НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ОДОБРЕНО
на заседании менеджмента
(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)
|
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной
и воспитательной работе
О.В. Челомбицкая
1 декабря 2011 года
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
по специальности 080507.65
«Менеджмент организации»
Формы обучения:
очная, заочная
Составители:
кандидат социологических наук
Овчаренко Р.К.,
аспирант СКАГС,
преподаватель РСЭИ
Поченкова И.А.
Ростов-на-Дону
2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История менеджмента» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………………………
|
4
|
1 Цели и задачи дисциплины……………………………………………….
|
4
|
2 Структура и объем дисциплины……………………………………………
|
6
|
3 Содержание дисциплины…………………………………………
|
7
|
4 Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)………………………………………………
|
8
|
4.1. Содержание тем дисциплины………………………………
|
8
|
4.2. Перечень лабораторных работ……………………………………
|
10
|
4.3. Содержание практических (семинарских занятий)………………
|
10
|
5 Содержание самостоятельной работы……………………… ……
|
12
|
6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………
|
15
|
6.1. Конспект лекций…………………………………………………
|
15
|
6.2. Методические указания студентам……………………
|
61
|
6.2.1. Общие рекомендации…………………………………………
|
61
|
6.2.2. Методические указания и задания на выполнение контрольной
работы
|
61
|
6.3 Литература
|
62
|
7 Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного контроля………………
|
62
|
7.1 Формы текущего промежуточного контроля……
|
62
|
7.2. Тесты самопроверки знаний……………………………
|
63
|
7.3 Правильные ответы на тест самопроверки знаний…………
|
72
|
8 Структура и бальная оценка рейтингов….………………………
|
73
|
9 Рейтинговые задания по модулям (блокам) дисциплины………
|
74
|
10 Контрольные вопросы…………………………………………
|
84
|
11 Тематика курсовых, дипломных работ и рефератов………………………
|
86
|
Введение
Учебная программа дисциплины «История менеджмента» разработана для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» относится к общепрофессиональным дисциплинам Государственного образовательного стандарта.
-
Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «История менеджмента» входит в число базовых теоретических курсов подготовки менеджеров. Теория изучения развития управленческой мысли и менеджмента выступает основой построения эффективной системы знаний о возникновении и динамике развития исторических школ менеджмента.
Целью учебной дисциплины
«История менеджмента» является формирование базовых знаний у студентов об истории менеджмента как науки и практики, основных перспективах и направлениях развития менеджмента в России и за рубежом.
Задачи учебной дисциплины следующие:
-
ознакомить с историей формирования и развития научных школ менеджмента;
-
изучить характерные черты и особенности национального менеджмента;
-
сформировать представление о Советской школе менеджмента, эволюции ее взглядов;
-
показать особенности российского менеджмента и проанализировать перспективы дальнейшего его развития.
В результате изучения дисциплины студенты должны
знать: базовые понятия и определения менеджмента; основные методы, механизмы и инструменты менеджмента, используемые различными научными школами; основные научные школы менеджмента и их представителей; развитие науки и практики менеджмента в России и за рубежом; особенности подготовки специалистов в области менеджмента в современных экономических условиях;
уметь: формулировать основные проблемы менеджмента; оценивать сущность и значимость вклада каждой научной школы в становление и развитие менеджмента; характеризовать системы управления различными организациями с точки зрения использования основ различных управленческих школ;
владеть навыками: анализа поведения группы, коллектива, организации в рамках исторических школ; применения основ исторических теорий менеджмента в практической деятельности современного менеджмента.
Упражнения и задания для самостоятельной работы студентов направлены на более глубокую проработку основных вопросов и проблем учебного курса, формирование практических навыков и умений, необходимых менеджеру.
Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.
-
Структура и объем дисциплины
Кол-во часов.
Форма обучения
|
Семестр
|
Всего
|
Аудиторн.
|
Самост. работа
|
Форма отчетности
|
Очная
|
2
|
68
|
34
|
34
|
экзамен
|
|
|
|
Заочная
|
8
|
60
|
Содержание дидактических единиц по дисциплине в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» степень (квалификация) – менеджер (2000г.)
Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное вероятное.
|
-
Содержание дисциплины
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
-
№
п/п
|
Наименование тем
|
Аудиторные
занятия
|
Самостоятельная работа
|
Всего часов
|
Очная
форма
|
Заочная
форма
|
Очная форма
|
Заочная форма
|
Очная форма
|
Заочная форма
|
Лекции
|
Семинары
|
Лекции
|
Семинары
|
1.
|
Природа управления и исторические тенденции его развития
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
6
|
7
|
10
|
2.
|
Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
|
2
|
2
|
2
|
2
|
4
|
6
|
8
|
10
|
3.
|
Становление школы научного менеджмента (Ф. Тейлор)
|
2
|
2
|
|
|
5
|
8
|
9
|
8
|
4.
|
Становление административной теории управления
|
2
|
2
|
|
|
4
|
6
|
8
|
6
|
5.
|
Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
6
|
8
|
6
|
6.
|
Становление школы человеческих отношений
|
2
|
2
|
|
|
4
|
6
|
8
|
6
|
7.
|
Зарождение отечественного научного менеджмента. Управленческие взгляды в СССР. Развитие управления в России
|
2
|
2
|
|
|
4
|
8
|
8
|
8
|
8.
|
Разнообразие моделей менеджмента: американский, европейский японский менеджмент
|
2
|
1
|
|
|
4
|
8
|
8
|
8
|
9.
|
Перспективы менеджмента: возможное и вероятное
|
2
|
1
|
|
|
2
|
6
|
4
|
6
|
Всего часов
|
18
|
16
|
4
|
4
|
34
|
60
|
68
|
68
|
4. Тематический план изучения дисциплины
(методические рекомендации преподавателю и студенту)
4.1. Содержание тем дисциплины
следующая страница>