ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра философии и социологии права
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА»
Для специальности 030501– юриспруденция
(очная форма обучения)
Составители рабочей программы
Д.ю.н., профессор Посконина О.В.
Ст. преподаватель Балобанов Я.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «14» июня 2007 г.
Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.
Председатель МК ____________________/_________________________/
ИЖЕВСК
2007
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ГОС)
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021100 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Общие требования к образованию дипломированного специалиста:
Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.
Юрист должен:
-
обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
-
понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
Требования по циклу общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин:
Юрист должен в области социологии:
-
иметь научное представление об обществе как о целостной социокультурной системе, о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;
-
знать основные функции социологии, главные цели применения социологического знания, современные социально-политические проблемы российского общества, основные методы и направления исследований политической социологии, структуру, содержание и функции юридической социологии;
-
владеть навыками по методике и технике социологических исследований.
Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента,
дисциплин регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста-юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин регионального (вузовского)компонента, указанный в настоящем государственном образовательном стандарте носит рекомендательный характер.
ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ВУЗОВСКИЙ) КОМПОНЕНТ
ГСЭ.Р.03 Социология.
История становления и развития социологии; общество как социо-культурная система; социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений; культура как система ценностей, смысла жизни, образца действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики, социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами: групповая динамика, социальные поведение, обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура и стратификация; социальные институты и организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения, социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобальность социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования.
При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
-
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать пять обязательных дисциплин федерального компонента, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, дисциплины регионального компонента и дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. Количество часов для дисциплин федерального компонента определены настоящим государственным образовательным стандартом. Количество часов для остальных гуманитарных и социально-экономических дисциплин определяется вузом;
-
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
-
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач из профессиональной деятельности.
1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”
Данный курс входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, являясь при этом профессионально ориентированным курсом по выбору студента. Он адресован студентам третьего года обучения, обладающими знаниями как в области философии, так и теории государства и права.
В системе современного юридического образования социология права представляет собой самостоятельную юридическую дисциплину общетеоретического статуса. Изучение общества как социальной системы, социальных отношений, институтов социализации и социального контроля в подготовке юристов должно тесно взаимоувязываться с правом как средством социального регулирования.
Для успешного изучения курса студент должен иметь представления об основных проблемах и этапах развития социальной философии, в рамках которой в XIX веке вызревают гносеологические предпосылки возникновения новой науки об обществе – социологии; знать о социальной роли и значимости права; уметь анализировать взаимодействия и взаимосвязи права с другими явлениями социальной жизни.
Ядро курса составляют исследования социальной природы и назначения права, его взаимодействия с другими социальными явлениями, что позволяет рассматривать в более широком социально-историческом контексте такое важнейшее средство социального регулирования, каким является право, анализировать его в качестве важнейшей подсистемы общества, выявляя их взаимосвязи и взаимодействия. При этом общеметодологические проблемы социологии права тесно увязываются с конкретными методиками эмпирических исследований правовых явлений.
Программа курса включает 14 лекционных тем.
Курс предполагает: написание реферативных работ или выполнение практических заданий, связанных с подготовкой материалов для проведения социологических опросов в качестве самостоятельной работы; два семинара для проведения тестового контроля.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета.
ЦЕЛИ КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”
После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен иметь представление:
-
об истории возникновения и развития социологии права как юридической дисциплины, о социально-правовых воззрениях зарубежных и отечественных ученых;
-
об основах формирования социологического подхода к изучению права;
-
о социальном механизме действия права;
-
об основных формах и способах сбора эмпирической информации для поведения конкретных социологических исследований в области юриспруденция.
В ходе изучения курса студент должен:
-
добиться усвоения базовых понятий социологической науки;
-
сформировать представление о социологии права как науке, ее общих проблемах и тенденциях развития;
-
добиться понимания основных функций, главных целей исследований в области политической и юридической социологии;
-
усвоить представления об обществе как целостной социокультурной системе, о месте в ней политики и права;
-
завершить формирование собственного профессионального юридического мировоззрения и правовой культуры;
-
сформировать активную жизненную позицию.
СТРУКТУРА КУРСА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”.
Распределение часов по темам курса и видам занятий
Наименование тем | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа |
часы
|
часы
|
|
Тема 1. Основные этапы формирования социологического знания.
|
2
|
|
|
|
Тема 2. Социология права как наука.
|
4
|
1
|
|
Тема 3. Методы сбора эмпирической информации в социологии права.
|
2
|
1
|
|
|
Тема 4. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли.
|
4
|
1
|
|
Тема 5. Общество и право. Социальная обусловленность права.
|
2
|
|
|
|
Тема 6. Социальное действие и социальный контроль. Социальное действие права.
|
2
|
|
|
Тема 7. Эффективность действия права.
|
2
|
|
|
Тема 8. Социализация и культура. Правовая социализация личности.
|
2
|
1
|
|
Тема 9. Социальные группы и общности. Общественное мнение и право.
|
2
|
|
|
Тема 10. Институты и организации. Социология юридической организации.
|
2
|
|
|
Тема 11. Личность и поведение. Правовое поведение личности.
|
2
|
|
|
|
Тема 12. Социология преступности.
|
2
|
|
|
Тема 13. Социологические аспекты проблемы ответственности. Социология уголовного наказания.
|
2
|
|
|
Тема 14. Юридическая конфликтология.
|
4
|
|
|
Всего часов:
|
34
|
4
|
|
следующая страница>