Урок № 2
Тема. Магнитное действие тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле проводника
с током. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Цели: установить взаимосвязь между электричеством и магнетизмом на
основе опыта Эрстеда. Выяснить, что является источником
магнитного поля. Сравнить электрическое и магнитные поля.
Рассмотреть картину силовых линий прямого проводника с током,
кругового проводника с током и катушки с током. Познакомить
учащихся с принципом действия электромагнита. В целях
политехнического воспитания, показать применение данного
материала в промышленности. Развивать умение работать с текстом
учебника: отвечать на вопросы плана. Развивать прием мыслительной
деятельности: анализ – синтез.
Тип урока. Комбинированный
Оборудование: магнитные стрелки, металлические опилки, источник тока, прямолинейный и круговой проводники, электромагнит разборной, набор грузиков, таблица «Магнитное поле», мультимедийный проектор
Ход урока
-
Организация класса (3 мин).
Проверка готовности класса к уроку.
Настрой на работу
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
Желаю всем нам плодотворной работы.
-
Проверка домашнего задания (3 мин.)
До начала урока учитель проверяет домашнее задание у назначенных учащихся, а они проверяют домашнее задание у остальных учащихся класса. Результаты проверки и предполагаемые оценки отдают учителю.
-
Актуализация опорных знаний (7 мин.)
1. Самостоятельная тестовая работа
1. Как называется свойство тел долгое время сохранять магнитные свойства?
А Магнитная свойство Б Намагниченность
В Инертность Г Емкость
2. Постоянный магнит - это тело, которое:
А длительное время сохраняет намагниченность
Б способно притягивать к себе любые металлы
В притягивает к себе все другие тела
Г способно ориентировать опилки
3. Как взаимодействуют между собой полюса магнитов?
А Разноименные отталкиваются, одноименные притягиваются
Б Разноименные и одноименные полюса притягиваются
В Разноименные и одноименные полюса отталкиваются
Г Разноименные притягиваются, одноименные отталкиваются
4. Причиной взаимодействия магнитов является:
А наличие электрического поля вокруг них
Б наличие электрического тока в них
В наличие магнитного поля вокруг них
Г сила гравитационного взаимодействия
5. Магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении, поскольку:
А на Земле много магнитов
Б Земля сама является магнитом
В Земля имеет электрическое поле
Г Земля притягивает к себе все тела на своей поверхности
Далее, учащиеся обмениваются работами, учитель называет правильные варианты ответов. Учащиеся самостоятельно выставляют оценки.
Учитель принимает во внимание оценки по домашнему заданию и по тестовой работе и называет оценки учащихся.
(правильные ответы: 1-Б; 2-А; 3-Г; 4-В; 5-Б)
2. Прослушать информацию об изобретении компаса.
-
Изучение нового материала
-
Опыт Эрстеда. При подключении кольцевого проводника к источнику тока магнитная стрелка изменяет свое положение. Почему это происходит?
Вывод: магнитная стрелка реагирует только на магнитное поле. Значит, вокруг проводника с током существует магнитное поле.
-
Работа с текстом учебника.
Найдите в тексте учебника ответы на вопросы по описанию опыта Эрстеда.
Выводы Ампера из этого опыта (пункт 1,2 учебника)
План
-
Что заметил Эрстед?
-
Демонстрация опыта Ампера
-
Выводы из опытов Эрстеда и Ампера.
-
Опыт 2. Насыпаются опилки вокруг прямолинейного проводника с током.
Выводы: силовые линии магнитного поля замкнуты и располагаются по концентрическим окружностям.
-
На этом примере формулируем правило буравчика.
-
Опыт 3. Изучение магнитного поля катушки с током.
Подключаем катушку к источнику тока и насыпаем внутри и снаружи катушки металлические опилки.
Выводы: внутри катушки силовые линии магнитного поля параллельны друг другу, а снаружи они замкнуты.
-
Формулируем на этом примере правило правой руки.
-
Видеоролик «Электромагниты».
Выводы: строение электромагнита – катушка с введенным в нее сердечником из магнитного материала и подключенная к источнику тока.
-
Закрепление (7 мин.)
(рисунки проецируются на экране с помощью мультимедийного проектора)
Задача 1.
Почему поворачивается магнитная стрелка,
расположенная рядом с проводником, когда
когда по проводнику проходит ток?
Задача 2.
Нарисуйте стрелками направление силовых линий магнитного поля вокруг линейных проводников с током.
Задача 3
На рисунке показана катушка стоком и
полюса источника тока. Покажите где
северный и южный полюса катушки.
-
Итоги урока (5 мин.)
-
Что вы уже знали по теме урока?
-
Что вы узнали нового на уроке?
-
Что было самым интересным?
-
Что было самым трудным?
-
Задание на дом.
26, 27 (проч.), с.146(выуч.), упр. 23 (письм). Из §27 выписать применение электромагнитов
-
Дополнительно:
Подготовить сообщение о Хансе Кристиане Эрстеде на 3 мин.