Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Трансформация функций библиотечного работника

в современной библиотеке

По материалам монографии М.П. Карпенко «Телеобучение» (гл. 8)



Развитие информационной грамотности пользователей


С распространением информационных технологий и новых видов ресурсов и студенты, и преподаватели чаще приходят в университетскую библиотеку за помощью, поскольку каждая новая база данных и новая электронная коллекция порождают и специфические проблемы, обусловленные особенностями работы с данными ресурсами. Одной из самых важных проблем, принесенных развитием информационного общества, становится проблема выработки у пользователей критического отношения к информации, умения ее оценивать. В прошлом высшее образование опиралось главным образом на чтение печатных текстов. Появление Интернета, а также множества других электронных и цифровых ресурсов, поставило перед высшим образованием ряд новых вопросов. Некоторые студенты используют Интернет в качестве альтернативы традиционным литературным источникам. В этом контексте они сталкиваются с проблемами происхождения, точности и достоверности найденного материала, которых, как правило, не возникает в рамках привычных форм академической издательской деятельности. Качество информации, содержащейся в книгах, журналах и других видах печатной продукции, раньше обеспечивалось благодаря различным факторам: уважаемым издателям, имеющим признанные академические заслуги авторам, рекомендованным преподавателями текстам, расходами на библиотеки, призванным предоставить пользователям доступ ко всем необходимым материалам. Однако в отношении Интернет-ресурсов такие механизмы обеспечения качества не действуют. Сегодня студенты должны самостоятельно понимать достоинства и недостатки источников информации в глобальных компьютерных сетях, уметь их критически оценивать и эффективно использовать полученные материалы для своих целей.

Вопросы информационной грамотности и ее развития у пользователей находятся в центре внимания академических библиотек США и американских университетов. Еще в 1989 г. в США был опубликован доклад Президентского комитета Американской библиотечной ассоциации (ALA) об информационной грамотности1, в котором информационно грамотный человек определялся как человек, способный самостоятельно осознавать, формулировать и удовлетворять свои информационные потребности; обладающий способностью находить, оценивать и эффективно использовать информацию. Также подчеркивалось, что национальная экономическая независимость любой страны и качество жизни ее граждан стали в наши дни зависеть от непрерывного, в течение всей жизни, образования, что требует постановки вопроса об информационной грамотности в национальном масштабе.

В нашем отечественном библиотековедении содержание термина «информационная грамотность» ближе всего к понятию информационная культура. Последняя определяется И. Гендиной как «систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности… В практическом плане это означает знание организации информационных процессов, владение приемами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, умение применять технические средства, используемые в информационном процессе»2.

В соответствии с реализуемым в образовании компетентностным подходом информационная грамотность должна рассматриваться в контексте более широкого понятия «информационная компетентность». Информационная компетентность является интегративным качеством личности, позволяющим ей владеть новыми информационными технологиями, критически относиться к воспринимаемой информации, а также вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. Однако, к сожалению, у подавляющего большинства жителей России отсутствуют даже фундаментальные составляющие информационной компетентности – умение получать доступ и искать, умение оценивать и отбирать, умение использовать информацию. Поэтому необходима работа по всемерному развитию информационной компетентности. Современный человек должен оперативно реагировать на запросы динамично развивающейся действительности, постоянно пополняя свой интеллектуальный багаж новой информацией, непрерывно занимаясь самообразованием и максимально эффективно используя источники информации для решения профессиональных, социальных и бытовых проблем.



Новые функции библиотечного работника


Изменение функций вузовских библиотек обусловлено рядом новых проблем, встающих сегодня перед пользователями библиотечных ресурсов:

  • лавинообразно возрастающий объем информации;

  • существенная дифференциация ресурсов по их качеству – наряду с действительно ценными и достоверными ресурсами в информационном пространстве присутствует множество сомнительных источников;

  • разнородность и неструктурированность информации, порождающая проблемы эффективного поиска ресурсов;

  • постоянное повышение уровня требований к информационной грамотности, связанное с усложнением информационного пространства;

  • формализация информационных потребностей на языках взаимодействия с поисковыми системами.

В связи с этим меняются и функции библиотечных работников. Теперь они должны стать посредниками между информационной средой и пользователем. Специалистам библиотечного дела необходимо хорошо представлять, какие виды знаний являются наиболее актуальными, где они находятся в общемировом информационном пространстве, включая специальные библиотеки, информационные и библиографические базы данных. Для пользования электронными банками данных информационно-библиотечному специалисту необходимы знания об устройстве и способах применения современных коммуникационных технологий. Необходимо знание иностранных языков для оценки найденной информации.

Как отмечается в работе Т. Медзяновской, «уже сегодня от специалиста библиотечной сферы требуются не только знания и умения для выполнения библиотечных функций, но и практические знания в области глубокой аналитико-синтетической обработки информации, овладение методологией извлечения и распространения знаний, содержащихся в библиотечных фондах, освоение методики и интеллектуальной компьютерной технологии библиографирования, реферирования, подготовки обзорно-аналитических и прогностических материалов».3

Кроме того, содержание информационной работы библиотекаря в значительной степени основывается на знании всей коммуникационной системы в определенной предметной области и на понимании схем организации и получения информации. В процессе профессионального развития происходит переход библиотекарей к новой роли информационных координаторов в определенной тематической области знаний. Многие специалисты библиотечной сферы указывают на необходимость знания всей системы доступных ресурсов в своей предметной области, с тем чтобы «опережать пользователя по крайней мере на один шаг». Необходимо знание не только самих ресурсов, но и их рынка, соответствия ресурсов определенным потребностям, а также схем их организации и различных информационно-поисковых языков. Выполнение роли координатора по различным областям знаний требует от информационных специалистов также безупречного знания научных коммуникаций в своей области. Новая парадигма деятельности библиотечных работников включает потребности в следующей информации по различным областям знаний:


  • предметная терминология;

  • структура научной коммуникации;

  • схема организации и получения информации;

  • персональный состав и рейтинг ведущих специалистов;

  • основные научные проблемы.

Для приобретения этих знаний информационным специалистам необходимо просматривать литературу по теме, посещать семинары, конференции. Эту задачу можно существенно облегчить, если библиотекари будут участвовать в работе тематических электронных сообществ и конференций, которые предоставляют следующие возможности:

  • информирование научных сообществ о новых информационных ресурсах;

  • информирование исследователей о разработке аналогичных проектов;

  • формирование указателей по местонахождению информации, релевантной данной тематической области.

Таким образом, библиотекари должны осваивать новые роли. Они становятся консультантами и партнерами исследователей, превращаются в координаторов, совместно с преподавателями организующими информационное пространство вуза.

В современной вузовской библиотеке часто возникают вопросы, требующие вмешательства библиотекаря в качестве педагога. Исследовательские потребности студентов становятся все более сложными, а характер и способы их удовлетворения все более изощренными с точки зрения использования новейших технических средств и электронных ресурсов. На университетских библиотекарей студенты смотрят как на экспертов в использовании всех предоставляемых библиотекой ресурсов. Поэтому в большинстве университетских библиотек разрабатываются программы обучения пользователей информационной культуре.

Составными элементами университетских программ развития информационной культуры являются долгосрочные и краткосрочные курсы, семинары, тренинги, консультации, он-лайновые обучающие программы и другие формы занятий, которые в совокупности служат достижению общей цели. Каждая библиотека выбирает и использует те формы, которые представляются ей наиболее эффективными и соответствующими ее конкретной ситуации и кругу пользователей. Часто используются специальные обучающие курсы, называемые по-разному: «Основы информационной культуры», «Новые технологии поиска информации», «Электронный доступ к информации» и т.д. Однако одним из наиболее ярких примеров применения современных информационных технологий в образовании библиотечных пользователей выступают он-лайновые семинары (программы) информационной грамотности. Главная цель такой формы обучения состоит в помощи самостоятельному овладению навыками и умениями в сфере информационной культуры.

Значительным шагом вперед можно считать программы, которые включают методы оценки понимания студентами прочитанного текста: к примеру, после чтения материала об оценке web-сайтов студентам предлагается ответить на ряд вопросов. Он-лайновые семинары информационной грамотности доступны на web-сайтах целого ряда университетских библиотек США. Их основным содержанием выступают методы и стратегии эффективной поисковой деятельности в библиотеке. Тематика семинаров может быть разной в зависимости от групп пользователей. Так, например, в библиотеках университета штата Орегон существуют две программы Library Research Process и Literature Review Tutorial. Первая предназначается для студентов, обучающихся на степень бакалавра и дает краткое общее введение в основные методы исследования с помощью библиотечных ресурсов и средств; вторая адресована студентам, изучающим магистерские программы, и ее задача – помочь в серьезных глубоких исследованиях, главным образом в сфере образования и социальных наук4.

Выдающимся примером интерактивного он-лайнового семинара является обучающая программа библиотеки университета штата Калифорния CalPoly. Она организована в виде 10 модулей, имеющих интерактивные возможности обеспечения немедленной обратной связи и финальные практические упражнения, которые могут быть использованы как тесты для самооценки. Семинар начинается с модуля «Сформулируйте тему исследования» и постепенно проводит студента по различным аспектам поисковой деятельности, стимулируя его способности к критическому самостоятельному мышлению. Он-лайновая обучающая программа библиотеки yниверситета Корнелл Library Research at Cornell, в свою очередь, предлагает освоить семь ступеней эффективного библиотечного поиска для нахождения информации, необходимой для написания письменной работы5. Создание подобных форм продвижения информационной грамотности требует много труда. Так, библиотекарь из yниверситета Гриффис (Австралия) в листе рассылки BI-L, анонсируя новый он-лайновый семинар Library Research Tutorial, сообщает, что его разработка заняла двадцать месяцев, и еще не осуществлены все задуманные добавления и изменения.

Разновидностью он-лайновых семинаров по развитию информационной грамотности можно считать электронные руководства к базам данных, которые также разрабатываются университетскими библиотеками. Их задача состоит в обучении поиску в данной конкретной базе данных. Электронные руководства могут быть доступны либо одновременно с доступом к базам данных, как, например, в разработках, сделанных библиотеками yниверситета Индианы6, либо отдельно от них. Примерами электронных руководств последнего типа являются разработки библиотеки университета в Сиракузах7 и библиотеки Международного университета Соединенных Штатов8.

В современных вузовских библиотеках реализуется новый, более глубокий и продуктивный, уровень взаимодействия библиотекарей с преподавателями. Возрастает количество предлагаемых библиотеками курсов и семинаров, являющихся составной частью других университетских дисциплин (course-related instruction), где предметом обучения становится поиск и анализ информационных ресурсов по различным учебным дисциплинам.

Обращаясь к аспекту, связанному с применением новых методов обучения пользователей в академических библиотеках, можно указать на следующие формы и техники обучения, активно используемые сегодняшними университетскими библиотекарями при воспитании информационной грамотности:



  • интерактивные обучающие программы, реализуемые через библиотечные web-сайты;

  • электронные демонстрации с практическими заданиями;

  • упражнения по использованию электронных информационных ресурсов, самостоятельно выполняемые малыми группами пользователей;

  • тренинги по использованию информационных ресурсов, ориентированные на содержание конкретных академических курсов, разрабатываемые совместно с преподавателями этих курсов и предлагаемые на библиотечном web-сайте;

  • семинары-тренинги, посвященные он-лайновым каталогам, базам данных и другим подобным ресурсам, проводимые как со студентами, так и с преподавателями;

  • специальные учебные курсы по информационной грамотности, входящие в учебные планы университетов и преподаваемые библиотекарями университетских библиотек.




1 American Library Association Presidential Committee on Information Literacy./ www.ala.org/acrl/nili/ilit1st.html.

2 Гендина И.Н. Основы информационной культуры // Современное библиотечно-информационное образование. Учебные тетради. Вып. 4. СПб., 2000. С. 53–54.

3 Медзяновская Т.В. Роль традиционных институтов в формировании информационной культуры в современном обществе (на примере библиотек): Дис. … канд. культурологии. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. М., 2004.

4 Caspers J.S. Hands-on Instruction Across the Miles: Using a Web Tutorial to Teach the Literature Review Research Process. Literature Review Tutorial (Oregon State University Libraries) // Research Strategies. 1999. № 3. Р. 187–197.

5 Library Research at Cornell: A Hypertext Guide (Cornell University Library). https://www.library.cornell.edu/ okuref/research/tutorial.html.

6 Indiana University Bloomington Libraries. ERIC Tutorial: An Introduction to Searching ERIC on WebSPIRS. https://www.indiana.edu/~libeduc/tutorial/.

7 Syracuse University Library. Database Search Guides. https://libwww.syr.edu/research/database/guide/index.html.

8 Walter Library User Guides. Database, Resource, and Style Guides. https://students.usiu.edu/library/libguides.htm.

Трансформация функций библиотечного работника в современной библиотеке

Интернет-ресурсов такие механизмы обеспечения качества не действуют. Сегодня студенты должны самостоятельно понимать достоинства и недостатки источников информации в глобальных ком

99.2kb.

12 10 2014
1 стр.


Журнал экономической теории. 2012. №2 Аннотации статей/ abstracts

Ключевые слова: личностный потенциал человека, трудовой потенциал работника, резервный трудовой потенциал работника, человеческий капитал работника, жизненный цикл трудового потенц

148.31kb.

12 09 2014
1 стр.


История библиотечного дела

Учебное пособие освещает развитие библиотечного дела в зарубежных странах и в России в следующие исторические периоды: древний мир, средние века, эпоха Просвещения

1885.09kb.

12 10 2014
9 стр.


Перечень административных процедур, осуществляемых отделом физической культуры, спорта и туризма лиозненского райисполкома по заявлениям граждан

Замещающий временно отсутствующего ответственного работника, для выполнения соответствующих функций по административным процедурам

169.89kb.

13 10 2014
1 стр.


Модельная библиотека- это не просто смена вывески

На пути к современной библиотеке опыт библиотечно-информационного центра университета

101.03kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок по теме: «Структура книги». Цель библиотечного урока

Цель библиотечного урока – дать учащимся знания о структуре книги как разновидности документа

80.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Как ужиться в коллективе

Проблемы мотивации работника в быстрорастущей компании (работника, а не руководителя) поэтому не менее важны, чем верная рыночная стратегия или удачный продукт

190.47kb.

15 10 2014
1 стр.


Лекции Спрос и предложение рынка труда. Определение уровня заработной платы

Под заработной платой в современной экономической науке понимается цена, выплачиваемая за, использование труда наемного работника

133.81kb.

01 09 2014
1 стр.