Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ШКОЛ VIII ВИДА
Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осушеств­ляется анализ большого количества раз­дражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и диф­ференцированнее они отражают раздра­жители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие - комплекс­ный процесс, включающий различные структурные компоненты: произволь­ность, целенаправленность, зрительно­-моторные координации, навыки зри­тельного обследования, аналитико-син­тетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность вос­приятия.

Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень пред­ставлений и вербально-логический уро­вень (Б.Ф.Ломов, В.Л.Пономаренко). Как показывают исследования, форми­рование любого уровня зрительного от­ражения у детей с интеллектуальной не­достаточностью нарушено (Э.С.Бейн, К.И.Вересотская, И.М.Соловьев). Крат­ко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформирован­ные и неустойчивые. Учащиеся с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строе­ния, часто «упускают» важные детали ( например винтик у ручных часов; не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки). В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опы­ту, проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и не­адекватность представлений об окружаю­щей действительности. Ученые (И.М.Со­ловьев, А.И.Липкина и др.) констатиру­ют факт значительного отличия зритель­ных представлений младших школьни­ков от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприя­тии в измененных условиях (новый ра­курс предмета) и воспроизведении не­скольких сходных объектов. Представле­ния, возникшие без регулирующего уча­стия педагога, бедны, нечетки, фрагмен­тарны, ошибочны. Исследования пока­зывают, что страдает и описание рассма­триваемых объектов, оно не формирует­ся без специального обучения.

Точность и действенность зрительно­го восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудно­стям выделения фигур, букв, цифр, оп­ределения их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования раз­личия и сходства близких по конфигура­ции или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформиванность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или мо­торной функции, а дефицит (несформи­рованность) интегративного взаимодей­ствия этих функций.

Недостаточное развитие у младших школьников с интеллектуальной недо­статочностью зрительного восприятия ведет за собой отставание в формирова­нии пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном воспри­ятии большую роль играет глазодвига­тельная система - быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бино­кулярное зрение. Глазодвигательная си­стема участвует в анализе и последую­щем изменении таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объек­тов, их движения, различные соотноше­ния между объектами (В.П.Зинченко, А. Н Леонтьев). Дефицит зрительно-про­странственного восприятия детей с ин­теллектуальной недостаточностью объ­ясняется, в том числе, неполноценнос­тью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера (Т.И.Головина).

Однако практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприя­тия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:

- формирование адекватных зритель­ных образов предметов, объектов и явле­ний окружающей действительности, их положения в пространстве;

- расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зри­тельной памяти;

- формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущим­ся), зрительно обследовать его;

- совершенствование зрительно-дви­гательной координации;

- формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явле­ний действительности.

Индивидуальные особенности разви­тия зрительного восприятия и зритель­ной памяти во многом определяют ха­рактер коррекционной работы с детьми. На занятиях большой эффект дает ис­пользование упражнений по закрепле­нию умения воспринимать форму пред­метов и их элементы, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и др. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схе­матические изображения, знаки и сим­волы. В последнюю очередь используют­ся материалы с наложенным, зашумлен­ным, недорисованным изображением.

Отметим, что полноценное зритель­ное восприятие складывается в процес­се обучения и многократного закрепле­ния полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему предложен­ные нами многочисленные примеры ди­дактических упражнений и игр следует использовать в разных вариантах (воз­можно, даже созданных самим педаго­гом).

Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, осно­ванные на принципах постепенного ус­ложнения:



  • Обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющим­ся строением. Сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выделенными при­знаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.).

  • Узнавание реалистических изобра­жений в разных ракурсах.

  • Сравнение изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся цветом, формой, величиной, количеством дета­лей, положением в пространстве и др.

  • Обследование отдельных плоскост­ных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями).

  • Сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличаю­щихся цветом, формой, величиной, ко­личеством деталей, расположением от­дельных частей и др.

  • Сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), незначи­тельно различающихся строением, коли­чеством деталей, оттенками одного цве­та, размером, расположением отдельных частей и др.

  • Сравнение изображений сходны) предметов и объектов (2-4), незначи­тельно различающихся строением, коли­чеством деталей, оттенками цвета, раз­мером, положением в пространстве и др.

  • Сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), незначительно различающихся цветом, формой величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.

  • Узнавание предмета по его части. Рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование «нелепиц»).

  • Рассматривание двух сюжетны картинок, отличающихся незначительными элементами.

Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, зашумленных, перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7: применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр их элементов).

Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. По руководством педагога дети вычленять основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом подчеркнем: рассматрива­ние или узнавание предметов и их изоб­ражений детьми с интеллектуальной не­достаточностью требует более длитель­ного времени, что связано с характерной для них замедленностью процессов ана­лиза и синтеза.

Развитию зрительного анализа и син­теза, произвольного зрительного внима­ния и запоминания способствуют упраж­нения:


  • Определение изменений в предъяв­ленном ряду предметов;

  • Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;

  • Нахождение различий на двух сход­ных сюжетных картинках;

  • Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок;

  • Запоминание 4-6 предметов, игру­шек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исх­одной последовательности.

Особое внимание уделяется согласо­ванию обследующих движений руки и глаза ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движу­щихся объектов в пространстве. Зритель­но-моторные координации эффективно развиваются при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокатe по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различных предметов (игры «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Коль­цеброс», «Попади в цель»). При этом используются элементы соревнования (кто самый точный, кто самый ловкий, кто больше забросит и др.).

Для развития зрительного восприятия пользуются и задания, связанные с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям:



  • Обвести по контуру столько квад­ратиков, сколько звуков услышишь.

  • Обвести кружочки и треугольни­ки- на верхней полоске обвести 7 кру­жочков, а на нижней полоске – на 2 треугольника больше.

  • Второй, четвертый и шестой квад­ратики на верхней полоске закрасить красным цветом, а третий, пятый и седь­мой на нижней строчке - заштриховать.

  • В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру тра­фареты игрушек, а затем соединить их «дорожками» .

Наблюдения за движущимися в про­странстве объектами целесообразно на­чинать с определения изменения поло­жения отдельных двигающихся частей у игрушек, например у куклы (ручки, нож­ки), у машины (кузов, дверцы), у доми­ка (окна, дверь) и др. Используются объ­емные, плоскостные, разъемные, сбор­ные игрушки и предметы, имеющие одну (или несколько) подвижно закреплен­ных частей. В процессе оперирования сними ребенок постепенно усваивает зри­тельные образы движения и позы, кото­рые в дальнейшем закрепляются в про­цессе самостоятельно выполненных дви­жений и действий по показу взрослого, по памяти, по образцу-схеме, по словес­ной инструкции.

Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одно­временно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд» и т.д. Интересна игра «Город­ские дороги», в которой необходимо провести машину до зоопарка, больни­цы, магазина без нарушений и аварий.

Умением наблюдать за несколькими движущимися объектами дети овладева­ют благодаря многократному выполне­нию специально подобранных упражне­ний. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (где мышка? Куда убежал зайка? в какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? и т.д.). Постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным стано­вится направление их движения.

Наиболее сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния до объекта, его протяженно­сти, объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на вос­принимаемом пространстве, определе­ние изменения их положения. Важно научить детей соизмерять объекты в про­странстве, определять собственное мес­тонахождение, моделировать различные пространственные ситуации. С этой це­лью используются упражнения для раз­вития глазомера.



  • Определить, сколько шагов до пар­ты, до куклы, до перекрестка (на улице) и т.д.; кто дальше сидит: Коля или Ма­рина? кто выше: Саша или Толя? и т.д.

  • Подобрать на глаз предметы, нахо­дящиеся между собой в таком же соотно­шении по величине, как в образце (две матрешки контрастного размера).

  • Показать соотношение двух пред­метов по высоте с помощью столбиков(полосок) и т.д.

  • Разделить круг, квадрат, прямо­угольник на 2, 4, 3 равные части.

  • Разрезать ленточку на равные части.

По мере освоения детьми способов измерения расстояния с помощью метра можно усложнить задания, предлагая оп­ределить на глаз расстояние в сантимет­рах, метрах. Также возможно использо­вание упражнений и игр на ориентиров­ку в пространстве (смотри раздел «Вос­приятие пространства»).

Педагогу-психологу следует помнить, что оптимальное сочетание объема сло­весной и наглядной информации, мно­гократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зритель­ное восприятие детей. При этом верба­лизация производимых действий способ­ствует закреплению полученных пред­ставлений.

Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом тре­бований гигиены и профилактики нару­шений зрения. Причины снижения ост­роты зрения различны, но основная из них - пере напряжение глаз во время за­нятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходи­мо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможнос­ти отдыха для глаз.

Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обяза­тельными на всех коррекционных заня­тиях. Приведем примеры:


Буратино

Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев). Вправо, влево повер­нулся, вниз, вверх посмотрел (не повора­чивая головы смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.


Ветер

Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не повора­чивая головы смотрят влево, вправо), ветер тише, тише, тише (медленно приседа. ют, глаза опускают вниз), деревцо все выше, выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).


На занятиях во время зрительной гимнастики дети подходят к окну, смотрят вдаль, отмечают близкие и далекие, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный цвет в течении определенного времени (5-10 сек.).

Упражнения, выполняемые в позе «сидя» (желательно, чтобы голова опиралась о спинку стула, мышцы при этом максимально расслаблены).

В целях профилактики зрения у детей должны предъявляться особые требования к тем предметам, которые демонстрируются на занятии, а также к выбор места их демонстрации с точки зрения доступности для зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

При организации зрительного восприятия необходимо варьировать наглядный материал (объемные и плоскостные предметы, их контуры, изображения) по форме, размеру, яркости, цвету контрасту пособий. Это будет способствовать произвольности зрительной фиксации на предмете, более полному и точному его запоминанию, прослеживанию взглядом траектории движения, пра­вильному определению пространствен­ных ориентировок. При демонстрации цветных изображений желательно, что­ бы были использованы яркие, насыщен­ные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор - красный, огурец - зеленый и т.д.). При показе дидактическо­го материала и наглядных средств учиты­ваются не только их размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором они находятся, и расстояние или удаленность демонстрируемых предметов.

При подборе материалов для занятий должны' учитываться специфические трудности, вызванные нарушением зри­тельно-моторной координации и вос­приятия пространства: трудности пере­шифровки зрительного материала с вер­тикальной плоскости на горизонтальную: доска - тетрадь), возможную зеркаль­ность восприятия или воспроизведения детьми. Детям-левшам, например, нель­зя давать образец письма в начале стро­ки, так как при письме они закрывают его рукой. Зрительный материал должен подбираться с нарастанием сложности: постепенное уменьшение размера изобр­ажений, увеличение количества объект­ов, появление зашумленности фона, пересекающихся объектов.

Подводя итог, отметим, что активизац­ию зрительных функций необходимо осуществлять в различных формах кор­рекционно-педагогической работы. На каждом занятии следует уделять несколь­ко минут решению этих задач. Возмож­но также проведение специальных заня­тий по развитию зрительных представле­ний. При этом важным фактором явля­ется формирование у детей положитель­ного отношения к деятельности: созда­ние положительной мотивации, заинте­сованности.

Следует всегда помнить, что неполно­ценность зрительного восприятия сни­жает возможность формирования прак­тических навыков и умений у ребенка, а значит, вызывает значительные затруднения во всех видах деятельности.
Дидактические игры и упражнения

для развития зрительного восприятия
Что пропало?

Педагог просит детей закрыть глаза и прячет один (два) из трех-семи предме­тов. Дети должны назвать, что пропало.


Что изменипось?

Предлагается рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и др.) и от­вернуться (или выйти из комнаты). Пе­дагог убирает (добавляет или меняет ме­стами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.


Найди ошибку

Предлагается карточка с неправиль­ными написаниями: а) слов - одна бук­ва написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); б) предложений _ пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т.д.); в) арифметических примеров­ сделана ошибка на вычисление, цифра записана зеркально. Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.


Наложенные изображения

Ребенку предъявляются 3-5 контур­ных изображений (предметов, геометри­ческих фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.


Спрятанные изображения

Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Необходимо найти все «спрятанные» изображения.


3ашумленные изображения

Предъявляются контурные изображе­ния предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые «зашумлены», т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.


Парные изображения

Предъявляются два предметных изоб­ражения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отли­чий. Требуется найти эти отличия.

В качестве варианта возможно ис­пользование парных игрушек или предъ­явление натурального предмета и его изображения.
Незаконченные изображения

Предъявляются изображения с недо­рисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и др. Нужно назвать недостаюшие детали (или дорисовать).

В качестве варианта предъявляются изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характер­ная деталь). Требуется восстановить все изображение.
Точечные изображения

Предъявляются изображения предме­тов, геометрических фигур, буквы, циф­ры, выполненные в виде точек. Необхо­димо соединить точки и назвать изобра­жение.


Перевернутые изображения

Предъявляются схематические изоб­ражения предметов, букв, цифр, повер­нутые на 1800. Требуется назвать их.


Разрезанные изображения

Предъявляются части 2-3 изображе­ний (например, овощей разного цвета или разной величины и т.д.). Требуется собрать из этих частей целые изображе­ния.


Разрезанные картинки

Предлагаются картинки с различны­ми изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали и т.д. на 4, 6, 7 частей. Собрать картинку из частей.


Запомни и нарисуй

Ребенку предлагается запомнить ряд из 4-6 предметов, а затем схематично изобразить их.


Буковки

Предлагается несколько рядов произ­вольно расположенных букв алфавита. Необходимо: а) найти и обвести каран­дашом (или подчеркнуть), например, все ( буквы И, или все гласные; б) одним цветом обвести все буквы Б, а другим цветом - все буквы П.


Где зажегся фонарик?

Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить местоположение и сосчитать сколько раз зажегся фонарик.


Посчитай и построй

Дети определяют, какой предмет выложен из цветных палочек, считают и запоминают количество и положение палочек. Затем выкладывают подобное изображение по памяти самостоятельно


Сложи узор

Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить различные узоры из кубиков Коса, Никитина.


Шкафчик

В склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками на глазах у ребенка в один из ящичков прячется маленькая игрушка. Через 15­20 минут ребенку предлагается ее найти. Можно прятать одновременно 2-3 игрушки; попросить ребенка найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку; увеличить время, через которое можно искать игрушку.


Пройди лабиринт

Ребенку предлагается «провести» взглядом или карандашом ежа до домика.


Прокати шар в ворота

Закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.


3

Упражнения для тренировки зрения

  1. Выполнять глазами яблоками движения вправо и влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  2. Выполнять глазами яблоками медленные движения вверх и вниз с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  3. Поочередно смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний. Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  4. Движения выполняются глазными яблоками по кругу – сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Повторить по 3 вращения плавно, без рывков в каждую сторону. Голова неподвижна.

  5. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течении 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  6. Взгляд фиксируется на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20 секунд, после чего закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  7. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее в локти; приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 секунд).

  8. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд.


ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЛЬНОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Всестороннее представление об окру­жающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-дви­гательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного позна­ния. «Тактильный» - от латинского сло­ва «tactilis» - осязательный. Разные предметы обладают рядом свойств, кото­рые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слу­хового анализатора. Речь идет о различе­нии поверхностей предметов на ощупь (мягкий - твердый, шершавый - глад­кий и др.), определении их некоторых механических свойств, температуры (го­рячий, холодный и др.), весовых катего­рий, вибрационных возможностей, дру­гих признаков. С помощью тактильно­-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении их в простран­стве, качестве различных материалов. Тактильное восприятие играет исключи­тельную роль при выполнении различ­ных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных дей­ствий человек зачастую почти не пользу­ется зрением, целиком опираясь на так­тильно- двигательную чувствительность.

Первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время кото­рого различные их признаки познаются на ощупь: рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев и тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов – специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Именно тангорецепторы обеспечивают особую чувствительность названным участкам тела при прикосновении, давлении, вибрации и т.д. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

Целесообразно использование различных видов деятельности, прямо или косвенно способствующих развитию тактильно-двигательных ощущений. К ним относятся: лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга и др.); комбинированная изобразительная деятельность с использованием бросового материала; оригами; игры с крупной, средней и мелкой мозаикой и конструкторами с разными типами соединения деталей (металлическим, пластмассовым, кнопочным, lego и др.); игры с пазлами и т.д. практическая деятельность вызывает у детей положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление.

Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков, также предназначенных для стимуляции тактильной чувствительности. Разные по форме, степени упругости и фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают ребенку широкий спектр разнообразных ощущений, которые он получает либо действуя с этими предметами самостоятельно, либо сосредоточившись на своих ощущениях во время легкого массажа, который делает ему специалист.



«Сухой душ» - шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты ­спускаются вниз, словно струи воды, их ­приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Яркие, разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, радуют детей.

«Сухой душ» можно сделать также из веревочек, сплетенных в перевитые косички, из веревочек, имеющих равно­мерно расположенные узелки (типа «макраме»), из пластмассовых разноцветных палочек.



Шариковые ванны (для рук) представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками. Играя шариками и перебирая их руками, дети получают новые тактильные ощущения. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размеров.

Игровое тактильное панно «Ежик» - сенсорная панель для рук – изготавливается из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет(например, «поляну в лесу» - пенек; деревья, кусты, ежик, травка и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны отличаться друг от друга по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя на панно сюжетные композиции из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, познавая качества различных материалов и ­одновременно упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога (а в дальнейшем и по собственному замыслу).

Очень полезны для учеников (особенно первоклассников)разнообразные игры с цифрами из «шершавой» бумаги(бархатной, гофрированной, наждачной и др.): «Определи на ощупь», «Найди - нужную цифру», «Покажи цифру». Ребе­нок многократно проводит рукой по ци­фре, ощупывает ее и называет. Он запо­минает форму и одновременно усваива­ет способ написания этой цифры, кото­рые прочно связываются в сознании ребенка с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать цифру, нужно предоставить такую возможность.

Эти игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руковод­ством педагога - к самостоятельному выполнению задания учеником, причем - с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, использовании элементов массажа и самомассажа руки, - которые также способствуют повыше­нию тактильной чувствительности.

Недостатки развития осязания отри­цательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем - на оперировании образа­ми. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, - полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании, способствуя формированию единого об­раза предмета и точному пониманию с значения соответствующего ему слова­ названия.

Пассивность и недостаточная целена­правленность осязательной деятельнос­ти у детей с интеллектуальными наруше­ниями, асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредото­ченность всей деятельности провоцируют большое количество ошибок при рас­познавании объекта. Для этих детей ха­рактерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения детей при обследовании хаотичны, они часто про­махиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-­либо действие, поэтому они не могут получить полноценного представления об исследуемом объекте. Все это являет­ся следствием недоразвития тактильно-­двигательной чувствительности и тесно связанной с ней координации движений вследствие недостаточного развития каждого органа чувств в отдельности.

Исследования А.П.Гозова, Р.Б.Каффе­манас показали, что объемные предметы распознаются учащимися с интеллекту­альными нарушениями легче, чем плос­кие, т.к. плоскостные изображения объ­ектов лишены ряда воспринимаемых, в т.ч. с помощью осязания, признаков.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практичес­кую деятельность. В этом случае общее или диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определен­ным и детальным, потому так важно обу­чение детей планомерному обследова­нию.

Тактильно- двигательное восприятие осуществляется разными способами ­путем ощупывания предмета или обведе­ния его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупыва­ния - объемный, который может быть воспроизведен в лепке; при обведении – ­ контурный, плоскостной, воспроизводя­щийся в рисунке. У ребенка с интеллек­туальной недостаточностью нет стремле­ния к тактильному обследованию пред­метов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ре­бенок часто долго держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей. Становится ясно, что без педагогически организованной коррекционной работы тактильная чув­ствительность у таких детей не развивается.

Один из основных способов коррек­ции указанных дефектов – специально подобранные игры на развитие тактиль­но-двигательного восприятия. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: ставить ширму, использо­вать непрозрачные салфетку или мешо­чек, закрывать или завязывать ребенку глаза. Приведем примеры таких игр.


следующая страница>


Учащихся начальных классов школ VIII вида

Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и диф­ференцированнее они отражают раздра­жители. Основной объем

423.9kb.

16 12 2014
2 стр.


Проделанная работа за 9 месяцев районного отдела образования

В районе функционирует 50 школ. Из них: 1 гимназия-интернат, 36 средних школ, 2 основные школы, 11 начальных школ. В них обучаются 9271 учащихся. 25 школ имеют типовые здания, 25 ш

25.38kb.

15 10 2014
1 стр.


Пояснительная

Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных к

5504.82kb.

17 12 2014
27 стр.


Конкурс среди учащихся начальных классов Наша работа проходит в мире Детства- вот, о чем нельзя забывать ни на минуту

Творческая Лаборатория учителей начальных классов гимназии №1 г. Мариуполя в 2001/2002году

101.69kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок для учащихся начальных классов

Методическое пояснение. Данный материал предлагается ученикам начальных классов. Частично – в 1 и 2 классах, и во всей полноте – в 3 классе. Разбираемая тема рассматривается после

45.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебная программа для учащихся старших классов общеобразовательных школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений

Предлагаемая программа представляет собой учебный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов

528.13kb.

09 10 2014
5 стр.


Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает 20 номинаций по призванию к будущей профессии

Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает

131.74kb.

14 10 2014
1 стр.


Из опыта работы «Формирование навыка выразительного чтения у учащихся на уроках в школе VIII вида»
268.84kb.

08 10 2014
1 стр.