1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Магистр по направлению подготовки 020400 – Биология в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, должен иметь следующие компетенции:
Требования к результатам освоения ООП.
Выпускник данной магистерской программы должен обладать всеми компетенциями, соответствующими квалификации магистра биологии:
ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;
ОК-2: способен к инновационной деятельности;
ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня;
ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;
ОК-5: проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, способен брать на себя всю полноту ответственности способен к поиску решений в нестандартных ситуациях;
ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
б) профессиональные (ПК): (указываются по видам деятельности)
общепрофессиональные:
Выпускник-магистр:
ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.
ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.
ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов.
ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.
ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов.
ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации.
ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.
ПК-8: использует навыки организации и руководства работой профессиональных коллективов, способен к междисциплинарному общению и к свободному к деловому общению на русском и иностранных языках, работе в международных коллективах.
ПК-9: профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам.
В соответствии с видами деятельности:
ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.
ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).
ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.
ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.
ПК-14: планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией.
ПК-15: использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями магистерской программы), способен руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности.
ПК-16: имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству НИР студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей.
По окончании освоения программы «Биоинженерия и менеджмент научных исследований и высоких технологий» выпускник должен продемонстрировать также ряд специальных компетенций (СК):
СК-1: владеть предметной областью разработки эффективных методов изучения структурных, динамических и функциональных свойств физиологически активных веществ;
СК-2: владеть методами их использования для решения практических задач биомедицины, сельского хозяйства, биотехнологии и нанотехнологии;
СК-3: владеть навыками организации и управления производствами инновационного типа;
СК-4: оперировать знаниями молекулярной, белковой, метаболической, клеточной инженерии;
СК-5: владеть средствами молекулярной диагностики; знать молекулярные основы нано-биотехнологий;
СК-6: знать основы охраны интеллектуальной собственности;
СК-7: иметь представление о финансовой и хозяйственной деятельности инновационных предприятий, об основах управления инновационными проектами.
2. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки магистра по направлению подготовки 020400 Биология
Квалификация (степень) - магистр
Нормативный срок обучения – 2 года
№ п/п
|
Наименование дисциплин (в том числе практик)
|
Зачетные единицы
|
Академические
часы
|
Примерное распределение по семестрам
|
Трудоемкость по ФГОС
|
Трудоемкость
|
1-й семестр
|
2-й семестр
|
3-й семестр
|
4-й семестр
|
Форма промежуточной аттестации
|
Количество недель
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
М.1 Общенаучный цикл
|
23
|
828
|
|
|
|
|
|
|
Базовая часть
|
9
|
324
|
|
|
|
|
|
1.
|
Компьютерные технологии в науке и образовании
|
2
|
72
|
+
|
|
|
|
|
2.
|
Философия естествознания
|
2
|
72
|
+
|
|
|
|
|
3.
|
Иностранный язык
|
3
|
108
|
+
|
+
|
|
|
|
4.
|
Экономика и менеджмент высоких технологий
|
2
|
72
|
|
+
|
|
|
|
|
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента
|
14
|
504
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Дисциплины по выбору студента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Перечень курсов по выбору определяется вузом в соответствии с каждой магистерской программой)
|
|
|
|
|
|
|
|
М.2 Профессиональный цикл
|
36
|
1296
|
|
|
|
|
|
|
Базовая часть
|
8
|
288
|
|
|
|
|
|
1.
|
Современные проблемы биологии
|
3
|
108
|
+
|
+
|
+
|
|
|
2.
|
Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы
|
3
|
108
|
+
|
|
|
|
|
3.
|
История и методология биологии
|
2
|
72
|
|
+
|
|
|
|
|
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента
|
28
|
1008
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
(Перечень вариативных дисциплин определяется вузом в соответствии с содержанием каждой магистерской программы), например:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аннотированные Магистерские программы направления Биология:
Общая биология, Антропология, Зоология позвоночных, Зоология беспозвоночных, Ботаника, Микология, Физиология человека и животных, Физиология растений, Генетика, Биофизика, Биохимия и молекулярная биология, Микробиология и вирусология, Экология, Биология клетки, Биология развития, Нейробиология, Психофизиология, Иммунология, Гистология, Медико-биологические науки, Альгология, Энтомология, Гидробиология и ихтиология, Биоинженерия, Биоинженерия и менеджмент научных исследований и высоких технологий, Биотехнология.
|
|
|
|
|
|
|
|
М.3 Практика и научно-исследовательская работа
|
51
|
1836
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М.4 Итоговая государственная аттестация
|
10
|
360
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка и защита магистерской ВКР
|
10
|
360
|
|
|
|
+
|
Защита ВКР
|
Всего:
(указывается в соответствии с ФГОС)
|
120
|
4320
|
|
|
|
|
|
В колонках 5-8 символом «» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 9– форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине)
3. Примерные программы дисциплин базовой части общенаучного цикла
1. Современные проблемы биологии
Требования к результатам освоения: формирует компетенции ПК-1, ПК-2, ПК-3
Содержание: Актуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии, молекулярной и клеточной биологии, биологии развития, генетики, антропологии, экологии, теоретической биологии, эволюционной теории.
2. История и методология биологии
Требования к результатам освоения: формирует компетенции ПК-3, ПК-4.
Содержание: История возникновения и развития биологии и смежных с ней наук; основные понятия и категории; методологические аспекты биологических наук и их приложений; место биологии в системе научного знания, международные связи; роль выдающихся ученых в развитии биологических наук; зарождение новых научных направлений.
3. Компьютерные технологии в науке и образовании
Требования к результатам освоения: формирует компетенции ОК-6, ПК-6, ПК-13.
Содержание: Структура аудио и видеосредств и методика их применения; ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером; телекоммуникационные системы; принципы построения автоматизированных систем обучения и контроля знаний; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе; текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, информационные сети, геоинформационные системы.
4. Философские проблемы естествознания
Требования к результатам освоения: формирует компетенции ОК-7, ПК-7.
Содержание: Основные понятия философии естествознания: субстанция, материя, энергия, информация, пространство, время, жизнь, развитие, закон, природа; проблемы познания связей и закономерностей явлений природы; история развития натурфилософских представлений; современная естественнонаучная картина мира, место в ней наук о жизни; синергетика как универсальный язык описания эволюционизирующей вселенной; философские проблемы теории познания в естественных науках.
5. Иностранный язык
Требования к результатам освоения: формирует компетенцию ПК-8.
Содержание: Лексико-грамматический материал для профессионального и бытового общения и чтения научной литературы; реферирование и аннотирование научной литературы; навыки научно-технического перевода
6. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы
Требования к результатам освоения: формирует компетенции ОК-4, ПК-5.
Эволюция биосферы; В.И. Вернадский и космологический смысл его учения; современное развитие биосферологии; взаимодействия природы и общества; антропогенное влияние на биосферу; глобальные экологические проблемы; методы прикладной экологии; экология человека в аспекте целостных представлений о биосфере.
Список разработчиков ПООП, экспертов
Разработчики:
МГУ
имени М.В.Ломоносова, Биологический факультет
|
декан, Председатель УМС по биологии УМО по классическому университетскому образованию, академик РАН
|
М.П. Кирпичников
|
|
ведущий научный сотрудник
|
О.П. Мелехова,
|
|
профессор
|
А.И. Ким,
|
|
доцент
|
Г.С. Сухова
|
Воронежский ГУ, Биологический факультет
|
декан, профессор
|
В.Г. Артюхов
|
Институт биологии развития РАН
|
директор ИБР РАН, профессор
|
Озернюк Н.Д.
|
Эксперты:
Институт проблем экологии и эволюции РАН им. А.Н. Северцова,
|
Член-корреспондент РАН, зам. директора, доктор биологических наук
|
Ю.Ю. Дгебуадзе
|
Алтайский ГУ, Биологический факультет;
|
декан, профессор
|
Г.Г. Соколова
|
МГУ имени М.В. Ломоносова
|
заместитель проректора
|
Караваева Е.В.
|
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 020400 «Биология», одобрена на заседании Учебно-методического совета по биологии 29 ноября 2010г., Протокол №1.
|
Приложение 1.
следующая страница>