Материалы виртуального семинара для заместителей директоров по воспитательной работе» «Правовое воспитание в школе как условие формирования правовой культуры учащихся, осознание ими высшей ценности прав и свобод человека» – Костанай, апрель 2009
1.Взаимодействие школы с родительской общественностью
в вопросах правового воспитания учащихся – Климентьева Т.Г., учитель истории ФМЛ
2.Роль консультаций слушателей юридического института в правовом воспитании и предупреждении преступности среди несовершеннолетних общеобразовательных школ - Конвисарь А.А., руководитель юридического Консультационного пункта Костанайского юридического института КУИС МЮ РК
9. Горбачевская Т.А., заместитель директора по ВР сш №30
10. Лукинах А.Н., заместитель директора по ВР оош№21
11. Кандалина Т.В., заместитель директора по ВР сш№8
12. Нюнюкова М.В., классный руководитель 8 класса оош№14
Взаимодействие школы с родительской общественностью
в вопросах правового воспитания учащихся
Климентьева Т.Г. , учитель истории ФМЛ
Семья – главный фактор воспитания ребенка. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
Свою задачу в этом направлении я понимаю так: формировать уважение к членам своей семьи; воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников; формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности. Очень важно, чтобы ребята прочувствовали преемственность поколений, их связи.
Например, семейный вечер «Веков связующая нить». У казахов есть пословица: «Сын, не знающий семерых своих предков - бестолочь…» [6], т.е. речь идет о необходимости знать свои родовые корни, историю, культуру традиции своего народа. Зная и уважая историю своих предков, человек ощущает себя причастным к истории своей страны, своего государства.
Можно приурочить этот вечер ко «Дню пожилого человека».
Самому празднику предшествует предварительная подготовка:
Нужно видеть глаза детей, когда их дедушки и бабушки поют для них песни, читают стихи, играют на домбре! Ребята совсем по-новому открывают для себя своих близких. Люди разных поколений становятся понятнее, открытее. Ну, а песни прошедших времен за чашкой чая, исполняемые и детьми и гостями вместе оставляют просто незабываемые впечатления в душах и ребят и дедушек и бабушек.
Значение подобных вечеров в гражданском образовании трудно переоценить.
Также, можно рекомендовать следующие формы работы:
В юридической литературе различных государств наблюдается общее понятие того, что преступность несовершеннолетних, как негативное явление следует рассматривать в контексте существующих в обществе уровней экономической, социально-политической, культурной жизни. Наряду с этим, обосновывается подход к проблемам преступности несовершеннолетних как к проблеме дефектной социализации личности. Термин «социализация» в настоящее время широко применяется не только в философской, социологической, психолого-педагогической, но и криминологической литературе. Социализация понимается как процесс, в ходе которого человеческое существо приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в целом /1, 66/.
Концепция данного подхода заключается в том, что дети и подростки по своему возрастному, социальному, правовому положению объективно являются наиболее уязвимой частью населения в большей мере ощущающей на себе негативные издержки сложных процессов в обществе, которые оказывают существенное влияние на социализацию малолетних и несовершеннолетних как через семью, школу, так и непосредственно /2, 42/.
Среди приоритетных направлений уголовной политики многих стран, в том числе и Казахстана, особое место занимают проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних, которые рассматриваются в качестве важнейшей общенациональной задачи государства. Проблемы борьбы с преступлениями и другими правонарушениями несовершеннолетних не только остаются актуальными, но и становятся острыми. Причем острота проблемы противоправного поведения подростков присуща всем без исключения группам населения (социальным, классовым, расовым).
Настораживающим фактором является то, что подростки зачастую не испытывают серьезных внутренних переживаний, угрызений совести за совершенное деяние. Они получают удовольствие от избиения потерпевшего, от сознания его беспомощности, от причинения ему особых мучений и страданий. Несовершеннолетние бравируют содеянным перед сверстниками, рассказывают им подробности.
Помимо недостатков воспитания детей в семье, школе, неумелых действий при приобщении детей к труду и организации свободного времени, существует еще одна причина такого поведения подростков. Это просмотры иностранных фильмов ужасов, боевиков и даже мультфильмов, где подробно пропагандируются и насилие, и жестокость. Отсюда у детей нервные стрессы, психические расстройства, так как несформировавшаяся личность подростка не способна противостоять всему этому.
По нашему мнению, существенное практическое значение имеет опыт работы полиции США с детьми в школах на основе специальной программы. Данная программа состоит из нескольких этапов, охватывающих обучение и воспитание учеников всех классов, начиная с четвертого. Примечательно то, что эта программа привлекает к совместной работе с полицейскими педагогов, психологов и медицинских работников /2. 47/.
В разрешении такой широкомасштабной проблемы активное участие принимают слушатели Костанайского юридического института Комитета УИС МЮ РК, так как их не могут не интересовать социально-политические изменения страны как правового государства. Для этого Костанайским юридическим институтом Комитета УИС МЮ РК был образован Юридический консультационный пункт (ЮКП), который осуществляет свою деятельность на территории средней школы № 2 г. Костаная.
ЮКП создан с целью оказания бесплатных юридических консультаций по вопросам работы с несовершеннолетними девиантного поведения, предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, формирования правовой культуры населения. Работу по формированию правовой культуры осуществляют отличники учебы, имеющие желание и заинтересованность в повышении самообразования.
Занятия проводятся в форме бесед и консультаций, слушатели присутствуют обязательно в форменной одежде, что считается немаловажным фактором психологического воздействия.
За консультациями обращаются не только подростки, но и их родители, так как, проблемы, касающиеся детей, нельзя решать без их участия. Правовое воспитание, как любое другое направление в педагогике, необходимо осуществлять параллельно, с целью оказания помощи семье в выполнении социальных функций и повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Подобная форма работы слушателей предусматривает не только профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, но и:
проведение профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с научной
- привитие необходимости и интереса к изучению не только юридической литературы, но и психолого-педагогической направленности.
Мы считаем целесообразным проведение занятий со школьниками именно слушателями, так как небольшая разница в возрасте позволяет школьникам идти быстрее на доверие и доброжелательный контакт со слушателями-молодыми лекторами. Этот факт подтверждает основную цель занятий - видеть в лице полицейского своего помощника в приобретении правовых знаний; речь слушателей грамотна, убедительна, доходчива; слушатели обладают хорошими организаторскими способностями.
Слушатели юридического института, по существу, выполняют функцию школьных инспекторов по делам несовершеннолетних, деятельность которых организована в школах городов Тараза и Кызылорды и заключается в профилактике преступлений среди школьников, улучшении взаимодействия двух ведомств (полиция и школа) и повышении ответственности, как родителей, так и педагогов школ за воспитание несовершеннолетних. Опыт работы показывает, что слушатели - лекторы оказывают практическую помощь правоохранительным органам в предупреждении правонарушений несовершеннолетними и в тоже время получают квалифицированную подготовку.
Необходимо отметить, что занятия по правовому воспитанию не должны носить единичный характер, их необходимо проводить по расписанию, так как для обеих сторон и слушателей и несовершеннолетних они имеют эффективную воспитательную значимость; предлагается совместить по возможности изучаемый по учебной программе в школе предмет "Основы государства и права" и лекции по правовому воспитанию, разнообразить формы проведения занятий в виде диспутов, конференций, викторин, олимпиад; использовать наглядные пособия (схемы, картинки, видеофильмы и т.п.).
А самое важное в проведении занятий по правовому воспитанию является то, что слушатели и преподаватели юридического института не только передают теоретические знания о правовых нормах, формируют правовое сознание несовершеннолетних, их родителей и учителей, но и повышают свой уровень правосознания и правовой культуры.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.
Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами РК, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.
В правовых документах прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Безусловно, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Они должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, чувством ответственности за судьбу страны. Мы должны учить наших воспитанников воспринимать проблемы государства как свои собственные. Само время ставит жизненно важную задачу – формирование личности, создание условий для ее реализации, выработку в людях настоящих гражданских качеств. Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя являются:
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция РК, Закон «О правах ребенка в РК», «Декларация прав человека», Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности» и другие.
Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет. И уже в этом возрасте школьники должны иметь определенный минимум правовых знаний.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан РК. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.
В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения с набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями. И для того, чтобы этот переход осуществлялся более плавно, безболезненно для ребенка, большую роль играет классный руководитель. Работа по правовому воспитанию в нашем классе строится по следующим направлениям:
В классе создан постоянно обновляющийся стенд «Правовое воспитание», материал к которому подбирают сами ребята по своим интересам.
Ребята из моего класса принимали участие в мероприятиях, проводимых в рамках школьной декады по правовому воспитанию (дебаты, игры, викторины).
В нашей школе еженедельно проводятся занятия правового всеобуча (для девятых классов по пятницам), где рассматриваются такие темы:
Нужно сделать всё возможное, чтобы привить подрастающему поколению уверенности в своих силах, своих созидательных способностях. То есть, чтобы дети учились с детства делать осмысленный выбор власти, президента, государственного строя. Чтобы знали, чего они хотят добиться в жизни как для страны, так для себя лично. Важно помочь детям уже сейчас учиться управлять государством, создавать законы и уметь пользоваться ими, то есть занимать активную гражданскую позицию. Дети должны чувствовать ответственность за судьбу своей страны.
К ребёнку должно прийти понимание того, что я – основа всего. Понимание того, что права человека – священны, поможет построить семью, отношения с друзьями, заставит уважать окружающих нас людей.
Моя душа и мысли – это тайна
Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне ее. Работа с родителями требует от классного
Одним из основных его принципов в работе с родителями является опора на положительное в личных качествах родителей и семейном воспитании.
25 12 2014
10 стр.
14 12 2014
4 стр.
13 10 2014
4 стр.
13 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
17 12 2014
4 стр.
18 12 2014
6 стр.
17 12 2014
1 стр.