Перейти на главную страницу
1. Кто и почему преследовал первых христиан? Что стало с гонимой религией в Римской империи?
2. Что такое христианская Церковь?
3. Чем закончилась история единой христианской Церкви?
План изучения темы |
Межпредметные связи |
1. Крещение Руси и его значение |
≪Окружающий мир≫ Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни в разные исторические периоды: Древняя Русь. Основные религии народов России |
2. Русская православная церковь в разные исторические времена |
≪Окружающий мир≫ Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни в разные исторические периоды: Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Основные религии народов России |
Ключевым при изучении первого вопроса является понятие ≪крещение≫. Учитель говорит, что в нем заключено два значения.
Первое — массовое обращение в новую веру славян-язычников Древней Руси в конце Х в., проведенное киевским князем Владимиром (в крещении Василий), или замена язычества восточным христианством как государственной религией. Сначала крестились князь и его дружина, затем — жители Киева и Новгорода. При Владимире в христианство были обращены жители более десяти русских городов.
Второе — обряд погружения в воду крестящегося человека как знак очищения его от грехов и обращения в христианство. Крещение воспринималось как непременное условие спасения (Мк. 16:16). Этот обряд ввел уже известный нам Иоанн Предтеча, или Креститель, крестивший Иисуса Христа в водах реки Иордан, как о том рассказывают все четыре Евангелия.
Далее учитель отмечает, что крещению славян-язычников предшествовал выбор новой веры, описанный в ≪Повести временных лет≫. От языческого многобожия путь, как уже знают учащиеся, пролегал к монотеизму. В данной связи вместо утверждения может быть задан вопрос: ≪Что обычно приходило на смену язычеству?≫ Ожидаемый ответ: единобожие, монотеизм. Но к тому времени монотеистических религий было уже несколько: иудаизм, ислам и христианство (западное — католицизм и восточное — православие). Почему выбор пал на православие? На этот вопрос отвечает учитель.
Процесс выбора был неспешным и основательным. Сначала в Киев прибыли ≪посольства о вере≫ от Волжской Булгарии (ислам), Хазарского каганата (иудаизм), из немецких земель (западное христианство) и из византийских земель (восточное христианство). Затем в эти земли отправились посланцы киевского князя Владимира (≪десять благоразумных мужей≫). Наибольшее впечатление на них произвела православная церковь.
Судя по ≪Повести временных лет≫, послов Владимира изумили великолепие Софийской церкви в Константинополе, богатые служебные одежды, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, важность и таинственность обрядов: ≪и не знали — на небе или на земле≫ они, ≪ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой≫, ≪пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах≫1. Во внимание были приняты богатство Византии в Х в., превосходство ее культуры над римской, важность торговых отношений с нею для Киева, а также возможность вести богослужение на родном языке. Властный по своей натуре Владимир считал подходящим для Руси то место, которое занимала Православная церковь в Византии, и его не устраивали претензии папы римского на светскую власть. Иудаизм славяне отвергли потому, что связывали его с разорительными хазарскими набегами. Ислам налагал множество ограничений, непривычных для русских людей. Так от Византии было принято восточное христианство, т.е. православие.
Важная часть первого вопроса — значение, последствия крещения Руси. Учитель фиксирует несколько обстоятельств. Во-первых, введение христианства как государственной религии способствовало сплочению славянского населения страны, укреплению Древнерусского государства. Русская церковь стала активным помощником князей в управлении страной, наставником, духовным врачевателем народа. Во-вторых, единство принятой Русью религии с религиями древних стран Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества, сблизило Русь с Византией. В-третьих, принятие христианства привело к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. На Руси распространяются живопись и зодчество, в том числе каменное, высокоразвитые в Византии. Христианство принесло с собой первую славянскую азбуку, переводы духовных книг, осуществленные православными просветителями Кириллом и Мефодием1. Было положено начало собиранию книг. В городах появляются церкви, монастыри, становящиеся центрами культуры, просвещения. Православные священники были наиболее образованной частью общества. В-четвертых, православие помогало улучшению нравов людей. Оно приобщало их к высоким духовно-нравственным ценностям, воспитывало чувство ответственности, любви к ближнему, взаимопомощи, милосердия. В данной связи учитель в качестве примера может привести летописный рассказ о киевском князе Владимире в передаче Н.М. Карамзина. Владимир после принятия новой веры ≪велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. ≪Где нищие, недужные?≫ — спрашивали люди княжеские и наделяли их всем потребным≫2. Владимир даже отменил смертную князь в отношении убийц.
Таким образом, обобщает учитель, Древняя Русь из монотеистических религий выбрала православие, что имело большое значение. При иной религии у России была бы другая история и другая культура. ≪Православие легло в основу русской народности, охранило ее духовную и политическую самостоятельность≫3.
2. Русская православная церковь в разные исторические времена
Времена, о которых предстоит рассказать учителю, — средневековая Русь (удельная Русь, XIII—XV вв.), Российская империя, СССР, Российская Федерация. В каждом из них были события, в которых отчетливо и значимо проявилась роль Русской православной церкви в жизни страны. Об этом и предстоит узнать учащимся, правда, пока еще фрагментарно.
Событие первое. Речь идет о монгольском, или Батыевом, нашествии. Случилось оно в 30—40-х гг. XIII в. К тому времени некогда единая Древняя Русь распалась на отдельные земли (княжества, уделы). Наступил период ее государственной раздробленности. И потому Русь стала добычей бесчисленных и воинственных монголов — степных кочевников, которых возглавлял их правитель и полководец хан Батый. Большинство русских городов было сожжено, многие места обезлюдели, пашни заросли травой и лесом. Русь на долгие-долгие времена оказалась под властью Золотой Орды — государства, основанного Батыем, которому она должна платить огромную дань. Вот что писал историк Н. Карамзин: ≪Нашествие Батыево, кучи пепла и трупов, неволя, рабство столь долговременное, составляют, конечно, одно из величайших бедствий, известных нам по летописям государств≫1. Золотоордынцы были язычниками и не посягали на православную веру, но каждый раз, как только русские люди проявляли неповиновение, совершали на их земли опустошительные набеги.
Русь не смирилась. Она копила силы, залечивала раны, восстанавливала хозяйство. В общем деле возрождения участвовала и Русская православная церковь, пользовавшаяся льготами золотоордынских ханов. Возобновляются традиции книгописания и храмового зодчества. Все чаще стали раздаваться призывы к христианской любви и единению. Главное — происходило возрождение духа свободы.
Событие второе — Куликовская битва. К тому времени главным на Руси становится Московское великое княжество. Его центром и религиозным центром формирующегося Московского государства, Русской православной церкви была Москва, теперь — столица России (Российской Федерации). За двадцать лет до Куликовской битвы московским князем стал малолетний Дмитрий (ему было 9 лет), главным советником которого был митрополит Алексей. При Дмитрии Русь дважды прекращала платить дань Золотой Орде, фактическим правителем которой являлся военачальник Мамай. Он задумал повторить поход хана Батыя и восстановить власть Золотой Орды над Русью. Решающая схватка становилась неизбежной.
По преданию, отправлявшийся на битву великий князь московский Дмитрий ездил за благословением на борьбу с Мамаем к основателю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому и получил его. ≪Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию≫, — сказал Сергий и дал ему в помощь двух монахов богатырей — Пересвета и Ослябю, ставших героями битвы. Сергий Радонежский также помог великому московскому князю преодолеть сомнения и принять решение переправиться через Дон, направив ему одобрительную грамоту.
Русские полки, в одном из которых находилась Донская икона Богоматери, и золотоордынское войско встретились на Куликовом поле, на правом берегу реки Дон. Русские понесли огромные потери (погибших хоронили восемь дней), но разгромили противника. После битвы пленные золотоордынцы объясняли свое поражение видением молниеносного полка под предводительством грозной язычниками и не посягали на православную веру, но каждый раз, как только русские люди проявляли неповиновение, совершали на их земли опустошительные набеги.
Русь не смирилась. Она копила силы, залечивала раны, восстанавливала хозяйство. В общем деле возрождения участвовала и Русская православная церковь, пользовавшаяся льготами золотоордынских ханов. Возобновляются традиции книгописания и храмового зодчества. Все чаще стали раздаваться призывы к христианской любви и единению. Главное — происходило возрождение духа свободы.
Событие второе — Куликовская битва. К тому времени главным на Руси становится Московское великое княжество. Его центром и религиозным центром формирующегося Московского государства, Русской православной церкви была Москва, теперь — столица России (Российской Федерации). За двадцать лет до Куликовской битвы московским князем стал малолетний Дмитрий (ему было 9 лет), главным советником которого был митрополит Алексей. При Дмитрии Русь дважды прекращала платить дань Золотой Орде, фактическим правителем которой являлся военачальник Мамай. Он задумал повторить поход хана Батыя и восстановить власть Золотой Орды над Русью. Решающая схватка становилась неизбежной.
По преданию, отправлявшийся на битву великий князь московский Дмитрий ездил за благословением на борьбу с Мамаем к основателю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому и получил его. ≪Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию≫, — сказал Сергий и дал ему в помощь двух монахов богатырей — Пересвета и Ослябю, ставших героями битвы. Сергий Радонежский также помог великому московскому князю преодолеть сомнения и принять решение переправиться через Дон, направив ему одобрительную грамоту.
Русские полки, в одном из которых находилась Донская икона Богоматери, и золотоордынское войско встретились на Куликовом поле, на правом берегу реки Дон. Русские понесли огромные потери (погибших хоронили восемь дней), но разгромили противника. После битвы пленные золотоордынцы объясняли свое поражение видением молниеносного полка под предводительством грозной небесной воительницы. Но это была победа поколения русских людей, преодолевших страх перед завоевателями. Так было положено начало освобождению Руси от владычества Золотой Орды с помощью Русской православной церкви.
Событие третье — упразднение патриаршества российским императором Петром I. Учитель напоминает учащимся (§ 3), кто такой патриарх (высший духовный сан в христианской Церкви; глава ряда самостоятельных православных церквей) и что такое патриаршество (система церковного управления во главе с патриархом). Далее он говорит о том, что впервые патриарх (Патриарх Московский и всея Руси) был избран в Московском государстве в конце XVI в. по инициативе правителя Бориса Годунова. Это событие стало своего рода завершением процесса возвышения Москвы как центра православия, как столицы независимой и мощной державы. Русская церковь становилась самостоятельной по отношению к Константинопольскому патриарху. Но она оказалась в зависимости от государственной власти, поскольку избранный Церковным собором патриарх подлежал утверждению царем.
Царь обладал все большей властью и потому все меньше нуждался в деятельной поддержке Церкви, которая всегда была надежной опорой государства. Русская православная церковь постепенно из партнера государства превращалась в его слугу. Этот процесс, подчеркивает учитель, и был завершен при Петре I, который стал самодержцем. В одном из документов того времени говорилось, что царское величество ≪есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять≫1. Монарх становился верховным судьей в Церкви, а духовенство — своего рода чиновниками, находящимися на государственной службе. Теперь Церковью управлял не патриарх, а специальный правительственный орган — Синод, члены которого назначались императором и который в области церковного управления получил ≪силу и власть патриаршескую≫. Таким образом, Церковь была полностью подчинена государству, стала частью государственного аппарата. Патриаршество будет восстановлено только два столетия спустя, в конце 1917 г. на Поместном соборе.
Отстраненная от управления государственными делами, Церковь, говорит учитель, продолжала играть важную роль в общественной, духовной жизни страны. Она участвовала в устройстве начальных школ, больниц, приютов, сиротских домов, открывала для инвалидов двери монастырей.
Событие четвертое — превращение Русской православной церкви в гонимую религиозную организацию. Это произошло во времена существования СССР, правда, накануне распада Советского Союза Русская православная церковь получила возможность действовать свободно.
Учащиеся помнят слово ≪гонения≫ применительно к религии. Оно характеризовало первоначальную политику римских властей в отношении христиан. Учитель объясняет, что у этого слова в советские времена было другое содержание. Православных, скажем, никто не травил дикими зверями, не поджигал вместо факелов. Но было и много общего: притеснение верующих, запрещение отправлять религиозные обряды, разрушение молельных домов (церквей). Священнослужителей арестовывали, сажали в тюрьмы, отправляли в исправительно-трудовые лагеря. С колоколен снимали кресты, церкви взрывали, монастыри закрывали. Так рьяно атеистическая власть, убежденная в том, что религия — дурман, ≪опиум народа≫, действовала до Великой Отечественной войны.
В годы военного лихолетья стало понятно, что Русская православная церковь — не противник советской власти, а ее помощник в деле защиты Отечества, патриотическая организация. Священнослужителей выпустили из лагерей, стали открывать храмы, разрешили выборы патриарха. Церковь утверждала веру людей в то, что коварный и сильный враг будет разбит; организовывала сбор медикаментов, теплых вещей, продовольствия для воинов армии и флота. На собранные верующими средства были построены танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиационная эскадрилья имени Александра Невского. В период Великой Отечественной войны, подчеркивает учитель, Русская православная церковь внесла свой внушительный вклад в победу.
И наконец, событие пятое. Оно приходится на времена новой, современной России, на наше время, и заключается в изменении положения Русской православной церкви, как и других религиозных организаций, в нашей стране. Учитель обращает внимание на то, что более двадцати лет Русская православная церковь свободно, без вмешательства государства, ведет религиозную деятельность, деятельность в области образования, культуры, благотворительности. Она стремится помогать духовно-нравственному совершенствованию людей, примирять и объединять их. Восстанавливается система православного религиозного образования детей и взрослых, организуется помощь беженцам и вынужденным переселенцам, жертвам стихийных бедствий, создаются благотворительные учреждения. При участии Церкви возрождаются традиции верного служения Отечеству. Краткий обзор деятельности Церкви в современных условиях должен подвести учащихся к выводу о том, что она направлена на то, чтобы Россия была сильной, процветающей державой.
от Константинопольского патриарха. Она стала автокефальной и юридически. В 1721 г. патриаршество было упразднено, для церковного управления учреждена особая духовная коллегия — Святейший Правительствующий Синод. В ноябре 1917 г. Поместный собор восстановил патриаршество. Первичное звено Русской православной церкви составляет религиозное общество — церковный приход. Храмы и обслуживающий персонал содержатся за счет добровольных пожертвований верующих, доходов от крещений, отпеваний, венчаний, а также средств, полученных от продажи свечей и других предметов культа.
Цель изучения темы: сформировать у учащихся первоначальные представления о крещении Руси (о восприятии Русью новой веры — христианства) и значении этого события, о роли Русской пра
01 09 2014
1 стр.
Цель изучения темы: сформировать у учащихся первоначальные представления о том, как и почему из отдельных христианских общин возникла единая и влиятельная христианская Церковь, зат
10 09 2014
1 стр.
Христианство появилось в 1 веке нашей эры и является второй после буддизма по времени возникновения мировой религией. Христианство сегодня в качестве государственной религии принят
15 12 2014
1 стр.
Руси-России подготовлен по материалам круглого стола, проведенного в июне 2007 года общеуниверситетской кафедрой истории Московского гуманитарного университета
16 12 2014
6 стр.
Тема практической работы (лабораторной работы, диктанта, сочинения, изложения и т п.)
11 10 2014
1 стр.
Тема практической работы (лабораторной работы, диктанта, сочинения, изложения и т п.)
12 10 2014
1 стр.
Когда на Руси появилось христианство? Во время правления какого князя произошло это историческое событие?
11 10 2014
1 стр.
Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья» было результатом
12 10 2014
1 стр.