Перейти на главную страницу
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учебно-методическое объединение
высших учебных заведений Республики Беларусь
по гуманитарному образованию
|
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь ________________ А.И.Жук « » ____________ 2008 г.
|
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальности
1-21 05 05 Классическая филология
СОГЛАСОВАНО Председатель учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию ________________ В.Л. Клюня « » ____________ 2008 г.
|
СОГЛАСОВАНО Начальник управления высшего и среднего специального образования ________________ Ю.И. Миксюк « » ____________ 2008 г. |
|
Первый проректор государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ________________ И.В. Казакова « » ____________ 2008 г. |
|
Эксперт-нормоконтролер ________________ « » ____________ 2008 г.
|
Минск 2008
Кафедрой классической филологии Белорусского государственного университета (протокол № 7 от 14.03.2008);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 3 от 27 марта 2008 г.);
Научно-методическим советом по филологическим специальностям Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 2 от 26.03.2008).
Ответственный за выпуск: Шевченко Г.И.
Пояснительная записка
Римская литература творчески использовала основные жанры, образы, сюжеты, поэтические формы древнегреческой литературы, став достойной наследницей и продолжательницей ее богатейших традиций, а также послужив стимулом для возникновения и развития большинства европейских литератур. В связи с этим предмет дисциплины «История римской литературы» составляют вехи ее исторического развития и художественное своеобразие, а также роль в формировании новоевропейской литературы. Дисциплина коррелируется с дисциплиной «Латинский язык и авторы».
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- периодизацию римской литературы;
- роль древнегреческой литературы в формировании римской литературы;
- отличительные особенности древнегреческой и римской литературы;
- национальные источники формирования римской литературы;
- содержание и идейно-художественные особенности римской литературы всех периодов ее развития;
- формы и пути влияния на литературу постантичной Европы.
Прослушав курс, студенты отделения классической филологии также должны уметь:
- определять образы, мотивы, сюжеты римской литературы в литературе постантичной Европы;
- давать сравнительную характеристику образов, сюжетов и жанров в римской и древнегреческой литературе;
- составить и прочитать курс лекций, практических или семинарских занятий по истории римской литературы.
№ темы |
Название темы |
Всего аудиторных |
Лекции |
Практические занятия |
1. |
Общая характеристика римской литературы |
2 |
2 |
|
2. |
Долитературный период |
2 |
2 |
|
3. |
Ранняя римская литература (3 – нач. 2 вв. до н.э.) |
|
|
|
3.1. |
Роль древнегреческой литературы в формировании римской литературы |
4 |
2 |
2 |
3.2. |
Творчество Тита Макция Плавта |
6 |
4 |
2 |
3.3. |
Творчество Квинта Энния и его школа в римской драматургии |
4 |
2 |
2 |
3.4. |
Комедиография Публия Теренция Афра |
6 |
4 |
2 |
3.5. |
Особенности ранней римской прозы |
4 |
4 |
|
4. |
Литература конца республики (середина 2 – первая половина 1 вв. до н.э.) |
|
|
|
4.1. |
Социально-культурная ситуация периода конца республики. Луцилий |
4 |
4 |
|
4.2. |
Цицерон в истории римской литературы |
6 |
4 |
2 |
4.3. |
Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей» |
4 |
2 |
2 |
4.4. |
Поэзия неотериков. Творчество Валерия Катулла |
6 |
4 |
2 |
4.5. |
Римская проза конца республики |
4 |
2 |
2 |
5. |
«Золотой век» римской литературы периода принципата Августа (середина 1 в. до н.э. – начало 1 в. н.э.) |
|
|
|
5.1. |
Социально-культурная ситуация периода правления императора Августа |
2 |
2 |
|
5.2. |
Творчество Публия Вергилия Марона |
8 |
4 |
4 |
5.3. |
Поэзия Квинта Горация Флакка |
6 |
4 |
2 |
5.4. |
Римская элегия |
2 |
2 |
|
5.5. |
Творчество Публия Овидия Назона |
6 |
4 |
2 |
6. |
Литература эпохи империи 1-2 вв. н.э. («Серебряный век» римской литературы) |
|
|
|
6.1. |
Литература периода правления императора Нерона |
2 |
2 |
|
6.2. |
«Фарсалия» Лукана. Сатиры Персия |
4 |
2 |
2 |
6.3. |
«Сатирикон» Петрония |
4 |
2 |
2 |
6.4. |
Сатирическое творчество Марциала и Ювенала |
6 |
4 |
2 |
6.5. |
Исторические труды Тацита и Светония |
4 |
2 |
2 |
7. |
Литература поздней империи (3-5 вв. н.э.) |
6 |
6 |
|
|
Всего: |
102 |
70 |
32 |
Историческое и художественное значение римской литературы. Своеобразие римской литературы. Проблема соотношения древнегреческой и римской литературы.
Источники римской литературы: 1) тексты писателей, рукописи, папирусы, фрагменты; 2) надписи; 3) биографии писателей. Судьба памятников и степень их сохранности. Периодизация римской литературы.
2. Долитературный период
Характеристика древней Италии (племена и языки). Раннее римское общество и культура. Первая волна греческого влияния. Греческие мифы в Италии. Римский фольклор: рабочая песня, обрядовые песни, нении, триумфальные песни, carmina femosa.
Проблема происхождения исторических преданий римлян. Религиозные гимны. Особенности культовой поэзии римлян и ее значение для римской литературы. Сатурнов стих. Обрядовые игры и фольклорная драма. Древнейшая проза. Записи магистратов и жреческих коллегий. Римские анналы. Начало римского красноречия. Аппий Клавдий и его деятельность.
3. Ранняя римская литература (3 – начало 2 вв. до н.э.)
3.1. Роль древнегреческой литературы в формировании римской литературы
Общая характеристика римского общества и культуры 3 в. и первой половины 2 в. до н.э. Особенности римской аристократической республики. Соприкосновение римской культуры с греческой.
Первые римские поэты – Ливий Андроник и Гней Невий. «Одиссея» в переводе Ливия Андроника. Соотношение с Гомером. Романизация материала. Трагедии и комедии, созданные по греческим образцам. Паллиата. Исторический эпос «Пуническая война». Трагедии и комедии Невия (во фрагментах).
3.2. Творчество Тита Макция Плавта
Тит Макций Плавт и его литературное наследие. Переработка греческих образцов. Черты римской бытовой действительности. Отличие паллиаты от новоаттической комедии. Проблема оригинальности Плавта и связь его комедии с низовыми жанрами италийского театра. Композиция комедий, прологи Плавта, контаминация, кантики. Анализ отдельных комедий: «Псевдол», «Привидение», «Амфитрион» и др. Характер образцов, роль раба, динамичность действия. Народность языка и примеры буффонады. Роль интриги в развитии сюжетной линии.
Римский театр. Организация зрелищ. Устройство театрального здания. Отличие от древнегреческого театра. Актеры и их социальное положение. Первые литературные организации при храме Минервы.
3.3. Творчество Квинта Энния и его школа в римской драматургии
Квинт Энний и группировка Сципиона Африканского Старшего. Ее политическая ориентация и эллинофильство. Эпическая поэма Энния «Анналы». Проблема своеобразия римского эпоса. Создание римского гекзаметра. Драматургия Энния и его философское произведение. Евгемеризм. Школа Энния в римской драматургии. Марк Пакувий и его трагедии. Знакомство с фрагментами. Характеристика творчества комедиографа Цецилия Стация.
Публий Теренций Афр, его биографические данные. Особенности паллиаты Теренция. Проблема воспитания в комедиях Теренция и связь его творчества с особенностями культуры эпохи. Анализ отдельных пьес. Литературная полемика в прологах комедий Теренция. Римская трагедия Акция. Декламационная драма.
Развитие римской прозы: анналисты, Алпий Клавдий, Марк Порций Катон. Борьба Катона с эллинофилами. Принципы изображения исторических событий в «Origines». Язык и стиль.
Расслоение римского общества. Актуализация тематики прозаических жанров. Краткий обзор утраченной политической и памфлетной литературы. Комедия тоги, ее представители, обзор фрагментов. Ателлана фольклорная и литературная (Помпоний и Новий). Характер масок. Мим. Децим Либерий и Публий Сир.
Луцилий. Фрагменты сатир. Политические, любовные, философские темы. Проблемы генезиса жанра. Близость к Сципионову кружку. Художественные особенности сатир.
4.2. Цицерон в истории римской литературы
Краткий обзор сведений об ораторах доцицероновского и цицероновского периодов. Биография Цицерона. Теория ораторского искусства. Использование теоретических положений в практической деятельности. Речи Цицерона. Диалоги Цицерона. «Государство» и теория «идеального государства». Значение литературной деятельности Цицерона для истории римской культуры и литературного языка.
Лукреций. Философская поэма «О природе вещей». Краткая характеристика материалистической философии Демокрита и Эпикура. Композиция поэмы «О природе вещей». Соотношение философии и поэзии. Художественное своеобразие поэмы. Роль «Вступлений» к отдельным книгам. Отношение Лукреция к религии.
Поэзия неотериков. Общая характеристика направления. Катулл. Мелкие и крупные стихотворения, эпиграммы. Типы стихотворений. Тематика лирики Катулла и ее художественное своеобразие, соотношение с греческой поэзией. Крупные стихотворения Катулла, свадебные песни, элегия «К Аллию». Особенности поэтического языка. Значение творчества Катулла для последующей римской поэзии.
Проблемы, связанные с развитием римской прозы. Аналогисты и аномалисты. Юлий Цезарь «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне». «Комментарии» как литературный жанр. Особенности повествовательного стиля Цезаря. Моральная и политическая позиция автора. Исторические монографии Саллюстия. Образы основных героев. Язык Саллюстия. Исторические концепции Саллюстия. Корнелий Непот. «Хроника» и «О знаменитых людях».
Принципат Августа. Политика Августа. Культура и искусство. Расцвет римского классицизма. Литературные кружки и их идейная направленность (Меценат, Асиний Поллион, Мессала). Литературная политика Августа.
Вергилий. Античные биографии и их значение. «Буколики». Композиция сборника. Соотношение с идиллиями Феокрита. Образы пастухов и аркадийский пейзаж. IV и VI эклоги. X эклога и ее значение для поэзии Вергилия. «Георгики» как попытка создания философского эпоса о природе. Взаимоотношение человека с природой в «Георгиках». Концепция роли земледельческого труда в истории человечества. Поэтические отступления и их характер. Соотношения актуальной тематики с философской проблематикой. Эпическая поэма «Энеида», ее композиция и содержание. Образы центральных героев. Отличие от гомеровского эпоса. Поиски новых художественных средств: символ, аллегория, своеобразие художественных обобщений. Отношение Вергилия к истории. Классицизм Вергилия. Значение «Энеиды» в истории римской и мировой литературы.
Гораций. «Эподы». Проблематика и художественные особенности. Первый и второй сборники сатир. Связь с греческой диатрибой. Характер сатирических образов и методы обобщения. Оды Горация. Тематика и жанровые разновидности. «Горацианская мудрость». Попытка создания лирики нового типа. «Послания» Горация. Жанровое своеобразие. Литературные взгляды Горация и теория классицизма. «Послание к Писонам». Отношение Горация к архаистам. Связь между теорией и практикой в творчестве Горация.
Римская любовная элегия. Проблема происхождения. Римская элегия как оригинальный римский жанр: основной типаж, субъективные элементы, образ возлюбленной. Тибулл. Биография. Состав сборника, основные темы и проблемы. «Скользящий стиль». Проперций. Биография. Эволюция творчества. Образ Кинфии. Повествовательные элегии. Роль мифологии. Поэтический стиль.
Овидий. Биография. Влияние декламационного стиля на творчество Овидия. «Amores». Новаторство Овидия. Оппозиционные моменты. Особенности композиции сборника – барочность и классицизм. «Героиды». Композиция и тематика. Психологические находки Овидия. Оригинальность жанра. Шутливо-дидактические поэмы «Ars amatoria», «Remedia amoris». Мифологические миниатюры поэм как подготовка к «Метаморфозам». Большие мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фасты». Источники и задачи поэм. Овидий и Август. Полемика Овидия с традиционным эпосом и попытка объединить эпические поэмы с элегическими. «Фасты». Сборник повествовательных элегий. Соотношение греческого и римского элементов. Композиция. Вопрос о причинах изгнания поэта. Поэзия изгнания: «Тристии», «Письма с Понта» и др. Композиция, основные темы.
Тит Ливий. Особенности его исторического труда. Отношение к древности и принципату.
6. Литература эпохи империи 1-2 вв. н.э.
(«Серебряный век» римской литературы)
6.1. Литература периода правления императора Нерона
Литература Нероновского периода. Реакция на стиль классицизма. Сенатская оппозиция и ее идейные установки. «Новый стиль» Сенеки. Биография Сенеки, его философские трактаты и «Письма к Луцилию». Стоическая философия и ее связь с сенатской оппозицией. Драмы Сенеки. Отличие от греческой трагедии. Структура. Декламационный стиль. Характер проблематики и образы героев. Особое значение хоровых партий. Проблема авторства претексты «Октавия».
Лукан. «Фарсалия»: образы героев, концепция истории, республиканизм автора, художественные особенности эпоса (отсутствие олимпийского плана, патетика, драматизация).
Сатиры Персия. Типаж. Философская направленность. Литературные проблемы. Язык.
6.3. «Сатирикон» Петрония
«Сатирикон» Петрония. Проблема авторства. Своеобразие жанра. Натурализм. Отношение автора к искусству. Особенности языка романа.
Реакция на «новый стиль» при Флавиях и Антонинах (69-180 гг. н.э.). Квинтилиан и его школа. Изменения в римской жизни и культуре по сравнению с «веком Августа». Искусство, архитектура, быт. «Сильвы» Стация. Тематика. Особенности жанра. Эпиграммы Марциала. Теория эпиграммы у Марциала. Различные виды эпиграмм. Различие между эпиграммой Марциала и традиционной греческой эпиграммой. Письма Плиния Младшего. Жанровые особенности и литературные взгляды автора. Ювенал. Ранние и поздние сатиры. Отношение к империи. Моральные взгляды. Декламационный характер сатир.
Тацит. Исторические труды: «Истории» и «Анналы». Характеристика мировоззренческих установок Тацита. «Диалог об ораторах», основная проблематика. Взгляды Тацита на судьбу красноречия в эпоху империи. Историческая концепция Тацита. Образы Тиберия и Нерона. Своеобразие языка и стиля.
Общая характеристика 2 в. н.э. и литературной жизни Рима. Светоний. Его сочинения и особенности подхода к материалу. «Жизнеописание 12 цезарей». «Аттические ночи» Авла Галлия и их значение для истории римской литературы. «Новые поэты». Апулей. Биография. Ораторская деятельность. Характеристика «неоплатонизма». Роман «Золотой осел». Его источники. Композиция. Основная идея. Характер вставных новелл. Язык и стиль Апулея.
7. Литература поздней империи (3-5 вв. н.э.)
Римская литература Западной империи. Последние поэты Рима. Авсоний. Клавдиан. Немезиан. Особенности их творчества. «Деяния» Аммиана Марцеллина. Повествовательная литература. «Деяния Александра» Юлия Валерия. «История Аполлония, царя Тирского». Судьба римской литературы в средние века.
18. Поэтика древнеримской литературы: Жанры и стиль / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М., 1989.
19. Пронин В. Катулл. М., 1993.
20. Топоров В. Эней - человек судьбы. М., 1993.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
25 09 2014
1 стр.
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
03 09 2014
2 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области горнодобывающей промышленности
01 10 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
01 10 2014
1 стр.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Физическая и коллоидная химия» для высших учебных заведений по специальности 1-31 05 01 Химия
25 09 2014
1 стр.