Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок литературы в 7 классе с применением технологии личностно-ориентированного подхода разработан учителем Дьяконовской средней школы Яблоковой Л.В.


Тема урока:

Трудный путь к любви истинной

( по рассказу Ю.П.Казакова «Тихое утро» )

Цель:

-проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа, найдя «точки» его нравственных «взлетов» и «падений»;

-раскрыть проблему выбора между добром и злом.
Задачи:
образовательная:

-обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;
развивающая:

-способствовать самовыражению ученика как личности;
предметно-практическая:

-на примере литературного произведения ( предмета ) дать возможность испытать ощущение выбора между добром и злом.

Методы:
-диалог

-рефлексия

-ситуация выбора и успеха
Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя ( мостик ).

Сегодня мы продолжим вместе с героем рассказа Ю.П.Казакова « Тихое утро» трудный путь к любви истинной. На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что такое добро и зло, и где оно существует. И пришли к выводу, что в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения». Не исключение и Яшка, главный герой рассказа, и мы с вами. Поэтому нетрудно было понять, почему веселое утро для Яшки было испорчено тем, что он не услышал от Володи слов благодарности и восхищения. Ребята обиделись друг на друга, и только разговор про сома примирил их, и беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем.




  1. Микромодуль-анализ.

И вот, наконец, река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.



-Найдите и прочитайте вслух описание омута.
Рефлексия. Какое оно настроение создает? ( Тревожное )

Чувствуют ли эту тревогу герои? Подтвердите репликами из текста.



( Съежился, вздрогнул; облизнул пересохшие губы, округлил глаза 9от удивления или страха?), слабым голосом).


  1. Микромодуль событийно-практический.

Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Проследим за ними. ( Задрожал от ярости, ответил злобно, стыдно перед Володей, склонен вину свою приписать Володе).



Лещ. (С упоением, счастливое лицо).
-А что с рыбалкой у Володи

-Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Читаем текст.



(Слабость в ногах, холод от ужаса , страх). На доске:
-Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка останавливается, будто споткнувшись?
Ситуация выбора: убежать- значит, совершить зло. Или пожертвовать собой ради добра другому?
-Что Яшка выбирает?

-Что это нравственный «взлет» или «падение»? Значит, победило в душе добро.



На доске:
Рефлексия.
-Какое чувство вы испытываете? (Напряжение, тревога)

-А что чувствует Яшка? ( Страх)

-Найдите слова, подтверждающие, что Яшке страшно.

- Но совсем ли покинул страх Яшку?

Зачитаем текст, где описана попытка Яшки спасти Володю.

-Какое чувство: добро или зло – победило в данный момент в душе Яшки? Зло- нравственное «падение».



На доске:

-Почему после этой сцены дается описание тихого утра? Перечитаем его.

-Подберите синоним к слову «тихое». ( Спокойное).

-Было ли это ощущение покоя в душе Яшки? Что его мучает? (Чувство вины, сожаления).

-Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
Ситуация выбора: жить с грузом вины или перебороть страх за свою жизнь и исправить свою ошибку.

На доске:


Вновь нравственный «взлет».
Володя спасен. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.

Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

-Так почему же так труден путь к истинной любви ?

Человек всегда стоит перед выбором, в его душе происходит борьба добра и зла.



-Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает? (Светлые,покой; рассказ со счастливым концом).
4.Микромодуль-проповедь.
Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая одна должна царить в душе человека, любовь, которая «долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит… А теперь пребывают сил три: вера, надежда, любовь: но любовь больше».


Яблокова Л.В.


Трудный путь к любви истинной

Урок литературы в 7 классе с применением технологии личностно-ориентированного подхода разработан учителем Дьяконовской средней школы Яблоковой Л. В

37.49kb.

25 12 2014
1 стр.


О понимании искусства Стихотворения и статьи 1910—1920-х годов “Шрамы заживают. Краски оживают ”

Пикассо, прошел трудный путь борьбы за новое искусство. Путь этот начинался не с завоевания признания у публики и критики, а с многолетней борьбы с самим собой

500.72kb.

15 12 2014
4 стр.


Трудный путь к читателю

Я не торопил события, почти уверенный, что приход его к нам всего лишь случайность. Но Бахмутов продолжал приходить на наши

3023.73kb.

15 12 2014
13 стр.


Урок по рассказам П. Краснова «Шатохи» ие носова «Трудный хлеб»

Помочь шестиклассникам разобраться в содержании рассказов П. Краснова «Шатохи» и е носова «Трудный хлеб»; привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «у

78.16kb.

23 09 2014
1 стр.


Рудольф Штайнер Метаморфозы Душевной жизни. Путь внутреннего опыта. Первая часть

В противоположность более самоуглубленному буддизму, христианство дает человеку возможность достигнуть полного развития в служении человечеству. Человек включен в ритмы космоса и в

2889.5kb.

17 12 2014
10 стр.


Детство Понтия Пилата. Трудный вторник Юрий Павлович Вяземский

Юрий Вяземский – писатель необычный. Необычны и темы его произведений. «Трудный вторник» – история жизни мальчика, которому было предсказано великое и одновременно страшное будущее

5553.62kb.

30 09 2014
27 стр.


Классный час 11 класс Тема: Любовь

Цель: показать уникальность переживания чувства любви каждым человеком. Познакомить с высказываниями о любви выдающихся людей; предоставить возможность юношам и девушкам выразить с

101.69kb.

12 10 2014
1 стр.


Этическое учение Фридриха Ницше

Этика любви к ближнему и этика «любви к дальнему». Неравенство и идея «сверхчеловека». Ницше о любви и презрении

28.1kb.

11 09 2014
1 стр.