1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Организационное начало урока.
Введение в тему – индикатор.
Погружение в материал.
Творческая работа.
Афиширование работ.
Релаксация
|
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
Учитель: «Доброе утро!»
Учитель:«Доброе утро!»
Мы на правах хозяев приглашаем своих гостей в Японию на чайную церемонию, в чайный домик. Чайный домик для японцев – это маленький храм, украшением которого служат вазы, свитки, предметы быта. Ритуал чайной церемонии включаетопределенные правила поведения.
Актуализация знаний учащихся через создание проблемной ситуации
Комментарии: в японских школах для детей введены специальные уроки любования.
Уточнение чем любуются японцы? Это природа в разные времена года, явления природы, картины окружающего мира.
побеседовать.
Хочу поделиться своими размышлениями.
(на музыкальном фоне в форме рассуждения рассказывает учитель)
Итак, если человек покидает свой тёплый и уютный дом, оставляет своих любящих родителей, свою работу, приносящую заработок и доход,можно ли этого человека назвать счастливым?
Можно, если он добивается своей важной и единственной цели, осуществляет свою главную и единственную мечту - стать Поэтом.
Если человек покидает своих верных друзей и остаётся один на один с проблемами и трудностями, можно ли назвать этого человека счастливым?
Можно, если у него есть ученики, последователи и продолжатели его поэтического творчества.
Если человек потерял в пожаре свое убогое, ветхое и единственное жильё, можно назвать счастливым?
Можно, так как странствующий путник получает свободу творчества, жизненную мудрость, совершенствует свой талант Поэта.
Я рассказала об одном из самых известных японских поэтов – Басё. Он знаменит своими стихами и странствиями. В сознании современного японца его образ ассоциируется прежде всего с дорожным посохом и теми многочисленными стихами хокку, которые он написал во время бесконечных путешествий.
Странник! — Это слово
Станет именем моим.
Долгий дождь осенний...
Родился поэт в провинции Ига в семье небогатого, но весьма образованного самурая (его отец и старший брат зарабатывали на жизнь преподаванием каллиграфии). В детстве малыша звали – Кинзаку. Когда мальчик вырос, то по - японскому обычаю ему дали взрослое имя - МацуоМунэфуса. Но миру он известен по своему литературному псевдониму — Басё. Басё было 28 лет, когда в 1672 г. он отправился в крупнейший город того времени – Эдо (ныне Токио). Родные уговаривали его отказаться от этого «безрассудного» поступка, но желание окунуться в литературную жизнь Эдо взяло верх. Отправляясь в путь, он прикрепил к воротам дома своего друга листок, на котором были начертаны такие стихи:
Облачная гряда
Легла меж друзьями,.. Простились
Перелётные гуси навек.
Жизнь Басё в Эдо складывалась трудно. Он стал учителем поэзии, у него появились ученики, большинство из которых были так же бедны, как и он сам. Один из них убедил своего отца подарить поэту – учителю крошечную хижину у пруда. Возле этого убогого дома Басё посадил саженцы банановой пальмы (япон. «басё»), отсюда и его псевдоним. Описание хижины и окрестного пейзажа на фоне смены времён года органично вплетается в творчество поэта. Звук капель дождя, падающих на широкие листья банана (в отличие от настоящего банана это японское дерево не приносит съедобных плодов), был особенно мил поэту:
Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь напролёт.
Сильнейший пожар 1682г. уничтожил многие кварталы Эдо. Не пощадил он и хижину поэта. Это подтолкнуло Басё отправиться в странствие, о котором он давно мечтал. С небольшими перерывами путешествия Басё продлились десять лет. В результате появилось несколько поэтических сборников, написанных вместе с последователями, и путевых дневников, в которых проза соседствует со стихами. Наиболее известны «Кости, белеющие в поле», «Путешествие в Каси-му», «Письма странствующего поэта», «Дневник путешествия в Сарасину», «По тропинкам севера». В них автор рисует яркие картины повседневной жизни, предаётся размышлениям о высокой сущностиискусства, соединяя в одном тексте «высокое» и «низкое». Стихи Басё всегда имеют второе дно, картины природы служат символами для иносказательного описания печалей и радостей человеческой жизни. Дерево - сливы в зимний день - знак долготерпения, в результате которого расцветают цветы; унесённая потоком воды, спящая на листке цикада символизирует непрочность жизни.
Искусство хокку любимо и современно. С XIV века и до наших дней в Японии в середине января устраивают традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч авторов стихотворений участвуют в этом поэтическом конкурсе. Короткие трёхстишья сочиняют и дарят как поздравление друзьям, в знак благодарности хозяевам за гостеприимство, сообщают о своём путешествии и оставляют своё послание на дверях дома, или просто, собравшись, устраивают состязание.
Я предлагаю попробовать свои силы в написании японского хокку. По законам стихосложения хокку
состоит из трёх строк и имеют формулу:
1 и 3 строки из 5 слогов,
2 строка из 7 слогов.
Всего 17 слогов.
1 и 2 строка законченное предложение,
3 строка – фраза.
Или наоборот 1 строка – фраза,
2 и 3 строки – законченное предложение. Так как мы читаем переводы, (переводчик Т. Маркова), то это правило нарушается. Но поэтический образ, картину и чувства автора хокку читатель чувствует и ощущает.
Учитель предлагает прочитать авторские миниатюры.
Учитель предлагает поделиться своими открытиями, чувствами, эмоциями.по опорной схеме:
сегодня я:повторил, узнал, научился…
активно работал, отвечал, мыслил…
особенно понравилось, получилось…
|
Ответ детей: «Солнцу и птицам!»
Ответ детей:«Приветливым лицам!»
Прогнозирование содержаниямастерской по теме,объяснение эпиграфа.
В учебном диалоге учащиеся озвучивают правила проведения ритуала чайной церемонии.
-
Любование красотой
-
Искусство вести и
поддерживать тонкую беседу
(уточнение понятия хокку:особое искусство, трёхстишное лирическое стихотворение, позволяющее очень кратко, но живописно и ёмко создать образ, картину).
Выразительное чтение учащимися хокку; по желанию чтение наизусть, словесное рисование.
Актуализация знаний авторов миниатюр.
японские поэты: БАСЁ, ИССЁ, ИССА, БУСОН;
поэтессы: ТИЁ, ОНИЦУРА.
Конструирование авторской миниатюры.(Работа с индивидуальным листком - заданием).
Чтение словосочетаний, представление образов, соответствующихэмоциональному
настрою (карандашом подчеркнуть).
Обмен мнениями и эмоциями по выбору словосочетаний. Выбор самого понравившегося словосочетания, близкого и понятного, соответствующего
настроению, конструирование своего авторского хокку.
Луговой Алексей
Одинокая луна
Парит над землёй.
Кругом тишина.
Баженова Валерия
Яркие звезды
Светят в небе,
Как глаза дракона.
ЛисютенкоМаксим
Лёгкий мотылёк
Пугливо дрожит.
Выступают слёзы.
Пятибратова Мария
О, кленовые листья!
Вы обжигаете сердце
Ледяными осколками.
СейрановаДиана
Капли росы
Робко дрожат.
На душе – одиночество.
Клименко Софья
Белый пух
Уносит меня в даль.
Радует сердце.
Ольшевский Никита
Солнце спряталось.
Мрак опустился.
На сердце остался свет.
Ершов Марк
Гордый пион
Горит как костёр.
Радует сердце.
Пшеничников Алексей
Цветы-ромашки,
Глаза, как солнце
Обжигают душу.
Голышев Александр
Белый пух
Парит над землёй.
Улетели лебеди.
Самооценка
|
самопроверка готовности к уроку
взаимопроверка
эмоциональное
восприятие чтения наизусть
(аплодисменты)
эмоциональное
восприятие чтения наизусть
(аплодисменты)
|
Эпиграф урока:
«Тот, кто за свою жизнь создалвсего три - пять
превосходных
стихотворений, -
настоящий поэт.
Тот, кто создал десять,- замечательный мастер».
Басё
слайды:
Даосский и буддийский монахи. Гравюра XIV в.
Серия «Необыкновенные виды прекрасных мест»
Кацусика Хокусай.
-
Фудзив дождь
-
Водопад Оно
-
Зимний пейзаж
Гравюра XIX в.
Неизвестный художник
реки
слайды
СулзукиХарунобу.
Кёса
Гравюра XIX в.
МинамотоЁритомо.
На музыкальном фоне
у классной доски дети
читают наизусть хокку.
|