Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
УДК 72.035:725

К. К. Арынов
Истоки народных художественных промыслов Казахстана
(Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана)
Исследованы и выявлены особенности эволюции и перспективы развития архитектуры народных художественных промыслов. Рассмотрены теоретические и исторические предпосылки народного ремесла – проведены обзор и анализ теоретических и научных трудов в области народного прикладного ремесла.
Халық көркем қолөнері сәулеті дамуының келешегі мен эволюциялық ерекшеліктері зерттелініп анықталды. Халық ісмерлік қолөнердің теориялық және тарихи алғы шарттары қарастырылды – халық ісмерлік-қолданбалы өнер саласындағы теориялық және ғылыми еңбектерге шолу мен талдау жүргізілді.

Выявление особенностей эволюции и перспектив развития архитектуры ремесленных центров невозможно без изучения истоков и традиций народного прикладного ремесла, без учета этно-эстетических и социальных особенностей конкретной местности.

В данной статье рассматриваются теоретические и исторические предпосылки исследуемой темы в следующих направлениях:

- анализ теоретических и научных трудов в области народных художественных промыслов южных областей Казахстана и ряда областей России, Узбекистана и Киргизии;

- исторические и теоретические предпосылки существования и развития ремесленных центров, форм и методов подготовки кадров в области народного прикладного ремесла.

Истоки казахстого народного прикладного искусства уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствуют памятники эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана: керамические изделия с геометрическим орнаментом, изделия из кости, украшения из меди, бронзы и золота. Среди них бронзовая крестообразная пластина с закругленными краями из могильника Сангуру 1. Ее форма напоминает розетку, встречающуюся в композициях казахских войлочных ковров. На других изделиях отражены мотивы астрального круга – символа небесных светил, огня и неба – верховного божества (по-тюркски – кок тэнгри), по народным поверьям, оберегающего жизнь человека [1, 6].

Казахское искусство унаследовало многие традиции художественной культуры скотоводческих племен и сохранило их до наших дней, творчески переработав и обогатив новыми мотивами [1, 7].

Казахские ремесла охватывают обширную область народного творчества и подразделяются на мужские и женские виды. Мужские ремесла, особенно бытовавшие до революции, были связаны в основном с экономической сферой. Мужчины изготовляли хозяйственные инструменты, вооружение: фитильные ружья, сабли, делали седла, все убранство коня, ювелирные украшения, занимались резьбой по дереву, кости и камню, выделывали кожу и изделия из нее украшали теснением, сапожничали и т.д. Женские ремесла, связанные с бытом семьи, во многом сохранились и бережно развивались народными мастерицами. Они обрабатывали шерсть, делали войлок, постилочные ковры, занимались ткачеством, шитьем и вышивкой. Как правило, работали группами при изготовлении войлочных, ворсовых, безворсовых и шелковых ковров и т.д. Групповая работа казахских мастериц сохранилась до сих пор, в частности на юге Казахстана ворсовые ковры женщины ткут группами, передавая свое мастерство молодым [1].

В эпоху бронзы была развита резьба по кости. В поселении Шортанды-Булак в Каркаралинской степи обнаружены миниатюрная полированная пуговица полусферической формы, трубчатая кость лошади с резным орнаментом из ромбов и треугольников, пластинка с резьбой по бордюру двух рядов мелких треугольников и солярного круга в центре. Из находок уникален циркуль, которым размечался орнамент. На краях инструмента нанесена резьба также в виде двух рядов треугольников с чередованием вершин то вверх, то вниз. Такой же рисунок встречен на обломках костяных рукоядок. Большой художественный интерес представляют костяные резные застежки, найденные в Алексеевском поселении под Кустанаем. Эти памятники являются прототипами более позднего искусства [1, 7].

Есть основания полагать, что народное искусство Казахов находилось в генетической связи с искусством саков, уйсуней, гуннов и других древних племен, населявших в древности территорию Казахстана. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у Казахов.

Известно, что Казахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна, которые в огромном количестве открыты в Центральном Казахстане, в горах Каратау и Мангышлака. Эти рисунки казахи называют тулпар тас – камень скакуна. Алб-Бируни и Казвини отмечали, что этим рисункам поклонялись огузы и кипчаки [2]. Изображение копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мовзолеев Центрального Казахстана, например, мавзолея Келин-там на реке Кенгир (ХIII век).

Волк – один из тотемов саков и тюрко-монголов. В честь волка у тюрко-монгольских племен проводились конные состязания. У казахов бытовала конно-спортивная игра «кок-бори» - «сери волк». Позднее она стала называться «кок-бар».

Известно, что знамена Тюркского каганата украшались волчьей головой. Изображения знамен в виде волчей головы сохранились до наших дней на наскальных гравюрах. Копия одной из них, найденной в горах Курдая, экспонируется в ГМИ Казахстана им. А. Кастеева. Изображения волчьей головы часто встречается на художественных изделиях казахов ХVIII – XIX веков.

Олень приносил счастье и благополучие, указывал путь странникам. И не случайно олень часто изображался в виде золотых фигур многими поколениями древних мастеров. Культ оленя сохранился у казахов до наших дней. Рога оленя, как и барана, являются основными мотивами в их орнаменте [3, 6].

Костюмы казахских племен раннего средневековья, описанные в китайских источниках, по своей форме сходны с сакскими, например, военный плащ. У казахов подобный плащ называется кебенек.

Из открытых в Пазырыкских курганах памятников для нашей работы наибольший интерес представляют войлочные изделия: ковры и небольшие коврики, настенные украшения, попоны для верблюдов и т.д. В изготовлении ковров и других изделий, служивших украшением летнего жилища (шатра), широко применена аппликация – прием наложения на войлок или ткань орнаментальных фигур из разноцветных кусков материи, кожи или ярко окрашенного в разные тона войлока. Исследователи подчеркивают, что аппликация – древнейшая и основная техника в искусстве степных племен, существовавшая с древних времен и сохранившаяся до наших дней [1, 3].

На пятом Пазырыкском кургане найдены большие размеры (4,5х6,5 м) войлочных полотнищ с аппликацией, напоминающие узуки – войлочные покрытия юрты казахов. На одном войлочном полотнище изображены персонажи древнешаманской легенды – мифические птицы (у М.П.Грязнова - феникс) и всадники на крылатых конях. Существование у казахов мифов о кентаврах впервые отметил Б. Залесский. Согласно мифу, кентавры – это образы предков, которые оберегали, защищали домашний очаг, детей. В старину предметы с изображением предков существовали также в жилищах казахов [1, 2].

На другом войлочном полотнище из Пазырыкских курганов изображен верховный шаман (у М.П. Грязнова - богиня), который держит в руках цветущую ветвь – священное дерево жизни. В казахском прикладном искусстве мотив миртова дерева ассоциировался с моделью мироздания и воспринимался как оберег, предохраняющий жилище от злых духов.

В Пазырыке сохранились остатки одежды: меховых кафтанов (верх одного из них выделан в виде мозаичного узора), войлочных плащей, сшитых в два слоя, замшевых халатов, один из плащей был длинный и просторный, другой – короткий, из тонкого войлока – фетра. Отдельные виды казахской верхней одежды, например, меховые шубы, плащи из войлока по типу сходны с одеждой из Пазрыкских курганов. Сходство прослеживается также в войлочных чулках с узором по верху (у казахов такие чулки назывался байпак), островерхой шапкой из плотного войлока, бытующей у казахов до наших дней [1].

Определенные черты сходства в изготовлении предметов домашней утвари можно проследить на примере кожаных чехлов с аппликацией, покрывал, сум, фляг. Здесь же встречены изделия из кожи с тиснением. Среди них кожаные коврики, пояса с подвесными футлярами для кинжалов, ножа и огнива. Пояса украшены накладными серебряными бляхами. Такими бляхами украшались парадные пояса и позднее у тюрко-монголов и в частности у казахов.

При раскопках Пазырыкских курганов найдены украшения конской сбруи. Это вырезанные из дерева и обложенные золотым листом фигурки барана, лощади, мифического орла (грифона), головы волка и т.д.

Ювелирное искусство достигло высокого развития у степных скотоводов. Из бронзы отливали в круглой скульптуре птиц и животных. Кроме литья, применялись чеканка, гравировка, штамповка. В ювелирном искусстве использовался прием плакировки – обкладки изделия тонким листом из золота [1].

С культурой Пазрыкских курганов тесно связан один из интересных памятников Алтая – курган Шибэ на реке Урсуле. В нем найдены остатки войлочных ковров, которыми были драпированы стены склепа. По технике исполнения им аналогичны казахские сырмаки и тускиизы. На одном из них – с черно-белым фоном – широкий бордюр с фигурками, вырезанными из синего, желтого и ярко-красного войлока. В центре ковра на белом фоне нашиты вырезанные из синего и красного войлока профильные изображения головы тигра [1].

К наиболее интересным памятникам Шибэ относятся украшения седла из роговых пластинок, покрытых накладным золотом. С.В. Киселев писал, что это «части некогда сверкавших золотом изображений, украшавших кожаные чепраки, покрышки седел, нагривные чехлы и др.».

М. П. Грязнов и С. В. Киселев отметили, что «узоры на них чрезвычайно близки к современным орнаментам алтайцев, казахов и тянь-шанских киргизов…» [4]. Их местное происхождение доказывается тем, что они встречаются и на других изделиях – не только на отдельных чепраках, но даже на технически сложной инкрустации золотом по железу.

В виде головы хищника, клюва и лапок сокола вырезаны деревянные сбруйные украшения. Все эти мотивы встречаются и теперь в казахском орнаменте [1].

Изделия, найденные в курганах Курая, Туяхты и Караколя, находящихся недалеко от кургана Шибэ, украшены орнаментами, мотивы которых сохранились у казахов и алтайцев. Шелковое покрывало из Курая длиной полтора метра, шириной до девяноста сантиметров сверху было расшито золотыми бляшками. Подобными металлическими бляшками украшались головные уборы невесты у казахов [5].

Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периода которого характерен реалистический образ животных. Они изображены в агрессивной и оборонительной позах. Дальнейшее развитие искусства идет по пути стилизации. Изображение животных постепенно превращается в орнаментальные мотивы [1].

Для архаического этапа сакского искусства (VII-VI вв. до н.э.) характерны изображения животных: горного козла, архара, оленя, хищников – в статичной позе [1].

Богаты Тасмолинские находки. Среди них обнаружены уздечные бляшки в виде спирально-вихревых розеток. Этот мотив через два с лишним тысячелетия мы вибез каких-либо существенных изменений в числе основных видов декора ювелирных изделий у казахских мастеров-зергеров.

В кургане Нурмамбет 1 найдены бронзовые накладки, одна из которых сердцевидной формы. Подобные сердцевидные фигуры до сих пор сохраняются в казахском и каракалпакском орнаменте. Орнаментом в виде запятых, характерным для искусства сакских племен, украшен кинжал из погребения Нурмамбета IV.

В памятниках VII-VI веков до нашей эры прослеживаются элементы полихромного стиля: инкрустация, вставки самоцветов или бирюзы, орнамент, выполненный зернью.

В погребениях Чиликти найдены предметы, инкрустированные бирюзой и орнаментированные мелкими шариками – зернью. Это предмет в виде орлов, оленей, птиц, обоймица для ремня, подвеска и т.п.

Яркие памятники звериного стиля открыты в кургане Иссык под Алматы. Головной убор и одежда погребенного «золотого человека» украшены бляхами и пластинами. Головной убор – высокая коническая шапка – убран нашивными фигурами барсов, пластинами в виде горы. В налобной его части – протомы двух крылатых и рогатых коней. Они вырезаны из дерева и покрыты золотым листом. Венчает головной убор миниатюрная литая статуэтка архара. В символическую композицию головного убора входят стреловидные пластины в виде крыльев птицы, рельефные бляшки в виде тигров, птиц, пластинки геометрической формы и т.д.

Куртка и сапоги погребенного сплошь, как и Котандинской кожанный кафтан, обшиты фигурными бляшками. Ворот, борта и полы куртки украшены бляхами в виде львиных голов. Особой красотой отличаются кинжал и ножны. На обеих сторонах кинжала тонкие золотые пластины с рельефным изображением зверей: волка, архара, зайца, сайгака, горного козла, змеи и т.д. На вершине кинжал оформлен в виде голов грифонов. Ножны его украшены накладными бляхами с изображением оленя и лошади.

В кургане Иссык встречены золотая серьга с зернью и подвесками из бирюзы, обоймы цилиндрической формы с рельефным изображением головы тигра и т.д. В украшениях «золотого человека» прослеживаются все виды ювелирной техники: литье, ковка, чеканка, гравировка, штамповка, плакирование. В памятниках кургана Иссык практически не встречена инкрустация камнями, это позволяет отнести захоронение к IV веку до н.э.

Большой интерес представляют и памятники, случайно найденные около города Иссык и известные под называнием Иссыкский клад. Своеобразен жертвенник в виде круга с невысокими бортами, на котором расположены скульптурные фигурки человека и лошади [1].

В Центральном Казахстане в долине реки Аксай, правого притока Атасу, находится группа «с усами». При раскопках одного из них обнаружена ажурная бронзовая пластина с изображением единоборства двух жеребцов.

Сравнение древних и современных материалов позволяет говорить о том, что «некоторые орнаментальные мотивы искусства древних саков и других близких к ним племен сохранились в народном узоре казахов и киргизов вплоть до наших дней».

Традиции стилизованного изображения животных в казахском орнаменте отмечал С.М. Дудин. Он зарисовал орнамент ковра со стилизованным изображением горного козла.

На Мангышлаке, в Центральном Казахстане и в горах Тарбагатая широко распространены каменные изваяния барана, до сих пор почитаемые и бережно охраняемые. Сакские изображения баранов известны в виде выступа на ручках керамической посуды в группе памятников Келесской степи, на бронзовом рельефе Амударинского клада, украшениях узды из кости и резного дерева из Пазырыкских курганов. Баран, один из главных тотемов, олицетворял могущество и силу власти [1].

Памятники искусства кипчаков и каракулов были найдены при раскопках городищ Южного, Центрального Казахстана и Семиречья. При многолетних исследованиях здесь найдена своеобразная керамика, по технике изготовления и стилистическим приемам сходная с керамикой западных кипчаков, оставивших следы своего пребывания в Саксине (Воложское низовье), Сурухане и Саркеле.

Большую художественную ценность представляют орнаментированные блюда и чаши, кувшины грушевидной и яйцевидной формы, посуда с узким горлом. Для них характерны графичность и рельефность росписей [1].

Искусство Кипчаков, каракулов, караханидов и огузов, развивавшееся в Казахстане в течение нескольких веков, является одним из истоков художественной культуры казахского народа. Казахское искусство унаследовало многие традиции художественной культуры скотоводческих племен и сохранило их до наших дней, творческим переработав и обогатив новыми мотивами.



Ремесла и торговля Ремесло. Одной из важнейших отраслей производства как в кочевой, так и в оседло-земледельческой среде было ремесло, обеспечивавшее население предметами первой необходимости. Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество [6].

Одна из наиболее древних отраслей производства – обработка кожи и шерсти. Обычно каждый кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине существовали мастера, специализирующиеся в этом ремесле и руководившие общей работой, например, при валянии войлока. Степняки производили из войлока различные предметы, начиная с покрытия для юрты кончая деталями одежды. Из войлока сшивались чулки внутрь сапог, колпаки, а также потники для лошадей. При осаде городов в покрытых войлоком стенах застревали стрелы врагов.

Жители небольших поселков, окруженных валами, засыпали войлочные прокладки в валы, благодаря чему соленая вода не разъедала укрепления. Из обработанной кожи кочевники шили верхнюю одежду, а также изготовляли посуду [7].

Для сооружения каркасов юрт и повозок существовала особая группа ремесленников, живших в местах, изобилующих подходящими породами дерева - ивой и березой. Используя различные станки для выпрямления заготовок, сверлильные станки, ремесленники собирали основы юрт и продавали их, либо обменивали на продукты или скот. Зачастую они работали на заказ. Отдельные части юрт и повозок украшались резьбой по дереву [8].

Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В V в. тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом. В эпоху Тюркского каганата функционировали рудники в горах Балабуркутты, Вахты и Мыржык в Центральном Казахстане [8].

В окрестностях Каркаралы были обнаружены рудники Темирчи, Кызырай, Коныспай и Арзыкул. Железо добывалось также и в Баянауле. Центром медеплавления был бассейн реки Жезды, где находился город металлургов - Улыбакыр - "Великая медь". Олово добывалось и выплавлялось в основном в Восточном Казахстане, в Калбинских и Нарымских горах, а также на реке Ишим и в Кокшетау. Крупнейшими центрами золотодобычи были районы Степняка и Майкаина. Места золотых приисков считались собственностью хана и ревниво оберегались от чужеземцев - здесь даже запрещали проводить караваны [1].

Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихромного стиля, выработанного здесь в III-II вв. до н.э. Характерной его особенностью являлись инкрустация металлической (золотой, серебряной или бронзовой) пластины вставками цветных камней, перегородчатые эмали, окруженные узорами из зерен в виде треугольников и ромбов. В полихромном стиле изготовлялись пряжки, бляхи, накладки для стремян, пояса, серьги и другие украшения.

В период тюркского каганата высокого развития достигает резьба по камню и кости. К этому времени относится широкое распространение каменных изваяний. Особенно большие группы изваяний располагались в Жетысу, Центральном и Западном Казахстане и принадлежали карлыкам и кыпчакам. Ранние из них схематичные и плоскостные, поздние - близки к объемной скульптуре. На них проработаны черты лица, детали одежды, прическа, оружие, пояса, украшения [9].

Ремесленник в кочевой общине обычно перемещался вместе с аулом, имея небольшую мобильную мастерскую. В обмен на изготовляемые предметы он получал скот и продукты. Металлурги и кузнецы жили обычно оседло, небольшими поселениями, но тем не менее продолжали оставаться членами общины, из которой происходили.

В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Из железа производили различные инструменты, гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники для стрел и копий. Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом в степи. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в средние века.

Торговля. Древнее население Казахстана имело торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.

Большая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях -Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Находки привозных изделий - бусы из перламутра, лазурита, кораллов - встречаются в городах долины Шу и Таласа [1, 9, 10].

Отдельные города специализировались на изготовлении и торговле теми или иными предметами. Оживленно шла торговля между городами и степью. Население оазисов и городов покупало лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные продукты, в обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду.

Денежное обращение. Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей [10].

Монеты туркешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на лицевой стороне они имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду с согдийским письмом "Туркещ кагана теньга" или "тюркского небесного хана теньга". На внутреннем рынке использовались медные монеты - самое массовое средство обращения и платежа, а в качестве валюты при международной торговле - серебряные монеты, являющиеся также средством накопления. В первой половине XI в. известны два казахстанских монетных дворах- Тараз и Испиджаб, монеты которых обнаружены при раскопках городов Средней Азии и сопредельных территорий.

В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов. Высокопробные серебряные дирхемы, называемые "исмаили", а также золотые динары и медные фельсы являлись средством международной торговли. Они часто встречаются при раскопках памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и даже Скандинавских стран.

На внутреннем рынке имели хождение разного рода знаки стоимости, чаще всего так называемые "черные дирхемы". Они различались составом металла и курсом [1, 10].

Казахское искусство унаследовало многие традиции художественной культуры скотоводческих племен и сохранило их до наших дней, творчески переработав и обогатив новыми мотивами. Кочевой, полукочевой и оседлый образ жизни населения определил уровень материального производства, характер, виды и формы народного ремесла казахов, направленного на удовлетворение хозяйственных нужд, убранство жилища, украшение предметов быта, одежды.


ЛИТЕРАТУРА

1. Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана, - Алма-Ата, 1950.

2. Калмыкова В.Н. Архитектура советского села. – М.: Стройиздат, 1975. – 211 с.: ил.

3. Акишев К.А. Идеология саков Семиречья (по материалам кургана Иссык) КСИА.- М., 1978.- Вып. 154.- С. 39-48.

4. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. – М.: Советский художник, 1977. – 264 с.

5. Аргынбаев Х. Традиции народной бытовой и обрядовой культуры // Культура и история Центральной Азии и Казахстана: проблемы и

перспективы исследования. – Алматы: Ин-т философии МН-АН РК, 1997.- С.4-12

6. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. – Алма- Ата: Казахстан, 1979.

7. Турганбаева Л.Р. Архитектурно-пространственная организация системы традиционного казахского поселения: автореф. … докт. арх.- Алматы, 2009.- С. 9-15.

8. Страны и народы: Научно-популярный, географический, этнографический издательство, в 20-ти томах. Советский Союз. Республики Закавказья. Республики Средней Азии. Казахстан. - М.: Мысль, 1984. -381 с.

9. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы: ) Қазақстан, 1998. – 184 с.

10. Джанибеков Д.У. Культура Казахского ремесла. - Алма-ата: Өнер, 1982.-144 с.


K. K. Arynov



The origins of national art crafts in Kazakhstan
Researched and identified particular evolution and prospects of the architecture of national art crafts. Considered the theoretical and historical background of folk crafts – conducted a review and analysis of the theoretical and scientific works in the field of applied arts.

Арынов Калдыбай Канаевич, доктор архитектуры, профессор,



Е Н У им. Л. Н. Гумилёва, г. Астана, ул. М. Жумабаева, 5, кв.7

Тел. 8 701 460 24 30

К. К. Арынов Истоки народных художественных промыслов Казахстана

Исследованы и выявлены особенности эволюции и перспективы развития архитектуры народных художественных промыслов. Рассмотрены теоретические и исторические предпосылки народного рем

161.46kb.

25 12 2014
1 стр.


Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промыслов россии 30 октября 2008 года

Материал подготовлен Комиссией Совета Федерации по культуре по итогам парламентских слушаний на тему Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промысл

986.74kb.

10 09 2014
4 стр.


О проведении образовательных семинаров для мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Чувашской Республики в 2007 году

Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики проведены 15 образовательных семинаров по различным направле

36.09kb.

17 12 2014
1 стр.


Закон костромской области о поддержке народных художественных промыслов в костромской области

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с поддержкой народных художественных промыслов в Костромской области

101.4kb.

17 12 2014
1 стр.


Приглашение 4-я ежегодная выставка-ярмарка «Изделия народных художественных промыслов и ремесел» 10-12 июня 2010 г

Администрация Гатчинского муниципального района и «Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства» Приглашают Вас принять участие в 4-й ежегодной выставке – ярмарке народн

26.82kb.

25 12 2014
1 стр.


Календарь выставочных мероприятий

Иконы, предметы культового назначения; православная литература; изделия художественных и ювелирных мастерских, народных промыслов; продовольственные

72.66kb.

23 09 2014
1 стр.


Традиционные виды декоративно -прикладного творчества и народных промыслов России

Тема: Традиционные виды декоративно –прикладного творчества и народных промыслов России

74.86kb.

16 12 2014
1 стр.


Реферат по географии по теме: ученица 9 класса Чверткова Светлана

Рассказать о самобытном искусстве русских народных промыслов, пришедших к нам из древности

355.47kb.

15 12 2014
1 стр.