Перейти на главную страницу
1. Концепция современного менеджмента
2. Основные тенденции развития менеджмента
3. Новые области менеджмента
3. Управление на основе постоянных нововведений.
4. Отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию.
5. Использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не утративших предпринимательского интереса.
6. Выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы; выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.
7. Создание системы социальной защиты населения, проведение ее под лозунгом «благосостояние для всех».
8. Введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, годовых планов использования госбюджета.
9. Совершенствование методов мотивации и управления персоналом, которые остаются в настоящее время самой актуальной и неразрешенной проблемой.
10. Повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления.
Понимание и использование на практике отдельных элементов зарубежных моделей менеджмента поможет российским менеджерам и бизнесменам глубже разобраться в проблемах управления экономикой страны.
Сформулированные базовые принципы управления находите; в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.
3. Новые области менеджмента
Количество новых областей менеджмента, методик, концепций и инструментов управления, которыми должен владеть современный менеджер постоянно возрастает. В самостоятельную отрасль выдвинулось управление сервисом. Разнообразие видов сервиса столь велико, что управление сервисом возможно лишь при строгой классификации, построении специальных моделей и информационных систем. Например, американскому потребителю сейчас предлагается около 600 моделей легкового и грузового автотранспорта.
Не говоря уже о традиционных областях менеджмента. До недавнего времени внедрение считалось частью управления производством. Сейчас это самостоятельное и перспективное направление, внутри которого уже выделяются собственные подотрасли, например, «ноу-хау», гибкое автоматизированное производство.
В каждой из этих отраслей уже не столько менеджмента в целом, сколько одного из его направлений, появляются даже конкурирующие концепции и теории, альтернативные программы, что свидетельствует о высокой плотности эмпирических исследований и активном теоретическом поиске. Так, управление информационными ресурсами (Information Resource Management) охватывает планирование, подготовку персонала, разработку бюджетов, организацию, оперативное управление и другие виды информационной деятельности.
Частным разделом этой деятельности выступает управление на основе моделей (model management), структурное моделирование, ситуативное моделирование. Особенно активно развиваются сейчас такие направления менеджмента, как имитационное моделирование и теория принятия управленческих решений. В отдельное направление выделилось также управление риском (risk management), которое эффективно в условиях нестабильной экономической ситуации и интенсивной нововведенческой деятельности.
Таков далеко не полный перечень направлений современного менеджмента. Мы убеждаемся, что это практически необозримое поле деятельности, причем постоянно обновляющееся и расширяющееся.
При изучении дисциплины «История менеджмента» предусмотрены лекционные и семинарские занятия, самостоятельная работа студента.
Для организации самостоятельной работы по изучению курса студентам предлагаются учебники (5), конспект лекций (раздел 6.1).
В конспекте лекций приведены основные теоретические вопросы по данному курсу.
Контрольная работа по курсу «История менеджмента» учебным планом не предусмотрена.
1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для ВУЗов.-3-е издание, перераб. и допол.-М.: Проспект,2008
2. Веснин В.Р. Менеджмент в схемах и определениях: учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2008
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ,2008
4. Горбушин А.Е. История менеджмента.-Киров,2004
5. Грейсон Дж., Одел К. Американский менеджмент на пороге XXI века-М., 1991.
6. История российского менеджмента.-СПб.,2004.
7. Кравченко А.И. История менеджмента. -М: Инфра-М,2000.
8. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика 2000.
9. Маршев В.И. История управленческой мысли.-М: Инфра-М, 2005.
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М: Инфра-М,2005.
11. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.
12.Упарвление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М., 1992.
13. Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. М., 1993.
14.Якокка Ли. Карьера менеджера.-М., 1991.
7. Требования к уровню освоения программы и
формы текущего промежуточного и итогового контроля
7.1. Формы текущего промежуточного и итогового контроля
Требования к промежуточной аттестации студентов:
Формой текущего промежуточного и итогового контроля является компьютерное тестирование. Для проведения компьютерного тестирования студент должен получить индивидуальный пароль, который идентифицируется как допуск к сдаче зачета.
В результате компьютерного тестирования оценивается количество правильных ответов.
Критерии оценки:
1. в Древней Греции
2. в Риме
3. в Америке
4. в Китае
2. Соотнесите следующие понятия из левой колонки с понятиями из правой колонки:
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
1. Г. Гант 2. Ф. Гилбрет 3. Л. Гилбрет 4. Ф. Тейлор
1. Луис Брендис 2. Фредерик Тейлор
3. Лилиан Гилбрет 4. Фрэнк Гилбрет
8. Основным достижением Лилиан Гилбрет стало:
1. разработка концепции психологии управления
2. выделение 17 видов элементарных движений
3. изобретение графиков в управлении
4. разработка управления заданиями.
9. Гаррингтон Эмерсон внес следующий вклад в становление научного менеджмента:
1. определил 12 принципов эффективности управления
2. обосновал менеджмент муниципальными учреждениями
3. ввел хронометраж в промышленных исследованиях
4. стал основоположником психологии упарвления.
10. В какой сфере развивал концепцию научного менеджмента Морис Кук?
1. в промышленной
2. в текстильной
3. расширял учение об эффективности для муниципальных и образовательных учреждений
4. в военной
7.2.4.По теме 4:
1.Основоположником административной теории менеджмента считают:
1. А. Файоля 2. Ф. Тейлора 3. М. Вебера 4. Г. Эмерсона
1. 12 2. 14 3. 3 4. 5
1. менеджменту можно и нужно обучать, нет необходимости проходить все ступени на производстве для становления управляющим
2. менеджером может быть только тот, кто прошел трудовой путь от рабочего низшего звена
3. универсальный подход к управлению, менеджмент является отдельным умением, применимым во всех видах предприятий и организаторской деятельности, руководство должно получать управленческую подготовку
4. в организации необходимы функциональные менеджеры.
4. Назовите функции управления по Файолю? (возможно несколько вариантов ответов)
1. планирование 2. Организация 3. Руководство 4. координация
5. контроль 6. Мотивация 7. консультирование
5. Макс Вебер стал родоначальником:
1. теории рациональной бюрократии 2. административной теории
3. научного менеджмента 4. управления по заданиям
6. Кому принадлежит выделение чистых типов законной власти?
1. М. Веберу 2. А. Файолю 3. Ф. Тейлору 4. Р. Оуэну
1. планирование 2. Руководство 3. Контроль
4. координация 5. организация
8. Укажите типы законной власти: (возможно несколько вариантов ответов)
1. рационально-легальная власть 2. традиционная власть
3. харизматическая власть 4. экономическая власть
9. Согласно М. Веберу, необходимыми элементами идеальной бюрократии были: (возможно несколько вариантов ответов)
1. разделение труда
2. четкое построение согласно иерархическому принципу
3. система правил, норм, формальных процедур
4. построение внутренней системы отношений на формальных началах
5. подбор кадров по формальным признакам на конкурсной основе
1. традиционный 2. рационально-легальный
3. харизматический
7.2.5.По теме 5:
1. С кем связывают возникновение школы человеческих отношений?
1. Э. Мэйо, Ф. Ротлисбекрг 2. М. Фоллет
3. Р. Оуэн 4. Ф. Тейлор
2. Учение, которое основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них, это:
1. бихевиоризм 2. школа человеческих отношений
3. экзистенционализм 4. функционализм
3. М.П. Фоллет:
1. внесла значительный вклад в развитие школы психологии и человеческих отношений
2. стала родоначальником школы человеческих отношений
3. была представителем школы научного менеджмента
4. была представителем административной школы
4. Основной результат хоторнских экспериментов (возможно 2 варианта ответа):
1. развитие социального аспекта
2. людьми движут деньги
3. условия труда определяют производительность
4. производительность улучшается за счет улучшения взаимоотношений в коллективе
5. Что включала доктрина человеческих отношений? (возможно 2 варианта ответа)
1. людей необходимо стимулировать методом «кнута и пряника»
2. беседы «психологических советников»
3. организация мероприятий «участие рабочих в принятии решений»
4. необходимо улучшать условия труда
6. Представители школы человеческих отношений:
1. М. Фоллет, Э. Мэйо 2. Ф. и Л. Гилбреты 3. Ф. Тейлор 4. М. Кук
1. Р. Оуэн 2. Э. Мэйо 3. М. Фоллет 4. Ф. Герцберг
1. Р. Оуэн 2. Э. Мэйо 3. М. Фоллет 4. М. Кук
1. изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации
2. потребностям рабочих
3. заработной плате
4. социальным гарантиям
7.2.6.По теме 6:
1. Первым, кто осознал конституцию и законы человеческих потребностей был:
1. М. Фоллет 2. Э. Мэйо 3. Ф. Тейлор 4. А. Маслоу
1. в принципе иерархии
2. в принципе эффективности
3. в принципе функциональности
4. в новаторстве
3. Теория управления Ф. Герцберга основывается:
1. на иерархии потребностей
2. на эмоциях
3. на двух системах потребностей: гигиенические факторы и мотиваторы
4. на достижении
4. Повышение производительности и удовлетворенности работой зависит от:
1. гигиенических факторов
2. мотиваторов
3. условий труда
4. от личности руководителя
5. Какие теории разработал Д. Маккгрегор?
1. Теории «X» и «Y»
2. теорию иерархии потребностей
3. двухфакторную теорию управления
1. Теории «X»
2. Теории «Y»
2. теории иерархии потребностей
3. двухфакторной теории управления
7. Предпосылками какой теории являются: : физические и умственные усилия на работе также естественны для человека, как отдых или развлечения; при достижении целей организации, в которых он заинтересован, индивид проявляет самоконтроль; вклад в общее дело есть функция связанного с ним вознаграждения.
1. Теории «X»
2. Теории «Y»
2. теории иерархии потребностей
3. двухфакторной теории управления
8. Кто разработал теорию эмоций? (2 варианта)
1. М. Фоллет 2. Э. Мэйо 3. У. Джемс 4. К. Ланг
1. Д. Макклеланд 2. Э. Мэйо 3. У. Джемс 4. К. Ланг
1. чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой.
2. основную роль играют мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха.
3. управлять – значит предвидеть
1. научной организации труда
2. тектологии
3. административной теория
4. школы научного управления
2. Под научной организацией труда надлежит понимать:
1. административную теорию
2. организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами
3. управление по заданиям
4. принципы управления
3. Кто был автором «Тектологии»?
1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев
1. в мотивационной деятельности
2. в превращении мира в организационное целое, более совершенное, чем это было ранее.
3. в учете человеческого фактора
1. в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии
2. в разработке концепции школы человеческих отношений
3. в разработке 12 принципов эффективности
1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев
1. принцип положительного потбора
2. организационная сумма больше арифметической суммы сил ее составляющих
3. принцип оптимума
1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев
1. организационным методам
2. мотивационным методам
3 консультационным методам
4. научным методам
10. Сочетание сил, при котором они, благодаря своим свойствам, подкрепляют, усиливают друг друга, но ни в коем случае не ослабляют:
1. принцип положительного потбора
2. организационная сумма больше арифметической суммы сил ее составляющих
3. принцип оптимума
1. системном и ситуационном подходах
2. мотивационном подходе
3. корпоративном подходе
1.участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;
2.создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;
3. разработка систем участия в прибыли;
4. привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
5. составление стратегии всей фирмы
1. в управлении на основе санкций и штрафов
2. в управлении людьми
3. в отсутствии учета человеческого фактора
1. модели европейского менеджмента
2. модели американского менеджмента
3. модели японского менеджмента
4. модели российского менеджмента
6. Концепция « социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда НЕ включает:
1. усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования
2. внедрение индикативного планирования
3. внедрение директивного планирования
1. управление сервисом
2. имитационное моделирование
3. стратегическое управление
4. управление образованием
9. Оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых характерно для:
1. американской модели менеджмента
2. шведской модели социализма
3. японской модели менеджмента
1. основные успешные методы управления одной страны необходимо превнеосить в управление другой
2. перенесение элементов управления одной модели категорически запрещено без ее адаптации в конкретных национально-культурных условиях
3. западноевропейская модель менеджмента – лучший образ управления
№ п/п |
Структура |
II семестр |
1 |
Выполнение рейтингового задания модуля |
15 |
2 |
Выполнение заданий на семинарских занятиях: доклад (до 10 минут) ответ на вопрос, запланированный для обсуждения на семинарском занятии дополнительное сообщение к вопросу, запланированному для обсуждения на семинарском занятии (до 5 минут) дополнение к вопросу
|
5 3 4 1 |
3 |
Посещение занятий: посещение одного занятия 100% занятий 75% 100% занятий 50% 75% занятий 25% 50% занятий 10% 25% занятий
|
2 5 4 3 2 1 |
1. в Древней Греции
2. в Риме
3. в Америке
Ф.Тейлор
Л. Гилбрет
Р. Оуэн
18. Основой всей системы менеджмента Ф. Тейлора стало:
Изучение времени операций
Учет человеческого фактора
Обучение менеджменту
Принципы управления
19. Система дифференцированной оплаты труда НЕ включала:
Изучение и анализ времени выполнения операций для установления норм и стандартов
Дифференциальную оплату сдельной работы
Плата по занимаемой должности
Плата человеку, а не должности
20. Какая концепция впоследствии стала называться научным менеджментом?
Административная
Концепция дифференцированной оплаты труда
Концепция идеальной бюрократии М. Вебера
Концепция управления заданиями Ф. Тейлора
1. Г. Гант 2. Ф. Гилбрет 3. Л. Гилбрет 4. Ф. Тейлор
1. Луис Брендис 2. Фредерик Тейлор
3. Лилиан Гилбрет 4. Фрэнк Гилбрет
24. Основным достижением Лилиан Гилбрет стало:
1. разработка концепции психологии управления
2. выделение 17 видов элементарных движений
3. изобретение графиков в управлении
4. разработка управления заданиями.
25. Гаррингтон Эмерсон внес следующий вклад в становление научного менеджмента:
1. определил 12 принципов эффективности управления
2. обосновал менеджмент муниципальными учреждениями
3. ввел хронометраж в промышленных исследованиях
4. стал основоположником психологии управления.
26. В какой сфере развивал концепцию научного менеджмента Морис Кук?
1. в промышленной
2. в текстильной
3. расширял учение об эффективности для муниципальных и образовательных учреждений
4. в военной
МОДУЛЬ 2. (темы с 4 по 6)
1.Основоположником административной теории менеджмента считают:
1. А. Файоля 2. Ф. Тейлора 3. М. Вебера 4. Г. Эмерсона
1. 12 2. 14 3. 3 4. 5
1. менеджменту можно и нужно обучать, нет необходимости проходить все ступени на производстве для становления управляющим
2. менеджером может быть только тот, кто прошел трудовой путь от рабочего низшего звена
3. универсальный подход к управлению, менеджмент является отдельным умением, применимым во всех видах предприятий и организаторской деятельности, руководство должно получать управленческую подготовку
4. в организации необходимы функциональные менеджеры.
4. Назовите функции управления по Файолю? (возможно несколько вариантов ответов)
1. планирование 2. Организация 3. Руководство 4. координация
5. контроль 6. Мотивация 7. консультирование
5. Макс Вебер стал родоначальником:
1. теории рациональной бюрократии 2. административной теории
3. научного менеджмента 4. управления по заданиям
6. Кому принадлежит выделение чистых типов законной власти?
1. М. Веберу 2. А. Файолю 3. Ф. Тейлору 4. Р. Оуэну
1. планирование 2. Руководство 3. Контроль
4. координация 5. организация
8. Укажите типы законной власти: (возможно несколько вариантов ответов)
1. рационально-легальная власть 2. традиционная власть
3. харизматическая власть 4. экономическая власть
9. Согласно М. Веберу, необходимыми элементами идеальной бюрократии были: (возможно несколько вариантов ответов)
1. разделение труда
2. четкое построение согласно иерархическому принципу
3. система правил, норм, формальных процедур
4. построение внутренней системы отношений на формальных началах
5. подбор кадров по формальным признакам на конкурсной основе
1. традиционный 2. рационально-легальный
3. харизматический
11. С кем связывают возникновение школы человеческих отношений?
1. Э. Мэйо, Ф. Ротлисбекрг 2. М. Фоллет
3. Р. Оуэн 4. Ф. Тейлор
12. Учение, которое основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них, это:
1. бихевиоризм 2. школа человеческих отношений
3. экзистенционализм 4. функционализм
13. М.П. Фоллет:
1. внесла значительный вклад в развитие школы психологии и человеческих отношений
2. стала родоначальником школы человеческих отношений
3. была представителем школы научного менеджмента
4. была представителем административной школы
14. Основной результат хоторнских экспериментов (возможно 2 варианта ответа):
1. развитие социального аспекта
2. людьми движут деньги
3. условия труда определяют производительность
4. производительность улучшается за счет улучшения взаимоотношений в коллективе
15. Что включала доктрина человеческих отношений? (возможно 2 варианта ответа)
1. людей необходимо стимулировать методом «кнута и пряника»
2. беседы «психологических советников»
3. организация мероприятий «участие рабочих в принятии решений»
4. необходимо улучшать условия труда
16. Представители школы человеческих отношений:
1. М. Фоллет, Э. Мэйо 2. Ф. и Л. Гилбреты 3. Ф. Тейлор 4. М. Кук
1. Р. Оуэн 2. Э. Мэйо 3. М. Фоллет 4. Ф. Герцберг
1. Р. Оуэн 2. Э. Мэйо 3. М. Фоллет 4. М. Кук
1. изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации
2. потребностям рабочих
3. заработной плате
4. социальным гарантиям
20. Первым, кто осознал конституцию и законы человеческих потребностей был:
1. М. Фоллет 2. Э. Мэйо 3. Ф. Тейлор 4. А. Маслоу
1. в принципе иерархии
2. в принципе эффективности
3. в принципе функциональности
4. в новаторстве
22. Теория управления Ф. Герцберга основывается:
1. на иерархии потребностей
2. на эмоциях
3. на двух системах потребностей: гигиенические факторы и мотиваторы
4. на достижении
23. Повышение производительности и удовлетворенности работой зависит от:
1. гигиенических факторов
2. мотиваторов
3. условий труда
4. от личности руководителя
24. Какие теории разработал Д. Маккгрегор?
1. Теории «X» и «Y»
2. теорию иерархии потребностей
3. двухфакторную теорию управления
1. Теории «X»
2. Теории «Y»
2. теории иерархии потребностей
3. двухфакторной теории управления
26. Предпосылками какой теории являются: : физические и умственные усилия на работе также естественны для человека, как отдых или развлечения; при достижении целей организации, в которых он заинтересован, индивид проявляет самоконтроль; вклад в общее дело есть функция связанного с ним вознаграждения.
1. Теории «X»
2. Теории «Y»
2. теории иерархии потребностей
3. двухфакторной теории управления
27. Кто разработал теорию эмоций? (2 варианта)
1. М. Фоллет 2. Э. Мэйо 3. У. Джемс 4. К. Ланг
1. Д. Макклеланд 2. Э. Мэйо 3. У. Джемс 4. К. Ланг
1. чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой.
2. основную роль играют мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха.
3. управлять – значит предвидеть
1. научной организации труда
2. тектологии
3. административной теория
4. школы научного управления
2. Под научной организацией труда надлежит понимать:
1. административную теорию
2. организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами
3. управление по заданиям
4. принципы управления
3. Кто был автором «Тектологии»?
1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев
1. в мотивационной деятельности
2. в превращении мира в организационное целое, более совершенное, чем это было ранее.
3. в учете человеческого фактора
1. в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии
2. в разработке концепции школы человеческих отношений
3. в разработке 12 принципов эффективности
1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев
1. принцип положительного потбора
2. организационная сумма больше арифметической суммы сил ее составляющих
3. принцип оптимума
1. О. Ерманский 2. П. Керженцев 3. А. Богданов 4. А. Гастев
1. организационным методам
2. мотивационным методам
3 консультационным методам
4. научным методам
10. Сочетание сил, при котором они, благодаря своим свойствам, подкрепляют, усиливают друг друга, но ни в коем случае не ослабляют:
1. принцип положительного потбора
2. организационная сумма больше арифметической суммы сил ее составляющих
3. принцип оптимума
1. системном и ситуационном подходах
2. мотивационном подходе
3. корпоративном подходе
1.участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;
2.создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;
3. разработка систем участия в прибыли;
4. привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
5. составление стратегии всей фирмы
1. в управлении на основе санкций и штрафов
2. в управлении людьми
3. в отсутствии учета человеческого фактора
1. модели европейского менеджмента
2. модели американского менеджмента
3. модели японского менеджмента
4. модели российского менеджмента
16. Концепция « социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда НЕ включает:
1. усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования
2. внедрение индикативного планирования
3. внедрение директивного планирования
1. управление сервисом
2. имитационное моделирование
3. стратегическое управление
4. управление образованием
19. Оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых характерно для:
1. американской модели менеджмента
2. шведской модели социализма
3. японской модели менеджмента
1. основные успешные методы управления одной страны необходимо превнеосить в управление другой
2. перенесение элементов управления одной модели категорически запрещено без ее адаптации в конкретных национально-культурных условиях
3. западноевропейская модель менеджмента – лучший образ управления
Охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы, включая секретаря и машинистку. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют
23 09 2014
8 стр.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар
06 10 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип
16 12 2014
6 стр.
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Геоурбанистика» для специальности «Геоэкология»
17 12 2014
6 стр.
Охватывает такие процессы, как: • взаимодействие менеджеров и рабочих
15 12 2014
8 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
Выписка из государственного стандарта для студентов специальности 030. 500. 62 «Магистратура»
12 10 2014
1 стр.