Перейти на главную страницу
Сформулируйте основные тенденции развития МДК на рубеже ХХ – XXI вв. Каковы, по Вашему мнению, плюсы и минусы от участия в МДК для России?
При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью.
Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны. Территориальный подход позволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, а функциональный – проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ.
Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам на территории специальных экономических зон, можно подразделить на четыре основные группы:
1. Внешнеторговые льготы, предусматривающие упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций, а также снижение или полную отмену экспортно-импортных пошлин.
2. Финансовые льготы, то есть установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за землю и производственные помещения, получение преференциальных государственных кредитов.
3. Фискальные льготы предусматривают стимулирование притока иностранного капитала за счет снижения или отмены налогов на прибыль, доход, имущество.
4. Административные льготы, которые предусматривают упрощенный порядок регистрации фирм, режима въезда и выезда граждан, оказание различных услуг, связанных с регистрацией фирм.
Льготы различных видов могут применяться в свободных экономических зонах в различных комбинациях, в зависимости от приоритетных целей образования СЭЗ.
Создание свободных экономических зон может преследовать различные цели. Прежде всего, привлеченные иностранные инвестиции используются для расширения производства товаров на экспорт, либо импортозамещающих товаров. Такие производства развиваются, как правило, на основе новейших технологий. Некоторые СЭЗ создаются с ориентацией на развитие иностранного туризма на территории зоны.
И в первом, и во втором случае создание СЭЗ способствует ускоренному развитию экономики, созданию современной инфраструктуры, повышению квалификации местных работников, и, в конечном итоге, увеличению притока валютных средств в страну.
Однако для привлечения иностранных инвесторов недостаточно только провозглашения определенных льгот. Практика показывает, что создание СЭЗ будет эффективным с экономической точки зрения только тогда, когда имеются следующие условия:
1. благоприятные географические условия, то есть близость к государственной границе, к основным международным транспортным магистралям;
2. наличие на территории зоны современной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.).
3. наличие благоприятной социальной инфраструктуры (жилья, соответствующего необходимым стандартам, детских садов, школ, больниц и т.п.).
4. наличие относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы.
5. достаточно высокий уровень обеспечения финансовыми услугами, связь с международными финансовыми рынками.
6. ясность в законодательстве, широкие полномочия местной власти в сфере управления СЭЗ.
7. общая политическая стабильность.
Для создания предпосылок успешного развития СЭЗ государство должно произвести определенные затраты на обустройство зоны в соответствии с этими требованиями. Практика показывает, что государству необходимо вложить приблизительно 4 доллара на каждый доллар первоначальных иностранных инвестиций в СЭЗ.
Однако правительства, создающие СЭЗ, идут на эти затраты исходя из того, что положительный эффект функционирования таких зон вполне их окупит. Привлеченный иностранный капитал создаст новые рабочие места, организует производство по наиболее современным технологиям, будет способствовать повышению квалификационного уровня работников. В стране будет создан крупный экспортный сектор экономики, за счет которого увеличатся валютные поступления в страну. Опыт таких стран, как Южная Корея, Малайзия, Филиппины показывает, что примерно половина всех валютных поступлений от СЭЗ составляют суммы, выплаченные работникам в виде заработной платы. Вторым по значимости источником валютных поступлений являются поставки электроэнергии предприятиями принимающей стороны для предприятий, работающих в зоне.
Следует отметить, что крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, когда СЭЗ будут функционировать длительный период с неизменно высокой отдачей.
Создание СЭЗ в развитых странах, таких как Франция, США, Великобритания, преследовали цель прежде всего оживить депрессивные районы этих стран, содействовать развитию в них мелкого и среднего бизнеса, не прибегая к услугам иностранного капитала. Создание СЭЗ в развивающихся странах преследует несколько иные цели:
1. Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII- XVIII вв. Еще в Киотской декларации 1973 г. устанавливалось, что свободная экономическая зона – внешнеторговый анклав, в котором товары находятся за пределами таможенной территории. Они базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. Организация таких зон нацелена на удешевление перевалки и хранения грузов для предпринимателей. Они представляют собой транзитные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры.
Наибольшее распространение такие зоны получили в промышленно-развитых странах. Один из примеров подобных зон – распространенные в США «зоны внешней торговли». Они были созданы на основе закона США 1934 г. для активизации внешней торговли. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон. Товары, поступающие в эти зоны, не являются объектами таможенного контроля. Но если они перемещаются из зоны на территорию США, то подлежат прохождению всех предусмотренных таможенных процедур. К середине 90-х гг. в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли.
К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины "дьюти фри" в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.
2. Экспортные промышленные зоны. Они основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансовом и налоговом режиме, в т.ч. для иностранного капитала; ориентированы преимущественно на производства экспортной и импортозамещающей продукции.
Первоначально такая зона была создана в ирландском аэропорту Шэннон, которому в конце 50-х гг. ХХ в. грозило значительное сокращение рабочих мест в связи с открытием трансатлантических линий и отменой промежуточной посадки самолетов в этом аэропорту. Позже ирландский опыт стал основой создания СЭЗ во многих развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.
Функционирование таких зон основывается та том, что на их территорию, расположенную вблизи международных портов, оборудование и материалы импортируются без таможенных формальностей. Здесь организуются производства по переработке определенной продукции, которая затем экспортируется в другие страны также без вмешательства таможенных властей принимающей территории.
3. Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е гг. ХХ в.). Они образуются или стихийно как в США, или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров как в Японии и Китае. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
В США такие зоны их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологий. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк "Силикон Вэлли" (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства компьютеров и комплектующих. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х гг. в США функционировало около 150 технопарков. В Европе к концу 80-х гг. было уже более 200 научных парков. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано около 20 технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х гг. в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских "новых индустриальных странах" технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции. С 80-х гг. к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд. В результате в 90-х гг. в мире функционировало более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и "инкубаторы бизнеса".
3. Комплексные экономические зоны, которые сочетают в себе черты как свободных торговых зон, так и экспортных промышленных зон. Один из примеров такой зоны – зона Манаус в Бразилии. С момента образования в 1967 г. здесь постепенно складывается хозяйственный комплекс, который характеризуется быстрыми темпами экономического развития. При этом только 3-5% произведенной здесь продукции направляется на экспорт, остальное потребляется внутри страны. К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
4. Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций (так называемые оффшорные центры и "налоговые гавани").
Это территории, на которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий. Например, на островах Олдерни и Джерси (в Ла-Манше) существует только подоходный налог в размере 20%. Иностранные компании, которые только зарегистрированы на острове, но не ведут там хозяйственную деятельность, платят только ежегодный сбор в размере 500 фунтов и ежегодный сбор на финансовую отчетность в размере 100 фунтов стерлингов. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. "Налоговые гавани" отличаются от оффшорных зон тем, что в них все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.
На таких территориях отсутствуют валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, гарантируется тайна личности владельца. К оффшорным территориям относятся Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Норманские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Панама, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Маврикии, в Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах. К началу 90-х гг. в мире насчитывалось более 400 свободных экономических зон, Среди них налоговых гаваней - около 70.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др.
Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой деятельности, в экспортно-импортных операциях, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания "грязных денег" и разного рода банковских афер.
Среди развивающихся стран весьма значительное развитие получили свободные экономические зоны Китая. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон - "Шэньчжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Шаньтоу", имеющих многолетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии - технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основными противниками иностранных инвестиций в принимающих странах становятся местные производители аналогичных товаров. Они оказываются не в состоянии выдержать иностранную конкуренцию и требуют от правительства протекционистских мер.
Однако практика показывает, что страна, принимающая зарубежные инвестиции предпринимательского капитала, в целом выигрывает от их притока. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, а также местные и федеральные органы управления, получающие налоги, выигрывают больше, чем теряют местные фирмы. Возможность положительных технологических и кадровых изменений вызывает у правительств стремление стимулировать приток предпринимательского капитала из-за рубежа, а не вводить протекционистские меры.
В связи с движением капитала важное значение приобретает понятие инвестиционного климата. Инвестиционный климат – ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей. Основными составляющими инвестиционного климата выступают:
Развитие мирового рынка капиталов внутренне противоречиво и неравномерно. С одной стороны, растущая интернационализация производства способствовала взаимопроникновению национальных рынков капитала. С другой - вмешательство государства во внешнеэкономическую деятельность ослабляло роль рыночного механизма в распределении финансовых ресурсов между странами, ограничивало или даже приостанавливало вывоз частного ссудного капитала.
В последние десятилетия преобладала первая из названных тенденций. Многие промышленно развитые страны проводили политику постепенной либерализации национальных финансовых рынков.
Другими тенденциями развития мирового рынка капиталов в 90-е гг. и в начале XXI в. стали:
После развала СССР, Россия взяла на себя обязательства по выплате внешнего долга всего Союза. Внешняя задолженность резко выросла (см. таблицу 38.
|
1985 |
1990 |
1993 |
1998 |
2003 |
2006 |
Размер долга |
28,3 |
59,8 |
80 |
157 |
113,6 |
75,2 |
90-е гг. характеризовались стремительным оттоком (бегством) капитала (capital flight) из страны, как легально, так и нелегально. Поэтому точных цифр не знает никто. Экспертные оценки колеблются в диапазоне от 40 млрд. до 600 млрд. долл. за 1992-2000 гг. Минимальный уровень – 40 млрд. долл. основывается на платежном балансе России. Цифра 600 млрд. долл. получена по данным Генеральной прокуратуры и МВД. Министерство экономики РФ оценивало бегство капитала в 230 млрд. долл., ЦБ РФ – 130-140 млрд. долл., Мировой банк – 50-60 млрд. долл. Большинство отечественных экспертов склоняется к цифре 150-200 млрд. долл., потерянных российской экономикой.
При этом распределение вывезенного капитала показано в таблице 39.
Таблица 39.
Вывоз капитала из России.
Цели |
Виды и направления вывоза капитала |
Доля (в %) |
Развитие бизнеса |
Прямые иностранные инвестиции за рубежом |
10-15 |
Минимизация налогов |
Депозиты в зарубежных банках |
15-20 |
Сбережения |
Вложения в недвижимость, открытие накопительных счетов |
65-70 |
Бегство капитала в 90-е гг. объяснялось преимущественно не классическими причинами, а двумя факторами:
Россия, как и другие страны с переходной экономикой, выступает, в основном, в качестве импортера прямых иностранных инвестиций, так как они необходимы для структурной перестройки экономики.
Динамика и структура иностранных инвестиций в России (млн. долл.) показана в таблице 40.
Таблица 40.
Иностранные инвестиции в Россию.
Годы |
Иностранные инвестиции |
| ||
|
прямые |
портфельные |
прочие |
всего |
1995 |
2020 |
39 |
924 |
2983 |
1996 |
2440 |
128 |
4402 |
6970 |
1997 |
5333 |
681 |
6281 |
12295 |
2001 |
2500 |
-1100 |
-6500 |
-5100 |
Традиционно к факторам, привлекательным для иностранных инвестиций в России, относят большую емкость рынка, богатые природные ресурсы, дешевую и квалифицированную рабочую силу. Однако в современных условиях дается неоднозначная оценка этих факторов.
Емкость внутреннего рынка в России носит скорее потенциальный характер, так покупательная способность основной массы населения низкая.
Добыча и переработка полезных ископаемых являются привлекательными для иностранных инвесторов. Что же касается качества рабочей силы, то швейцарский институт Бери, исследовав конкурентное преимущество различных стран и исходя из анализа трудового законодательства, тарифных соглашений, соотношений между уровнями заработной платы и производительностью труда, трудовой дисциплины и отношения к труда поместил Россию в группу стран, где размещение капитала возможно, но условия для этого недостаточно благоприятны.
Нестабильная политическая ситуация, неясные, часто меняющиеся законодательные положения формируют неблагоприятные условия для иностранных инвестиций.
Россия гарантирует иностранным инвесторам защиту от национализации (по Конституции РФ, национализация возможна лишь при условии полного и предварительного возмещения стоимости конфискуемого), от неправомерных действий государственных органов, должностных лиц, создает ясный и прозрачный правовой инвестиционный режим. Однако считать, что все проблемы уже решены было бы преждевременно.
В настоящее время в мировом хозяйстве усиливается внимание к возможностям регулирования прямых иностранных инвестиций на многостороннем уровне. Россия практически не принимает участия в формировании таких правил. Она пока не член ВТО, а именно эта организация является одним из центров разработки правил поведения инвесторов и ТНК в области зарубежных инвестиций. В то же время, более важно для привлечения капитала членство России в МВФ, участие в Вашингтонской конвенции 1965 г. о разрешении инвестиционных споров.
Мировой рынок ссудных капиталов: сущность, особенности институциональной структуры
01 09 2014
7 стр.
«моди» «Международное обществен-ное движение инвалидов» стран ближнего и дальнего зарубежья
25 12 2014
1 стр.
Круглый стол «Актуальные формы международных связей муниципалитетов: побратимское движение, международное сетевое сотрудничество, проектная деятельность – возможности и перспективы
15 10 2014
1 стр.
России много внимания уделяется формированию правовой культуры растущего поколения в различных сферах общественной жизни. Все это происходит на фоне становления правового государст
10 10 2014
1 стр.
Тема Экономическое развитие западноевропейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства 1
10 09 2014
1 стр.
Международное право, уч., под ред. Ю. М. Колосова и В. И. Кузнецова, М., Международные отношения, 2005
23 09 2014
4 стр.
Тема: Международно-правовая ответственность в международном экономическом праве и мирные средства урегулирования международных экономических споров
06 10 2014
1 стр.
Эволюция экономического роста начинается с эпохи первоначального накопления капитала, которая характеризуется развитием производства, науки и техники, роста торговых и промышленных
10 09 2014
1 стр.