Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
Тема 9. Современный менеджмент: возможное и вероятное.

1. Концепция современного менеджмента

2. Основные тенденции развития менеджмента

3. Новые области менеджмента


1. Концепция современного менеджмента

Развитие теории и практики управления во всем мире позволило сформулировать современную концепцию менеджмента, приведенную ниже.

Современная концепция менеджмента

Основные положения

1. Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям (школа науки управ­ления).

2. Организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).

3. Процесс управления организацией — это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

4. Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленных целей.

5. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.

Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента будут не только сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие.
2. Основные тенденции развития менеджмента

Как уже было сказано выше, основные идеи концепции современного менеджмента получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:

  • рациональное сочетание рынка и государственного регулирования;

  • широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций;

  • постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды;

  • достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации;

  • разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды;

  • резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;

  • использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы;

  • совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций;

  • постоянная забота о повышении квалификации работников организации;

  • максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ;

  • развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.);

  • привлечение сотрудников к управлению организацией.

В современных условиях особую актуальность приобретает необходимость создания в России своей национальной модели менеджмента, для создания которой необходимо прежде всего определиться с принципами, которые должны быть положены в основу ее создания. Представляется, что базовыми принципами российского типа управления являются следующие.

1. Использование в управлении концепции государственного регулирования экономики, основные положения которой были сформулированы Дж.М. Кейнсом еще в 1936 г.

2. Свобода выбора концепций для создания оптимальной модели управления в России, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления.

3. Управление на основе постоянных нововведений.

4. Отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию.

5. Использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не утративших предпринимательского интереса.

6. Выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы; выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.

7. Создание системы социальной защиты населения, проведение ее под лозунгом «благосостояние для всех».

8. Введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, годовых планов использования госбюджета.

9. Совершенствование методов мотивации и управления персоналом, которые остаются в настоящее время самой актуальной и неразрешенной проблемой.

10. Повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления.

Понимание и использование на практике отдельных элементов зарубежных моделей менеджмента поможет российским менеджерам и бизнесменам глубже разобраться в проблемах управления экономикой страны.

Сформулированные базовые принципы управления находите; в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.

3. Новые области менеджмента

Количество новых областей менеджмента, методик, концепций и инструментов управления, которыми должен владеть современный менеджер постоянно возрастает. В самостоятельную отрасль выдвинулось управление сервисом. Разнообразие видов сервиса столь велико, что управление сервисом возможно лишь при строгой классификации, построении специальных моделей и информационных систем. Например, американскому потребителю сейчас предлагается около 600 моделей легкового и грузового автотранспорта.

Не говоря уже о традиционных областях менеджмента. До недавнего времени внедрение считалось частью управления производством. Сейчас это самостоятельное и перспективное направление, внутри которого уже выделяются собственные подотрасли, например, «ноу-хау», гибкое автоматизированное производство.

В каждой из этих отраслей уже не столько менеджмента в целом, сколько одного из его направлений, появляются даже конкурирующие концепции и теории, альтернативные программы, что свидетельствует о высокой плотности эмпирических исследований и активном теоретическом поиске. Так, управление информационными ресурсами (Information Resource Management) охватывает планирование, подготовку персонала, разработку бюджетов, организацию, оперативное управление и другие виды информационной деятельности.

Частным разделом этой деятельности выступает управление на основе моделей (model management), структурное моделирование, ситуативное моделирование. Особенно активно развиваются сейчас такие направления менеджмента, как имитационное моделирование и теория принятия управленческих решений. В отдельное направление выделилось также управление риском (risk management), которое эффективно в условиях нестабильной экономической ситуации и интенсивной нововведенческой деятельности.

Таков далеко не полный перечень направлений современного менеджмента. Мы убеждаемся, что это практически необозримое поле деятельности, причем постоянно обновляющееся и расширяющееся.



6.2. Методические указания студентам

6.2.1. Общие рекомендации

При изучении дисциплины «История менеджмента» предусмотрены лекционные и семинарские занятия, самостоятельная работа студента.

Для организации самостоятельной работы по изучению курса студентам предлагаются учебники (5), конспект лекций (раздел 6.1).

В конспекте лекций приведены основные теоретические вопросы по данному курсу.


6.2.2. Методические указания и задания на выполнение контрольной работы

(заочное отделение)

Контрольная работа по курсу «История менеджмента» учебным планом не предусмотрена.



6.3.Литература

1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для ВУЗов.-3-е издание, перераб. и допол.-М.: Проспект,2008

2. Веснин В.Р. Менеджмент в схемах и определениях: учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2008

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ,2008

4. Горбушин А.Е. История менеджмента.-Киров,2004

5. Грейсон Дж., Одел К. Американский менеджмент на пороге XXI века-М., 1991.

6. История российского менеджмента.-СПб.,2004.

7. Кравченко А.И. История менеджмента. -М: Инфра-М,2000.

8. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика 2000.

9. Маршев В.И. История управленческой мысли.-М: Инфра-М, 2005.

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М: Инфра-М,2005.

11. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.

12.Упарвление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М., 1992.

13. Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. М., 1993.

14.Якокка Ли. Карьера менеджера.-М., 1991.

7. Требования к уровню освоения программы и

формы текущего промежуточного и итогового контроля

7.1. Формы текущего промежуточного и итогового контроля

Требования к промежуточной аттестации студентов:



  • посещение студентом лекционных, практических занятий;

  • активная работа на практических занятиях;

  • изучение дополнительной литературы по темам курса.

Промежуточная аттестация выставляется количеством набранных баллов по текущему рейтингу и результатам промежуточного контрольного тестирования.

Формой текущего промежуточного и итогового контроля является компьютерное тестирование. Для проведения компьютерного тестирования студент должен получить индивидуальный пароль, который идентифицируется как допуск к сдаче зачета.

В результате компьютерного тестирования оценивается количество правильных ответов.

Критерии оценки:



  • по модулю 1: правильные ответы на 13 вопросов – студент получает оценку «зачтено»;

  • по модулю 2: правильные ответы на 15 вопросов - студент получает оценку «зачтено»;

  • по модулю 3: правильные ответы на 10 вопросов - студент получает оценку «зачтено»;

  • если правильных ответов менее установленных выше- студент получает оценку «не зачтено». В этом случае проводится повторное тестирование.


7.2.Тесты самопроверки знаний

7.2.1. По теме 1:

1.Искусство управления людьми зародилось:

1. в Древней Греции

2. в Риме

3. в Америке

4. в Китае

2. Соотнесите следующие понятия из левой колонки с понятиями из правой колонки:


  1. Демагогия а) ухитряться, умудряться,

  2. Педагогика б) рукоприкладство

  3. Деспотизм в) управление лошадью

  4. Menagerie г) руководство народом

  5. manage д) руководить, обучать, обустраивать

3. Расположите управленческие революции согласно указанным хронологическим рамкам от первой до пятой:

  1. 605-562 гг. до н. э.

  2. XVIII-XIX века н. э.

  3. XX –н/вр.

  4. 1792-1750 гг. до н.э.

  5. 4-5 тыс. лет до н. э.

4.Достижением какого правителя является разработка эффективных методов управления и контроля качества продукции?

  1. Навуходоносора 2

  2. Хаммурапи

  3. Диоклектикана

5. Для какой управленческой революции характерны профессионализация и специализация менеджмента?

  1. Первой 2 Третьей 5.Пятой

3 Второй 4 Четвертой

6. Первый известный труд о менеджменте?

  1. «Менеджерская революция»

  2. «Новое индустриальное общество»

  3. Артхашастра

  4. «Менеджмент: основы»

7. Дайте, пожалуйста, определение понятию «История менеджмента»

_____________________________________________________________________



8. Дайте, пожалуйста, определение термину «Менеджмент»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7.2.2. По теме 2:

1. Что НЕ могло способствовать промышленному перевороту?

  1. Протестантская этика 3 Этика свободы

  2. Рыночная этика 4 Либерализация экономики

2. Кто из известных политиков и экономистов написал работу «Богатство нации»

  1. Ф. Куэсней

  2. А. Смит

  3. Дж. Локк

  4. Ж.Б. Сэй

3. Что, по мнению французского экономиста Ж.Б. Сэя, составляет 4 фактор производства?

  1. Капитал

  2. Труд

  3. Земля

  4. предприниматель

4. В чем заключается основная идея лютеранства, повлиявшая на развитие производства и менеджмента?

  1. Жизнь по средствам

  2. Жизнь по принципу монашеского аскетизма

  3. Занятость каждого человека - его призвание, труд – благо

5. Какая работа Дж. Локка легла в основу бескровной революции и изменений в Британской конституции?

  1. «О гражданском обществе»

  2. «Богатство нации»

  3. Артхашастра

6. Кому принадлежат первые известные тексты по менеджменту?

  1. Дж. Монтгомери

  2. Ж.Б. Сэю

  3. А. Смиту

  4. Дж. Локку

7. Назовите 3 проблемы рабочей силы для менеджмента?

  1. Обучение

  2. Дисциплина

  3. Поиск рабочих

  4. Зарплата

  5. Корпоративная культура

8. Перечислите известных Вам «пионеров» менеджмента в индустриальной среде?

_____________________________________________________________________



9. Что, по мнению Р. Оуэна, составляет основу успешного менеджмента?

  1. Капитал компании

  2. Учет человеческого фактора

  3. Современное оборудование

  4. Развитие информационного менеджмента

10. Какие достижения в менеджменте относятся к деятельности Ч. Бзббиджа? (2 варианта)

  1. Принципы разделения труда

  2. Метод наблюдения производства

  3. Учет человеческого фактора в производстве

11. Кого считают основателем информационного менеджмента?

  1. Д. МакКэлем

  2. А. Смит

  3. Мэй-о-Элтон

  4. Дж. Лок

  5. Дюпин

7.2.3. По теме 3:

  1. Основатель школы научного менеджмента?

  1. Ф.Тейлор

  2. А. Файоль

  3. Л. Гилбрет

  4. Р. Оуэн

  1. Основой всей системы менеджмента Ф. Тейлора стало:

  1. Изучение времени операций

  2. Учет человеческого фактора

  3. Обучение менеджменту

  4. Принципы управления

  1. Система дифференцированной оплаты труда НЕ включала:

  1. Изучение и анализ времени выполнения операций для установления норм и стандартов

  2. Дифференциальную оплату сдельной работы

  3. Плата по занимаемой должности

  4. Плата человеку, а не должности

  1. Какая концепция впоследствии стала называться научным менеджментом?

  1. Административная

  2. Концепция дифференцированной оплаты труда

  3. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера

  4. Концепция управления заданиями Ф. Тейлора

  5. Кому из представителей научного менеджмента принадлежит создание графиков, а также концепция работы над заданиями с премиями (прямой финансовый интерес)?

1. Г.Ганту 2. Л. Гилбрет 3. Ф.Тейлору 4. К. Барт

6. Кто из представителей научного менеджмента впервые начал использовать кинокамеру для проведения промышленных исследования и составил 17 основных элементарных движений рабочих?

1. Г. Гант 2. Ф. Гилбрет 3. Л. Гилбрет 4. Ф. Тейлор



7. Кто предложил термин «научный менеджмент»

1. Луис Брендис 2. Фредерик Тейлор

3. Лилиан Гилбрет 4. Фрэнк Гилбрет

8. Основным достижением Лилиан Гилбрет стало:

1. разработка концепции психологии управления

2. выделение 17 видов элементарных движений

3. изобретение графиков в управлении

4. разработка управления заданиями.

9. Гаррингтон Эмерсон внес следующий вклад в становление научного менеджмента:

1. определил 12 принципов эффективности управления

2. обосновал менеджмент муниципальными учреждениями

3. ввел хронометраж в промышленных исследованиях

4. стал основоположником психологии упарвления.

10. В какой сфере развивал концепцию научного менеджмента Морис Кук?

1. в промышленной

2. в текстильной

3. расширял учение об эффективности для муниципальных и образовательных учреждений

4. в военной

7.2.4.По теме 4:

1.Основоположником административной теории менеджмента считают:

1. А. Файоля 2. Ф. Тейлора 3. М. Вебера 4. Г. Эмерсона



2. Сколько принципов управления выделил А. Файоль?

1. 12 2. 14 3. 3 4. 5



3. Что характерно для теории А. Файоля? (возможно 2 варианта ответа)

1. менеджменту можно и нужно обучать, нет необходимости проходить все ступени на производстве для становления управляющим

2. менеджером может быть только тот, кто прошел трудовой путь от рабочего низшего звена

3. универсальный подход к управлению, менеджмент является отдельным умением, применимым во всех видах предприятий и организаторской деятельности, руководство должно получать управленческую подготовку

4. в организации необходимы функциональные менеджеры.

4. Назовите функции управления по Файолю? (возможно несколько вариантов ответов)

1. планирование 2. Организация 3. Руководство 4. координация

5. контроль 6. Мотивация 7. консультирование

5. Макс Вебер стал родоначальником:

1. теории рациональной бюрократии 2. административной теории

3. научного менеджмента 4. управления по заданиям

6. Кому принадлежит выделение чистых типов законной власти?

1. М. Веберу 2. А. Файолю 3. Ф. Тейлору 4. Р. Оуэну



7. Какая функция управления, согласно Файолю, определялась как искусство, которое базируется на определенных личностных качествах и знании общих принципов управления.

1. планирование 2. Руководство 3. Контроль

4. координация 5. организация

8. Укажите типы законной власти: (возможно несколько вариантов ответов)

1. рационально-легальная власть 2. традиционная власть

3. харизматическая власть 4. экономическая власть

9. Согласно М. Веберу, необходимыми элементами идеальной бюрократии были: (возможно несколько вариантов ответов)

1. разделение труда

2. четкое построение согласно иерархическому принципу

3. система правил, норм, формальных процедур

4. построение внутренней системы отношений на формальных началах

5. подбор кадров по формальным признакам на конкурсной основе



10. Какой тип законной власти основывается на вере в святость древних традиций и законности статуса тех, кто осуществляет власть?

1. традиционный 2. рационально-легальный

3. харизматический

7.2.5.По теме 5:

1. С кем связывают возникновение школы человеческих отношений?

1. Э. Мэйо, Ф. Ротлисбекрг 2. М. Фоллет

3. Р. Оуэн 4. Ф. Тейлор

2. Учение, которое основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них, это:

1. бихевиоризм 2. школа человеческих отношений

3. экзистенционализм 4. функционализм

3. М.П. Фоллет:

1. внесла значительный вклад в развитие школы психологии и человеческих отношений

2. стала родоначальником школы человеческих отношений

3. была представителем школы научного менеджмента

4. была представителем административной школы

4. Основной результат хоторнских экспериментов (возможно 2 варианта ответа):

1. развитие социального аспекта

2. людьми движут деньги

3. условия труда определяют производительность

4. производительность улучшается за счет улучшения взаимоотношений в коллективе

5. Что включала доктрина человеческих отношений? (возможно 2 варианта ответа)

1. людей необходимо стимулировать методом «кнута и пряника»

2. беседы «психологических советников»

3. организация мероприятий «участие рабочих в принятии решений»

4. необходимо улучшать условия труда

6. Представители школы человеческих отношений:

1. М. Фоллет, Э. Мэйо 2. Ф. и Л. Гилбреты 3. Ф. Тейлор 4. М. Кук



7. Кто первым осознал важность влияния социально-психологических факторов на рост производительности труда?

1. Р. Оуэн 2. Э. Мэйо 3. М. Фоллет 4. Ф. Герцберг



8. Кто одним из первых выдвинул идею «участия рабочих в управлении»?

1. Р. Оуэн 2. Э. Мэйо 3. М. Фоллет 4. М. Кук



9. Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание:

1. изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации

2. потребностям рабочих

3. заработной плате

4. социальным гарантиям
7.2.6.По теме 6:

1. Первым, кто осознал конституцию и законы человеческих потребностей был:

1. М. Фоллет 2. Э. Мэйо 3. Ф. Тейлор 4. А. Маслоу



2. Достоинство концепции А. Маслоу:

1. в принципе иерархии

2. в принципе эффективности

3. в принципе функциональности

4. в новаторстве

3. Теория управления Ф. Герцберга основывается:

1. на иерархии потребностей

2. на эмоциях

3. на двух системах потребностей: гигиенические факторы и мотиваторы

4. на достижении

4. Повышение производительности и удовлетворенности работой зависит от:

1. гигиенических факторов

2. мотиваторов

3. условий труда

4. от личности руководителя

5. Какие теории разработал Д. Маккгрегор?

1. Теории «X» и «Y»

2. теорию иерархии потребностей

3. двухфакторную теорию управления



6. Предпосылкой какой теории является предположение о том, что среднетипичный человек не любит работы и стремится по мере возможностей ее избегать.

1. Теории «X»

2. Теории «Y»

2. теории иерархии потребностей

3. двухфакторной теории управления

7. Предпосылками какой теории являются: : физические и умственные усилия на работе также естественны для человека, как отдых или развлечения; при достижении целей организации, в которых он заинтересован, индивид проявляет самоконтроль; вклад в общее дело есть функция связанного с ним вознаграждения.

1. Теории «X»

2. Теории «Y»

2. теории иерархии потребностей

3. двухфакторной теории управления

8. Кто разработал теорию эмоций? (2 варианта)

1. М. Фоллет 2. Э. Мэйо 3. У. Джемс 4. К. Ланг



9. Кто убедительно доказал, что наибольшего успеха в экономике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению?

1. Д. Макклеланд 2. Э. Мэйо 3. У. Джемс 4. К. Ланг



10. «Формула успеха» Аткинсона гласила:

1. чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой.

2. основную роль играют мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха.

3. управлять – значит предвидеть


7.2.7.По теме 7:

1. В России разработка научных основ менеджмента велась в рамках?

1. научной организации труда

2. тектологии

3. административной теория

4. школы научного управления

2. Под научной организацией труда надлежит понимать:

1. административную теорию

2. организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами

3. управление по заданиям

4. принципы управления

3. Кто был автором «Тектологии»?

1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев



4. В чем заключается цель тектологии?

1. в мотивационной деятельности

2. в превращении мира в организационное целое, более совершенное, чем это было ранее.

3. в учете человеческого фактора



5. В чем заключается основная заслуга А. Гастева?

1. в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии

2. в разработке концепции школы человеческих отношений

3. в разработке 12 принципов эффективности



6. Кто из советских ученых уделял большое внимание культуре труда?

1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев



7. Какой принцип Ерманский считал главным?

1. принцип положительного потбора

2. организационная сумма больше арифметической суммы сил ее составляющих

3. принцип оптимума



8. Кому принадлежит теория «всякой организационной деятельности»?

1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев



9. Особенно большое внимание П. Керженцев уделял:

1. организационным методам

2. мотивационным методам

3 консультационным методам

4. научным методам

10. Сочетание сил, при котором они, благодаря своим свойствам, подкрепляют, усиливают друг друга, но ни в коем случае не ослабляют:

1. принцип положительного потбора

2. организационная сумма больше арифметической суммы сил ее составляющих

3. принцип оптимума


7.2.8.По теме 8,9:

1. Современный менеджмент в США базируется на исторических предпосылках (возможно несколько вариантов):

  1. наличии рынка;

    1. индустриальном способе организации производства;

    2. корпорации как основной форме предпринимательства.

    3. стратегическом управлении


2. Концепция стратегического управления основана на:

1. системном и ситуационном подходах

2. мотивационном подходе

3. корпоративном подходе



3. Основные формы привлечения рабочих к управлению в США НЕ включают:

1.участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;

2.создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;

3. разработка систем участия в прибыли;

4. привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

5. составление стратегии всей фирмы


4. Сущность японского менеджмента заключается:

1. в управлении на основе санкций и штрафов

2. в управлении людьми

3. в отсутствии учета человеческого фактора



5. «Система пожизненного найма» характерна для:

1. модели европейского менеджмента

2. модели американского менеджмента

3. модели японского менеджмента

4. модели российского менеджмента

6. Концепция « социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда НЕ включает:

1. усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования

2. внедрение индикативного планирования

3. внедрение директивного планирования



7. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации:

1. одно из основных положений концепции современного менеджмента

2. основа менеджмента США

2. основа российского менеджмента

8. Новые области менеджмента включают: (возможно 2 варианта)

1. управление сервисом

2. имитационное моделирование

3. стратегическое управление

4. управление образованием

9. Оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых характерно для:

1. американской модели менеджмента

2. шведской модели социализма

3. японской модели менеджмента



10. Изучение зарубежных моделей менеджмента показывает, что:

1. основные успешные методы управления одной страны необходимо превнеосить в управление другой

2. перенесение элементов управления одной модели категорически запрещено без ее адаптации в конкретных национально-культурных условиях

3. западноевропейская модель менеджмента – лучший образ управления



7.3.Правильные ответы на тесты самопроверки знаний

Tема 1: 1) 1; 2) 1г, 2д, 3б, 4в, 5а; 3) 5,4,1,2,3; 4) 1; 5) 4; 6) 3; 7) Наука о прошлом, настоящем и будущем управления; 8) Область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования ресурсов и установления гармоничных отношений с внешней средой.

Tема 2: 1) 4; 2) 2; 3) 4; 4) 3; 5) 1; 6) 1; 7) 1,2,3; 8) Р. Оуэн, Ч.Бэббидж, Дюпин, Ур; 9) 2; 10) 1,3; 11) 1.

Tема 3: 1) 1; 2) 1; 3) 3; 4) 4; 5) 1; 6) 2; 7) 1; 8) 1; 9) 1; 10) 3.

Tема 4: 1) 1; 2) 2; 3) 1,3; 4) 1,2,3,4,5; 5) 1; 6) 1; 7) 2; 8) 1,2,3; 9) 1,2,3,4,5; 10) 1

Tема 5: 1) 1; 2) 1; 3) 1; 4) 1; 5) 2,3; 6) 1; 7) 1; 8) 3; 9) 1.

Tема 6: 1) 4; 2) 1; 3) 3; 4) 2; 5) 1; 6) 1; 7) 2; 8) 3,4; 9) 1; 10) 1.

Tема 7: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 2; 5) 1; 6) 4; 7) 3; 8) 2; 9) 1; 10) 1.

Tема 8, 9: 1) 1,2,3; 2) 1; 3) 5; 4) 2; 5) 3; 6) 3; 7) 1; 8) 1,2; 9) 2; 10) 2.
8. Структура и бальная оценка рейтингов



п/п

Структура

II семестр

1

Выполнение рейтингового задания модуля

15

2

Выполнение заданий на семинарских занятиях:

доклад (до 10 минут)

ответ на вопрос, запланированный для обсуждения на семинарском занятии

дополнительное сообщение к вопросу, запланированному для обсуждения на семинарском занятии (до 5 минут)

дополнение к вопросу


5

3


4

1



3

Посещение занятий:

посещение одного занятия

100% занятий

75%   100% занятий

50%   75% занятий

25%   50% занятий

10%   25% занятий

2

5



4

3

2



1

Студент может быть аттестован при получении более 50% от максимального числа баллов.

9. Рейтинговые задания по модулям (блокам) дисциплины

МОДУЛЬ 1. (Темы с 1 по 3)
1.Искусство управления людьми зародилось:

1. в Древней Греции

2. в Риме

3. в Америке



4. в Китае

2. Соотнесите следующие понятия из левой колонки с понятиями из правой колонки:

  1. Демагогия а) ухитряться, умудряться,

  2. Педагогика б) рукоприкладство

  3. Деспотизм в) управление лошадью

  4. Menagerie г) руководство народом

  5. manage д) руководить, обучать, обустраивать

3. Расположите управленческие революции согласно указанным хронологическим рамкам от первой до пятой:

  1. 605-562 гг. до н. э.

  2. XVIII-XIX века н. э.

  3. XX –н/вр.

  4. 1792-1750 гг. до н.э.

  5. 4-5 тыс. лет до н. э.

4.Достижением какого правителя является разработка эффективных методов управления и контроля качества продукции?

  1. Навуходоносора 2

  2. Хаммурапи

  3. Диоклектикана

5. Для какой управленческой революции характерны профессионализация и специализация менеджмента?

  1. Первой 2 Третьей 5.Пятой

3 Второй 4 Четвертой

6. Первый известный труд о менеджменте?

  1. «Менеджерская революция»

  2. «Новое индустриальное общество»

  3. Артхашастра

  4. «Менеджмент: основы»

7. Что НЕ могло способствовать промышленному перевороту?

  1. Протестантская этика 3 Этика свободы

  2. Рыночная этика 4 Либерализация экономики



8. Кто из известных политиков и экономистов написал работу «Богатство нации»

  1. Ф. Куэсней

  2. А. Смит

  3. Дж. Локк

  4. Ж.Б. Сэй

9. Что, по мнению французского экономиста Ж.Б. Сэя, составляет 4 фактор производства?

  1. Капитал

  2. Труд

  3. Земля

  4. предприниматель

10. В чем заключается основная идея лютеранства, повлиявшая на развитие производства и менеджмента?

  1. Жизнь по средствам

  2. Жизнь по принципу монашеского аскетизма

  3. Занятость каждого человека - его призвание, труд – благо

11. Какая работа Дж. Локка легла в основу бескровной революции и изменений в Британской конституции?

  1. «О гражданском обществе»

  2. «Богатство нации»

  3. Артхашастра

12. Кому принадлежат первые известные тексты по менеджменту?

  1. Дж. Монтгомери

  2. Ж.Б. Сэю

  3. А. Смиту

  4. Дж. Локку

13. Назовите 3 проблемы рабочей силы для менеджмента?

  1. Обучение

  2. Дисциплина

  3. Поиск рабочих

  4. Зарплата

  5. Корпоративная культура

14. Что, по мнению Р. Оуэна, составляет основу успешного менеджмента?

  1. Капитал компании

  2. Учет человеческого фактора

  3. Современное оборудование

  4. Развитие информационного менеджмента

15. Какие достижения в менеджменте относятся к деятельности Ч. Бзббиджа? (2 варианта)

  1. Принципы разделения труда

  2. Метод наблюдения производства

  3. Учет человеческого фактора в производстве

16. Кого считают основателем информационного менеджмента?

  1. Д. МакКэлем

  2. А. Смит

  3. Мэй-о-Элтон

  4. Дж. Лок

  5. Дюпин

17. Основатель школы научного менеджмента?

Ф.Тейлор


А. Файоль

Л. Гилбрет

Р. Оуэн

18. Основой всей системы менеджмента Ф. Тейлора стало:

Изучение времени операций

Учет человеческого фактора

Обучение менеджменту

Принципы управления

19. Система дифференцированной оплаты труда НЕ включала:

Изучение и анализ времени выполнения операций для установления норм и стандартов

Дифференциальную оплату сдельной работы

Плата по занимаемой должности

Плата человеку, а не должности

20. Какая концепция впоследствии стала называться научным менеджментом?

Административная

Концепция дифференцированной оплаты труда

Концепция идеальной бюрократии М. Вебера

Концепция управления заданиями Ф. Тейлора


  1. Кому из представителей научного менеджмента принадлежит создание графиков, а также концепция работы над заданиями с премиями (прямой финансовый интерес)?

1. Г.Ганту 2. Л. Гилбрет 3. Ф.Тейлору 4. К. Барт

22. Кто из представителей научного менеджмента впервые начал использовать кинокамеру для проведения промышленных исследования и составил 17 основных элементарных движений рабочих?

1. Г. Гант 2. Ф. Гилбрет 3. Л. Гилбрет 4. Ф. Тейлор



23. Кто предложил термин «научный менеджмент»

1. Луис Брендис 2. Фредерик Тейлор

3. Лилиан Гилбрет 4. Фрэнк Гилбрет

24. Основным достижением Лилиан Гилбрет стало:

1. разработка концепции психологии управления

2. выделение 17 видов элементарных движений

3. изобретение графиков в управлении

4. разработка управления заданиями.

25. Гаррингтон Эмерсон внес следующий вклад в становление научного менеджмента:

1. определил 12 принципов эффективности управления

2. обосновал менеджмент муниципальными учреждениями

3. ввел хронометраж в промышленных исследованиях

4. стал основоположником психологии управления.

26. В какой сфере развивал концепцию научного менеджмента Морис Кук?

1. в промышленной

2. в текстильной

3. расширял учение об эффективности для муниципальных и образовательных учреждений

4. в военной

МОДУЛЬ 2. (темы с 4 по 6)

1.Основоположником административной теории менеджмента считают:

1. А. Файоля 2. Ф. Тейлора 3. М. Вебера 4. Г. Эмерсона



2. Сколько принципов управления выделил А. Файоль?

1. 12 2. 14 3. 3 4. 5



3. Что характерно для теории А. Файоля? (возможно 2 варианта ответа)

1. менеджменту можно и нужно обучать, нет необходимости проходить все ступени на производстве для становления управляющим

2. менеджером может быть только тот, кто прошел трудовой путь от рабочего низшего звена

3. универсальный подход к управлению, менеджмент является отдельным умением, применимым во всех видах предприятий и организаторской деятельности, руководство должно получать управленческую подготовку

4. в организации необходимы функциональные менеджеры.

4. Назовите функции управления по Файолю? (возможно несколько вариантов ответов)

1. планирование 2. Организация 3. Руководство 4. координация

5. контроль 6. Мотивация 7. консультирование

5. Макс Вебер стал родоначальником:

1. теории рациональной бюрократии 2. административной теории

3. научного менеджмента 4. управления по заданиям

6. Кому принадлежит выделение чистых типов законной власти?

1. М. Веберу 2. А. Файолю 3. Ф. Тейлору 4. Р. Оуэну



7. Какая функция управления, согласно Файолю, определялась как искусство, которое базируется на определенных личностных качествах и знании общих принципов управления.

1. планирование 2. Руководство 3. Контроль

4. координация 5. организация

8. Укажите типы законной власти: (возможно несколько вариантов ответов)

1. рационально-легальная власть 2. традиционная власть

3. харизматическая власть 4. экономическая власть

9. Согласно М. Веберу, необходимыми элементами идеальной бюрократии были: (возможно несколько вариантов ответов)

1. разделение труда

2. четкое построение согласно иерархическому принципу

3. система правил, норм, формальных процедур

4. построение внутренней системы отношений на формальных началах

5. подбор кадров по формальным признакам на конкурсной основе



10. Какой тип законной власти основывается на вере в святость древних традиций и законности статуса тех, кто осуществляет власть?

1. традиционный 2. рационально-легальный

3. харизматический

11. С кем связывают возникновение школы человеческих отношений?

1. Э. Мэйо, Ф. Ротлисбекрг 2. М. Фоллет

3. Р. Оуэн 4. Ф. Тейлор

12. Учение, которое основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них, это:

1. бихевиоризм 2. школа человеческих отношений

3. экзистенционализм 4. функционализм

13. М.П. Фоллет:

1. внесла значительный вклад в развитие школы психологии и человеческих отношений

2. стала родоначальником школы человеческих отношений

3. была представителем школы научного менеджмента

4. была представителем административной школы

14. Основной результат хоторнских экспериментов (возможно 2 варианта ответа):

1. развитие социального аспекта

2. людьми движут деньги

3. условия труда определяют производительность

4. производительность улучшается за счет улучшения взаимоотношений в коллективе

15. Что включала доктрина человеческих отношений? (возможно 2 варианта ответа)

1. людей необходимо стимулировать методом «кнута и пряника»

2. беседы «психологических советников»

3. организация мероприятий «участие рабочих в принятии решений»

4. необходимо улучшать условия труда

16. Представители школы человеческих отношений:

1. М. Фоллет, Э. Мэйо 2. Ф. и Л. Гилбреты 3. Ф. Тейлор 4. М. Кук



17. Кто первым осознал важность влияния социально-психологических факторов на рост производительности труда?

1. Р. Оуэн 2. Э. Мэйо 3. М. Фоллет 4. Ф. Герцберг



18. Кто одним из первых выдвинул идею «участия рабочих в управлении»?

1. Р. Оуэн 2. Э. Мэйо 3. М. Фоллет 4. М. Кук



19. Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание:

1. изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации

2. потребностям рабочих

3. заработной плате

4. социальным гарантиям

20. Первым, кто осознал конституцию и законы человеческих потребностей был:

1. М. Фоллет 2. Э. Мэйо 3. Ф. Тейлор 4. А. Маслоу



21. Достоинство концепции А. Маслоу:

1. в принципе иерархии

2. в принципе эффективности

3. в принципе функциональности

4. в новаторстве

22. Теория управления Ф. Герцберга основывается:

1. на иерархии потребностей

2. на эмоциях

3. на двух системах потребностей: гигиенические факторы и мотиваторы

4. на достижении

23. Повышение производительности и удовлетворенности работой зависит от:

1. гигиенических факторов

2. мотиваторов

3. условий труда

4. от личности руководителя

24. Какие теории разработал Д. Маккгрегор?

1. Теории «X» и «Y»

2. теорию иерархии потребностей

3. двухфакторную теорию управления



25. Предпосылкой какой теории является предположение о том, что среднетипичный человек не любит работы и стремится по мере возможностей ее избегать.

1. Теории «X»

2. Теории «Y»

2. теории иерархии потребностей

3. двухфакторной теории управления

26. Предпосылками какой теории являются: : физические и умственные усилия на работе также естественны для человека, как отдых или развлечения; при достижении целей организации, в которых он заинтересован, индивид проявляет самоконтроль; вклад в общее дело есть функция связанного с ним вознаграждения.

1. Теории «X»

2. Теории «Y»

2. теории иерархии потребностей

3. двухфакторной теории управления

27. Кто разработал теорию эмоций? (2 варианта)

1. М. Фоллет 2. Э. Мэйо 3. У. Джемс 4. К. Ланг



28. Кто убедительно доказал, что наибольшего успеха в экономике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению?

1. Д. Макклеланд 2. Э. Мэйо 3. У. Джемс 4. К. Ланг



29. «Формула успеха» Аткинсона гласила:

1. чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой.

2. основную роль играют мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха.

3. управлять – значит предвидеть



МОДУЛЬ 3 (темы с 7 по 9)

1. В России разработка научных основ менеджмента велась в рамках?

1. научной организации труда

2. тектологии

3. административной теория

4. школы научного управления

2. Под научной организацией труда надлежит понимать:

1. административную теорию

2. организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами

3. управление по заданиям

4. принципы управления

3. Кто был автором «Тектологии»?

1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев



4. В чем заключается цель тектологии?

1. в мотивационной деятельности

2. в превращении мира в организационное целое, более совершенное, чем это было ранее.

3. в учете человеческого фактора



5. В чем заключается основная заслуга А. Гастева?

1. в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии

2. в разработке концепции школы человеческих отношений

3. в разработке 12 принципов эффективности



6. Кто из советских ученых уделял большое внимание культуре труда?

1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев



7. Какой принцип Ерманский считал главным?

1. принцип положительного потбора

2. организационная сумма больше арифметической суммы сил ее составляющих

3. принцип оптимума



8. Кому принадлежит теория «всякой организационной деятельности»?

1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев



9. Особенно большое внимание П. Керженцев уделял:

1. организационным методам

2. мотивационным методам

3 консультационным методам

4. научным методам

10. Сочетание сил, при котором они, благодаря своим свойствам, подкрепляют, усиливают друг друга, но ни в коем случае не ослабляют:

1. принцип положительного потбора

2. организационная сумма больше арифметической суммы сил ее составляющих

3. принцип оптимума



11. Современный менеджмент в США базируется на исторических предпосылках (возможно несколько вариантов):

  1. наличии рынка;

    1. индустриальном способе организации производства;

    2. корпорации как основной форме предпринимательства.

    3. стратегическом управлении


12. Концепция стратегического управления основана на:

1. системном и ситуационном подходах

2. мотивационном подходе

3. корпоративном подходе



13. Основные формы привлечения рабочих к управлению в США НЕ включают:

1.участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;

2.создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;

3. разработка систем участия в прибыли;

4. привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

5. составление стратегии всей фирмы


14. Сущность японского менеджмента заключается:

1. в управлении на основе санкций и штрафов

2. в управлении людьми

3. в отсутствии учета человеческого фактора



15. «Система пожизненного найма» характерна для:

1. модели европейского менеджмента

2. модели американского менеджмента

3. модели японского менеджмента

4. модели российского менеджмента

16. Концепция « социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда НЕ включает:

1. усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования

2. внедрение индикативного планирования

3. внедрение директивного планирования



17. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации:

1. одно из основных положений концепции современного менеджмента

2. основа менеджмента США

2. основа российского менеджмента

18. Новые области менеджмента включают: (возможно 2 варианта)

1. управление сервисом

2. имитационное моделирование

3. стратегическое управление

4. управление образованием

19. Оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых характерно для:

1. американской модели менеджмента

2. шведской модели социализма

3. японской модели менеджмента



20. Изучение зарубежных моделей менеджмента показывает, что:

1. основные успешные методы управления одной страны необходимо превнеосить в управление другой

2. перенесение элементов управления одной модели категорически запрещено без ее адаптации в конкретных национально-культурных условиях

3. западноевропейская модель менеджмента – лучший образ управления



10. Контрольные вопросы

    1. <предыдущая страница | следующая страница>


Учебно-методический комплекс по дисциплине «История менеджмента» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»

Охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы, включая секретаря и машинистку. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют

1594.33kb.

23 09 2014
8 стр.


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «контроль и ревизия» по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар

490.26kb.

06 10 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая информатика» Направление подготовки

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип

511.55kb.

16 12 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины ( опд. Ф. 20 ) Геоурбанистика

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Геоурбанистика» для специальности «Геоэкология»

654.88kb.

17 12 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины стратегический менеджмент Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул

Охватывает такие процессы, как: • взаимодействие менеджеров и рабочих

2035.38kb.

15 12 2014
8 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Издание подготовлено в соответствии с требованиями и со­держанием государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция»
6.67kb.

10 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для направления «Магистратура»

Выписка из государственного стандарта для студентов специальности 030. 500. 62 «Магистратура»

375.64kb.

12 10 2014
1 стр.