая, принимая
в качестве Древней Руси христианство от Византии, приняла его восточную ветвь, т.е. православие. В результате христианская Церковь в нашем Отечестве стала называться православной.
Всеобщая история религий мира. М., 2008.
Новый энциклопедический словарь. М., 2006.
Примерная программа по окружающему миру//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., перераб. М., 2010.
Религии мира: словарь-справочник/под ред. А.Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2009.
Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам/под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пер. с франц. Е.А. Терюковой; под ред. М.М. Шахнович, Т.В. Чумаковой. СПб__ СПб., 2008.
Цель изучения темы: сформировать у учащихся первоначальные представления о том, как и почему из отдельных христианских общин возникла единая и влиятельная христианская Церковь, зат
10 09 2014
1 стр.
Цель изучения темы: сформировать у учащихся первоначальные представления о крещении Руси (о восприятии Русью новой веры — христианства) и значении этого события, о роли Русской пра
01 09 2014
1 стр.
Тема практической работы (лабораторной работы, диктанта, сочинения, изложения и т п.)
11 10 2014
1 стр.
Тема практической работы (лабораторной работы, диктанта, сочинения, изложения и т п.)
12 10 2014
1 стр.
Смоленска и выдающихся архитектурных памятников, таких как Мономахов (Успенский) собор, церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Архангела Михаила (Свирская церковь
10 10 2014
1 стр.
После многочисленных споров философия была признана, и более того, некоторых из мыслителей, Христианская Церковь провозгласила «Христианами до Христа» за высоту и важность данных у
10 10 2014
1 стр.
Актуальность темы: Данная тема считается актуальной до нынешнего времени в виду её неполного изучения в плане диагностики, дифференциальной диагностики и методов лечения. Учитывая
26 09 2014
1 стр.
Цель данной темы – раскрыть исходные понятия промышленной революции и окончательного укрепления крупного товарного производства
25 12 2014
1 стр.