Перейти на главную страницу
Выявление особенностей эволюции и перспектив развития архитектуры ремесленных центров невозможно без изучения истоков и традиций народного прикладного ремесла, без учета этно-эстетических и социальных особенностей конкретной местности.
В данной статье рассматриваются теоретические и исторические предпосылки исследуемой темы в следующих направлениях:
- анализ теоретических и научных трудов в области народных художественных промыслов южных областей Казахстана и ряда областей России, Узбекистана и Киргизии;
- исторические и теоретические предпосылки существования и развития ремесленных центров, форм и методов подготовки кадров в области народного прикладного ремесла.
Истоки казахстого народного прикладного искусства уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствуют памятники эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана: керамические изделия с геометрическим орнаментом, изделия из кости, украшения из меди, бронзы и золота. Среди них бронзовая крестообразная пластина с закругленными краями из могильника Сангуру 1. Ее форма напоминает розетку, встречающуюся в композициях казахских войлочных ковров. На других изделиях отражены мотивы астрального круга – символа небесных светил, огня и неба – верховного божества (по-тюркски – кок тэнгри), по народным поверьям, оберегающего жизнь человека [1, 6].
Казахское искусство унаследовало многие традиции художественной культуры скотоводческих племен и сохранило их до наших дней, творчески переработав и обогатив новыми мотивами [1, 7].
Казахские ремесла охватывают обширную область народного творчества и подразделяются на мужские и женские виды. Мужские ремесла, особенно бытовавшие до революции, были связаны в основном с экономической сферой. Мужчины изготовляли хозяйственные инструменты, вооружение: фитильные ружья, сабли, делали седла, все убранство коня, ювелирные украшения, занимались резьбой по дереву, кости и камню, выделывали кожу и изделия из нее украшали теснением, сапожничали и т.д. Женские ремесла, связанные с бытом семьи, во многом сохранились и бережно развивались народными мастерицами. Они обрабатывали шерсть, делали войлок, постилочные ковры, занимались ткачеством, шитьем и вышивкой. Как правило, работали группами при изготовлении войлочных, ворсовых, безворсовых и шелковых ковров и т.д. Групповая работа казахских мастериц сохранилась до сих пор, в частности на юге Казахстана ворсовые ковры женщины ткут группами, передавая свое мастерство молодым [1].
В эпоху бронзы была развита резьба по кости. В поселении Шортанды-Булак в Каркаралинской степи обнаружены миниатюрная полированная пуговица полусферической формы, трубчатая кость лошади с резным орнаментом из ромбов и треугольников, пластинка с резьбой по бордюру двух рядов мелких треугольников и солярного круга в центре. Из находок уникален циркуль, которым размечался орнамент. На краях инструмента нанесена резьба также в виде двух рядов треугольников с чередованием вершин то вверх, то вниз. Такой же рисунок встречен на обломках костяных рукоядок. Большой художественный интерес представляют костяные резные застежки, найденные в Алексеевском поселении под Кустанаем. Эти памятники являются прототипами более позднего искусства [1, 7].
Есть основания полагать, что народное искусство Казахов находилось в генетической связи с искусством саков, уйсуней, гуннов и других древних племен, населявших в древности территорию Казахстана. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у Казахов.
Известно, что Казахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна, которые в огромном количестве открыты в Центральном Казахстане, в горах Каратау и Мангышлака. Эти рисунки казахи называют тулпар тас – камень скакуна. Алб-Бируни и Казвини отмечали, что этим рисункам поклонялись огузы и кипчаки [2]. Изображение копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мовзолеев Центрального Казахстана, например, мавзолея Келин-там на реке Кенгир (ХIII век).
Волк – один из тотемов саков и тюрко-монголов. В честь волка у тюрко-монгольских племен проводились конные состязания. У казахов бытовала конно-спортивная игра «кок-бори» - «сери волк». Позднее она стала называться «кок-бар».
Известно, что знамена Тюркского каганата украшались волчьей головой. Изображения знамен в виде волчей головы сохранились до наших дней на наскальных гравюрах. Копия одной из них, найденной в горах Курдая, экспонируется в ГМИ Казахстана им. А. Кастеева. Изображения волчьей головы часто встречается на художественных изделиях казахов ХVIII – XIX веков.
Олень приносил счастье и благополучие, указывал путь странникам. И не случайно олень часто изображался в виде золотых фигур многими поколениями древних мастеров. Культ оленя сохранился у казахов до наших дней. Рога оленя, как и барана, являются основными мотивами в их орнаменте [3, 6].
Костюмы казахских племен раннего средневековья, описанные в китайских источниках, по своей форме сходны с сакскими, например, военный плащ. У казахов подобный плащ называется кебенек.
Из открытых в Пазырыкских курганах памятников для нашей работы наибольший интерес представляют войлочные изделия: ковры и небольшие коврики, настенные украшения, попоны для верблюдов и т.д. В изготовлении ковров и других изделий, служивших украшением летнего жилища (шатра), широко применена аппликация – прием наложения на войлок или ткань орнаментальных фигур из разноцветных кусков материи, кожи или ярко окрашенного в разные тона войлока. Исследователи подчеркивают, что аппликация – древнейшая и основная техника в искусстве степных племен, существовавшая с древних времен и сохранившаяся до наших дней [1, 3].
На пятом Пазырыкском кургане найдены большие размеры (4,5х6,5 м) войлочных полотнищ с аппликацией, напоминающие узуки – войлочные покрытия юрты казахов. На одном войлочном полотнище изображены персонажи древнешаманской легенды – мифические птицы (у М.П.Грязнова - феникс) и всадники на крылатых конях. Существование у казахов мифов о кентаврах впервые отметил Б. Залесский. Согласно мифу, кентавры – это образы предков, которые оберегали, защищали домашний очаг, детей. В старину предметы с изображением предков существовали также в жилищах казахов [1, 2].
На другом войлочном полотнище из Пазырыкских курганов изображен верховный шаман (у М.П. Грязнова - богиня), который держит в руках цветущую ветвь – священное дерево жизни. В казахском прикладном искусстве мотив миртова дерева ассоциировался с моделью мироздания и воспринимался как оберег, предохраняющий жилище от злых духов.
В Пазырыке сохранились остатки одежды: меховых кафтанов (верх одного из них выделан в виде мозаичного узора), войлочных плащей, сшитых в два слоя, замшевых халатов, один из плащей был длинный и просторный, другой – короткий, из тонкого войлока – фетра. Отдельные виды казахской верхней одежды, например, меховые шубы, плащи из войлока по типу сходны с одеждой из Пазрыкских курганов. Сходство прослеживается также в войлочных чулках с узором по верху (у казахов такие чулки назывался байпак), островерхой шапкой из плотного войлока, бытующей у казахов до наших дней [1].
Определенные черты сходства в изготовлении предметов домашней утвари можно проследить на примере кожаных чехлов с аппликацией, покрывал, сум, фляг. Здесь же встречены изделия из кожи с тиснением. Среди них кожаные коврики, пояса с подвесными футлярами для кинжалов, ножа и огнива. Пояса украшены накладными серебряными бляхами. Такими бляхами украшались парадные пояса и позднее у тюрко-монголов и в частности у казахов.
При раскопках Пазырыкских курганов найдены украшения конской сбруи. Это вырезанные из дерева и обложенные золотым листом фигурки барана, лощади, мифического орла (грифона), головы волка и т.д.
Ювелирное искусство достигло высокого развития у степных скотоводов. Из бронзы отливали в круглой скульптуре птиц и животных. Кроме литья, применялись чеканка, гравировка, штамповка. В ювелирном искусстве использовался прием плакировки – обкладки изделия тонким листом из золота [1].
С культурой Пазрыкских курганов тесно связан один из интересных памятников Алтая – курган Шибэ на реке Урсуле. В нем найдены остатки войлочных ковров, которыми были драпированы стены склепа. По технике исполнения им аналогичны казахские сырмаки и тускиизы. На одном из них – с черно-белым фоном – широкий бордюр с фигурками, вырезанными из синего, желтого и ярко-красного войлока. В центре ковра на белом фоне нашиты вырезанные из синего и красного войлока профильные изображения головы тигра [1].
К наиболее интересным памятникам Шибэ относятся украшения седла из роговых пластинок, покрытых накладным золотом. С.В. Киселев писал, что это «части некогда сверкавших золотом изображений, украшавших кожаные чепраки, покрышки седел, нагривные чехлы и др.».
М. П. Грязнов и С. В. Киселев отметили, что «узоры на них чрезвычайно близки к современным орнаментам алтайцев, казахов и тянь-шанских киргизов…» [4]. Их местное происхождение доказывается тем, что они встречаются и на других изделиях – не только на отдельных чепраках, но даже на технически сложной инкрустации золотом по железу.
В виде головы хищника, клюва и лапок сокола вырезаны деревянные сбруйные украшения. Все эти мотивы встречаются и теперь в казахском орнаменте [1].
Изделия, найденные в курганах Курая, Туяхты и Караколя, находящихся недалеко от кургана Шибэ, украшены орнаментами, мотивы которых сохранились у казахов и алтайцев. Шелковое покрывало из Курая длиной полтора метра, шириной до девяноста сантиметров сверху было расшито золотыми бляшками. Подобными металлическими бляшками украшались головные уборы невесты у казахов [5].
Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периода которого характерен реалистический образ животных. Они изображены в агрессивной и оборонительной позах. Дальнейшее развитие искусства идет по пути стилизации. Изображение животных постепенно превращается в орнаментальные мотивы [1].
Для архаического этапа сакского искусства (VII-VI вв. до н.э.) характерны изображения животных: горного козла, архара, оленя, хищников – в статичной позе [1].
Богаты Тасмолинские находки. Среди них обнаружены уздечные бляшки в виде спирально-вихревых розеток. Этот мотив через два с лишним тысячелетия мы вибез каких-либо существенных изменений в числе основных видов декора ювелирных изделий у казахских мастеров-зергеров.
В кургане Нурмамбет 1 найдены бронзовые накладки, одна из которых сердцевидной формы. Подобные сердцевидные фигуры до сих пор сохраняются в казахском и каракалпакском орнаменте. Орнаментом в виде запятых, характерным для искусства сакских племен, украшен кинжал из погребения Нурмамбета IV.
В памятниках VII-VI веков до нашей эры прослеживаются элементы полихромного стиля: инкрустация, вставки самоцветов или бирюзы, орнамент, выполненный зернью.
В погребениях Чиликти найдены предметы, инкрустированные бирюзой и орнаментированные мелкими шариками – зернью. Это предмет в виде орлов, оленей, птиц, обоймица для ремня, подвеска и т.п.
Яркие памятники звериного стиля открыты в кургане Иссык под Алматы. Головной убор и одежда погребенного «золотого человека» украшены бляхами и пластинами. Головной убор – высокая коническая шапка – убран нашивными фигурами барсов, пластинами в виде горы. В налобной его части – протомы двух крылатых и рогатых коней. Они вырезаны из дерева и покрыты золотым листом. Венчает головной убор миниатюрная литая статуэтка архара. В символическую композицию головного убора входят стреловидные пластины в виде крыльев птицы, рельефные бляшки в виде тигров, птиц, пластинки геометрической формы и т.д.
Куртка и сапоги погребенного сплошь, как и Котандинской кожанный кафтан, обшиты фигурными бляшками. Ворот, борта и полы куртки украшены бляхами в виде львиных голов. Особой красотой отличаются кинжал и ножны. На обеих сторонах кинжала тонкие золотые пластины с рельефным изображением зверей: волка, архара, зайца, сайгака, горного козла, змеи и т.д. На вершине кинжал оформлен в виде голов грифонов. Ножны его украшены накладными бляхами с изображением оленя и лошади.
В кургане Иссык встречены золотая серьга с зернью и подвесками из бирюзы, обоймы цилиндрической формы с рельефным изображением головы тигра и т.д. В украшениях «золотого человека» прослеживаются все виды ювелирной техники: литье, ковка, чеканка, гравировка, штамповка, плакирование. В памятниках кургана Иссык практически не встречена инкрустация камнями, это позволяет отнести захоронение к IV веку до н.э.
Большой интерес представляют и памятники, случайно найденные около города Иссык и известные под называнием Иссыкский клад. Своеобразен жертвенник в виде круга с невысокими бортами, на котором расположены скульптурные фигурки человека и лошади [1].
В Центральном Казахстане в долине реки Аксай, правого притока Атасу, находится группа «с усами». При раскопках одного из них обнаружена ажурная бронзовая пластина с изображением единоборства двух жеребцов.
Сравнение древних и современных материалов позволяет говорить о том, что «некоторые орнаментальные мотивы искусства древних саков и других близких к ним племен сохранились в народном узоре казахов и киргизов вплоть до наших дней».
Традиции стилизованного изображения животных в казахском орнаменте отмечал С.М. Дудин. Он зарисовал орнамент ковра со стилизованным изображением горного козла.
На Мангышлаке, в Центральном Казахстане и в горах Тарбагатая широко распространены каменные изваяния барана, до сих пор почитаемые и бережно охраняемые. Сакские изображения баранов известны в виде выступа на ручках керамической посуды в группе памятников Келесской степи, на бронзовом рельефе Амударинского клада, украшениях узды из кости и резного дерева из Пазырыкских курганов. Баран, один из главных тотемов, олицетворял могущество и силу власти [1].
Памятники искусства кипчаков и каракулов были найдены при раскопках городищ Южного, Центрального Казахстана и Семиречья. При многолетних исследованиях здесь найдена своеобразная керамика, по технике изготовления и стилистическим приемам сходная с керамикой западных кипчаков, оставивших следы своего пребывания в Саксине (Воложское низовье), Сурухане и Саркеле.
Большую художественную ценность представляют орнаментированные блюда и чаши, кувшины грушевидной и яйцевидной формы, посуда с узким горлом. Для них характерны графичность и рельефность росписей [1].
Искусство Кипчаков, каракулов, караханидов и огузов, развивавшееся в Казахстане в течение нескольких веков, является одним из истоков художественной культуры казахского народа. Казахское искусство унаследовало многие традиции художественной культуры скотоводческих племен и сохранило их до наших дней, творческим переработав и обогатив новыми мотивами.
Одна из наиболее древних отраслей производства – обработка кожи и шерсти. Обычно каждый кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине существовали мастера, специализирующиеся в этом ремесле и руководившие общей работой, например, при валянии войлока. Степняки производили из войлока различные предметы, начиная с покрытия для юрты кончая деталями одежды. Из войлока сшивались чулки внутрь сапог, колпаки, а также потники для лошадей. При осаде городов в покрытых войлоком стенах застревали стрелы врагов.
Жители небольших поселков, окруженных валами, засыпали войлочные прокладки в валы, благодаря чему соленая вода не разъедала укрепления. Из обработанной кожи кочевники шили верхнюю одежду, а также изготовляли посуду [7].
Для сооружения каркасов юрт и повозок существовала особая группа ремесленников, живших в местах, изобилующих подходящими породами дерева - ивой и березой. Используя различные станки для выпрямления заготовок, сверлильные станки, ремесленники собирали основы юрт и продавали их, либо обменивали на продукты или скот. Зачастую они работали на заказ. Отдельные части юрт и повозок украшались резьбой по дереву [8].
Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В V в. тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом. В эпоху Тюркского каганата функционировали рудники в горах Балабуркутты, Вахты и Мыржык в Центральном Казахстане [8].
В окрестностях Каркаралы были обнаружены рудники Темирчи, Кызырай, Коныспай и Арзыкул. Железо добывалось также и в Баянауле. Центром медеплавления был бассейн реки Жезды, где находился город металлургов - Улыбакыр - "Великая медь". Олово добывалось и выплавлялось в основном в Восточном Казахстане, в Калбинских и Нарымских горах, а также на реке Ишим и в Кокшетау. Крупнейшими центрами золотодобычи были районы Степняка и Майкаина. Места золотых приисков считались собственностью хана и ревниво оберегались от чужеземцев - здесь даже запрещали проводить караваны [1].
Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихромного стиля, выработанного здесь в III-II вв. до н.э. Характерной его особенностью являлись инкрустация металлической (золотой, серебряной или бронзовой) пластины вставками цветных камней, перегородчатые эмали, окруженные узорами из зерен в виде треугольников и ромбов. В полихромном стиле изготовлялись пряжки, бляхи, накладки для стремян, пояса, серьги и другие украшения.
В период тюркского каганата высокого развития достигает резьба по камню и кости. К этому времени относится широкое распространение каменных изваяний. Особенно большие группы изваяний располагались в Жетысу, Центральном и Западном Казахстане и принадлежали карлыкам и кыпчакам. Ранние из них схематичные и плоскостные, поздние - близки к объемной скульптуре. На них проработаны черты лица, детали одежды, прическа, оружие, пояса, украшения [9].
Ремесленник в кочевой общине обычно перемещался вместе с аулом, имея небольшую мобильную мастерскую. В обмен на изготовляемые предметы он получал скот и продукты. Металлурги и кузнецы жили обычно оседло, небольшими поселениями, но тем не менее продолжали оставаться членами общины, из которой происходили.
В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Из железа производили различные инструменты, гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники для стрел и копий. Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом в степи. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в средние века.
Торговля. Древнее население Казахстана имело торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.
Большая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях -Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Находки привозных изделий - бусы из перламутра, лазурита, кораллов - встречаются в городах долины Шу и Таласа [1, 9, 10].
Отдельные города специализировались на изготовлении и торговле теми или иными предметами. Оживленно шла торговля между городами и степью. Население оазисов и городов покупало лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные продукты, в обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду.
Денежное обращение. Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей [10].
Монеты туркешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на лицевой стороне они имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду с согдийским письмом "Туркещ кагана теньга" или "тюркского небесного хана теньга". На внутреннем рынке использовались медные монеты - самое массовое средство обращения и платежа, а в качестве валюты при международной торговле - серебряные монеты, являющиеся также средством накопления. В первой половине XI в. известны два казахстанских монетных дворах- Тараз и Испиджаб, монеты которых обнаружены при раскопках городов Средней Азии и сопредельных территорий.
В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов. Высокопробные серебряные дирхемы, называемые "исмаили", а также золотые динары и медные фельсы являлись средством международной торговли. Они часто встречаются при раскопках памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и даже Скандинавских стран.
На внутреннем рынке имели хождение разного рода знаки стоимости, чаще всего так называемые "черные дирхемы". Они различались составом металла и курсом [1, 10].
Казахское искусство унаследовало многие традиции художественной культуры скотоводческих племен и сохранило их до наших дней, творчески переработав и обогатив новыми мотивами. Кочевой, полукочевой и оседлый образ жизни населения определил уровень материального производства, характер, виды и формы народного ремесла казахов, направленного на удовлетворение хозяйственных нужд, убранство жилища, украшение предметов быта, одежды.
1. Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана, - Алма-Ата, 1950.
2. Калмыкова В.Н. Архитектура советского села. – М.: Стройиздат, 1975. – 211 с.: ил.
3. Акишев К.А. Идеология саков Семиречья (по материалам кургана Иссык) КСИА.- М., 1978.- Вып. 154.- С. 39-48.
4. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. – М.: Советский художник, 1977. – 264 с.
5. Аргынбаев Х. Традиции народной бытовой и обрядовой культуры // Культура и история Центральной Азии и Казахстана: проблемы и
перспективы исследования. – Алматы: Ин-т философии МН-АН РК, 1997.- С.4-12
6. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. – Алма- Ата: Казахстан, 1979.
7. Турганбаева Л.Р. Архитектурно-пространственная организация системы традиционного казахского поселения: автореф. … докт. арх.- Алматы, 2009.- С. 9-15.
8. Страны и народы: Научно-популярный, географический, этнографический издательство, в 20-ти томах. Советский Союз. Республики Закавказья. Республики Средней Азии. Казахстан. - М.: Мысль, 1984. -381 с.
9. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы: ) Қазақстан, 1998. – 184 с.
10. Джанибеков Д.У. Культура Казахского ремесла. - Алма-ата: Өнер, 1982.-144 с.
K. K. Arynov
Арынов Калдыбай Канаевич, доктор архитектуры, профессор,
Исследованы и выявлены особенности эволюции и перспективы развития архитектуры народных художественных промыслов. Рассмотрены теоретические и исторические предпосылки народного рем
25 12 2014
1 стр.
Материал подготовлен Комиссией Совета Федерации по культуре по итогам парламентских слушаний на тему Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промысл
10 09 2014
4 стр.
Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики проведены 15 образовательных семинаров по различным направле
17 12 2014
1 стр.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с поддержкой народных художественных промыслов в Костромской области
17 12 2014
1 стр.
Администрация Гатчинского муниципального района и «Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства» Приглашают Вас принять участие в 4-й ежегодной выставке – ярмарке народн
25 12 2014
1 стр.
Иконы, предметы культового назначения; православная литература; изделия художественных и ювелирных мастерских, народных промыслов; продовольственные
23 09 2014
1 стр.
Тема: Традиционные виды декоративно –прикладного творчества и народных промыслов России
16 12 2014
1 стр.
Рассказать о самобытном искусстве русских народных промыслов, пришедших к нам из древности
15 12 2014
1 стр.