МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
|
«Примите нас разными как цвета долгожданной радуги…»
Игорь Желнов
|
Формирование поликультурной компетентности как средство повышения эффективности
образовательного процесса
Из опыта работы учителей школы.
Содержание
|
|
Стр.
|
1.
|
Поликультурное образовательное пространство школы: проблемы, опыт, перспективы. Душенина Луиза Альбовна, директор МОУ «СОШ № 7 ЗМР РТ высшей кв. категории………………………………………………………………………..
|
3
|
2.
|
Учебный план ОУ как средство развития поликультурного пространства школы. Белодед Ирина Вадимовна, заместитель директора по УР МОУ «СОШ №7 ЗМР РТ» I кв. категории………………………………………………………………..
|
4
|
3.
|
Урок татарского языка и литературы в 9 классе (технология концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков) “Һәр гаилә - үзе бер дәүләт”. Бикмухаметова Ляйсан Гаделзяновна, учитель татарского языка и татарской литературы II кв. категории…………………………………...
|
6
|
4.
|
Урок развития речи в 5 классе (класс с этнокультурным компонентом обучения) «Сочинение по картине чувашского национального художника Н. Овчинникова «Сирень». Андреева Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы II кв. категории…………………………………………………………………………………
|
9
|
5.
|
Урок русского языка во втором классе (класс с этнокультурным компонентом обучения) «Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов». Егорова Ольга Николаевна, учитель начальной школы II квалификационной категории………………………………………………………………………………………..
|
13
|
6.
|
Урок литературы в 7 классе (класс с этнокультурным компонентом обучения) «Современна ли совесть? По сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», апробация учебника литературы для 7 класса автора И.Н. Сухих. Пивоварова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории………………………………………………………………………...
|
16
|
7.
|
Урок искусства в 9 классе «Балет в контексте поликультурных ценностей». Фесенко Ирина Владимировна, учитель музыки II кв. категории…………………......
|
18
|
8.
|
Музей как средство формирования поликультурности учащихся. Исхакова Салися Камилевна, учитель татарского языка и татарской литературы II кв. категории, руководитель школьного музея «Жизнь и быт поволжских татар» ……….....
|
22
|
9.
|
Учебники нового поколения. Эксперимент проводится издательским центром «Академия» г. Москва. Пивоварова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории………………………………..
|
26
|
Поликультурное образовательное пространство школы:
проблемы, опыт, перспективы
Душенина Луиза Альбовна,
директор МОУ «СОШ № 7 ЗМР РТ»
высшей кв. категории
В течение двух десятилетий в России происходят различные реформы, в том числе социально- экономические и социально- политические. Происходит интеграция России в мировое сообщество. В связи с этим идет рост межкультурных контактов в самых разных сферах человеческой деятельности. Подобные изменения значительно повлияли на систему образования, поставив цель- формирование личности учащегося, воспринимающего себя как представителя своей культуры, проживающего в конкретной области и, наряду с этим, как гражданина мира, понимающего свою роль и способного нести ответственность за процессы, происходящие в своем городе, республике, России и мире в целом.
Мне хотелось бы привести цитату из выступления председателя Государственного Совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина. «В Татарстане, где проживают представители 115 национальностей, у нас нет иного выхода, кроме как проводить политику многокультурности, основными чертами которой выступают многоязычие, поликультурное образование и упрочение духовных ценностей. Целостная структура многонационального образования, сформированная в нашей республике, на деле обеспечивает реализацию конституционного права граждан на национально-культурное развитие. И это наше самое большое достижение, потерять которое в одночасье просто непозволительно».
В настоящее время речь идет о глобальном образовании, которое приобретает особую значимость, поскольку межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Много лет назад в практику образовательной деятельности вошел термин «толерантность». В большей степени мы говорили о терпимости к другим взглядам, обычаям, традициям. Затем задача расширилась, необходимо сформировать у учеников умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире. Наши ученики должны научиться «воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей и понимать, что нарушение одной из них может привести к глобальной катастрофе».
Сегодня значительное внимание мы уделяем проблеме формирования поликультурности учащихся.
Перед нами стоит множество проблем: совершенствование содержания и организации поликультурного образования, определение компонентного состава педагогической деятельности, наиболее эффективно влияющего на достижение цели, повышение уровня профессионального развития учителей, совершенствование учебной базы.
Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях.
Мы четко понимаем, что поликультурное образование многоаспектно и междисциплинарно, именно поэтому возникает необходимость подготовки кадров. Учитель должен выполнять роль организатора межкультурной коммуникации. Он должен обладать специальными знаниями: культурологическими, этноисторическим, этнопсихологическими и т.д. Учитель должен уметь организовывать педагогический процесс в контексте диалога культур. И сегодня мы этому учимся.
Сегодня в школе имеются определенные наработки в области применения би- и полилингвизма, этнокультурного компонента, использования пространства воспитательной работы и внеурочной деятельности. В рамках семинара будет представлена их реализация на уроках различных предметов, показаны возможности внеурочной работы (кружка, музея).
Конечно же, поликультурное образование- это огромный пласт. Среди направлений дальнейшей работы можно выделить следующие:
- формировании поликультурной компетенции младших школьников,
- поликультурное образование в деятельности классного руководителя,
- диалоговое обучение,
- сопоставительное изучение грамматики русского, татарского и английского языков;
- формировании межличностного общения у подростков
- поликультурная направленность гражданского воспитания.
- поликультурное образование на уроках естественно- математического цикла и др.
Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные.
Как написал в своем стихотворении современный поэт Игорь Желнов: «Примите нас разными как цвета долгожданной радуги…»
Перейти к началу статьи>> Перейти к содержанию>>
следующая страница>