Перейти на главную страницу
директор школы N!! 1825, заслуженный учитель РФ, Москва
в статье раскрываются теоретико-методологические ocновы здоровъесберегающего подхода к учебному процессу в школе. Показаны nринциnы, формы, технологии современного здоровъесберегающего образования как системы.
Во второй половине ХIХ-начале ХХ века возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.
Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.
Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Ю.П.. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.. Бабанский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено, что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных. физических и др.). Здесь задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность развития личности ребенка на основе особой организации образовате:rьной cpeды (В.С. Ильин).
Исследование этих механизмов пpeдставлено в гуманистически ориентированных концепциях развития личности: концепции развития индивидуальности школьника (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребешок), концепции лечебной педагогики А-А. Дубровский) и др. При этом традиционная парадигма знаний, умений, навыков рассматривается как составная часть более широкой парадигмы личностно и индивидуально ориенnованного образования. В контексте данного подхода знания должны органично вписываться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания личности учащихся, обеспечивая полноценное индивидуалъно-личностное становление ребенка.
Проблема здоровьесбережения в обучении: была представлена Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Круrловой, О.Л. Трещевым, В.И. Харитоновым. В работах М.В. Антроповой, В.В. Зайцевой, ВД Сонькина осуществлен мониторинг степени здоровья. Пути повышения уровня здоровья рассматривают Е.В. Быков, С.М. Малых, В.Н. Носкин, Е.Е. Чепурных и др.
Таким образом, анализ научного знания в аспекте сохранения и развития различных аспектов здоровья школьников показывает, что проблема здоровьесбережения решается в той или иной степени современными педагогами - как учеными, так и практиками. И хотя процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем находится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одноиз ключевых направлений - это организация процесс а сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.
На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат.
Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная. Здоровье человека как личное достояние - это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества - это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства.
Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующих уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
.целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, информационных, телекоммуникационных и Т.П. средствах);
. методов сбережения здоровья (процессуально понимаем ой технологии здоровьесберегающей деятельности);
. средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных норм, в которых здоровье сберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.
Система здоровье сберегающего образования на ряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
При этом система здоровье сберегающего образования может быть основана на следующих принципах :
1. Принцип природосообразности.
2. Принцип уникальности личности,
в контексте которого цель и смысл образования - развитие уникальности и неповторимости каждого ребенка.
3. Принцип дополнения. Реализация этого принципа ведет к принятию и осознанию того, что природа творит все на земле и человека в том числе как дополнение друг к другу; люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку необходима помощь других людей; без взаимодействия с другими людьми человек не может познать и реализовать себя; к взаимопониманию ведет умение
слушать, пони мать другого, приниматьи согласовывать мнения и результаты деятельности.
4. Принцип безусловной любви. Ответственное отношение ребенка к своему здоровью можно воспитать только в том случае, если ребенок чувствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою очередь отношение к себе как ценности формирует ответственное отношение у человека и к окружающей его действительности.
_5. Принцип неопределенности. Он реализуется на основе логики развития ребенка и взрослого человека. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, что же они вместе получат в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образовании.
6. Принцип проектировочного образования. Его реализация начинается с освоения детьми способа организации своей деятельности, который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело начинать с анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности, реализации деятельности и заканчивать его анализом результата деятельности.
7. Принцип резонанса. Он признает в ребенке творца от природы. При этом назначение образования - моделировать ситуации, для проявления ребенком своих возможностей.
1. Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах.
2. Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.
3. Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации. Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни [2].
Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационныx формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения. В своем содержательном и организационном аспектах он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности.
По определению С.Г. Палий, здоровьесберегающий учебно-воспитательный процессэто «...сnециально органuзуемый u управляемый процесс, охватывающuй весъ школьный коллектuв, выnолняющий разнообразные функции в условuях разных структурных nодразделений»
Здоровье сберегающее образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности.
Здоровьесбережение в образовании как результат представлено иерархической лестницей следующих уровней:
грамотность;
образованность;
профессиональная компетентность;
культура;
менталитет
Рассмотрим продвижение человека по этой «лестнице» В процессе освоения здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, научно обоснованных представлений О здоровом образе жизни, к обучению их правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентированная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней.
Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.
Здоровъесберегающая культура - присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе. Например, Палий выделяет такие составляющие воспитательной работы учеников в школе, как:
1) культура физического воспитания, включающая:
- воспитание осознания целей и принципов сохранения здоровья; обучение методам и принципам диагностики личного здоровья; обучение методам сохранения и укрепления здоровья;
2) культура психологического воспитания -ознакомление с принципами поведения и общения человека; методы диагностики психологического статуса и мотивации; общественные и государственные мероприятия, изменяющие психологическую мотивацию;
3) культура обучения - совокупность следующих принципов:обучения в раннем детском возрасте (роль игр, общения и обязанностей);обучения на школьном этапе (учет роли анализаторов, их возможностей, устойчивости и толерантности); принципы и формы профессиональной ориентации в процессе обучения; теоретические и практически е навыки обучения своих детей .
Как уже отмечалось, высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, ихотношение к различным сторонам жизни общества. Важна оценка результатов здоровьесберегающего образования и по отдаленным резу льта там деятельности человека, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного социума.
образ жизни человека включает три категории
уровень жизни;
качество жизни;
стиль жизни.
уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных духовных и культурных потребностей человeкa. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей преимущественно социальная категория. Стиль жизни харакеризует поведенческие особенности человека, т.е. определенный стандаpт, который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ ).
В статье раскрываются теоретико-методологические ocновы здоровъесберегающего подхода к учебному процессу в школе. Показаны nринциnы, формы, технологии современного здоровъесберегаю
16 12 2014
1 стр.
Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников
25 12 2014
3 стр.
В данной статье представлены основные теоретико-методологические положения парадигм социологии образования, которые могут быть применены при изучении современного института образов
24 09 2014
1 стр.
Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания
25 12 2014
4 стр.
Решение данной задачи требует разработки целостной теоретической концепции, позволяющей рассматривать сложную систему явлений хозяйственной жизни во взаимосвязи и взаимообусловленн
30 09 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова
25 12 2014
3 стр.
16 12 2014
5 стр.
18 12 2014
1 стр.