Перейти на главную страницу
Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень (Б.Ф.Ломов, В.Л.Пономаренко). Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено (Э.С.Бейн, К.И.Вересотская, И.М.Соловьев). Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. Учащиеся с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, часто «упускают» важные детали ( например винтик у ручных часов; не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки). В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. Ученые (И.М.Соловьев, А.И.Липкина и др.) констатируют факт значительного отличия зрительных представлений младших школьников от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, оно не формируется без специального обучения.
Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, определения их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформиванность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит (несформированность) интегративного взаимодействия этих функций.
Недостаточное развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система - быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и последующем изменении таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами (В.П.Зинченко, А. Н Леонтьев). Дефицит зрительно-пространственного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью объясняется, в том числе, неполноценностью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера (Т.И.Головина).
Однако практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:
- формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
- расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
- формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
- совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. На занятиях большой эффект дает использование упражнений по закреплению умения воспринимать форму предметов и их элементы, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и др. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, зашумленным, недорисованным изображением.
Отметим, что полноценное зрительное восприятие складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему предложенные нами многочисленные примеры дидактических упражнений и игр следует использовать в разных вариантах (возможно, даже созданных самим педагогом).
Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:
Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. По руководством педагога дети вычленять основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом подчеркнем: рассматривание или узнавание предметов и их изображений детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процессов анализа и синтеза.
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют упражнения:
Для развития зрительного восприятия пользуются и задания, связанные с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям:
Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд» и т.д. Интересна игра «Городские дороги», в которой необходимо провести машину до зоопарка, больницы, магазина без нарушений и аварий.
Умением наблюдать за несколькими движущимися объектами дети овладевают благодаря многократному выполнению специально подобранных упражнений. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (где мышка? Куда убежал зайка? в какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? и т.д.). Постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным становится направление их движения.
Наиболее сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния до объекта, его протяженности, объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, определение изменения их положения. Важно научить детей соизмерять объекты в пространстве, определять собственное местонахождение, моделировать различные пространственные ситуации. С этой целью используются упражнения для развития глазомера.
Педагогу-психологу следует помнить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.
Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них - пере напряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.
Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обязательными на всех коррекционных занятиях. Приведем примеры:
Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев). Вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.
Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не поворачивая головы смотрят влево, вправо), ветер тише, тише, тише (медленно приседа. ют, глаза опускают вниз), деревцо все выше, выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).
Упражнения, выполняемые в позе «сидя» (желательно, чтобы голова опиралась о спинку стула, мышцы при этом максимально расслаблены).
В целях профилактики зрения у детей должны предъявляться особые требования к тем предметам, которые демонстрируются на занятии, а также к выбор места их демонстрации с точки зрения доступности для зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них.
При организации зрительного восприятия необходимо варьировать наглядный материал (объемные и плоскостные предметы, их контуры, изображения) по форме, размеру, яркости, цвету контрасту пособий. Это будет способствовать произвольности зрительной фиксации на предмете, более полному и точному его запоминанию, прослеживанию взглядом траектории движения, правильному определению пространственных ориентировок. При демонстрации цветных изображений желательно, что бы были использованы яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор - красный, огурец - зеленый и т.д.). При показе дидактического материала и наглядных средств учитываются не только их размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором они находятся, и расстояние или удаленность демонстрируемых предметов.
При подборе материалов для занятий должны' учитываться специфические трудности, вызванные нарушением зрительно-моторной координации и восприятия пространства: трудности перешифровки зрительного материала с вертикальной плоскости на горизонтальную: доска - тетрадь), возможную зеркальность восприятия или воспроизведения детьми. Детям-левшам, например, нельзя давать образец письма в начале строки, так как при письме они закрывают его рукой. Зрительный материал должен подбираться с нарастанием сложности: постепенное уменьшение размера изображений, увеличение количества объектов, появление зашумленности фона, пересекающихся объектов.
Подводя итог, отметим, что активизацию зрительных функций необходимо осуществлять в различных формах коррекционно-педагогической работы. На каждом занятии следует уделять несколько минут решению этих задач. Возможно также проведение специальных занятий по развитию зрительных представлений. При этом важным фактором является формирование у детей положительного отношения к деятельности: создание положительной мотивации, заинтесованности.
Следует всегда помнить, что неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, вызывает значительные затруднения во всех видах деятельности.
Дидактические игры и упражнения
для развития зрительного восприятия
Что пропало?
Педагог просит детей закрыть глаза и прячет один (два) из трех-семи предметов. Дети должны назвать, что пропало.
Предлагается рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и др.) и отвернуться (или выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
Предлагается карточка с неправильными написаниями: а) слов - одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); б) предложений _ пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т.д.); в) арифметических примеров сделана ошибка на вычисление, цифра записана зеркально. Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
Ребенку предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Необходимо найти все «спрятанные» изображения.
Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые «зашумлены», т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
В качестве варианта возможно использование парных игрушек или предъявление натурального предмета и его изображения.
Незаконченные изображения
Предъявляются изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и др. Нужно назвать недостаюшие детали (или дорисовать).
В качестве варианта предъявляются изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь). Требуется восстановить все изображение.
Точечные изображения
Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо соединить точки и назвать изображение.
Предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 1800. Требуется назвать их.
Предъявляются части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т.д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Предлагаются картинки с различными изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали и т.д. на 4, 6, 7 частей. Собрать картинку из частей.
Ребенку предлагается запомнить ряд из 4-6 предметов, а затем схематично изобразить их.
Предлагается несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо: а) найти и обвести карандашом (или подчеркнуть), например, все ( буквы И, или все гласные; б) одним цветом обвести все буквы Б, а другим цветом - все буквы П.
Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить местоположение и сосчитать сколько раз зажегся фонарик.
Дети определяют, какой предмет выложен из цветных палочек, считают и запоминают количество и положение палочек. Затем выкладывают подобное изображение по памяти самостоятельно
Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить различные узоры из кубиков Коса, Никитина.
В склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками на глазах у ребенка в один из ящичков прячется маленькая игрушка. Через 1520 минут ребенку предлагается ее найти. Можно прятать одновременно 2-3 игрушки; попросить ребенка найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку; увеличить время, через которое можно искать игрушку.
Ребенку предлагается «провести» взглядом или карандашом ежа до домика.
Закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.
Первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные их признаки познаются на ощупь: рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев и тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов – специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Именно тангорецепторы обеспечивают особую чувствительность названным участкам тела при прикосновении, давлении, вибрации и т.д. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.
Целесообразно использование различных видов деятельности, прямо или косвенно способствующих развитию тактильно-двигательных ощущений. К ним относятся: лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга и др.); комбинированная изобразительная деятельность с использованием бросового материала; оригами; игры с крупной, средней и мелкой мозаикой и конструкторами с разными типами соединения деталей (металлическим, пластмассовым, кнопочным, lego и др.); игры с пазлами и т.д. практическая деятельность вызывает у детей положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление.
Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков, также предназначенных для стимуляции тактильной чувствительности. Разные по форме, степени упругости и фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают ребенку широкий спектр разнообразных ощущений, которые он получает либо действуя с этими предметами самостоятельно, либо сосредоточившись на своих ощущениях во время легкого массажа, который делает ему специалист.
«Сухой душ» можно сделать также из веревочек, сплетенных в перевитые косички, из веревочек, имеющих равномерно расположенные узелки (типа «макраме»), из пластмассовых разноцветных палочек.
Очень полезны для учеников (особенно первоклассников)разнообразные игры с цифрами из «шершавой» бумаги(бархатной, гофрированной, наждачной и др.): «Определи на ощупь», «Найди - нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Он запоминает форму и одновременно усваивает способ написания этой цифры, которые прочно связываются в сознании ребенка с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать цифру, нужно предоставить такую возможность.
Эти игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания учеником, причем - с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, использовании элементов массажа и самомассажа руки, - которые также способствуют повышению тактильной чувствительности.
Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем - на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, - полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании, способствуя формированию единого образа предмета и точному пониманию с значения соответствующего ему слова названия.
Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями, асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности провоцируют большое количество ошибок при распознавании объекта. Для этих детей характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения детей при обследовании хаотичны, они часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, поэтому они не могут получить полноценного представления об исследуемом объекте. Все это является следствием недоразвития тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней координации движений вследствие недостаточного развития каждого органа чувств в отдельности.
Исследования А.П.Гозова, Р.Б.Каффеманас показали, что объемные предметы распознаются учащимися с интеллектуальными нарушениями легче, чем плоские, т.к. плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых, в т.ч. с помощью осязания, признаков.
Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность. В этом случае общее или диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным, потому так важно обучение детей планомерному обследованию.
Тактильно- двигательное восприятие осуществляется разными способами путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, который может быть воспроизведен в лепке; при обведении – контурный, плоскостной, воспроизводящийся в рисунке. У ребенка с интеллектуальной недостаточностью нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок часто долго держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей. Становится ясно, что без педагогически организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.
Один из основных способов коррекции указанных дефектов – специально подобранные игры на развитие тактильно-двигательного восприятия. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: ставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, закрывать или завязывать ребенку глаза. Приведем примеры таких игр.
Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем
16 12 2014
2 стр.
В районе функционирует 50 школ. Из них: 1 гимназия-интернат, 36 средних школ, 2 основные школы, 11 начальных школ. В них обучаются 9271 учащихся. 25 школ имеют типовые здания, 25 ш
15 10 2014
1 стр.
Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных к
17 12 2014
27 стр.
Творческая Лаборатория учителей начальных классов гимназии №1 г. Мариуполя в 2001/2002году
08 10 2014
1 стр.
Методическое пояснение. Данный материал предлагается ученикам начальных классов. Частично – в 1 и 2 классах, и во всей полноте – в 3 классе. Разбираемая тема рассматривается после
17 12 2014
1 стр.
Предлагаемая программа представляет собой учебный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов
09 10 2014
5 стр.
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает
14 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.