Перейти на главную страницу
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора филологических наук
Научный консультант: доктор филологических наук
Матвеева Руфина Прокопьевна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
Кузьмина Евгения Николаевна
доктор филологических наук
Козлова Наталья Константиновна
доктор филологических наук
Кляус Владимир Леонидович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Защита состоится «___» _________ 2010 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 003.027.02 при Учреждении Российской академии наук Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского научного центра СО РАН (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6).
Очевидна потребность восполнить существующий пробел. Из этого вытекает актуальность исследования. Последние годы тема телесности была предметом исследования многих гуманитарных наук. В фольклористике же комплексного анализа на подобную тематику еще не проводилось. Поэтому назрела необходимость систематизации мотивов состояний. Актуальным для фольклористики стало создание методики анализа мотивов состояний, одним из принципов которой является описание контекста. Другой принцип – интегрированный подход, выраженный в соединении данных различных гуманитарных наук (фольклористики, этнографии, культурологии, социолингвистики, психологии) – способствует более полному анализу мотивов состояний. Эти принципы дали возможность вычленить представления о человеке, спроецированные в русском фольклоре. Диссертационная работа не отходит от традиционных предметов исследования сказковедения (мотив, сюжет, функциональные типы персонажей), а вносит свой вклад в их изучение с позиции мотивов состояний.
В работах других ученых, посвященных разнообразным проблемам, рассматриваемым на материале волшебных сказок, мотивы состояний исследуются в еще меньшем объеме, вплоть до характеристики одного мотива. Самым популярным можно считать мотив эмоций (ему посвящены работы В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, П.Г. Богатырева, Р.П. Матвеевой-Арефьевой, Т.Г. Дмитриевой, Л.А. Астафьевой), но и его нельзя назвать изученным в полной мере. Другие мотивы состояний (оборотничество, маскарад, неподвижность, размеры тела) лишь упоминаются в трудах ученых, не становясь специальным предметом их исследований. Мотивы состояний тем или иным образом затрагивались и в исследованиях, посвященных другим фольклорным жанрам. Большее внимание сосредоточено на проблемах психологизма и смежных с ним явлениях.
К сожалению, многие мотивы состояний оказались за рамками научных интересов фольклористов. Поэтому для тщательного анализа в диссертационном исследовании активно привлекались работы по традиционной культуре (это вторая группа). Они связаны как с телом человека, так и с разнообразными предметными реалиями. Следует отметить две монографии: «Антропология женского тела в славянской традиции» (М., 2001) Г.И. Кабаковой и «Состав человеческий: человек в традиционных соматических представлениях русских» (СПб., 2001) Н.Е. Мазаловой.
Для формирования системного подхода использовались исследования по лингвистике и психологии В.И. Шаховского, Г.Е. Крейдлина, И.А. Диневич, Н.Г. Архиповой, М.Л. Ковшовой (третья группа работ). Для качественного анализа мотивов ощущений и эмоций в русских народных волшебных сказках использовались исследования двух научных областей: психологии ощущений и психологии эмоций (четвертая группа работ).
Русская народная волшебная сказка является сложным организмом. Мотивы состояний – одна из ее составляющих, важная для сюжетостроения. Сложность группы мотивов состояний заключается в отражении комплексного знания русского народа о человеке и об окружающем его мире (сквозь призму мифологии, традиционной культуры, уклада жизни, этнопсихологии). Причем это отражение демонстрирует специфику жанра волшебной сказки.
В фольклористике существуют разные точки зрения на мотив и на его природу. Наиболее объективным нам представляется взгляд на эту глобальную проблему Б.Н. Путилова. Мотив, по его мнению, «может быть сведен к сочетанию субъект – действие (состояние) – объект. При этом мотив полностью не изолирован, он состыковывается с другими мотивами как семантически, так и конструктивно»1. В другой работе Б.Н. Путилов выделяет следующие типы мотивов: «<…> в эпическом сюжете происходит непрерывное чередование мотивов-ситуаций, мотивов-речей и мотивов-действий. К ним можно было бы еще добавить мотивы-описания, которые соседствуют с мотивами-ситуациями и действиями и нередко как бы переливаются в них, и мотивы-характеристики, которые не являются, как правило, собственно сюжетообразующими, хотя содержательная роль их несомненна <…>»2.
Для диссертационного исследования была разработана методика анализа мотивов состояний. Ее особенность – наличие контекста: мотивы описаны в их окружении. Предшествующие тому или иному мотиву состояния, а также следовавшие за ним весьма значимы для анализируемого мотива. Этот подход помог тщательнее исследовать особенности мотивов состояний. Критериями при их анализе были следующие позиции. Во-первых, это типы персонажей, задействованных в том или ином мотиве: 1) субъект, от которого исходит инициатива пребывания в состоянии; 2) субъект, способствующий возникновению состояния; 3) субъект состояния; 4) субъект, благодаря действиям которого состояние завершается. Во-вторых, это характеристики состояний: 1) добровольность / невольность; 2) предшествующее состояние; 3) действие, благодаря которому появляется новое состояние; 4) продолжительность; 5) наличие или отсутствие возвращения к исходному состоянию.
Методика анализа мотива эмоций несколько отличается от представленной выше в силу специфики самого мотива. В эмоции как акте фигурируют следующие типы персонажей: 1) субъект, способствующий возникновению эмоции; 2) субъект, испытывающий эмоцию; 3) субъект, на которого эмоция направлена; 4) субъект, способствующий прекращению эмоции, или субъект, описание действия которого сменяет описание эмоции. В некоторых случаях те или иные типы субъектов отсутствуют. Это объясняется особенностью функционирования мотива.
В диссертационном исследовании под состоянием подразумевается ряд режимов жизнедеятельности персонажей. Они имеют не только сходство, но и различие с режимами жизнедеятельности людей в реальности. Следует оговорить и то, состояния каких именно персонажей рассматриваются в работе. Это персонажи, имеющие человеческую природу (их большинство), а также разнообразные представители иного мира, которым временно или постоянно приписывается человеческая внешность. Состояния персонажей-животных (сивки-бурки, серого волка и пр.) и персонажей-предметов (говорящих гуслей, костыля и пр.) упоминаются по мере необходимости (в большинстве случаев как субъекты, способствующие возникновению или прекращению состояния; в качестве субъектов состояния практически не рассматриваются).
Исследователи отмечают, что не все персонажи сказок укладываются в существующие функциональные типы. Кроме традиционно выделяемых (герой, помощник, антагонист, даритель), в диссертационном исследовании обозначены и другие типы персонажей. Они не всегда важны для сюжетостроения, скорее, работают на создание образа героя, служат неким фоном. Необходимость их описания вызвана тем, что если им самим не всегда приписываются состояния, то они часто задействованы в создании или прекращении состояний ведущих типов персонажей. Для анализа мотивов состояний возникла необходимость сформировать классификацию. В ее основу положены два важных критерия – пол и принадлежность к положительным или отрицательным группам персонажей. В результате обозначены следующие типы: 1) второстепенный положительный персонаж мужского пола, 2) второстепенный отрицательный персонаж мужского пола, 3) второстепенный положительный персонаж женского пола, 4) второстепенный отрицательный персонаж женского пола. К положительным персонажам приравнены нейтральные на том основании, что они не причиняют и не пытаются причинить вред герою (героине).
Деление персонажей на положительных или отрицательных производится с позиции их отношения к герою (героине) или другим типам ведущих положительных персонажей (царевне, помощнику). У иных типов их причастность к группе положительных или к группе отрицательных персонажей не зависит от их отношений с другими. Зло, специально или случайно производимое героем или героиней, не переводит их в разряд отрицательных персонажей (например, если герой убивает побратимов в наказание за измену, появление падчерицы становится причиной гибели мачехи). Они положительные априори. Другие типы персонажей могут менять свою принадлежность к группе. Сестра героя в начале сказки не вредит брату, но в середине повествования вдруг становится антагонисткой. Для перемещения из группы положительных в группу отрицательных персонажей, как правило, нужен другой персонаж, принадлежащий к той группе, в которую происходит перемещение (антагонист вступает в любовную связь с сестрой героя, и она начинается вести себя как антагонистка). Для анализа мотивов важно то, в какую именно группу (положительных или отрицательных персонажей) в момент анализируемого состояния входит персонаж.
Народная волшебная сказка, имеющая корни в мифологии, отразившая уклад жизни русских, свойственным ей образом воспроизводит эти явления. Мотивы состояний имеют аналогию с предметами исследования гуманитарных наук. Привлечение их данных дает возможность еще точнее определить специфику волшебной сказки как жанра. Многосторонний анализ мотивов состояний предполагает поиск возможных сходств и отличий. Важно выявить сходство и отличие представлений о человеке в сказке с представлениями о человеке в традиционной культуре и науке.
Указанная цель обусловила следующие задачи:
Анализировались и русские народные волшебные сказки Дальнего Востока (преимущественно второй половины XX в.). Эти тексты вошли в сборники, посвященные дальневосточному фольклору. Исследовались также дальневосточные сказки, включенные в тематические сборники сказок Сибири. В научный оборот введены материалы из архива кафедры истории русской литературы Института русского языка и литературы Дальневосточного государственного университета (Дальневосточного федерального университета), собранные в Приморском крае во второй половине XX – начале ХXI вв.
Вся перечисленная литература привлекалась для анализа четырех групп мотивов: телесных признаков; особых состояний тела; изменений внешнего облика; ощущений и физиологических потребностей. Для группы мотивов эмоций была сделана специальная выборка текстов. Это связано с высокой популярностью мотива. Были отобраны 18 сборников сибирских и дальневосточных волшебных сказок и фольклорных материалов, а также материалы архива кафедры истории русской литературы Института русского языка и литературы Дальневосточного государственного университета (Дальневосточного федерального университета). Поскольку сборники по месту фиксации количественно преобладают над другими типами сборников, их было отобрано больше, чем тематических или составленных из текстов, записанных от одного сказочника.
Научная новизна. В диссертационной работе получен принципиально новый результат. Заявлено о существовании большой группы мотивов состояний, на материале русских народных волшебных сказок произведен ее анализ. Новизна научного исследования состоит также в том, что к анализу фольклорного материала одновременно привлечены данные нескольких гуманитарных наук, в том числе и тех, к которым прежде фольклористы не обращались (психологии эмоций и общей психологии). Анализ воплощения реальности через две составляющие – состояния тела и души – дал возможность осмыслить такие основополагающие понятия, как мотив, сюжет и типы персонажей, а также выявить особенности формирования и развития сказки с позиции мотивов состояний.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе авторской методики произведена систематизация и классификация недостаточно исследованных мотивов. В результате получена система, позволившая через анализ мотивов состояний выявить особенности сюжетостроения, создания образов персонажей и взаимосвязь мотивов русской народной волшебной сказки. Выполнена детальная дифференциация понятийной категории мотив на примере мотивов состояний. Данное исследование послужит основой для создания объективного указателя мотивов состояний. На примере данной диссертационной работы возможно выполнение аналогичных исследований (на материале различных фольклорных жанров русских, а также других народов; на материале произведений художественной литературы). Диссертационное исследование может оказать влияние на развитие смежных гуманитарных дисциплин (литературоведения, этнографии, социолингвистики, культурологии, этнопсихологии).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Работа выполнена в отделе этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии на
15 10 2014
4 стр.
Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 3 класса о русских народных сказках
24 09 2014
1 стр.
Анализ показывает, что рефлексия выступает как деятельность самопознания, осмысления и осознания человеком своих психических состояний, действий, а главное
14 12 2014
1 стр.
Всероссийский конкурс исполнителей на русских народных инструментах им. М. А. Матренина
07 10 2014
1 стр.
Методологические основы системы страт менеджмента. Системный подход в стратегическом менеджменте
23 09 2014
5 стр.
Цель: познакомить с фольклорными традициями, национальным колоритом и самобытностью адыгского устного народного творчества; развивать представление о народных сказках, легендах,
09 09 2014
1 стр.
Исследованы и выявлены особенности эволюции и перспективы развития архитектуры народных художественных промыслов. Рассмотрены теоретические и исторические предпосылки народного рем
25 12 2014
1 стр.
Благодаря переводу открываются широкие возможности во всех областях жизни: осуществляются контакты литературы и культуры разных народов, с помощью перевода народы решают актуальные
25 12 2014
1 стр.