ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ
При традиционной классно-урочной организации учебного занятия происходит взаимодействие учителя и ученика для достижения заданных в программе целей и задач обучения в определенных локально-временных рамках и с использованием учебников и учебных пособий как содержательной базы обучения.
Урок – это такая форма организации учебных занятий, при которой соблюдаются временные и локальные рамки, постоянный состав учащихся и которой присуща определенная дидактическая организация.
Урок является содержательной и организационной единицей учебно-воспитательного процесса, а значит, нельзя забывать, что в нем, как в “клеточке”, есть все основные черты целого: принципы и стратегия воспитания, обучения и развития.
Урок всегда имеет определенный набор целей и задач, структуру и предметное содержание.
На уровне педагогики рассматриваются общие требования к построению уроков, к его целевой направленности и структурной организации.
На уровне методики преподавания конкретных школьных предметов уточняются вопросы целеполагания и структурирования урока, а также детально анализируется предметно-содержательное наполнение урока. Дидактическая и методическая динамика урока, а также его содержательная логика зависят от общегосударственных программных документов, авторских научных концепций и программ.
Наиболее распространенным был и продолжает оставаться классический урок.
Классический урок может быть различных типов и видов. Предлагаемая нами типология уроков строится на выделении:
1) метатипов уроков по доминирующей цели в рамках определенного педагогического подхода;
2) типов уроков по количеству, ранжированию целей, порядку (поэтапности) их достижения и структуре уроков;
3) видов уроков по их организации.
Ниже дана более подробная характеристика типов и видов урока.
Таблица 2
Типы и виды учебных занятий и их основные характеристики
Типы
учебных занятий
|
Виды учебных занятий
|
Включение на-
званных форм
в более крупные последовательности
|
По временным регистрам (продолжительность)
|
По локальным регистрам (место проведения)
|
По особенностям объединения учащихся в группы
|
По особенностям педагогического управления и ученического самоуправления
|
1
|
2
|
3
|
3
|
4
|
5
|
Классический урок с различными воспитательными, развивающими и учебными целями и взаимосменяющими видами деятельности
|
35–40 мин
(сокращенный),
45 мин (полный),
60–80 мин
(спаренный)
|
В школьных классах, кабинетах;
вне класса или вне школы: в парке, музее, библиотеке и т. п.
|
Гомогенные группы по возрасту и уровню подготовки учащихся или с учетом профильной дифференциации
|
Учитель управляет работой в целом с различной степенью жесткости, предоставляя учащимся в ряде случаев возможность выбора.
При групповой и парной формах работы учащихся учитель задает параметры работы вначале и далее выполняет роль консультанта
|
Учащиеся являются управляемыми, “ведомыми”.
При групповой и парной формах работы учащиеся принимают на себя часть управления
|
Комплексы, цепочки, циклы, блоки уроков
|
|
|
|
|
Самостоятельную работу учащихся, как правило, алгоритмизирует учитель.
Учитель должен опираться на обратную связь с учащимися: см. подробнее таблицу 3
|
При самостоятельной работе, как правило, следуют алгоритмам учителя
|
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
3
|
4
|
5
|
Лекционно-семинарские занятия как форма подготовки к вузу в целях развития умения воспринимать информацию в больших объемах на слух и записывать со слуха. Концентрированная пролонгированная работа в рамках одного вида деятельности
|
60–80 мин
(спаренные)
|
В лекционных залах, классах, кабинетах, на территории школы или других образовательных и культурных учреждений
|
Старший школьный возраст с учетом профильной дифференциации
|
В лекционной части учитель полностью управляет деятельностью учеников на содержательном и частично на организационном уровне.
На практических или семинарских занятиях и при подготовке к ним учитель управляет деятельностью учеников на содержательном и частично организационном уровне с помощью алгоритмов и рекомендаций, заданий и регламента
|
Частичное самоуправление учащихся касается организационного уровня; что и как записать, в какой последовательности готовиться к семинару или выполнять практическую работу. Самостоятельное реферирование – это управляемая самими учащимися форма
|
Сочетание лекционных и семинарских или практических занятий - это единство. Формы группировки. Эта форма может сочетаться с комплексами или цепочками классических уроков
|
Интегрированный урок (в том числе бинарный) с целью воспитания культуры ценностной ориентации и развития интеллектуальных способностей, синтеза и обобщения, установления межпредметных и универсальных связей
|
45 мин
(полный)
60-80 мин
(спаренный)
35-40 мин
(сокращенный)
|
В предметных кабинетах или актовом зале, возможно, вне
школы
|
Гомогенные группы по возрасту и уровню подготовки учащихся или с учетом профильной дифференциации
|
Учитель управляет работой в целом с различной степенью жесткости, предоставляя учащимся в ряде случаев возможность выбора.
При групповой и парной формах работы учащихся учитель задает параметры работы вначале и далее выполняет роль консультанта.
Самостоятельную работу учащихся, как правило, алгоритмизирует учи-
|
Учащиеся являются управляемыми, “ведомыми”.
При групповой и парной формах работы учащиеся принимают на себя часть управления.
При самостоятельной работе, как правило, следуют алгоритмам учителя
|
Включается в циклы или блоки классических уроков
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
тель.
Учитель должен опираться на обратную связь с учащимися (см. подробнее таблицу 3).
Урок может проводиться одним, двумя, тремя учителями по разным предметам
|
|
|
Проектные занятия с целью воспитания культуры сотрудничества и культуры труда (умственного, предметно-преобразовательного и др.), развития умений управлять своей деятельностью
|
В рамках урочного времени или отдельного этапа урока, или проектного дня, проектной недели, месяца и т. д.
|
В рамках больших проектных занятий место их проведения может меняться. Это не только помещения образовательных учреждений, но и улица, музей, библиотека и т. д.
|
Гомогенные и негомогенные группы различной наполняемости, объединенные по интересам и склонностям
|
Учитель учит школьников управлять их деятельностью, постепенно снижая жесткость своего управления, вплоть до минимума
|
Учащиеся получают постепенно все больше свободы и возможности управлять своей деятельностью
|
Циклы и блоки собственно проектных занятий или включенные в циклы и блоки традиционных уроков
|
Творческая мастерская с целью творческой самореализации как отдельных учащихся (личностей), так и творческих групп
|
В течение длительного времени, необходимого для достижения поставленной цели. Время может дробиться в зависимости от условий (во внеурочное или урочное
время)
|
В школьных или вузовских кабинетах, в лаборатории, в библиотеке и т. п.
|
Учащиеся из разных классов одной параллели или из разных параллелей, проявляющие интерес к творческому решению одной общей проблемы
|
Учитель постепенно передает часть управления учащимся, пока они не становятся партнерами
|
Учащиеся постепенно принимают на себя самоуправление в той мере, чтобы стать с учителем и друг с другом полноправными партнерами
|
Сама "творческая мастерская"– это форма группировки учебных занятий, включающая различные частные формы творческой работы и отчеты о ее результатах
|
Окончание табл.
1
|
2
|
3
|
3
|
4
|
5
|
Свободная работа с целью воспитания культуры, самореализации и самоуправления как отдельных учеников, так и групп учащихся
|
В рамках урочного и неурочного времени, время может регламентироваться самими учащимся
|
в специально подготовленном помещении с необходимым оборудованием и материалами на выбор
|
группа продленного дня или класс,
микрогруппы и макрогруппы формируются по желанию учащихся
|
Учитель только в роли консультанта
|
Ученическое самоуправление
|
Межцикловые занятия
|
Автономное учение с целью развития самостоятельности учащихся
(с учетом их индивидуальных темпов продвижения)
|
В рамках урочного и внеурочного времени по расписанию или графику взаимодействия с учителем. Время на самостоятельную подготовку учащимися распределяется и планируется самостоятельно
|
В школьных классах и кабинетах
Место для самостоятельной подготовки не регламентируется
|
Чаще как индивидуальная форма работы (работы в одиночку). По желанию учащиеся могут объединяться в группы. При итоговом контроле, работа в режимах учитель – ученик или ученик – компьютерная тестирующая программа – учитель
|
Учитель помогает составить индивидуальную программу работы, дает набор заданий на выбор, рекомендует учебники и учебные пособия, проводит итоговый контроль
|
Каждый учащийся в промежутке между контрольными мероприятиями управляет своей деятельностью самостоятельно
с использованием информационных носителей
|
Может сочетаться с любыми другими формами учебных занятий, включаться в их любые по-
следовательно-
сти. Чаще сочетается с лекционно-семинарской и проектной формами
|