Перейти на главную страницу
Уровни сформированности поликультурной компетентности старшеклассников |
Количество старшеклассников (%) | |||
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |
Высокий |
5,3 |
13,7 |
12,3 |
34,5 |
Средний |
44,2 |
52,5 |
38 |
43 |
Низкий |
50,5 |
33,8 |
49,7 |
22,5 |
Уровни сформированности поликультурной компетентности старшеклассников |
Количество старшеклассников (%) | |||
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |
Высокий |
- |
8 |
13,3 |
29,5 |
Средний |
45,2 |
44,5 |
38 |
43 |
Низкий |
54,8 |
47,5 |
48,7 |
27,5 |
Представленные в рисунке данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе произошли определенные изменения поликультурной компетентности, что позволяет считать правомерным общий вывод об эффективности предложенного исследования.
На основании разработанных теоретических положений и полученных результатов опытно-экспериментальной работы необходимо сделать следующие выводы:
Исследование современного состояния искомой нами проблемы показало научную и практическую значимость настоящей работы для развития суверенного Казахстана, где возросла потребность общества в личности, способной идентифицировать себя с разными культурами, нацеленной на усвоение нового образа жизни на основе равенства и плюрализма.
Поликультурная компетентность старшеклассников понимается нами как интегративное качество личности, представляющее собой совокупность знаний (не как запоминание) о сохранении и возрождении национальных во взаимосвязи с общечеловеческими ценностей, апробированные в различных моделях поведения, в универсальных способах познания (взаимоотношения, взаимодеятельности в многокультурной среде), ориентирующих старшеклассника к освоению нового образа жизни в системе «Я –монокультура- интеркультура-поликультура».
Формирование поликультурной компетентности старшеклассников опирается на следующие методологические подходы: личностно-ориентированный; деятельностный; системно- целостный; культурно-историческую теорию Л.С.Выготского; теорию гуманизации и гуманитаризации образования; теорию поликультурного образования; на творческий, инновационный, компетентностный подходы. Приоритетным при обобщении этих подходов мы считаем системный подход, ибо он представляет собой системообразующий фактор, ориентирующий на объединение общего, целостного в их единстве.
Исходя из вышеперечисленных подходов нами за основу были взяты 3 принципа: принцип открытости к другим культурам, принцип мультиидентичности, принцип признания уникальности личности.
Поликультурность основывается на важном методологическом принципе, состоящем в том, что каждый человек есть пересечение многих культур и поэтому возможно говорить о наличии у старшеклассника нескольких идентичностей, т. е. школьник может стать много- или мультиидентичным.
Экспериментальный
Контрольный
В ходе исследования нами были разработаны модель структуры поликультурной компетентности старшеклассников и логико-содержательная модель сформированности поликультурной компетентности старшеклассников, опора на которые создаст успешность в работе учителя.
В соответствии с целью и задачами исследования, разработанная нами «Концепция формирования поликультурной компетентности старшеклассников в школах Республики Казахстан» показала, что процесс формирования поликультурной компетентности связан с поиском оптимальных механизмов межкультурного взаимодействия, формированием определенных моделей жизнедеятельности старшеклассников в развивающемся социуме, где личность обучающегося должна определяться в трех разных инвариантах «Я-монокультура-интеркультура-поликультура».
Чтобы успешно формировать поликультурную компетентность старшеклассников необходимо было определить совокупность организационно- педагогических условий: 1)обеспечение положительной мотивации у старшеклассников к процессу формирования у них поликультурной компетентности; 2)осознание полученных знаний (когда объектом осмысления становятся культурные ценности) на уровне рефлексивной деятельности как учащихся, так и педагогов; 3) вовлечение старшеклассников в практическую деятельность, базирующуюся на постижении ими того, как развиваются их субъектность, толерантность, ориентированные на понимание культуры; 4) приобщение школьников к ценностям отечественной и иной культуры в условиях учебной и разнообразной внеучебной деятельности на основе междисциплинарной интеграции.
Анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента показал, что у старшеклассников на его заключительном этапе сформировалась поликультурная компетентность на уровне проявления собственных позиций и свойств, в открытости к другим культурам, в способности к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей и признающей многомерность мира, деятельности в поликультурной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на основе толерантности.
Ученик не сможет удовлетворить потребность в самореализации, если школа не даст ему возможность реализовать другую его потребность — потребность идентичности, т. е. признания его отличий, его уникальности. У каждого ученика есть потребность в том, чтобы его принимали и уважали в школе таким, какой он есть. Если эта потребность удовлетворяется, он чувствует себя комфортно, уверенно и ведет себя с чувством достоинства; его самооценка и самовосприятие повышаются, что создает благоприятные психологические условия для его учебы и социализации.
Наши наблюдения за старшеклассниками показывают, что идентичность представляет собой наличие тех или иных культурных черт, позволяющих отличать одного человека от другого и определяется рядом характеристик — социальной принадлежностью, мировоззрением, этническим происхождением, родом, полом, образованием, религией, традициями, обычаями, языком, речью, физическим и умственным развитием, профессией, возрастом, и проявляется во внешних физических данных.
Подводя результаты исследования, в целях формирования поликультурной компетентности старшеклассников предлагаются следующие рекомендации:
1. В учебные планы не только школ, но и вузов в компонент по выбору внедрить разработанный в нашем исследовании спецкурс, также в содержание предметов включить материалы, выявленные в ходе исследования.
2. Расширить тематику дипломных и магистерских работ в научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов в направлении изучения проблем формирования поликультурной компетентности старшеклассников.
3. Во время прохождения непрерывной педагогической практики организовывать лекции для классных руководителей, родителей в плане совершенствования формирования поликультурной компетентности старшеклассников.
Данная диссертация, в связи со сложностью исследуемой проблемы, не претендует на окончательное решение рассматриваемой проблемы. В качестве приоритетных направлений дальнейших исследований можно рассматривать воспитательный аспект, как важнейшее условие выхода за пределы монокультуры.
1 Научно-педагогические основы формирования поликультурной личности средствами интегративного подхода // Метод. пособ.- Алматы: «Гылым», 2006.-34с.
2 К вопросу формирования поликультурной компетентности школьников // Метод. пособ.- Алматы: «Гылым»,2007.-37с.
3 Концепция формирования поликультурной компетентности старшеклассников в школах Республики Казахстан //Алматы,2008.-25с. (в соавт.: Бейсенбаева А.А.).
4 Формирование поликультурной личности как путь интеграции в мировое сообщество // Программа учебного курса.- Алматы, 2008.-16с.
Монографии:
5 Поликультурная компетентность старшеклассников: методология, теория, практика формирования // Монография.- Алматы: ТОО «Дарын», 2008.-387с.
6 Поликультурное воспитание в условиях национальной школы // Профессионал Казахстана.- 2007.- №8.- С.39-40.
7 О сущности поликультурного образования // Білім –Образование.- 2007.- № 5(35).- С.74-76.
8 Теоретико-методологические аспекты поликультурного образования // Вестник КазНПУ им.Абая Серия «Педагогические науки».-2007.- №3 (15) С.47-50 (в соавт.: Бейсенбаева А.А.).
9 Воспитание поликультурной личности на основе интегративного обучения //Профессионал Казахстана.-2007.- № 10.-С.40-41.
10 Этнокультурный фактор как основа поликультурного образования // Профессионал Казахстана.-2007.- № 9.-С.31-32.
11 О становлении и развитии концепции поликультурного образования // Профессионал Казахстана.-2007.- №11.-С.35-36.
12 Толерантность - необходимое условие формирования поликультурной личности // Профессионал Казахстана.-2007.- №12.- С.34-35.
13 К вопросу о некоторых особенностях поликультурного воспитания школьников // Ұлт тағылымы .-2007.- №4 (1).- С.128-130.
14 Принципы формирования национальной школы в контексте поликультурного образовательного пространства //Вестник Национальной Академии Наук Республики Казахстан.-2007.- №5.- С.23-25.
15 Теоретические основы создания модели поликультурной компетентности старшеклассников // Менеджмент в образовании.-2007.- №4 (47).- С.80-84.
16 Научно-теоретический анализ понятия «поликультурное воспитание» // Вестник КазНПУ им.Абая. Серия «Педагогические науки».-2007.-№4(16).-С.6-8.
17 Некоторые особенности поликультурной личности //Білім- Образование.-2007.- №6 (36).- С.81-83.
Научные статьи в зарубежных журналах и сборниках :
18 Истоки становления поликультурной компетентности личности в Казахстане // "Гуманитарные исследования".- Астрахань, 2008.-№3.-С.122-125(в соавт.: Бейсенбаева А.А.).
19 Проблемы поликультурной компетентности старшеклассников в педагогическом процессе школы // Республикалык илимий - теориялык әнжүман материаллары «Қарақалпақстан тарийхының заманагөй машқалалары».- Нөкіс, 2007.-103 -106 б.(в соавт.: Бейсенбаева А.А.).
20 О некоторых принципах формирования поликультурной компетентности старшеклассника // Республикалык илимий-теориялык әнжүман материаллары «Қарақалпақстан тарийхының заманагөй машқалалары».- Нөкіс,2007.-107 -109 б.
21 Поликультурная компетентность старшеклассников как один из компонентов 12-летнего образования // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистан.-2008.-№1(210).-С.108-109 (в соавт.: Алеуов У.).
22 Приоритеты развития поликультурного образования // Школа и жизнь.- научно-методический журнал.- Ташкент, Республика Узбекистан.-2008.-№6 (58).- С.34-35 (в соавт.: Алеуов У.).
Научные статьи в журналах и сборниках:
23 Психологические аспекты формирования поликультурной компетентности старшеклассников // Республиканская научная конференция молодых ученых «Инновационное развитие и востребованность науки в современном Казахстане». Сборник статей.- Ч. 1.-Алматы, 2007.-С.157-161.
24 Роль интеграции в процессе формирования поликультурной личности // Материалы региональной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы Казахстанской этнопсихологии и этнопедагогики на новом этапе развития страны».- Алматы: «Қазақ университеті », 2007.- С.72-74.
25 Модель поликультурной личности на современном этапе // Международная научно-теоретическая конференция «Актуальные вопросы гармоничного развития личности на современном этапе». – Астана, 2007.-С. 34-37.
26 Көпмәдениетті тұлғаны қалыптастырудың кейбір мәселелері // Психология в школе.-2007.- № 4.- 10-11б.
27 Некоторые аспекты поликультурного образования в условиях перехода к 12-летнему обучению // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Молодые ученые Казахстана: решение задач государственной программы развития образования».- Алматы, 2007.-С.3-5.
28 Поликультурное воспитание как фактор межнациональной солидарности // Иностранный язык в школе.- 2008.- № 6.- С.35-36.
29 Основные критерии поликультурной компетентности старшеклассников 12-летней школы // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода к 12-летнему образованию».- В 2 томах.-Семей,2008.- Т.2. - С.183-185(в соавт.: Джанбубекова М.З.)
30 Общечеловеческие ценности как основа формирования поликультурной компетентности // «Рухани-ғылыми мұра» тақырыбындағы республикалыө ғылыми -теориялық конференция материалдары.-Алматы, 2008.- 428-431б. (в соавт.: Бейсенбаева А.А.).
31 Прооблема поликультурной компетентности школьников в условиях мадернизации системы образования // Материалы Международной научно-практической конференции «Пути реализиции основных приоритетов повышения благосостояния народа Казахстана в свете задач, поставленных Президентом РК Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана (6 февраля 2008 г.)».- Алматы, 2008.- В- 5 частях. -3ч. –С.3-5 (в соавт.: Бейсенбаева А.А.).
32 Совершенствование Казахстанской системы образования в контексте поликультурности // Материалы Материалы Международной научно-практической конференции «Пути реализиции основных приоритетов повышения благосостояния народа Казахстана в свете задач, поставленных Президентом РК Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахсана (6 февраля 2008 г.)».- Алматы, 2008.- В- 5 частях. -2ч.-С.116-117.
33 Историко-педагогические предпосылки развития поликультурного образования в Казахстане и в России в ХІХ- ХХ в. // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование и наука: опыт и перспективы сотрудничества Казахстана и России».- Семей, 2008.- В-2-х частях.-1ч.-С.66-69.
34 Критерий и показатели поликультурной компетентности старшеклассников // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование и наука: опыт и перспективы сотрудничества Казахстана и России».- Семей, 2008.- В-2-х частях.-1ч.-С.16 (в соавт.: Кушекбаева Ф.А.).
35 Қазіргі жаһандану жағдайындағы көпмәденилік білімнің негізі// Білім кілті –Ключ знаний .-2008.-№ 3.-С. 16. (в соавт.: Кушекбаева ф.А.).
36 Культурный плюрализм как основа формирования поликультурного образования в Казахстане // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвещенной 80-летию д.п.н. профессора Н.Д. Хмель.- Алматы, 2008.- С.45-49 (в соавт.: Бейсенбаева А.А.).
37 Поликультурная компетентность старшеклассников в условиях национально-ориентированной образовательной парадигмы // // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвещенной 80-летию д.п.н. профессора Н.Д. Хмель.- Алматы 2008.- С.321-325 (в соавт.: Бейсенбаева А.А.).
38 Педагогические условия формирования поликультурной компетентности старшеклассников // Иностранный язык в школе.-2008.-№5.- С.15-16.
39 Ассамблея народа Казахстана как потенциал развития поликультурной компетентности старшеклассников // Білім кілті- Ключ знаний.-2008.-№6.- С.42-43 (в соавт.: Сактаганова Л.А.).
Абсатова Марфуға Абсатқызы
Жоғары сынып оқушыларының көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастырудың теориялық-әдіснамалық негіздері
13.00.01-Жалпы педагогика,педагогика тарихы және этнопедагогика
Түйін
Зерттеудің көкейкестілігі. Қазіргі жаһандану заманында әртүрлі халықтар мен мәдениеттердің дербес өмір сүруі мүмкін емес жағдайында, білім берудің мақсаты мен міндеттері жаңа құзыреттілік тұрғысынан қайта қарастыру кезінде көпмәдениетті тұлғаны тәрбиелеудің үлкен қажеттілігі туындап отыр.
Аталмыш тұлғаны дамыту мен жетілдіру өмірдің әлеуметтік шарттарының сапалық өзгерісіне, қоғамның әл-ауқатының жақсаруына әсер ететін жаңа мәдениеттің қалыптасуына мүмкіндік береді.
Осындай жағдайда жалпыға белгілі бейбітшілік, шыдамдылық, халықтардың, мемлекеттердің, мәдениеттердің бір-бірін құрметтеп, өмір сүру нормаларында жалпы философиялық-дүниетанымдық негіздердің анықтауының ғылыми-тәжірибелік маңыздылығы күшейе түседі.
Жоғарыдағыны қорытындылай келе, көп түрлі мәдениеттердің тұрақты даму жағдайында, полиэтникалық білім ортасында оқушылардың көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастыру мәселесінің өзектілігі арта түседі.
1. Мектептердің біртұтас педагогикалық үрдісіндегі жоғары сынып оқушыларының көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастырудың ғылыми-теориялық негізі.
2.«Көпмәдениеттілік», «көпмәдениетті тұлға», «көпмәдениетті құзыреттілік» түсініктерінің мәні.
3. Оқушылардың көпмәдениетті құзыреттілігінің құрылымды үлгісі.
4. Жоғары сынып оқушыларының көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастырудың логикалық-мазмұнды үлгісі.
5. «Қазақстан Республикасының мектептерінің біртұтас педагогикалық үрдісіндегі жоғары сынып оқушыларының көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастырудың Тұжырымдамасы».
6. Жоғары сынып оқушыларының көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастырудың ұйымдастырушы- педагогикалық шарттары және жүйесі.
7.Мектептердің біртұтас педагогикалық үрдісіндегі жоғары сынып оқушыларының көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастырудың әдістемесі және эксперименталды-тәжірибелік жұмыстың нәтижесі.
Қорыта келгенде диссертациялық зерттеу нәтижесі бойынша мынадай нұсқаулар жасауды жөн көрдік:
1.Студенттер мен магистранттардың дипломдық және магистрлік ғылыми-зерттеу жұмыстарының тақырыптарын жоғары сынып оқушыларының көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастыру бағытында кеңейту.
2.Жоғары оқу орындары мен мектептердің оқу жоспарларының мазмұнына біз жасаған арнайы курс бағдарламасын таңдау пәнінің компонентіне еңгізу.
3.Үздіксіз педагогикалық практиканы өту кезінде жоғары сынып оқушыларының көпмәдениетті құзыреттілігін қалыптастыруды жетілдіру жоспарымен сынып жетекшілері мен ата-аналар үшін дәрістер ұйымдастыру.
Зерттеліп отырған мәселенің күрделілігіне байланысты бұл диссертация қарастырып отырған мәселенің қорытынды шешімі емес екендігі және осы зерттеудің келешекте қарастыратын бағыттарының бірі- бір мәдениеттің шегінен шығу шарты ретінде тәрбие үрдісі нақтылады.
Absatova Marfuga Absatovna
The development of such an individual can result in the qualitative changes of the social conditions of life, formation of a new culture which would influence on the society well-being.
On these terms, scientific and practical importance of a joint philosophic base, common principles and acknowledged norms of peaceful, tolerant, mutual respective co-existence of the peoples, states, cultures and civilizations.
Following the above mentioned there is an urgent importance of the formation of polycultural competency of school pupils in the polyethnic educational society of Kazakhstan.
Research objective - a theoretical substantiation and practical system engineering of formation of polycultural competence of senior pupils in complete pedagogical comprehensive school process
Object of research - complete pedagogical process of school
Theoretic-methodological basis of research
is made by modern fundamental works of philosophers, teachers and psychologists: theory of personal activity approach to formation of polycultural competence of the senior pupils, the competent approach, ideas of dialectic unity of the general, special and individual, communication and relations between concepts (national and universal values), the system approach, the cultural-historical theory; the theory of ethnic identity and intercultural competence, the theory of pedagogical process.
- The theoretic-methodological substantiation of formation of polycultural competence of senior pupils is given;
- The essence of concept «polycultural», «polycultural pupils», «polycultural competence of senior pupils» is specified;
- The structurally model of polycultural competence of senior pupils is designed;
-The substantial model of formation of polycultural competence of senior pupils is designed;
- The Concept of formation of polycultural competence of senior pupils in a context of complete pedagogical process of a comprehensive school is developed;
- Pedagogical conditions and system of formation of polycultural competence of senior pupils are revealed;
- A technique of formation of polycultural competence of senior pupils is developed.
Substantive provisions of dissertational work and the recommendations formulated in it were reported and discussed at the International scientific-theoretical and national scientifically-methodical conferences, the spent cities of Astana, Almaty, Taraz, Nukus (Republic of Uzbekistan) in the form of the publications, and articles in the magazines “The Kazakhstan Professional”, "Education", “Management in Education”, “Kazakhstan National Academy”, “The Kazakh Abai National Pedagogical University Bulletin” and others.
- The special course program «Formation of polycultural competence of senior pupils as a pedagogical problem» for teachers and students of high schools;
- Special seminars «Culture and formation», focused on teachers and students of high schools;
- Programs of carrying out of employment «The sky the general for all people» (10-11 classes);
- Programs of carrying out of educational actions «My native Kazakhstan», «Tournament of polyglots», «Tolerance as a condition of stability of a society».
- Methodological grants «Scientific and pedagogical bases of education of the polycultural person means integrative approach “To a question of formation of polycultural competence of schoolboys” which can be used by teachers of all disciplines, class teachers, the tutors who are eager to generate polycultural competence of senior pupils.
Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников
25 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова
25 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института
25 12 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
25 12 2014
4 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
17 12 2014
3 стр.
16 12 2014
3 стр.
17 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова
25 12 2014
3 стр.