Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 82

п. Каменоломни Октябрьский район Ростовская область
Учитель:ОКОЛЕЛОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

Категория:Высшая квалификационная категория

Предмет: «Литературное чтение» 2 класс;УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Творчество в стиле хокку»

Тип урока: творческая мастерская письма

Место урока: последний урок темы «Секреты Чайного домика»

Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного искусства

Оборудование:учебники,хрестоматии, индивидуальныелисты-заданий, предметы японской культуры и быта

Вид используемых на уроке средств ИКТ:мультимедийное оборудование,компьютерная презентация,фонограмма

записи этнической восточной музыки



Цель мастерской:развитие интеллектуально - творческих способностей, эмоциональной отзывчивости и формирование эстетического отношения к искусству слова

Задачи мастерской:

  • создать текст (хокку) на основе знакомства с поэтической миниатюрой хокку

  • развивать эмоциональную отзывчивость на текстовой материал, ассоциативность мышления

  • развивать речевую деятельность, словарный запас

  • воспитывать уверенность в своих возможностях и способностях, позитивную самооценку


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПИСЬМА



№/№

п/п


этапы урока

содержание деятельности

оценивание

примечание

учитель

учащиеся

1.

2.

3.

4.

5.

6.


Организационное начало урока.

Введение в тему – индикатор.

Погружение в материал.

Творческая работа.

Афиширование работ.

Релаксация


Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
Учитель: «Доброе утро!»

Учитель:«Доброе утро!»
Мы на правах хозяев приглашаем своих гостей в Японию на чайную церемонию, в чайный домик. Чайный домик для японцев – это маленький храм, украшением которого служат вазы, свитки, предметы быта. Ритуал чайной церемонии включаетопределенные правила поведения.

Актуализация знаний учащихся через создание проблемной ситуации




  • Любование красотой

Комментарии: в японских школах для детей введены специальные уроки любования.

Уточнение чем любуются японцы? Это природа в разные времена года, явления природы, картины окружающего мира.



  • А сейчас пришла пора

побеседовать.

Хочу поделиться своими размышлениями.

(на музыкальном фоне в форме рассуждения рассказывает учитель)



Итак, если человек покидает свой тёплый и уютный дом, оставляет своих любящих родителей, свою работу, приносящую заработок и доход,можно ли этого человека назвать счастливым?

Можно, если он добивается своей важной и единственной цели, осуществляет свою главную и единственную мечту - стать Поэтом.

Если человек покидает своих верных друзей и остаётся один на один с проблемами и трудностями, можно ли назвать этого человека счастливым?

Можно, если у него есть ученики, последователи и продолжатели его поэтического творчества.

Если человек потерял в пожаре свое убогое, ветхое и единственное жильё, можно назвать счастливым?

Можно, так как странствующий путник получает свободу творчества, жизненную мудрость, совершенствует свой талант Поэта.

Я рассказала об одном из самых известных японских поэтов – Басё. Он знаменит своими стихами и странствиями. В сознании современного японца его образ ассоциируется прежде всего с дорожным посохом и теми многочисленными стихами хокку, которые он написал во время бесконечных путешествий.

Странник! — Это слово

Станет именем моим.

Долгий дождь осенний...

Родился поэт в провинции Ига в семье небогатого, но весьма образованного самурая (его отец и старший брат зарабатывали на жизнь преподаванием каллиграфии). В детстве малыша звали – Кинзаку. Когда мальчик вырос, то по - японскому обычаю ему дали взрослое имя - МацуоМунэфуса. Но миру он известен по своему литературному псевдониму — Басё. Басё было 28 лет, когда в 1672 г. он отправился в крупнейший город того времени – Эдо (ныне Токио). Родные уговаривали его отказаться от этого «безрассудного» поступка, но желание окунуться в литературную жизнь Эдо взяло верх. Отправляясь в путь, он прикрепил к воротам дома своего друга листок, на котором были начертаны такие стихи:



Облачная гряда

Легла меж друзьями,.. Простились

Перелётные гуси навек.

Жизнь Басё в Эдо складывалась трудно. Он стал учителем поэзии, у него появились ученики, большинство из которых были так же бедны, как и он сам. Один из них убедил своего отца подарить поэту – учителю крошечную хижину у пруда. Возле этого убогого дома Басё посадил саженцы банановой пальмы (япон. «басё»), отсюда и его псевдоним. Описание хижины и окрестного пейзажа на фоне смены времён года органично вплетается в творчество поэта. Звук капель дождя, падающих на широкие листья банана (в отличие от настоящего банана это японское дерево не приносит съедобных плодов), был особенно мил поэту:



Как стонет от ветра банан,

Как падают капли в кадку,

Я слышу всю ночь напролёт.

Сильнейший пожар 1682г. уничтожил многие кварталы Эдо. Не пощадил он и хижину поэта. Это подтолкнуло Басё отправиться в странствие, о котором он давно мечтал. С небольшими перерывами путешествия Басё продлились десять лет. В результате появилось несколько поэтических сборников, написанных вместе с последователями, и путевых дневников, в которых проза соседствует со стихами. Наиболее известны «Кости, белеющие в поле», «Путешествие в Каси-му», «Письма странствующего поэта», «Дневник путешествия в Сарасину», «По тропинкам севера». В них автор рисует яркие картины повседневной жизни, предаётся размышлениям о высокой сущностиискусства, соединяя в одном тексте «высокое» и «низкое». Стихи Басё всегда имеют второе дно, картины природы служат символами для иносказательного описания печалей и радостей человеческой жизни. Дерево - сливы в зимний день - знак долготерпения, в результате которого расцветают цветы; унесённая потоком воды, спящая на листке цикада символизирует непрочность жизни.

Искусство хокку любимо и современно. С XIV века и до наших дней в Японии в середине января устраивают традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч авторов стихотворений участвуют в этом поэтическом конкурсе. Короткие трёхстишья сочиняют и дарят как поздравление друзьям, в знак благодарности хозяевам за гостеприимство, сообщают о своём путешествии и оставляют своё послание на дверях дома, или просто, собравшись, устраивают состязание.

Я предлагаю попробовать свои силы в написании японского хокку. По законам стихосложения хокку

состоит из трёх строк и имеют формулу:

1 и 3 строки из 5 слогов,

2 строка из 7 слогов.

Всего 17 слогов.

1 и 2 строка законченное предложение,

3 строка – фраза.

Или наоборот 1 строка – фраза,

2 и 3 строки – законченное предложение. Так как мы читаем переводы, (переводчик Т. Маркова), то это правило нарушается. Но поэтический образ, картину и чувства автора хокку читатель чувствует и ощущает.

Учитель предлагает прочитать авторские миниатюры.

Учитель предлагает поделиться своими открытиями, чувствами, эмоциями.по опорной схеме:

сегодня я:повторил, узнал, научился…

активно работал, отвечал, мыслил…

особенно понравилось, получилось





Ответ детей: «Солнцу и птицам!»
Ответ детей:«Приветливым лицам!»

Прогнозирование содержаниямастерской по теме,объяснение эпиграфа.

В учебном диалоге учащиеся озвучивают правила проведения ритуала чайной церемонии.


  • Любование красотой

  • Искусство вести и

поддерживать тонкую беседу

  • Сочинять и читать хокку

(уточнение понятия хокку:особое искусство, трёхстишное лирическое стихотворение, позволяющее очень кратко, но живописно и ёмко создать образ, картину).

Выразительное чтение учащимися хокку; по желанию чтение наизусть, словесное рисование.

Актуализация знаний авторов миниатюр.

японские поэты: БАСЁ, ИССЁ, ИССА, БУСОН;

поэтессы: ТИЁ, ОНИЦУРА.
Конструирование авторской миниатюры.(Работа с индивидуальным листком - заданием).


  • Самоконструкция.

Чтение словосочетаний, представление образов, соответствующихэмоциональному

настрою (карандашом подчеркнуть).



  • Социоконструкция.

Обмен мнениями и эмоциями по выбору словосочетаний. Выбор самого понравившегося словосочетания, близкого и понятного, соответствующего

настроению, конструирование своего авторского хокку.


Луговой Алексей

Одинокая луна

Парит над землёй.

Кругом тишина.



Баженова Валерия

Яркие звезды

Светят в небе,

Как глаза дракона.



ЛисютенкоМаксим

Лёгкий мотылёк

Пугливо дрожит.

Выступают слёзы.


Пятибратова Мария

О, кленовые листья!

Вы обжигаете сердце

Ледяными осколками.



СейрановаДиана

Капли росы

Робко дрожат.

На душе – одиночество.



Клименко Софья

Белый пух

Уносит меня в даль.

Радует сердце.



Ольшевский Никита

Солнце спряталось.

Мрак опустился.

На сердце остался свет.



Ершов Марк

Гордый пион

Горит как костёр.

Радует сердце.



Пшеничников Алексей

Цветы-ромашки,

Глаза, как солнце

Обжигают душу.



Голышев Александр

Белый пух

Парит над землёй.

Улетели лебеди.


Самооценка



самопроверка готовности к уроку

взаимопроверка

эмоциональное

восприятие чтения наизусть

(аплодисменты)

эмоциональное

восприятие чтения наизусть

(аплодисменты)


Эпиграф урока:

«Тот, кто за свою жизнь создалвсего три - пять

превосходных

стихотворений, -

настоящий поэт.

Тот, кто создал десять,- замечательный мастер».

Басё

слайды:

Даосский и буддийский монахи. Гравюра XIV в.

Серия «Необыкновенные виды прекрасных мест»

Кацусика Хокусай.


  • Фудзив дождь

  • Водопад Оно

  • Зимний пейзаж

Гравюра XIX в.

Неизвестный художник

  • Воины на берегу

реки

слайды

СулзукиХарунобу.

  • Под дождём

Кёса


  • Ворон.

Гравюра XIX в.




МинамотоЁритомо.

  • Самурай

На музыкальном фоне

у классной доски дети

читают наизусть хокку.



Индивидуальный лист-задание


1. Кленовые листья1.Обжигают душу

2. Нежная ветка сакуры2. Ледяные осколки

3. Лёгкий мотылёк 3. Одиночество

4. Длинный тяжёлый путь 4. Пугливо дрожит

5. Одинокая луна 5. Парит над землёй

6. Белый пух 6. Тянется жизнь

7. Воздушная паутина 7. Радует сердце

8. Снежные хлопья 8. Робко кланяется

9. Яркая звезда 9. Кругом тишина

10. Ветвь цветущая 10. Улетели лебеди

11. Далёкие облака 11. Щедро укрывает

12. Хрупкая тишина 12. Качает колыбель

13. Прозрачные капли 13. Горит как костёр

14. Гордый пион 14.Выступают слёзы

15. Яркая бабочка15. Уносите меня в даль

16. Рябь реки 16.Поражаешь красотой

17. Глубокая река17. Остался на сердце

18. Опавшие листья18. Снежный орнамент

19. Робкая травинка19. Глаза дракона

20. Дыхания ветра20. Рассыпали белый снег








«Творчество в стиле хокку»

Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного искусства

200.4kb.

15 12 2014
1 стр.


Хокку о зиме. Хокку про Новый год. Басё
26.42kb.

12 10 2014
1 стр.


Свадьба в индийском стиле

Что может быть прекраснее, интереснее и загадочнее, чем организовать свадьбу в индийском стиле?

10.31kb.

09 10 2014
1 стр.


Слоганы -хокку
15.21kb.

14 10 2014
1 стр.


Переплёт в стиле пуантиль

«точечный», распространившийся по всей Европе. Он появился в 1620 году, и его изобретение приписывают переплётчику ле Гаскону. При точечном стиле, тонкие линии орнамента разбиваютс

32.21kb.

25 12 2014
1 стр.


Информация о видах практик студентов

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество, специализация Хореографическое творчество

63.25kb.

27 09 2014
1 стр.


Добро пожаловать на борт круизного лайнера нового поколения от Круизы в свободном стиле: norwegian epic

Путешествуя с Freestyle Cruising (Круизы в свободном стиле) на борту norwegian epic, Ваш день будет распланирован в соответствии с Вашими желаниями и потребностями

140.25kb.

10 10 2014
1 стр.


Явление контекстной нейтрализации каузативного и статального глаголов

Есенин и др. [Сэс, 1990: 489]. Творчество новокрестьянских поэтов, например, Н. Клюева, С. Есенина продолжало развиваться в 1920-е годы, творчество футуристов после распада их груп

35.89kb.

08 10 2014
1 стр.