Перейти на главную страницу
Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй – учебно-познавательные. Для этого учащимся задается два социометрических вопроса: первый из сферы досуга (С кем бы ты поехал летом отдыхать в молодежный лагерь? Кого пригласил бы в кино? Кого пригласил бы к себе на день рождения?); второй вопрос из деловой сферы (С кем из одноклассников ты бы стал вместе готовить доклад? К кому бы из одноклассников ты обратился, если возникнут трудности при подготовке к контрольной работе?).
Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-то что-то делать. И чем больше членов группы выбирает конкретного человека для совместной деятельности, тем более популярным он является и тем выше его социометрический статус.
Для проведения исследования заранее необходимо сформулировать два вопроса к учащимся из деловой и развлекательной сферы, и приготовить карточки. На карточках необходимо подписать фамилию и имя опрашиваемого. Социометрические вопросы можно или вписать в карточки заранее, или написать на доске.
Перед проведением исследования необходимо установить доверительные отношения с группой и объяснить цели социометрического исследования. Важно также подчеркнуть значение самостоятельности и секретности при ответах и гарантировать испытуемым сохранение тайны ответов. Необходимо также проверить правильность и однозначность понимания вопросов и показать точно и ясно технику записи ответов.
Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями одноклассников. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все ученики класса. Если какие-то ученики отсутствуют, то выбирать их присутствующим ученикам не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если учащийся сообщает, что не может ограничиться только тремя одноклассников, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии.
На основе полученных данных делается вывод о положении каждого учащегося в среде одноклассников.
Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные.
Социоматрица составляется следующим образом:
Пример социоматрицы:
кто выбирает |
кого выбирают | |||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |
1 |
|
|
Х |
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
Х |
3 |
Х |
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Х |
Х |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Х |
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
Х |
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
Х |
9 |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
Х |
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
Х |
Х |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
Х |
|
Х |
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
Х |
|
|
|
Х |
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
Х |
Х |
|
|
14 |
Х |
|
Х |
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
Х |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
Х |
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
17 |
|
Х |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
Х |
Х |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
Х |
Х |
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
Х |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
∑в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
∑в.в. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Далее по каждой социоматрице выстраиваются социограммы.
Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.
Традиционно мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут букву или цифру, обозначающую испытуемого.
На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности класса. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного класса, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного класса. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности класса или о том, что в целом разобщенном классе имеется сплоченное «ядро».
Более точно сплоченность класса можно узнать, подсчитав коэффициент групповой сплоченности по формуле:
I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы учеников, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.
Чем с большим числом одноклассников связывает ученика взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.
Коэффициент удовлетворенности (КУ) = . 100%
Так как максимальное количество выборов ограничено 3, то и взаимных выборов может быть тоже только 3, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или учащийся может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.
Число выборов, полученных каждым учащимся, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.
Социометрический статус (СС) = . 100%
По социометрическому статусу учащиеся могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого учащегося в группе, то есть насколько желанен ученик в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого учащегося данного класса.
Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности воспитательной работы.
На самых популярных учащихся составляются инидивидуальные социограммы.
Сначала на рисунке в центр помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и тех, кто их выбрал, постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения в группе. А также хорошо просматриваются группировки и микрогруппы: диады, триады, тетрады:
При анализе полученных социограмм делаются выводы о межличностных предпочтениях в классе, популярности отдельных учащихся и их окружения, взаимности выборов, наличии или отстутствии группировок, наличии или отсутствии связей между группировками.
На основании проведенного исследования пишутся общие выводы по социометрическому исследованию (пример написания выводов см. в Приложении…). Результатом проведённого анализа является общий вывод о характере межличностных отношений в данном классе с указанием лидеров (референтной группы), количества учащихся, находящихся в том или ином социометрическом статусе, с характеристикой взаимных выборов. Полученные результаты используются при составлении характеристики класса.
После проведения исследования межличностных отношений в классе методом социометрия, студенты приступают к выполнению 2 задания - определения доминирующей мотивации учащихся данного класса. Определение ведущей мотивации учащихся позволяет определить их отношения к обучению в школе и друг к другу. Совпадение мотивов у учащихся приводит к их взаимопониманию и взаимодействию, а противоречие мотивов может вызвать проблемы в общении учащихся, непонимание, неприязнь, противодействие и противостояние.
Определение доминирующих мотивов у популярных учащихся позволяет сделать предположения о том, какое влияние они оказывают на свою референтную группу и весь коллектив в целом. Направленность популярных учащихся на учебную деятельность позволит сделать предположение о том, что микрогруппа сформированная вокруг них направлена тоже на учебную деятельность и является активом класса. Бессодержательная (эмоциональная) и социальная направленность мотивов лидера в сочетании с низкой учебной и профессиональной мотивацией может служить основанием для предположения о том, он будет демотивировать учебную деятельность учащихся, на которых оказывает влияние.
Определение доминирующих мотивов у изолированных учащихся может позволить определить причину их изоляции. Несовпадение мотивов у изолированных учащихся с основной мотивацией других учащихся класса может быть причиной их непопулярности в классе.
Повышение успеваемости учащихся, улучшение результатов их учебной деятельности, сплочение коллектива, улучшение психологического климата возможно при грамотном воздействии педагога на мотивационную сферу учащихся. Для проведения этого воздействия, планирования коррекционной, воспитательной и обучающей деятельности учителю необходимо знать мотивационную направленность учеников, соответствие или несоответствие их мотивации учебным и воспитательным целям и задачам.
Пример написания выводов по социометрии
На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
- частично сплочен, частично разобщен,
- половина класса сплочена, половина разобщена,
- в классе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.
3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ученика, это № х и № у
№ х получил максимальное количество выборов равное =
№ у получил количество выборов равное =
КУ № х=100%, СС=…% - следовательно, данный учащийся имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.
Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени». Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I - группа «лидеров» (звёзд), набравших максимальное число выборов.
II - референтная группа, (предпочитаемых), в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
III - группа «пренебрегаемых», в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV - группа «оттесненных», (изолированных), в которую входят лица, набравшие 1-2 выборов.
V - группа «изолированных», (отверженные), это те, которые не получили ни одного очка.
Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж. Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внут
11 10 2014
1 стр.
Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев
11 10 2014
1 стр.
«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)», «Цель оценки и иды стоимости (фсо№2)», «Требования к отчету об оценке (фсо №3)» и содержит требо
23 09 2014
1 стр.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на грузоподъемные краны
01 09 2014
5 стр.
На сегодняшний день существуют общие требования к выполнению научно – исследовательских работ
08 10 2014
6 стр.
Федерального стандарта оценки Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки
11 10 2014
1 стр.
Методических указаний по проведению исполнительных съемок подземных сооружений (плановые и высотные съемки) и по проведению мониторинга в процессе строительства, а также требований
12 10 2014
13 стр.
Настоящие технические требования формулируются в отношении личных фотографий граждан, определяют требования к фотографии и порядок получения фотографии
14 12 2014
1 стр.