Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Требования к проведению социометрии:

Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж.Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй – учебно-познавательные. Для этого учащимся задается два социометрических вопроса: первый из сферы досуга (С кем бы ты поехал летом отдыхать в молодежный лагерь? Кого пригласил бы в кино? Кого пригласил бы к себе на день рождения?); второй вопрос из деловой сферы (С кем из одноклассников ты бы стал вместе готовить доклад? К кому бы из одноклассников ты обратился, если возникнут трудности при подготовке к контрольной работе?).

Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-то что-то делать. И чем больше членов группы выбирает конкретного человека для совместной деятельности, тем более популярным он является и тем выше его социометрический статус.

Для проведения исследования заранее необходимо сформулировать два вопроса к учащимся из деловой и развлекательной сферы, и приготовить карточки. На карточках необходимо подписать фамилию и имя опрашиваемого. Социометрические вопросы можно или вписать в карточки заранее, или написать на доске.

Перед проведением исследования необходимо установить доверительные отношения с группой и объяснить цели социометрического исследования. Важно также подчеркнуть значение самостоятельности и секретности при ответах и гарантировать испытуемым сохранение тайны ответов. Необходимо также проверить правильность и однозначность понимания вопросов и показать точно и ясно технику записи ответов.

Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями одноклассников. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все ученики класса. Если какие-то ученики отсутствуют, то выбирать их присутствующим ученикам не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если учащийся сообщает, что не может ограничиться только тремя одноклассников, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии.

На основе полученных данных делается вывод о положении каждого учащегося в среде одноклассников.

Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные.

Социоматрица составляется следующим образом:


  1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми номерами, которые расставляются по вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.

  2. В рядах отмечаются выборы сделанные испытуемыми какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.

  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных учащимся.

  4. Далее в социоматрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социоматрице можно выделять кружками соединенными попарно чертой перпендикулярной диагонали. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

  5. На каждый вопрос составляется отдельная социоматрица.

Пример социоматрицы:



кто выбирает

кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

 

 

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

3

Х

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

8

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

9

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

Х

Х

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

Х

 

Х

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

Х

Х

 

 

14

Х

 

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

16

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

17

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

18

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

Х

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

Х

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

20

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

∑в 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

∑в.в. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее по каждой социоматрице выстраиваются социограммы.

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

Традиционно мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут букву или цифру, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности класса. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного класса, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного класса. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности класса или о том, что в целом разобщенном классе имеется сплоченное «ядро».

Более точно сплоченность класса можно узнать, подсчитав коэффициент групповой сплоченности по формуле:


Коэффициент взаимности (КВ) =  . 100%
По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы учеников, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Чем с большим числом одноклассников связывает ученика взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.
Коэффициент удовлетворенности (КУ) =  . 100%
Так как максимальное количество выборов ограничено 3, то и взаимных выборов может быть тоже только 3, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или учащийся может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.
Число выборов, полученных каждым учащимся, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.
Социометрический статус (СС) =  . 100%
По социометрическому статусу учащиеся могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого учащегося в группе, то есть насколько желанен ученик в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого учащегося данного класса.
Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности воспитательной работы.

На самых популярных учащихся составляются инидивидуальные социограммы.

Сначала на рисунке в центр помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и тех, кто их выбрал, постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения в группе. А также хорошо просматриваются группировки и микрогруппы: диады, триады, тетрады:



При анализе полученных социограмм делаются выводы о межличностных предпочтениях в классе, популярности отдельных учащихся и их окружения, взаимности выборов, наличии или отстутствии группировок, наличии или отсутствии связей между группировками.

На основании проведенного исследования пишутся общие выводы по социометрическому исследованию (пример написания выводов см. в Приложении…). Результатом проведённого анализа является общий вывод о характере межличностных отношений в данном классе с указанием лидеров (референтной группы), количества учащихся, находящихся в том или ином социометрическом статусе, с характеристикой взаимных выборов. Полученные результаты используются при составлении характеристики класса.

После проведения исследования межличностных отношений в классе методом социометрия, студенты приступают к выполнению 2 задания - определения доминирующей мотивации учащихся данного класса. Определение ведущей мотивации учащихся позволяет определить их отношения   к обучению в школе и друг к другу. Совпадение мотивов у учащихся приводит к их взаимопониманию и взаимодействию, а противоречие мотивов может вызвать проблемы в общении учащихся, непонимание, неприязнь, противодействие и противостояние.

Определение доминирующих мотивов у популярных учащихся позволяет сделать предположения о том, какое влияние они оказывают на свою референтную группу и весь коллектив в целом. Направленность популярных учащихся на учебную деятельность позволит сделать предположение о том, что микрогруппа сформированная вокруг них направлена тоже на учебную деятельность и является активом класса. Бессодержательная (эмоциональная) и социальная направленность мотивов лидера в сочетании с низкой учебной и профессиональной мотивацией может служить основанием для предположения о том, он будет демотивировать учебную деятельность учащихся, на которых оказывает влияние.

Определение доминирующих мотивов у изолированных учащихся может позволить определить причину их изоляции. Несовпадение мотивов у изолированных учащихся с основной мотивацией других учащихся класса может быть причиной их непопулярности в классе.

Повышение успеваемости учащихся, улучшение результатов их учебной деятельности, сплочение коллектива, улучшение психологического климата возможно при грамотном воздействии педагога на мотивационную сферу учащихся. Для проведения этого воздействия, планирования коррекционной, воспитательной и обучающей деятельности учителю необходимо знать мотивационную направленность учеников, соответствие или несоответствие их мотивации учебным и воспитательным целям и задачам.

Пример написания выводов по социометрии
На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:


  1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

  2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, класс:

- имеет сплоченное «ядро»,

- частично сплочен, частично разобщен,

- половина класса сплочена, половина разобщена,

- в классе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ученика, это № х и № у

№ х получил максимальное количество выборов равное =

№ у получил количество выборов равное =

КУ № х=100%, СС=…% - следовательно, данный учащийся имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.

Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).


  1. Самые популярные учащиеся состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром класса, его активом. (Самые популярные учащиеся состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в классе имеются два ядра, два актива).

  2. Полученная социоматрица показывает так же, что в классе имеется … изолированных, непопулярных учащихся с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление со­циометрии в виде схемы — «мишени». Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.



Условные обозначения:

I - группа «лидеров» (звёзд), набравших максимальное число выборов.

II - референтная группа, (предпочитаемых), в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

III - группа «пренебрегаемых», в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV - группа «оттесненных», (изолированных), в которую входят лица, набравшие 1-2 выборов.

V - группа «изолированных», (отверженные), это те, которые не получили ни одного очка.



В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.

Требования к проведению социометрии: Социометрия

Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж. Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внут

236.19kb.

11 10 2014
1 стр.


Социометрия общая характеристика метода; основные понятия и процедуры социометрии; Метод социометрии

Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев

108.22kb.

11 10 2014
1 стр.


«Оценка недвижимости (фсо №7)» I. Общие положения

«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)», «Цель оценки и иды стоимости (фсо№2)», «Требования к отчету об оценке (фсо №3)» и содержит требо

124.12kb.

23 09 2014
1 стр.


Требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов рд 22-28-37-02

Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на грузоподъемные краны

917.16kb.

01 09 2014
5 стр.


Исследование осуществляется весьма индивидуально. Но все же необходимо уметь применять некоторые общие методологические подходы к его проведению

На сегодняшний день существуют общие требования к выполнению научно – исследовательских работ

871.68kb.

08 10 2014
6 стр.


Стандарт оценки сро деловой союз оценщиков ост дсо 01 «Цели, сфера применения и организация стандартов»

Федерального стандарта оценки Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки

92.57kb.

11 10 2014
1 стр.


«союз маркшейдеров россии»

Методических указаний по проведению исполнительных съемок подземных сооружений (плановые и высотные съемки) и по проведению мониторинга в процессе строительства, а также требований

923.41kb.

12 10 2014
13 стр.


Требования к фотографии держателя универсальной электронной карты

Настоящие технические требования формулируются в отношении личных фотографий граждан, определяют требования к фотографии и порядок получения фотографии

44.71kb.

14 12 2014
1 стр.