Перейти на главную страницу
Рассмотрим основные составляющие покупательского поведения на потребительском рынке.
Известная в теории систем модель «черного ящика» может быть использована для начального уровня исследований потребительского поведения (рис. 8).
Рис.8. Модель «черного ящика» покупательского поведения
Согласно этой модели маркетинговые факторы или стимулы, состоящие из 4P, и остальные факторы, зависящие от внешней среды, окружающей покупателя, попадают в черный ящик потребителя и превращаются в совокупность наблюдаемых реакций.
Маркетологи стремятся понять, каким образом происходит превращение стимулов в реакции. Сам ящик состоит из двух частей. Первая часть – это личностные характеристики покупателя, они влияют на то, как он воспринимает стимулирующие приемы и реагирует на них. Вторая часть – сам процесс принятия решения о покупке потребителем, который также влияет на покупательское поведение.
Сначала рассмотрим характеристики, влияющие на его покупательское поведение.
Рис. 9. Личностные характеристики потребителя
Самое большое влияние оказывают на покупателя факторы культурного уровня.
Культура включает как абстрактные, так и материальные (овеществленные) элементы. К абстрактным элементам относятся ценности, отношения, идеи. Материальные компоненты — это инструменты, книги, компьютеры, дома и сооружения, а также специфические продукты, такие, например, как автомобиль или модем конкретной марки и модели.
Отметим следующие особенности культуры как фактора потребительского поведения:
1. Культура приобретаема, большая часть человеческого поведения обусловлена обучением. Процесс обучения ценностям и нормам своей культуры с детства называется энкультурацией (enculturation). Обучение ценностям и нормам другой культуры — аккультурацией (acculturation) Культура не включает инстинкты, но влияет на то, как удовлетворяются биологические стремления. Культурные ценности определяют и направляют поведение индивидуумов посредством установления культурных норм. Люди осваивают нормы путем подражания или наблюдая процесс вознаграждения или наказания обществом своих членов, соблюдающих нормы группы или отклоняющихся от них.
2. В силу высокой сложности современных обществ культура редко предоставляет детальное описание подходящего поведения. Вместо этого в большинстве индустриальных (постиндустриальных) обществ культура предоставляет рамки, в которых думает и действует большинство индивидуумов.
3. Влияние культуры часто не осознается. Человек ведет себя, думает и чувствует в манере, согласованной с другими членами той же культуры, потому что это представляется естественным или правильным. Несмотря на быстрые изменения в своей сущности, влияние культуры аналогично воздуху, которым мы дышим - он везде и воспринимается как само собой разумеющееся.
4. Культура адаптивна. Она эволюционирует вместе с развитием способности общества функционировать. Поэтому маркетинг должен выявлять и использовать возникающие возможности. Так, например, изменение традиционных подходов к еде (от мяса и картошки до низкокалорийной еды)
Нарушение культурных норм влечет санкции или наказания — от мягкого социального неодобрения до изгнания из группы. Соблюдение норм обычно явно вознаграждается.
Неспособность понимать культурные различия ведет к негативным последствиям. Например, Приморский мед не получил должного распространения в Японии из-за килограммовой упаковки.
1.2.СУБКУЛЬТУРА. Необходимо также учитывать, что любая культура состоит из более мелких составляющих или субкультур, которые отличаются по географическим, климатическим, этническим признакам. Субкультура - культура достаточно широкой группы людей, входящей в более емкую социальную группу, отличающаяся от культуры этой большей группы.
1.3. Общественные или социальные классы (social classes) - относительно постоянные и однородные подразделения внутри общества, в которых индивидуумы обладают одинаковыми интересами, ценностями, поведением и ведут одинаковый образ жизни.
Сам термин «класс» ассоциируется с неравенством. Такими формальными системами социального неравенства являются социальные классы, касты и сословия.
Использование различных критериев социального класса относит индивидуумов к различным категориям. Так, человек может быть отнесен к высшей группе среднего класса по критерию образования, но к верхнему слою низшего класса по критерию дохода. Это затрудняет построение взаимоисключающих социальных классов.
Формы досуга, так же как и потребительское поведение в целом, носят отпечаток не только принадлежности, но и происхождения. В детстве и юности происходит значительная часть процесса формирования личности потребителя.
Социальный статус влияет на представление людей о том, где и как они будут покупать. Люди низкого статуса предпочитают локальные торговые точки, с возможностью контакта лицом к лицу, где они получат дружелюбное обслуживание. Высший класс более уверен в своей покупательской способности — анализировать, делать правильный выбор. Поэтому он готов экспериментировать, испытывать новые места и будет искать в магазине то, что хочет купить. Люди высшего класса хотят приятной атмосферы в магазине с красивыми витринами и отличным обслуживанием и готовы за это платить.
Следует помнить, что число потребителей, желающих и стремящихся быть в высших классах, гораздо больше тех, кто относятся к ним. Многие потребители из среднего класса могут покупать продукты с символами и «приманками» более высоких социальных классов. Рыночные исследования американской рекламной компании показали, что лишь несколько миллионов американцев имеют доход, позволяющий им жить обеспеченной и богатой жизнью. Однако гораздо больше — возможно, в 10 раз — число людей, испытывающих моменты хорошей «шикарной» жизни время от времени, покупая дорогостоящий шоколад, предметы одежды и символы престижа.
Желание всего этого — признак среднего класса. Приобретение таких предметов время от времени улучшает самопредставление, повышает самооценку этих людей. Поэтому реклама для товаров премиальной цены должна апеллировать к чувствам, быть провокационной и элегантной.
Следует заметить, что процесс формирования социальных классов в России продолжается и пока не завершен.
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.
Группа принадлежности и референтная группа индивидуума могут не совпадать и оказывать разнонаправленное воздействие на индивидуума. Референтная группа — это группа, которую индивидуум использует в качестве ориентира для поведения в конкретной ситуации. Референтные группы формируют стандарты (нормы) и ценности, определяющие поведение и мышление человека.
Семья является наиболее важной потребительско-покупательской организацией общества. Она требует тщательного изучения, в первую очередь роли и относительного влияния мужа, жены и детей на приобретение туристских услуг. Установлены следующие четыре типа семей:
- с автономией, где каждый член семьи принимает равное количество самостоятельных решений;
-с мужем во главе, где большую часть решений принимает муж;
- с женой во главе, где доминирует и определяет возможные действия жена;
- коллегиальные, где большинство решений принимается совместно.
Человек принадлежит ко многим референтным группам. Его позиция в каждой из них может быть определена ролью и статусом.
2.3. Роль или role – это совокупность действий, которые, по мнению окружающих, должен выполнять данный индивид и заключается в деятельности личности, ожидаемой и выполняемой в отношении окружающих людей.
В каждом человеке скрыт присущий ему «ролевой веер». По мере сближения с человеком этот веер увеличивается (если человек это допускает).
Итак, в каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, одобряемых моделей и правил общения. Действуя согласно эти ожиданиям. Люди исполняют свою социальную роль: Отказ от выполнения социальных функций переводит его в роль бунтаря. Негативные роли не всегда носят бунтарский, революционный характер. Сюда относятся криминальные роли (вор, мошенник, бандит).
Помимо социальных ролей, мы играем межличностные роли. Межличностная роль - это то поведение, которое ожидается от меня другим человеком, согласно установленным между нами отношениям (друг, враг, любимый, деспот, вундеркинд).
Особый интерес вызывает потребительская роль. Одна роль может выполняться несколькими членами домохозяйства. Один человек может совмещать несколько ролей.
1. Инициатор (initiator) - это человек, заинтересованный в продукте, который первый предлагает купить товар или услугу, осведомленный о нем и собирающий информацию об атрибутах потенциальной покупки. Он инициирует в домохозяйстве обсуждение возможной покупки.
2. Влиятелъ (influencer) — индивидуум, влияющий на учитываемые критерии и спектр оцениваемых альтернатив продуктов или марок.
3. Решатель (decider), или лицо, принимающее решение (decision maker). Это человек, принимающий окончательное решение. Он имеет финансовый авторитет/власть выбора — как будут потрачены деньги домохозяйства и на какие продукты или марки.
4. Покупатель (buyer, purchaser) — человек, действительно покупающий продукт. Действуя как агент по закупке, он посещает магазин, обращается к поставщику, рассчитывается за покупку (наличными или выписывая чеки), приносит продукт домой.
5. Пользователь (user) — человек, использующим продукт.
Маркетологи должны взаимодействовать с исполнителями всех ролей. Этот подход использован, например, в рекламных роликах мыла «Safeguard». В роликах каждый из членов потенциальной семьи-потребителя играет свою потребительскую роль.
На решениях покупателя сказываются и такие личностные факторы как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности, представление о самом себе.
Фирма может специализироваться на производстве товаров, нужных конкретной профессиональной группе.
Стиль жизни - это устоявшиеся нормы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях; продукт системы ценностей индивидуума, его отношений и активности, а также его манеры потребления.
Являясь отражением деятельности людей, их интересов и мнений, стиль жизни описывает сущность деятельности группы людей и отличает ее от других групп. На практике имеет смысл рассматривать стиль жизни и личностные характеристики (общительность, настойчивость, уверенность в себе и т.д.) совместно.
По результатам массовых опросов, основывающихся на указанных характеристиках, строятся стереотипы поведения людей, придерживающихся различных стилей жизни.
Наиболее распространенными подходами к исследованию стиля жизни являются модели VALS-1, VALS-2 и LOV.
Модель VALS-1 (от VAlues and Life Styles - ценности и жизненные стили) предложена Стэнфордским исследовательским институтом (SRI- Stanford Research Institute) в 1978 г. и содержала 9 сегментов:
Группа 1. Ведомые нуждой – 11 %.
Выживающие – 4 %
Поддерживающее свое существование – 7 %
Группа 2. Направляемые из вне – 67 %.
Принадлежащие к определенному классу - 35 %
Подражатели – 9 %
Достигшие успеха – 23 %
Самоориентированные – 5 %
Эмпирики – 7 %
Социально мыслящие – 8 %
Целостные 2 %
В 1989 г. была разработана новая система VALS -2, согласно которой, психографические группы размещены в виде прямоугольника: по вертикали они располагаются в зависимости от имеющихся ресурсов (доход, образование, уверенность в себе, здоровье, интеллект и т.д.), а по горизонтали в соответствии с собственными ориентирами (на принципы, статус, действие).
Альтернативой VALS явилась программа LOV (Перечень ценностей), созданная на теоретической базе работ Н.Фэзэра, А.Маслоу и М.Рокича. 1. Описи культурных ценностей:
1) самореализация;
2) возбуждение (эмоциональный подъем, активация);
3) чувство достижения;
4) самоуважение;
5) чувство принадлежности;
6) уважение другими людьми;
7) безопасность;
8) веселье и удовольствие;
9) теплые отношения с другими.
это уникальная совокупность психологических характеристик, которыми определяются стойкие и повторяющиеся реакции человека на факторы (воздействие) окружающей среды.
Зная тип личности, мы можем сделать определенные выводы о его психологических особенностях. Неповторимость психики каждого человека связана с особенностями физиологического строения и развития организма, с различными внешними воздействиями социальной среды. К физиологическим подструктурам личности относятся половозрастные свойства психики, а также темперамент.
Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться.
Самая ранняя из наиболее известных типологий темперамента была разработана во II веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, положив анатомию и физиологию в основу научной диагностики, лечения и профилактики. Гален выделил несколько типов темперамента. Четыре из них и в настоящее время рассматриваются как основные: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Широко известна теория И.П. Павлова, связавшая тип темперамента человека с типом его нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы:
Человек с первым типом нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) обладает всеми перечисленными качествами. У него оптимально сбалансированы волевые и коммуникативные свойства.
Человек со вторым типом нервной системы (сильный, неуравновешенный) характеризуется высокой работоспособностью, быстрой реакцией. Вместе с тем он неуравновешен, вспыльчив, раздражителен, агрессивен, нетерпелив и несдержан.
Человек с третьим типом нервной системы (сильный, уравновешенный, инертный) отличается высокой работоспособностью и внутренней стабильностью. В то же время он с трудом адаптируется к новым ситуациям, не способен отказаться от выработанных стереотипов и приобретенных навыков. Эмоции проявляет замедленно и слабо. Не любит менять заведенный распорядок жизни, работу, обстановку, друзей, привычки. Медленно приспосабливается к новым условиям.
Человек с четвертым типом нервной системы (слабый) характеризуется быстрым падением работоспособности, потребностью в более длительном отдыхе. На трудности реагирует с излишней эмоциональностью. Не умеет переносить длительные или интенсивные нагрузки.
Выделив и описав четыре типа нервной системы, И.П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую степень соответствия между ними. Это дало ему основание для вывода: именно свойства нервной системы определяют давно описанные темпераменты.
САНГВИНИК (нервная система I типа) — Экстраверт.
ХОЛЕРИК (нервная система II типа) — Экстраверт.
ФЛЕГМАТИК (нервная система III типа) — Интроверт.
МЕЛАНХОЛИК (нервная система IV типа) — Интроверт.
Павловская концепция о связи темперамента с типами нервной системы является серьезным шагом на пути исследования основ типологизации личности.
В то же время описанные типы нервной системы — не реальные портреты, так как ни один человек не обладает «в чистом виде» абсолютно всеми признаками того или иного типа: признаки накладываются друг на друга, смешиваются, оказывают взаимовлияние.
Когда потребность возникла, она продуцирует состояние побуждения или стремления (drive state). Побуждение — это аффективное, или эмоциональное, состояние, в котором индивидуум испытывает эмоциональный и психологический подъем. Такой подъем может быть измерен мониторингом частоты сердцебиения, кровяного давления, размера зрачков. Состояние побуждения активирует вовлечение человека в целенаправленное поведение.
В разные моменты жизни человек испытывает массу потребностей, которые имеют совершено разную природу. Одни вызваны определенным физиологическим состоянием организма (голод, жажда, дискомфорт). Другие носят психогенную природу и являются результатом психологического напряжения (потребность человека в признании, уважении или духовной близости). Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.
Психологами разработано довольно много теорий человеческой мотивации, самыми популярными являются противоположные теории Зигмунда Фрейда и Абрахама Маслоу. На основе перечисленных теорий мотиваций можно сделать совершенно разные выводы относительно исследований потребителей и стратегии маркетинга.
Рис.10. Пирамида потребностей А. Маслоу (иерархия потребностей)
Такое поведение связано с тем., что многие мотивы поведения могут не осознаваться человеком. Это предположение впервые было выдвинуто в теории З. Фрейда.
Теория мотивации по 3игмунду фрейду. До Фрейда психотерапия имела дело исключительно с душевнобольными людьми. В конце 19 века (1890 г г.) Фрейд создал очень стройную психодинамическую теорию личности (рис.11).
Он утверждал, что человеческая сознание состоит из трех частей, неразрывно связанных между собой. «Ид» (от лат. «id - оно») – это темный котел, в котором варятся примитивные, инстинктивные, врожденные импульсы. Ид – самая старая структура личности, не ведающая страха, тревоги и стыда, а требующая немедленно получить желаемое, т.е. удовольствие. Эта иррациональная часть, однако ее можно увидеть в снах, фантазиях, игре и иногда в работе (творениях, произведениях).
Оба этих компонента личности находятся на уровне подсознания.
Рис.11. Компоненты личности (по З. Фрейду)
Великий психолог утверждал, что любая активность человека (мышление, воспитание, память и воображение) определяется, прежде всего, инстинктами, причем влияние их может быть как прямым, так и замаскированным. Фрейд полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий.
Поэтому маркетологи должны помнить о влиянии того, что покупатель видит, слышит и может потрогать в товаре, что влияет на его эмоции, оказывающие в свою очередь влияние на решение о покупке.
Для выяснения глубинных ассоциаций, вызванных товаром, исследователи собирают «подробные интервью», используя технику, позволяющую отключить сознательное «Я» — словесные ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры. В результате психологи пришли к целому ряду интересных и странных заключений: потребители не хотят покупать чернослив по той причине, что он сморщенный и напоминает им стариков; мужчины курят сигареты потому, что это подсознательно напоминает им сосание пальца во младенчестве; женщины предпочитают растительные жиры животным, так как ощущают вину перед забитыми животными.
Психологи установили, что любой товар инициирует у потребителя уникальный набор мотивов. К примеру, виски привлекает к себе того, кто хочет расслабиться в кругу друзей, просто развлечься, или человека, который, покупая дорогой напиток, считает, что повышает свой социальный статус. Поэтому неудивительно, что различные марки виски ориентированы на определенный контингент покупателей. Ян Колбаут называет такой подход «мотивационным позиционированием».
Характер действий человека зависит также и от его восприятия ситуации.
4.2. Восприятие заключается в процессе отбора, организации и интерпретации человеком сигналов, поступающих от органов чувств, в виде осмысленной картины мира.
Различное восприятие людьми одной и той же информации происходит в следствие таких процессов как:
Рассматривая усвоение как результат взаимодействия раздражителей различной силы, маркетологи имеют возможность разработать действенную программу поддержания спроса на свои товары.
Одним из возможных путей изучения потребителей является информация об отношении потребителей.
Одним из возможных источников анализа потребителей является информация о том, что любят и чего не любят потребители, т.е. узнать о его отношении к продукту. Имея представление об отношении, можно проводить сегментирование рынка, оценивать маркетинговые мероприятия прежде, чем они будут осуществлены.
Отношения могут меняться по нескольким характеристикам, или свойствам. Одно из них — свойство валентности. Валентность показывает, является ли отношение положительным, отрицательным или нейтральным. Человек может любить соки, не любить лимонады и совершенно безразлично относиться к напиткам.
Отношения различаются по своей экстремальности (силе), т. е. интенсивности симпатии-антипатии. Это свойство показывает, что существуют различные степени благосклонности. Поэтому, несмотря на то что некоторые потребители могут положительно относиться к «Coca Со!а» и «Pepsi», они могут любить одну марку гораздо сильнее, чем другую.
Различия между отношениями могут проявляться также в их сопротивляемости. Сопротивляемость — это степень стабильности отношения, она показывает, насколько отношение подвержено изменениям. Одни отношения имеют высокую степень сопротивляемости и хорошо защищены, другие могут быть очень уязвимы.
Понимание сопротивляемости отношений важно также и для стратегий маркетинга, как оборонительных, так и агрессивных. Оборонительные стратегии заключаются в удержании имеющихся покупателей, в то время как стратегии агрессивные направлены на привлечение новых. С оборонительной точки зрения, знание сопротивляемости существующих среди покупателей отношений проливает свет на их потенциальную уязвимость для атак конкурентов, например, для сравнительной рекламы. В некоторых случаях можно предпринять определенные шаги, чтобы укрепить сопротивляемость. С точки зрения агрессивной стратегии, завоевание новых покупателей, связанное с изменением их отношений, будет проще, когда эти отношения оказывают слабое сопротивление изменениям.
Еще одно свойство отношений — постоянство. Постоянство отражает идею о том, что отношения могут постепенно ослабевать с течением времени. Положительные и отрицательные отношения могут постепенно стремиться к нейтральной валентности. Поэтому компании могут разрабатывать мероприятия, направленные просто на поддержание благосклонного отношения потребителей к их продукции.
Наконец, отношениям к разным объектам соответствует разная степень уверенности. Уверенность представляет собой веру человека в то, что его (ее) отношение является правильным. Одни отношения могут характеризоваться большой степенью уверенности, в других люди уверены очень слабо. Отношения, основанные, например, на непосредственном обращении с продуктом, обычно характеризуются большей степенью уверенности, чем те, что происходят из неличного опыта (например, сформировавшиеся после просмотра рекламного объявления нового товара).
Знать степень уверенности, связываемой с данным отношением, необходимо по двум простым причинам. Во-первых, она может влиять на силу взаимосвязи между отношениями и поведением. При осуществлении каких-либо действий люди обычно более полагаются на те отношения, в которых они уверены. Во-вторых, уверенность влияет на чувствительность отношения к изменениям. Отношения, характеризующиеся большей уверенностью, являются более устойчивыми.
Однако в качестве покупателей могут выступать и предприятия, модель поведения которых и процесс принятия решения в корне отличается от покупательского поведения на потребительском
14 12 2014
2 стр.
Суицидальное поведение: Демонстративное поведение Аффективное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение
11 10 2014
1 стр.
18 12 2014
6 стр.
Вступительное слово: Здравствуйте, ребята. Сегодня наша тема очень необычна и интересна, а звучит она так «Культура поведения. Вежливость»
25 12 2014
1 стр.
Понятие сложности включает такие факторы, как противоинтуитивное поведение су, невозможность предсказания ее поведения без специального анализа и вычислений, уникальность и т д
25 12 2014
1 стр.
Отличное поведение на льду, хорошая проходимость в глубоком снегу, не много шумновата, крепкие шипы, хорошо по асфальту но с осторожностью, лучшее соотношение Ц/К
13 09 2014
1 стр.
Этика. Что это такое? «поведение-это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гёте)
10 09 2014
1 стр.
14 12 2014
6 стр.