Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Комиссия Совета Федерации по культуре





ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ


30 октября 2008 года

Совет Федерации

г. Москва



Комиссия Совета Федерации по культуре

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ

30 октября 2008 года

Совет Федерации

г. Москва


Материал подготовлен Комиссией Совета Федерации по культуре по итогам парламентских слушаний на тему «Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промыслов России".

Парламентские слушания проводились совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Ассоциацией "Народные художественные промыслы России".

Основная цель парламентских слушаний обсудить вопросы государственной и законодательной поддержки сохранения, развития и популяризации народных художественных промыслов.

В работе парламентских слушаний приняли участие председатель Комиссии Совета Федерации по культуре А.С. Дзасохов, первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по культуре З.Ф. Драгункина, член Комиссии Совета Федерации по культуре В.В. Сударенков, статс-секретарь- заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации С.А.Наумов, статс-секретарь - заместитель Министра культуры Российской Федерации Е.Э. Чуковская, председатель Правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России" Г.А. Дрожжин, Председатель Союза организаций традиционного прикладного народного искусства, генеральный директор ЗАО "Гжель", Герой Социалистического Труда В.М. Логинов, президент Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации В.Р. Островская, а также около 100 человек представителей более 40 субъектов Российской Федерации - руководителей предприятий народных художественных промыслов.



Над материалом работали:

А.М.Никульченков – руководитель аппарата Комиссии Совета Федерации по культуре;

А.С.Туманянц – главный советник аппарата Комиссии Совета Федерации по культуре;

И.Г. Галабаева – советник аппарата Комиссии Совета Федерации по культуре;

Н.Ф. Ващенко – главный консультант аппарата Комиссии Совета Федерации по культуре;

Г.Т. Шамба – консультант аппарата Комиссии Совета Федерации по культуре.

стенограмма

парламентских слушаний на тему "Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных

промыслов России"
30 октября 2008 года
А.С. Дзасохов

Добро пожаловать! Приветствую вас в Совете Федерации. На парламентские слушания для участия в дискуссии о том, как сохранить и помочь народным художественным промыслам прибыли представители регионов, ведущих в стране предприятий, десятилетиями работающих в этой важной художественной отрасли.

Все мы здесь понимаем исключительную актуальность рассматриваемого вопроса и не равнодушны к проблемам сохранения народных промыслов как части духовной и культурной жизни Российской Федерации.

В работе слушаний принимают участие статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Александрович Наумов, статс-секретарь — заместитель Министра культуры Российской Федерации Екатерина Эдуардовна Чуковская, член Совета Федерации и член Коллегии Министерства культуры Российской Федерации Валерий Васильевич Сударенков, Министр культуры Правительства Московской области Галина Константиновна Ратникова, председатель Правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадий Александрович Дрожжин, президент Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации Велена Романовна Островская, председатель Союза организаций традиционного прикладного народного искусства, генеральный директор "Объединение Гжель", Герой Социалистического Труда Виктор Михайлович Логинов. Среди участников слушаний – представители федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Я хочу всех вас поблагодарить за то, что вы откликнулись на наше приглашение. И хочу отметить, что наша страна, Россия, с давних времен славилась своими мастерами и умельцами, создававшими уникальные вещи, оставаясь при этом одним из немногих государств мира, сумевшим сохранить исторические традиции и стилевые особенности народных промыслов и ремесел.

В то же время, к сожалению, приходится констатировать, что с переходом страны к рыночным отношениям народные художественные промыслы понесли существенные потери. Именно в этот период предприятия, мастера и художники вынуждены были взять на свои плечи все тяготы по их сохранению. Это вызывает, конечно, благодарное отношение к ним за их подлинный подвижнический труд.

В связи с тем, что за минувшие 15–20 лет эта важнейшая сфера национальной культуры так и не получила (можно, наверное, сказать прямо) должной государственной поддержки, многие производства и поныне находятся в стадии банкротства. И если в самое ближайшее время на государственном уровне не будут предприняты меры поддержки народных художественных промыслов, есть опасность, что значительная их часть будет безвозвратно утрачена.

Мы в Комиссии Совета Федерации по культуре понимаем, сколько проблем накопилось в этой сфере, стремимся сделать все для того, чтобы все лучшее, что создавалось трудом многих поколений, сохранилось и развивалось в современной России. Одна из приоритетных задач наших парламентских слушаний заключается не только в том, чтобы внимательно рассмотреть проблемы, с которыми приходится сталкиваться в деле сохранения, развития и популяризации народных художественных промыслов, но и наметить пути их преодоления.

По итогам нашей дискуссии мы рассмотрим, и, я надеюсь, утвердим рекомендации. Текст у вас есть. Я прошу всех участников парламентских слушаний по возможности ознакомиться, и в ходе ваших выступлений, желательно в письменной форме, дать свои замечания и предложения. Для того чтобы мы организовали работу плодотворно, я прошу тех, кто приехал с уже готовыми предложениями, заранее передать их в рабочий секретариат. Так же как тексты и тезисы выступлений, которые вы подготовили, потому что все, что будет здесь сегодня сказано, и то, что будет передано в Совет Федерации, мы предполагаем издать отдельной брошюрой.

Кроме того, будут написаны официальные служебные обращения в различные министерства Российской Федерации, с тем, чтобы проследить и проконтролировать то, как они будут рассмотрены в министерствах.

Теперь, прежде чем мы перейдем к обсуждению темы парламентских слушаний, нам надо договориться о порядке нашей работы. Я хочу надеяться, что мы поступим следующим образом: вначале два основных докладчика выступят с сообщениями, и регламент мы для них определим до 15 минут. Что касается выступлений, желательно, чтобы выступающие уложились в 5–7 минут.

А теперь мы можем непосредственно перейти к нашей работе. Надеюсь, что заместитель министра прибыл? Да? Я даже хочу правдивый комментарий сделать. Сейчас параллельно идет огромное множество государственных совещаний в Правительстве, в государственных учреждениях в связи с экономической обстановкой в стране и в мире. Этим и объясняется то, что Станислав Александрович Наумов задержался и не прибыл к самому началу парламентских слушаний.

Я приглашаю для доклада Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заместителя Министра, статс-секретаря Станислава Александровича Наумова. Подготовиться Геннадию Александровичу Дрожжину.

С.А. НАУМОВ

Александр Сергеевич, большое спасибо за понимание. Действительно, только что закончилось совещание в Министерстве социального развития. Там присутствовали представители крупных промышленных предприятий, обсуждались вопросы, связанные с политикой в области занятости. Но, несмотря на такой, может быть, достаточно контрастный переход в тематике и в масштабах, я могу сказать, что доклад, который я представлю, это, действительно, доклад Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которое является уполномоченным органом в сфере развития народных художественных промыслов. В процессе его подготовки мы пришли к ряду принципиально новых выводов, которыми я хочу поделиться с вами. Но для начала – несколько слайдов, которые представят общую картину.

На сегодняшний день, по данным нашего министерства, этим видом деятельности занимаются 250 предприятий в 64 субъектах Федерации. Очень важно, что в этой сфере занято порядка 30 тыс. человек. По нашим данным, ежегодный объем выпуска изделий народных художественных промыслов составляет без учета достаточно специфичных для данного вида деятельности налогов около 4 млрд. рублей. И присутствующие знают, это важный параметр для оценки качества продукции, о которой идет речь, порядка 18 процентов от общего объема, является продукцией признанного художественного достоинства. Порядка 74 процентов продукции по официальной статистике выпускается на территории 6 субъектов Федерации. Это, в первую очередь, Московская область, Вологодская, Владимирская, Тверская области, город Санкт-Петербург и Республика Дагестан.

Сделаю небольшое отступление. Для нас совершенно ясно, почему сложилось такое доминирование.

Очевидно, что речь идет о территориях либо с наиболее развитым в настоящий момент туристическим потенциалом (если иметь в виду в первую очередь туризм, связанный с приездом в нашу страну гостей из-за рубежа) либо с очень хорошо продуманной политикой, которая исторически уже сложилась на региональном уровне и связана с позиционированием региона в рамках того или иного собственного промысла, который позволяет хорошо узнать данную территорию.

На слайде два показана примерная структура по технологиям. Порядка 60 процентов мы сегодня относим к промыслам, связанным с деревопереработкой. Безусловно, это не единственный срез. Он скорее показывает сегодняшние наиболее очевидные приоритеты нашей страны в этой сфере. Это не означает, что какой-то сегмент не может получить развитие в зависимости от тех мер, которые мы с вами здесь сегодня обсудим и которые будут приняты в течение ближайшего времени.

Как вы знаете, экономическая статистика показывает достаточно противоречивую картину, она приведена на слайде три. Мы из года в год сталкиваемся с разными тенденциями, касающимися прироста промышленного производства и объема выпуска в денежном выражении. Поэтому, безусловно, позиция министерства по отношению к этому виду деятельности кардинальным образом будет отличаться от подходов к развитию других отраслей.

Принципиально важно подчеркнуть, что здесь велика роль региональных органов власти, и это – в соответствии с законом о сферах, которые регулируются как на федеральном, так и на региональном уровне. На уровне Федерации мы считаем абсолютно оправданными такие уже привычные меры, которые помогают существовать отрасли: это освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации изделий признанного художественного достоинства, снижение ставки единого социального налога, предоставление субсидий из федерального бюджета для компенсации затрат предприятий, поскольку, скажем, логистика, транспортная составляющая в деятельности предприятий народных художественных промыслов, безусловно, играет особую роль.

В 2008 году Министерством промышленности и торговли, несмотря на все сложности, связанные с реорганизацией, были включены новые предложения. Во-первых, это предложения по субсидированию процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями народных художественных промыслов на техническое перевооружение, что особенно значимо с точки зрения закупки сырья и материалов. Новое направление, которое связано с передачей нам функций в области внешней торговли, да и внутренней торговли тоже, – это расширение сферы распространения изделий народных художественных промыслов в результате выставочно-ярмарочной деятельности (которая у нас осуществляется тоже при поддержке государства) в части организации внешних экспозиций на национальных российских ярмарках за рубежом, в рамках проведения Года России в той или иной стране. Я сразу хочу сказать, что новой мерой, которая, мы считаем, даст очень серьезный, ощутимый импульс росту спроса на продукцию, станет целевой государственный заказ на продукцию народных художественных промыслов для обеспечения выставочной деятельности за рубежом. Я хотел бы, чтобы вы в ходе обсуждения нашего доклада и доклада ассоциации высказали бы свое отношение к этому предложению.

Народные художественные промыслы, как и любой другой вид промышленной деятельности, связанный с творчеством, связанный с искусством, это как раз то направление, которое, может быть, в силу своего масштаба пока еще недооценено. Но мы понимаем, что инструментарий со стороны государства должен быть соответствующим, инновационным. Поэтому считаем, что предприятиям народных художественных промыслов, мастерам надо помогать в части оформления интеллектуальной собственности, патентов на выпускаемую продукцию, на продукцию, которая находится в обращении. Отчасти это является и способом борьбы с контрафактной продукцией, которая, безусловно, подрывает деятельность предприятий, входящих в состав ассоциации и пользующихся поддержкой со стороны министерства. Эта финансовая поддержка носит прямой характер и будет, как мы рассчитываем, нарастать.

Практически ежегодно происходит увеличение объема средств, выделяемых министерством на поддержку предприятий народных художественных промыслов в среднем на 30 процентов. В совокупности, по нашей оценке, если учитывать те ресурсы, которые дают субъекты Федерации, ежегодно это составляет оценочно порядка 370 млн. рублей.

Безусловно, сегодня мы стоим на определенного рода развилке. До сих пор поддержку получали 18 предприятий. В настоящий момент мы рассмотрели заявки от 108 предприятий. По 43 из них уже приняты положительные решения, часть заявок - 19 - отправлена на доработку. Но здесь возникает принципиальный вопрос, который мы хотим благодаря Комиссии Совета Федерации по культуре поставить ребром, поскольку именно такой формат дает возможность для дискуссии. Мы не уверены в том, что достаточно небольшой объем финансовой помощи, которая может быть выделена со стороны федерального бюджета, надо размазывать тонким слоем по всему количеству предприятий народных художественных промыслов, которые, конечно, пройдут все процедуры и получат необходимое подтверждение, что они занимаются именно этим видом деятельности. На наш взгляд (я об этом говорил, когда подчеркивал роль региональных властей) необходимо все-таки более тесно увязать между собой специфику позиционирования того или иного региона. Поэтому мы думаем, что министерство в дополнение к тем мерам, которые уже заявлены, разработает проект ведомственной целевой программы с рабочим названием "Сделано в России", которая будет структурирована по трем блокам.

Первый блок – это те промыслы и те изделия народных художественных промыслов, которые действительно составляют образ России в мире. И какими бы ни были сегодняшние проблемы, образ России - яркий, приветливый, образ многонациональной России, который мы должны сохранять. Поэтому, на наш взгляд, ограниченное количество приоритетных направлений будет поддерживаться именно в рамках того госзаказа по выставочной деятельности и в рамках субсидирования с учетом того, что эта продукция идет в том числе и на экспорт, что вносит определенный вклад в стабильное развитие нашей экономики.

Второй блок – это блок региональный. Ни в коем случае нельзя не учитывать специфику того, что во многих регионах этот или иной вид деятельности в сфере народных художественных промыслов позволяет обеспечить занятость населения в достаточно цикличных колебаниях по спросу на другие виды промышленного производства. Поэтому, безусловно, в рамках проекта ведомственной целевой программы мы должны выйти на инструменты софинансирования, как со стороны федерального центра, так и со стороны региональных бюджетов для производства изделий более широкого спектра. И независимо от того, какова технологическая основа промысла, мы понимаем, что это позволяет регионам либо этносам, которые проживают на территории тех или иных субъектов Федерации, сохранять свою национальную самобытность. Это тема, которую мы бы хотели обсудить и с Министерством культуры, и с Министерством регионального развития.

Ну и, как я уже говорил, очень важна роль развития туризма. Поэтому мы думаем (если здесь присутствуют представители Министерства спорта, туризма и молодежной политики, особых экономических зон, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, занимающиеся развитием туристических зон), что надо активизировать деятельность по указанным ведомственным программам, объединяя усилия для того, чтобы развивать эту отрасль и чтобы, как сказал Александр Сергеевич, эта отрасль существовала не от одного спада до другого, а имела четкие перспективы в рамках концепции долгосрочного развития до 2020 года. (Я прошу просто помочь мне и пролистать резолютивные меры, слайд № 7.)

В настоящее время мы сформировали экспертный совет при министерстве, в него вошли, в том числе, присутствующие здесь представители предприятий. Он будет непосредственно определять порядок выдачи субсидий. Этот порядок у нас уже определен, он рассчитан на трехлетнюю перспективу, что важно для планирования деятельности предприятий. То есть раньше мы могли оперировать во временных рамках одного года. И с учетом того, что полный пакет документов должен вступить в силу 1 января 2009 года, мы планируем, что отчасти уточним до этого срока и полномочия нашего министерства, и полномочия других ведомств.

Я обещал сказать о наших представлениях о необходимом увеличении объема финансирования. Мы вышли с предложением увеличить это финансирование в 2009 году до 250 млн. рублей, считаем, что в 2010 году с учетом разных факторов это может быть 300 млн. рублей и в 2011 году – 350 млн. рублей.

То есть вот тот миллиард прямых субсидий, который мы предлагаем вам рассмотреть. Полагаю, что в докладе руководителя ассоциации будет более конкретно описан механизм принятия таких решений. Думаю, что последние изменения в законодательстве, связанные с законом о саморегулируемых организациях, позволят эту процедуру сделать максимально прозрачной. Благодарю за внимание.



А.С. Дзасохов

Спасибо, Станислав Александрович. В Вашем докладе прозвучали некоторые очень, с моей точки зрения, свежие идеи, например, то, что относится к патентованию, к вопросам авторских прав и их защиты. Вопросы, конечно, дискуссионные и участники парламентских слушаний, я надеюсь, обратят на них внимание.

Кроме того, я хотел бы привлечь внимание к тому, что за последние 15–20 лет сотни предприятий, которые были заняты народными художественными промыслами, просто потеряли свои производственные площади. Многие, особенно те, кто не первый год занимается этой интересной деятельностью, знают, что повсеместно были приличные и по площадям, и по возможностям здания, и они оказались едва ли не в каждом втором случае в руках других людей. Поэтому мы должны подумать, опираясь и на Правительство Российской Федерации, о том, где можно было бы на легитимной основе через суды попытаться вернуть здания целиком или частично. Это, с моей точки зрения, очень важно.

Я хочу предоставить слово Геннадию Александровичу Дрожжину. Он выражает ваши общие интересы и на уровне гражданского общества представляет как раз народные художественные промыслы. Пожалуйста.



Г.А. ДРОЖЖИН

Спасибо.

Уважаемый Александр Сергеевич, уважаемые коллеги! Прежде всего разрешите выразить Комиссии Совета Федерации по культуре глубочайшую признательность за помощь в деле сохранения народных художественных промыслов, поистине глубинного пласта не только нашей национальной, но и мировой культуры.

Впервые проблемы промыслов, которые являются неотъемлемым достоянием и одной из форм народного творчества, своеобразной областью духовной жизни страны вынесены на столь высокий уровень. Несмотря на то, что повестка дня сегодняшних парламентских слушаний – законодательная поддержка сохранения и развития нашего национального достояния, думаю, что будет правильным и целесообразным рассмотреть сегодняшнее состояние отрасли, существующие проблемы и, самое главное, определить меры по выходу из кризиса через призму законодательных инициатив.

Прежде всего хочу отметить, что благодаря большой совместной работе, которую мы ведем уже почти 20 лет, нам удалось сформировать законодательную базу, которая в значительной мере обеспечила сохранение основных творческих коллективов промыслов. Сегодня промыслы, как говорится, держатся на трех китах. Это – федеральные законы "О народных художественных промыслах", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и федеральном законе об объектах культурного наследия народов Российской Федерации. Деятельность промыслов регламентируется также рядом других федеральных законов, Указом Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и более чем 30 законами, принятыми в субъектах Российской Федерации. Таким образом, вопрос, который сегодня рассматривается, находится в правовом поле всех уровней власти – международного, федерального и регионального. Федеральные органы исполнительной власти имеют право оказывать необходимую помощь нашей культурной отрасли, а местные органы власти должны способствовать их сохранению. Вопросы сохранения промыслов лежат в плоскости деятельности многих федеральных министерств и ведомств – это и Минпромторг, и Минкультуры, и Минэкономразвития, и Минобрнауки, Минсельхоз и Минфин России и другие.

И что особенно важно, промыслы в той или иной мере присутствуют практически во всех субъектах Российской Федерации. Таким образом, проблемы сохранения, возрождения и развития промыслов имеет межотраслевой, межведомственный и межрегиональный характер. Их решение может быть обеспечено только на основе скоординированных действий, а также привлечения источников финансирования на различных уровнях управления. Это обуславливает невозможность решения указанных проблем без участия федерального центра и применения программно-целевых методов.

Как же решаются наши проблемы? Как живут наши промыслы? И здесь, конечно, наш извечный национальный вопрос: кто виноват и что делать?

К величайшему сожалению, на протяжении длительного времени федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления не принимали действенных, адекватных мер для сохранения промыслов. Соответствующими функциями по выработке государственной политики в области промыслов до сего времени не наделен ни один федеральный орган исполнительной власти, что, на наш взгляд, противоречит Федеральному закону "О народных художественных промыслах" и Закону "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Сегодня без преувеличения промыслы находятся в катастрофическом состоянии, и перед нами маячит перспектива потери части национального достояния уже в ближайшее время. Нельзя допустить, чтобы от всемирно известных промыслов остались всемирно известные бренды. Об этой ситуации, Александр Сергеевич, на протяжении последних пяти лет высшему руководству страны докладывали председатель Комитета Государственной Думы по культуре Иосиф Давыдович Кобзон (проходили парламентские слушания), полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко, лидер фракции Госдумы Геннадий Юрьевич Семигин, президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Максимович Примаков, заместитель Председателя Совета Федерации Российской Федерации Михаил Ефимович Николаев, руководители субъектов Федерации, ассоциаций. Надо отметить, что Владимир Владимирович Путин, будучи Президентом Российской Федерации, неоднократно отмечал, что народные художественные промыслы нуждаются в специальных мерах государственной поддержки.

К сожалению, мы этим не воспользовались по трем причинам. Первое – отчасти из-за того, что данную позицию не разделяло ранее Министерство промышленности и энергетики, хотя, на наш взгляд, ее и сегодня в полной мере не разделяет Министерство промышленности и торговли. Министерство не видит, или не хочет видеть, катастрофического состояния отрасли. Как можно оценивать рост объемов в несопоставимых ценах? Как? В течение пяти лет? Я вам приведу только один пример. Вот наш прекрасный Дагестан. Было 30 тысяч рабочих на промысле, а сейчас – 3 тысячи. У нас примерно в 10 раз сократилась численность работников. Нельзя оценивать промысел, какой бы он ни был, всемирно известный или в каком-то поселочке, в деревне, как швейную фабрику или завод по производству садово-огородного инвентаря. У нас отсутствуют необходимые данные статотчетности, отсутствует мониторинг, контроль за состоянием промыслов, что затрудняет оказание своевременных мер поддержки. Полностью отсутствует информационная политика, отсутствует внятная выставочная политика. Традиции промыслов находятся, к сожалению, вне научного оборота, и практически недоступны для большинства граждан.

Второе – отсутствует должное внимание к проблемам промыслов со стороны руководителей субъектов Федерации Помощь в льготах по налогу на прибыль – всего 4 процента в двух субъектах, имущество – 10 регионов, выставки – 20 регионов, торговля – у нас на всю Россию два хороших магазина по реализации изделий народных промыслов, госзаказ, о чем сейчас говорили, – всего только 10 регионов.

И третье. Конечно, здесь есть и недоработки ассоциации, и недоработки, прежде всего, руководителей наших промыслов.

Что, на наш взгляд, сегодня необходимо срочно сделать, чтобы исправить создавшееся положение? Учитывая вышеизложенное, будем оперировать фронтовой терминологией, поскольку уже все ушло. Первое – стратегические задачи. Прежде всего, это, конечно, разработка концепции развития промыслов до 2015 года. Буквально на следующей неделе мы опубликуем ее на сайте. Пожалуйста, посмотрите, включайтесь в эту работу. Но мы просим Минпромторг включить на следующий год разработку концепции промыслов в НИОКР или в другую программу. Тем более хотелось бы отметить, что у нас уже была договоренность с Федеральным агентством по промышленности, которое уже в текущем году должно было начать разработку стратегии. К сожалению, Роспром был упразднен, а Минпромторг России говорит: "Нам нужно поручение Президента или Правительства". Если нужно, значит, Александр Сергеевич, давайте его делать, или поручение Правительства, или Президента.

Второе – включение народных художественных промыслов в программу "Культура России", которая относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации. Третье, и, наверное, одно из самых важных направлений – разработка и осуществление стратегии организации инфраструктуры сбыта изделий народных художественных промыслов в субъектах Российской Федерации, тем более что этот вопрос затрагивался в соответствующем постановлении Правительства почти 10 лет назад.

Тактические задачи. Как я уже говорил, вопросы жизнедеятельности промыслов находятся в поле деятельности федеральных министерств и ведомств. В Положении о Минпромторге определено, что министерство вправе создавать в этих целях координирующий орган. И мы предлагаем создать в Минпромторге межведомственный координационный совет по народным художественным промыслам. При этом, учитывая тяжелейшую ситуацию, просим министра Виктора Борисовича Христенко возглавить этот совет, лично его.

Второе. Сегодня говорить о государственной поддержке промыслов серьезно не приходится. Государственную поддержку получают практически 15 предприятий из 250. Это 5 процентов! Четвертый год мы не можем решить вопрос о расширении этого списка хотя бы до 60–70 предприятий, и то это будет только каждое четвертое предприятие наших промыслов. Надо стремиться ввести поправку в федеральный бюджет, предусматривающую увеличение субсидий на господдержку организаций. Два года говорим о применении на промыслах специального налога, как в сельском хозяйстве. Это означает, что именно сейчас необходимо внести законодательную инициативу о принятии федерального закона с этой поправкой. Те меры поддержки, которые действуют в соответствии с законодательством о малом бизнесе, не приемлемы для нашей отрасли. А таких предприятий, Александр Сергеевич, у нас больше ста. Поэтому сейчас мы вместе будем думать, как все-таки сделать, чтобы в федеральном законе о малом бизнесе учли нашу специфику, имея в виду, что мы не чисто промышленные предприятия.

Тяжелое положение можно поправить не только государственной поддержкой, но и приходом на промыслы новых, эффективных собственников, и этот процесс сейчас очень активно ведется. К сожалению, большинство собственников приходят в одной целью – получить прибыль любыми путями. Единицы вкладывают средства в производство. Вот пример: Касли. Вы знаете, его "Мечел" купил. 50 млн. рублей вложили, возродили старую технологию 60–70-х годов, поддерживают молодых учеников.

Дятьково в Брянской области – прекрасный старинный завод. Кстати, мы можем буквально через три года практически лишиться хрустальной отрасли, которой в следующем году исполнится 255 лет. До 260-ти у нас ничего не будет – это реальная перспектива. Администрация области выкупила завод, для того чтобы найти эффективных собственников. Профильное производство хлопотное, тяжелое дело, лучше сдавать помещения, которые были построены в советское время. Сдают помещения и занимаются копчением рыбы, разливают водку, открывают офисы, оказывают ритуальные услуги, а для отвода глаз в одной или двух комнатенках работают 10–15 художников. Промысел вроде бы живет, даже статотчетность есть. В связи с этим, я думаю, необходимо внести законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах", предусматривающий запрет на перепрофилирование организации промыслов в случае смены собственника, если организация промыслов расположена в местах их традиционного бытования, как памятник культуры, тем более что промыслы согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся к достопримечательным местам.

Парадоксальная, на наш взгляд, сложилась ситуация с Министерством культуры Российской Федерации. В соответствии с законом об основах законодательства о культуре промыслы – культурная ценность. Более чем в половине субъектов Российской Федерации промыслы курируют департаменты управлений культуры. К сожалению, соответствующими функциями по выработке госполитики в области промыслов Минкульт России не наделен, что, на наш взгляд, противоречит Закону "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". С 2005 года мы регулярно ставим перед Минкультом вопрос о внесении в федеральную программу "Культура России" вопроса о поддержке промыслов. К сожалению, и на сегодняшний день ничего не удалось добиться. Теперь разрабатывается программа на перспективу, в ней снова нет ни слова о промыслах. Последнее письмо по этому вопросу на имя министра мы отдали замминистра 14 октября сего года и ждем решения господина Авдеева. В рамках программы, там нужны-то небольшие деньги. Программа огромная, российская, а мы-то что, промыслы... Поэтому я думаю, что это немного будет.

Главный вопрос все-таки – это создание инфраструктуры сбыта изделий. Любое производство бессмысленно, если нет сбыта. Сбыт изделий промыслов сегодня порядка на 6 млрд. рублей в розницу. Я хотел подробнее на этом остановиться, но скажу немного о другом.

Более 10 лет мэр Москвы Юрий Лужков лично помогает промыслам. Сегодня завершен первый этап, создан комплекс на улице Зорге. Но главное, чтобы в Москве сегодня продавалась хотя бы половина изделий наших промыслов. Сегодня в сети есть уже 20 магазинов. Как минимум, надо ставить вопрос перед правительством Москвы и просить Юрия Михайловича, чтобы он взял этот вопрос под личный контроль и чтобы хотя бы на сумму в 2 млрд. рублей мы продавали в Москве. Тогда мы будем конкретно чувствовать помощь столицы.

За такое короткое время, к сожалению, все вопросы поднять невозможно. Мы будем обсуждать их на конференции, которая скоро пройдет, милости просим в гости. Но, чтобы у присутствующих не создалось впечатление, что мы какие-то попрошайки и только плачем, я все-таки решил привести несколько примеров нашей борьбы за выживание, за сохранение промыслов, даже несмотря на то, что мы существуем не благодаря, а вопреки. Уже в ближайшее время будет внесена поправка о народно-художественных промыслах: в закон вводится понятие художественно-целевых особенностей народно-художественных промыслов.

Мы, Александр Сергеевич, добились увеличения средств господдержки, в результате чего затраты по электроэнергии и газу компенсируются по максимуму. Огромную заслугу я вижу в том, что сегодня промыслы вновь имеют отдельную группу во всех общероссийских классификаторах как экономической, так и производственной деятельности. Это очень серьезно. Очень медленно, но идет процесс технического переоборудования производств. И мы решаем вопрос обнуления ввозных ставок на импортирование технологического оборудования.

В последнее время открыты прекрасные музеи в Семенове, Скопине, Вятке, скоро будем открывать музей в Вологде. 17 декабря в Экспоцентре на Красной Пресне открывается выставка-ярмарка "Ладья", площадь 8 тыс. кв. метров, почти 500 экспонатов. В этом году на выставочную деятельность мы привлекли более 15 млн. рублей.

Сегодня в условиях мирового кризиса государство поддерживает строителей, торговлю, машиностроение, оборонку, сельское хозяйство, аптеки, малый бизнес. И мы просим вас помочь нам в том, чтобы государство обратило свой взор на промыслы, на мастеров и художников, руками которых создается и пишется история сегодняшней России и число которых, к сожалению, ежегодно уменьшается практически на 10 процентов.

В Ассоциации, как я уже сказал, почти 20 лет идет работа по сохранению народно-художественных промыслов. Мы и дальше будем проводить эту важнейшую для страны работу, потому что в условиях глобализации мы просто обязаны сохранить нашу древнюю российскую культуру как часть мирового культурного наследия. Спасибо за внимание.



следующая страница>


Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промыслов россии 30 октября 2008 года

Материал подготовлен Комиссией Совета Федерации по культуре по итогам парламентских слушаний на тему Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промысл

986.74kb.

10 09 2014
4 стр.


К. К. Арынов Истоки народных художественных промыслов Казахстана

Исследованы и выявлены особенности эволюции и перспективы развития архитектуры народных художественных промыслов. Рассмотрены теоретические и исторические предпосылки народного рем

161.46kb.

25 12 2014
1 стр.


О проведении образовательных семинаров для мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Чувашской Республики в 2007 году

Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики проведены 15 образовательных семинаров по различным направле

36.09kb.

17 12 2014
1 стр.


Закон костромской области о поддержке народных художественных промыслов в костромской области

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с поддержкой народных художественных промыслов в Костромской области

101.4kb.

17 12 2014
1 стр.


Приглашение 4-я ежегодная выставка-ярмарка «Изделия народных художественных промыслов и ремесел» 10-12 июня 2010 г

Администрация Гатчинского муниципального района и «Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства» Приглашают Вас принять участие в 4-й ежегодной выставке – ярмарке народн

26.82kb.

25 12 2014
1 стр.


Календарь выставочных мероприятий

Иконы, предметы культового назначения; православная литература; изделия художественных и ювелирных мастерских, народных промыслов; продовольственные

72.66kb.

23 09 2014
1 стр.


Традиционные виды декоративно -прикладного творчества и народных промыслов России

Тема: Традиционные виды декоративно –прикладного творчества и народных промыслов России

74.86kb.

16 12 2014
1 стр.


Федеральная таможенная служба письмо от 15 октября 2008 г. N 24-39/42907 о внесении дополнений в письмо фтс россии от 09. 04. 2008 N

Лицензиаты/уполномоченные импортеры приложения к письму фтс россии от 09. 04. 2008 n 24

201.22kb.

10 10 2014
1 стр.