Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


УДК 373.1: 37.036 На правах рукописи


АБСАТОВА МАРФУГА АБСАТОВНА


Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников

13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2009
Работа выполнена в Казахском Национальном педагогическом университете имени Абая

Научные консультанты: доктор педагогических наук

Пралиев С.Ж.

доктор педагогических наук

Бейсенбаева А.А.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Джуринский А.Н.

доктор педагогических наук

Ким В.А.

доктор педагогических наук

Наурызбай Ж.Ж.

Ведущая организация: Жетысуский государственный

университет имени И. Жансугурова

Защита состоится 25 марта 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в КазНПУ им.Абая по адресу: 050010, г.Алматы, проспект Достык 13, 2 этаж конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КазНПУ им.Абая по адресу: 050010, г.Алматы, Казыбек би 30, 3-этаж

Автореферат разослан « 25 » февраля 2009 года


Ученый секретарь

диссертационного совета Кошербаева А.Н.



Введение

Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, когда идет переосмысление целей и задач образования с позиций новой компетентностной парадигмы появляется острая потребность в воспитании поликультурной личности.

Развитие же и совершенствование такой личности может привести к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, влияющей на благосостояние общества. В этих условиях как никогда повышается научно-практическая значимость выработки oбщей философско-мировоззренческой основы, единых принципов, общепризнанныx норм мирного, толерантного, взаимоуважительного сосуществования народом, государств, культур, цивилизаций.

Подтверждением тому является Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных страте­гиях развития образования в XXI веке, в котором под­черкивается, что одна из важнейших функ­ций школы - научить людей жить вме­сте, помочь им преобразовать существую­щую взаимозависимость государств и эт­носов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способ­ствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и, тем самым, мог определить место, которое он занима­ет в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Сегодня в Республике Казахстан происходят коренные изменения в области образования. По этому поводу в своем Послании к народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» (6.02.2008года) Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев отмечает: «За 16 лет независимости мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма».

Вышесказанное в условиях устойчивого развития многообразия культур и их взаимовлияния в казахстанском обществе особо актуализирует проблему формирования поликультурной компетентности школьников в полиэтнической образовательной среде.

В этом плане анализ историко-педагогической литературы по искомой нами проблеме показал, что современная этническая и конфессиональная картина Республики Казахстан складывалась в течении многих веков. Здесь же лишь отметим, что в начале ХХ века причиной формирования полиэтнического состава населения страны послужили «переселенческая политика» российского министра П.Столыпина, вторая мировая война и депортация народов в годы сталинских репрессий, освоение целинных и залежных земель в 1950-е годы. История этномиграционных процессов в Казахстане показывает пример сложнейшего переплетения межличностных, социальных, политических и других отношений.

Согласно исследованиям социологов, этническая мозаика Казахстана, представленная к началу 2007 года выглядела следующим образом: от общего числа всех казахстанцев- казахи составляли 59,2 %, русские -25,6 %, украинцы-2,85 %, узбеки –2,85%, татары- 1,5%, уйгуры-1,5%, немцы-1,4%, корейцы- 0,7%, белорусы- 0,6%, азербайджанцы - 0, 6%, турки - 0, 6 %, другие этносы-2,6%.

Таким образом, полиэтничность и многоконфессиональность этнонациональной структуры казахстанского общества выдвигает необходимость предоставления равного доступа для всех проживающих этнических групп, особенно подрастающего поколения, к социальным, культурным ресурсам общества. Именно поэтому сейчас в Казахстане функционируют более 3474 общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2514- с русским, 2017- со смешанным, 78- с узбекским, 13- с уйгурским, 3 – с таджикским, 1-с украинским языками обучения.

Все вышесказанное требует определения новых подходов к решению проблемы формирования поликультурной компетентности старшеклассников в условиях возрождения этнокультурных традиций, соотношения национальной самобытности и общечеловеческих ценностей в содержании современного школьного образования. Большую роль в переосмыслении образовательного процесса в тесной связи с новыми педагогическими задачами, способствующими формированию поликультурной компетентности личности через целостное общекультурное начало, сыграла "Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан" (1996 г.).

Проблема поликультурной компетентности старшеклассников является сложной педагогической категорией, объединя­ющей в себе различные подходы, связанные с культурной неодно­родностью общества.

В нашей республике предпосылки изучения поликультурности восходят еще к антропологическим и педагогическим воззрениям великих казахских просветителей, педагогов-демократов 2-ой половины XIX века Ч.Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева.

В условиях современности основополагающими для нашей работы явились исследования философов А.Н.Нысанбаева, А.К.Абдильдина, Г.Есим и др., в области методологии педагогики Б.М.Кедрова, Б.С. Гершунского и др.; в этносоциальном плане Л.Н. Гумилева, Ю.В. Бромлея и др.; в социальном Б.И.Мукановой, В.В.Трифонова, З.У.Кенесариной, А.Д. Кайдаровой и др., в психолого-педагогическом аспекте Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна, Г.Н. Волкова, Ж.Ж.Наурызбая, А.Н.Джуринского, М.Г. Тайчинова, К.Б. Жарикбаева, М.М. Муканова, Т.Т. Тажибаева, В.А. Ким, Ж.И.Намазбаевой, Р.А.Дюсуповой, С.К. Калиева, С.А.Узакбаевой, А. Кубесова, К.К. Кожахметовой, Ш.Т.Таубаевой, Р.А.Джанабаевой, К.К.Шалгинбаевой и др.

В своем исследовании мы также опирались на компетентностный подход Зимней И.А. , Татур Ю.Г., Голуб Г.Б., Когана Е.Я., Лебедевой О.Е, Рыжакова М.В. и др., который становится реальностью нынешней социальной, культурной жизни, образовательной политики государства, педагогического процесса школы. Теоретической основой для нашего исследования послужили сформулированные в психологии положения о том, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г.Ананьев), что он проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н.Мясищев).

Вместе с тем в ходе исследования проблемы формирования поликультурной компетентности старшеклассников в учебно-воспитательном процессе за основу были взяты работы зарубежных ученых: Д.Голлник, Ф.Чинн, К.Беннетт, Дж.Бэнкс, В.В.Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л.Супруновой, Г.Д.Дмитри­ева, В.А.Тишкова, В.П.Борисенкова, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюка и др., отечественных в историческом аспекте И.Сембаева, К.Б.Бержанова, Б.А.Альмуханбетова, А.Н.Ильясовой, А.Н.Кошербаевой, Б.К. Абдугуловой и др., в профессионально- педагогическом Р.Г. Лемберг, Г.А. Уманова, А.П.Сейтешева, Н.Д. Хмель, С.Ж.Пралиева, К.К. Жампеисовой, Г.К. Нургалиевой, А.А.Бейсенбаевой, Г.Т. Хайруллина, Н.Н.Хан, М.А.Кудайкулова, Р.К.Толеубековой, М.С.Молдабековой, А.А.Саипова, Н.А.Завалко, А.А. Молдажа- новой, О.У.Мусабекова и других.

Вместе с тем следует отметить, что в педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ изучения национальной культуры (В.А. Кобылянский, В.С. Кузина, Ю.В. Максимова, К.Ж.Амиргазина, Ж.Ш.Балкенова, К.Ералина, М.Ж. Козыбако- ва и др.).

В 90-е годы ХХ века в научных исследованиях Ж.Ж. Наурызбая впервые были названы основные приоритеты этнокультурного воспитания личности и их внедрения в Казахстане.

Таким образом, с одной стороны, изучение и воспроизведение элементов собственной национальной культуры старшеклассниками является фундаментом для их творческой интерпретации в различных видах деятельности, с другой этот процесс способствует формированию у них интереса к иным национальным культурам.

Из вышесказанного возникает необходимость в обеспечении старшекласснику возможности самоидентифицироваться как представителя той или иной национальной культуры в создании условий для равноправного диалога культур; вовлечения растущей личности в цивилизационные процессы, основывающихся на единстве национальных и общечеловеческих ценностей.

Всесторонний анализ научной литературы по избранной теме исследования и наблюдения за состоянием практики воспитания по этому вопросу в условиях современного мультикультурного образовательного пространства позволили выявить объективно сложившееся противоречие между возросшей потребностью общества в личности, способной идентифицировать себя с разными культурами, нацеленной на усвоение нового образа жизни на основе равенства, плюрализма и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования поликультурной компетентности старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса школы.

В связи с этим актуальность, теоретическая и практическая неразработанность вопросов, связанных с содержанием и методикой формирования поликультурной компетентности старшеклассников определили выбор темы данного исследования «Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников».



Объект исследования – поликультурная компетентность учащихся в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Предмет исследования – процесс формирования поликультурной компетентности старшеклассников.

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка системы формирования поликультурной компетентности старшеклассников в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: Если в условиях целостного педагогического процесса школы, учитывая тенденции социокультурной ситуации в нашей республике, корректировать содержание образования на основе наращивания интеллектуального и культурного фонда знаний в условиях сохранения и возрождения национальных ценностей во взаимосвязи с общечеловеческими, как в учебное, так и внеклассное время, включать старшеклассника в кросскультурную деятельность и взаимодеятельность через систему «Я-монокультура-интеркультура-поликультура», то его поликультурная компетентность как интегративное качество личности будет успешно сформирована, так как в школьной среде будут созданы необходимые педагогические условия для формирования искомого качества старшеклассников.

Исходя из цели и гипотезы исследования задачами исследования являются:

- обосновать научно - теоретические основы формирования
поликультурной компетентности старшеклассников;

- раскрыть и уточнить сущность ключевых понятий «поликультурность», «поликультурная личность», «поликультурная компетентность старшеклассников» применительно к проблеме исследования;

- разработать модель структуры поликультурной компетентности старшеклассников;

-спроектировать логико-содержательную модель сформированности поликультурной компетентности старшеклассников;

- разработать «Концепцию формирования поликультурной компетентности старшеклассников в школах Республики Казахстан»;

- выявить совокупность организационно-педагогических условий и систему формирования поликультурной компетентности старшеклассников;

- разработать методику и экспериментально проверить ее эффективность на формирование поликультурной компетентности старшеклассников в целостном педагогическом процессе школы.

Ведущая идея — формирование поликультурной компетентности старшеклассников в открытом этнокультурном пространстве опирается на методологические основы, исходящие из единства национального, межнационального и общечеловеческих ценностей, как механизм освоению нового образа жизни в системе «Я-монокультура-интеркультура-поликультура».

Методологической основой исследования послужили учения, раскрывающие проблему взаимосвязи общества и человека, признающие человека ценностью и целью общественного развития, диалектического единства общего, особенного и единичного. Специальную методологию составляют: личностно-деятельностный подход (Е. В. Бондаревская, Дж. Дьюи, Е. С. Полат, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), компетентностный подход (В. И. Андреев, В. И. Байденко, В. А. Болотов, А. В. Брушлинский, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. И. Огарев, Дж. Равен, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.), системный подход (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. В. Давыдов, С. В. Кривых, В. Н. Садовский, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников, Г. П. Щедровицкий Э. Г. Юдин и др.), культурологический подход в образовании (М. М. Бахтин, B. C. Библер, Б. М. Бим-Бад, Н. Е. Буланкина, С. И. Гессен, Г. Д. Дмитриев, Н. Б. Крылова, Н. И. Лапин, Е. И. Пассов, Ю. В. Сенько, М.Х.Балтабаев, К.Х.Жаданова, Н.М. Курман- баева и др.), средовой подход (Г. А. Ковалев, В. М. Розин, В. В. Рубцов, С. В. Тарасов, В. А. Ясвин и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды философов, социологов, психологов, педагогов по теории личности и ее развития в деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. Ю. Сироткин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др., по общей теории культуры (З. А. Баллер, Н. С. Злобин, Э. М. Маркарян, В. М. Межуев, Н. В. Теплов и др.), по проблемам поликультурного образования (О. В. Аракелян, Г. Ж. Даутовой, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, Е. Н. Матюхина, М. А. Тимофеева, А. В. Шафиковой, Т. Я. Шпикалова, Р.Башарулы, К.Болеева, З.Б. Кабылбековой и др.).

В ходе исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих и детерминирующих друг друга методов исследования:

- теоретические: анализ основных понятий исследования на основе изучения философской, культурологической, социологической, психологической и педагогической литературы, правительственных документов и аналитических материалов Министерства образования и науки Республики Казахстан, обобщение и интерпретация научных данных, изучение продуктов деятельности участников образовательного процесса, контент-анализ ведущих понятий исследования, структурно-функциональный анализ социальных и педагогических проблем становления и развития поликультурной компетентности школьника, систематизация, аналогия, абстрагирование;

- эмпирические: наблюдение форм работы педагога и деятельности школьников, анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, анализ школьных сочинений, осуществление педагогического эксперимента, моделирование и проектирование учебно-воспитательного процесса, направленного на успешное разрешение выявленных социально-педагогических противоречий, беседы со старшеклассниками, письменный и устный опрос, тестирование, методика незаконченных предложений, письменные работы (эссе) старшеклассников, диагностика;



- статистические: статистическая обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Источниками исследования являются труды по философии, педагогике, психологии, социологии, этнографии, культурологии; законодательно-нормативные документы: Закон Республики Казахстан «О языках» (1997), Закон Республики Казахстан «Об образовании» (2007), «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1996), «Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан» (1994), «Долгосрочная программа развития образования до 2020 года» (Проект,2008), «Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010г.», государственный стандарт среднего образования, учебные программы, планы, учебники, учебные пособия, методические пособия и рекомендации, соответствующие проблеме исследования, а также собственный педагогический опыт.

Этапы и процедура исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2004-2005г.г.) изучалось состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике, проводился анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы, анализ отечественных и зарубежных исследований по теории поликультурного образования, разрабатывался научный аппарат исследования, определялись его основные теоретико-методологические положения; выявлялись наиболее значимые показатели теоретического, практического и методического планов исследуемой проблемы; также проводился анализ учебных планов и программ, выявлялись возможности гуманитарных дисциплин формированию поликультурной компетентности старшеклассников.

На втором этапе (2005–2006гг.) проводился констатирующий эксперимент по изучению исходного состояния по формированию поликультурной компетентности старшеклассников; было определено содержание опытно-педагогической работы, обоснована методика работы учителя к исследуемому аспекту; на этом этапе уточнялись теоретические положения исследования по проблемам развития этнической идентичности, теории национальной культуры, применения теории межкультурной компетентности.

На третьем этапе (2006–2008 гг.) разрабатывался проект «Концепции формирования поликультурной компетентности старшеклассников в школах Республики Казахстан» с позиций нового осмысления исследовательской проблемы, проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности методики формирования поликультурной компетентности старшеклассников на основе современных педагогических методов и приемов, осуществлялась корректировка теоретических положений и оформление результатов исследования в форме разработки учебных, методических пособий, учебных программ и диссертации.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средних школах №41, №133 , № 167 г.Алматы, № 12, №4 г.Кызылорды, №6 г.Актюбинска, казахско-турецком лицее г.Семей, казахско-турецком лицее г.Усть-Каменогорск. На данном этапе исследования участвовало 2300 старшеклассников и 210 учителей гуманитарных наук.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1.Дано теоретико-методологическое обоснование формирования поликультурной компетентности старшеклассников.

2. Определена сущность ключевых понятий «поликультурность», «поликультурная личность», «поликультурная компетентность старшеклассников» в аспекте современных социально-экономических требований к личности.

3.Разработана модель структуры поликультурной компетентности старшеклассников.

4.Сконструирована логико-содержательная модель сформированности поликультурной компетентности старшеклассников.

5.Разработана «Концепция формирования поликультурной компетентности старшеклассников в школах Республики Казахстан».

6.Определены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия и система формирования поликультурной компетентности старшеклассников.

7. Разработана и апробирована методика формирования поликультурной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы.



Практическая значимость исследования заключается в том, что для реализации «Концепции формирования поликультурной компетентности старшеклассников в школах Республики Казахстан» нами разработаны:

-программа спецкурса «Формирование поликультурной компетентности старшеклассников как путь интеграции в мировое сообщество» для учителей и студентов вузов,

-спецсеминар «Культура и образование», ориентированный на учителей и студентов вузов,

-программы проведения воспитательных мероприятий «Небо-общее для всех людей» (10-11кл.), «Мой родной Казахстан», «Турнир полиглотов», «Толерантность как условие стабильности общества»,

-учебно-методические пособия «Научно-педагогические основы формирования поликультурной личности средствами интегративного подхода», «К вопросу формирования поликультурной компетентности школьников», которые могут быть использованы педагогами всех дисциплин вуза, классными руководителями, воспитателями всех типов общеобразовательных учреждений, стремящихся сформировать поликультурную компетентность старшеклассников.

На защиту выносятся:

-научно-теоретическое обоснование необходимости формирования поликультурной компетентности старшеклассников в целостном педагогическом процессе школы;

-сущность ключевых понятий «поликультурность», «поликультурная личность», «поликультурная компетентность старшеклассников»;

-модель структуры поликультурной компетентности старшеклассников;

-логико-содержательная модель сформированности поликультурной компетентности старшеклассников;

-обоснование Концепции формирования поликультурной компетентности старшеклассников в школах Республики Казахстан;

-совокупность организационно-педагогических условий и система формирования поликультурной компетентности старшеклассников;

-методика формирования поликультурной компетентности старшеклассников и результаты опытно-экспериментальной работы.



Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается научной методологией, интегративным и междисциплинарным подходами к раскрытию сущности воспитания личности на социокультурном фоне, репрезентативностью выборки при социологических измерениях и опытно-экспериментальной работой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы и сформулированные в ней рекомендации докладывались и обсуждались на Международных научно-теоретических и Республиканских научно-методических конференциях, проведенных в городах Астана, Алматы, Тараз, Семей в виде докладов и тезисов, публикаций и статей в отечественных журналах «Профессионал Казахстана», «Бiлiм/Образование», «Менеджмент в образовании», «Вестник НАН РК», «Вестник КазНПУ им. Абая» и зарубежных «Гуманитарные исследования» (Россия), «Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистан», « Школа и жизнь» (Республика Узбекистан) и другие.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью изложения материала. Она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, включающего 380 наименований, 7 таблиц, 8 рисунков, приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается теоретическое и практическое значение данного исследования, определяются его объект и предмет, цель и задачи, формулируются рабочая гипотеза, научная новизна и положения, выносимые на защиту, раскрываются источники и основная база поиска эмпирического материала.

В первом разделе «Методологические основы теории и практики формирования поликультурной компетентности школьников» раскрываются культурно-исторические предпосылки формирования поликультурной компетентности школьников в Казахстане, осуществляется научно-педагогический анализ современной зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования, раскрыт системный подход к формированию поликультурной компетентности старшеклассников в условиях модернизации образования, представлены концептуальные подходы к формированию поликультурной компетентности старшеклассников.

Во втором разделе «Теоретические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников» дается историческое обоснование искомой проблемы, выявляются особенности, задачи и принципы поликультурного образования, дан теоретический анализ сущности и содержания поликультурной компетентности старшеклассников, представлены модель структуры поликультурной компетентности старшеклассников, логико-содержательная модель сформированности поликультурной компетентности старшеклассников, разработана «Концепция формирования поликультурной компетентности старшеклассников в Республике Казахстан».

следующая страница>


Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников

704.03kb.

25 12 2014
3 стр.


Теоретико-методологические основы полиязычного образования 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова

713.06kb.

25 12 2014
3 стр.


Научно-педагогические основы формирования ответственности подростков в воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института

394.45kb.

25 12 2014
2 стр.


Психолого-педагогические основы воспитательной работы с осужденными 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

701.41kb.

25 12 2014
4 стр.


Особенности системы высшего образования США 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

465.82kb.

17 12 2014
3 стр.


Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
645.81kb.

16 12 2014
3 стр.


Гендерные идеи в истории педагогической мысли Казахстана 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика
418.21kb.

17 12 2014
3 стр.


Развитие способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова

455.56kb.

25 12 2014
3 стр.