Перейти на главную страницу
(код и наименование дисциплины)
(код и наименование специальности)
объем 3 кредита
Алматы, 2012
Казахским национальным университетом имени аль-Фараби
Кусаинов А.С., канд. тех. наук, PhD, старший преподаватель
(название организации образования – составителя(ей) типовой программы
(ф.и.о., ученая степень, звание, название организации)
Министерства образования и науки Республики Казахстан
от «___»__________20___года №____
4 Типовая учебная программа разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования
специальностей
5В060500 – Ядерная физика
(наименование специальности)
методического совета от «___» _________20___года Протокол №___
Дисциплина является неотъемлемым элементом подготовки современного ученого физика, инженера ядерщика и педагога в высших учебных заведениях с профилирующим предметом физика. Анализ данных эксперимента и его планирование невозможен без соответствующих программных и аппаратных средств обработки эксперимента - языков программирования и электронных вычислительных устройств-компьютеров.
Дисциплина «Автоматизация эксперимента в ядерной физике» дополняет дисциплину «Экспериментальные методы ядерной физики» в объеме необходимого математического и программного обеспечения для математической обработки и численного моделирования эксперимента в ядерной физике. При этом дисциплина является самостоятельным курсом.
Успешное освоение дисциплины полагает предварительное изучение студентами таких обязательных дисциплин как основы математического анализа и дифференциального исчисления, полный курс общей физики, включая механику, молекулярную физику, электричество и магнетизм, оптику и атомную физику, а также квантовую механику. Для выполнения некоторых лабораторных работ студент должен знать и уметь применять элементы статистической обработки данных.
После изучения дисциплины «Автоматизация эксперимента в ядерной физике» студенты должны уметь представить теоретическую задачу или физический эксперимент в виде набора действий и инструкций на языке программирования (в виде программы), уметь запускать, отлаживать и анализировать результаты работы этой программы на электронной вычислительной машине.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Объектом изучения дисциплины являются теоретические вопросы ядерной физики, эксперимент и результаты этого эксперимента с точки зрения их анализа, обработки данных и численного моделирования. Методами изучения данной дисциплины является анализ и синтез исследуемого предмета, т.е. расчленение, разложении физической задачи, систем и протекающих в них процессов на их составные части и на этой основе определении ведущих звеньев, узких мест, ключевых проблем развития с использованием современных языков программирования их реализации на электронных вычислительных машинах.
Дисциплина «Автоматизация эксперимента в ядерной физике» является интегральной частью комплекса дисциплин и спецкурсов экспериментальной и теоретической ядерной физики.
Краткий исторический очерк развития науки дисциплины, отражающий ее основные этапы.
Первое применение приспособлений и устройств для обработки информации датируется 3 веком до нашей эры, когда в Древнем Вавилоне были изобретены первые счёты - абак.
В 1492 году Леонардо да Винчи предложено 13-разрядное суммирующего устройства с десятизубцовыми кольцами.
В 1623 году Вильгельм Шиккард, профессор университета Тюбингена, разрабатывает устройство на основе зубчатых колес («считающие часы») для сложения и вычитания шестиразрядных десятичных чисел. В 1630 году Ричард Деламейн создаёт круговую логарифмическую линейку.
1723 год — немецкий математик и астроном Христиан Людвиг Герстен на основе работ Лейбница создал арифметическую машину. Машина высчитывала частное и число последовательных операций сложения при умножении чисел.
1801 год - Жозеф Мари Жаккар строит ткацкий станок с программным управлением, программа работы которого задается с помощью комплекта перфокарт, а 1820 году налажен первый промышленный выпуск арифмометров. 1822 год — английский математик Чарльз Бэббидж изобрёл, первую разностную машину (специализированный арифмометр для автоматического построения математических таблиц)
1927 год - в Массачусетском технологическом институте (MIT) Вэниваром Бушем был разработан механический аналоговый компьютер.
1941 год - Конрад Цузе создаёт первую вычислительную машину Z3, обладающую всеми свойствами современного компьютера.
После изобретения интегральной схемы развитие компьютерной техники резко ускорилось. Этот эмпирический факт, замеченный в 1965 году соучредителем компании Intel Гордоном Е. Муром назвали законом Мура.
Язык программирования С возник в начале 1980-х годов силами сотрудника фирмы Bell Laboratories Бьёрна Страуструпа. В 1998 году был ратифицирован международный стандарт языка C++: ISO/IEC 14882:1998 «Standard for the C++ Programming Language»;
Основная часть
Необходимость применения ЭВМ для решения физических задач и круг этих задач. Методы и инструменты решения задачи автоматизации эксперимента.
Краткий исторический очерк развития вычислительных машин. Аналоговые и цифровые вычислительные машины. Вычислительные задачи теоретической ядерной физики. Задачи обработки результатов физического эксперимента.
Философия программирования. Современные электронные вычислительные машины и компьютеры. Типы операционных систем и их развертывание на доступной аппаратной базе. Процессоры. Программные и аппаратные интерфейсы.
Алгоритмы и их реализация. История развития языков программирования. Альтернативные методы решения вычислительных задач. Borland C/C++, Microsoft Visual Studio и его компонент C++ compiler.
Функция main(). Комментарии в языке С++. Препроцессор. Операторы обновления и присваивания. Развновидности функций. Функции пользователя. Типы данных short int и long. Типы данных char. Типы данных с плавающей точкой. Составные типы данных. Указатели и свободная память. Указаетли, массивы и арифметика указателей. Цикл for, цикл do while и операторы инкремента.
Классы памяти, диапазоны доступа. Реализация функций-элементов класса. Деструкторы и конструкторы классов. Классы и динамическое распределение памяти. Наследование классов.
Потоки и буферы. Перенаправление. Открытие нескольких файлов. Работа в режиме командной строки. Режимы файлов. Произвольный доступ к файлам.
Типы дифференциальных уравнений. Методы Эйлера и Рунге-Кутта. Точность и устойчивость решения. Тест типа "прыгающая лягушка". Переменный шаг интегрирования. Типы уравнений в частных производных и их канонический вид. Уравнения гиперболического, параболического и эллиптического типа. Адаптация методов Эйлера и Рунге-Кутта. Метод Дюфорта-Франкеля. Примеры. Уравнении диффузии и уравнение непрерывности.
Операции с матрицами. Типы матриц и программная реализация работы с матрицами на языке С++. Обращение Матриц. Метод Якоби. Метод Гаусса –Зайделя. Приведение матриц к диагональному виду.
Генераторы случайных чисел и их программная реализация. Интегрирование методом Монте-Карло. Метод Метрополиса. Метод Монте-Кало в решении задач квантовой механики.
25 12 2014
1 стр.
Очень важно, чтобы в процессе обучения физике учитель смог как можно полнее продемонстрировать своим ученикам взаимосвязь этих частей
18 12 2014
1 стр.
Цель эксперимента: оценка воздействия невесомости на структурно-функциональное восстановление поврежденных органов и тканей у животных
06 10 2014
1 стр.
Учебная программа составлена на основе учебной программы «Актуальные проблемы трудового права», утвержденная,рег. № Уд / баз
07 10 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
Экспериментальное исследование взаимодействия нейтронов низких энергий со средними и тяжёлыми ядрами
09 09 2014
1 стр.
Учебная программа «Музыка» для 5-6 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 15 с
17 12 2014
1 стр.
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
14 12 2014
1 стр.