Перейти на главную страницу
080507.65 – «Менеджмент организации»
Барнаул
2009
Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия; стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической деятельности; стратегия и организационная структура; стратегический потенциал организации; проектирование систем управления.
Курс «Организационное поведение» тесно взаимосвязан с вузовскими курсами: теория организации, психология управления, социальная психология, деловое общение, управление персоналом, менеджмент.
ГОС ВПО по специальности.
080507.65 «Менеджмент организации»
- лекции 66
- практика 66
- самостоятельная работа 112
- зачет 8 сем.
- экзамен 9 сем.
Барнаул
Знания студентов контролируются посредством собеседования, письменных заданий, тестовых заданий. Курс заканчивается зачётом в 8 семестре и академическим экзаменом в 9 семестре.
Ее достижение предполагает:
- овладение комплексом знаний науки стратегического менеджмента;
- развитие личности студента, его мотивации, готовности к принятию ответственных и грамотных решений.
Курс основывается на знании теории организации, менеджмента, экономики.
Обучение по курсу предусматривает:
- лекции и семинарские занятия;
- деловые игры;
- самостоятельное изучение методических материалов и научной литературы;
- тестирование.
-
Изучение курса предполагает овладение:
•
Обучение студентов по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий. Самостоятельная работа заключается в изучении соответствующих учебных пособий и выполнении индивидуальных заданий с последующим контролем преподавателя.
По окончании изучения этого курса студенты должны
Знать:
общие признаки стратегии и ее виды;
методы реализации стратегических проектов.
Уметь:
анализировать управленческие ситуации с позиций стратегического управления;
Владеть:
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры | |
|
|
VIII |
IХ |
Общая трудоемкость дисциплины |
244 |
24 |
108 |
Аудиторные занятия |
132 |
24 |
108 |
Лекции |
|
12 |
54 |
Практические занятия (ПЗ) |
|
12 |
54 |
Семинары (С) |
|
|
|
Лабораторные занятия (ЛЗ) |
|
|
|
Самостоятельная работа |
112 |
72 |
40 |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) |
|
Зачёт |
Экз. |
№ n/n |
Раздел дисциплины |
Лекции |
ПЗ |
Самостоятельная работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Возникновение и современное состояние теории стратегического менеджмента. Предмет и задачи курса |
2 |
2 |
12 |
2 |
Методологические основы стратегического менеджмента |
2 |
2 |
12 |
3 |
Основные понятия стратегического менеджмента |
2 |
2 |
12 |
4 |
Стратегические решения в бизнесе |
2 |
2 |
12 |
5 |
Стратегии, виды стратегий |
2 |
2 |
12 |
6 |
Содержание и структура стратегического управления. Конкурентные преимущества. |
2 |
2 |
12 |
|
Всего за 8-й семестр |
12 |
12 |
72 |
№ n/n |
Раздел дисциплины |
Лекции |
ПЗ |
Самостоятельная работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
7. |
Этапы стратегического управления |
4 |
4 |
10 |
8. |
Стратегический потенциал организации |
2 |
2 |
10 |
9. |
Аналитическое обеспечение стратегического менеджмента. Анализ макроокружения |
2 |
2 |
9 |
10 |
Анализ непосредственного окружения |
4 |
4 |
10 |
11 |
Анализ внутренней среды |
4 |
4 |
12 |
12 |
Методы анализа среды |
4 |
4 |
12 |
13 |
Формирование миссии и целей организации. Построение «дерева целей» стратегического управления |
4 |
4 |
10 |
14. |
Формирование стратегических альтернатив, стратегический выбор и условия реализации стратегии |
4 |
4 |
|
15. |
Стратегические планы и их составляющие |
4 |
4 |
|
16. |
Реализация и контроль стратегии |
6 |
6 |
|
17. |
Концепция продукта в стратегическом управлении |
4 |
4 |
|
18. |
Продуктовая стратегия и ее варианты. Стратегический маркетинг как инструмент формирования продуктовой стратегии |
6 |
6 |
|
19. |
Стратегия использования человеческого потенциала |
6 |
6 |
|
|
Всего за 9-й семестр |
54 |
54 |
40 |
Предмет, структура, цели и задачи курса, специфика курса.
Условия появления современного стратегического менеджмента. Особенности становления теории стратегического менеджмента. Этапы развития стратегического менеджмента как самостоятельной области управленческой практики. Определение стратегического менеджмента. Оценка уровня развития стратегического менеджмента в России и в зарубежных странах. Теоретические проблемы современного стратегического управления.
Школы стратегического менеджмента, их представители, основные положения, достоинства и недостатки.
Системный подход. Основные свойства систем. Правила (требования) применения системного подхода к стратегическому менеджменту. Программно-целевой подход.
Маркетинговый подход. Функциональный подход. Воспроизводственный подход. Комплексный подход. Интеграционный подход. Динамический подход. Процессный подход. Количественный подход. Административный подход. Поведенческий подход. Ситуационный подход.
3. Основные понятия стратегического менеджмента.
Основные понятия стратегического менеджмента: внешняя и внутренняя среда организации, стратегический проект, стратегическая программа, стратегический план, стратегическое управление, конкурентные преимущества, диверсификация и др.
Классический подход к стратегии и современное их видение. Пять «П» стратегии (Г. Минцберг).
Виды стратегий. Классификационные признаки стратегий. Продуктовые стратегии. Базовые, конкурентные, отраслевые стратегии, портфельные стратегии.
Понятия решение. Виды управленческих решений. Стратегическое решение. Характеристика особенностей принимаемых стратегических решений. Технология выработки стратегических решений. Анализ процесса принятия стратегических решений. Примеры стратегических решений в бизнесе.
Понятие стратегии. Виды стратегий. Эволюция термина стратегия. Роль стратегии в менеджменте. Сущность и содержание стратегии. Сущность выработки и организации стратегии. Стратегические правила. Стратегия и эффективность. Формулирование стратегии. Оправданность стратегии. Трудности при освоении процесса выработки стратегии
Анализ среды. Определение миссии и целей . Выбор стратегии. Выполнение стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии. Понятие конкурентных преимуществ. Виды конкурентных преимуществ. Стратегии создания конкурентных преимуществ.
Основные подходы к выделению этапов стратегического управления.
Подходы к формированию стратегических альтернатив и стратегический выбор.
Сущность, типология, особенности стратегического планирования. Этапы процесса стратегического планирования. Структура стратегического плана.
Основные стадии реализации стратегии. Стратегические изменения. Стратегический контроль: критерии и показатели оценки. Современные тенденции развития стратегического контроля..
8. Стратегический потенциал организации
Потенциал как возможности предприятия, виды возможностей. Роль знаний в формировании стратегий. Компетенция и ее виды: операторские и управленческие. Роль компетенций в формировании продуктовых стратегий. Методы развития потенциала предприятия.
Роль анализа в стратегическом планировании и его специфика. Виды анализа внешней среды в стратегическом планировании. Анализ макроокружения. Экономическая компонента. Правовая компонента. Политическая компонента. Социальная компонента. Технологическая компонента. Система отслеживания внешней среды.
Покупатели. Составление «портрета» покупателя. Основные характеристики для анализа. Учёт положения покупателя на рынке и его учёт при разработке стратегии фирмы.
Поставщики. Деятельность поставщиков, снабжающих фирму сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом и т.п., от которых зависят себестоимость и качество выпускаемой продукции. Влияние поставщиков на деятельность фирмы. Факторы определения влияния поставщиков как конкурентов. Конкуренты. Сильные и слабые стороны Виды конкурентов. Планирование барьеров, противодействующих вхождению потенциальных конкурентов на рынок.
Анализ рынка рабочей силы. Потенциальные возможности рынка рабочей силы в обеспечении фирмы квалифицированными кадрами.
Выявление слабых и сильных сторон в деятельности фирмы Управленческое обследование. Пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж фирмы
Виды анализа внешней среды в стратегическом планировании: «STEP», «SWOT», конкурентный анализ по М. Портеру, анализ рынка. Виды анализа внутренней среды: анализ динамики издержек и кривая опыта, факторный и цело-частный анализ и др. Роль аналитического знания в обосновании стратегических решений.
Миссия организации. Сущность и содержание миссии. Корпоративная миссия. Концепция корпоративной миссии. Формулирование миссии. Требования к формулированию миссии. Правила формулирования миссии. Подходы к формулированию миссии. Факторы, оказывающие влияние на миссию. Цели организации и их классификация. Типы целей организации. Пространство определения целей. Дерево целей стратегического управления.Функциональные цели. Цели развития организации.
Процесс формулирования целей. Требования к формулированию целей. Критерии качества поставленных целей.
14. Формирование стратегических альтернатив, стратегический выбор и условия реализации стратегии
Понятие альтернатива. Стратегическая альтернатива. Выбор стратегической альтернативы. Критерии выбора стратегических альтернатив. Условия реализации стратегии.
Основные элементы стратегического проекта: продуктовая, технологическая, организационная, кадровая, культурная, функциональная стратегии. Роль миссии в формировании стратегий. Различие операторских и менеджерских стратегий. Варианты стратегического проекта: полные и неполные, активные и адаптивные.
Стратегические программы их роль и состав. Детерминанты стратегических программ. Различие стратегических планов с точки зрения их генезиса: рациональные и интуитивные. Видение как форма интуитивного порождения стратегического проекта или программы.
16. Реализация и контроль стратегии.
Реализация стратегии. Задачи реализации. Стратегическое изменение. Перестройка организации.
Программа реализации стратегического проекта. Оценка состава и величины ресурсов предприятия. Определение человеческих, инвестиционных ресурсов, определение их источников. Бюджеты стратегических изменений. Стратегические политики.
17. Концепция продукта в стратегическом управлении
Понятие продукта. Факторы, определяющие понимание продукта. Эволюция взгляда на продукт. Основные составляющие продукта. Функциональные свойства и качества. Марка продукта. Имидж продукта. Упаковка и этикетка. Гарантии. Динамика продукта. Жизненный цикл продукта. Фазы жизненного цикла. Стратегия продукта на отдельных фазах его жизненного цикла. Инноваторы и последователи. Подходы к созданию нового продукта. Этапы создания нового продукта.
Качество товаров и их адресность как элемент продуктовой стратегии. Виды продуктовых стратегий с точки зрения И. Ансоффа: стратегии проникновения на рынок, стратегия развития рынка, стратегия разработки новых товаров, стратегия дифференциации. Типовые продуктовые стратегии по М. Портеру: лидерство за счет экономии на издержках, дифференциации, сфокусированные издержки, сфокусированная дифференциация. Продуктовые стратегии по Ф. Котлеру: «лидер рынка», «бросающий вызов», «следующий за лидером», «нишер».
Ценовая составляющая продуктовой стратегии. Условия и факторы ценовой политики. Факторы снижения производственных и трансакционных издержек.
19. Стратегия использования человеческого потенциала
Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Личностные основы поведения человека в организационном окружении. Индивидуальное и групповое сопротивление изменениям. Адаптация и изменение поведения человека.
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
Текущий контроль по курсу «Стратегический менеджмент» реализуется в форме контрольных заданий и вопросов по темам, в процессе осуществления анализа и разрешения проблемных ситуаций, проведения деловых игр, выполнения тестовых заданий, обсуждения актуальных аспектов дисциплины. Контрольные работы не предусмотрены.
Промежуточный контроль реализуется в форме зачёта в 8 семестре и экзамена в 9 семестре.
Протокол № от 2009 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
080507.65 – «Менеджмент организации».
Ведущий лектор
Березуцкая Ю.П., к.п.н., доцент
2009
СТРУКТУРА КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Организационное поведение»
Охватывает такие процессы, как: • взаимодействие менеджеров и рабочих
15 12 2014
8 стр.
Курс «Хозяйственное право» имеет не просто общеобразовательное значение. Он предназначен для того, чтобы ознакомить будущих менеджеров в различных областях экономики и упра
15 10 2014
9 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительный менеджмент». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 32 с
17 12 2014
1 стр.
Секция "Менеджмент" кафедры Общего и стратегического Председатель Филонович С. Р. менеджмента Зав. Кафедрой Филинов Н. Б
01 09 2014
3 стр.
Охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы, включая секретаря и машинистку. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют
23 09 2014
8 стр.
Дисциплина "Туризм в Кыргызстане" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социально культурный сервис и туризм» и «Менеджмент гостинично
17 12 2014
3 стр.
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» / сост. О. А. Ефремов, В. В. Миронов, Т. П. Покровская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 16 с
13 10 2014
1 стр.