Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок внеклассного чтения в 6 классе с полиэтническим составом обучающихся

« Спешите стать терпимей и добрей»

Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»

Цели урока

Помочь шестиклассникам разобраться в содержании рассказов П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»; привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями « уважение», « сострадание» , « милосердие», « доброта»; словарная работа.



Оборудование урока

Портреты писателей; фотовыставка и выставка рисунков « Мой верный друг»; музыкальное сопровождение; толковые словари; мультимедийная установка; тексты рассказов на партах.

На доске записана тема урока, эпиграфы, картины с изображением героев рассказов, внизу записано домашнее задание;

Парты расставлены попарно, образуя 4 группы.



Ход урока

Приветствие. Сообщение темы урока.

На фоне музыки демонстрируется слайд-шоу с изображением природы, животного мира. Музыка постепенно стихает:

Учитель: Мир, окружающий нас, прекрасен и многообразен. И мы- лишь часть его, живущие в окружении других людей, существ , видов. Природа к нам добра и благосклонна. Но всегда ли мы, люди, сильные мира сего, с добром и уважением относимся к окружающему, и как при этом меняемся сами?

( 1 слайд с изображением портретов писателей, иллюстраций к их произведениям)

Учитель: Дома вы прочитали два рассказа разных писателей. Что объединяет эти рассказы? Какой рассказ больше понравился, потряс?

Беседа по содержанию

Учитель: Рассказ « Трудный хлеб» меньше потрясает. В нем нет , к счастью, трагедии. О чем этот рассказ?

Учитель: Но почему рассказ так называется? Ведь речь идет о взаимоотношении собаки и человека? Что означает слово « хлеб»? Обратимся к словарю .

(Выясняем , что слово « хлеб» многозначное. Выбираем значение, в котором оно в названии используется. Обращаем внимание на то, что в армянском языке, например, нет категории рода, нет уменьшительно –ласкательных суффиксов. Спрашиваю, есть ли в адыгейском, армянском языке варианты ласкового или уважительного названия хлеба. В русском языке суффиксы придают различные оттенки словам: хлебушек, хлебушко- ласкательное, хлебец, хлеб –батюшко –уважительное).

Учитель: Итак, « трудный хлеб» - то, что тяжело дается, трудно добываемое пропитание. Но почему трудно? Ведь Чанг – охотничья собака, спаниель, охота для него – врожденный инстинкт? ( дети ответят, что Чанг – слепой!)

Учитель: Но при этом слепые глаза у Чанга какие? ( ласковые, умные)

Учитель: Но если Чанг слепой, зачем хозяин продолжает брать его на охоту? (приходим к выводу, что делается это для Чанга)

Учитель: Хозяин относится к Чангу … как? ( доброжелательно, ласково, с уважением…)

Учитель: А Чанг к хозяину? ( благодарно виляет хвостом, бодро бежит за хозяином…)

Учитель: Как охотник отреагировал на вопрос : А не лучше ли вам завести другую собаку»? Обратитесь к тексту. Почему он сразу стал прощаться?

Учитель: Как вы себе представляете хозяина Чанга? Что он за человек? Почему вы так думаете?

Учитель: В этом рассказе человек и его четвероногий друг – друзья, любящие и уважающие друг друга , и за судьбу Чанга мы спокойны. А как вы думаете, как могла бы сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?(… может, стал бы шатохой, как в рассказе П. Краснова « Шатохи»..)

Учитель: О чем рассказ « Шатохи»?( о судьбе бродячих собак, которых звали «шатохами».События разворачиваются на улице небольшого села, среди людей – взрослых и детей).

Учитель: Что вас больше всего потрясло в рассказе? Судьба какой собаки взволновала больше всего?( ответы детей)

Учитель:С чего начинается рассказ? ( с того, что бездомные собаки напали на мальчика Гришука)

Учитель: А почему напали? ( он побежал, нарушив правило- « бежать нельзя! Собаки тогда кинутся, хотя бы из любопытства!» И это правило надо запомнить!)

Учитель: И тогда произошло то, что в своем стихотворении описывает поэт Куняев…

Читает ученица: Им объявили смертную борьбу,

Придумали отстрелы и облавы.

Здесь дети часто слышали стрельбу

И знали, что она не для забавы.

Что будет безопаснее играть,

Ходить из школы, ездить на салазках.

Естественно, кто думал о собаках,

Когда им приходилось умирать?!

Учитель: Происходит страшная расправа над собаками-шатохами. Кто виноват в этом? Можно ли было не допустить этого, избежать? Попробуем разобраться в этом. Для этого предлагаю поработать в группах. Каждой группе выдвигается гипотеза и предлагаются вопросы, помогающие опровергнуть или подтвердить ее. При ответах опирайтесь на текст, эпизоды указаны. Для подготовки , обсуждения дается 0,5-1 мин.

( высвечиваются слайды с гипотезами)

Затем выслушиваем выступающих . Другим группам можно дополнять, поспорить.



Выступает 1 группа. Высвечивается слайд , в котором написана гипотеза и перечислены вопросы.

Гипотеза: Люди всегда должны оставаться людьми. В противном случае их души черствеют и опустошаются.

- Проследите судьбу Лютого. Почему у него такая кличка? Как вы понимаете лексическое значение этого слова?

-Почему Лютый убежал от Анисия? Кто из них более благороден?

- Каково отношение к Лютому жителей села? Как это характеризует людей?

( Ученик зачитывает текст от слов « взять хоть этого Анисьина Лютого…» до слов «скучная, должно быть, житуха.»)

Выступает 2 группа. Высвечивается слайд.

Гипотеза: Собаки становятся «шатохами» по вине людей. Гришук хочет остаться один, без односельчан. И это страшно: он тоже может стать « шатохой»

- Как вы понимаете значение слова « шатохи»? Какую эмоциональную окраску имеет это слово?

- Докажите, что именно люди виноваты в печальной участи бездомных собак.

- Почему Гришук хочет уйти от людей?

( Ученик читает текст от слов «…да они же ничего, ну ничего не понимают…» до слов «как же так?»

Выступает 3 группа. Высвечивается слайд.

Гипотеза: Многие жители села пришли посмотреть на расправу и поучаствовать в ней из любопытства, не испытывая ни сострадания, ни жалости.

- Вспомнили ли жители, что Лютый спас мальчика от одичавшей стаи собак?

- Как ведут себя большинство людей во время расправы над собаками? Впервые ли в селе происходит такая облава?

« Гришук» -какое полное имя мальчика? Что выражает форма имени «Гришук»?

( Гришук – уменьшительное, ласкательное, задорное обращение. В армянском языке нет уменьшительно –ласкательных форм имен. Спрашиваю у ребят армянской и адыгейской национальности, какие варианты ласкового , нежного обращения есть в их языке).

( Текст читается от слов «село совсем притихло…» до слов «в предчувствии худшего» и от слов «и теперь вся толпа стояла вокруг…» до слов «никуда от нее не денется.»



Выступает 4 группа. Высвечивается слайд.

Гипотеза: Добро должно побеждать зло.

-Кто из жителей пытается противостоять расправе? Кто вызывает у вас симпатию?

-Каких героев можно противопоставить?

- Почему зло все- таки побеждает?

Как вы понимаете значение слова « пажить»?

( Текст читается учениками диалогом от слов «Да, - сказал Васька Котях…» до слов «уйду я!» и один ученик читает от слов «Седьмого?... до слов «грех этот вам… он не отмолится!»)

Выводы

Учитель: К сожалению, озлобленность одних и равнодушие других людей приводит к трагедии: шатохи погибают, люди еще больше озлобляются . А вам, ребята, приходилось встречать в жизни жестокое или равнодушное отношение к животным? В нашем селе есть шатохи? Что с ними делать?



Учитель: Почему же в конце Гришук кидается спасать Лютого? Что понял Гришук? Что поняли вы?

Учитель: Что хотели сказать своими рассказами авторы П.Краснов и Е Носов? О чем заставляют задуматься эти произведения?

( они хотели призвать к уважительному, сострадательному, доброму, милосердному отношению к окружающим, будь то животное или человек.)

Высвечивается слайд с понятиями МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ДОБРОТА

ВСЕ ЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ – СВЯТО!

Выясняем значения слов. Выясняем, какие слова, выражающие эти понятия , есть в армянском, адыгейском языке.

Учитель: Милосердное, терпимое отношение к миру, ко всему окружающему заложены в самих основах православной культуры.

( Демонстрируется фрагмент фильма « Глаголь добро» (1мин.24 сек) )

Учитель:Хочется верить, что они для вас буду не пустыми словами. Спешите стать терпимей и добрей. Люди всегда должны оставаться людьми, иначе мы рискуем потерять не только наших четвероногих друзей , но и свою человеческую сущность. Ведь люди в рассказе « Шатохи» жестоки не только с собаками. Вы обратили внимание, как грубо, неуважительно они относятся друг к другу?

-Какие примеры из жизни сострадательного , милосердного, доброго отношения к природе, животным вы встречали? Как сами помогали братьям нашим меньшим ( рассказы детей)

-Много писателей, художников, режиссеров обращается к теме взаимоотношений человека и животных. Какие книги вы читали, фильмы видели на эту тему? ( ответы детей)

Обращаемся к выставке книг авторов разных национальностей, рекомендуем почитать.

Учитель: Понятия добра, уважения, сострадания были и остаются важными для всех людей, всех народов. Познакомимся с пословицами, поговорками разных народов.

(Ученики читают пословицы разных народов, предложенных им на цветных листках).

Учитель: А теперь познакомимся с цитатами великих людей. Но для того, чтобы их прочитать, надо их собрать из разрозненных отрывков фраз.

( группам раздаются конверты со словами, из которых складываются цитаты. Они прочитываются учащимися, записываются в тетради.)

Высвечивается слайд с цитатами:


  • Добро- это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло- это уничтожать жизнь, вредить жизни . ( А.Швейцер)

  • Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие. ( Л. Толстой)

  • Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. ( У.Мизнер)

  • Одним из дурных последствий жестокого поступка является т о, что ожесточаются сердца очевидцев.( Ч.Бакстон)

Учитель; О добре и зле, о гуманном отношении ко всему живому пишут и поэты.

Стихотворения читают 2 ученика:

Как бы жизнь ни летела- Когда по склонам вечной суеты

Дней своих не жалей, Бежать от неудач устанешь люто,

Делай доброе дело Направь шаги тропою доброты

Ради счастья людей. И радость помоги найти кому-то.

Чтобы сердце горело, ( И.Романов)

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело-

Тем живем на земле. ( А.Лесных)

Итог.Релаксация

Учитель: обратимся к вашим рисункам, фотовыставке. Они выполнены с такой теплотой, любовью, что хочется верить, что многие из вас обладают этим великим чувством – добротой. Как хотелось бы, чтобы после сегодняшнего урока остановилась чья –то рука, занесенная для удара, чтобы кто-то из вас остановил чужую руку, поднявшуюся на другого, будь то животное или человек, даже чем-то непохожий на вас.



В конце нашего урока я предлагаю вам каждому написать маленькое письмо – пожелание. Это может быть обращение ко взрослым или сверстникам. Что после прочитанного, услышанного сегодня вы хотели бы им сказать, пожелать?

В сопровождении музыки дети пишут на цветной, красочной бумаге и изображениями животных, растений письма- пожелания.

Домашнее задание написано на доске: написать сочинение- описание « Мой верный друг». Пожелаем друг другу добра. Урок окончен.

Урок по рассказам П. Краснова «Шатохи» ие носова «Трудный хлеб»

Помочь шестиклассникам разобраться в содержании рассказов П. Краснова «Шатохи» и е носова «Трудный хлеб»; привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «у

78.16kb.

23 09 2014
1 стр.


«Вятка» Трудный хлеб (Мамадышский) «Всегда бывает особенно трудно обмолотить последние гектары»

«Всегда бывает особенно трудно обмолотить последние гектары», – говорят комбайнеры. Хлеб легко не дается

20.39kb.

11 09 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Трудный путь к любви истинной

Урок литературы в 7 классе с применением технологии личностно-ориентированного подхода разработан учителем Дьяконовской средней школы Яблоковой Л. В

37.49kb.

25 12 2014
1 стр.


Занятие по природному миру «Как хлеб приходит к нам на стол»

Цель: Обобщить у детей знания о том, откуда берётся хлеб, как люди получают хлеб. Уточнить люди каких профессий трудятся во время уборки хлеба на полях. Обогащать словарный запас з

40.11kb.

26 09 2014
1 стр.


Урок литературы в 5 классе. Тема. «Необычное в обычном…»

Оборудование: портрет Е. Носова, репродукции картин К. К. Костанди и Я. Манухина к рассказу, выставка книг, где главными героями являются животные и птицы, картины с изображением п

136.52kb.

17 12 2014
1 стр.


Творческий проект по книге Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Познакомить с жизнью и творчеством н н. Носова, с его сказкой «Приключения Незнайки и его друзей»

197.75kb.

14 10 2014
1 стр.


Детство Понтия Пилата. Трудный вторник Юрий Павлович Вяземский

Юрий Вяземский – писатель необычный. Необычны и темы его произведений. «Трудный вторник» – история жизни мальчика, которому было предсказано великое и одновременно страшное будущее

5553.62kb.

30 09 2014
27 стр.