Урок литературы в 7 классе с применением технологии личностно-ориентированного подхода разработан учителем Дьяконовской средней школы Яблоковой Л.В.
Тема урока:
Трудный путь к любви истинной
( по рассказу Ю.П.Казакова «Тихое утро» )
Цель:
-проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа, найдя «точки» его нравственных «взлетов» и «падений»;
-раскрыть проблему выбора между добром и злом.
Задачи:
образовательная:
-обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;
развивающая:
-способствовать самовыражению ученика как личности;
предметно-практическая:
-на примере литературного произведения ( предмета ) дать возможность испытать ощущение выбора между добром и злом.
Методы:
-диалог
-рефлексия
-ситуация выбора и успеха
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя ( мостик ).
Сегодня мы продолжим вместе с героем рассказа Ю.П.Казакова « Тихое утро» трудный путь к любви истинной. На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что такое добро и зло, и где оно существует. И пришли к выводу, что в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения». Не исключение и Яшка, главный герой рассказа, и мы с вами. Поэтому нетрудно было понять, почему веселое утро для Яшки было испорчено тем, что он не услышал от Володи слов благодарности и восхищения. Ребята обиделись друг на друга, и только разговор про сома примирил их, и беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем.
-
Микромодуль-анализ.
И вот, наконец, река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.
-Найдите и прочитайте вслух описание омута.
Рефлексия. Какое оно настроение создает?
( Тревожное )
Чувствуют ли эту тревогу герои? Подтвердите репликами из текста.
( Съежился, вздрогнул; облизнул пересохшие губы, округлил глаза 9от удивления или страха?), слабым голосом).
-
Микромодуль событийно-практический.
Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Проследим за ними. ( Задрожал от ярости, ответил злобно, стыдно перед Володей, склонен вину свою приписать Володе).
Лещ. (С упоением, счастливое лицо).
-А что с рыбалкой у Володи
-Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Читаем текст.
(Слабость в ногах, холод от ужаса , страх). На доске:
-Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка останавливается, будто споткнувшись?
Ситуация выбора: убежать- значит, совершить зло. Или пожертвовать собой ради добра другому?
-Что Яшка выбирает?
-Что это нравственный «взлет» или «падение»? Значит, победило в душе добро.
На доске:
Рефлексия.
-Какое чувство вы испытываете? (
Напряжение, тревога)
-А что чувствует Яшка? ( Страх)
-Найдите слова, подтверждающие, что Яшке страшно.
- Но совсем ли покинул страх Яшку?
Зачитаем текст, где описана попытка Яшки спасти Володю.
-Какое чувство: добро или зло – победило в данный момент в душе Яшки? Зло- нравственное «падение».
На доске:
-Почему после этой сцены дается описание тихого утра? Перечитаем его.
-Подберите синоним к слову «тихое». ( Спокойное).
-Было ли это ощущение покоя в душе Яшки? Что его мучает? (Чувство вины, сожаления).
-Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
Ситуация выбора: жить с грузом вины или перебороть страх за свою жизнь и исправить свою ошибку.
На доске:
Вновь нравственный «взлет».
Володя спасен. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.
Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.
-Так почему же так труден путь к истинной любви ?
Человек всегда стоит перед выбором, в его душе происходит борьба добра и зла.
-Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает? (
Светлые,покой; рассказ со счастливым концом).
4.Микромодуль-проповедь.
Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая одна должна царить в душе человека, любовь, которая «долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит… А теперь пребывают сил три:
вера, надежда, любовь: но любовь больше».
Яблокова Л.В.