Перейти на главную страницу
2. Вклад супругов Гилбрет в развитие теории менеджмента
3. Вклад Г. Ганта в развитие теории менеджмента. Революционное изобретение Г. Ганта.
4. Управленческие идеи в работах Г. Эмерсона. Двенадцать принципов эффективности Г. Эмерсона
1. А. Файоль и его вклад в развитие теории менеджмента.
2. Четырнадцать принципов управления А. Файоля и их содержание.
3. Функции управления и их содержание..
4. Чистые типы законной власти М. Вебера.
5. Теория «Идеальной бюрократии» М. Вебера.
Анри Файоль (1841-1925) французский инженер- менеджер стал отцом, основателем первой теории управления благодаря изучению процесса управления. На основе собственного опыта Файоль начал формулировать идеи административной теории уже в 1900г. Ранние интерпретации Файоля представляли его работу в противовес взглядам Тейлора. Тейлор начинал с осуществления своих методов на уровне цеха и затем делал выводы на основании опыта управления этой единицей. Файоль же построил свою систему общего управления с точки зрения менеджера высшего уровня и затем применил ее к низшим организационным элементам.
Файоль намеревался написать большую, состоящую из четырех частей, работу по управлению, которая должна была включать: Часть 1 - необходимость и возможность обучения управлению: Часть 11 - принципы и элементы управления; Часть III - свои персональные наблюдения и опыты; и Часть IV - уроки войны. Части Ш и IV так никогда и не появились, но и начала было достаточно, чтобы увидеть акцент Файоля на важности управления любыми свершениями, будь они большими или маленькими, промышленными, коммерческими, политическими, религиозными, или любыми другими. Эта универсальность менеджмента является главным вкладом, поскольку она позволяла преодолеть узкие представления и взгляды на менеджмент и относиться к изучению менеджмента не как самого себя, а как инструмента воздействия на любую систему. Файоль начал с определения, распознания шести групп действий, присутствующих во всех промышленных предприятиях: (1) техническая - производственная, производительная; (2) коммерческая - или закупка, продажа и обмен; (3) финансовая - поиск и оптимальное использование капитала;(4) безопасность - защита собственности и людей; (5) бухгалтерский учет - инвентаризация, балансовая отчетность, затраты и статистика и (6) управленческая - планирование, организация, распорядительство, координация, и контроль. Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо.
В представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том что каждый менеджер будет нуждаться в специальном знании, которое является специфическим для любой функции будь-то техническая, финансовая или любая другая. В общем же, каждый менеджер нуждался в следующих качествах и способностях:
1. Физические качества: здоровье, энергия, ловкость.
2. Умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться.
3. Моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициативу, лояльность, такт, достоинство.
4. Общее образование: общее знакомство с вопросами, не принадлежащими исключительно к выполняемой функции.
5. Специальное знание: специфическое для функции будь это техническая, коммерческая, финансовая, организаторская, и т.д. ...
6. Опыт: знание, являющееся результатом надлежащей работы. Это осознание уроков, которые каждый извлекал самостоятельно из вещей.
Он также отразил относительную важность необходимых способностей и умений для персонала в зависимости от их местоположения в иерархии управления. Чем выше уровень власти и полномочий, тем более доминирующей становилось управленческое умение.
Различия в относительной важности умений стали решающими в определении Файолем понятия обучения менеджменту. Учитывая быстрое распространение больших фирм и других организаций он отмечал, что их будущее руководство должно получать управленческую подготовку. В школах не обучали менеджменту, так как руководители промышленности полагали, что практики и опыт были единственной дорогой к управленческим должностям. Файоль же обобщил свой опыт в теорию, указав, что (1) менеджмент является отдельным умением, применимым во всех видах предприятий и организаторской деятельности; (2) и это умение становилось все более важным и определяющим по мере восхождения по иерархической лестнице; (3) управленческим знаниям и умению можно обучить.
Понимание Файолем принципов было не столь жестким, как это имеет место в естественных науках и означает правило или закон. Число принципов управления неограниченно. ринципы Файоля были получены из тех, которые он использовал наиболее часто в собственном опыте. Они не были непреложными и неизменными, но служили как "маяки", чтобы указать путь теории. Известными четырнадцатью принципами Файоля были следующие:
1.Разделение труда (разделение труда не должно ограничиваться технической работой, но могло бы применяться также к специализации функций и разделении полномочий, то есть и к организаторским действиям).
2. Власть (право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться).
3. Дисциплина (основана на повиновении и уважении между фирмой и служащими).
4. Единство распорядительства (командования) (распоряжения служащему должен отдавать только один начальник).
5. Единство руководства (необходимо для единства действия, координации сил и сложения усилий).
6. Подчинение частных интересов общим (призыв к ликвидации невежества, честолюбия, эгоизма, лени, слабости и других человеческих страстей, которые создают конфликты).
7. Вознаграждение (способ оплаты зависит от многих факторов и что цель состоит в том, чтобы сделать персонал более полезным).
8. Централизация (степень централизации должна изменяться согласно обстоятельствам).
9. Иерархия (цепь руководящих должностей начиная с высших и кончая самыми низшими).
10. Порядок (определенное место для всякой вещи и всякую вещь на своем месте).
11. Справедливость (следовала из доброты и правосудия и обеспечила принцип для отношений между служащими).
12. Постоянство состава персонала (планирование персонала и условия для замены человеческих ресурсов).
13. Инициатива (призывала индивидуумов показывать рвение и энергию во всех усилиях).
14. Единение персонала (создание гармонии и единство в пределах фирмы).
Файолевские четырнадцать принципов представляют строительные блоки в его обсуждении элементов управления. Вклад Файоля в том и состоял, что он сумел объединить эти принципы в концептуальной схеме.
3. Функции управления и их содержание.
Файоль не использовал термин процесс, чтобы описать функции менеджера, но выбрал вместо него - элементы управления.
Первым элементом, и один он подчеркнул это, является планирование. Для Файоля управлять - это значит предвидеть и предвидение является необходимым элементом управления. Любая программа действия покоится: (1) на ресурсах предприятия, то есть недвижимости, оборудовании, сырье, персонале, районах сбыта, паблик рилейшнз и т.д.; (2) природе и важности текущих операций; и (3) будущих тенденциях во всей деятельности предприятия, время наступления которых нельзя определить. Развивая программу действий, Файоль предложил раннюю концепцию участия работников в управлении. Упор Файоля на долгосрочное планирование является уникальным вкладом в развитие управленческой мысли.
Второй элемент, организация, включала в себя условия для структурирования действий и отношений, а также набор, оценку и обучение персонала. Структура организации должна быть устроена таким образом, чтобы обеспечить единство движения к цели фирмы.
Руководство, третья функции Файоля, имело своей целью вовлечение, насколько это возможно, подчиненных служащих в круг интересов предприятия. Руководство - это искусство, которое базировалось на определенных личностных качествах и знании общих принципов управления.
Координация, рассматриваемая Файолем как отдельный элемент управления, означала согласование всех действий в предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех.
Контроль состоял из проверке - все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам. Цель контроля состоит в нахождении ошибок, чтобы их можно было исправлять и предотвращать повторение. Контроль должен был примениться к людям, целям и действиям. Эффективный контроль основывается на быстром действии, сопровождаемом санкциями в случае необходимости. Контроль должен быть беспристрастным и Файоль рекомендовал организационное отделение инспектора от тех, кого он контролирует, чтобы обеспечить независимость функции контроля.
4. Чистые типы законной власти М. Вебера.
Жизнь и деятельность Макса Вебера (1864-1920) шли хронологически параллельно таковым Файоля и Фредерика Тейлора. Идеал для Вебера, не означал желательный, а был чистой формой организации.
Вебер признавал три чистых типа законной (то есть, социально приемлемый) власти: (1) рационально - легальная власть, которая опиралась на законность или право тех, кто поднялся к власти... возможности руководить; (2) традиционный тип, который опирался на веру в святость древних традиций и законности статуса тех, кто осуществлял власть ; и (3) харизматическая власть, которая была основывается на преданности к определенной и исключительной святости, героизме, или исключительных чертах характера личности.
В случае рационально - легальной власти повиновение подчиненных основывается на легально установленной иерархии типа бизнеса, государственного офиса, воинского соединения или любой другой организации. Это есть повиновение власти установленного должности или ранга.
В традиционной власти существует повиновение человеку, который занял традиционно санкционированную властную должность.
В харизматической власти, (харизма - есть раннехристианская концепция дара милости Божией) лидеру повиновались на основании личного доверия последователей и веры в полномочия или откровения лидера.
Форма власти есть краеугольный камень любой организации. Без власти некоторого типа, никакая организация не может направляться к цели; власть вносит порядок в хаос. Из трех чистых типов власти, отмечал Вебер, рационально - юридическая может обеспечить основу бюрократии, поскольку она: (1) обеспечивает основание для непрерывности администрации и управления; (2) рациональна, так как лицо, занимающее соответствующую власти должность выбирается на основе компетентности для исполнения обязанностей; (3) лидер обеспечивается законными средствами для осуществления власти; и (4) власть четко определена и тщательно подогнана к функциям, необходимым для выполнения задач организации. И, наоборот, традиция как законная власть будет менее эффективна, так как лидеры не были выбраны на основе компетентности и потому, что такая организация будет действовать в интересах сохранения традиции, то есть будет ориентирована на прошлое. Аналогично обстоит дело и с харизматической властью, которая слишком эмоциональна и иррациональна в том смысле, что она не основана на правилах и обычаях и зависит от мистики и божественных открытий.
5. Теория «Идеальной бюрократии» М. Вебера.
Концепция Вебера лучшей административной системы поразительно аналогична тейлоровской, поскольку управление или администрация означали для них осуществление контроля на основе знаний. Они искали техническую компетентность в лидерах, которые осуществляют власть на основе факта, а не прихоти, на основании способностей, а не фаворитизма.Необходимыми элементами идеальной бюрократии Вебера были следующие:
1. Разделение труда, в котором власть и ответственность была ясно определена для каждого члена и закреплена в официальных обязанностях.
2. Четким построением иерархическому принципу, то есть на основе ступенчатого подчинения и зависимостью числа уровней иерархии и руководителей от общего количества подчиненных;
3.Системой правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях и служащих основой административного управления и контроля;
4. Построением внутренней системы отношений на формальных началах как взаимодействия между должностями, а не личностями;
5. Подбором кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов, что должно было обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников. Необходимо заметить, что подобные принципы работы с кадрами перекликаются с основными принципами известной японской системы пожизненного найма.
Для Вебера бюрократия реализовывала идеальную административную систему и не была подвержена неэффективности.
Охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы, включая секретаря и машинистку. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют
23 09 2014
8 стр.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар
06 10 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип
16 12 2014
6 стр.
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Геоурбанистика» для специальности «Геоэкология»
17 12 2014
6 стр.
Охватывает такие процессы, как: • взаимодействие менеджеров и рабочих
15 12 2014
8 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
Выписка из государственного стандарта для студентов специальности 030. 500. 62 «Магистратура»
12 10 2014
1 стр.