Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
О.Н. Данилова
Россия, Владивосток

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
ТИПОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ЗОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОНОГО КОСТЮМА

НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Важной составляющей традиционной дальневосточной культуры служит этнический костюм, формообразование которого обусловлено религиозно-мифологическим мышлением, социокультурными особенностями и заключается в создании целесообразного комплекса изделий, обладающих функциональными и эстетическими качествами. Этнический костюм обеспечивает комфортное существование человека в определенных культурно-бытовых и природно-климатических условиях за счет оптимального набора традиционных изделий из мягких материалов, рациональная конструкция которых повторяет геометрию опорных поверхностей формы тела человека (головные уборы, плечевая и поясная одежда, обувь, дополнения), амулетов и украшений из твердых материалов [3, 4, с. 120; 8, 9, 11, c. 61- 62, 71]. В традиционном костюме особая роль отводится семантическому и эстетическому канонам орнаментальной композиции – закономерностям ритмической, пластической, пропорциональной и цветовой организации зон расположения орнамента внутри геометрической силуэтной формы костюма. Взаимосвязь элементов пространственной композиции костюма подвержена мифологизации, орнаментальные символы служат средством выражения представления этносов об устройстве мироздания [8, c. 8; 10, с. 44, 47].

Применительно к задачам типологического анализа этнического костюма широко распространенный термин «декор» не отражает сути традиционного формообразования, по этой причине автор публикации предлагает ввести в научный оборот понятие «функционально-эстетическое зонирование» (ФЭЗ), позволяющее рассматривать орнаментацию костюма как результат опыта самопознания и эстетической деятельности этносов в условиях адаптации к окружающей природной среде. Термин ФЭЗ употребляется для обозначения устойчивых орнаментальных и конструктивных функциональных членений костюма, являющихся проекцией жизненно важных участков топографической анатомии человека. Гипотеза ФЭЗ костюма основывается на результатах комплексного изучения формообразования телесно ориентированного этнического костюма, представлениях об анатомическом строении и биоэнергетических особенностях человеческого организма [1, 2, 6, 9].

Цель исследования заключается в выявлении закономерностей ФЭЗ традиционного костюма тунгусо-маньчжуров. Источниками для проведения систематизации и типологии признаков формообразования традиционного костюма, выполненного из рыбьей кожи или из привозных текстильных материалов, послужили музейные коллекции костюма тунгусо-маньчжуров XIX-XX вв. из фондов РЭМ, ПГОМ, ХККМ, САШМ, ОГИК музея, видео- и фотоматериалы, публикации в научных изданиях.

Систематизация композиционных элементов проведена в зависимости от назначения и половозрастной принадлежности традиционного костюма. Ранжирование признаков ФЭЗ изделий по степени их значимости в костюмном комплексе выполнено в следующем порядке:



  1. головной убор и дополнения (женская свадебная шапка-капор; мужской промысловый головной убор – шапка, наушники, наголовник);

  2. плечевая одежда и дополнения (женский свадебный халат; женский свадебный съемный воротник-накидка; женский свадебный нагрудник; мужская промысловая куртка);

  3. поясная одежда и дополнения (женские штаны с нагрудником; мужской промысловый фартук, юбка; мужской и женский пояс);

  4. ноговицы (женские, мужские);

  5. обувь (женские чулки, женские и мужские башмаки, сапоги);

  6. перчатки и рукавицы (женские праздничные; мужские промысловые);

  7. нарукавники (мужские промысловые).

В результате структурно-композиционного анализа традиционного костюма тунгусо-маньчжуров установлена взаимосвязь топографической анатомии человека [9] и типовых зон орнаментации костюма.

Головные уборы и дополнения:

проекция ушной раковины акцентирована вертикальными единичными или комплексными спиральными элементами (нанайские женские шапки-капоры, ПГОМ) и зеркально-симметричными композициями (удэгейские, ульчские мужские наушники) [4, c. 97; 5, с. 45, цв. вкл. 4; 11, c. 82, 149];

лицевой и черепной отдел головного мозга акцентирован горизонтальным бордюром параллельных полос, заполненных орнаментом фрагментарно (лицевая часть женский шапки-капора) или сплошным непрерывным бордюром (мужская охотничья шапка) [4, c. 97; 5, с. 78, рис. 8; 11, c. 82];

проекции высшей точки свода черепа соответствует зона прикрепления объемно-пространственного элемента на макушке головного убора – хвост пушного зверька (мужская промысловая шапка) [4, c. 97, 149; 5, с. 78, рис. 8; 11, c. 82], система узлов (ульчская, нанайская женская свадебная шапка-капор, орочская мужская промысловая шапка) [4, c. 96-97; 5, цв. вкл. 2-1;].

мужской наголовник орнаментируется непрерывным вертикальным бордюром вдоль боковых срезов, обрамляющих лицо, по нижнему срезу и сзади, на уровне лопаток, – орнаментом, заключенным в ромб [4, c. 97, 144, 149; 5, цв. вкл. 2].

Плечевая одежда и дополнения:

замкнутая линия, приближающаяся к окружности и проходящая через точки яремной впадины, основания шеи на уровне плеча, через основание 7-го шейного позвонка - соответствует линии оформления горловины (ОГИК музей, инв. № 3032; ПГОМ, МПК 4018-25) (женский свадебный халат; женский свадебный съемный воротник-накидка; мужская промысловая куртка) [4, c. 69, 93, 105, 144; 5, с. 78];

зона расположения орнамента ограничена линией горловины и параллельной окружностью, проходящей через центр грудной кости, акромиальные точки плечевого сустава, через грудной отдел позвоночника (ОГИК музей, инв. № 3032; ПГОМ, МПК 4018-25) (женский свадебный халат; мужская промысловая куртка) [4, c. 69, 144; 5, с. 78]; структурная схема расположения орнаментированных отлетов женского свадебного воротника маньчжурского типа ориентирована на перечисленные точки и перекрывает их) [4, c. 93; 5, цв. вкл.. 5];

смещенная застежка фиксируется на пуговицы, расположенные на передней части одежды в проекциях яремной впадины, в точке углубления под правой ключицей, на уровне подмышечной впадины, на уровне линии талии, на уровне линии бедер (ОГИК музей, инв. № 3032; ПГОМ, МПК 4018-25) [4, c. 74-79, 86, 187; 5, с. 78];

параллельно срезу смещенной застежки проходит наклонный орнаментальный бордюр до пересечения с горизонтальным бордюром, расположенным параллельно нижнему срезу изделия (женский свадебный халат, РЭМ, инв. № 4795-209; ОГИК музей, инв. № 3032; мужская промысловая куртка - ПГОМ, МПК 4018-25) [5, с. 78, рис. 7];

центральная застежка фиксируется на текстильные завязки или металлические пуговицы, расположенные на симметричных половинках передней части одежды в проекциях яремной впадины, в точке середины грудной кости, на уровне линии талии, на уровне выступающей точки живота (ПГОМ, МАК 12084-1, ТУ-2505) [4, c. 91, 165, 234];

параллельно срезу центральной застежки проходит вертикальный орнаментальный бордюр до пересечения с горизонтальным бордюром, расположенным параллельно нижнему срезу изделия (ПГОМ, МАК 12084-1, ТУ-2505) (женский свадебный халат; мужская промысловая куртка) [4, c. 91, 165, 234];

зона Т-образных взаимно перпендикулярных орнаментальных бордюров вдоль линии плеча и по линии заниженной проймы рукава охватывает верхнюю часть плечевого отдела руки и не имеет четко выраженного антропологического соответствия (ОГИК музей, инв. № 3032; ПГОМ, МАК 12084-1, ТУ-2505) [4, c. 85, 109, 145];

трехчастное горизонтальное зонирование и акцентирование грудных желез (нанайский женский свадебный нагрудник) [10, c. 48], по нижнему орнаментальному ярусу нагрудника пришиваются металлические подвески (CАШМ, без номера);

зоны орнаментально-конструктивных горизонтальных членений акцентируют уровень диафрагмы (ОГИК музей, инв. № 3032; ПГОМ, МАК 12084-1, ТУ-2505) (спинка женского халата, мужской куртки) [4, c. 82-83] или соответствуют уровню нижнего среза бытовавшей ранее женской куртки – зона между уровнем талии и уровнем бедер (ульчский женский халат) [5, c. 56, рис. 9];

центрально-симметричная трехъярусная композиция орнаментальной зоны, расположенной на спинке выше горизонтального бордюра соответствует проекции спинного отдела позвоночника (сагиттальная плоскость, ось симметрии), органов дыхания, почек и др. (женский свадебный халат, ульчский мужской праздничный халат, САШМ, № 72/1, 2, 3; ПГОМ, МАК 12084-1, ТУ-2505) [4, c. 114-115];

центрально-симметричная композиция орнаментальной зоны, расположенной на спинке ниже горизонтального бордюра соответствует проекции спинного отдела позвоночника (сагиттальная плоскость, ось симметрии), сакральных точек основания позвоночника, органов мочеполовой системы, нижних конечностей (ОГИК музей, инв. № 3032; ПГОМ, МАК 12084-1, ТУ-2505) (женский свадебный халат, ульчский мужской праздничный халат) [4, c. 82-83, 89, 93, 114-115];

зона между уровнем середины бедра и середины голени акцентирована широким орнаментальным бордюром вдоль нижнего среза изделий (ОГИК музей, инв. № 3032 ) (женский халат; мужская куртка) [4, c. 82-83, 105]; параллельно нижнему срезу дополнительно пришиваются горизонтальные ряды или трех-, четырехчастные группы металлических подвесок, ракушек, пуговиц (удэгейские женские халаты) [4, c. 113-115, 145; 8, с. 73];

зона лучезапястного сустава акцентируется горизонтальным бордюром по низу длинного рукава [4, c. 82-83, 86, 113-115, 165].



Поясная одежда и дополнения:

проекция женских детородных органов в полости малого таза (женские штаны с нагрудником) (САШМ, без номера);

уровень талии (мужской охотничий пояс, САШМ, № 68 [4, с. 144; 11, c.87], женский пояс) [4, c. 81, 106];

зона от уровня талии до уровня колена – проекция органов мочеполовой системы и нижних конечностей (мужской промысловый фартук, юбка) (ХККМ, №№ 117754/3, 7029/Э-5);



Ноговицы:

верхняя часть бедра акцентируется горизонтальным орнаментальным бордюром (мужские ноговицы) [4, c. 91];

уровень лодыжки и голеностопного сустава акцентируется горизонтальным орнаментальным бордюром (нанайские женские ноговицы) [8, цв. вкл.];

Обувь:

участок голени ниже коленного сустава - горизонтальная зона верхней части голенища обуви акцентируется орнаментальным бордюром (РЭМ, инв.№№7007-52, 54; зимняя обувь оторочена мехом (женские чулки, женские и мужские башмаки, сапоги) [4, с. 224-225];

зона в верхней части свода стопы акцентируется треугольной или полуовальной (РЭМ, инв. №№ 7007- 48 а, б, САШМ, без номера) орнаментальной вставкой (мужская и женская обувь амурского типа) [4, с. 224-225];

зона углубления под щиколоткой акцентируется орнаментом (ульчская женская свадебная обувь), стилизованными изображениями животных «подземного мира» (обувь шамана) [5, с. 46, 89, рис. 4-1].



Перчатки и рукавицы:

зона лучезапястного сустава акцентируется горизонтальным бордюром по верхнему срезу перчаток и рукавиц [4, с. 222-223; 5, с. 57; 11, c. 87];

тыльная сторона кисти руки акцентируется зеркально-симметричной композицией на тыльной части изделий (рукавицы, ульчские перчатки) [4, с. 222-223; 5, с. 57];

пальцы кисти руки акцентируются орнаментом (ульчские перчатки) [4, с. 222-223; 5, с. 57];

большой палец кисти руки акцентируется орнаментом на детали, соответствующей большому пальцу (женские праздничные рукавицы; мужские промысловые рукавицы) [11, c. 87];

Нарукавники:

зона лучезапястного сустава акцентируется орнаментированными полосами (ПГОМ, МПК 1895-2 а) (мужские промысловые нарукавники) [4, c. 107].

Элементы орнамента нарукавников свидетельствуют о тесном взаимодействии центральноазиатской, китайской, тюрко-монгольской культур в бассейне р. Амур [5, с. 22, 44-45]. Влияние отдельных элементов костюма амурских аборигенов прослеживается в культуре маньчжуров и китайцев [6, с. 98].

Этнонациональные контакты, возникшие в древности на Дальнем Востоке в результате исторических процессов, способствовали возникновению восточного мироощущения взаимодополняющей связи организма человека и природы, поэтому традиционная культура может рассматриваться как форма биосоциальной адаптации этносов [12, с. 10]. Этнический костюм осознавался как логическое продолжение физической и социальной сущности человека, в процессе создания он наделялся регулирующей и знаково-информационной функцией, чем объясняется комплементарность ФЭЗ традиционного костюма и жизненно важных зон тела человека.

Развитие народных знаний и адаптационно-деятельностной модели дальневосточных этносов происходило на протяжении длительного времени на основе общих региональных генетических и этнокультурных связей, локальные историко-культурные закономерности сформировались в зависимости от хозяйственно-культурного типа и социально-производственного опыта [6, c. 94; 12, c. 8]. Проблема адаптации человека к условиям окружающей среды, сохранения здоровья, регуляции энергетических и физиологических основ жизнедеятельности наиболее полно и глубоко представлена в философско-медицинском учении традиционной восточной медицины, возникшим более 5000 лет назад на Тибете и получившим широкое распространение в культуре Восточной Азии [1, 2, 7, 9]. Практические достижения восточной медицины получены путем воздействия на биологически активные точки (БАТ) с помощью различных приемов. Китайские врачи установили, что поток наибольшей жизненной энергии сконцентрирован в области лучезапястного и голеностопного суставов – зона расположения дистальных БАТ общего назначения, воздействие на которые имеет универсальное значение для установления баланса в организме, позволяет успокоить эмоции, выводит токсины, улучшает физическое состояние человека. Точки эмоционального равновесия сконцентрированы на верхней части шеи и груди, на плечевом поясе, под ключицей [2, с. 16, 88-89, 172, 201, 228] – именно в этой зоне расположены композиционный и психологический центры традиционного костюма. Комбинация точек, расположенных на макушке, с обеих сторон задней поверхности шеи и на основании копчика (позвоночника) способствует гармонизации тела, восстановлению биоэнергетической связи, циркулирующей по позвоночному столбу. Визуализация и массаж этих зон укрепляет все тело, способствует избавлению от депрессии, появлению ощущения увеличения внутренней силы, помогает побороть страх, концентрирует накопление унаследованных от предков талантов, восстанавливает половую функцию [2, с. 28, 81, 108, 139, 203].

В композиции орнамента традиционного костюма и принципах составления рациональной рецептуры БАТ прослеживаются общие закономерности: акцентирование и сочетание зон расположения универсальных точек общего действия; согласованность композиции бордюров и орнаментальных элементов на всех частях традиционного костюма (проекции отдаленных точек на поверхности тела человека); симметричность расположения орнаментальных композиционных элементов; единство и согласованность композиционного решения традиционного костюма спереди и сзади (сочетание точек передней и задней поверхности туловища и конечностей для усиления терапевтического эффекта);

перекрестное направление движения композиционных элементов (энергетические потоки проблемы в верхней части тела - воздействие на точки левой половины и наоборот).

Таким образом, целостность и гармоничность композиционной организации традиционного костюма дальневосточного региона достигается благодаря проекционной взаимосвязи зон расположения орнамента и жизненно важных участков тела человека. Установленные закономерности ФЭЗ и эстетические нормы формообразования традиционного костюма обусловлены топографической анатомией биоэнергетической системы организма человека. Дальнейшая перспектива расширения и конкретизации понятия ФЭЗ заключается в исследовании типологии цветовой гармонизации традиционного костюма.


Список литературы
1. Акира Ю. Шиацу – японский точечный массаж. – СПб.: Питер, 2006. – 96 с.

2. Гэш М. Точечный массаж надежный способ избавиться от физической боли, уменьшить стресс и снять напряжение. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 304 с.

3. История и культура ульчей в XVII-XX вв. Историко-этнографические очерки. – СПб.: Наука, 1994. – 177 с.

4. Краски земли Дерсу / Под ред В.С. Шевчено. – Хабаровск: Кн. Изд., 1982. – 276 с.

5. Кочешков Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина XIX-XX вв./ Н.В. Кочешков. – СПб.: Наука, 1995. – 150 с.

6. Кочешков Н.В. Типология традиционной культуры народов Северо-Восточной Азии (XIX – середина XX в.). – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та. – 168 с.

7. Ким Вон Дин. Комплексная рефлексотерапия. – Ростов-на-Дону: Феникс; ISRADON, 2005. – 352 с.

8. Мельникова Т.В. Традиционная одежда нанайцев (XIX-XX вв.). – Хабаровск, 2005. – 220 с.

9. Молостов В.Д. Акупрессура.– М: ЭКСМО, 2008. – 640 с.: ил.

10. Киле А.С., Титорева Г.Т. Искусство нанайцев. – Хабаровск: «Российский Медиа Альянс», 2004. – С.40-50.

11. Перекрестки континентов. Культуры коренных народов Дальнего Востока и Аляски: каталог выставки. – М.: АНЦ, Вашингтон, РИКПН, Москва, 1996. – 112 с.

12. Подмаскин В.В. Народные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов: проблемы этногенеза и этнической истории. – Владивосток: Дальнаука, 2006. – 540 с.


Список сокращений
ГАХК - Государственный архив Хабаровского края.

РЭМ - Российский этнографический музей.

ОГИК музей - Омский государственный историко-краеведческий музей.

ПГОМ - Приморский государственный объединенный

музей им. В.К. Арсеньева.

ХККМ - Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова.



САШМ - Сикачи-Алянский школьный музей ХККМ.

Типология функционально-эстетического зонирования традиционого костюма народов дальнего востока

Взаимосвязь элементов пространственной композиции костюма подвержена мифологизации, орнаментальные символы служат средством выражения представления этносов об устройстве мироздания

108.54kb.

15 10 2014
1 стр.


Кафедра фармакогнозии и ботаники Список публикаций проф. Степановой Т. А.

Практика и перспективы использования викарных видов лекарственных растений Дальнего Востока [Текст] / Т. А. Степанова, Г. Я. Мечикова, А. Е. Будо, [и др.] // Наука и природа Дальне

68.36kb.

14 12 2014
1 стр.


Етылин В. М. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера: куда ведёт нас хорей?!

Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за последние двадцать лет, результаты их деятельности, особенности их функционирования в современных условиях. Брошюра получила большой обществ

427.66kb.

25 12 2014
3 стр.


Программа межрегиональной научно-практической конференции

«Проблемы возрождения, сохранения и развития этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»

217.71kb.

26 09 2014
1 стр.


Транспортный комплекс сибири и дальнего востока

Транспортный комплекс Сибири и Дальнего Востока/Под ред. В. С. Никифорова. Учебное пособие. – Новосибирск: фгоу впо «нгавт», 2010. — с

3123.39kb.

10 09 2014
14 стр.


Бэрд т. Сполдинг жизнь и учение мастеров дальнего востока том I

Представляя читателю «Жизнь и учение Мастеров Дальнего Востока», я должен сказать несколько слов о том, как появилась на свет эта книга

4331.86kb.

12 10 2014
23 стр.


Успех ориентализма: Французская школа Дальнего Востока

В наше время она пользуется во всем мире и, в частности, На Дальнем Востоке, самой прочной репутацией благодаря качеству проводимых здесь исследований и замечательному вкладу в изу

36.01kb.

14 09 2014
1 стр.


Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ

Работа выполнена в отделе этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии на

577.73kb.

15 10 2014
4 стр.