Стратегическая цель развития транспортной системы - удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Для создания эффективной конкурентоспособной транспортной системы необходимы 3 основные составляющие:
конкурентоспособные высококачественные транспортные услуги;
высокопроизводительные безопасные транспортная инфраструктура и транспортные средства, которые необходимы в той мере, в которой они обеспечат конкурентоспособные высококачественные транспортные услуги;
создание условий для превышения уровня предложения транспортных услуг над спросом (в противном случае конкурентной среды не будет).
Для формирования высококачественных транспортных услуг необходимо прежде всего определить параметры и стандарты качества, обеспечить стимулирование их выполнения и создания высокоэффективных технологий, отвечающих стандартам качества, отработать элементы технологий, нормативной базы и методов государственного регулирования, внедрить ряд пилотных высокоэффективных технологий в регионах.
Необходимо создать условия для развития как внутренней конкуренции (между перевозчиками, видами транспорта), так и внешней конкуренции (с международными транзитными системами). Внутренняя конкуренция обеспечит повышение ритмичности и ускорение товародвижения, снижение транспортных издержек, повышение доступности транспортных услуг, улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений. Это окажет позитивное влияние на внешнюю конкурентоспособность и реализацию транзитного потенциала страны.
Создание рынка конкурентоспособных транспортных услуг предполагает:
развитие нормативно-правовой базы в сфере оказания транспортных услуг (безопасность, экологичность, качество транспортных услуг, развитие методов государственного регулирования рынка). При этом важнейшее значение для регулирования имеет создание эффективной обратной связи в виде системы контроля и надзора;
развитие высокопроизводительной транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособный уровень оказания транспортных услуг (прежде всего коммерческую скорость и надежность);
достижение передового уровня техники и технологий, обеспечивающих стандарты безопасности, экологичности, экономичности и качества транспортных услуг.
Важнейшим стратегическим направлением развития транспортной системы является сбалансированное развитие инфраструктуры транспорта. Реализация этого направления означает согласованное комплексное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры на основе всестороннего анализа статистики и использования математических методов прогнозирования потребностей секторов экономики и населения в услугах транспорта, развития системы статистического учета, построения транспортно-экономического баланса, прогнозирования динамики грузовой базы, анализа моделей развития транспортной системы с целью выбора оптимально сбалансированных вариантов.
Развитие нормативно-правовой базы должно предусматривать гармонизацию транспортного законодательства, интеграцию в мировую систему стандартов и коммуникаций, определение нормативов качества транспортных услуг, ответственности за их соблюдение, а также прав потребителей. Повышение качества транспортных услуг потребует создания обоснованных резервов в транспортной системе, а это позволит в свою очередь развить конкуренцию на основных направлениях грузо- и пассажиропотоков.
Особое значение для транспортной стратегии имеет совершенствование системы обеспечения транспортной отрасли трудовыми ресурсами, которые должны обеспечить проектирование и реализацию проектов развития транспортных систем, эксплуатации транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предоставления
транспортно-логистических услуг и др.
Значимую роль в реализации транспортной стратегии играет повышение управляемости и контролируемости развития транспорта за счет повышения эффективности методов государственного регулирования и управления, развития механизмов проектного управления.
В рамках данной цели на первом этапе реализации Транспортной стратегии предусматривается строительство и реконструкция основных направлений автомобильных и железных дорог, инфраструктуры морских и речных портов, внутренних водных путей и аэропортов, ликвидация наиболее существенных разрывов и "узких мест" транспортной сети, в том числе в азиатской части России. Будет обеспечено развитие транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и крупным транспортным узлам, обеспечено их комплексное развитие на основных направлениях перевозок. Будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
ЛИТЕРАТУРА
1 Булава И.А., Никифоров В.С., Шишкин А.Ф. Теория и практика управления предприятиями внутреннего водного транспорта. – Новосибирск, 2001. - 189 с.
2 Единая транспортная система: Учебник для вузов/Под ред. В.Г.Галабурды. – М, 1996. – С. 7-26
3 Зачесов В.П., Рагулин И.А. Экономическая география воднотранспортных бассейнов Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 2001. – 404 с.
4 Зачесов В.П., Филоненко В.Г. Транспорт Якутии: проблемы материально-технического обеспечения. – Новосибирск, 2000. – 316 с.
5 Земляновский Д.К. Развитие судоходства в Сибири. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1969. – 64 с.
6 Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 июля 2003 г.
7 Логистика Сибири/Под ред. В.П. Зачесова и В.С.Никифорова. - Новосибирск, 2003. – 156 с.
8 Новосельцев Б.Ф. и др. Внутренний водный транспорт России. – М., 2006. – 224 с.
9 Речное судоходство в России/Под ред. М.Н.Чеботарева. М.:, Транспорт, 1985. – 352 с.
10 Советский речной транспорт/Под ред. М.Н.Чеботарева. М.:, Мысль, 1987. – 446 с.
11 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
Никифоров Владимир Семенович
Масленников Сергей Николаевич
Панова Айталина Геннадьевна
Субботин Юрий Афанасьевич
Федоров Леонид Никонович
Транспортный комплекс Сибири и Дальнего Востока
Компьютерный набор В.С.Никифоров
Компьютерная верстка Н.Н.Логунова
Ответственный за выпуск Т.В.Глоденис
Подписано в печать с оригинал-макета
Бумага офсетная №1, формат 60х84 1/16, печать трафаретная –Riso.
Усл. печ . л. ,. Тираж 100 экз. Заказ № . Цена договорная
ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта (НГАВТ)»
630099, Новосибирск, ул. Щетинкина, 33
Отпечатано в типографии ФГОУ ВПО НГАВТ
<предыдущая страница