Перейти на главную страницу
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учебно-методическое объединение
высших учебных заведений Республики Беларусь
по гуманитарному образованию
|
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь ________________ А.И.Жук « » ____________ 2008г.
|
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальности
1-21 05 05 Классическая филология
СОГЛАСОВАНО Председатель учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию ________________ В.Л. Клюня « » ____________ 2008 г.
|
СОГЛАСОВАНО Начальник управления высшего и среднего специального образования ________________ Ю.И. Миксюк « » ____________ 2008г. |
|
Первый проректор государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ________________ И.В. Казакова « » ____________ 2008г. |
|
Эксперт-нормоконтролер ________________ « » ____________ 2008г.
|
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 3 от 27.03.2008 г.);
Научно-методическим советом по филологическим специальностям Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 2 от 26.03.2008).
Ответственный за выпуск: Шевченко Г.И.
Пояснительная записка
Древнегреческая литература является не только неотъемлемой частью античной культуры, но и основой европейской культуры нового времени. Художественно-эстетическая ценность произведений писателей Древней Греции со временем ничуть не уменьшилась: по-прежнему успешны постановки пьес древнегреческих драматургов, появляются все новые и новые переводы классических авторов на современные языки. Этим обусловлен тот факт, что содержанием дисциплины, с одной стороны, являются периодизация, историческое развитие, источники сюжетов и образов древнегреческой литературы, ее лучшие художественные достижения; а с другой стороны – пути и формы ее рецепции в новоевропейской, в том числе белорусской, литературе и искусстве. Дисциплина коррелируется с дисциплиной «Древнегреческий язык и авторы».
Целью изучения дисциплины является ознакомление с тенденциями развития древнегреческой литературы. Задачи дисциплины состоят в изучении основных памятников древнегреческой литературы, анализе основных жанров и каждого этапа формирования древнегреческой литературы, фактов рецепции произведений древнегреческих писателей белорусскими и европейскими авторами.
Таким образом, в результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- периодизацию древнегреческой литературы;
- причины возникновения и истоки древнегреческой литературы;
- роль мифологии в становлении древнегреческой литературы;
- содержание основных циклов греческих мифов;
- содержание и идейно-художественные особенности греческой литературы всех периодов ее развития;
- формы и пути влияния древнегреческой литературы на литературу Рима и постантичной Европы, в том числе генезис жанров.
Прослушав курс, студенты отделения классической филологии также должны уметь:
- определять образы, мотивы, сюжеты древнегреческой литературы в литературе Рима, постантичной и современной литературе;
- давать сравнительную характеристику образов древнегреческих мифов и литературы и образов постантичной литературы;
- составить и прочитать курс лекций, практических или семинарских занятий по истории древнегреческой литературы.
№ темы |
Название темы |
Всего аудиторных |
Лекции |
Практические занятия |
1. |
Введение |
2 |
2 |
|
2. |
Литература архаической Греции |
|
|
|
2.1. |
Долитературный период |
2 |
2 |
|
2.2. |
Древнейшие литературные памятники. Эпос (Гомеровский, дидактический) |
16 |
8 |
8 |
2.3. |
Лирическая поэзия |
10 |
6 |
4 |
2.4. |
Ранняя греческая проза |
2 |
2 |
|
3. |
Аттический период древнегреческой литературы |
|
|
|
3.1. |
Греческое общество и его культура в 5-4 вв. до н.э. |
2 |
2 |
|
3.2. |
Аттическая драма |
6 |
4 |
2 |
3.3. |
Греческая трагедия. Эсхил. Софокл. Еврипид |
18 |
10 |
8 |
3.4. |
Драма послееврипидовского времени |
4 |
2 |
2 |
3.5. |
Проза 5-4 вв. до н.э. |
2 |
2 |
|
4. |
Эллинистический период древнегреческой литературы |
|
|
|
4.1. |
Общество и культура эпохи эллинизма |
2 |
2 |
|
4.2. |
Эпос, лирика и драма эпохи эллинизма |
16 |
10 |
6 |
4.3. |
Эллинистическая проза |
6 |
4 |
2 |
5. |
Римский период древнегреческой литературы |
14 |
14 |
|
|
Всего: |
102 |
70 |
32 |
Историческое значение древнегреческой литературы, ее хронологические и территориальные границы, роль и место древнегреческой литературы как первой из античных литератур.
Своеобразие античного общества. Основные этапы его развития. Греческое общество и его литература. Периодизация древнегреческой литературы.
Источники изучения древнегреческой литературы: эпиграфические памятники, папирусные свитки, книги-кодексы. Сохранность текстов, фрагменты и цитаты. Основные справочные издания, монографии и переводы.
Формирование греческих племен и диалектов: теория Кречмера и Риша. Возникновение письменности. Микенская письменность, ее значение для греческого языка и для становления литературы. Древнейшие греческие надписи. Становление греческой мифологии. Многозначность мифологии, ее образы и мотивы. Песни и сказания о богах и о героях.
Гомеровский эпос. Героическая песня до Гомера. Исполнители героических песен – их репертуар и манера исполнения, степень импровизации. Теория Пари-Лорда. Сказание о Троянской войне. Сюжет и композиция Илиады. История ее создания, гомеровский вопрос. Сюжет и композиция Одиссеи. Основные мотивы поэмы. География Одиссеи. Язык и стиль гомеровских поэм. Гекзаметр. Персонажи гомеровских поэм: боги, герои и люди. История текста поэм.
Эпический цикл: основные произведения, его составляющие, их идейные и художественные особенности, судьба цикла. Гомеровские гимны. Анализ четырех больших гимнов (К Аполлону, К Деметре, К Гермесу, К Афродите). Другие сочинения, некогда соотнесенные с именем Гомера.
Дидактический эпос. Гесиод; мир беотийского крестьянина и его поэзия: Теогония, особенности ее композиции и стиля. Идея труда и справедливости в поэме «Труды и дни». Личная тема у Гесиода. Гесиод и архаическая эпическая традиция Востока. Каталогические поэмы и другие сочинения, приписываемые Гесиоду. Архаический эпос послегесиодского периода (Эвмел Коринфский, Фокилид, Паниассий, анонимные произведения в гекзаметрах).
Происхождение греческой лирики, ее основные виды, их связь с песенными фольклорными жанрами. Музыкальные инструменты греков.
Ямбическая поэзия. Творчество Архилоха. Семонид Аморгский. Гиппонакт. Особенности ямбического стиля и метрики.
Элегия, ее фольклорные корни. Элегический дистих. Элегии и эпос. Каллин, Тиртей – тема защиты отечества и образ защитника. Мелитативная и любовная элегия Мимнерма. Солон – первый аттический поэт, его деятельность и мировоззрение. Эпиграмма и сколий. Феогнид.
Мелическая поэзия. Сольный мелос. Терпандр. Арион. Песни мужских и женских содружеств. Алкей: его жизнь и творчество, поэтика и стиль песен. Сапфо, тематика ее песен. Стилистические и метрические особенности эолийского мелоса. Поэзия Анакреонта. Анакреонтическая тематика в позднейшей поэзии.
Хоровой мелос. Его виды и назначение. Спарта 8 века, ее культура. Алкман Южноиталийский мелос: Стесихор, Ивик, появление энкомия. Материковая женская поэзия. Симонид. Пиндар и его эпиникии. Особенности стиля, композиции и языка пиндаровских од. Литературная судьба Пиндара. Вакхилид и его дифирамбы.
Виды фольклорной прозы. Зарождение литературной прозы – переход от эпоса к исторической и дидактической прозе. Виды ионийской прозы, ее стилистические особенности.
Расцвет афинской демократии. Греко-персидские войны и их роль в развитии личного самосознания. «Век Перикла» и его роль в культурном развитии Афин. Начало кризиса греческих полисов. Пелопонесская война. Проявление кризиса полисного мировоззрения в литературе и искусстве.
Фольклорные истоки драматического искусства. Виды греческой драмы и свидетельства Аристотеля о них. Происхождение трагедии: Аристотель и позднейшие античные источники наших сведений о ранних формах трагедии. Дионис и его культовая песня-дифирамб. Роль и значение культов Аполлона, местных героев и Диониса в социальных преобразованиях в греческих полисах 6 века. Первые драматурги – Феспид, Фриних, Пратин.
Эсхил. Античные свидетельства об Эсхиле. Анализ сохранившихся трагедий. Действие божественных сил и проблема личной ответственности. Драматургические нововведения Эсхила и эволюция его творчества. Дискуссия о «Прикованном Прометее». Драматическая структура эсхиловских трагедий, роль хора, язык и художественные особенности. Эсхил в веках.
Софокл. Античные свидетельства о Софокле. Анализ сохранившихся драм. Драматургические новшества Софокла. Образы Софокла, их нормативность и своеобразие, герой и ситуация. Художественные особенности и язык трагедий Софокла.
Еврипид. Античные свидетельства о Еврипиде. Сохранившиеся драмы, их хронология и анализ. Еврипид и софисты. Изображение отдельной рефлектирующей личности и ее субъективных устремлений, проблема личного поведения. Драматическая структура еврипидовских драм: прологи, deus ex machina, речи вестников, словесные агоны, роль хора. Драмы-интриги и приключения. Литературная судьба Еврипида.
Древняя аттическая комедия и ее фольклорные прототипы: карнавальные комос, фаллические песни, пародийная утопия, типические маски. Элементы культовой обрядности в структуре и сюжете комедий. Южноиталийская комедия: Эпихарм, Софрон, флиаки. Социальные и культурные предпосылки возникновения аттической комедии, ее идейные и художественные особенности, структура.
Аристофан. Античные свидетельства об Аристофане. Анализ сохранившихся пьес. Природа комедийного конфликта, актер и хор. Плутос и средняя комедия. Наследие Аристофана в веках.
3.5. Проза 5-4 вв. до н.э.
Виды классической прозы, их локализация и функциональная направленность.
Ионийская логография. Гекатей. Геродот, его биография и творчество. Традиционализм и новаторство Геродота. Аттическая историография: Фукидид и античные свидетельства о нем. Отношение Фукидида к прошлому, историческая критика, драматизм повествования, речи. Ксенофонт, его исторические и мемуарно-биографические сочинения. Искусства литературного портрета, псевдоисторизм и тема современника. Историография 4 века до н.э. – оксиринхский историк. Эфор, Феопомп. Медицинская проза. Корпус Гиппократа.
Основные виды ораторской прозы. Южноиталийские риторические школы. Горгий и его роль в развитии художественной прозы: горгиевы фигуры, периодизация и ритмизация прозаической речи. Судебное красноречие. Лисий. Структура судебной речи, искусство повествования и эпопея. Педагогическая и публицистическая деятельность Исократа. Прозаический энкомий. Панегирик, устранение различий между поэтической и прозаической речью. Демосфен. Античные свидетельства о нем, его наследие. Политическая деятельность Демосфена, ораторское искусство. Демосфен в веках. Ораторская деятельность Гиперида и Ликурга.
Философский диалог и его истоки. Учение Сократа. Платон и античный идеализм. Художественные особенности платоновских диалогов: драматизм, портретные характеристики, переосмысление мифологии, миф и быт. Академия и наследие Платона. Аристотель, его жизненный и творческий путь. Основные сочинения Аристотеля, судьба его наследия. Поэтика Аристотеля. Учение Аристотеля о трагедии и ее составных частях, вопрос о катарсисе и трагической вине. Историческое значение трудов Аристотеля.
4. Эллинистический период древнегреческой литературы
4.1. Общество и культура эпохи эллинизма
Локальные и хронологические границы эллинизма. Эллинистическое общество и его культура. Основные центры эллинизма. Главные направления эллинистической философии: эпикуризм, кинизм, стоицизм. Научный эмпиризм и расцвет точного знания. Александрия, ее библиотека и Музей. Возникновение филологии и первые филологи, ученые поэты. Основные особенности эллинистической литературы: изменение функций, пересмотр тематики, трансформация жанров. Вопрос о сохранности эллинистической литературы, папирусные находки, степень и уровень ее современного учения.
Афинский театр и новоаттическая комедия. Менандр, свидетельства о нем и его наследие. Драматическая структура комедий, мотивы и сюжеты, маски. Герои Менандра и «Характеры» Феофраста. Комедия нравов и судьбы-случая (Тиха). Менандр и Еврипид. Современники Менандра – Филемон и Дифил.
4.2. Поэзия, лирика и драма эпохи эллинизма
Повествовательная элегия и эпиллий. Филлит Коский. Каллимах, его ученые и поэтические произведения. Гимны и эпиграммы. Сборник «Причины». Ямбы Каллимаха. Рождение нового стиля, литературная программа Каллимаха и ее будущее. Творчество Феокрита. Возникновение буколистической поэзии, ее фольклорные и литературные корни. Поиски нового героя. Последователи и подражатели Феокрита.
Эллинистический эпос: «Аргонавтика» Аполлония Родосского, идейные и художественные особенности поэмы, полемика с Каллимахом и Феокритом. Исторический и дидактический эпос: поэмы Риана и Арата.
Эллинистическая лирическая поэзия, расцвет эпиграмматического творческого. Дорийская эпиграмма – Эринна, Леонид Тарентский, Носсида, Анита. Ионийская эпиграмма – Асклепиад, Посидипп, Гедил. Позднейшие эпиграмматисты (Алкей Мессенский, Диоскорид, Антипатор, Мелеагр, Филодем) и история эпиграмматических сборников.
Драматическое искусство: Ликофрон «Драма о Гиге», мим и его многочисленные разновидности, «Мимиамбы» Герода.
4.3. Эллинистическая проза
Псевдоисторические сочинения. Мифологические хроники и словари. Зарождение романа. Историография. Тимей, Полибий. Красноречие: упадок политического и гражданского красноречия, школьная риторика, учение о трех риторических стилях, азианизм и аттицизм.
Эллинистические страны под римским владычеством. Упадок прежних культурных центров и появление новых. преимущественно на Востоке. Средняя Стоя. Учение Посидония. Аттицизм и реформа литературного языка.
Греческая литература первого века нашей эры. Трактат «О возвышенном», тенденции культурного превосходства ради самозащиты. Литературная деятельность Плутарха, моральные трактаты и биографии. Задачи художественные методы античного жизнеописания.
Греческое «возрождение» в эпоху Антонинов (2 в.н.э.). Подражательство и эклектизм. Вторая софистика. Речи и малые прозаические жанры (эпистолография, экфразы), ритмическая проза.
Лукиан из Самосаты. Биография и основные этапы его творчества. Критика современной риторики, философии, религии, мистицизма, суеверий и эстетики. Развенчание мифологии. Особенности языка и стиля. Позднейшие произведения Лукиана – письма и послания, пародирующие историографию и христианскую житийную литературу. Псевдо-Лукиан.
Поздняя повествовательная проза. Мифологическая хроника, новое осмысление мифологии. Диктис и Дарет. Деяния Александра и аретология.
Греческий роман, вопросы его хронологии в свете папирусных находок. Приключенческая и любовная тематика, драматические мотивы и драматизация повествовательного искусства. Проблема происхождения романа. Роман о Нине – первый памятник древнегреческого романа. Харитон «История Херея и Каллирои». Ксенофонт Эфесский «Эфесская повесть о Габрокоме и Анти». Софистические романы: Ахилл Татий, Гелиодор. Буколистический роман Лонга. Поздняя эпистолография и риторика (Аристенет, Либаний).
Литература
I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
Основная литература
1. Аристофан. Мир. Всадники.
2. Еврипид. Ифигения в Авлиде. Ион.
3. Лукиан. Зевс трагический. Лукий, или Осел.
4. Софокл. Электра. Эдип в Колоне.
5. Эзоп. Басни.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
25 09 2014
1 стр.
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
03 09 2014
2 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области горнодобывающей промышленности
01 10 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
01 10 2014
1 стр.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Физическая и коллоидная химия» для высших учебных заведений по специальности 1-31 05 01 Химия
25 09 2014
1 стр.