Введение
Дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин. По своей структуре состоит из двух разделов: топографической анатомии и оперативной хирурги.
Топографическая анатомия – это учение о взаимном расположении и взаимоотношении органов и тканей по областям человеческого тела. Задачей топографической анатомии является изучение строения человеческого тела по областям, при этом рассматриваются все анатомические элементы данной области в их совокупности и во взаимоотношениях.
Оперативная хирургия – это учение о хирургических операциях. В задачи оперативной хирургии входит разработка и изучение хирургических доступов к органам, техники операций и правил пользования хирургическим инструментарием.
Целью изучения дисциплины является анатомо-хирургическая подготовка студента, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной врачебной деятельности.
Формирование компетенций
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
ОК-1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Профессиональные компетенции:
- общепрофессиональные:
ПК-1 – способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками
;
ПК-2 –
способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат;
ПК-3 –
способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.
ПК-5 –
способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;
- в диагностической деятельности:
ПК-16 –
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка, для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;
- в научно-исследовательской деятельности:
ПК-31 - способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
ПК-32 - способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-
общий принцип послойного строения человеческого тела;
-
топографическую анатомию конкретных областей;
-
клиническую анатомию внутренних органов, клетчаточных пространств, сосудисто-нервных образований, костей и крупных суставов, слабых мест брюшной стенки;
-
коллатеральное кровообращение при нарушении проходимости магистральных кровеносных сосудов;
-
зоны двигательной и чувствительной иннервации крупными нервами;
-
возрастные особенности строения, формы и положения органов;
-
наиболее частые встречаемые пороки развития – их сущность и принципы хирургической коррекции;
-
показания, технику выполнения простых экстренных хирургических вмешательств хирургическим инструментарием:
-
первичная хирургическая обработка ран;
-
оперативные вмешательства при гнойных заболеваниях кисти;
-
шейная вагосимпатическая блокада по А.В. Вишневскому;
-
резекционная трепанация черепа;
-
трахеостомия;
-
вскрытие абсцесса любой области;
-
ушивание проникающей раны плевральной полости;
-
дренирование плевральной полости;
-
аппендэктомия;
-
ушивание раны брюшной стенки;
-
сущность операции, показания, основные этапы более сложных экстренных и плановых хирургических вмешательств:
-
костно-пластическая трепанация черепа;
-
радикальная мастэктомия;
-
ушивание раны сердца;
-
ревизия органов брюшной полости;
-
резекция кишки;
-
формирование желудочно-кишечных анастомозов;
-
резекция желудка по способу Бильрот -1; Бильрот-2; по способу в модификации Гофмейстера-Финстерера;
-
гастростомия по Витцелю, Топроверу и Кадеру;
-
холецистэктомия;
-
спленэктомии;
-
нефрэктомии;
-
формирование желчно-пузырного свища;
-
шов печени;
-
формирование свища мочевого пузыря;
-
основные этапы ампутации конечностей;
-
операции по поводу нарушенной внематочной беременности.
Уметь:
-
использовать знания по топографической анатомии:
-
для обоснования диагноза;
-
для выбора рационального доступа;
-
для способа хирургического вмешательства;
-
для предупреждения интраоперационных ошибок и осложнений, обусловленных возрастными и топографо-анатомическими особенностями области;
-
пользоваться общим и некоторым специальным хирургическим инструментарием;
-
выполнять на биологическом (учебном) материале отдельные хирургические приемы и операции:
-
послойное разъединение мягких тканей: кожи; подкожной клетчатки; фасции; мышц; париетальной брюшины;
-
завязать узел: простой (женский); морской; двойной хирургический; аподактильный;
-
послойно зашивать кожную рану;
-
наложить швы на рану мышцы;
-
снять кожные швы;
-
выполнять блокады: тазовую по Школьникову-Селиванову; по Лукашевичу-Оберсту;
-
выполнять блокады плечевого; локтевого, тазобедренного, коленного суставов;
-
выполнить венесекцию;
-
обнажить: бедренную; переднюю и заднюю большеберцовую; плечевую; лучевую; локтевую артерии;
-
сшить нерв; сухожилие;
-
перевязать кровеносный сосуд;
-
выполнить экзартикуляцию фаланг пальцев кисти и стопы;
-
ушить рану желудка, тонкой кишки; мочевого пузыря, прямой кишки;
-
сделать разрез для вскрытия панариция;
-
сделать разрезы для вскрытия флегмон кисти;
-
сделать разрезы для вскрытия флегмон стопы.
Владеть:
-
хирургическим инструментарием общего и специального назначения;
-
техникой выполнения экстренных хирургических вмешательств.
Занятие № 1 (вводное)
Техника местного обезболивания.
Разъединение и соединение тканей.
Инструментарий общего пользования
следующая страница>