Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ГУО «Гричинский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая общеобразовательная школа»

Тема по самообразованию:

« Валеология. Пути формирования здоровья учащихся »

d:\фотки\домашние\мои\свадьба.р\p6181931.jpg

учитель биологии:

Сулковская Екатерина Викторовна

( ІІ квалификационная категория )

Родилась 24.12.1981 г.

В 1988 г. пошла в 1-й класс СШ №1 г. Фаниполь. В 1999 г. её окончила.


В 1999 г. поступила в БГПУ им.М.Танка и в 2004 г. окончила полный курс Учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима танка" по специальности "Биология" с дополнительной специальностью "Валеология".
Получила квалификацию "преподаватель биологии и валеологии, методист по оздоровительной работе ".
С 2006 г. работаю в ГУО «Гричинский УПК ДС-БОШ» учителем биологии.
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что по истине здоровый нищий счастливее больного короля».

Артур Шопенгауэр.
Валеология – новое междисциплинарное научное и практическое движение с целью сохранить и развивать психофизическое, физиологическое, эмоциональное, творческое здоровье населения.

Поведение, однако, определяется не знаниями, а мотивами, знание имеет только техническое значение. Если мотивы входят в противоречие со знаниями, то всегда побеждают мотивы. Следовательно, надо формировать мотивы здорового образа жизни.

Валеологическое мышление учителя – способность увидеть за каждым своим профессиональным действием здоровье учащихся.

Наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации – формирование у детей валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Валеологическая грамотность подразумевает не только знания о способах сохранения здоровья, но и анализ поступков и образа жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья, наличие умений проводить самонаблюдения.

С целью формирования валеологической грамотности в биологии применяется серия практических занятии, направленных на изучение функциональных особенностей своего организма, на анализ и оценку влияния собственного образа жизни и различных экологических факторов (шум, загрязнение окружающей среды) на состояние здоровья. Полученные результаты позволяют учителю поставить перед классом проблемные вопросы: как можно улучшить состояние здоровья; какой образ жизни будут способствовать сохранению здоровья? Учитель обращает внимание на то, что управлять своим организмом с целью улучшения состояния здоровья может только тот человек, который знает особенности строения и функционирования систем органов, факторы, влияющие на здоровье, правила личной гигиены.

Таким образом, практические работы позволяют учителю обратить внимание учащихся на свое здоровье, показать важность материала, изучаемого на уроках биологии для сохранения и укрепления здоровья, показать взаимосвязь поведения и здоровья через функционирование тех или иных систем, сделать материал личностно значимым.

Следует заметить, что в подростковом периоде ведущим видом деятельности становится рефлексивная, направленная на осознание человеческой индивидуальности. Поэтому, практические работы, организующие различные действия учащихся по отношению к своему организму, выполняются ими с большим интересом.

Важно, чтобы учащиеся усвоили образ мышления, необходимый для того, чтобы чувствовать свой организм во всей динамике жизненных проявлений. Это может быть одной из целей подрастающего поколения в духе здорового образа жизни.

“Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно-воспитательном процессе:

- нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

- недостаточная двигательная активность;

- нарушение организации питания;

- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

- неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе и другие.
У меня лично 2 детей, и тема здоровья школьников заинтересовала меня не только как учителя, но и как родителя.

Я поставила для себя следующие цели и задачи:

Цель: Научить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья.

Задачи:          



  • Воспитывать у ребёнка потребность быть здоровым;

  • Подвести детей к осознанному отношению к своему здоровью, захотеть научиться, как его сохранять и укреплять;

  • Вырабатывать устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики).

А также:

  • Создавать благоприятные условия для физического развития учащихся, для формирования здорового образа жизни;

  • Правильно организовать образовательный процесс, включающий чередование видов деятельности;

  • Обеспечивать необходимый температурный режим, правильное освещение в классных комнатах;

  • Наблюдать за состоянием здоровья и самочувствием учащихся.

Реализовывала поставленные задачи, используя следующие формы работы:

1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ: анкетирование, диагностика, дискуссии, диспут, круглыестолы, конференции, вечера вопросов - ответов.

2.  ТРАДИЦИОННЫЕ: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общественные), праздники, совместные состязания, творческие конкурсы, Дни открытых дверей.

3.  ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ: выпуск бюллетеней, информационных листков; стенды и уголки для родителей.

В помощь себе и коллегам сделала подборку физкультминуток в отдельной папке.

Проводила анкетирование учащихся, различные внеклассные мероприятия и уроки на тему ЗОЖ, беседы с родителями (в то время, когда была классным руководителем), делала тематические памятки для родителей и детей.

В 2008-2009 уч. году участвовали в районной НПК с научно-исследовательской работой по биологии на тему « Исследование соматического здоровья учащихся 10-11 лет (младших школьников) Гричинского ДС-СШ в процессе их адаптации к новым условиям обучения, т.е. при переходе из начальной в среднюю школу».

Урок – падарожжа па тэме "Вітаміны"

(з улікам здароўезберагаючых тэхналогій)


Мэты і задачы ўрока:

1. Адукацыйныя:

  • сфарміраваць уяўленне аб вітамінах як біялагічна актыўных рэчывах клеткі, аб іх уздзеянні на абменныя працэсы;

  • пазнаёміць з паняццем “авітаміноз” і яго вынікамі;

  • арыентаваць вучняў на прадукты, якія змяшчаюць найбольшую колькасць пэўных вітамінаў;

2.Развіваючыя:

  • развіццё навыкаў самастойнай работы з падручнікам і дадатковай літаратурай;

  • развіццё умення ужываць атрыманыя веды на практыцы;

  • азначаць лічнасную значнасць тэмы для кожнага вучня.

3. Выхаваўчая:

  • працягваць выхаванне і імкненне вучняў да правільнага і здаровага ладу жыцця;

Тып урока: Урок вывучэння і замацавання новых ведаў.

Метады і прыёмы:



  • Славесны – індывідуальныя паведамленні вучняў.

  • Праблемны – чаму трэба прытрымлівацца нормы пры ужыванні вітамінаў?

  • Рэпрадуктыўны – апавяданне настаўніка з элементамі гутаркі.

  • Наглядны – гутарка з выкарыстаннем табліц, выстаўкі вітамінаў, ілюстрацый.

  • Дэдуктыўны – на прыкладзе пераказа і даследавання тэмы да прыватнага – лічнасная значымасць для кожнага вучня.

Асноўныя паняцці:

Вітаміны, авітаміноз, тлушчарастваральныя, водарастваральныя, Цынга, Беры- беры, Рахіт.

Абсталяванне:

Партрэт Н.І Луніна. Табліцы: “Вітаміны”. Насценная газета “Азбука здароўя”. Выстава гародніны і фруктаў. Ілюстрацыі, якія дэманструюць вынікі розных авітамінозаў. Маршрутныя карты (на кожным стале).



План урока:

  1. Арганізацыйны момант

  2. Вывучэнне тэмы “ Вітаміны ”

  3. Выхадны кантроль

  4. Рэфлексія

  5. Інструктаж па заданню на дом.

ХОД УРОКАd:\фотки\гричинский дс-сш\детки и не только\фото-0008.jpg

I.Арганізацыйны момант.

1.1.Знаёмства з асноўнымі мэтамі ўрока
1.2.Форма правядзення. Шкала адзнак
1.3. Актуалізацыя ведаў.

Пытанні класу:



  • З якім важным працэсам, характарызуючым жывыя арганізмы, вы пазнаёміліся на прошлым уроку? (Абмен рэчываў)

  • Назавіце рэчывы, якія неабходны для нармальнага працякання гэтага працэса ?

  • Назавіце мэты і задачы ўрока (см вышэй).

- Мы з вамі сёння павінны здзейсніць падарожжа на цягніку “Здароўе”па наступным станцыям: “Навукова – даследчы інстытут”, “Фармацэўт”, “Касметолаг”, “Дыетолаг”.

Каб вярнуцца з падарожжа, вам неабходна ў канцы таго, як вы праслухаеце паведамленні вашых аднакласнікаў, адказаць на пытанні маршрутнай карты.


II. Вывучэнне тэмы “ Вітаміны”

Станцыя № 1 “Навукова – даследчы інстытут

1.1.Азнаямленне з асноўнымі паняццямі, запісы ў сшытку.

- Гл. Маршрутную карту. Па ходу паведамленняў запоўняем графы табліцы “Звесткі пра вітаміны” (сцісла).



Праслухванне паведамлення вучня: “Гісторыя адкрыцця вітамінаў” – 1вучань

1.2. Праслухванне паведамленняў вучняў пра вітаміны С, В, А, Е, D -  2 вучня.

Прыкладны план паведамленняў:

  1. Значэнне вітамінаў для арганізму.

  2. Вынікі авітамінозу.

  3. Вынікі перадазіроўкі арганізма вітамінам.

  4. Прадукты, якія змяшчаюць пэўны вітамін.

Станцыя № 2 “Фармацэўт”

2.1 Паведамленне “Як правільна прымаць вітаміны” – 1вучань

Станция № 3”Косметолаг”

3.1 Паведамленне “Крэм. Значэнне вітамінаў для скуры” - 1 вучань

Станцыя № 4Дыетолаг”

4.1. Паведамленне “Вітаміны на нашым стале” - 1 вучаньd:\фотки\гричинский дс-сш\детки и не только\фото-0007.jpg

4.2 Знаёмства с выставай “Кладавая вітамінаў”

III. Выхадны кантроль

1. Вяртанне з падарожжа.

2. Работа з маршрутнай картай. (Задзейнічаны ўвесь клас).

3. Адказаць на пытанні ў карце.

Зрабіць вывад:

Вітаміны – біялагічна актыўныя рэчывы, якія з’яўляюцца абавязковымі удзельнікамі абменных працэсаў ў арганізме. Пры іх недахопе развіваюцца авітамінозы – захворванні, звязаныя парушэннем абмену рэчываў.

ІV.  Рэфлексія

1). Падвядзенне вынікаў:

А зараз мы з вамі замацуем атрыманыя веды. Я вам задам некалькі пытанняў, і кожны з вас адкажа “да” ці “не” з дапамогай светлафорыкаў: ( у кожнага вучня на парце 2 картачкі-светлафорыка, чырвоная і зялёная, чырвоная – адказ “не”, зялёная – адказ “да”)


  1. Вітаміны карысныя для кожнага чалавека, але ужываць іх трэба ў меру, каб не пашкодзіць арганізм ? (так)

  2. Лунін Мікалай Іванавіч – вядомы вучоны, біяхімік і ўрач, які адкрыў міру значэнне вітамінаў?(так)

  3. Пры гіперфункцыі вітаміну С узнікае рахіт? (не, пры нед. віт. Д)

  4. Ці спадабалася вам наша падарожжа?

  5. Узналі вы што-небудзь новае для сябе?

Потым вывад – засваенне матэрыялу па колькасці правільных і неправільных адказаў.

2 ) Лічнастная значнасць тэмы для кожнага вучня:



Вітаміны карысныя для кожнага чалавека, але ужываць іх трэба ў меру, каб не пашкодзіць арганізм (запіс у сшытак).

V. Інструктаж па заданню на дом

1. §31

2. Табліцу дапрацаваць дома (пры неабходнасці).



3. Падрыхтаваць паведамленні па тэмам:

“Уздзеянне алкаголя на абменныя працесы ў арганізме чалавека”;


“Уздзеянне наркотыкаў на абменныя працесы ў арганізме чалавека”.

МАРШРУТНАЯ КАРТА

Вітаміны (віта – жыццё (лац.), аміны (грэч.) вещества, содержащие азот) – нізкамалекуляпныя арганічныя рэчывы, якія валодаюць высокай біялагічнай актыўнасцю і ўдзельнічаюць у абмене рэчываў.

Чалавек павінен атрымліваць іх з ежай.

Пры іх недахопе развіваюцца авітамінозы – захворванні, звязаныя з парушэннем абмену рэчываў.

Лунін Мікалай Іванавіч (1.02.1853 – 18.04.1937) – вядомы вучоны, біяхімік і ўрач, які адкрыў міру значэнне вітамінаў.


Функ Казимеж– польскі вучоны (1912 г ) - даў назву “вітаміны”.

У час падарожжа па станцыям (кратка, пасля праслухвання) паслядоўна запаўняем табліцу.

Звесткі пра вітаміны:

Назва

вітаміна


Роля

ў арганізме



У якіх прадуктах

змяшчаецца

Авітамінозы













Пасля падарожжа па станцыям, трэба адказаць на наступныя пытанні–замацаванні:

Станцыя № 1 “Навукова – даследчы інстытут

1. Які вучоны ўпершыню выявіў вітаміны?


2. На якія дзве групы па іх уласцівасцям можна падзяліць вітаміны ?
3. Што такое авітаміноз ?
4. Якія прадукты расліннага або жывёльнага паходжання найбольш багаты вітамінамі?

* Чаму мараплаўцы найбольш часта страдалі ад авітамінозу і нават гінулі, але некаторыя ў сілу якіхсці абставін нават і не захворвалі ? Якіх ?



Станцыя № 2 “Фармацэўт”

1.Чаму для арганізму так неабходна наяўнасць вітамінаў, адкуль яны паступаюць у арганізм?

2. Якія нарушэнні ўзнікаюць у арганізме пры недахопе:

а) вітаміну А? Якія прадукты багатыя гэтым вітамінам?
б) скажыце, які вітамін забяспечвае нармальны бялковы абмен і прадухіляе ад паралічу ног?
в) дзейнасць сонечных прамянёў дапамагае выпрацаваць вітамін, які?

* Калі зімой вы на доўгі час апынуліся ў экстрэмальнай сітуацыі, знаходзячыся ў лесе, як вам пазбегнуць цынгі ?

Станция № 3”Касметолаг”

1.Калі вам прапануюць комплекс розных вітамінаў, якія выбярыце вы, каб пазбегнуць завядання скуры?

* Знакамітая мадам Віярдо кожную раніцу з’ядала жменю прарослых зярнятак пшаніцы і заставалася да самай смерці маладой. Цікава, чаму?

Станцыя № 4Дыетолаг”

1.У шпінаце вітаміны лепш за ўсё захоўваюцца, калі яго есці:

а)у свежым відзе; б) замарожаным ; в) кансервіраваным.

2. Чым можна кампенсаваць адсутнасць сонечных прамянёў? (гароднінай; жаўтком з яйка; лімонам) ?

3. У якіх выпадках вітаміны могуць разрушацца?

* У якім прадукце харчавання змяшчаецца найбольш разнастайная колькасць вітамінаў?


(у хлебе, свежай капусце, печані, малаке) ?

Азначце для сябе асабістую значымасць гэтай тэмы, зрабіце запісы ў сшытках.

"Физкультминутка" не во вред, а с пользой


Не секрет, что на каждом уроке необходимо проводить пятиминутные перерывы, отрываясь от работы над изучаемым материалом. Легко решаются эти проблемы в начальной школе, где каждая из изучаемых тем может перерасти в активную физ. паузу, но вот как заставить упражняться великовозрастных деток из 9-11 классов. Делать этого не хочется, ведь и материал урока надо успеть пройти и дети отвлекаются и порой долго приходят в себя после так называемых физкульт. минут. И часто мы начинаем отказываться от лишней траты ценного времени, не ощущая никакой пользы от впустую проведенной физ. паузы.d:\с цифровика\работа\дети\sdc11443.jpg

Определим желаемые цели проведения 5 минутного перерыва:



  1. Отдых, отвлечение от изучаемого материала для учеников.

  2. Отдых, даваемый учителю.

  3. Восстановление и активизация организма учащихся и учителя.

Таким образом, упражнения, входящие в физкультминутную паузу, должны не столько загружать ребенка физически, а давать возможность восстановить деятельность тех областей, на которые приходится основная нагрузка – глаза, руки и психологическая разгрузка мозга.

Например:



Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

Так эффективны и занимают так мало времени, что могут проводиться не только на обычных уроках, но и во время контрольных работ. Особенно необходимы старшеклассникам.

1. Исходное положение (и. п.) - сидя, голова прямо. 1 - плавно наклонить голову назад; 2 - плавно наклонить голову вперед. Плечи не поднимать. Повторить 5-6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - сидя, голова прямо, руки на поясе. 1 - поворот головы вправо; 2 - и. п.; 3 - поворот головы влево; 4 - и. п. Повторить 5-6 раз. Темп медленный.

3. И. п. - сидя или стоя, голова прямо, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево; 2 -и. п.; 3 - махом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть вправо; 4 - и. п. Повторить 5-6 раз для каждой руки. Темп медленный.

4. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - наклонить голову к правому плечу; 2 - и. п.; 3 - наклонить голову к левому плечу; 4 - и. п. Плечи не поднимать. Повторить 5-6 раз. Темп медленный.

5. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - в среднем темпе сделать 5-6 круговых движений головой в правую сторону: наклонить голову вперед -вправо - назад - влево; 2 - и. п.; 3 - столько же круговых движений головой сделать в левую сторону: вперед - влево - назад - вправо; 4 -и. п. Повторить 1-2 раза. Темп медленный.



Упражнения для снятия зрительного утомления

Должны дать отдых глазам в интервалах между чтением. Необходимы после занятий с компьютером.

1. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, сосчитать до 5; 2 - широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Повторить 5-6 раз.

2. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - быстро поморгать; 2 - закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 5-6 раз.

3. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - крепко зажмурить глаза, сосчитать до 5; 2 - открыть глаза, посмотреть вдаль, сосчитать до 5; 3 - зажмурить глаза, сосчитать до 5; 4 - открыть глаза, посмотреть на предмет вблизи, считая до 5. Повторить 5-6 раз.

4. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - посмотреть на кончик своего носа, сосчитать до 5; 2 - перевести взгляд вдаль, сосчитать до 5. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. —сидя, голова прямо. 1 - вытянуть правую руку вперед; 2 -следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки: влево - вправо - вверх - вниз. 3 -поменять руки и вытянутой левой рукой проделать те же движения. Повторить 5-6 раз каждой рукой.

6. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - в среднем темпе проделать 5-6 круговых движений глазами в правую сторону: вверх - вправо - вниз -влево; 2-й столько же движений в левую сторону: вверх - влево - вниз -вправо; 3 - расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Повторить 1-2 раза.

7. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - посмотреть вверх; 2 - медленно перевести взгляд вниз, сосчитать до 5. Повторить 5-6 раз.

8. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - посмотреть вправо; 2 - медленно перевести взгляд влево, сосчитать до 5. Повторить 5-6 раз.

9. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - посмотреть в правьщ верхний угол и медленно перевести взгляд в левый нижний угол, сосчитать до 5; 2 -посмотреть в левый верхний угол и медленно перевести взгляд в правый нижний угол, сосчитать до 5. Повторить 5-6 раз.

10. И. п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища, голова прямо. 1 -смотреть только вперед на какой-либо предмет; 2 - повернуть голову вправо, затем влево. Повторить 5-6 раз.

11. И. п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища, голова прямо. 1 -смотреть только вперед на какой-либо предмет; 2 - голову поднять, затем опустить, не меняя направления взгляда. Повторить 5-6 раз.

12. И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1 - повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; 2 - повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; 3 - и. п. Повторить 5-6 раз.

13. И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1 - руки вперед параллельно полу, посмотреть на кончики пальцев; 2 - поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы; 3 - руки опустить. Повторить 5-6 раз.

14. И. п. - сидя, голова прямо. 1 - закрыть глаза; 2 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки, сосчитать до 3; 3 - снять пальцы с век. Повторить 2-3 раза.
Итак, ообобщая обзор причин неблагополучия здоровья учащихся, непосредственно связанных с работой школы, я солидарна с выводами большинства ведущих отечественных специалистов в области здоровья учащихся о том, что в числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

- стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

- перегруженность учебных программ фактологической информацией;



- невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.
Так что есть ещё над чем работать.

Тема по самообразованию
148.6kb.

15 10 2014
1 стр.


Тема по самообразованию

Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям

70.51kb.

02 09 2014
1 стр.


Хозяйство Тверского края в 20-50-е гг. XIX в

Данный урок стимулирует потребность и способность к самообразованию

190.88kb.

09 09 2014
1 стр.


Отчет по самообразованию Смелянская е и. 3 Ктд «Подари себе здоровье»

Организация двигательной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

43.9kb.

13 09 2014
1 стр.


Темы по самообразованию учителей мбоу сош №3 с. Старые Атаги на 2011 – 2012 учебный год

Внедрение современных образовательных технологий в практику преподавания истории в школе. Метод проектов

73.82kb.

14 12 2014
1 стр.


Роль книги в жизни человека

Задачи: расширить кругозор детей, формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция, воспитывать уважение к книге, знаниям, побуждать к чтению, самораз

118.1kb.

25 09 2014
1 стр.


Анализ воспитательной работы мобу «Башкирская гимназия» за 2009/10 учебный год

Башкортостана, высоконравственного, образованного, духовно-богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свой народ и уважающего

250.5kb.

12 10 2014
1 стр.


Биография 3 Основные открытия 3 Опыты Фраунгофера 4 Тесты 5

После его смерти (1798) в двенадцать лет поступил обучаться, затем работать в зеркальной и стекольной мастерской в Мюнхене. Свободные от работы часы Фраунгофер посвящал чтению и са

51.44kb.

17 12 2014
1 стр.