Перейти на главную страницу
ИСТОРИЯ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Учебная программа для учащихся старших классов
общеобразовательных школ, студентов средних специальных
и высших учебных заведений
АННОТАЦИЯ
История Русской Православной Церкви
Предлагаемая программа представляет собой учебный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов.
Цель программы – сформировать у подростков и юношей понимание истоков современной русской культуры как культуры изначально православной; привить им любовь и уважение к высокой духовности и нравственности русской культуры, до XVIII века почти исключительно церковной; способствовать формированию ценностно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения.
Данный курс предполагает изучение истории Русской Православной Церкви от Крещения Руси до настоящего времени. Обучающиеся узнают о появлении и развитии института церкви (митрополия, патриаршество, Синод), о монастырях, о русских святых, о главнейших событиях в истории русской церкви. Поскольку история церкви неотделима от истории русского государства, учащиеся и студенты будут изучать историю церкви в контексте политического и культурного развития России.
Структурно программа состоит из 68 тем, объединенных в 8 разделов, соответствующих периодизации истории Русской Православной Церкви. Объем курса – 77 учебных часов, из них на практические занятия отведено 9. Курс рассчитан на 2 года обучения. По усмотрению преподавателя возможно разделение одного занятия на 2 или 3, а также введение дополнительных практических занятий.
Программа адресована учителям истории общеобразовательных школ, преподавателям истории и культурологии гуманитарных училищ, колледжей и вузов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Идея разработки программы данного курса родилась в результате социологических исследований образовательных потребностей учащихся, углублённо изучающих историю, культуру и искусство, и их родителей. Растёт количество родителей, а под их влиянием –детей и юношества, – которые под натиском западных так называемых «общечеловеческих» ценностей, западной потребительской культуры, интуитивно протестуя против них, всё больше проявляют интерес к истокам родной, русской культуры, – духовно возвышенной и высоконравственной. Данная программа актуальна потому, что позволит хотя бы частично удовлетворить этот растущий интерес.
Кроме того, рост преступности в России в последнее десятилетие, бессовестная героизация насилия, обмана, воровства, убийств, разврата практически всеми каналами телевидения и кинематографом, хлынувшей на прилавки «литературой» определенного толка и другие опасные общественные явления превратили проблему нравственного воспитания подрастающих поколений в проблему государственной и общественной безопасности страны. В решение этой актуальной и важной проблемы данный курс, по замыслу авторов, также может внести свой скромный посильный вклад.
И наконец, как свидетельствуют социологические исследования, проведенные в нашем городе и области, среди населения растет неподдельный интерес всех возрастных групп к религии, в частности, к христианству. Знакомя юношество с историей Русской Православной Церкви, мы частично удовлетворяем этот интерес.
Курс по истории Русской Церкви призван дать обучающимся знание корней и истоков их родной культуры, помочь понять и полюбить историю своего Отечества.
Цель курса
Цель данного курса – через изучение и осмысление исторического пути православия и Русской Церкви, примеров высочайшего духовного подвижничества способствовать духовному пробуждению обучающихся.
Существующие светские программы по религиоведению и основам цивилизации во многом не соответствуют этой цели, т.к. носят слишком отстраненный и, скорее, ознакомительный характер. Представляемая программа не только знакомит ребенка с историей развития института Церкви, но и помогает почувствовать то, что составляло духовную основу жизни народа. Программа раскроет для ребенка значение и историю главных русских святынь, жизнь и духовный подвиг великих подвижников.
Большое внимание в программе уделено истории церковного искусства. Включенный в программу региональный компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть историю своего края в контексте истории всего русского государства и церкви. Таким образом, главная особенность данной учебной программы в ее духовно-нравственной основе, раскрывающей для учеников христианский взгляд на любые исторические события и факты.
Объем и структура курса
Содержание курса построено в соответствии с целью и задачами и состоит из 68 тем, объединенных в 8 разделов, вводного и итогового занятий. Объем курса 78 часов (1 час в неделю, срок обучения – 2 года). Из 78 учебных часов 9-я часть – практические занятия. За пределами этих часов (т.е. во внеурочное время) – экскурсия в храм для желающих. Цель вводного занятия: мотивировать учащихся к познанию православных истоков русской культуры, увлечь их предметом.
Разделы построены в соответствии с существующей на сегодняшний день периодизацией истории русской церкви.
В 1-м разделе представлена история проникновения христианства в языческую Русь из Византии, духовность и культура которой стали основой и ориентиром русской культуры.
Во 2-м разделе изложен материал о начале Русской Православной Церкви, ее структуре в составе Вселенской Церкви и деятельности первых иерархов.
3-й раздел посвящен развитию русской митрополии, распространению веры, появлению монашества, стремительному расцвету церковного искусства в Киевский период.
В 4-м разделе представлен период мученичества за веру и одновременно взлета духовности, ставший ориентиром для всей позднейшей культуры Руси и России.
В 5-м разделе (Автокефальный период) отражено развитие института церкви, просвещение новых земель светом христианской веры на фоне централизации и быстрого усиления Московского государства и возникновения концепции «Москва – третий Рим» после падения Византии.
Период Патриаршества (6-й раздел) знаменуется приведением уклада Русской Церкви в соответствие греческому, что привело, с одной стороны, к расколу Русской Церкви, а с другой – к закреплению греческих святоотеческих традиций.
В синодальный период (7-й раздел) происходит подчинение церкви государству и развитие епархий.
Гонения на Русскую Церковь и явление множества мучеников и исповедников являются главным содержанием последнего (8-го) раздела программы.
Теоретическая база курса
Разрабатывая свою программу, авторы изучили и проанализировали несколько учебных программ по истории церкви, житиям святых, древнерусскому искусству, творчески переработав некоторые идеи авторов (Боричева Н., Лоевская Л.В., Субачев В.В. и др.) и дополнив их рядом собственных идей, учитывая цели и задачи программы, ее многоаспектность. Главной теоретической базой курса являются труды историков русской церкви, в ряду которых выделяется многотомный труд митрополита Макария (Булгакова).
Основные формы занятия – лекция, рассказ; возможно использование проблемно-поисковой формы (семинары), клубной формы (дискуссионный клуб), бесед, диалогов, цитирования и работы с текстами, терминологических диктантов, домашних творческих заданий. Возможны тематические экскурсии в православные храмы и музеи города).
Рекомендуется использование пособий: иллюстраций (исторические сюжеты, памятники архитектуры, живописи, прикладного искусства); икон; фотоальбомов; предметов церковного быта; аудио- и видеозаписей (христианской музыки, духовных песнопений, колокольных звонов, житий святых, фрагментов видеофильмов).
Итоговый контроль предполагается осуществлять в конце изучения каждого раздела, проводя небольшие проверочные работы для выяснения уровня восприятия материала учащимися, а в конце курса – итоговое занятие с элементами аналитической работы.
№ |
Название темы |
Общее кол-во часов |
В том числе | |
теорет. занятия |
практ. занятия | |||
|
Вводное занятие |
1 |
1 |
– |
Раздел 1. Восточные славяне до принятия христианства |
3 |
3 |
– | |
1.1 |
Источники о происхождении славян |
1 |
1 |
– |
1.2 |
Славяне-язычники и Византия |
1 |
1 |
– |
1.3 |
Христианство на Руси до 988 г. |
1 |
1 |
– |
Раздел 2. Начало Русской Церкви |
2 |
2 |
– | |
2.1 |
Крещение Руси |
1 |
1 |
– |
2.2 |
Устройство русской церкви |
1 |
1 |
– |
Раздел 3. Русская Церковь в Киевский период |
8 |
7 |
1 | |
3.1 |
Христианская культура при Ярославе Мудром |
1 |
1 |
– |
3.2 |
Русь и «Великая схизма» 1054 г. |
1 |
1 |
– |
3.3 |
Образование первых монастырей на Руси |
1 |
1 |
– |
3.4 |
Культура Древней Руси Киевского периода |
2 |
1 |
1 |
3.5 |
Церковь в годы правления Владимира Мономаха (1113–1125) и его преемников |
1 |
1 |
– |
3.7 |
Владимирское княжество и другие духовные и культурные центры Древней Руси |
1 |
1 |
– |
3.8 |
Распространение монашества и других видов подвижничества |
1 |
1 |
– |
Раздел 4. Русская Церковь под властью Орды |
9 |
8 |
1 | |
4.1 |
Монголо-татарское нашествие |
1 |
1 |
– |
4.2 |
Угроза с Запада |
1 |
1 |
– |
4.3 |
Перенесение кафедры митрополита в Москву, возвышение Москвы |
1 |
1 |
– |
4.4 |
Расцвет монашества. XIV в. Св. Сергий Радонежский |
1 |
1 |
– |
4.5 |
Ученики св. Сергия – основатели монастырей и просветители |
2 |
1 |
1 |
4.6 |
Освобождение Руси от монголо-татарского ига |
1 |
1 |
– |
4.7. |
Новгородская земля и первая ересь на Руси |
1 |
1 |
– |
4.8 |
Расцвет русского иконописания |
1 |
1 |
– |
Раздел 5. Независимая Московская Митрополия |
12 |
12 |
• | |
5.1 |
Флорентийская уния 1439–1445 гг. |
1 |
1 |
– |
5.2 |
Русская церковь становится автокефальной (1448 г.) |
1 |
1 |
– |
5.3 |
Правление Ивана III (1462–1505 гг.) |
1 |
1 |
– |
5.4 |
Московский Кремль – сердце России |
1 |
1 |
– |
5.5 |
Ересь жидовствующих |
1 |
1 |
– |
5.6 |
Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – две традиции монашества |
1 |
1 |
– |
5.7 |
Преподобный Максим Грек – русский богослов |
1 |
1 |
– |
5.8 |
Митрополит Макарий – великий просветитель |
1 |
1 |
– |
5.9 |
Церковь при Иване Грозном |
1 |
1 |
– |
5.10 |
Новые монастыри. Распространение христианства в XVI в. |
1 |
1 |
– |
5.11 |
Церковь и культура XVI в. |
1 |
1 |
– |
5.12 |
Книгопечатание и защита православия в западнорусских землях |
1 |
1 |
- |
Раздел 6. Московский патриархат |
11 |
10 |
1 | |
6.1 |
Начало патриаршества |
1 |
1 |
– |
6.2 |
«Смутное время» и подвиг русского народа |
1 |
1 |
– |
6.3 |
Начало династии Романовых |
1 |
1 |
– |
6.4 |
Освоение Урала и распространение христианства в восточных землях |
1 |
1 |
– |
6.5 |
Патриарх Никон |
1 |
1 |
– |
6.6 |
Раскол русской церкви |
2 |
1 |
1 |
6.7 |
Жизнь уральских и сибирских монастырей |
1 |
1 |
– |
6.8 |
Судьба Западнорусской церкви |
1 |
1 |
– |
6.9 |
Духовное просвещение (2 половина ХVII в.) |
1 |
1 |
– |
6.10 |
Церковное искусство XVII в. |
1 |
1 |
– |
Раздел 7. Синодальный период |
21 |
17 |
4 | |
7.1 |
Петр I и церковная реформа |
1 |
1 |
– |
7.2 |
Гонения на русскую церковь при преемниках Петра I |
1 |
1 |
– |
7.3 |
Церковь в царствование Екатерины II |
1 |
1 |
– |
7.4 |
Перелом в культуре и церковной жизни в XVIII в. |
1 |
1 |
– |
7.5 |
История Урала XVIII в. |
2 |
1 |
1 |
7.6 |
Старообрядцы на Урале в XVIII в. |
|
1 |
– |
7.7 |
Возрождение аскетизма в России |
1 |
1 |
– |
7.8 |
Великие русские полководцы (рубеж XVIII–XIX вв.) |
1 |
1 |
– |
7.9 |
История «воссоединения» униатов и религиозная политика России |
1 |
1 |
– |
7.10 |
Секты и тайные общества |
1 |
1 |
– |
7.11 |
Распространение христианства в России и за ее пределами |
1 |
1 |
- |
7.12 |
Церковное управление в ХIХ в. |
1 |
1 |
– |
7.13 |
Богословская наука и культура XIX в. |
1 |
1 |
– |
7.14 |
Екатеринбургская епархия в XIX в. |
2 |
1 |
1 |
7.15 |
Бездуховность общества и великие подвижники |
1 |
1 |
– |
7.16 |
Русские святые места |
2 |
1 |
1 |
7.17 |
Царская семья |
2 |
1 |
1 |
Раздел 8. Русская православная Церковь в XX в. |
11 |
8 |
3 | |
8.1 |
Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг. |
1 |
1 |
– |
8.2 |
Церковь в годы гражданской войны |
1 |
1 |
– |
8.3 |
Карловацкий и обновленческий расколы и создание независимой церкви на Украине |
1 |
1 |
– |
8.4 |
Жестокие гонения на Церковь и созвездие новомучеников 30-х гг. |
2 |
1 |
1 |
8.5 |
Русская Православная Церковь на Западе |
1 |
1 |
– |
8.6 |
Русская Церковь во время войны |
1 |
1 |
– |
8.7 |
Русская Православная Церковь после войны |
1 |
1 |
– |
8.8 |
Возрождение церкви |
2 |
1 |
1 |
|
Итоговое занятие |
1 |
– |
1 |
Итого: |
78 |
69 |
9 |
Раздел 1. Появление христианства на Руси
Тема 1.1. Источники о происхождении славян
Письменные источники. Библия (по Священному Писанию славяне – потомки сына Ноя Иафета). Источники арабских и византийских авторов. Древнее монастырское летописание. Сведения болгарских летописей: инок Храбр. Повесть временных лет (1113 г., инок Киево-Печерского монастыря Нестор). Предание об Андрее Первозванном.
Археологические источники. Раскопки древних поселений, захоронений, древних храмов (Десятинная церковь). Языческая жизнь и христианская культура по материалам находок. Хронология. Летоисчисление.
Тема 1.2. Славяне-язычники и Византия
Расселение славянских племен. Верования славян. Первые русские города – Киев и Новгород. Легенда о призвании новгородцами Рюрика, предводителя отряда варягов-русов в 862 г. Поход Аскольда и Дира на Царьград. Чудесное спасение Константинополя. Легенда о первом крещении киевлян в 861 г.
Походы князя Олега на Византию и подписание мирного торгового договора – усиление связей с Византией. Частые контакты с Византией и Болгарией: военные, культурные, торговые. Византия – крупнейший религиозный и культурный центр. Окончание процесса формирования церковной культуры. Расцвет византийской светской культуры и государственности в X веке при императорах Василии I и Льве VI Мудром (благоустройство городов, расцвет искусств и т.д.).
Предлагаемая программа представляет собой учебный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов
09 10 2014
5 стр.
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические, конфессиональные и другие особенности. Данная
16 12 2014
12 стр.
25 12 2014
3 стр.
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
18 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
01 10 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
25 09 2014
1 стр.
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
03 09 2014
2 стр.